Притчи 11 25 современный перевод

Обновлено: 14.11.2024

11:1-31 Как и в гл. 10, большинство пословиц этой главы противопоставляют праведность бесчестию.

11:1 Неверные весы. Этика завета основывается на доверии во взаимоотношениях. Именно воля Божия находится в центре внимания автора.

11:2 гордость. посрамление. Мудрость включает в себя смирение.

со смиренными – мудрость. Смирение, в отличие от гордости, ведет не к славе, а к мудрости. Смирение означает умение правильно оценивать себя и свое место в мире. Таким образом познается высший смысл истинного миропорядка, к чему и стремится мудрость.

11:3 Непорочность. Первоначальное значение соответствующего древнееврейского слова – "цельность". Оно указывает на нравственное совершенство.

11:9 прозорливостью. Мудрость и прозорливость позволяют человеку избежать бесчестия (см. ст. 4,6,8).

11:10 Общество может быть жизнеспособным только если ему известны понятия добра и зла, награды и возмездия. Гибель тех, кто несет зло, разрушение и нищету, является закономерным плодом их деяний.

11:11 Сказанное в ст. 9 здесь распространяется на все общество. Под благословением праведных подразумевается то благотворное влияние, которое они оказывают на общество в целом.

11:12 См. ст. 9 и ком. Человек не может завоевать доброе имя, унижая другого презрением.

11:14 попечения. См. 15,22; 20,18; 24,6.

советниках. Политическая жизнь времен правления Давида характеризовалась наличием большого числа советников, что говорит о значении, которое придавалось мудрости (2 Цар. 15,30 – 17,23).

11:15 См. 6,1 и ком.

11:17 милосердый. Забота человека о самом себе выражена в словах: "люби ближнего твоего, как самого себя" (Лев. 19,18). Всякое благо для ближнего становится благом и для нас.

11:18 См. 10,2.16; 2 Кор. 9,6-11. Награда, о которой идет речь, может быть как материальной, так и духовной. Главное здесь – непреходящая ценность наград, которые ожидают праведников.

11:19 Ср. Втор. 30,15-20. Однако понятия праведности и зла используются здесь в более общем смысле и указывают на богоданный порядок бытия, который познается на опыте.

11:20 Это утверждение основывается на завете и вытекает не из житейского опыта, а непосредственно из Божественного откровения (см. 3,32).

11:21 не останется ненаказанным. Имеется в виду не только человеческое возмездие, но и суд Божий.

семя же праведных спасется. Здесь, как и в предыдущем случае, речь идет о суде Божием и грядущем спасении праведников.

11:24 Щедрость дающего является залогом его благополучия, поскольку не менее щедро ему воздает Бог.

11:27 См. ст. 17 и ком. Слова "кто стремится к добру" относятся либо к человеку, который своей заботой о других приобретает добрую славу, либо к тому, кто, стремясь к праведной жизни, становится угоден Богу.

11:28 Надеющийся на богатство свое упадет. Надежда на богатство подменяет упование на Господа. См. ком. к ст. 24.

праведники, как лист, будут зеленеть. Т.е. будут полны жизни (в том смысле, в каком понимает это слово библейская литература мудрости).

11:29 Расточительство не однозначно щедрости. Расточительство – это бессмысленные траты ради удовлетворения своих прихотей. Щедрость – удовлетворение потребностей других людей.

11:30 Плод праведника – древо жизни. Несмотря на некоторую неопределенность метафоры, смысл ее очевиден: праведность дарует жизнь (см. ком. к ст. 28).

привлекает души. Букв.: "забирает души" или "забирает жизни". Очевидное значение этого выражения – "лишать жизни", и некоторые комментаторы, дабы устранить возникающее противоречие, вместо стоящего рядом слова "мудрый" предлагают переводить соответствующее ему слово из древнееврейского текста как "беззаконный" (Септуагинта) или "жестокий". В любом случае перевод этого выражения не является бесспорным.

11:31 праведнику воздается. Даже праведники не избегнут строгого суда, каждый получит по заслугам. В соответствующем месте Септуагинты сказано: "праведник едва спасается". Ср. 1 Пет. 4,18.

тем паче нечестивому. Провозглашаемый здесь принцип ответственности человека за свои поступки очевиден: если даже праведники должны держать ответ, то нечестивцы тем более подлежат суду.

Похожая притча

1 Некоторые пользуются неверными весами, чтобы обманывать людей. Господь ненавидит это, но точные весы Ему по нраву.

2 Гордость – причина позора, но мудрость приходит к кротким и смиренным.

3 Честность управляет поступками праведных людей, но злые, обманывая других, уничтожают самих себя.

4 На суде Господнем не помогут деньги, но добрые дела спасут от смерти.

5 Жизнь доброго человека будет лёгкой, если он честен, а злого погубит собственное зло.

6 Честного человека спасает доброта, но злые будут пойманы тем злом, которое они творят.

7 Злому после смерти не остаётся надежды – все его надежды погибают и ничего не стоят.

8 Добрый человек избежит беды, а зло творящий попадётся в её сети.

9 Своими речами лицемер приносит людям вред, но доброго мудрость сохранит.

10 Успехами доброго счастлив весь город, когда уничтожен злой человек, все торжествуют.

11 От благословения доброго город процветает, но сказанное злым способно разрушить город.

12 Глупец клевещет на своих соседей, но мудрому известно, когда лучше смолчать.

13 Не заслуживает доверия тот, кто разглашает чужие секреты, но верный человек не сеет слухи.

14 Падёт то царство, чей правитель слаб, но при мудрых советниках этот народ спасётся.

15 Если ты пообещал заплатить долг другого, ты пожалеешь об этом. Ты будешь в безопасности, если не возьмёшь эту ответственность на себя.

16 Кроткая женщина приобретает уважение, наглый же приобретает лишь богатство.

17 Добрый получит прибыль, но жестокий – причина собственных бед.

18 Злой деньги берёт обманом, справедливый получает истинную награду.

19 Искренность и доброта ведут к жизни, но злые следуют за злом и обретают смерть.

20 Господь ненавидит творящих зло, но счастлив теми, кто поступает праведно.

21 Это верно, что будут наказаны злые, а добрые будут освобождены.

22 Если женщина красива, но глупа, то это можно сравнить с золотым кольцом в пятаке у свиньи.

23 Исполнение желаний доброго человека приумножает добро, но исполнение желаний злых влечёт за собою только беды.

24 Дающий щедро получает ещё больше, но бедность ждёт того, кто жаден.

25 Дающий щедро получит прибыль и, помогая другим, ты больше получишь сам.

26 Проклят жадный человек, не продающий зерно, но благословен тот, кто продаёт зерно, чтобы накормить других.

27 Стремящийся делать добро пользуется уважением, но ничего, кроме бед, не получает творящий зло.

28 Кто верит лишь в своё богатство, упадёт как мёртвый лист, но добрый расцветёт словно молодой побег.

29 Кто приносит несчастья своей семье, ничего не приобретает и будет в итоге прислуживать мудрым.

30 Дела добрых людей – это дерево жизни, мудрый даёт людям новую жизнь.

31 Если доброму воздаётся на земле, то, несомненно, и злым воздастся по заслугам.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Книга Притчи Соломона, 11 глава

Обратите внимание. Номера стихов — это ссылки, ведущие на раздел со сравнением переводов, параллельными ссылками, текстами с номерами Стронга. Попробуйте, возможно, вы будете приятно удивлены.

Похожая притча

1 Мерзость для Господа — неверные весы,
а верный вес угоден Ему.

2 Вслед за гордыней приходит позор,
а за смирением — мудрость.

3 Прямодушных ведет их непорочность,
а коварных губит их же лукавство.

4 Бесполезно богатство в день гнева,
а праведность спасает от смерти.

5 Праведность непорочных делает прямыми их пути,
а нечестивые падают от своего нечестия.

6 Праведность прямодушных спасает их,
а вероломных захватывают злые страсти.

7 Когда умирает грешник, гибнет его надежда;
ожидания нечестивых не сбудутся.

8 Праведник избавляется от беды,
вместо него попадает в нее грешник.

9 Своими устами безбожные губят ближнего,
но праведные спасаются своим знанием.

10 Когда праведные процветают, город радуется;
когда гибнут грешные, звучат крики радости.

11 Благословением праведных город превознесен,
но уста нечестивых его разрушают.

12 Человек нерассудительный позорит ближнего,
а разумный сдерживает язык.

13 Сплетник предает доверие,
а надежный человек хранит тайну.

14 При недостатке мудрого руководства народ 41 падает,
а много советников обеспечивают победу.

15 Всякий, ручающийся за чужого, накличет беду,
а ненавидящий поручительство — в безопасности.

16 Добрая женщина приобретает славу,
и трудолюбивые мужчины скопят богатства. 42

17 Милостивый человек сам себя вознаграждает,
а жестокий сам причиняет себе зло.

18 Нечестивый трудится за призрачную награду,
а сеющий праведность получит верное вознаграждение.

19 Держащийся праведности будет жить,
а гонящийся за злом умрет.

20 Господь гнушается сердцем лукавого,
но угодны Ему те, чей путь непорочен.

21 Твердо знай: нечестивый не останется безнаказанным,
но род праведных спасется.

22 Что золотое кольцо у свиньи в пятачке,
то красивая, но безрассудная женщина.

23 Желания праведных есть одно лишь благо,
а надежды нечестивцев — гнев.

24 Один дает щедро, а все богатеет;
другой бережлив непомерно, а впадает в нужду.

25 Щедрая душа будет насыщена;
утоливший жажду другого и сам не будет жаждать.

26 Того, кто прячет зерно, народ проклинает,
но кто готов продавать, увенчан благословением.

27 Тот, кто стремится к добру, отыщет благоволение,
а зло придет к тому, кто его искал.

28 Надеющийся на богатства увянет, 43
а праведный будет цвести, как зеленая ветка.

29 Наводящий беду на семью унаследует только ветер,
и глупец будет прислуживать мудрому сердцем.

30 Плод праведника — дерево жизни,
и мудрец привлекает души. 44

31 Если праведнику на земле воздается,
то нечестивцам и грешникам и подавно.

Примечания:

14 [41] — Или: «войско».

16 [42] — Или: «а безжалостные мужчины скопят лишь богатства».

28 [43] — Возможный текст; букв: «упадет».

30 [44] — Возможный перевод; смысл этого места в еврейском тексте неясен.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Притчи Соломона, 11 глава

Обратите внимание. Номера стихов — это ссылки, ведущие на раздел со сравнением переводов, параллельными ссылками, текстами с номерами Стронга. Попробуйте, возможно, вы будете приятно удивлены.

Похожая притча

за справедливое расследование — слава царю .

Как высота небес и глубины земли,

так и сердце царя неисследимо.

Очисти серебро от окалины —

и выйдет сосуд у золотых дел мастера .

Удали нечестивцев от лица царя —

и престол его справедливостью укрепится .

Не восхваляй себя перед царем,

средь великих не стремись занять место.

Лучше, если скажут тебе: «Поднимись к нам»,

чем унизят тебя перед вельможей каким .

Если и увидел ты нечто своими глазами,

что задело тебя *б ,

не спеши затевать суд,

а иначе, что станешь делать,

если сосед твой тебя опозорит?

Даже если ты и затеял тяжбу с соседом ,

чужых секретов не выдавай,

чтобы не обесславил тебя услышавший это

и не разнеслась о тебе худая молва.

Слово, вовремя сказанное , —

что золотые яблоки в серебряной оправе .

Золотая серьга, украшенье из чистого золота —

мудрый обличитель для чуткого уха.

Что прохлада от снега в страду —

надежный вестник для тех, кто его отправил;

он ободрит душу своего господина.

Облака и ветер, а дождя всё нет —

так и тот, кто подарки попусту наобещал.

Выдержку выказывая, убедишь и правителя ,

ласковая речь и кость сокрушит.

Если нашел мед, ешь его в меру,

а иначе пресытишься и тебя стошнит.

Не ходи часто в дом друга своего,

чтобы не надоел ты ему и не стал ему ненавистен.

Палица, меч и острая стрела —

таков лжесвидетель против ближнего своего.

Что сломанный зуб или нога хромая —

то надежда на вероломного в день бедствия.

Как в стужу одежды лишиться, как уксус лить на рану —

так и песни петь тому, чье сердце в горе.

Если твой враг голоден — накорми его хлебом,

если жаждет — дай воды напиться.

Так поступая, горящие угли сыплешь ты ему на голову,

и Господь воздаст тебе.

Северный ветер родит дождь,

язык злоречивый — гнев на лицах.

Лучше на самом краю крыши ютиться,

чем жить в просторном доме

со сварливой женой .

Как вода студеная для пересохшего горла —

так и добрая весть из дальней страны.

Замутненный родник, затоптанный источник —

таков праведник, что отступает перед нечестивцем.

Нехорошо объедаться медом,

нехорошо без конца домогаться почестей .

Поверженный город без стен крепостных

таков человек, не владеющий собой .

b) 25:1 Езекия — благочестивый царь Иудеи, правивший с 716 по 687 гг. до Р. Х., см. 4 Цар 18–20; 2 Пар 29–32; Ис 36–39.

l) 25:11 Возможно, имеется в виду ювелирное украшение в виде яблока или граната, инкрустированное оправой с изображениями растений или животных.

r) 25:24 Стих дословно повторяет 21:9.

t) 25:27 Так по друг. чтению. Масоретский текст неясен, возм. пер.: нет славы в том, чтобы добиваться славы .

Читайте также: