Притчи 10 19 сравнение
Обновлено: 14.11.2024
С гл. X начинаются «Притчи Соломона» ( Притч 10.1 ) о характере общем содержании, назначении и цели которых было сказано в начале книги Притчей ( Притч 1.2–6 ). Если в гл. I-IX развитие мысли о значении мудрости шло последовательными и связными периодами, то отселе с гл. X по XXIX включительно идет ряд приточных изречений разнородного содержания, так что почти каждый стих есть самостоятельное целое, отдельная притча, не имеющая видимой связи ни с предыдущим ни с последующим. По содержанию своему эти приточные изречения относятся ко всевозможным отношениям и условиям жизни. Пред взором читателя, в свойственном жизни человеческой разнообразии здесь проходят попарно: богатый и бедный, мудрый и глупый, прилежный и ленивый, благочестивый и нечестивый, отец и сын, муж и жена, господин и раб, царь и подданный и под. Относясь каждая к отдельным явлениям жизни, все притчи в совокупности, однако, выражают цельное воззрение на жизнь, законченное мировоззрение свящ. писателя. По форме своей притчи эти образуют двухстрочия, обе части которого находятся обыкновенно в отношении противоположности (в гл. X-XV) – исключительно или представляют собой так называемый антитетический параллелизм, в котором одно полустишие выражает обратную сторону истины выражаемой в другом (см. напр., еще в Пс 2.6 ; Еккл 2.14 ).
Притч.10:1 . Притчи Соломона. Сын мудрый радует отца, а сын глупый – огорчение для его матери.
Такую именно форму имеет уже этот первый стих, имеющий, очевидно, отношение ко всему последующему собранию притчей. Частный оттенок мысли в противоположении отца и матери: печаль неудачного сына особенно глубоко воспринимает материнское сердце (ср. Притч 1.8, 15.20, 17.25 ).
Притч.10:2 Не доставляют пользы сокровища неправедные, правда же избавляет от смерти.
Притч.10:3 Не допустит Господь терпеть голод душе праведного, стяжание же нечестивых исторгнет.
Притч.10:4 Ленивая рука делает бедным, а рука прилежных обогащает.
Притч.10:5 Собирающий во время лета – сын разумный, спящий же во время жатвы – сын беспутный.
Притч.10:6 Благословения – на голове праведника, уста же беззаконных заградит насилие.
Притч.10:7 Память праведника пребудет благословенна, а имя нечестивых омерзеет.
При всей разнородности содержания этих шести стихов, они несколько объединяются общею всем им мыслью о неодинаковом земном жребии праведного и нечестивого, разумного и неразумного, прилежного и ленивого. «Жизнь и смерть» (ст. 2) – типическое обозначение блага и бедствия жизни, проходящее чрез всю книгу Притчей. – «Сокровища неправедные» – нажитые неправдой, беззаконием, «не доставляют пользы» – бессильны спасти от смерти, а равно от всякого смертельного бедствия. Спасет от этого одна «правда» (евр. цедака ), т. е. правота всех намерений и поступков человека, деятельное осуществление «мудрости», хокма (по традиционно-еврейскому толкованию, цедака , спасающая от смерти, есть милостыня). Мысль ст. 2 почти дословно повторяется в Притч 11.4 . В ст. 3 противополагаются, во-первых, «душ а» праведного, т. е. нормальное, уравновешенное психическое состояние (по LXX ψυχὴ δικαία ) праведника – и »стяжание" или алчность (евр. гавва , ср. Мих 3.7 ; по LXX ζωὴ , жизнь, в смысле средств к жизни) нечестивого; а, во-вторых, противоположная судьба одного и другого: Господь не попускает праведнику голодать (ср. Пс 32.19, 36.25 ), напротив, злым и похотливым желаниям нечестивца не дает осуществляться, тем более, что они часто бывают направлены ко злу ближних. Затем, в ст. 4–5, высказывается мысль, что благосостояние или материальная скудость стоят в зависимости и от собственной энергии или, напротив, бездействия, как уклонения от всеобщего закона труда ( Быт 3.19 ). В Вульгате к ст. 4 добавлено: qui nititur mendaciis, hic pascit ventos idem autem ipse sequitur aves volantes. LXX имеют прибавку в ст. 5, читаемую в славянск. Библии так: « спасется от зноя сын разумный, ветротленен же бывает на жатве сын беззаконный» , т. е. благоразумный, вследствие своевременной уборки хлеба, не терпит вреда от знойного ветра, тогда как неразумный и беспорядочный человек пропускает время жатвы, и перезрелый хлеб в колосьях опустошает зной и ветер; общее, здесь как и в целых ст. 4–5, выражена мысль о необходимости благоразумного пользования временем для успеха в делах житейских и духовных. Ст. 6–7 говорят о добром имени, незапятнанной репутации праведного и – бесславии и гибели имени нечестивого, как при жизни их (ст. 6), так и по смерти того и другого (ст. 7) (ср. Пс 111.6 ; Сир 44.13 ; сн. Мф 26.13 ).
Притч.10:8 . Мудрый сердцем принимает заповеди, а глупый устами преткнется.
Притч.10:9 . Кто ходит в непорочности, тот ходит безопасно; а кто превращает пути свои, тот будет наказан.
Притч.10:10 . Кто мигает глазами, тот причиняет досаду, а глупый устами преткнется.
Противополагаются по характеру и последствиям действия мудрого и нечестивого в отношении к наставлениям мудрости (ст. 8), в поведении или жизненном пути, противоположном у одного и другого (ст. 9), и в самой манере речи – лукавой и криводушной у нечестивого, и прямой, хотя бы и резкой, у праведного (ст. 10). Последняя мысль рельефнее, чем в еврейском тексте, выражена в греч. переводе LXX второй половины ст. 10: ὁ δὲ ᾿ελέγχων μετὰ παρρησίας είρηνοποιεῖ ; слав.: «обличаяй же с дерзновением миротворит» .
Притч.10:11 . Уста праведника – источник жизни, уста же беззаконных заградит насилие.
Притч.10:12 . Ненависть возбуждает раздоры, но любовь покрывает все грехи.
Притч.10:13 . В устах разумного находится мудрость, но на теле глупого – розга.
Притч.10:14 . Мудрые сберегают знание, но уста глупого – близкая погибель.
Продолжается изображение доброго и злого, мудрого и глупого – в отношении их обращения с ближними и влияния на них, преимущественно со стороны речи или способности и манеры пользоваться словом. Если вообще речь человеческая сравнивается с волнами и потоками вод ( Притч 18.4, 20.5 ), то речь праведного – по ее прямоте и назидательности – называется здесь (ст. 11) источником жизни, тогда как из уст нечестивого выходит только насилие. Этому насилию и пагубному влиянию его на общество способствует именно наполняющая его ненависть. Напротив, «любовь покрывает все грехи» (ст. 12, ср. 1Пет 4.8 ; Иак 5.20 ; 1Кор 13.4 ), т. е. снисходит к ошибкам ближнего, не распространяет о нем худой молвы (ср. Притч 17.9 ), вообще всячески содействует миру. В ст. 13–14 новая противоположность мудрого и неразумного: первый восприимчив к простому наставлению мудрости, для второго требуется физическое воздействие (ст. 13); первый, уразумев истину, не спешит сообщать ее всем и каждому, напротив, соблюдает осторожность в речи, сообразуется с степенью восприимчивости слушателей; глупый, напротив, болтлив – к своей гибели (ст. 14).
Притч.10:15 . Имущество богатого – крепкий город его, беда для бедных – скудость их.
Притч.10:16 . Труды праведного – к жизни, успех нечестивого – ко греху.
Притч.10:17 . Кто хранит наставление, тот на пути к жизни; а отвергающий обличение – блуждает.
Притч.10:18 . Кто скрывает ненависть, у того уста лживые; и кто разглашает клевету, тот глуп.
Притч.10:19 . При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои – разумен.
Притч.10:20 . Отборное серебро – язык праведного, сердце же нечестивых – ничтожество.
Притч.10:21 . Уста праведного пасут многих, а глупые умирают от недостатка разума.
В этих семи стихах говорится главным образом о земных благах, ценности их и способе приобретения и употребления. Возвышающее самочувствие и самонадеянность человека, значение богатства и принижающее на человека действие бедности (ст. 15) – факт опыта. Премудрый этим изречением предостерегает – богатого от самонадеянности, порождаемой богатством, а бедного от лености, приводящей к бедности и нищете. При этом как богатство, так и бедность рассматриваются главным образом с нравственной точки зрения: богатство, предполагается, должно быть приобретено жизненной мудростью и средствами нравственно-безукоризненными и в свою очередь должно быть употребляемо на дела мудрости, любви и благочестия; напротив, бедность, являющаяся следствием лености и других пороков, может, в свою очередь, приводить к новым порокам. Что Премудрый рассматривает богатство и бедность главным образом с моральной точки зрения, показывает следующий стих – 16-й, где прямо говорится, что прочны лишь приобретения праведника, а стяжания нечестивого ведут ко греху, – а равно и ст. 17-й, где уже со всею определенностью выступает нравоучительное направление и содержание речи: говорится о спасительности хранения учения мудрости и о гибельности пренебрежения обличением (ср. Притч 12.1 ): не принимающий обличения не только сам гибнет, но, через пагубную силу примера, губит и других ( Мф 15.14 ). В следующих ст. 18–21 говорится преимущественно о правильном, спасительном и неправильном, гибельном пользовании даром слова: осуждается злоречие по адресу ближнего (ст. 18), вообще празднословие, неизбежно приводящее ко греху (ст. 19, ср. Притч 13.3, 21.23 ; Еккл 10.14 ; Сир 20.7, 22.31, 28.25 ; Мф 12.35 ), похваляется, напротив, обдуманное слово праведного (20а) как назидательное для многих (21а), в противоположность пустому, бессодержательному слову нечестивого (20б, 21б.)
Притч.10:22 . Благословение Господне – оно обогащает и печали с собою не приносит.
Притч.10:23 . Для глупого преступное деяние как бы забава, а человеку разумному свойственна мудрость.
Притч.10:24 . Чего страшится нечестивый, то и постигнет его, а желание праведников исполнится.
Притч.10:25 . Как проносится вихрь, так нет более нечестивого; а праведник – на вечном основании.
Соответственно неодинаковой настроенности безумного нечестивого и мудрого – праведного (ст. 23), неодинаковы и внешняя судьба того и другого: у праведника все спорится, все ему дается без труда, забот и тревоги, так как на жизни и делах его почивает благословение Божие (ст. 22, сн. Пс 126.2 сл.), всякое желание его исполняется (ст. 24б); напротив, удел нечестивого – вечный страх за свое благополучие (ст. 24а, сн. Ис 66.4 ; Иов 3.25 ), а конец его – внезапная и полная гибель, при полной непоколебимости праведника (ст. 25; сн. Притч 1.27 ; Иов 1.19 ).
Притч.10:26 . Что уксус для зубов и дым для глаз, то ленивый для посылающих его.
В этом стихе высказана, особняком здесь стоящая, мысль о вреде лености (ср. Притч 6.6 сл.; Притч 12.27, 19.24 ).
Притч.10:27 . Страх Господень прибавляет дней, лета же нечестивых сократятся.
Притч.10:28 . Ожидание праведников – радость, а надежда нечестивых погибнет.
Притч.10:29 . Путь Господень – твердыня для непорочного и страх для делающих беззаконие.
Притч.10:30 . Праведник во веки не поколеблется, нечестивые же не поживут на земле.
Повторяются не раз высказанные мысли о различном до противоположности жребии праведных и нечестивых (ср. Притч 3.2, 9.11 ; сн. Иов 8.13 ; Пс 109.6 ).
Притч.10:31 . Уста праведника источают мудрость, а язык зловредный отсечется.
Притч.10:32 . Уста праведного знают благоприятное, а уста нечестивых – развращенное.
Об устах праведного и нечестивого и плодах их.
Похожая притча
С гл. X начинаются «Притчи Соломона» (Притч 10.1) о характере общем содержании, назначении и цели которых было сказано в начале книги Притчей (Притч 1.2-6). Если в гл. I-IX развитие мысли о значении мудрости шло последовательными и связными периодами, то отселе с гл. X по XXIX включительно идет ряд приточных изречений разнородного содержания, так что почти каждый стих есть самостоятельное целое, отдельная притча, не имеющая видимой связи ни с предыдущим ни с последующим. По содержанию своему эти приточные изречения относятся ко всевозможным отношениям и условиям жизни. Пред взором читателя, в свойственном жизни человеческой разнообразии здесь проходят попарно: богатый и бедный, мудрый и глупый, прилежный и ленивый, благочестивый и нечестивый, отец и сын, муж и жена, господин и раб, царь и подданный и под. Относясь каждая к отдельным явлениям жизни, все притчи в совокупности, однако, выражают цельное воззрение на жизнь, законченное мировоззрение свящ. писателя. По форме своей притчи эти образуют двухстрочия, обе части которого находятся обыкновенно в отношении противоположности (в гл. X-XV) — исключительно или представляют собой так называемый антитетический параллелизм, в котором одно полустишие выражает обратную сторону истины выражаемой в другом (см. напр., еще в Пс 2.6; Еккл 2.14).
Притч.10:1. Притчи Соломона. Сын мудрый радует отца, а сын глупый — огорчение для его матери.:
Такую именно форму имеет уже этот первый стих, имеющий, очевидно, отношение ко всему последующему собранию притчей. Частный оттенок мысли в противоположении отца и матери: печаль неудачного сына особенно глубоко воспринимает материнское сердце (ср. Притч 1.8:15.20, 17.25).
Притч.10:2 Не доставляют пользы сокровища неправедные, правда же избавляет от смерти.
Притч.10:3 Не допустит Господь терпеть голод душе праведного, стяжание же нечестивых исторгнет.
Притч.10:4 Ленивая рука делает бедным, а рука прилежных обогащает.
Притч.10:5 Собирающий во время лета — сын разумный, спящий же во время жатвы — сын беспутный.
Притч.10:6 Благословения — на голове праведника, уста же беззаконных заградит насилие.
Притч.10:7 Память праведника пребудет благословенна, а имя нечестивых омерзеет.
При всей разнородности содержания этих шести стихов, они несколько объединяются общею всем им мыслью о неодинаковом земном жребии праведного и нечестивого, разумного и неразумного, прилежного и ленивого. «Жизнь и смерть» (ст. 2) — типическое обозначение блага и бедствия жизни, проходящее чрез всю книгу Притчей. — «Сокровища неправедные» — нажитые неправдой, беззаконием, «не доставляют пользы» — бессильны спасти от смерти, а равно от всякого смертельного бедствия. Спасет от этого одна «правда» (евр. цедака), т. е. правота всех намерений и поступков человека, деятельное осуществление «мудрости», хокма (по традиционно-еврейскому толкованию, цедака, спасающая от смерти, есть милостыня). Мысль ст. 2 почти дословно повторяется в Притч 11.4. В ст. 3 противополагаются, во-первых, «душа» праведного, т. е. нормальное, уравновешенное психическое состояние (по LXX ψυχὴ δικαία) праведника — и «стяжание» или алчность (евр. гавва, ср. Мих 3.7; по LXX ζωὴ, жизнь, в смысле средств к жизни) нечестивого; а, во-вторых, противоположная судьба одного и другого: Господь не попускает праведнику голодать (ср. Пс 32.19:36.25), напротив, злым и похотливым желанием нечестивца не дает осуществляться, тем более, что они часто бывают направлены ко злу ближних. Затем, в ст. 4-5, высказывается мысль, что благосостояние или материальная скудость стоят в зависимости и от собственной энергии или, напротив, бездействия, как уклонения от всеобщего закона труда (Быт 3.19). В Вульгате к ст. 4 добавлено: qui nititur mendaciis, hic pascit ventos idem autem ipse sequitur aves volantes. LXX имеют прибавку в ст. 5, читаемую в славянск. Библии так: «спасется от зноя сын разумный, ветротленен же бывает на жатве сын беззаконный», т. е. благоразумный, вследствие своевременной уборки хлеба, не терпит вреда от знойного ветра, тогда как неразумный и беспорядочный человек пропускает время жатвы, и перезрелый хлеб в колосьях опустошает зной и ветер; общее, здесь как и в целых ст. 4-5, выражена мысль о необходимости благоразумного пользования временем для успеха в делах житейских и духовных. Ст. 6-7 говорят о добром имени, незапятнанной репутации праведного и — бесславии и гибели имени нечестивого, как при жизни их (ст. 6), так и по смерти того и другого (ст. 7) (ср. Пс 111.6; Сир 44.13; сн. Мф 26.13).
Притч.10:8. Мудрый сердцем принимает заповеди, а глупый устами преткнется.
Притч.10:9. Кто ходит в непорочности, тот ходит безопасно; а кто превращает пути свои, тот будет наказан.
Притч.10:10. Кто мигает глазами, тот причиняет досаду, а глупый устами преткнется.
Противополагаются по характеру и последствиям действия мудрого и нечестивого в отношении к наставлениям мудрости (ст. 8), в поведении или жизненном пути, противоположном у одного и другого (ст. 9), и в самой манере речи — лукавой и криводушной у нечестивого, и прямой, хотя бы и резкой, у праведного (ст. 10). Последняя мысль рельефнее, чем в еврейском тексте, выражена в греч. переводе LXX второй половины ст. 10: ὁ δὲ ᾿ελέγχων μετὰ παρρησίας είρηνοποιεῖ; слав.: «обличаяй же с дерзновением миротворит».
Притч.10:11. Уста праведника — источник жизни, уста же беззаконных заградит насилие.
Притч.10:12. Ненависть возбуждает раздоры, но любовь покрывает все грехи.
Притч.10:13. В устах разумного находится мудрость, но на теле глупого — розга.
Притч.10:14. Мудрые сберегают знание, но уста глупого — близкая погибель.
Продолжается изображение доброго и злого, мудрого и глупого — в отношении их обращения с ближними и влияния на них, преимущественно со стороны речи или способности и манеры пользоваться словом. Если вообще речь человеческая сравнивается с волнами и потоками вод (Притч 18.4:20.5), то речь праведного — по ее прямоте и назидательности — называется здесь (ст. 11) источником жизни, тогда как из уст нечестивого выходит только насилие. Этому насилию и пагубному влиянию его на общество способствует именно наполняющая его ненависть. Напротив, «любовь покрывает все грехи» (ст. 12, ср. 1Пет 4.8; Иак 5.20; 1Кор 13.4), т. е. снисходит к ошибкам ближнего, не распространяет о нем худой молвы (ср. Притч 17.9), вообще всячески содействует миру. В ст. 13-14 новая противоположность мудрого и неразумного: первый восприимчив к простому наставлению мудрости, для второго требуется физическое воздействие (ст. 13); первый, уразумев истину, не спешит сообщать ее всем и каждому, напротив, соблюдает осторожность в речи, сообразуется с степенью восприимчивости слушателей; глупый, напротив, болтлив — к своей гибели (ст. 14).
Притч.10:15. Имущество богатого — крепкий город его, беда для бедных — скудость их.
Притч.10:16. Труды праведного — к жизни, успех нечестивого — ко греху.
Притч.10:17. Кто хранит наставление, тот на пути к жизни; а отвергающий обличение — блуждает.
Притч.10:18. Кто скрывает ненависть, у того уста лживые; и кто разглашает клевету, тот глуп.
Притч.10:19. При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои — разумен.
Притч.10:20. Отборное серебро — язык праведного, сердце же нечестивых — ничтожество.
Притч.10:21. Уста праведного пасут многих, а глупые умирают от недостатка разума.
Притч.10:22. Благословение Господне — оно обогащает и печали с собою не приносит.
Притч.10:23. Для глупого преступное деяние как бы забава, а человеку разумному свойственна мудрость.
Притч.10:24. Чего страшится нечестивый, то и постигнет его, а желание праведников исполнится.
Притч.10:25. Как проносится вихрь, так нет более нечестивого; а праведник — на вечном основании.
Соответственно неодинаковой настроенности безумного нечестивого и мудрого — праведного (ст. 23), неодинаковы и внешняя судьба того и другого: у праведника все спорится, все ему дается без труда, забот и тревоги, так как на жизни и делах его почивает благословение Божие (ст. 22, сн. Пс 126.2 сл.), всякое желание его исполняется (ст. 24б); напротив, удел нечестивого — вечный страх за свое благополучие (ст. 24а, сн. Ис 66.4; Иов 3.25), а конец его — внезапная и полная гибель, при полной непоколебимости праведника (ст. 25; сн. Притч 1.27; Иов 1.19).
Притч.10:26. Что уксус для зубов и дым для глаз, то ленивый для посылающих его.
В этом стихе высказана, особняком здесь стоящая, мысль о вреде лености (ср. Притч 6.6 сл.; Притч 12.27:19.24).
Притч.10:27. Страх Господень прибавляет дней, лета же нечестивых сократятся.
Притч.10:28. Ожидание праведников — радость, а надежда нечестивых погибнет.
Притч.10:29. Путь Господень — твердыня для непорочного и страх для делающих беззаконие.
Притч.10:30. Праведник во веки не поколеблется, нечестивые же не поживут на земле.
Повторяются не раз высказанные мысли о различном до противоположности жребии праведных и нечестивых (ср. Притч 3.2:9.11; сн. Иов 8.13; Пс 109.6).
Притч.10:31. Уста праведника источают мудрость, а язык зловредный отсечется.
Притч.10:32. Уста праведного знают благоприятное, а уста нечестивых — развращенное.
Похожая притча
С гл. X начинаются «Притчи Соломона» (Притч 10.1) о характере общем содержании, назначении и цели которых было сказано в начале книги Притчей (Притч 1.2-6). Если в гл. I-IX развитие мысли о значении мудрости шло последовательными и связными периодами, то отселе с гл. X по XXIX включительно идет ряд приточных изречений разнородного содержания, так что почти каждый стих есть самостоятельное целое, отдельная притча, не имеющая видимой связи ни с предыдущим ни с последующим. По содержанию своему эти приточные изречения относятся ко всевозможным отношениям и условиям жизни. Пред взором читателя, в свойственном жизни человеческой разнообразии здесь проходят попарно: богатый и бедный, мудрый и глупый, прилежный и ленивый, благочестивый и нечестивый, отец и сын, муж и жена, господин и раб, царь и подданный и под. Относясь каждая к отдельным явлениям жизни, все притчи в совокупности, однако, выражают цельное воззрение на жизнь, законченное мировоззрение свящ. писателя. По форме своей притчи эти образуют двухстрочия, обе части которого находятся обыкновенно в отношении противоположности (в гл. X-XV) — исключительно или представляют собой так называемый антитетический параллелизм, в котором одно полустишие выражает обратную сторону истины выражаемой в другом (см. напр., еще в Пс 2.6; Еккл 2.14).
Притч.10:1. Притчи Соломона. Сын мудрый радует отца, а сын глупый — огорчение для его матери.:
Такую именно форму имеет уже этот первый стих, имеющий, очевидно, отношение ко всему последующему собранию притчей. Частный оттенок мысли в противоположении отца и матери: печаль неудачного сына особенно глубоко воспринимает материнское сердце (ср. Притч 1.8:15.20, 17.25).
Притч.10:2 Не доставляют пользы сокровища неправедные, правда же избавляет от смерти.
Притч.10:3 Не допустит Господь терпеть голод душе праведного, стяжание же нечестивых исторгнет.
Притч.10:4 Ленивая рука делает бедным, а рука прилежных обогащает.
Притч.10:5 Собирающий во время лета — сын разумный, спящий же во время жатвы — сын беспутный.
Притч.10:6 Благословения — на голове праведника, уста же беззаконных заградит насилие.
Притч.10:7 Память праведника пребудет благословенна, а имя нечестивых омерзеет.
При всей разнородности содержания этих шести стихов, они несколько объединяются общею всем им мыслью о неодинаковом земном жребии праведного и нечестивого, разумного и неразумного, прилежного и ленивого. «Жизнь и смерть» (ст. 2) — типическое обозначение блага и бедствия жизни, проходящее чрез всю книгу Притчей. — «Сокровища неправедные» — нажитые неправдой, беззаконием, «не доставляют пользы» — бессильны спасти от смерти, а равно от всякого смертельного бедствия. Спасет от этого одна «правда» (евр. цедака), т. е. правота всех намерений и поступков человека, деятельное осуществление «мудрости», хокма (по традиционно-еврейскому толкованию, цедака, спасающая от смерти, есть милостыня). Мысль ст. 2 почти дословно повторяется в Притч 11.4. В ст. 3 противополагаются, во-первых, «душа» праведного, т. е. нормальное, уравновешенное психическое состояние (по LXX ψυχὴ δικαία) праведника — и «стяжание» или алчность (евр. гавва, ср. Мих 3.7; по LXX ζωὴ, жизнь, в смысле средств к жизни) нечестивого; а, во-вторых, противоположная судьба одного и другого: Господь не попускает праведнику голодать (ср. Пс 32.19:36.25), напротив, злым и похотливым желанием нечестивца не дает осуществляться, тем более, что они часто бывают направлены ко злу ближних. Затем, в ст. 4-5, высказывается мысль, что благосостояние или материальная скудость стоят в зависимости и от собственной энергии или, напротив, бездействия, как уклонения от всеобщего закона труда (Быт 3.19). В Вульгате к ст. 4 добавлено: qui nititur mendaciis, hic pascit ventos idem autem ipse sequitur aves volantes. LXX имеют прибавку в ст. 5, читаемую в славянск. Библии так: «спасется от зноя сын разумный, ветротленен же бывает на жатве сын беззаконный», т. е. благоразумный, вследствие своевременной уборки хлеба, не терпит вреда от знойного ветра, тогда как неразумный и беспорядочный человек пропускает время жатвы, и перезрелый хлеб в колосьях опустошает зной и ветер; общее, здесь как и в целых ст. 4-5, выражена мысль о необходимости благоразумного пользования временем для успеха в делах житейских и духовных. Ст. 6-7 говорят о добром имени, незапятнанной репутации праведного и — бесславии и гибели имени нечестивого, как при жизни их (ст. 6), так и по смерти того и другого (ст. 7) (ср. Пс 111.6; Сир 44.13; сн. Мф 26.13).
Притч.10:8. Мудрый сердцем принимает заповеди, а глупый устами преткнется.
Притч.10:9. Кто ходит в непорочности, тот ходит безопасно; а кто превращает пути свои, тот будет наказан.
Притч.10:10. Кто мигает глазами, тот причиняет досаду, а глупый устами преткнется.
Противополагаются по характеру и последствиям действия мудрого и нечестивого в отношении к наставлениям мудрости (ст. 8), в поведении или жизненном пути, противоположном у одного и другого (ст. 9), и в самой манере речи — лукавой и криводушной у нечестивого, и прямой, хотя бы и резкой, у праведного (ст. 10). Последняя мысль рельефнее, чем в еврейском тексте, выражена в греч. переводе LXX второй половины ст. 10: ὁ δὲ ᾿ελέγχων μετὰ παρρησίας είρηνοποιεῖ; слав.: «обличаяй же с дерзновением миротворит».
Притч.10:11. Уста праведника — источник жизни, уста же беззаконных заградит насилие.
Притч.10:12. Ненависть возбуждает раздоры, но любовь покрывает все грехи.
Притч.10:13. В устах разумного находится мудрость, но на теле глупого — розга.
Притч.10:14. Мудрые сберегают знание, но уста глупого — близкая погибель.
Продолжается изображение доброго и злого, мудрого и глупого — в отношении их обращения с ближними и влияния на них, преимущественно со стороны речи или способности и манеры пользоваться словом. Если вообще речь человеческая сравнивается с волнами и потоками вод (Притч 18.4:20.5), то речь праведного — по ее прямоте и назидательности — называется здесь (ст. 11) источником жизни, тогда как из уст нечестивого выходит только насилие. Этому насилию и пагубному влиянию его на общество способствует именно наполняющая его ненависть. Напротив, «любовь покрывает все грехи» (ст. 12, ср. 1Пет 4.8; Иак 5.20; 1Кор 13.4), т. е. снисходит к ошибкам ближнего, не распространяет о нем худой молвы (ср. Притч 17.9), вообще всячески содействует миру. В ст. 13-14 новая противоположность мудрого и неразумного: первый восприимчив к простому наставлению мудрости, для второго требуется физическое воздействие (ст. 13); первый, уразумев истину, не спешит сообщать ее всем и каждому, напротив, соблюдает осторожность в речи, сообразуется с степенью восприимчивости слушателей; глупый, напротив, болтлив — к своей гибели (ст. 14).
Притч.10:15. Имущество богатого — крепкий город его, беда для бедных — скудость их.
Притч.10:16. Труды праведного — к жизни, успех нечестивого — ко греху.
Притч.10:17. Кто хранит наставление, тот на пути к жизни; а отвергающий обличение — блуждает.
Притч.10:18. Кто скрывает ненависть, у того уста лживые; и кто разглашает клевету, тот глуп.
Притч.10:19. При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои — разумен.
Притч.10:20. Отборное серебро — язык праведного, сердце же нечестивых — ничтожество.
Притч.10:21. Уста праведного пасут многих, а глупые умирают от недостатка разума.
Притч.10:22. Благословение Господне — оно обогащает и печали с собою не приносит.
Притч.10:23. Для глупого преступное деяние как бы забава, а человеку разумному свойственна мудрость.
Притч.10:24. Чего страшится нечестивый, то и постигнет его, а желание праведников исполнится.
Притч.10:25. Как проносится вихрь, так нет более нечестивого; а праведник — на вечном основании.
Соответственно неодинаковой настроенности безумного нечестивого и мудрого — праведного (ст. 23), неодинаковы и внешняя судьба того и другого: у праведника все спорится, все ему дается без труда, забот и тревоги, так как на жизни и делах его почивает благословение Божие (ст. 22, сн. Пс 126.2 сл.), всякое желание его исполняется (ст. 24б); напротив, удел нечестивого — вечный страх за свое благополучие (ст. 24а, сн. Ис 66.4; Иов 3.25), а конец его — внезапная и полная гибель, при полной непоколебимости праведника (ст. 25; сн. Притч 1.27; Иов 1.19).
Притч.10:26. Что уксус для зубов и дым для глаз, то ленивый для посылающих его.
В этом стихе высказана, особняком здесь стоящая, мысль о вреде лености (ср. Притч 6.6 сл.; Притч 12.27:19.24).
Притч.10:27. Страх Господень прибавляет дней, лета же нечестивых сократятся.
Притч.10:28. Ожидание праведников — радость, а надежда нечестивых погибнет.
Притч.10:29. Путь Господень — твердыня для непорочного и страх для делающих беззаконие.
Притч.10:30. Праведник во веки не поколеблется, нечестивые же не поживут на земле.
Повторяются не раз высказанные мысли о различном до противоположности жребии праведных и нечестивых (ср. Притч 3.2:9.11; сн. Иов 8.13; Пс 109.6).
Притч.10:31. Уста праведника источают мудрость, а язык зловредный отсечется.
Притч.10:32. Уста праведного знают благоприятное, а уста нечестивых — развращенное.
Похожая притча
До сего момента в книге Притч прослеживалось очевидное постоянство мысли и связь между стихами. Каждой теме отводился абзац текста. С 10:1 по 22:16 мы открываем серию из 375 отдельных, независимых друг от друга притч. Большинство из них представляют собой противопоставления, разделенные союзами "но" или "а". Возможно, отнюдь не является случайностью тот факт, что численное значение букв в имени Соломона на иврите составляет 375 и соответствует числу притч в этой части книги, озаглавленной "Притчи Соломона".
А. Противопоставление праведной и нечестивой жизни (10:1 — 15:33)
10:1 Поведение сына оказывает непосредственное влияние на эмоциональное здоровье его родителей. Каждый сын может вырасти и стать Павлом (мудрым сыном) или Иудой (глупым сыном), со всеми вытекающими из этого положительными или отрицательными последствиями.
10:2 Богатство, приобретенное незаконным образом, не сохранится; оно обладает свойством исчезать. И в смертный час оно не даст своему владельцу ни облегчения, ни минуты отсрочки. Праведность же, с другой стороны, избавляет от смерти, по крайней мере, в двух аспектах. Она охраняет человека от опасностей греховной жизни, и, являясь внешним свидетельством рождения свыше, указывает на то, что он обладает вечной жизнью.
10:3 Общее правило гласит, что Бог "не допустит терпеть голод душе праведного". Давид сказал: "Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба" (Пс. 36:25). Но ровно настолько же истинно и то, что Господь "пресекает стремления нечестивых" (ИСВ). В тот самый момент, когда они простирают руки, чтобы ухватить удовлетворение и насыщение, те ускользают от них.
10:4 Ленивый и беззаботный пожнет нищету. Тот, кто прилежен и активен, достигнет успеха.
10:5 Лето — время сбора урожая. Бессмысленно тратить огромные усилия на пахоту, посадку и уход лишь для того, чтобы спать, когда придет время жатвы. Иисус говорит всем Своим ученикам: "Возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве" (Иоанна 4:35).
10:6 Закон жатвы заключается в том, что мы пожинаем то, что посеяли.
10:7 Святая жизнь остается в памяти надолго после ухода человека. Имя нечестивого напоминает зловоние, а не аромат. Люди до сих пор называют своих сыновей Павлом, — но не Иудой!
10:8 Человек с мудрым сердцем принимает заповеди в том смысле, что он готов прислушаться к здравому совету и принять его во внимание. Громкоголосый глупец из-за своего нежелания учиться и слушаться, претыкается к погибели.
10:9 Праведная жизнь приносит безопасность и уверенность, а жизнь, построенная на обмане, будет разоблачена и наказана.
10:10 Противопоставление в этом стихе становится более очевидным, если обратится к тексту Современного Перевода: "Скрывающий правду — причина несчастья, говорящий открыто сотворяет мир" (Современный перевод библейских текстов, русский язык, Всемирный Библейский Переводческий Центр, 1993). Мигание глазами означает уловки и ухищрения. Когда подобная форма обмана открыто обличается, горе сменяется миром.
10:11 Уста праведного человека — источник жизни, проистекающий словами утешения, наставления и назидания. Уста беззаконного заглушаются его собственным насилием и преступлениями.
10:12 Ненавидящий дух не найдет удовлетворения в том, чтобы простить и забыть. Он настоятельно снова и снова возбуждает старые обиды и ссоры. Сердце, полное любви, закрывает ошибки и промахи других завесой секретности. Эти ошибки и промахи, несомненно, должны быть исповеданы и оставлены, но любовь не сплетничает о них, и не подливает масла в огонь.
10:13 Слова разумного человека помогают окружающим. Глупец же не помогает никому; единственным его достижением становится наказание, которое он собирает на свою голову.
10:14 Мудрые люди ценят знание и сохраняют его для подходящего момента. "Он сохраняет свои слова для уместного времени, места и людей" (сравни с Матфея 7:6), — пишет Барнс. Но очень трудно предугадать заранее, что в следующий момент извергнется из уст болтуна. Он всегда доставляет неприятности себе и другим.
10:15 Богатый обогащается, и бедный умножает свою бедность. Те, у кого есть деньги, могут их приумножить. Бедному же человеку не с чего начать; его скудость становится причиной его бедствий. Богатый может приобретать качественные товары, которые лучше сохраняются. Бедные покупают старые, уже использованные вещи, которые лишь подпитывают их нищету счетами за ремонт. Такова жизнь, но не такой она должна быть.
10:16 Богатство, заработанное честным трудом, является благословением. Прибыль от нечестной работы ведет к греху. Сравните христианина-плотника и неверующего бармена. Заработанное плотником представляет позитивную, продуктивную работу, и используется для благотворных целей. Работа бармена несет разрушительный эффект. Чем больше он работает, тем больше он грешит. Чем больше он грешит, тем больше он зарабатывает.
10:17 Тот, кто сделал своей привычкой прислушиваться к благочестивым наставлениям, стоит на дороге, ведущей к жизни. Тот, кто отворачивается от здравого совета, заблуждается сам и сбивает с пути других.
10:18 Эта притча противопоставляет человека, который скрывает свою ненависть за неискренними словами, и человека, который открыто высказывает ее, злословя своего ближнего. Первый — лицемер, второй — глупец, и между ними нечего выбирать. Третьей альтернативой, — той, которую должны практиковать верующие, — является не хранить в своем сердце никакой ненависти вообще.
10:19 Чем больше мы говорим, тем больше вероятность того, что мы скажем что-то не так. Безостановочно говорящие, будьте осторожны! Похоть бесконечных разговоров часто приводит к преувеличениям, раскрытию секретов и нарушению конфиденциальности, и связанным с этим грехам. Попытки перещеголять шутку, рассказанную кем-то, часто быстро вырастают в непристойные истории.
Человек, практикующий самообладание в своей речи, поступает разумно. Он избегает стыда, извинений и просто греха.
10:20 То, что говорит хороший человек, является отражением того, кем он является. Поскольку его характер безукоризнен, такова и его речь. Так как сердце (или разум) нечестивого не представляет из себя ничего хорошего, таковы и разговоры, которые изливаются из него.
10:21 Кто-то весьма правильно перефразировал эту притчу: "Добро кормит и себя, и окружающих. Зло не может сохранить себя в живых".
Глупыми здесь названы упрямые, неподатливые люди.
10:22 Только благословение Господне по-настоящему обогащает жизнь.
Но правда ли, что оно печали с собой не приносит? Как это согласовывается с тем фактом, что большинство благочестивых людей сталкиваются в своей жизни с большими страданиями?
Существует несколько возможных толкований второй части этой притчи:
1. Бог не посылает скорби. Все скорби, болезни и страдания исходят от Сатаны. Бог часто позволяет им входить в жизнь Его детей, но Он не является их источником.
2. Скорбь не является составляющей Божьего благословения, в отличие от процветания без Бога.
3. Еще одним возможным переводом данного стиха является: "тяжелый труд ничего не может добавить к нему". Это означает, что даже тяжелый труд, без Бога, ничего не может добавить к благословению. Труд сам по себе хорош и достоин похвалы, но если он не направляется Богом, он бесполезен (см. Пс. 126:1, 2).
10:23 Глупый человек развлекает себя тем, что навлекает на себя неприятности, это его любимая забава. Разумный человек находит удовольствие в мудром поведении и поступках.
10:24 Бедствие, которого опасается творящий зло, придет на него. Желание праведников — исполнять Божью волю в этой жизни и пребывать в Божьем присутствии в следующей, — исполнится. На ту же тему К.С. Льюис сказал:
"В конце концов, то Лицо, которое является радостью или страхом для всей вселенной, повернется к каждому из нас с тем или иным выражением: либо даруя невыразимую славу, либо налагая позор, от которого невозможно избавиться или скрыть".
10:25 Когда вихрь Божьего суда проносится, нечестивого нет более. А праведник основывает свою жизнь на Скале — его ничто не может поколебать.
10:26 Уксус вызывает оскомину, а дым раздражает глаза. Точно также ленивый посланник, который медлит с исполнением поручения, вызывает раздражение, разочарование и негодование у тех, кто посылает его.
10:27 Благочестивая жизнь приводит к долголетию. Нечестивые рано находят свой конец, будь то в результате бандитских разборок, мстительных убийств, или смерти от алкоголизма, наркотиков или разгульного образа жизни.
10:28 То, чего ожидает праведный, исполнится и принесет ему радость. Однако этот принцип не действует для нечестивых: их надежды рассеются в разочаровании. Г. С. Боус иллюстрирует это следующим примером:
"Александр Македонский не обрел удовлетворения, даже полностью подчинив себе многие народы. Он оплакивал тот факт, что больше не осталось наций, которые он мог бы завоевать, и умер в раннем возрасте в пьянстве и кутежах. Ганнибал, наполнивший золотыми кольцами убитых им рыцарей три корзины, закончил свою жизнь самоубийством, приняв яд. Лишь немногие заметили его уход, и он покинул эту землю неоплаканным. Юлий Цезарь, "окрасивший свои одежды кровью миллиона своих врагов", покорил 800 городов, лишь для того, чтобы быть убитым своими лучшими друзьями в момент своего высочайшего триумфа. Наполеон, внушающий страх и трепет завоеватель, который стал бичом всей Европы, провел свои последние годы в изгнании". Воистину, надежда нечестивых погибнет.
10:29 В Своих делах и провидении Господь становится твердыней для непорочных, но страхом и погибелью для творящих зло.
10:30 Бог гарантирует обитель праведникам, нечестивые же будут странствующими изгнанниками.
Примером этого стало пленение Израиля.
10:31 Уста праведного человека подобны дереву, приносящему плоды мудрости. Речь развращенная и творящая зло будет истреблена.
10:32 Можно быть уверенным в том, что хороший человек будет говорить благоприятное. Нечестивый же только искажает факты, и его слова развращенны.
Читайте также: