Притчи 31 30 сравнение переводов

Обновлено: 14.11.2024

Слова Лемуила царя. Наставление, которое преподала ему мать его: что, сын мой? что, сын чрева моего? что, сын обетов моих? Не отдавай женщинам сил твоих, ни путей твоих губительницам царей. Не царям, Лемуил, не царям пить вино, и не князьям — сикеру, чтобы, напившись, они не забыли закона и не превратили суда всех угнетаемых. Дайте сикеру погибающему и вино огорченному душою; пусть он выпьет и забудет бедность свою и не вспомнит больше о своем страдании.

Открывай уста твои за безгласного и для защиты всех сирот. Открывай уста твои для правосудия и для дела бедного и нищего.

Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов; уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка; она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей.

Добывает шерсть и лен, и с охотою работает своими руками. Она, как купеческие корабли, издалека добывает хлеб свой. Она встает еще ночью и раздает пищу в доме своем и урочное служанкам своим. Задумает она о поле, и приобретает его; от плодов рук своих насаждает виноградник. Препоясывает силою чресла свои и укрепляет мышцы свои. Она чувствует, что занятие ее хорошо, и — светильник ее не гаснет и ночью. Протягивает руки свои к прялке, и персты ее берутся за веретено. Длань свою она открывает бедному, и руку свою подает нуждающемуся. Не боится стужи для семьи своей, потому что вся семья ее одета в двойные одежды. Она делает себе ковры; виссон и пурпур — одежда ее. Муж ее известен у ворот, когда сидит со старейшинами земли. Она делает покрывала и продает, и поясы доставляет купцам Финикийским. Крепость и красота — одежда ее, и весело смотрит она на будущее. Уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее. Она наблюдает за хозяйством в доме своем и не ест хлеба праздности. Встают дети и ублажают ее, — муж, и хвалит ее: «Много было жен добродетельных, но ты превзошла всех их».

Миловидность обманчива, и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы. Дайте ей от плода рук ее, и да прославят ее у ворот дела ее!

Похожая притча

Слова 1697 Лемуила 3927 царя. 4428 Наставление, 4853 которое преподала 3256 ему мать 517 его:

Масоретский текст | HSB3, Вестминстерский Ленинградский Кодекс

Похожая притча

Имя Лемуила евр. Лемуил (ст. 1) или Лемоил (ст. 4), подобно имени Агура (XXX), традиция понимала тоже в смысле нарицательного («Deo deditus») и считала его символическим именем Соломона. Но в новое время обычно видят в нем собственное имя царя области Масса в Идумее (Быт 25.14).

Притч.31:2. что, сын мой? что, сын чрева моего? что, сын обетов моих?

Притч.31:3. Не отдавай женщинам сил твоих, ни путей твоих губительницам царей.

Притч.31:4. Не царям, Лемуил, не царям пить вино, и не князьям — сикеру,

Притч.31:5. чтобы, напившись, они не забыли закона и не превратили суда всех угнетаемых.

Притч.31:6. Дайте сикеру погибающему и вино огорченному душею;

Притч.31:7. пусть он выпьет и забудет бедность свою и не вспомнит больше о своем страдании.

Притч.31:8. Открывай уста твои за безгласного и для защиты всех сирот.

Притч.31:9. Открывай уста твои для правосудия и для дела бедного и нищего.

Алфавитная речь этих 22 стихов, содержащая похвалу добродетельной жене, матери семейства и хозяйке дома, составляет, по удачному выражению одного исследователя (Дедерлейна) «золотую грамоту женщин». И, действительно, здесь полнее всего и типичнее выразился возвышенный взгляд библейских евреев на достоинство и положение женщины в семье, на отношение ее к мужу, детям и домочадцам. Параллельной или подобной этой похвале мы не найдем во всей всемирной литературе древности, образ «добродетельной жены» Притчей превзойден лишь в Новом Завете образом жены христианки. Как и в других алфавитных библейских произведениях (Пс.33:118 и др. Плч I-4), в рассматриваемом отделе отдельные стихи не тесно примыкают друг к другу, однако все объединены общею темой: совершенства жены добродетельной здесь раскрываются с определенных сторон — неутомимой деятельности, всеобъемлющей заботливости, милосердия, разумности.

Притч.31:10. Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов;

Притч.31:11. уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка;

Притч.31:12. она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей.

Притч.31:13. Добывает шерсть и лен, и с охотою работает своими руками.

Притч.31:14. Она, как купеческие корабли, издалека добывает хлеб свой.

Притч.31:15. Она встает еще ночью и раздает пищу в доме своем и урочное служанкам своим.

Притч.31:16. Задумает она о поле, и приобретает его; от плодов рук своих насаждает виноградник.

Притч.31:17. Препоясывает силою чресла свои и укрепляет мышцы свои.

Притч.31:18. Она чувствует, что занятие ее хорошо, и — светильник ее не гаснет и ночью.

Притч.31:19. Протягивает руки свои к прялке, и персты ее берутся за веретено.

Притч.31:20. Длань свою она открывает бедному, и руку свою подает нуждающемуся.

Притч.31:21. Не боится стужи для семьи своей, потому что вся семья ее одета в двойные одежды.

Притч.31:22. Она делает себе ковры; виссон и пурпур — одежда ее.

Добродетельная жена (ср. Притч 15.4) изображается сначала со стороны домашней ее деятельности (ст. 11-22), а затем со стороны содействия и помощи ее мужу в общественной деятельности его (ст. 23 и дал.). Первое достоинство добродетельной жены — полное доверие ей ее мужа (ст. 11); при этом здесь, как и в последующей речи, на первом плане стоит хозяйственная деятельность жены. По любви к мужу (ст. 12), жена-хозяйка дома берет на себя все разнообразные хозяйственные обязанности и исполняет их совершеннейшим образом. Прежде всего, по обычаю древности, собственноручно приготовляет материалы — шерсть и лен — для одежды членам семьи (ст. 13), как затем — изготовляет ткани и для продажи за границу (ст. 24). Равным образом, предметом особой заботливости жены является добывание и раздача членам семьи пищи, пищу служанкам заботливая хозяйка раздает еще в глубокое утро (ст. 14-15), давая им собственный пример деятельности и трудолюбия. Xoзяйственнaя дeятeльнocть доблестнoй жeны, не ограничиваясь пределами дома, простирается и далее — на приобретение новых участков земли для насаждения хлеба и виноградника (ст. 16). В своем труде она чувствует себя крепкой, и имеет во всем успех (ст. 17-18). Работа, напр., прядение, у жены-хозяйки нередко идет и ночью (ст. 19). Всем своим достатком доблестная жена удовлетворяет не только домашних, но делится и с бедными, протягивая руку помощи всякому нуждающемуся в ней; так что и в отношении благотворительности, как и в других отношениях жена добродетельная является образцовой. Домашним такой хозяйки не страшна зима и стужа, так как все члены семьи у нее одеты не только достаточно тепло, но и красиво (ст. 21-22).

Притч.31:23. Муж ее известен у ворот, когда сидит со старейшинами земли.

Притч.31:24. Она делает покрывала и продает, и поясы доставляет купцам Финикийским.

Притч.31:25. Крепость и красота — одежда ее, и весело смотрит она на будущее.

Притч.31:26. Уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее.

Притч.31:27. Она наблюдает за хозяйством в доме своем и не ест хлеба праздности.

Муж доблестной жены, не отвлекаемый заботами о домашних и хозяйственных делах, особенно же благодаря создаваемой трудом жены доброй славе всего дома, приобретает почетную известность в народе, всецело посвящает себя общественной деятельности — на востоке сосредоточенной у городских ворот — и занимает место в ряду старейшин (ст. 23). Жена-хозяйка производит своими руками столь много изделий прядильного и ткаческого мастерства, что их остается ей на продажу финикиянам (ст. 24). Имея успех в прошлом и настоящем (ст. 18а), даровитая и трудолюбивая женщина бодро смотрит и в будущее (ст. 25). Не только каждое дело, но и всякое слово свое жена обдумывает, и говорит лишь полезное и назидательное (ст. 26). В доме своем она поддерживает строгий порядок, чтобы все члены семьи, по примеру ее, трудились и трудом приобретали пищу (ст. 27).

Притч.31:28. Встают дети и ублажают ее, — муж, и хвалит ее:

Притч.31:29. «много было жен добродетельных, но ты превзошла всех их».

Притч.31:30. Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы.

Притч.31:31. Дайте ей от плода рук ее, и да прославят ее у ворот делá ее!

Плодом и наградой великих достоинств добродетельной жены является глубокая признательность ей мужа и детей восторженно прославляющих ее разнообразные совершенства. В ряду последних особенно оттеняется страх Божий, отличающий добродетельную жену и составляющий ее истинную ценность. Славу своей достойной супруги и матери они выносят к сведению всего общества (ст.31).

Похожая притча

Христос уверен и учит, чтобы и мы уверенность испытывали. Он вверил Церковь всем народам вплоть до пределов земли, от моря до моря. Если бы она не удерживалась до конца, не было бы ей доверия от Супруга ее. Оттого разоряет она мир, проникая повсюду; похищает отовсюду трофеи лукавого. Ибо действует она на благо Мужа, а не во зло, во всякое время. Именно поэтому эта жена разоряет народы, действуя на благо Мужа, а не во зло. Во всякое время производит благо, а не зло, не себе, но Супругу, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего ( 15 А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего. 2 Кор. 5:15).

Источник: Проповеди 37.4-5. Cl.0284,37.SL41.121

Стих 13

Священное изречение изображает эту жену, пряху шерсти и льна. Но нам хотелось бы вопросить, что означает шерсть и что лен. Шерсть, как мне представляется, — нечто плотское, а лен - духовное. Я отважусь на такое предположение, исходя из способа нашего ношения одежды. Ведь исподнее мы носим льняное, а верхнее — из шерсти. Что ни делаем мы во плоти — внешнее, а в духе наше делание тайное. Делать во плоти и не делать в духе, сколько бы ни казалось благим, не приносит пользы. Но и делание в духе, не исполнение во плоти, все равно будет означать бездеятельность.

Проповеди 37.6. Cl.0284,37.SL41.149

Стих 16

После того, как было сказано:Задумает она о поле, и приобретает его, будто чтобы ты вопросил: «По какой причине она приобрела его?» — говорится, что плодами рук своих насаждает владение ( 16 Задумает она о поле, и приобретает его; от плодов рук своих насаждает виноградник. Притч. 31:16; LXX). ибо речь о том владении, которое в грядущем; это подразумевается в словах: задумается о поле.

Источник: Проповеди 37.9. Cl.0284,37,SL41.231

Стих 17

Воистину есть у нее сила. Заметь, что она не прислужница; и как самоотверженно она служит, с какой готовностью! Чтобы не было преткновения ее трудам от беспокоящих подопечных плотских похотей, она препоясывает чресла — дабы не наступать на длинный подол, когда поспешает на труды. Ибо там заключена непорочность этой женщины, где преграда пояса заповеди, и постоянно она готова к совершению благих дел.

Проповеди 37.10. Сl. 0284, 37.SL41.238.

Стих 19

Персты ее берутся за веретено. Что позволит Господь, скажу об этом веретене. Ибо не совсем отчуждено от мужей это ремесло шерстопрядения. Прислушайтесь к этому: . персты ее берутся за веретено. Соломон мог бы сказать: на прялке. Но употребил слово веретено, вероятно, не без умысла. Любой может видеть, что не будет нелепым понять веретено как символ шерстопрядения; шерстопрядение — как символ благого дела, и в той же степени — целомудренной женщины и хозяйки, деятельной и покладистой. И все же я не умолчу от вас, дорогие мои, что разумею под этим веретеном. Взгляните на эти два орудия шерстопрядения: прялку и веретено. Шерстяную пряжу обертывают вокруг прялки, протягивают и сучат в нить, и так проводят до веретена. Что накручено на прялке — будущее; что собрано на веретене — уже минувшее. Итак, ваши благие дела намотаны на веретено, а не на прялке. Там то, что вы намерены совершить; а на веретене — уже вами сделанное. И вот глядите: если есть у вас что на веретене, то и крепите там свои персты.

Проповеди 37.1З. Cl.0284,37,SL41.269

Стих 26

И на языке [Иисуса] — милосердие, и поэтому он преподает закон в милосердии, как и в Писании сказано: «но закон и милосердие несет она на своем языке» 1 . Не опасайся, что не сможешь исполнить закон — обратись к милосердию.

Трактат на Евангелие от Иоанна 7.10.2. Сl. 0278,7.10.18.

  • 1 — По всей вероятности, Августин неточно цитирует LXX: и закон милосердия на ее языке. — Прим. ред.

Стих 29

Много было дочерей, но ты превзошла и стала выше всех их (. Он говорит: Ты превзошла их и стала выше их всех. И кто же эти другие дочери, действовавшие в полную силу, которых та превзошла и выше которых стала? И какова была сила их дел, и каким образом она их превзошла? Есть, конечно же, дочери худые, каковы ереси. Почему же дочери? Потому что и они родились от этой жены. Однако уродились дочерьми худыми, не нравами подобными, но таинствами. И располагают они нашими таинствами, располагают нашим Писанием, есть у них и «аминь», и «аллилуйя», как у нас, у большинства — и Символ веры, у многих и крещение подобно нашему. Вот почему — дочери. Но желаете ли узнать, что об этой жене сказано в другом месте, в Песни Песней? Что лилия между тернами, то возлюбленная моя между дочерьми ( 2 Что лилия между тернами, то возлюбленная моя между девицами. Песн. 2:2).

Проповеди 37.27. Сl. 0284, 37.554

Стих 31

И чем будет ей заняться, когда она окончит труды? И да прославляется во вратах муж её (Притч. 31:32; LXX). Это будет гавань трудов наших — лицезреть Бога и славить Его. Не скажут там: «Поднимайтесь, принимайтесь за труд оденьте рабов ваших, оденьтесь и сами, облекитесь в пурпур, покормите прислугу, следите, чтобы не потух светильник, будьте настороже, поднимайтесь ночью, откройте свою руку бедным, протяните пряжу от прялки к веретену». Не будет трудов от нужды там, где нет никакой нужды. Не будет трудов из милости там, где нет никакой беды. Не станете вы преломлять хлеб для нищих там, где никто не побирается. Не дадите приют страннику, ибо там все живут в своем отечестве. Не будете посещать недужных там, где все пребывают в вечном здравии. Не будете облачать свою наготу там, где все облачены в вечный свет. Не будете погребать мертвых там, где не полагается кончина жизни. Однако же, ничего из этого не совершая, не пребудете там в бездействии. Ибо будете лицезреть Того, к Кому стремились и без ущерба восхвалите Его. Вот какой плод вы получите. Там свершится нечто, о чем вы просили: одного просил я у Господа, того только ищу; чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей. А что будете там делать? Созерцать красоту Господню ( 4 Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать [святый] храм Его, Пс. 26:4). И будет муж ее прославлен у ворот. Блаженны живущие в доме Твоем: они непрестанно будут восхвалять Тебя ( 5 Блаженны живущие в доме Твоем: они непрестанно будут восхвалять Тебя. Пс. 83:5).

Читайте также: