Притчи 5 16 комментарии
Обновлено: 22.11.2024
В этой притче наставления отца имеют конкретную направленность: это настойчивое предостережение против прелюбодейных связей, красочное описание горьких их последствий и противопоставление им преимуществ супружеской верности. Притча завершается напоминанием о том, что грех прелюбодеяния, как и всякий другой, "не скрыт" от глаз Господа.
Прит. 5:1-6. Как и другие, Притча 5 начинается с призыва слушать внимательно и затем, прислушавшись к наставлению старшего, - блюсти рассудительность и хранить знание.
Уста сына, как бы защищенные полученным знанием, противопоставляются "устам чужой жены, источающим мед" (стих 3). Сын предостерегается против ее сладких льстивых речей, льющихся, как елей. Ибо тому, кто поверил им, не избежать горьких, как полынь, последствий - болезненных, словно раны, нанесенные острым мечом (стихи 3-4). Нечистая женщина гибнет духовно, ее ждет преисподняя, да и физически она быстро "сгорает" по причине развратного образа жизни (Ноги ее нисходят к смерти; стих 5). В стихе 6 речь о том, что глупо было бы верить в постоянную привязанность такой женщины.
Прит. 5:7-14. Сознавая, как быстро могут вспыхнуть чувства неопытного юноши, Соломон советует ему - во избежание соблазна - и близко не подходить к дверям дома блудницы. "Здоровье" в стихе 9 и "сила" в стихе 10, возможно, включают и понятие богатства, самоуважения, чести; в разных переводах эти места передаются неодинаково. Что касается смысла стихов 10-11, то относительно этого высказываются следующие соображения: юношу, уличенного в прелюбодейной связи с чужой женой, муж этой женщины мог - из чувства злобы и мести - заставить работать на себя, либо потребовать от него платы деньгами (сравните с Прит. 6:34-35). Но это только догадка, и в Библии свидетельств или "прецедентов", подтверждающих ее, не находим. Горькое раскаяние, которым стал мучиться после юноша, прельстившийся чужой женой, предсказывается в стихах 11-14. Причем в стихе 14 имеется, вероятно, в виду предельное падение его в глазах общества.
Прит. 5:15-20. В стихах 15-17 образ супружеской верности, который приобретает особое звучание в свете того, что на Ближнем Востоке, не богатом водными источниками, собственный водоем или колодезь был особенно ценен в глазах каждого хозяина. В стихах 16-17 речь может идти о детях (сравните с Чис. 24:7, где потомство уподобляется потокам вод) - да не будут они рассеяны тобой "по свету" (по улице… по площадям), но да рождаются лишь от твоей жены (чтобы не принадлежать им, наряду с тобою, - чужим). Описание прелестей жены, с которой человек сошелся еще в юности, схоже с таковым в книге Песни Песней (П. Песн. 4:5; образ "серны" и "лани" характерен для древневосточной любовной поэзии).
Прит. 5:21-23. В стихе 21 - указание на главную причину, почему следует блюсти целомудрие: предпочитающие ему распутный образ жизни ведут его пред очами Господа, Которому известны все пути каждого человека. В стихах 22-23 подразумеваются как естественные последствия его беззакония, так и кары, посылаемые на него свыше.
Похожая притча
5:1, 2 Соломон спешит предостеречь своего сына от одного из распространенных грехов юности. Те, кто внимает мудрому совету и учатся на опыте других, развивают истинную рассудительность.
Поскольку их речь чиста и истинна, это хранит их от неприятностей. Ничто, кроме Слова Божьего, не является адекватной защитой против развращения и обмана, без ограничений процветающих в наши дни. Поэтому апостол Павел увещевает Тимофея, будучи окруженным вероотступничеством, держаться Слова (2 Тим. 3:13-17).
5:3 Остальная часть главы повествует о, так называемой, "древнейшей профессии" – проституции. Чужая жена – это проститутка, женщина, продающая себя для унижающих достоинство целей. Ее можно рассматривать как символ греха, развращенного мира, лжерелигии, идолопоклонства, или любого другого обольстительного искушения, с которым встречается человек. Ее уста источают мед – сладкий, приятный, привлекательный. Она – льстец, ловкий, красноречивый лжец.
5:4 На первый взгляд она кажется приятной и желанной, но последствия от нее горьки, как полынь. Эта история стара как мир – грех привлекателен в перспективе, но ужасен в своих последствиях.
Цена ночи, проведенной с ней, громадна – виноватая совесть, сожаление, скандалы, венерические заболевания, искалеченный брак, разбитая семья, нарушение душевного равновесия, и множество других бед.
5:5, 6 Она ведет свои жертвы по дороге с односторонним движением, ведущей к смерти и преисподней. Падшая женщина не ищет правильной жизни. Ее характер непостоянен и изменчив, и она сама не осознает того, как низко она пала. "Высший путь Жизни – не для нее, изменчивы и скользки ее пути" (Моффат).
5:7 Размышляя о том, насколько высок риск, Соломон строго предостерегает своих детей, призывая их прислушаться к нему и не отступать от его наставления.
5:8 Лучшая мера предосторожности – это держаться от искушения как можно дальше. Бессмысленно искать Божьей помощи и избавления, если мы сами настойчиво вновь и вновь обращаемся к вещам и местам, ассоциирующимся с грехом.
В некоторых случаях необходимо бежать в буквальном смысле этого слова. Поступив так, Иосиф потерял свою одежду, но сохранил чистоту и приобрел корону.
Для того, чтобы исполнить стих 8, возможно, нам необходимо сменить работу, переехать в другой район, или совершить другой решительный шаг.
5:9, 10 Посещающие публичный дом расточают свою мужскую силу, и отдают свои лучшие годы жестокой искусительнице.
5:11 Конец подобной жизни прерывается долгим стоном, когда тело разрушается гонореей, сифилисом, слепотой, двигательной атаксией, СПИДом, и эмоциональными страданиями.
5:12, 13 Ко всем остальным страданиям добавляется скорбь сожаления и раскаяния. Изувеченный грехом человек упрекает себя за то, что не слушал своих родителей, учителей Воскресной школы и друзей-христиан. Он мог бы избежать множества мучений, но был слишком упрям, чтобы прислушаться к предостережениям.
5:14 А ведь еще остается вероятность публичного позора и унижения. Возможно, именно об этом говорит данный стих, хотя он может включать и идею осуждения и наказания за прегрешения.
5:15, 16 Образно выражаясь, Соломон наставляет сына находить все сексуальное удовлетворение в отношениях с его собственной женой в чистоте жизни и любви в браке.
Согласно Переводу Короля Иакова (КИ), этот стих описывает благословения верности в брачных отношениях, которые также станут благословениями и для друзей и родных.
Новый Перевод Короля Иакова (НКИ) перефразирует стих в вопрос: "Зачем разливать источники твои по улице, потоки вод – по площадям?" Таково образное описание абсолютно пустой траты репродуктивных ресурсов человека, который обращается к проститутке.
Нокс переводит этот стих следующим образом: "Пусть потомство твое изобилует как воды источника, разливающиеся по улицам". В данном случае жена уподобляется источнику, а воды символизируют детей, выбегающих из дома и весело играющих на улицах.
5:17 Истинные отношения в браке исключают вмешательство посторонних, и дети наслаждаются чувством безопасности, которое дарует им принадлежность к семье. Таким образом, этот стих предостерегает о трагической судьбе незаконных детей или детей сомнительного происхождения, рожденных в результате беспорядочных половых связей.
5:18 В данном случае "источник" вновь символизирует собственную жену человека. Пусть он обретет радость и дружеское общение с женою юности своей. "Отвергая всех других", как выразил это Майкл Гриффитс, человек обнаруживает, что "нет конца богатствам, берущим свое начало в этих исключительных взаимоотношениях, и теплоте гостеприимства, простирающегося из его дома как благословение для окружающих".
5:19, 20 Мужчина должен сохранить интимность брачного союза для своей жены, обращаясь с ней как с любезною, прекрасною женщиной, каковой она и является. Пусть ее груди будут его упоительным уделом, и пусть он любовью ее услаждается постоянно.
Ибо зачем ему увлекаться лживыми чарами чужой женщины? Зачем обнимать развращенную обольстительницу?
5:21, 22 Хотя глаз человека, возможно, не последует за ним в публичный дом, в гостиничный номер или тайное место для свиданий, однако Бог видит все происходящее. "Тайный грех на земле – это явное посрамление на небесах".
Человек не может предаваться греху и не поплатиться за это. Неотъемлемые последствия греха неизбежны. Джей Адамс пишет:
"Греховные привычки тяжело преодолеть, но если этого не сделать, они свяжут свою жертву еще туже. Человек оказывается прочно опутан узами своего собственного греха. Постепенно он обнаруживает, что грех, подобно нисходящей спирали, постоянно тянет его вниз. Он оказывается пленником, скованным все более стягивающимися путами. В конечном итоге он становится рабом греха".
5:23 Елликотт называет этот стих заключительной сценой жизни распутного человека. Он не обуздывал свои желания и похоти, теперь результатом этого становится смерть. "Он умирает от недостатка разумения; его крайняя глупость уничтожает его" (Моффат).
Жизнь известного поэта Шелли является яркой иллюстрацией этого отрывка. В своем высокомерии он насмехался над идеей моногамного брака, как если бы заключение брачного союза с одним человеком принесло бы разочарование тысячам других. Результатами такого подхода, согласно Гриффитсу, стали одиночество, попытки самоубийства, внебрачные дети и ревность. Джордж Сэмпсон задавался вопросом, "был ли в жизни другого поэта такой шлейф бедствий, подобный тому, который оставил за собой этот "прекрасный, но бесплодный" ангел".
Похожая притча
1-6. Общее и предварительное предостережение против соблазнов нецеломудрия. 7-14. Нарочитое и подробное предостережение от обольщений нецеломудренности с изображением гибельных ее последствий. 15-20. Столь же подробное увещание к противоположной добродетели — супружеской верности и целомудрию вообще. 21-23. В заключение указывается на всеведение и высочайшее правосудие и мздовоздаяние Божие от которого не может безнаказанно сокрыться никакое преступное деяние.
Притч.5:1. Сын мой! внимай мудрости моей, и приклони ухо твое к разуму моему,
Притч.5:2. чтобы соблюсти рассудительность, и чтобы уста твои сохранили знание. [Не внимай льстивой женщине;]
Притч.5:3. ибо мед источают уста чужой жены, и мягче елея речь ее;
Притч.5:4. но последствия от нее горьки, как полынь, остры, как меч обоюдоострый;
Притч.5:5. ноги ее нисходят к смерти, стопы ее достигают преисподней.
Притч.5:6. Если бы ты захотел постигнуть стезю жизни ее, то пути ее непостоянны, и ты не узнаешь их.
Переходя теперь к новой группе увещаний, главным образом к убеждению бегать распутства и влияния распутных женщин, Премудрый здесь (ст. 1-2), как и ниже (Притч 6.20:7.1), где снова и снова возвращается к этому же предмету, с особенной напряженностью отеческой любви и доброжелательства, требует от слушателей особенного внимания к своим наставлениям и особенной тщательности в хранении дорогих и священных заветов, которые должны быть основой благоденствия слушателей. Стоящие в скобках слова «не внимай льстивой женщине» (ст. 2, по слав. т. — начало ст. 3) имеются только у LXX-ти и в Вульгате (в некоторых кодд. LXX отсутствуют) и, по-видимому, являются позднейшею глоссой, поставленной в начале главы в качестве как бы указания темы речи гл. V. В ст. 3-6 Премудрый делает пока лишь косвенное предостережение своих слушателей от пагубного влияния «чужой жены», т. е. блудницы (Притч 2.16), изображая, с одной стороны, внешнюю привлекательность и обольстительность ее, с другой же — конечную бесславную гибель ее. Внешняя привлекательность этой женщины увлекательность ее речи выражается сравнением ее речей (как и невесты в книге Песнь Песней Песн 4.11:5.16) с каплями лучшего сотового меда (3а) и с елеем (3б, ср. Пс 54.22), но последствия увлечения ее ласками крайне пагубны: увлекшийся ими будет испытывать такое же горькое и мучительное чувство, какое испытывает вкусивший горькой полыни (евр. лаана. Vulg.: abstinthtum, — так назыв. в ботанике artemisia abstintium — обычный в Ветхом Завете образ горечи (Втор 29.18; Иер 9.15; Ам 5.17:6.12; Иер 9.14), у LXX слав. не точно: χολὴ, желчь) или получивший глубокую и широкую рану от обоюдоострого меча (ст. 4). Тем естественнее и понятнее неизбежная конечная гибель самой жены распутной: удел ее — смерть (ст. 5), сначала духовная, поскольку духовное начало в ней окончательно подавляется плотским, а затем ранняя и бесславная смерть телесная с последующими мучениями в шеоле — аде. Однако, при свойственном такой жене коварстве, увлекающемуся юноше нелегко бывает открыть истинное свойство и надлежащую цену ее поступков (ст. 6), так как она всегда умеет придать благовидную форму.
Притч.5:7. Итак, дети, слушайте меня и не отступайте от слов уст моих.
Притч.5:8. Держи дальше от нее путь твой и не подходи близко к дверям дома ее,
Притч.5:9. чтобы здоровья твоего не отдать другим и лет твоих мучителю;
Притч.5:10. чтобы не насыщались силою твоею чужие, и труды твои не были для чужого дома.
Притч.5:11. И ты будешь стонать после, когда плоть твоя и тело твое будут истощены, —:
Притч.5:12. и скажешь: «зачем я ненавидел наставление, и сердце мое пренебрегало обличением,
Притч.5:13. и я не слушал голоса учителей моих, не приклонял уха моего к наставникам моим:
Притч.5:14. едва не впал я во всякое зло среди собрания и общества!»
Имея в виду свойственные юноше — способность увлечения и легкую возбудимость его чувственности со стороны всяких чувственных соблазнов, Премудрый советует своему слушателю ученику всячески избегать сколько-нибудь близкой встречи с распутной женой (ст. 6), так как всякий вид прелюбодеяния неизбежно ведет для виновника его — Премудрый говорит только о мужчине, виновнике прелюбодеяния, а не о женщине поскольку вообще обращает свои наставления главным образом даже почти исключительно только к мужской половине Израильского общества, — двоякого рода тяжелым последствиям: 1) к материальным потерям — частью из-за особенной требовательности самой жены распутной, частью вследствие вынужденной рабской службы в доме мужа обольстившей данного юношу женщины: удовлетворить гневу и жажде мщения оскорбленного мужа (ср. Притч 6.34) юноша мог рабской службой в его доме (ст. 9-10), так что юноше пришлось бы работать на чужой дом (ст. 10); 2) к форменному общественному суду (ст. 14), результатом которого могла быть даже смертная казнь для виновников (ст. 14, сн. Лев.20:10; Втор.20:11, Втор.22; Иез 16.40). Тогда на долю несчастного юноши остается лишь позднее и бесплодное, и потому особенно мучительное раскаяние. Для человека, предававшегося разгулу и разврату, «наступит время, когда уже нельзя будет продолжать разгульную жизнь, когда истощенное распутством тело износится от времени и от болезней, сопровождающих разврат и жар плотской похоти потухнет» (еп. Виссарион, с. 62). Тогда начнется пора самообличения грешника (ст. 11-12).
Притч.5:15. Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя.
Притч.5:16. Пусть [не] разливаются источники твои по улице, потоки вод — по площадям;
Притч.5:17. пусть они будут принадлежать тебе одному, а не чужим с тобою.
Притч.5:18. Источник твой да будет благословен; и утешайся женою юности твоей,
Притч.5:19. любезною ланью и прекрасною серною: груди ее да упоявают тебя во всякое время, любовью ее услаждайся постоянно.
Притч.5:20. И для чего тебе, сын мой, увлекаться постороннею и обнимать груди чужой?
В противовес искажениям семейного и полового инстинкта, Премудрый убеждает ученика своего довольствоваться благами супружеского союза с единой законной женой причем сравнивает ее с собственным домашним водоемом и родниковыми источниками. Для каждого домовладельца, особенно в бедных водой восточных странах, служит предметом особенного удовольствия иметь для своего житейского обихода собственный колодезь или цистерну и не обращаться за водой к соседям. С подобным удовольствием Премудрый сравнивает (ст. 15-16) обладание одной, законной женой, без нарушения чистоты супружества, своего или чужого. По связи речи с предыдущим (Притч 5.3 сл., Притч 5.8 дал.), сравнение это имеет прежде всего такой же смысл, как изречение Апостола: «лучше бо есть женитися, нежели разжизатися» (1Кор 7.9). Но это же сравнение (ст. 16-17) имеет и другую сторону: оно обозначает многочисленное потомство от законного, целомудренного супружества, поскольку и в других библейских местах (Чис 24.7; Ис 48.1:51.1-2) дети изображаются под образом вод, текущих из источника, т. е. от родителей. LXX, по-видимому, понимали и ст. 16 только в первом смысле — о пользовании удовольствиями супружества с одной женой, и потому прибавили в начале ст. 16 отрицание μὴ — μῆ ὑπερεκχείσθω. Но многие греч. кодд. (29, 109, 147, 157, 161, 248, 252, 253, 254, 260, 295, 297 у Гольмеса, также Алекс., Альд. Комплют. ) не имеют отрицания, нет его и в Вульгате и славян. Поэтому, кажется, следует предпочесть чтение евр. масор., хотя понимание ст. 16, даваемое у LXX-ти, согласуется с общим контекстом рассматриваемого места (ср. Притч 7.12). В ст. 18 повторяется наставление ст. 15, но с прибавлением совета «утешайся женою юности твоей»; образ выражения прямо напоминает место из законодательства Втор 24.5 о новобрачных. Законная жена при этом выразительно сравнивается (ст. 19) с ланью или серною: обычный в восточной поэзии образ грациозности и миловидности женщины (ср. Песн 2.9:17, 8.14). Напоминая мужу о долге супружеской верности Премудрый выражает желание, чтобы нежные отношения между мужем и женой установившиеся на первых порах их совместной жизни, не ослабевали с течением времени, чтобы взаимная привязанность супругов длилась всю жизнь, и для супруга не было надобности искать супружеских удовольствии на стороне (ст. 19-20).
Притч.5:21. Ибо пред очами Господа пути человека, и Он измеряет все стези его.
Притч.5:22. Беззаконного уловляют собственные беззакония его, и в узах греха своего он содержится:
Притч.5:23. он умирает без наставления, и от множества безумия своего теряется.
В качестве высшего и последнего мотива к избежанию всякого вида нецеломудренности указывается на всеведение Божие и на всеобъемлемость мироправящего промысла Божия (ср. Иов 24.23:34.21, 31.4 от которого тщетно бы думал укрыться предающийся распутству: по суду Божию, распутство, как всякое преступление вообще, влечет за собой частью естественные, частью нарочито посылаемые Богом гибельные последствия (ср. Притч 1.31-32:9.5, 18.7; Пс 7.16 и мн. др.).
Похожая притча
5:1, 2 Соломон спешит предостеречь своего сына от одного из распространенных грехов юности. Те, кто внимает мудрому совету и учатся на опыте других, развивают истинную рассудительность.
Поскольку их речь чиста и истинна, это хранит их от неприятностей. Ничто, кроме Слова Божьего, не является адекватной защитой против развращения и обмана, без ограничений процветающих в наши дни. Поэтому апостол Павел увещевает Тимофея, будучи окруженным вероотступничеством, держаться Слова (2 Тим. 3:13-17).
5:3 Остальная часть главы повествует о, так называемой, "древнейшей профессии" — проституции. Чужая жена — это проститутка, женщина, продающая себя для унижающих достоинство целей. Ее можно рассматривать как символ греха, развращенного мира, лжерелигии, идолопоклонства, или любого другого обольстительного искушения, с которым встречается человек. Ее уста источают мед — сладкий, приятный, привлекательный. Она — льстец, ловкий, красноречивый лжец.
5:4 На первый взгляд она кажется приятной и желанной, но последствия от нее горьки, как полынь. Эта история стара как мир — грех привлекателен в перспективе, но ужасен в своих последствиях.
Цена ночи, проведенной с ней, громадна — виноватая совесть, сожаление, скандалы, венерические заболевания, искалеченный брак, разбитая семья, нарушение душевного равновесия, и множество других бед.
5:5, 6 Она ведет свои жертвы по дороге с односторонним движением, ведущей к смерти и преисподней. Падшая женщина не ищет правильной жизни. Ее характер непостоянен и изменчив, и она сама не осознает того, как низко она пала. "Высший путь Жизни — не для нее, изменчивы и скользки ее пути" (Моффат).
5:7 Размышляя о том, насколько высок риск, Соломон строго предостерегает своих детей, призывая их прислушаться к нему и не отступать от его наставления.
5:8 Лучшая мера предосторожности — это держаться от искушения как можно дальше. Бессмысленно искать Божьей помощи и избавления, если мы сами настойчиво вновь и вновь обращаемся к вещам и местам, ассоциирующимся с грехом.
В некоторых случаях необходимо бежать в буквальном смысле этого слова. Поступив так, Иосиф потерял свою одежду, но сохранил чистоту и приобрел корону.
Для того, чтобы исполнить стих 8, возможно, нам необходимо сменить работу, переехать в другой район, или совершить другой решительный шаг.
5:9, 10 Посещающие публичный дом расточают свою мужскую силу, и отдают свои лучшие годы жестокой искусительнице.
5:11 Конец подобной жизни прерывается долгим стоном, когда тело разрушается гонореей, сифилисом, слепотой, двигательной атаксией, СПИДом, и эмоциональными страданиями.
5:12, 13 Ко всем остальным страданиям добавляется скорбь сожаления и раскаяния. Изувеченный грехом человек упрекает себя за то, что не слушал своих родителей, учителей Воскресной школы и друзей-христиан. Он мог бы избежать множества мучений, но был слишком упрям, чтобы прислушаться к предостережениям.
5:14 А ведь еще остается вероятность публичного позора и унижения. Возможно, именно об этом говорит данный стих, хотя он может включать и идею осуждения и наказания за прегрешения.
5:15, 16 Образно выражаясь, Соломон наставляет сына находить все сексуальное удовлетворение в отношениях с его собственной женой в чистоте жизни и любви в браке.
Согласно Переводу Короля Иакова (КИ), этот стих описывает благословения верности в брачных отношениях, которые также станут благословениями и для друзей и родных.
Новый Перевод Короля Иакова (НКИ) перефразирует стих в вопрос: "Зачем разливать источники твои по улице, потоки вод — по площадям?" Таково образное описание абсолютно пустой траты репродуктивных ресурсов человека, который обращается к проститутке.
Нокс переводит этот стих следующим образом: "Пусть потомство твое изобилует как воды источника, разливающиеся по улицам". В данном случае жена уподобляется источнику, а воды символизируют детей, выбегающих из дома и весело играющих на улицах.
5:17 Истинные отношения в браке исключают вмешательство посторонних, и дети наслаждаются чувством безопасности, которое дарует им принадлежность к семье. Таким образом, этот стих предостерегает о трагической судьбе незаконных детей или детей сомнительного происхождения, рожденных в результате беспорядочных половых связей.
5:18 В данном случае "источник" вновь символизирует собственную жену человека. Пусть он обретет радость и дружеское общение с женою юности своей. "Отвергая всех других", как выразил это Майкл Гриффитс, человек обнаруживает, что "нет конца богатствам, берущим свое начало в этих исключительных взаимоотношениях, и теплоте гостеприимства, простирающегося из его дома как благословение для окружающих".
5:19, 20 Мужчина должен сохранить интимность брачного союза для своей жены, обращаясь с ней как с любезною, прекрасною женщиной, каковой она и является. Пусть ее груди будут его упоительным уделом, и пусть он любовью ее услаждается постоянно.
Ибо зачем ему увлекаться лживыми чарами чужой женщины? Зачем обнимать развращенную обольстительницу?
5:21, 22 Хотя глаз человека, возможно, не последует за ним в публичный дом, в гостиничный номер или тайное место для свиданий, однако Бог видит все происходящее. "Тайный грех на земле — это явное посрамление на небесах".
Человек не может предаваться греху и не поплатиться за это. Неотъемлемые последствия греха неизбежны. Джей Адамс пишет:
"Греховные привычки тяжело преодолеть, но если этого не сделать, они свяжут свою жертву еще туже. Человек оказывается прочно опутан узами своего собственного греха. Постепенно он обнаруживает, что грех, подобно нисходящей спирали, постоянно тянет его вниз. Он оказывается пленником, скованным все более стягивающимися путами. В конечном итоге он становится рабом греха".
5:23 Елликотт называет этот стих заключительной сценой жизни распутного человека. Он не обуздывал свои желания и похоти, теперь результатом этого становится смерть. "Он умирает от недостатка разумения; его крайняя глупость уничтожает его" (Моффат).
Жизнь известного поэта Шелли является яркой иллюстрацией этого отрывка. В своем высокомерии он насмехался над идеей моногамного брака, как если бы заключение брачного союза с одним человеком принесло бы разочарование тысячам других. Результатами такого подхода, согласно Гриффитсу, стали одиночество, попытки самоубийства, внебрачные дети и ревность. Джордж Сэмпсон задавался вопросом, "был ли в жизни другого поэта такой шлейф бедствий, подобный тому, который оставил за собой этот "прекрасный, но бесплодный" ангел".
Читайте также: