Притчи 21 26 праведник дает и не жалеет
Обновлено: 14.11.2024
1–3. Всеобщность Промысла Божия, управляющего путями мира и человека. 4–8. Против высокомерия, жадности, обманов и насилий. 9–18. Против немилосердия и других пороков в отношении ближних. 19–26. Наставления подобного же нравоучительного содержания. 27–31. Мздовоздаяние от Господа праведным и грешным.
Притч.21:1 . Сердце царя – в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его.
Притч.21:2 . Всякий путь человека прям в глазах его; но Господь взвешивает сердца.
Притч.21:3 . Соблюдение правды и правосудия более угодно Господу, нежели жертва.
Образ «поток ов (или каналов) вод» (ст. 1) заимствован из обычая Египта, Сирии, Палестины, Халдеи – удобрять землю для хлебов, фруктов и овощей посредством искусственного полеорошения – посредством орошения небольших каналов в садах, огородах и на полях. Мысль сравнения та, что, подобно тому, как каналы эти всецело в направлении своем зависят от усмотрения устроителя их, так и сердце царя в его мероприятиях на пользу народа не предоставлено собственному произволу, но получает внушения от Премудрого Мироправителя Бога. Вместе с тем, упоминание о потоке вод дает мысль о благотворности царской власти (ср. Пс 1.3 ; Ис 32.2 ), – мысль вполне согласующаяся с идеальным понятием о ней у Премудрого (ср. Притч 20.2, 8, 28 и др.). Ст. 2 сн. Притч 16.2, 25 ). Мысль ст. 3 о предпочтительности пред Богом дел правды и правосудия пред жертвоприношениями (сн. Притч 15.8 ) обща учительным книгам (см. напр., Пс 49.7 сл.) с пророческими ( Мих 6.6–8 , Ис 1 .11сл. сн. 1Цар 15.22 ) и составляет предвестие учения Спасителя, что « вящшая закона – суд, милость и вер а» – ( Мф 23.23 ).
Притч.21:4 . Гордость очей и надменность сердца, отличающие нечестивых, – грех.
Притч.21:5 . Помышления прилежного стремятся к изобилию, а всякий торопливый терпит лишение.
Притч.21:6 . Приобретение сокровища лживым языком – мимолетное дуновение ищущих смерти.
Притч.21:7 . Насилие нечестивых обрушится на них, потому что они отреклись соблюдать правду.
Притч.21:8 . Превратен путь человека развращенного; а кто чист, того действие прямо.
Осуждается высокомерие и гордость (ст. 4), плоды которой объявляются сплошным грехом (славянский перевод « светило" , соответств. греч. λαμπτὴρ , лат. lucerna, евр. Нир или Нер, точнее русск. синод. «отличающие» ; у архим. Макария лучше, «светильник»), с практической точки зрения одобряется результат деятельности человека рассудительного и прилежного, и осуждается поведение нерадивого (ст. 5, ср. Притч 19.2 ), но с нравственной точки зрения сейчас же осуждается стяжание неправедное (ст. 6) с указанием на ожидающий нечестивых суд Божий и гибель (ст. 7–8).
Притч.21:9 . Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в пространном доме.
Притч.21:10 . Душа нечестивого желает зла: не найдет милости в глазах его и друг его.
Притч.21:11 . Когда наказывается кощунник, простой делается мудрым; и когда вразумляется мудрый, то он приобретает знание.
Притч.21:12 . Праведник наблюдает за домом нечестивого: как повергаются нечестивые в несчастие.
Притч.21:13 . Кто затыкает ухо свое от вопля бедного, тот и сам будет вопить, – и не будет услышан.
Притч.21:14 . Подарок тайный тушит гнев, и дар в пазуху – сильную ярость.
Притч.21:15 . Соблюдение правосудия – радость для праведника и страх для делающих зло.
Притч.21:16 . Человек, сбившийся с пути разума, водворится в собрании мертвецов.
Притч.21:17 . Кто любит веселье, обеднеет; а кто любит вино и тук, не разбогатеет.
Притч.21:18 . Выкупом будет за праведного нечестивый и за прямодушного – лукавый.
По мысли Премудрого (ст. 9), не раз высказываемой им ( Притч 17.1 ) и вообще в учительной ветхозаветной письменности ( Сир 25.18 ), нравственные блага семейной жизни: любовь, мир и под. стоят выше всех благ материальных; отсюда и сожительство с злой женой не может быть покрыто никаким внешним довольством жизни. Ст. 10. С злыми вообще не следует вступать в какое-либо дружество. 11. Сн. Притч 19.25, 9.9 . Далее говорится: о противоположной внешней судьбе праведного и нечестивого (ст. 12, 18), о грехе немилосердия к ближнему (ст. 13, сн. Мф 25.41 сл. Мф 18.23–35 ), о правосудии и уклонениях от него (ст. 14–15, ср. Притч 17.8, 19.6 ), об уклонении от пути истинной мудрости и печальной судьбе уклоняющихся (ст. 16: русск. синод. перев. «в собрании мертвецов» , у архим. Макария – точнее: «в обществе Рефаимов», LXX: εν᾿ συναγωγῆ γιγάντων , Vulg.: in coetu gigantum, слав.: « в сонмищи исполинов» , ср. Быт 6.4 ; Притч 2.18, 9.18 ), наконец о вреде роскошной и невоздержной жизни (ст. 17, сн. Притч 23.29 сл.).
Притч.21:19 . Лучше жить в земле пустынной, нежели с женою сварливою и сердитою.
Притч.21:20 . Вожделенное сокровище и тук – в доме мудрого; а глупый человек расточает их.
Притч.21:21 . Соблюдающий правду и милость найдет жизнь, правду и славу.
Притч.21:22 . Мудрый входит в город сильных и ниспровергает крепость, на которую они надеялись.
Притч.21:23 . Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою.
Притч.21:24 . Надменный злодей – кощунник имя ему – действует в пылу гордости.
Притч.21:25 . Алчба ленивца убьет его, потому что руки его отказываются работать;
Притч.21:26 . всякий день он сильно алчет, а праведник дает и не жалеет.
В ст. 19 один из часто повторяющихся образов или сравнений в кн. Притчей в отношении злых жен (сн. ст. 9, Притч 25.24 ; ср. Сир 25.21 ). Ст. 20 сн. ст. 17. Ст. 21 сн. Притч 19.17 . Мысль ст. 22 о превосходстве мудрости перед силой встречается еще в Еккл 9.16 . О хранении языка и дара слова – ст. 23 – говорилось выше: Притч 13:3, 19:6 ; Мф 12.36 . Изображение в ст. 24 дерзкого и кощунника сходно с Авв 2.5 . В ст. 25–26 противопоставление ленивого с одной стороны, прилежного, праведного и милостивого – с другой (ср. Пс 36.26 ).
Притч.21:27 . Жертва нечестивых – мерзость, особенно когда с лукавством приносят ее.
Притч.21:28 . Лжесвидетель погибнет; а человек, который говорит, что знает, будет говорить всегда.
Притч.21:29 . Человек нечестивый дерзок лицом своим, а праведный держит прямо путь свой.
Притч.21:30 . Нет мудрости, и нет разума, и нет совета вопреки Господу.
Притч.21:31 . Коня приготовляют на день битвы, но победа – от Господа.
Мысль о неугодности Богу жертвы нечестивых (27а), уже ранее ( Притч 15.6 ) высказанная, теперь усиливается прибавлением, что жертва эта обычно соединяется «с лукавством» (27б, евр. безимма ), т. е. по нечистым побуждениям, даже с преступными целями (LXX: παρανόμως , Vulg.: ex scelere), ср. Сир 34.18 сл. Мал 1.3 . Далее – речь о бесстыдном, ложном свидетеле и о свидетеле правдивом (ст. 23–29, сн. Притч 19.5 ), об отсутствии истинной мудрости у нечестивого (ст. 30, сн. Иез 28.5 ; Иов 5.13 ), наконец, о том, что источник всякой мудрости и силы – в Боге и Его помощи (ст. 31, сн. Пс 19.8–9, 32.17 ).
Похожая притча
Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Толкование на Притчи 21:26 / Притч 21:26
Притчи 21 стих 26 — синодальный текст:
всякий день он сильно алчет, а праведник даёт и не жалеет.
Похожая притча
Сравнение русских переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Похожая притча
Декабрь — месяц, наполненный духом даяния. Мы даём не для того, чтобы получить что-нибудь взамен, но потому, что Иисус отдал свою жизнь за нас.
Вот двадцать библейских стихов, которые стоит обдумать в это замечательное, праздничное время года.
1. Второзаконие 15:10 — «дай ему [взаймы] и когда будешь давать ему, не должно скорбеть сердце твое, ибо за то благословит тебя Господь, Бог твой, во всех делах твоих и во всем, что будет делаться твоими руками.»
2. Второзаконие 16:17 — «каждый с даром в руке своей, смотря по благословению Господа, Бога твоего, какое Он дал тебе.»
3. Притчи 21:26 — «праведник дает и не жалеет.»
4. Притчи 3:27 — «Не отказывай в благодеянии нуждающемуся, когда рука твоя в силе сделать его.»
5. Притчи 11:24-25 — «Иной сыплет щедро, и [ему] еще прибавляется; а другой сверх меры бережлив, и однако же беднеет. Благотворительная душа будет насыщена, и кто напояет [других], тот и сам напоен будет.»
6. 1-я Паралипоменон 29:9 — «И радовался народ усердию их, потому что они от всего сердца жертвовали Господу, также и царь Давид весьма радовался.»
7. Притчи 22:9 — «Милосердый будет благословляем, потому что дает бедному от хлеба своего.»
8. Притчи 28:27 — «Дающий нищему не обеднеет; а кто закрывает глаза свои от него, на том много проклятий.»
9. Малахия 3:10 — «Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка?»
10. Матфея 6:3-4 — «У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.»
11. Марка 12:41-44 — «И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников Своих, [Иисус] сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое.»
12. Луки 3:11 — «Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же.»
13. Луки 6:30 — «Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад.»
14. 2-е Коринфянам 9:6-8 — «При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый [уделяй] по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог. Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело.»
15. Луки 6:38 — «давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам.»
16. Иоанна 3:16 — «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.»
17. Деяния 20:35 — «Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: „блаженнее давать, нежели принимать.“»
18. Римлянам 12:8 — «вещатель ли, увещевай; раздаватель ли, [раздавай] в простоте; начальник ли, [начальствуй] с усердием; благотворитель ли, [благотвори] с радушием.»
19. Иакова 2:15-16 — «Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: „идите с миром, грейтесь и питайтесь“, но не даст им потребного для тела: что пользы?»
20. 2-е Коринфянам 9:10 — «Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей.»
Читайте также: