Библейская притча об исаве и иакове

Обновлено: 27.04.2024

Кому не известна присказка "Променять на чечевичную похлебку"? Пожалуй, многим. Но, мало кто знает библейскую историю, послужившую идеей для такой поговорки. А она очень интересна.

Похожая притча

Исав был искусным звероловом (охотником) и часто жил в поле, Иаков был кроткий и тихий, жил в шатрах вместе с отцом и матерью.

Исаак больше любил Исава, который угождал ему пищей из дичи своей, а Ревекка больше любила Иакова.

Исаву, как старшему сыну, принадлежало первородство, то есть преимущество над Иаковом в благословении от отца.

Но вот, однажды Исав возвратился с поля усталым и голодным. Иаков в это время варил себе похлебку из чечевицы.

И сказал ему Исав: "Дай мне поесть".

Иаков же сказал: "Продай мне свое первородство", так как ему очень хотелось, чтобы к нему стало относиться благословение, данное Богом Аврааму, и тем самым ревностно послужить Богу.

Исав ответил: "вот я умираю от голода, что мне в этом первородстве?" Таким ответом Исав показал свое пренебрежительное отношение к благословению Божию.

Иаков сказал: "Поклянись".

Исав продает свое первородство Иакову за чечевичную похлебку

Исав поклялся и продал свое первородство Иакову за чечевичную похлебку.

Когда же Исаак состарился и ослеп, то, чувствуя, что жизнь его подходит к концу, он захотел благословить Исава, как старшего сына. Но, благодаря хитрости, устроенной Ревеккой, он вместо Исава благословил Иакова. Исаак вскоре узнал свою ошибку, и не смотря на это, все же утвердил за Иаковом свое благословение.

За это Исав возненавидел брата и даже хотел убить его, так что Иаков должен был уйти из родной семьи.

По совету родителей, он отправился на родину своей матери в Месопотамию, в землю Вавилонскую, к брату ее Лавану, чтобы пожить у него, пока не пройдет гнев Исава, и при этом жениться на одной из дочерей Лавана.

ПРИМЕЧАНИЕ: См. Библию, в кн. "Бытие": гл. 23; 24; 25; 27, 1-9.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

ИСАВ И ИАКОВ

ИСАВ И ИАКОВ Исааку было сорок лет, когда Ревекка стала его женой. Двадцать лет не было у них детей, а потом Ревекка родила двойню. Первый ребенок был весь покрыт рыжими волосами, и назвали его Исав, а второй при рождении держал Исава за пятку, поэтому получил имя Иаков, что

Исав и Иаков (за 1954 года до рождества Христова)

Исав и Иаков (за 1954 года до рождества Христова) Спустя 20 лет после женитьбы Исаака на Ревекке у них родились два сына – близнецы. Старшего они назвали Исавом, а младшего – Иаковом. Исав по виду был косматый и нрава дикого, он занимался звероловством, и за это любил его отец.

Исав и Иаков (Быт. 25 гл).

Исав и Иаков (Быт. 25 гл). Два сына Исаака — Исав и Иаков явились родоначальниками двух народов Идумеев или Эдомитян и Израильтян или Евреев. Не смотря на быстрый рост потомства Исава, младший народ — потомки Иакова — вскоре превзошел своих братьев и поработил их себе.

ИСАВ И ИАКОВ

ИСАВ И ИАКОВ Исааку было сорок лет, когда Ревекка стала его женой. Двадцать лет не было у них детей, а потом Ревекка родила двойню. Первый ребенок был весь покрыт рыжими волосами, и назвали его Исав, а второй при рождении держал Исава за пятку, поэтому получил имя Иаков, что

Глава 16 ИАКОВ И ИСАВ

Глава 16 ИАКОВ И ИСАВ Эта глава основана на Книге Бытие 25:19-34; 27 гл. Дети Исаака, близнецы Иаков и Исав, разительно отличались друг от друга и образом жизни, и характером. Это несходство было предсказано ангелом Божьим еще до их рождения. Когда в ответ на полную тревоги

Иаков и Исав

Иаков и Исав 19 Потомки Исаака, сына Авраамова.У Авраама родился Исаак. 20 Исааку было сорок лет, когда он взял в жены Ревекку, дочь Бетуэля — арамея из Паддан — Арама, сестру Лавана — арамея.21 У Ревекки не было детей, и поэтому Исаак молился Господу о жене своей. Ответил

Сыновья Исаака — Иаков и Исав

Сыновья Исаака — Иаков и Исав 19 Вот рассказ об Исааке, сыне Авраама:У Авраама родился Исаак. 20 Исааку было сорок лет, когда он женился на Ревекке, дочери арамея Бетуила из Паддан-Арама c и сестре арамея Лавана.21 Исаак молил Господа за жену, потому что она была бесплодна.

Исав и Иаков

Исав и Иаков У Исаака было два сына: Исав и Иаков.Исав был искусным звероловом (охотником) и часто жил в поле, Иаков был кроткий и тихий, жил в шатрах вместе с отцом и матерью.Исаак больше любил Исава, который угождал ему пищей из дичи своей, а Ревекка больше любила

29. И сварил Иаков кушанье; а Исав пришел с поля усталый. 30. И сказал Исав Иакову: дай мне поесть красного, красного этого, ибо я устал. От сего дано ему прозвание: Едом

29. И сварил Иаков кушанье; а Исав пришел с поля усталый. 30. И сказал Исав Иакову: дай мне поесть красного, красного этого, ибо я устал. От сего дано ему прозвание: Едом "Дай мне поесть красного, красного этого…" Повторение одного и того же слова выражает здесь особенную

34. Исав, выслушав слова отца своего (Исаака), поднял громкий и весьма горький вопль и сказал отцу своему: отец мой! благослови и меня. 35. Но он сказал (ему): брат твой пришел с хитростью и взял благословение твое. 36. И сказал (Исав): не потому ли дано ему имя: Иаков, что он запнул меня уже два ра

34. Исав, выслушав слова отца своего (Исаака), поднял громкий и весьма горький вопль и сказал отцу своему: отец мой! благослови и меня. 35. Но он сказал (ему): брат твой пришел с хитростью и взял благословение твое. 36. И сказал (Исав): не потому ли дано ему имя: Иаков, что он запнул

6. Исав увидел, что Исаак благословил Иакова и благословляя послал его в Месопотамию, взять себе жену оттуда, и заповедал ему, сказав: не бери жены из дочерей Ханаанских; 7. и что Иаков послушался отца своего и матери своей и пошел в Месопотамию. 8. И увидел Исав, что дочери Ханаанские не угодны Иса

6. Исав увидел, что Исаак благословил Иакова и благословляя послал его в Месопотамию, взять себе жену оттуда, и заповедал ему, сказав: не бери жены из дочерей Ханаанских; 7. и что Иаков послушался отца своего и матери своей и пошел в Месопотамию. 8. И увидел Исав, что дочери

7. Иаков очень испугался и смутился; и разделил людей, бывших с ним, и скот мелкий и крупный и верблюдов на два стана. 8. И сказал (Иаков): если Исав нападет на один стан и побьет его, то остальной стан может спастись

7. Иаков очень испугался и смутился; и разделил людей, бывших с ним, и скот мелкий и крупный и верблюдов на два стана. 8. И сказал (Иаков): если Исав нападет на один стан и побьет его, то остальной стан может спастись Боязнь Иакова, несмотря на божественные обетования защиты

5. Хозяин Лаван и раб Иаков. Исав и Иаков-Израиль

5. Хозяин Лаван и раб Иаков. Исав и Иаков-Израиль Лаван считал себя выше Иакова и позволял себе всячески унижать и бессовестно обманывать его, принуждая и обучая его навыкам лжи и обмана. Рахиль обучила бедного Иакова тайнам колдовства, и вскоре большая часть стада Лавана

Глава 11 Святой праотец Иаков и нечестивый брат его Исав

Глава 11 Святой праотец Иаков и нечестивый брат его Исав «Когда Исаак состарился и притупилось зрение глаз его, он призвал старшего сына своего Исаава и сказал ему: сын мой! Тот сказал ему: вот я. (Исаак) сказал: вот, я состарился; не знаю дня смерти моей; возьми теперь орудия

Богоборец Иаков и лох Исав

Богоборец Иаков и лох Исав Как Иаков Исава наколол Исаак любил Исава, потому что дичь его была по вкусу его, а Ревекка любила Иакова. Однажды сварил Иаков кушанье, а в это время Исав пришел с поля усталый. И сказал Исав Иакову:— Ох, как пахнет вкусно! Дай, брательник, мне

Похожая притча

И молился Исаак Господу о жене своей, потому что она была неплодна; и Господь услышал его, и зачала Ревекка, жена его.

22 Сыновья в утробе ее стали биться, и она сказала: если так будет, то для чего мне это? И пошла вопросить Господа.

23 Господь сказал ей: два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему.

24 И настало время родить ей: и вот близнецы в утробе ее.

25 Первый вышел красный, весь, как кожа, косматый; и нарекли ему имя: Исав.

26 Потом вышел брат его, держась рукою своею за пяту Исава; и наречено ему имя: Иаков. Исаак же был шестидесяти лет, когда они родились.

27 Дети выросли, и стал Исав человеком искусным в звероловстве, человеком полей; а Иаков человеком кротким, живущим в шатрах.

28 Исаак любил Исава, потому что дичь его была по вкусу его; а Ревекка любила Иакова.

29 И сварил Иаков кушанье; а Исав пришел с поля усталый.

30 И сказал Исав Иакову: дай мне поесть красного, красного этого, ибо я устал. От сего дано ему прозвание: Едом.

31 Но Иаков сказал: продай мне теперь же свое первородство.

32 Исав сказал: вот, я умираю; что мне в этом первородстве?

33 Иаков сказал: поклянись мне теперь же. Он поклялся ему, и продал первородство свое Иакову.

34 И дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы; и он ел, и пил, и встал, и пошел; и пренебрег Исав первородство.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

25:19 — 35:29 Рассказ об Исааке; история Иакова и Исава

25:19 — 35:29 Рассказ об Исааке; история Иакова и Исава Подобно тому как рассказ о Фарре был в основном посвящен сыну Фарры, Аврааму, так и в рассказе об Исааке излагаются истории его сыновей, Иакова и Исава. Он начинается с того, что братья бьются в утробе матери, и продолжается

25:19—34 Первые столкновения Иакова и Исава

25:19—34 Первые столкновения Иакова и Исава Знакомство с Иаковом и Исавом начинается с двух небольших зарисовок. После двадцатилетнего ожидания детей (25:20,26; ср.: Сарра) Ревекка наконец «зачала», и это была очень тяжелая беременность двойней. Братья колотили друг друга

29:31 — 30:24 Рождение сыновей Иакова

29:31 — 30:24 Рождение сыновей Иакова Бог никогда не одобрял двоеженство, ибо он дал Адаму только одну жену, и в 4:19—24 дается представление о том, какими отвратительными могут быть двоеженцы. Но здесь мы наблюдаем трагедию жен. Втянутый в брак с Лией обманом, Иаков никогда

32:3 — 33:20 Примирение Иакова и Исава

32:3 — 33:20 Примирение Иакова и Исава Мы приходим к тому, с чего начали. Возвращение Иакова домой означало, что ему придется снова встретиться с Исавом. Несмотря на обещание Божьей поддержки, такое воссоединение казалось очень опасным. Простил ли его Исав? Не воспользуется ли

35:1—29 Конец странствий Иакова и Исава

24. Рождение двух близнецов Исава и Иакова.

24. Рождение двух близнецов Исава и Иакова. 24. И настало время родить ей: и вот близнецы в утробе ее. 25. Первый вышел красный, весь, как кожа, косматый; и нарекли ему имя Исав.“и нарекли ему имя: Исав…”Волосатый покров кожи первенца Ревекки дал основание назвать его Исавом, а

Глава 28. 1-9. Бегство Иакова и новая женитьбе Исава.

Глава 28. 1-9. Бегство Иакова и новая женитьбе Исава. 1. И призвал Исаак Иакова и благословил его, и заповедал ему и сказал: не бери себе жены из дочерей Ханаанских;Исаак призывает к себе Иакова с целью как бы официального признания его в правах первородства; по выражению paвв.

Примирение Иакова и Исава. Бытие 33:1-4

Примирение Иакова и Исава. Бытие 33:1-4 Взглянул Иаков и увидел, и вот, идет Исав, [брат его, ] и с ним четыреста человек. И разделил [Иаков] детей Лии, Рахили и двух служанок. И поставил [двух] служанок и детей их впереди, Лию и детей её за ними, а Рахиль и Иосифа позади. А сам пошёл

Рождение двух близнецов Исава и Иакова

Рождение двух близнецов Исава и Иакова 24. И настало время родить ей: и вот близнецы в утробе ее. 25. Первый вышел красный, весь, как кожа, косматый; и нарекли ему имя Исав "и нарекли ему имя: Исав. " Волосатый покров кожи первенца Ревекки дал основание назвать его Исавом, а

Глава 28 Бегство Иакова и новая женитьбе Исава

Глава 28 Бегство Иакова и новая женитьбе Исава 1. И призвал Исаак Иакова и благословил его, и заповедал ему и сказал: не бери себе жены из дочерей Ханаанских; Исаак призывает к себе Иакова с целью как бы официального признания его в правах первородства; по выражению paвв.

5. И отпустил Исаак Иакова, и он пошел в Месопотамию к Лавану, сыну Вафуила Арамеянина, к брату Ревекки, матери Иакова и Исава

5. И отпустил Исаак Иакова, и он пошел в Месопотамию к Лавану, сыну Вафуила Арамеянина, к брату Ревекки, матери Иакова и Исава Излишнее, по-видимому, определение Ревекки, как "матери Исава и Иакова", имеет, по еврейским толкователям, тот смысл, что Ревекка обоим сыновьям

1. И встал Иаков и пошел в землю сынов востока (к Лавану, сыну Вафуила Арамеянина, к брату Ревекки, матери Иакова и Исава)

1. И встал Иаков и пошел в землю сынов востока (к Лавану, сыну Вафуила Арамеянина, к брату Ревекки, матери Иакова и Исава) Укрепленный небесным виденьем, Иаков продолжает путь и приходит "в землю сынов востока;" "сыны востока" — обычно жители Аравии (Суд. 6:33[867]; Иов. 1:3[868]; Ис.

Примирение Иакова и Исава. Бытие 33:1-4

Примирение Иакова и Исава. Бытие 33:1-4 Взглянул Иаков и увидел, и вот, идет Исав, [брат его,] и с ним четыреста человек. И разделил [Иаков] детей Лии, Рахили и двух служанок. И поставил [двух] служанок и детей их впереди, Лию и детей её за ними, а Рахиль и Иосифа позади. А сам пошёл

Рождение Исава и Иакова

Рождение Исава и Иакова И молился Исаак Господу о жене своей, потому что она была неплодна; и Господь услышал его, и зачала Ревекка, жена его.22 Сыновья в утробе ее стали биться, и она сказала: если так будет, то для чего мне это? И пошла вопросить Господа.23 Господь сказал ей:

Благословение Иакова и Исава

Благословение Иакова и Исава Когда Исаак состарился, и притупилось зрение глаз его, он призвал старшего сына своего Исава и сказал ему: сын мой! Тот сказал ему: вот я.2 Он сказал: вот, я состарился; не знаю дня смерти моей;3 Возьми теперь орудия твои, колчан твой и лук твой,

Похожая притча

Повествование о жизни Исава и Иакова начинается с их борьбы за первенство еще в утробе матери (Быт.25:20–26). Все это, как предсказал Господь, предвещало сложные отношения и борьбу как братьев между собой, так и их потомков: один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему (Быт.25:23). Начатая линия повествования затем продолжается на протяжении нескольких глав.

После рождения близнецов внимание переключается на уже достаточно зрелый возраст детей Исаака и их отношения между собой и с родителями:

« Исаак любил Исава… а Ревекка любила Иакова. Однажды Исав пришел домой с охоты усталый и обессилевший от голода. Иаков в это время готовил чечевичную похлебку. И сказал Исав Иакову: «Я обессилел от голода, дай мне немного этих красных бобов». …Но Иаков ответил: «Продай мне твое право первородства». «Я умираю от голода, и если я умру, то к чему мне богатство моего отца? Я отдам тебе мою долю », — сказал Исав. Но Иаков сказал: «Сперва поклянись, что отдашь». Исав поклялся Иакову и продал ему свою долю богатства их отца, и тогда Иаков дал Исаву еды и хлеба. Исав поел, попил и ушел, и пренебрег своим правом первородства » (Быт.25:28–33;СоП).

Исав в личной беседе с Иаковом как бы передает свое право на первородство, т.е. на рождение потомка, обещанного Богом, в котором благословятся все народы. С этим были связаны и права наследования, по крайней мере, большей части земли, которую обещал дать Бог для жительства того народа, из которого и должен был произойти обещанный потомок. Однако, судя по повествованию, цитируемому выше, Исав не очень-то переживал по поводу клятвы, данной им Иакову, во всяком случае, мы не видим такой бурной реакции, какая случилась позже по этому же вопросу.

Перед своей смертью Исаак призывает Исава, чтобы благословить его как будущего владельца этого права. Возможно, именно поэтому Исав так легко отказался от первородства в личной беседе с Иаковом и как бы продал его за еду, так как хорошее расположение его отца Исаака и его положение первенца давали ему веские основания быть уверенным в обладании этим правом несмотря ни на что. Его положение было незыблемым и неизменным, ведь он родился первым и поэтому по праву рождения, а не по каким-либо делам, наследовал все от своего отца, да и может ли его брат что-то изменить? На это он и обращает внимание, акцентируя его на своем положении: « Исаак же, отец его, сказал ему: кто ты? Он сказал: я сын твой, первенец твой , Исав » (Быт.27:32).

Здесь можно предположить, что в книге Бытие право, передаваемое от Исаака, условно делится как бы на две части: первая — право на рождение потомка, вторая — право на власть и владение обещанной землей. Именно Исав в разговоре с Исааком разделяет эти два момента: « Он (Иаков) перехитрил меня дважды: сперва отнял у меня право первородства* , а теперь отнял и мое благословление … А для меня ты оставил какое-нибудь благословление?» «Слишком поздно, — ответил Исаак. — Я отдал Иакову власть над тобой и сказал ему, что все его братья будут его слугами …» (Быт.27:36–40;СоП).

* «Первенец, т.е. старший сын, продолжал род отца, получал двойную долю наследства и считался посвященным Господу, в данном случае … и право на владение обетованной землей – Палестиной». Комментарий к переводу Бытие М.Г.Селезнева.

Что же так возмутило Исава? И почему он так легко отдал право первородства? Вероятно, это было связано с тем, что нести религиозную ответственность отца и быть его продолжателем не так сильно заботило Исава, как материальная часть наследства. Именно первенец имел право получить большую часть.

Разделив обетование на две части и выбрав самую привлекательную из них с точки зрения материального богатства, Исав совершил ошибку. В дальнейшем в Библии такой путь разделения Божьего обетования, судя по всему, был отвергнут. Из обетования нельзя было выбрать самую хорошую и выгодную для себя часть, а на остальные не обращать никакого внимания или «выгодно продать» их другим. Случай с Исавом как раз и разрешил эти противоречия, которые возникли у него в связи с владением правом на Божье обетование и которые могли возникнуть в будущем.

Однако все эти рассуждения и перипетии среди людей относительно права владения Божьим обетованием никак не затрагивают самого главного вопроса — вопроса о мнении Создателя относительно всех этих происшествий. Действительно, а что Бог думал по этому поводу? Неужели Иаков мог запросто «украсть» хитростью первородство у своего брата, или купить его, или обменять на что-либо, и Бог просто обязан признать это несмотря ни на что? Неужели слова, сказанные Исааком по недоразумению и его слепоте, так обязательны для исполнения Богом? По крайней мере, со стороны это может выглядеть так.

Первоначально, кажется, что Бог просто слепо принимает случившееся и стоит на стороне Иакова, как это показывают следующие слова: « Иаков… отправился в Харан. …Господь сказал Иакову: «Я Господь, Бог твоего прадеда Авраама, Бог Исаака. Я дам тебе ту землю, на которой ты сейчас лежишь, дам эту землю тебе и твоим детям. …все племена земные будут благословлены через тебя и твоих потомков » (Быт.28:10,13–15;СоП).

Иаков, избегая гнева Исава, отправляется в Харан к родственникам своей матери Ревекки. На этом пути Бог является ему во сне и заверяет в своей поддержке. Иакову трудно поверить в случившееся, поэтому он дает клятву, что если это был не просто сон и все так и произойдет, то он будет отдавать Богу десятую часть из всего того, что ему даст Бог (Быт.28:20–22). Сам Иаков, скорее всего, понимает, что, так как первородство и благословение были получены не совсем прямым путем, все в конечном итоге зависит не от его хитрости и желания, а от Божьего благорасположения, т.е. от Бога, которому он поклоняется, в которого он верит.

Перед нами в книге Бытие предстают два человека, два сына Исаака. Один имеет полное и законное право на обетования Бога, но не стремится ими воспользоваться и даже «торгует» какой-то их частью. Другой не имеет такого права, с какой бы хитростью он ни старался приобрести его, но он, в отличие от первого, всячески стремиться обладать им, хотя бы и хитростью.

Здесь впервые в Библии появляется дилемма: кто должен обладать Божьим благословением — имеющий на то право по рождению (первенец), но не соблюдающий заповеди Бога (не имеющий ревности в этом вопросе), или тот, кто не родился первым, но стремится исполнить повеления Бога? Похоже, что подробная история отношений Исава и Иакова посвящена отчасти решению именно этой проблемы.

Два близнеца - Исав и Иаков

Итак, Книга Бытие рассказывает о том, что у Исаака и его жены Ревекки долго не было детей. Но, после молитвы к Богу, Ревекка зачала и уже в ее утробе близнецы начали драться.

Женщина не понимала, почему это происходит и почему начали вражду еще не рожденные дети. Она спросила у Господа, и Он ответил, что их с Исааком сыновья станут прородителями двух народов. Причем больший будет служить меньшему.

Первый ребенок, вышедший из утробы - Исав. Он был уже от рождения косматым и с темной кожей. Повзрослев, он стал искусным звероловом. То есть, охотником.

Иаков же вышел из утробы матери, держась за пятку брата. Он был более кротким и мягким по характеру. Как говорит Библия, он жил "в шатрах". То есть, в то время как его брат охотился, Иаков проводил время с матерью. Возможно, по этой причине он стал ее любимчиком. Отец семейства Исаак, наоборот, выделял старшего сына.

Что такое первородство?

Дело в том, что на востоке очень сильно придерживались традиций первородства. Это значит, что все самое лучшее доставалось старшим детям. Большая часть (если не вся) наследства - старшему сыну. Также младшая дочь часто не могла выйти замуж, пока родители не "пристроят" старшую.

Читайте также: