Притчи 8 глава толкование
Обновлено: 22.11.2024
Прит. 8:4-5. Отсюда и по стих 31 включительно следует то, что может быть названо «речью премудрости». Она обращена ко всем сынам человеческим, ибо мудрость доступна им всем, но в первую очередь к тем, которые более всего нуждаются в обретении мудрости, а именно к неразумным (петаим) и глупым (кесил), в этой связи комментарий на 1:22. Под благоразумием и разумом в стихах 4-5, этими проявлениями мудрости, понимаются разумный подход к жизни, проницательность и умение отличать доброе от злого.
2. ДОСТОИНСТВА ПРЕМУДРОСТИ (8:6-11)
Прит. 8:6-9. Она сама перечисляет их, прежде всего обращая внимание слушателей на то, что имеет сказать им нечто важное, и что все сказанное ею — правильно. (Обратите внимание на прием синонимического повтора в окончании стиха 6 и в начале стиха 7.) Все, что не соответствует истине, справедливости и добру (здесь выражено словом нечестие), уста премудрости произнести не могут, ибо это мерзость для них (стихи 7-8). При сравнении стихов 5 и 9 видим, что премудрость зовет людей к обогащению разума и сердца. Она предлагает «неразумным» научиться (стих 5) и утверждает, что «разумному» и приобретшему знание все слова уст ее ясны.
Прит. 8:10-11. Как следует из дальнейшего, персонифицированная здесь мудрость есть ничто иное, как Божия премудрость. Это она говорит о себе людям, что она лучше жемчуга, и что учение ее ценнее серебра, как и знание, исходящее от нее, лучше… нежели отборное золото.
3. ДАРЫ МУДРОСТИ (8:12-21)
В этих стихах подробно обосновывается, почему это так. Но хотя речь здесь пойдет о дарах мудрости, или ее благословениях, обилие личных местоимений (я, мною, меня, мои) ставит в центр этого отрывка саму премудрость, а не ее дары.
Прит. 8:12-13. В стихе 12 повторены те же, в сущности, понятия, что и в Прит. 1:4. Подразумевается обогащение (некий процесс: Я ищу) рассудительностью и знаниями (как практическими, так и духовными), а также разумный образ жизни.
Некоторые богословы рассматривают стих 13 как разрыв в речевом потоке между стих 12 и 14. Но, скорее, стих 13 подразумевает, что разумное житие (стих 12) несовместимо ни с одним из тех пороков, которые перечисляются в стихе 13. Мудрость выступает тут как понятие, сопряженное не только с интеллектом, но и с моралью. Мудрый человек — это прежде всего человек, боящийся Бога (знающий страх Господень), а, значит, зло (гордость, высокомерие, злые поступки, клевета) не могут не быть ненавистны ему.
Прит. 8:14-16. Перечисление свойств Божией премудрости, или тех даров, которые получают от нее «любящие ее». Только она наделяет способностью давать мудрые советы и судить справедливо (У меня совет и правда, только она награждает разумом (здесь в значении «рассудительности», «проницательности») и силой осуществлять мудрые решения. Эта последняя мысль находит продолжение в стихе 15: разве могли бы цари издавать разумные законы, а начальники и вельможи и… судьи контролировать проведение их в жизнь, если бы всеми ими не руководила Божия премудрость! (стихи 15-16.)
Прит. 8:17-21. Да, мудрость доступна всем, но стяжают ее дары лишь те, которые любят ее. И дары эти — богатство и слава; сокровище здесь синоним богатства, и вторая фраза стиха 18 в целом может быть прочитана так: да, от меня долговременное богатство и торжество правды (праведности). (Следует заметить, что сказанное в стихе 18, как и многие другие утверждения в Притчах, надо рассматривать как обобщение, предполагающее возможность исключений.) И все-таки богатством, как бы ни было оно впечатляюще, и «полными сокровищницами» тех, которые любят мудрость, дары, или плоды, ее не исчерпываются.
Тем, кто понимают истинную ценность этих разносторонних даров, того «существенного блага» (стих 21), которое мудрость сулит, ясно, что они лучше золота… и пользы от мудрости больше, нежели от отборного серебра, в стихе 20 та мысль, что мудрость не знает иных путей, как пути праведности и справедливости.
Н. Мудрость, явленная Господом в творении (8:22-36)
Мудрость, или премудрость, начиная со стиха 6, постоянно ассоциируется с Личностью Божества. Совершенно недвусмысленно это воспринимается в стихах 22-31, где речь идет о творении. Мудрость заявляет, что она существовала до создания мира, что в процессе созидания была соучастницей Господа и разделяла радость Его (стихи 22,26,27,30-31).
Известно, что великие учителя Церкви, да и богословы более позднего времени, вплоть до недавнего, склонны были ассоциировать говорящую здесь Премудрость с Логосом, т. е. с Сыном Божиим Иисусом Христом, исходя прежде всего из первых трех стихов Евангелия от Иоанна. Кроме того, апостол Павел прямо говорит о Христе как о премудрости от Бога (1Кор. 1:30). Но ветхозаветному сознанию четко сформулированное представление о Логосе еще не было свойственно, и для автора Притчей это существование премудрости прежде создания мира могло быть лишь предчувствием того, что будет воспринято позже.
Нельзя не заметить и следующее: полностью отождествив премудрость из Прит. 8:22-31 с Христом, мы должны будем ассоциировать с Ним и все остальные ссылки на мудрость в книге Притчей, а это едва ли допустимо. Мудрость предпочтительнее понимать в этой книге как персонификацию соответствующего атрибута Божества. Возвращаясь же к премудрости, говорящей в контексте стихи 22-31, заметим, что автором она могла пониматься как идея сотворения мира, существовавшая у Бога прежде чем Он приступил к осуществлению ее.
1. МУДРОСТЬ БЫЛА ДО НАЧАЛА ТВОРЕНИЯ (8:22-26)
Прит. 8:22. В свете этого и надо понимать фразу в стихе 22 Господь имел меня началом.
Прит. 8:23-26. От века я помазана в стихе 23 означает, что от начата, прежде чем была создана земля, премудрость была предназначена (назначена) Богом, от Которого она родилась, соучаствовать в творении и управлять им. Это было до разделения вод и создания облаков и океана (бездны; стих 24) во второй день творения (Быт. 1:6-8) и до появления суши с ее горами и холмами на третий день (стих 25; Быт. 1:9-10).
2. ДЕЙСТВИЕ МУДРОСТИ В ТВОРЕНИИ (8:27-31)
Прит. 8:27-29. Мудрость соучаствовала в каждом из актов творения: я была там, говорит она в стихе 27, когда Бог уготовлял (творил) небеса и проводил круговую черту горизонта «от края до края» океана (бездны); Быт. 1:1-5. И когда Он разделял воды, продолжает она, творя вверху облака, а «внизу» (подразумевается) намечая места будущих морей и океанов (укреплял источники бездны); стих 28; это происходило во второй день творения (Быт. 1:6-8). И на третий день мудрость «была там», когда Бог устанавливал пределы (берега) морей и дал приказание «явиться суше» (стих 29; Быт. 1:9-10).
Прит. 8:30-31. Тогда я была при Нем художницею… Здесь персонификация (представление как Его помощницы в творческом процессе) свойства Самого Бога создавать лишь то, что мудро по идее и прекрасно по облику; об этом и сказано в стихе 30а на языке тонкой поэтической аллегории. Конечно же, не мудрость была «художницею», но художником был Сам Бог. И тут существенная разница. Осуществление мудрых Его намерений приносило удовлетворение (Быт. 1:10,12,18,21, 25) и радость Самому Богу, и высшему моменту этой радости послужило создание «сынов человеческих» (стих 30б-31; Быт. 1:31).
3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ПРИЗЫВ МУДРОСТИ (8:32-36)
Прит. 8:32-36. Теперь уже не Соломон, а сама премудрость, подводя итог всему сказанному прежде (Итак, обращается к «детям», т. е. к людям, на создании каковых более чем на остальном творении явила себя она, Божия мудрость. Послушайте меня, мои наставления, дважды повторяет она, обещая блаженство (счастье) тому человеку, который слушает ее, ибо залог успешной жизни и благодати от Господа в познании Его откровений и в следовании мудрым наставлениям Его (сравните Пс. 118:1-2 и Лук. 11:28). Напротив, поступающий вопреки советам и наставлениям Божией мудрости вредит и душе и телу своим. Такой человек избирает не жизнь, но смерть.
О. Призывы мудрости и безрассудства; В противопоставлении их подводится итог значению мудрости (глава 9)
В этой главе можно видеть как бы подведение итога всему сказанному в 1:8 — 8:36 — через противопоставление друг другу «приглашений», следующих со стороны мудрости (9:1-6) и безрассудства (9:13-18). В образе женщины на этот раз выступает не только мудрость, но и ее «оппонент» — безрассудство, или глупость (в русском тексте — «женщина безрассудная»; стих 13).
Обе они приглашают к себе на пиршество молодых людей. Но если мудрость выступает как женщина достойная, сама позаботившаяся о приготовлении трапезы, то безрассудство представлено в образе блудницы, сзывающей молодых людей к чувственной «трапезе», состоящей из ворованной воды и «утаенного» хлеба (символы блудодейства).
Похожая притча
Учительная деятельность Божественной Премудрости: Премудрость Божия своею проповедью призывает всех, привлекая к себе богатством даров своих. 22–31. Миротворческая деятельность Премудрости Божественной. 32–36. Увещание к следованию.
Притч.8:1 . Не премудрость ли взывает? и не разум ли возвышает голос свой?
Притч.8:2 . Она становится на возвышенных местах, при дороге, на распутиях;
Притч.8:3 . она взывает у ворот при входе в город, при входе в двери:
Еще прежде, в начале книги Притч.1:20–21 след., Премудрый вводил в речь свою проповедь Премудрости от собственного ее лица, а в Притч.3:19–20 упомянул об участии Премудрости в творении мира и промышлении. Теперь он делает то же значительно подробнее: почти целых две главы, Притч.8–9 , посвящены раскрытию учения самой Премудрости о себе самой, о достоинстве – Божеском или Божественной природе Премудрости, о миротворческой, миропромыслительной и мироспасающей деятельности, о высочайших свойствах и богатейших дарах ее, о значении для человечества и т. д. Священный писатель как бы намеренно в предыдущих Главах ( Притч.4–7 ) сгруппировал и исчерпал все возможные виды и случаи соблазнов на пути благочестивой и мудрой жизни, чтобы здесь, в гл. Притч.8–9 , цельнее изобразить положительным образом истинную мудрость по учению самой же Ипостасной Премудрости. При этом, естественно, отсутствует всякое упоминание о том, что это учение дошло до Премудрого по преданию от предков (как в Притч.IV:3–4 и дал.). Даваемая чтением ст. 1 LXX и слав. форма обращения к слушателю: σύ τήν σοφίαν κηρύξεις , ίνα φρόνησις σοι υπακούση , сыне, " премудрость проповеждь, да разум послушает тебе» , менее удобоприемлема, чем по чтению евр. масор. Вульг. и русск.: проповедующею выступает сама Премудрость Божия. Подобно всем проповедникам вещаний Божиих – пророкам, апостолам Премудрость проповедует во всех местах общественных собраний, равно вообще всюду, где только можно встретить слушателей: на возвышенностях, на дорогах, распутиях и перекрестках, при входе в город – у городских ворот, на улицах и при входе в дома (ст. 2–3). Как бы ни были шумны подобные народные собрания, но и среди сутолоки и шума празднословящих и спорящих людей, раздаются, подобно некоторому гимну, поучительные и назидательные речи из уст ревнителей и вестников Божественной мудрости.
Притч.8:4 . «к вам, люди, взываю я, и к сынам человеческим голос мой!
Притч.8:5 . Научитесь, неразумные, благоразумию, и глупые – разуму.
Притч.8:6 . Слушайте, потому что я буду говорить важное, и изречение уст моих – правда;
Притч.8:7 . ибо истину произнесет язык мой, и нечестие – мерзость для уст моих;
Притч.8:8 . все слова уст моих справедливы; нет в них коварства и лукавства;
Притч.8:9 . все они ясны для разумного и справедливы для приобретших знание.
Притч.8:10 . Примите учение мое, а не серебро; лучше знание, нежели отборное золото;
Притч.8:11 . потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею.
Притч.8:12 . Я, премудрость, обитаю с разумом и ищу рассудительного знания.
Притч.8:13 . Страх Господень – ненавидеть зло; гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста я ненавижу.
Премудрость обращает призыв Свой решительно ко всем людям – к праведным и нечестивым, знатным и простолюдинам 5 ; всех призывает, по руководству Божественной Премудрости, развивать свои умы и сердца ( Притч.8:5 ), обогащая ум всякими полезными сведениями духовной и житейской мудрости (ср. Притч.1:4 ; Еккл. I,13 ) и сообщая сердцу устойчивость в истинном добре (ср. Мф. X:16 ). Вещает Премудрость нечто безмерно важное в жизни человеческой ( Притч.8:6 ; ср. Мф. VII,29 ), именно: чистую истину, подлинную правду, совершенную справедливость, все же противное тому Ей абсолютно чуждо: все эти наставления Премудрости, при всей своей высоте и глубине, однако вполне доступны разумению человека ( Притч.8:7–9 ). Поэтому стяжание этих учений должно быть предметом больших вожделений и исканий человека, чем приобретение богатств и сокровищ (ст. 10–11, сн. Притч.3:14–15 ; Иов XXVIII,15–16 ; Прем VII,9 ). Сила совета и способность руководить мысль людей к достижению правильного решения в делах неизменно присущи Божественной Мудрости, основу же и самую сущность мудрости, сообщаемой Ею, составляет страх Божий и отвращение от зла (ст. 12–13, сн. Притч.I,7 , Притч.9:10 ).
Притч.8:14 . У меня совет и правда; я разум, у меня сила.
Притч.8:15 . Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду;
Притч.8:16 . мною начальствуют начальники и вельможи и все судьи земли.
Притч.8:17 . Любящих меня я люблю, и ищущие меня найдут меня;
Притч.8:18 . богатство и слава у меня, сокровище непогибающее и правда;
Притч.8:19 . плоды мои лучше золота, и золота самого чистого, и пользы от меня больше, нежели от отборного серебра.
Притч.8:20 . Я хожу по пути правды, по стезям правосудия,
Притч.8:21 . чтобы доставить любящим меня существенное благо, и сокровищницы их я наполняю.–
Притч.8 :21a. –[Когда я возвещу то, что бывает ежедневно, то не забуду исчислить то, что от века.]
Изображаются высокоценные дары и преимущества истинной мудрости, источник которой – в Мудрости Божественной. Все дела человеческие могут иметь прочный успех только при содействии Премудрости Божественной, так как только Она одна обладает в совершенстве светом, разумом и силой, нужными для осуществления Ее мероприятий, – к благу человека, – без Ее содействия мудрость человеческая бессильна (ст. 14). В частности цари, правители, всякие власти и законодатели могут мудро управлять подчиненными народами и обществами, могут издавать мудрые и полезные законы только при содействии Той же Божественной Премудрости (ст. 15–16, сн. Дан.2:21 ). Все обилие благ, присущих Премудрости, Она всегда готова даровать любящим Ее и разумеющим истинную ценность Ее даров (ст. 17–21). Таковы дивные дары Премудрости. Но божественная природа и достоинство Ее разительнейшим образом выразились еще в участии Премудрости в деле творения мира, о чем и говорит теперь, ст. 22–31, Премудрый.
Притч.8:22 . Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони;
Притч.8:23 . от века я помазана, от начала, прежде бытия земли.
Притч.8:24 . Я родилась, когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою.
Притч.8:25 . Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов,
Притч.8:26 . когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной.
Притч.8:27 . Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны,
Притч.8:28 . когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны,
Притч.8:29 . когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли:
Притч.8:30 . тогда я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время,
Притч.8:31 . веселясь на земном кругу Его, и радость моя была с сынами человеческими.
В этом отделе отцы и учителя Церкви не без основания усматривали под предвечной и миротворящей Премудростью ипостасную Премудрость, Второе Лицо Пресвятой Троицы, Сына Божия, сближая понятие о Ней с понятием о Слове Божием, которое, по учению Апост. и Евангелиста Иоанна Богослова, изначала было у Бога, само было Бог, через Которое «все произошло, и без Которого не начало быть ничто, что произошло» ( Ин. I,1–3 , ср. Евр. I,2 ; Апок. III,14 ). Без сомнения, на ветхозаветной почве не могло быть такой ясности и раздельности, точности и определенности в учении о Логосе или Слове Божием, какую получило это понятие в учении св. Евангелиста Иоанна: для ветхозаветного, даже и боговдохновенного, мудреца миротворящая Премудрость Божия есть, прежде всего, идея мира, предсуществовавшая у Бога до творения, – есть то начало, которое явилось посредствующей орудной причиной всего творения, эта идея и начало изображаются здесь олицетворенно. Говорить же нарочито о Божественном достоинстве второй Ипостаси Премудрый не мог. Совершенно ошибочно, в IV веке по Р. X., во время христологических соборов, ариане на основании слов Премудрости: « Господь созда (LXX, έκτισε ) мя начало путий Своих» (ст. 22) защищали свое лжеучение, что Сын Божий есть тварь. Против этого православные богословы указывали на еврейское чтение этого текста, понимая евр. гл. « кана » в смысле: приобрел ( εκτήσατο , как у Филона и Оригена, или έκτησέ με , как в кодд. 23, 252 у Гельмеса. Vulg: possedit me, русск. синод.: «имел Меня началом..» .); или же относя понятие творчества собственно к вочеловечению сына Божия. Оба эти последние объяснения имеют свое значение и основание. Но следует, во всяком случае, помнить, что в Ветхом Завете не могло быть богословской точности в формулировке идеи Логоса, и потому понятие «создания» здесь могло быть приложено и к Премудрости Божественной.
В книге Иисуса сына Сирахова, учение которой стоит под неоспоримым влиянием книги Притчей, Премудрость не раз называется созданной Богом: I,4: προτέρα πάντων έκτισται σοφιά ; I,9: αυτός έκτισεν αυτήν ; XXIV:8: о$ κτίσας με . Однако уже до-мирное существование Премудрости, утверждаемое в Притч. VIII,22–31 , составляет верное предвестие новозаветного учения о Слове или Сыне Божием. Вся речь Премудрости распадается на два отдела: ст. 22–26 и ст. 27–31, из которых в первом показывается до-мирное существование Премудрости, а во втором утверждается деятельное участие Премудрости в творении мира и отдельных видов сотворенного. Премудрость помазана была (ст. 23, ср. Пс. II,6 ), т. е., была представлена Богом быть владычицею творений (ср. о Сыне Божием Апок. III,14 : η αρχή τῆς κτίσεως τοῦ θεοῦ ) еще прежде появления последних – прежде сотворения самой земли в ее первобытном виде (ст. 23), прежде появления великой мировой бездны, всяких водовместилищ, гор, холмов и начала всякой органической жизни (24–25, ср. Пс. LXXXIX:2 , Иов XXXVIII,6 и др.) существовала и именно была рождена Богом Премудрость (ст. 24–25). Рожденная прежде всякого творение (ср. о Сыне Божием: πρωτότοκος πάσης κτίσεως , Кол I,15 ), Премудрость отнюдь не была пассивной свидетельницей самого творения мира, напротив, во всем процессе миротворения (ст. 27–30, и ср. Иов XXVI,9 , 38и дал.) Она была неизменной участницей дела Божия, отпечатлевая свой небесный облик на делах творений Божиих. И как завершением и целью творения мира было создание человека ( Быт. I,26 сл.), так особенным предметом участия и радости Премудрости было также именно создание человека – венца творений Божиих, на котором, как на образе и подобии Божием, совершеннейшим образом отпечатлелась печать и Премудрости (ст. 30б-31а). Это особенное участие Премудрости в деле создания человека вполне отвечает библейскому сказанию о бывшем в Пресвятой Троице совете пред сотворением человека ( Быт. I,26 , ср. Толков Библ. т. I, с. 11). Истинный, изначальный источник радования Ипостасной Премудрости или Логоса заключался именно в общении Его с Богом Отцом ( Ин. XVII,24 ), а радость Ее в творениях и особенно в людях является отобразом той премирной радости. Отдел Притч. VIII,22–30 в качестве паримии и читается в храмах на богослужении в дни: Обрезания Господня (1 янв.), Благовещения Пресв. Богор., напоминая верующим о том, что воплотившийся Сын Божий от вечности существовал в общении с Богом Отцом.
Притч.8:32 . Итак, дети, послушайте меня; и блаженны те, которые хранят пути мои!
Притч.8:33 . Послушайте наставления и будьте мудры, и не отступайте от него.
Притч.8:34 . Блажен человек, который слушает меня, бодрствуя каждый день у ворот моих и стоя на страже у дверей моих!
Притч.8:35 . потому что, кто нашел меня, тот нашел жизнь, и получит благодать от Господа;
Притч.8:36 . а согрешающий против меня наносит вред душе своей: все ненавидящие меня любят смерть».
К людям, как преимущественным носителям мудрости, запечатленной Творцом на всем творении, Премудрость обращается теперь с увещанием слушать и хранить наставления мудрости, так как в слушании и хранении их заключено все блаженство и вся жизнь человека (ст. 32, 34, 35, ср. Пс. CXVIII,1–2 ; Лк. XI,23 ), тогда как уклоняющиеся от общения с Премудростью, а тем более ненавидящие Ее, готовят себе временную и вечную смерть.
Мидраш объясняет различие обращений в ст. 4 – «люди» или «мужи» ( ишим ) и – "сын ы человечески е» ( бене-адам ) так: «если будете достойны и сохраните закон, то будете называться, подобно Аврааму, Исааку и Иакову – «мужами», ишим , а если нет, то – «сынами человеческими», бене – адам , подобно Адаму, который не сохранил Закона и потому был изгнан из рая» (Midr. s. 21)
Похожая притча
Содержание: во всей главе излагается речь Божественной Ипостасной Премудрости и приглашение людям следовать Ее советам; 1–9 – Ее требование отождествляется с истиною; 10–21 – признаются драгоценными Ее советы и наставления, 22–31 – предвечное Ее происхождение и участие в творении мира; 32–36 – приглашается сын следовать Ее советам и возвещается за это блаженство человеку и смерть ненавистникам Ее.
Притч.8:1 . Посему 46 ты проповедуй Премудрость, чтобы разум повиновался тебе,
Притч.8:2 . Ибо она находится на самых возвышенных местах и останавливается на распутиях;
Притч.8:3 . У ворот властелинов восседает, во вратах воспевается.
Притч.8:4 . «К вам, о люди, взываю, к сынам человеческим издаю мой голос.
Притч.8:5 . Уразумейте, неопытные, проницательность, и ненаученные – приложите сердце.
Притч.8:6 . Послушайте меня, потому что я буду говорить достойное почитания и из-несу из уст правое.
Притч.8:7 . Ведь истину возвещает гортань моя, а уста лживые для меня мерзость.
Притч.8:8 . Справедливы все изречения уст моих; нет в них ничего коварного и лукавого.
Притч.8:9 . Все они ясны для разумных и справедливы для ищущих знания.
Притч.8:10 . Примите наставление, а не серебро, и разум, который лучше очищенного золота, – предпочтите знание чистому золоту;
Притч.8:11 . Потому что мудрость лучше драгоценных камней и все ценное не стоит ее.
Притч.8:12 . Я, Премудрость, вселила совет и разум, и смысл я призвала.
Притч.8:13 . Страх Господень ненавидит неправду, гордость, высокомерие и пути лукавых; возненавидела и я развращенные пути злых.
Притч.8:14 . У меня совет и крепость, у меня разум, у меня и сила.
Притч.8:15 . Мною цари царствуют и владыки пишут правду.
Притч.8:16 . Мною вельможи величаются, и мною властелины управляют землею.
Притч.8:17 . Любящих меня я люблю, и ищущие меня найдут благодать.
Притч.8:18 . Мне принадлежит богатство и слава, великое имущество и правда;
Притч.8:19 . Пользоваться моими плодами – лучше золота и драгоценного камня, мои плоды лучше очищенного серебра.
Притч.8:20 . Я хожу по пути правды и среди путей правосудия пребываю,
Притч.8:21 . Чтобы разделить любящим меня имущество и сокровищницы их наполнить добром. Если я возвещаю вам бывающее ежедневно, не забуду исчислить и того, что от века.
Притч.8:22 . Господь соделал меня началом путей Своих для дел Своих.
Притч.8:23 . Прежде век Он основал меня: в начале, прежде нежели сотворил землю,
Притч.8:24 . Прежде нежели сотворил бездны и прежде нежели произошли источники вод,
Притч.8:25 . Прежде нежели были водружены горы, прежде всех холмов Он рождает меня.
Притч.8:26 . Господь сотворил страны, и необитаемые места, и пределы обитаемые в поднебесной 47 .
Притч.8:27 . Когда Он уготовлял небо, я была с Ним, и когда помещал престол Свой на ветрах,
Притч.8:28 . И когда вверху устроял мощные облака, и когда укреплял источники в поднебесной,
Притч.8:29 . И когда назначал морю пределы его, чтобы воды не проходили мимо уст[ья] его, и когда созидал твердые основания земли, Я была при Нем устроительницею;
Притч.8:30 . Я была для Него радостию, ежедневно и во все время веселилась пред лицом Его,
Притч.8:31 . Как и Он веселился, окончив творение вселенной, и веселился о сынах человеческих.
Притч.8:32 . Итак ныне, сын мой, слушай меня, и блаженны те, которые сохранят пути мои.
Притч.8:33 . Выслушайте премудрость и будьте мудры и не отступайте 48 .
Притч.8:34 . Блажен муж, который выслушает меня, и человек, который пути мои сохранит, бодрствуя каждый день при моих дверях и охраняя пороги входов моих.
Притч.8:35 . Потому что исходы мои – исходы жизни и желание (мое) уготовляется от Господа.
Притч.8:36 . А согрешающие против меня совершают беззаконие против своей души, и ненавидящие меня любят смерть».
Слав. темже (у нас посему) имеет в греч. т. соответствующую частицу διὸ в 23, 109, 147, 157, 295, альд., арм. и остр. В ват., [син.] и алекс. – нет.
Греч. άποφραγῆτε – запирайте, закрывайте, т. е. не отказывайтесь.
Источник: Книга притчей Соломоновых в русском переводе с греческого текста LXX, с славянским переводом, введением и примечаниями / [Пер.] П. Юнгеров. - Казань : типо-лит. Имп. ун-та, 1908. - 154 с.
Похожая притча
8:1 Глава 8 является яркой противоположностью седьмой главе. Там к сынам человеческим взывала прелюбодейка. Здесь мудрость приглашает их последовать за собой, используя для этого весомые доводы. Новозаветной параллелью этой главы становится Иоанна 7:37, где Христос призывает людей прийти к Нему и пить Его живую воду.
8:2, 3 Эти стихи повествуют о том, где можно найти Мудрость. Перечень мест указывает на то, что она доступна и близка к каждому человеку в каждодневной жизни.
8:4, 5 Она обращает свой призыв ко всем категориям людей — к известным и знаменитым, и к принадлежащим к более низкому сословию, к неразумным и глупым. "Она 'готова стать проводником каждого человека'", — говорит Киднер.
8:6-9 Далее описывается характер наставлений Мудрости. Она учит о том, что важно, что есть правда и истина, и что справедливо. Из ее уст не исходит ничего мерзкого, коварного или лукавого. Всякий, обладающий хоть малой долей разумения и понимания, увидит, что ее наставления истинны и правильны.
8:10, 11 Ценность учения Мудрости несравнима ни с чем. Его нужно желать превыше серебра. , отборного золота. , жемчуга, и всех других богатств, к которым так стремятся люди.
8:12, 13 Мудрость обитает вместе с разумом. Они всегда вместе, поэтому, если вы обладаете Мудростью, то обладаете и разумением. Мудрость дает рассудительность и знание для каждодневной жизни.
Но есть и вещи, с которыми Мудрость не обитает. Они являются ее моральными противоположностями, и она ненавидит их, т.е. все виды зла, будь то гордость, высокомерие, нечестивое поведение или лживые слова.
8:14-21 Преимущества или награды Мудрости включают в себя:
- Хороший совет (ст. 14а)
- Здравое понимание (в русском — "правда", ст. 14б)
- Разумение (ст. 14в)
- Моральную силу поступать правильно и отвергать зло (ст. 14г)
- Способность быть лидером (ст. 15а, 16а)
- Навыки судейства (ст. 15б, 16б)
- Отношения любви и дружбы (см. Иоанна 14:21) (ст. 17а)
- Доступность для каждого, кто серьезно ищет ее (ст. 17б)
- Нетленные сокровища, сопровождаемые честью и праведностью (ст. 18)
- Характер, стоящий дороже, чем самое чистое золото или отборное серебро (ст. 19)
- Направление на пути праведности и правосудия, которые приносят благо в избытке (ст. 20, 21)
Мы уже упоминали, что эти отрывки, описывающие Мудрость, могут быть также уместны и в отношении Господа Иисуса Христа, поскольку Новый Завет описывает Его как Мудрость (Мф. 11:19; Лк. 11:49; 1 Кор. 1:24, 30; Кол. 2:3). Нигде больше эта параллель не проявляется более ярко и ясно, чем в следующих стихах. Христианская Церковь всегда считала этот отрывок относящимся к Господу Иисусу Христу.
Что же тогда мы узнаем о Христе в "этом скромном представителе священного красноречия"?
8:22 Его вечное существование: "Господь имел меня началом пути Своего. " Мы не должны видеть в этих словах то, что Христос когда-либо имел начало. Бог никогда не существовал без качеств или характеристик мудрости, так же, как Он никогда не существовал без Личности Его Сына. Значение этих слов абсолютно такое же, как в Иоанна 1:1: "В начале . Слово было у Бога".
8:23 Его назначение от вечности. "Помазан" означает "назначен" или "предназначен". Задолго до сотворения мира Он был назначен стать Мессией для Израиля и Спасителем мира.
8:24-26 Его пресуществование. Слово "родилась" не должно восприниматься буквально, как если бы Он был сотворен и, таким образом, имел начало. Это поэтическое описание вечного существования Сына и Его личности как отдельной от личности Бога Отца.
Начальные пылинки говорят о началах мира.
8:27-29 Его присутствие при сотворении мира. Он был свидетелем того, как над землей и морем были раскинуты небеса, когда были сформированы облака, и источники и родники начали биться из-под земли. Он присутствовал при том, когда были проложены границы океанов, когда водам было заповедано не переступать установленных пределов. Он был там, когда были положены основания земли, включая внутреннюю структуру, поддерживающую внешнюю земную кору.
8:30а Его участие в творении. Здесь мы узнаем, что Господь Иисус был активным участником сотворения мира. Фраза "тогда я была при Нем художницею" или "дизайнером, искусным мастером" соответствует Иоанна 1:3, Колоссянам 1:16 и Евреям 1:2.
8:30б Его расположение, полное любви и радости . перед Богом. Вечная и безграничная любовь Отца к Его Сыну еще более усиливает чудесное величие того, что Он послал этого Сына умереть за грешников.
8:30в Его собственная радость перед Господом. Это еще больше возвеличивает благодать нашего Господа Иисуса Христа: ведь Он оставил это положение чистой и совершенной радости, чтобы прийти в темные джунгли стыда, скорби и страданий.
8:31 Его радость в обитателях Земли. Просто поразительно, что из всей огромной вселенной Его больше всего интересует наша малюсенькая планета.
Его особая радость в сынах человеческих. Самым огромным чудом является то, что Он избрал объектом Своей любви непокорную человеческую расу.
Уильям Коупер оставил нам поразительный гимн, написанный по мотивам стихов 22-31:
Прежде, чем Бог построил горы,
Или возвысил плодоносные холмы;
Прежде, чем наполнил родники,
Что питают бегущие ручьи;
В Тебе, от вечности
Прекраснейшем Я ЕСМЬ
Черпал Он нескончаемую радость,
И Мудрость — имя есть Тебе.
Когда словно шатры для обитания
Он распростер небес пространство вширь,
И оковал границы бурного волнения
Морских бездонных вод, Подвластных лишь Ему,
Своею мерою и весом, Ты был с Ним и тогда:
Сам, радость для Отца
И радость для тебя — сыны людей.
И как же можешь радоваться Ты
Таким творениям, как мы,
Когда, узрев Тебя, пренебрегли
И пригвоздили к дереву Тебя?
Непостижимая загадка?
Божественная тайна?
Глас, говорящий в шуме грома,
Нам говорит:
"Пусть грешен ты, Я — твой!"
8:32-36 Эта последняя часть главы поднимает извечные истины, связанные с ответом человека на призыв Мудрости. Она провозглашает благословения на тех, кто слушает ее наставления и избирает ходить ее путями. Она обещает счастье и радость тем, кто каждый день ожидает у ее ворот, верно бодрствуя у ее дверей. Она предлагает жизнь и божественную благодать тем, кто находит ее, и личные потери и смерть тем, кто пренебрегает ею.
Примените эти последние два стиха к Христу. Всякий, кто находит Его, обретает вечную жизнь и пребывает в полном благоволении перед Богом (см. Ин. 8:51; 17:3; Еф. 1:6; 1 Ин. 5:12). Те же, кто пренебрегает им, причиняют вред себе, и ненавидящие Его любят смерть (сравни с Ин. 3:36б).
Читайте также: