Притчи 12 10 сравнение
Обновлено: 21.12.2024
И 2532 услышал 191 я громкий 3173 голос, 5456 говорящий 3004 на 1722 небе: 3772 ныне 737 настало 1096 спасение 4991 и 2532 сила 1411 и 2532 царство 932 Бога 2316 нашего 2257 и 2532 власть 1849 Христа 5547 Его, 846 потому что 3754 низвержен 2598 клеветник 2723 братий 80 наших, 2257 клеветавший 2725 на них 846 пред 1799 Богом 2316 нашим 2257 день 2250 и 2532 ночь. 3571
Textus Receptus | Stephanus 1550, Общепринятый текст
καὶ 2532 ἤκουσα 191 φωνὴν 5456 μεγάλην 3173 λέγουσαν 3004 ἐν 1722 τῷ 3588 οὐρανῷ 3772 Ἄρτι 737 ἐγένετο 1096 ἡ 3588 σωτηρία 4991 καὶ 2532 ἡ 3588 δύναμις 1411 καὶ 2532 ἡ 3588 βασιλεία 932 τοῦ 3588 θεοῦ 2316 ἡμῶν 2257 καὶ 2532 ἡ 3588 ἐξουσία 1849 τοῦ 3588 Χριστοῦ 5547 αὐτοῦ 846 ὅτι 3754 κατἐβλήθη 2598 ὁ 3588 κατήγορος 2725 τῶν 3588 ἀδελφῶν 80 ἡμῶν 2257 ὁ 3588 κατηγορῶν 2723 αυτῶν 846 ἐνώπιον 1799 τοῦ 3588 θεοῦ 2316 ἡμῶν 2257 ἡμέρας 2250 καὶ 2532 νυκτός 3571
Похожая притча
1-3. О внутренней и внешней противоположности добра и зла вообще. 4-11. О счастье и несчастье домашней жизни и о причинах того и другого. 12-22. О положительных и отрицательных явлениях в жизни общественной, преимущественно в связи с должным или недолжным употреблением языка 23-26. О мудрости, правде и прилежании с их противоположностями.
Притч.12:1. Кто любит наставление, тот любит знание; а кто ненавидит обличение, тот невежда.
Притч.12:2. Добрый приобретает благоволение от Господа; а человека коварного Он осудит.
Притч.12:3. Не утвердит себя человек беззаконием; корень же праведников неподвижен.
Мысль о том, что путь к мудрости заключается в наставлении и тщательном внимании к нему (ст. 1), представляет повторение высказанного в Притч 10.17; а мысль о прочности единой лишь праведности (ст. 3) выражена была ранее в Притч 10.25.
Притч.12:4. Добродетельная жена — венец для мужа своего; а позорная — как гниль в костях его.
Притч.12:5. Промышления праведных — правда, а замыслы нечестивых — коварство.
Притч.12:6. Речи нечестивых — засада для пролития крови, уста же праведных спасают их.
Притч.12:7. Коснись нечестивых несчастие — и нет их, а дом праведных стоит.
Притч.12:8. Хвалят человека по мере разума его, а развращенный сердцем будет в презрении.
Притч.12:9. Лучше простой, но работающий на себя, нежели выдающий себя за знатного, но нуждающийся в хлебе.
Притч.12:10. Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко.
Притч.12:11. Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом; а кто идет по следам празднолюбцев, тот скудоумен.—
Притч.12:11a. —[Кто находит удовольствие в трате времени за вином, тот в своем доме оставит бесславие.]
На первом месте в ряду благ домашней жизни человека поставляется доблестная жена, именуемая венцом мужа своего (4а) — так как ее труд, прилежание, толковость и под. приносят мужу богатство, честь и славу (ср. Притч 31.10 след.); напротив, неизмеримо велик вред для мужа от злой жены: как червь подтачивает дерево, и оно сохнет и гибнет, так и злая жена подтачивает здоровье и благосостояние мужа и всей семьи (ср. Сир 25.11 и след.). Затем, после общего противоположения благотворности мыслей, намерений, слов и дел праведников и зловредности всего этого у нечестивых (ст. 5-6) и указания противоположности внешней конечной судьбы нечестивого и праведного (ст. 7, ср. Притч 10.25), а также не одинакового отношения общественного мнения к словам и речам того и другого (ст. 8), похваляется трудолюбие незнатного бедняка и осуждается презрение к труду и бездеятельность человека тщеславного своим происхождением (ст. 9), частнее, похваляется труд земледельца и осуждается всякая праздность, приводящая к разным порокам, напр., к пьянству (ст. 11 по LXX-ти). К характеристике праведника принадлежит (ст. 10) и то, что он оказывает милосердие и к животным, повинуясь внушениям естественного чувства сострадания и следуя прямым предписаниям закона (Исх 20.10; Исх 22.4-5; Лев.22:28; Втор 25.4), предписывавшего еврею гуманное обращение и с животными.
Притч.12:12. Нечестивый желает уловить в сеть зла; но корень праведных тверд.
Притч.12:13. Нечестивый уловляется грехами уст своих; но праведник выйдет из беды.—
Притч.12:13a. —[Смотрящий кротко помилован будет, а встречающийся в воротах стеснит других.]
Притч.12:14. От плода уст своих человек насыщается добром, и воздаяние человеку — по делам рук его.
Притч.12:15. Путь глупого прямой в его глазах; но кто слушает совета, тот мудр.
Притч.12:16. У глупого тотчас же выкажется гнев его, а благоразумный скрывает оскорбление.
Притч.12:17. Кто говорит то, что знает, тот говорит правду; а у свидетеля ложного — обман.
Притч.12:18. Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых — врачует.
Притч.12:19. Уста правдивые вечно пребывают, а лживый язык — только на мгновение.
Притч.12:20. Коварство — в сердце злоумышленников, радость — у миротворцев.
Притч.12:21. Не приключится праведнику никакого зла, нечестивые же будут преисполнены зол.
Притч.12:22. Мерзость пред Господом — уста лживые, а говорящие истину благоугодны Ему.
Желания, слова и дела нечестивого и праведного существенно различны, различен и плод, последствие их для того и другого, неудача и прямая гибель для нечестивого, и спасение для праведного (ст. 12-14, сн. Притч 18.7; Пс 61.13).
Затем противополагаются самомнение и нетерпеливость безумного и скромность (в принятии советов от ближних) и терпеливость и осторожность (при получении обид) мудрого (ст. 15-16), а также правдивость и истинность свидетельства мудрого и ложь, коварство и злоба свидетельства безумного и нечестивого (ст. 17-22). Будучи само по себе злом, которое всегда болезненно отзывается в сердце ближнего, как бы нанося ему рану (ст. 18), свидетельство или лжесвидетельство нечестивого и самому ему приносит гибель (ст. 19-20), главное — лишение милости Божией, которая неразлучна с правыми сердцем, словами и делами (ст. 22).
Притч.12:23. Человек рассудительный скрывает знание, а сердце глупых высказывает глупость.
Притч.12:24. Рука прилежных будет господствовать, а ленивая будет под данью.
Притч.12:25. Тоска на сердце человека подавляет его, а доброе слово развеселяет его.
Притч.12:26. Праведник указывает ближнему своему путь, а путь нечестивых вводит их в заблуждение.
Притч.12:27. Ленивый не жарит своей дичи; а имущество человека прилежного многоценно.
Притч.12:28. На пути правды — жизнь, и на стезе ее нет смерти.
Похваляются сдержанность в слове, присущая мудрому (ст. 23а), умение его — утешить словом печального (25а) и вообще преподаваемое им руководство ближнему (ст. 26), прилежание и трудолюбие (24а, 27б); напротив осуждаются противоположные пороки нечестивого. Общее заключение главы: путь правды ведет к истинной жизни и бессмертию (ст. 28).
Похожая притча
Прит. 12:4. Добродетельная жена делает честь своему мужу, украшает его жизнь. Та же, которая позорит мужа своим поведением, причиняет ему постоянную душевную боль (сравниваемую с болью в «гниющих костях»).
Прит. 12:5-6. В стихах 5-9 повторяются изречения на тему противопосталяемых друг другу праведных и нечестивых. Праведные помышляют о добром (о «правде») не только для себя, но и для других, нечестивые же питают коварные замыслы. В стихе 6 эта мысль развивается: «коварные замыслы» та же засада — для тех, кто станет слушать речи нечестивых (может быть, их «советы», направленные во зло, «на пролитие крови»). «Попавших в засаду» спасают праведные (уста их, т. е. их добрые, мудрые советы).
Прит. 12:7. О ненадежности бытия нечестивых, чему противопоставляется твердая основа жизни праведных (сравните со стихом 3).
Прит. 12:8. Противопоставляется отношение окружающих к разумному (а, значит, доброму, благочестивому) человеку и к тому, кто имеет «развращенное сердце» (тут могут подразумеваться и извращенный образ мыслей, превратное виденье вещей); последний не заслуживает ничего, кроме презрения.
Прит. 12:9. Изречения в стихах 9-11 отражают подход Соломона к повседневной, домашней жизни. Идея противопоставления выражена здесь распространенной в Притчах «формулой» лучше… нежели (лучше… и); сравните 3:14; 8:10-11; 15:16-17; 16:8,16,19,32; 17:1,12; 19:1,22; 21:9,19; 22:1; 25:7,24; 27:5,10; 28:6. Текст стиха 9 неодинаково звучит в русской и английской Библиях.
На англ. языке тут не работающий на себя, а «имеющий слугу», т. е. та мысль, что лучше быть человеком незнатным, но имеющим возможность нанять слугу, чем претендующим на знатное происхождение, но не имеющим средств к существованию. Если принять русский перевод этого места, то идея стиха в сущности останется той же: лучше быть простолюдином, который не нуждается материально, чем нищим «аристократом».
Прит. 12:10. Милосердие праведного простирается не только на близких и ближних его, но и на животных (на домашний скот, что, кстати, предусмотрено было и законом; Исх. 20:10; Втор. 25:4).
Прит. 12:11. Человек трудолюбивый, питающийся от трудов своих, противопоставляется в этом изречении «скудоумному последователю любителей праздности».
Прит. 12:12. И рад бы нечестивый… уловить праведного в сеть зла; но тот крепок в праведности своей.
«Быть уловленным» (в значении «пострадать «) — речевой прием, часто встречающийся в Притчах (сравните 11:6). Праведнику (человеку разумному и сдержанному) не грозит запутаться (как это происходит со злоречивым; здесь нечестивый в значении лицемера, клеветника) в том, что было им сказано.
Прит. 12:14. «Плод уст» — это слова, сходящие с них. Ответное добро приходит к тому, кто говорит доброе другим и о других; это сравнимо с изречением в 11:17 «Человек милосердый благотворит душе своей». Благое воздаяние такому человеку может быть менее заметно, но не менее значительно, чем тому, который получает вознаграждение от труда рук своих.
Прит. 12:15-16. По два наблюдения находим относительно глупого и благоразумного в этих изречениях. Глупому (слово эвил — упорный, твердолобый) всегда кажется, что он прав (что путь его прямой), чем и объясняется, что он не желает никаких советов и откровенно злится на дающих их (стих 16). Благоразумный же. напротив, открыт для советов (сравните 10:17; 12:1), и даже если советом, точнее, обличением, он будет посрамлен, пристыжен, то обиды своей не проявит, либо простит ее. Именно так надо понимать фразу «благоразумный скрывает оскорбление». Кстати, как «скрывает» здесь переведено еврейское часах, которое в 10:12 передано как «покрывает», а словом оскорбление передано то, которое в 11:2 звучит как «посрамление».
Прит. 12:17. Изречение о честном и ложном свидетельствах.
Прит. 12:20. Сердца умышляющих зло исполнены коварства, а сердца несущих людям мир — радостью.
Прит. 12:21. Праведники находятся под Господней защитой, нечестивые же отданы во власть многих зол, которыми они преисполнены,
Прит. 12:22. Лишь правдивое, искреннее сердце и такие же слова и дела угодны Господу; ложь ненавистна Ему.
Прит. 12:23. Смысл этого изречения в том, что Человек рассудительный не спешит демонстрировать свое знание, в отличие от глупых, которые безудержно болтают все, что в голову придет.
Прит. 12:24. Противопоставление прилежания и лени. Рука прилежных будет господствовать не в том смысле, что они непременно займут какое-то официальное положение, а в том, что привыкшие к труду и любящие его не окажутся во власти обстоятельств, как бы они ни сложились; привычка же к лени может привести к нищете и, как следствие этого, к необходимости продаться в рабство (быть под данью именно это и означает).
Прит. 12:25. В первой фразе этого стиха речь о том, что на языке современной медицины называется депрессией; вовремя сказанное доброе слово может вывести человека из-под давящего пресса тоски.
Прит. 12:26. Если ведущий праведный образ жизни помогает и ближнему своему избрать такой же путь, то нечестивые, блуждающие «кривыми путями», тоже увлекают на них других.
Прит. 12:27. Слово харак, переведенное как жарит, нигде более в Ветхом Завете не встречается, и смысл его в контексте притчи не вполне ясен. Высказывают предположение о смысле стиха в целом: ленивому даже пищу приготовить себе лень, и то, что он имеет (чем владеет), лишено ценности в его глазах; для того же, кто обрел свое имущество ценой прилежного труда, оно многоценно.
Прит. 12:28. Праведное поведение (пути правды) ведут к жизни; здесь, по всей вероятности, подразумевается не вечная жизнь, а земное благоденствие. Вторая фраза этого стиха трудно поддается прочтению на еврейском языке. В ней речь как будто бы идет о бессмертии; хотя многие богословы указывают на то, что древнееврейскому сознанию идея эта не была присуща, в ряде ветхозаветных стихов она определенно звучит; к примеру, в Иов. 19:25-27; в Пс. 15:10 и в Ис. 25:8.
Похожая притча
Прит. 12:4. Добродетельная жена делает честь своему мужу, украшает его жизнь. Та же, которая позорит мужа своим поведением, причиняет ему постоянную душевную боль (сравниваемую с болью в «гниющих костях»).
Прит. 12:5-6. В стихах 5-9 повторяются изречения на тему противопосталяемых друг другу праведных и нечестивых. Праведные помышляют о добром (о «правде») не только для себя, но и для других, нечестивые же питают коварные замыслы. В стихе 6 эта мысль развивается: «коварные замыслы» та же засада — для тех, кто станет слушать речи нечестивых (может быть, их «советы», направленные во зло, «на пролитие крови»). «Попавших в засаду» спасают праведные (уста их, т. е. их добрые, мудрые советы).
Прит. 12:7. О ненадежности бытия нечестивых, чему противопоставляется твердая основа жизни праведных (сравните со стихом 3).
Прит. 12:8. Противопоставляется отношение окружающих к разумному (а, значит, доброму, благочестивому) человеку и к тому, кто имеет «развращенное сердце» (тут могут подразумеваться и извращенный образ мыслей, превратное виденье вещей); последний не заслуживает ничего, кроме презрения.
Прит. 12:9. Изречения в стихах 9-11 отражают подход Соломона к повседневной, домашней жизни. Идея противопоставления выражена здесь распространенной в Притчах «формулой» лучше… нежели (лучше… и); сравните 3:14; 8:10-11; 15:16-17; 16:8,16,19,32; 17:1,12; 19:1,22; 21:9,19; 22:1; 25:7,24; 27:5,10; 28:6. Текст стиха 9 неодинаково звучит в русской и английской Библиях.
На англ. языке тут не работающий на себя, а «имеющий слугу», т. е. та мысль, что лучше быть человеком незнатным, но имеющим возможность нанять слугу, чем претендующим на знатное происхождение, но не имеющим средств к существованию. Если принять русский перевод этого места, то идея стиха в сущности останется той же: лучше быть простолюдином, который не нуждается материально, чем нищим «аристократом».
Прит. 12:10. Милосердие праведного простирается не только на близких и ближних его, но и на животных (на домашний скот, что, кстати, предусмотрено было и законом; Исх. 20:10; Втор. 25:4).
Прит. 12:11. Человек трудолюбивый, питающийся от трудов своих, противопоставляется в этом изречении «скудоумному последователю любителей праздности».
Прит. 12:12. И рад бы нечестивый… уловить праведного в сеть зла; но тот крепок в праведности своей.
«Быть уловленным» (в значении «пострадать «) — речевой прием, часто встречающийся в Притчах (сравните 11:6). Праведнику (человеку разумному и сдержанному) не грозит запутаться (как это происходит со злоречивым; здесь нечестивый в значении лицемера, клеветника) в том, что было им сказано.
Прит. 12:14. «Плод уст» — это слова, сходящие с них. Ответное добро приходит к тому, кто говорит доброе другим и о других; это сравнимо с изречением в 11:17 «Человек милосердый благотворит душе своей». Благое воздаяние такому человеку может быть менее заметно, но не менее значительно, чем тому, который получает вознаграждение от труда рук своих.
Прит. 12:15-16. По два наблюдения находим относительно глупого и благоразумного в этих изречениях. Глупому (слово эвил — упорный, твердолобый) всегда кажется, что он прав (что путь его прямой), чем и объясняется, что он не желает никаких советов и откровенно злится на дающих их (стих 16). Благоразумный же. напротив, открыт для советов (сравните 10:17; 12:1), и даже если советом, точнее, обличением, он будет посрамлен, пристыжен, то обиды своей не проявит, либо простит ее. Именно так надо понимать фразу «благоразумный скрывает оскорбление». Кстати, как «скрывает» здесь переведено еврейское часах, которое в 10:12 передано как «покрывает», а словом оскорбление передано то, которое в 11:2 звучит как «посрамление».
Прит. 12:17. Изречение о честном и ложном свидетельствах.
Прит. 12:20. Сердца умышляющих зло исполнены коварства, а сердца несущих людям мир — радостью.
Прит. 12:21. Праведники находятся под Господней защитой, нечестивые же отданы во власть многих зол, которыми они преисполнены,
Прит. 12:22. Лишь правдивое, искреннее сердце и такие же слова и дела угодны Господу; ложь ненавистна Ему.
Прит. 12:23. Смысл этого изречения в том, что Человек рассудительный не спешит демонстрировать свое знание, в отличие от глупых, которые безудержно болтают все, что в голову придет.
Прит. 12:24. Противопоставление прилежания и лени. Рука прилежных будет господствовать не в том смысле, что они непременно займут какое-то официальное положение, а в том, что привыкшие к труду и любящие его не окажутся во власти обстоятельств, как бы они ни сложились; привычка же к лени может привести к нищете и, как следствие этого, к необходимости продаться в рабство (быть под данью именно это и означает).
Прит. 12:25. В первой фразе этого стиха речь о том, что на языке современной медицины называется депрессией; вовремя сказанное доброе слово может вывести человека из-под давящего пресса тоски.
Прит. 12:26. Если ведущий праведный образ жизни помогает и ближнему своему избрать такой же путь, то нечестивые, блуждающие «кривыми путями», тоже увлекают на них других.
Прит. 12:27. Слово харак, переведенное как жарит, нигде более в Ветхом Завете не встречается, и смысл его в контексте притчи не вполне ясен. Высказывают предположение о смысле стиха в целом: ленивому даже пищу приготовить себе лень, и то, что он имеет (чем владеет), лишено ценности в его глазах; для того же, кто обрел свое имущество ценой прилежного труда, оно многоценно.
Прит. 12:28. Праведное поведение (пути правды) ведут к жизни; здесь, по всей вероятности, подразумевается не вечная жизнь, а земное благоденствие. Вторая фраза этого стиха трудно поддается прочтению на еврейском языке. В ней речь как будто бы идет о бессмертии; хотя многие богословы указывают на то, что древнееврейскому сознанию идея эта не была присуща, в ряде ветхозаветных стихов она определенно звучит; к примеру, в Иов. 19:25-27; в Пс. 15:10 и в Ис. 25:8.
Читайте также: