Притчи 1 глава толкование
Обновлено: 14.11.2024
1 Сын мой! наставления моего не забывай, и заповеди мои да хранит сердце твое;
2 ибо долготы дней, лет жизни и мира они приложат тебе.
Что нужно делать и зачем. Храни заповеди- чтобы жить. Не будьте наивными, даже если у вас есть какая-то власть, не требуйте каждый раз беспрекословного подчинения без объяснений. Оставьте это на экстренный случай. Соломон объясняет почему нужно что-то делать, объясняйте людям и вы. Суворов потому и был великим, что говорил, что каждый воин должен понимать важность своего маневра и зачем ему делать то или иное.
3 Милость и истина да не оставляют тебя: обвяжи ими шею твою, напиши их на скрижали сердца твоего,
4 и обретешь милость и благоволение в очах Бога и людей.
Доброго человека любят и уважают. Его любит Бог, его любят люди, ему проще по жизни. Милость- это доброта, человеколюбие, прощение. Истина- это путь праведности.
«Господь Бог есть истина» (Иер. 10:10).
• «…истина в Иисусе…» (Еф. 4:21).
• «Дух есть истина» (1 Ин. 5:6).
• «…слово Твое есть истина» (Ин. 17:17).
• «Все заповеди Твои — истина» (Пс. 118:86)
Истина в Троице, истина в Боге Отце, Истина в Иисусе, Истина- это Дух. Триединый Бог есть истина и путем праведности человек идет когда находится в контакте с Богом.
5 Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой.
6 Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои.
7 Не будь мудрецом в глазах твоих; бойся Господа и удаляйся от зла:
8 это будет здравием для тела твоего и питанием для костей твоих.
9 Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих,
10 и наполнятся житницы твои до избытка, и точила твои будут
переливаться новым вином.
Это духовный закон, который к сожалению многие верующие не хотят исполнять. Думают что они под благодатью и могут просто использовать Бога в своих целях. Но к счастью это не так. Богу не нужны потребители и он установил свои духовные законы, которые регулируют распределение Благ по земле. Когда я был подростком и заработал первые крупные деньги, я пошел и купил подарки своим близким. Потому что любил их, никто меня не заставлял и не обязывал. Здесь я вижу такую же картину, что когда человек любит Бога он отдает ему всё первое что к нему приходит. И от этого Любовь к Богу укрепляется и Бог видя эту искренность благословляет человека своими Благами, как материальными так и духовными.
11 Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его;
12 ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему.
И вновь Соломон говорит почему важна мудрость. Человек который знает как общаться с людьми, который знает как зарабатывать деньги, знает как заботиться о своем здоровье всегда будет знать и уметь это делать. Люди выигрывающие в лотерею крупные суммы так же быстро спускают их и остаются ни с чем. А люди умеющие делать дело, даже все потеряв могут все восстановить. Мудрость дороже денег- потому что она приносит деньги. Она то- что производит пользу другим людям, за которую они готовы поделиться с тобой своими благами. Мудрость и люди связаны, врядли человек никогда не общавшийся с людьми будет мудрым, ему и не зачем. Любите мудрость, любите людей.
Будьте мудрыми друзья, будьте смиренными. Многие думают что начало мудрости Страх Господень, но мало кто знает что страх господень следует за смирением.
Дай Бог вам здоровья и мудрости)))!
Автор.
Книга состоит из восьми разделов (План), возникших в разное время, при участии нескольких авторов или редакторов. Вводная фраза "Притчи Соломона" в 1:1 является вступлением к главам 1-9 (разделы I и II). Поскольку Соломон царствовал с 971 по 931 годы до Р. Х., то притчи, написанные им, могут быть отнесены к этому времени. Согласно 10:1, автором раздела III (10:1 - 22:16) тоже был Соломон. Раздел IV (22:17 - 24:34) условно может быть назван "словами, или высказываниями, мудрых" (22:17). Что это были за "мудрецы", не известно, не известно и время, когда они писали свои притчи.
Может быть, они жили в до-соломоново время, и царь Соломон позднее собрал их высказывания и афоризмы, добавив их к тому, что создал сам. А, может быть, неизвестные мудрецы были современниками Соломона, и написанное ими было добавлено к книге неким анонимным редактором. Автором притчей, составивших раздел V (главы 25-29), опять-таки был царь Соломон, но "собрали их мужи Езекии" (25:1).
Разделы VI (глава 30) и VII (31:1-9) принадлежат неким Агуру и царю Лемуилу, соответственно. Возможно, оба они были арабами, во всяком случае не израильтянами; о них в сущности ничего не известно.
Раздел VIII (31:10-31) мог быть продолжением "слов", Лемуила (31:1), но он построен как акрост (в алфавитном порядке), да и стилистически отличается от "слов Лемуила" производя впечатление "независимого" произведения. Если это действительно так, то автор его неизвестен.
Свою окончательную форму книга Притчей приняла не ранее времени царя Езекии (судя по 25:1), т. е. примерно через 300 лет после Соломона. Не известно, участвовали ли упомянутые выше "мужи Езекии" в составлении всей книги Притчей Соломона. Конечной датой ее появления принято считать примерно 700-ый год до Р. Х.; полагают, что писания Агура и царя Лемуила возникли раньше этой даты. Несомненно, процесс как написания, так и собирания притчей направлялся Святым Духом, Божественным Автором всего Священного Писания (2-Тим. 3:16).
Логично, что автором большей части книги Притчей был царь Соломон - ведь он был мудрейшим из людей древнего Востока (3-Цар. 4:29-31,34), которому приписывалось создание 3000 притчей (3-Цар. 4:32; сравните Еккл. 12:9). Под водительством Святого Духа он отобрал, однако, лишь несколько сот их для включения в Писания. Полагают, что книгу Песнь Песней царь Соломон написал в раннюю пору своей жизни, Притчи - в среднюю пору, а книгу Екклесиаст - в конце жизни, в результате глубокого осмысления прожитых лет и своего жизненного опыта.
Похожая притча
Здесь автор представляет себя и называет литературную форму, в которой излагает свои мысли (притчи), а затем пространно поясняет цель написанного им (стихи 2-6), обосновывая ее и богословски (стих 7).
А. Об авторе и литературной форме (1:1)
Прит. 1:1. Богословы расходятся во мнении, относится ли фраза Прнтчи Соломона ко всей книге или только к первому разделу ее (1:2 - 9:18). Поскольку в других разделах упоминаются и другие авторы, а также "составители", то вводная фраза может "охватывать" первые 9 глав, а затем, повторяясь в 10:1, относиться к 10:1 - 22:16. (во Вступлении "Авторство и время написания притчей")
Слово "притчи", образующее заглавие, определяет и форму, точнее, литературный жанр книги. О значении мишле ("притча") в разделе "Литературный стиль" во Вступлении. Как там говорится, хотя мишле обычно означает меткое лаконичное изречение, оно может относиться и к "речам" более пространным, т. е. не к одной, а к нескольким формам мудрых высказываний.
Б. Цель книги (1:2-6)
1. КРАТКАЯ ФОРМУЛИРОВКА ЕЕ (1:2)
Прит. 1:2. Это - наставление в мудрости и в разумении изречений, продиктованных мудростью. Фраза изречения разума, или мудрости, в еврейском тексте включает в себя понятие различения, к примеру, между той же мудростью и глупостью, между добром и злом.
2. РАСКРЫТИЕ ЦЕЛИ (1:3-6)
Прит. 1:3-6. Как сказано во Вступлении (раздел "Цель"), еврейское хокма, переводимое как "мудрость", имеет весьма широкий диапазон; оно включает в себя более нежели перечисленное в стихе 3,4,6,7, подразумевая не только свойства интеллекта и души, но и разного рода "практические таланты", будь то ремесленника, моряка, певца, плакальщицы, администратора, советника и т. п. Обретение этих свойств и талантов неразрывно связано, по древнееврейской традиции, с учением, наставлением. Следование моральным и этическим принципам, которое также включено в понятие хокма, приводит к благоразумной, богоугодной жизни (стихи 3,7).
В стихах 3-5 цель книги раскрывается в перечислении конкретных вещей, которыми определяется мудрый образ жизни. Для него необходимо усвоить правила благоразумия, правосудие (точнее, "правды"), суда и правоты; последние три понятия следует воспринимать в значении праведности и справедливости (сравните 2:9).
Под "простыми" (стих 4) здесь понимаются люди неученые, доверчивые. Не глупцы, упорствующие в своем пренебрежении мудростью, но такие, чьи возможности воспринять ее - ограничены. Никто как юноши не нуждаются в обретении знаний и рассудительности (с еврейского это слово может быть переведено и как "способность к мудрому планированию"; 2:11; 3:21; 5:2; 8:12).
Слушая притчи, мудрый узнает больше чем знал до сих пор, и тот, кто живет разумно, найдет в них мудрые советы на все случаи жизни (стих 5). И оба они научатся еще глубже разуметь притчу (в стихе 6, очевидно, подразумеваются "притчи" особо "замысловатые", звучащие поначалу загадочно). Напомним, что на древнем Востоке умение предлагать загадки и отгадывать их ценились весьма высоко. Царица Савская, прослышав о мудрости царя Соломона, о том, что нет для него "трудного вопроса", на который он не сумел бы ответить, специально "пришла испытать его загадками" (3 Нар. 10:1; 2-Пар. 9:1).
В. Тема книги (1:7)
Прит. 1:7. В этом стихе определена тема всей книги, п большей степени первого раздела ее (главы 1-9): Нечело мудрости (написал Соломон) - страх Господень. Эта мысль о "страхе Господнем" повторена в Притчах многократно. Именно на нем, т. е. на трепетно-благоговейном отношении к Создателю, построен завет Израиля с Ним (Втор. 4:10), и с него же начинается познание человеком характера Бога, а также самого себя и окружающего его мира.
Переиначивая первую фразу стиха 7, можно сказать, что истинное богопочитанне есть краеугольный камень истинного познания вещей. Ибо человек действительно умный не может не понимать, что Бог есть источник премудрости как таковой, что лишь Его откровениями просвещается ум человеческий, и что вне Его человек обречен оставаться во мраке невежества (Рим. 1:22; Еф. 4:18). Первая часть стиха 7 повторена в 9:10, при конце первого раздела книги (сравните Иов. 28:28 и Пс. 110:10).
Боящимся Бога противопоставлены глупцы, презирающие мудрость и наставление. Надо сказать, что словом "глупец" передаются на страницах Притчей три слова (понятия). Чаще других ему соответствует еврейское кесил, подразумевающее человека "закрытого ума", тупого и упорного. По причине лени своей и ограниченности такие люди не расположены слушать кого бы то ни было и всякую информацию, которая способна была бы "просветить" их, отвергают как ненужную им (15:14).
Другое слово - набал - употреблено в Притчах лишь трижды (17:7,21; 30:22), оно обычно относится к человеку со слабым восприятием духовных вещей. Наконец, третье слово - евил - подразумевает человека легкомысленного, самонадеянного и грубого. В притчах оно встречается 19 раз, а вне этой книги только 7. Именно оно употреблено в 1:7. Самонадеянные глупцы, чуждые душевной тонкости, отвергают Бога и мудрость, коей Он является источником (сравните стих 29). Любящие мудрость и пренебрегающие ею постоянно противопоставляются друг другу на страницах книги Притчей Соломона.
II. Соломой о значении мудрости и критериях ее (1:8 - 9:18)
Этот продолжительный раздел является своего рода введением к собранию лаконичных высказываний, содержащихся в остальных главах книги. Цель его состояла в том, чтобы "разжечь аппетит" читателей ("детей"), дабы они открыли сердца для мудрых родительских наставлений. Наставления и поучения Соломона как бы образуют пирамиду, устремляющуюся все выше; назначение ее - продемонстрировать превосходство мудрого образа жизни над всяким иным. Соломон не ограничивается предостережениями против совершения преступления и вступления в прелюбодейную связь, но подчеркивает необходимость жить осмысленно и целенаправленно, жить так, чтобы приносить плоды.
Раздел может быть разбит на 16 подразделов.
Русским "завет" здесь передано еврейское слово тора, которое означает как (Моисеев) закон, так и обучение ему. В благочестивых еврейских домах не только отцы, но и матери наставляли своих детей в законе (Втор. 6:4-7).
Б. Мудрость хранит от несчастья (1:10-33)
1. ЗЛО НАКАЗЫВАЕТСЯ НЕСЧАСТЬЕМ (1:10-19)
Предложение, исходящее от злодеев, которое поначалу может показаться столь привлекательным, подвергается здесь подробному "рассмотрению". Лишь глупцу может вскружить голову перспектива легкого и быстрого обогащения (стихи 10-14), но разумный человек должен видеть последствия греха и безрассудства, в которые его пытаются вовлечь.
Прит. 1:10-15. "Давление" ровесников на неокрепшую нравственно душу юноши бывает очень сильным, и Соломон красочно описывает, как могут грешники… склонять его к грабежу и убийству. Да не пойдет он с ними! Да удержит ногу свою от стези их!
Прит. 1:16-19. Ибо, подчеркивает он, ноги их бегут ко злу и спешат на пролитие крови (сравните Ис. 54:7; Рим. 3:15). В стихах 17-18 Соломон образно сравнивает умных птиц с глупыми злодеями: птицы не пойдут в сеть, расставленную "у них на глазах", а злодеи в сущности "расстилают сеть" для самих себя (делают засаду для собственных душ), потому что их, рассчитывающих на безнаказанность, наказание постигнет непременно. Эту мысль Соломон завершает в стихе 19 "чужое добро" отнимает жизнь у завладевшего им. сравните со стихом 32, а также с 26:27 и 28:10.
2. ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ МУДРОСТЬЮ НАВЛЕКАЕТ НЕСЧАСТЬЕ (1:20-33)
Мудрость, или премудрость, предстает здесь в облике женщины, которая открыто и громогласно (стихи 20-21), взывает к каждому, кто расположен слушать ее (в отличие от злодеев, совращающих своих потенциальных сторонников тайно).
В персонифицированном изображении ее царем Соломоном мудрость является не как свойство человеческого интеллекта, а как некая внешняя сила, столь могучая, что исходить она может только от Бога (прямое подтверждение этому находим в Прит. 8:22-31). Именно как эта сила в облике женщины мудрость выступает или прямо взывает к людям и в других стихах Притчей (3:16-18; 4:3-6; 8:1-21,32-36). Но глупцам свойственно пренебрегать ее призывом (1:24-28).
Прит. 1:20-23. Три риторических вопроса, начинающихся с Доколе, обращает мудрость к трем группам людей, отвергающих "пути ее". Это невежды (соответствующее еврейское слово - петаим, которое иногда переводят как "простаки" (сравните 1:4), чаще подразумевает людей, не имеющих нравственных принципов, склонных ко злу), буйные (лецим; натуры скандальные, не имеющие ничего святого) и глупцы (кесилим; тупые, ограниченные, упорные люди; сравните 1:7 и комментарии на этот стих).
Если бы они прислушались к… обличению мудрости, то она пролила бы на них дух свой (ибо мудрость и благочестие даются не избранным только, а всем открытым для них); стих 23. Обличение есть средство словесного воздействия и исправления. Не случайно это слово (и другие слова того же корня) часто встречаются на страницах Притчей; 1:23,25,30; 3:11; 9:8; 13:1; 19:25; 25:12; 27:5; 30:6.
Прит. 1:24-28. Но они - те, к которым более всего взывала мудрость, те, кого она звала покаяться в первую очередь, - не послушались… не приняли ее обличений (стихи 24-25), отвергли все ее советы, и это не останется для них без серьезных последствий, предупреждает мудрость. Неизбежно и внезапно для них (как буря… как вихрь; стих 27) постигнут их несчастья (скорбь и теснота), и поздно тогда будет каяться (будут звать меня… будут искать… и не найдут; стих 28).
Божественная мудрость лишь "посмеется" и "порадуется" (стих 26) над невеждами, буйными и глупцами; это лишь образ того, что им придется пожинать естественные плоды сделанного ими выбора: отвержения мудрости и благочестия. Переводя этот образ на язык житейских обстоятельств, можно заметить, в частности, что, презрев однажды тот или иной разумный совет, поступить согласно ему, когда несчастье уже настигнет, будет поздно.
Прит. 1:29-33. Мысль о неразумных решениях ("выборах") продолжается в стихах 29-30: возненавидевшим знание, чуждым страха Господня, презревшим советы и обличения мудрости, придется пожинать горькие плоды и испытывать сомнительные удовольствия при воспоминании о своих коварных замыслах и злых планах (стих 31).
В стихах 32-33 гибельные для невежд и глупцов… упорство их и беспечность выразительно противопоставлены (и противопоставление это постоянно "заявляет" о себе по ходу всей книги Притчей) друг другу. Если несчастья неизбежно постигнут немудрых, то слушающий слово мудрости, боящийся Бога человек, будет жить безопасно и спокойно, не страшась зла (стих 33).
План книги:
I. Вступление (1:1-7)
А. Об авторе к литературной форме (1:1)
Б. Цель книги (1:2-6)
В. Тема книги (1:7)
II. Соломон о значении мудрости и критериях ее (1:8 - 9:18)
Б. Мудрость хранит от несчастья (1:19-33)
В. Нравственное значение мудрости (глава 2)
Г. Благословения мудрости (3:1-12)
Д. Высокая чем мудрости (3:13-20)
Е. О значении мудрости во взанмоотношениях с другими людьми (3:21-35)
Ж. Призыв "приобретать мудрость" и любить ее (4:1-27)
З. Мудрость спасает от греха прелюбодеяния (глава 5)
И. Мудрость хранит от нищеты (6:1-11)
К. Мудрый избегает раздоров (6:12-19)
Л. Мудрость хранят от распутства (6:20 - 7:27)
М. Премудрость являет себя в добродетелях и последствия ее благодатны (8:1-21)
Н. Мудрость, явленная Господом в творении (8:22-36)
О. Призывы мудрости и безрассудства; в противопоставлении их подводится итог значению мудрости (глава 9)
Литературный стиль книги Притчей Соломона.
1. О значении слова "притча". По-еврейски это слово звучит как "мишле"; слово вероятно, происходило от глагола "быть похожим", "быть сравнимым" (с чем-то). То есть притча строилась на сравнении или на обобщении житейского опыта. Каждое из выразительных изречений, составляющих книгу Притчей, соответствует этому "мишле", на что неоднократно указывается прямо (Прит. 1:1; 10:1; 25:1). Изречения такого рода, в форме пословиц и поговорок, встречаются и в других книгах Ветхого Завета (Быт. 10:9; 1-Цар. 10:12; 3-Цар. 20:11; Иер. 31:29; Иез. 12:22; 18:2); в русском тексте Библии они (в ряде мест) тоже названы "притчами" (к примеру, 1-Цар. 24:14; Иез. 16:44).
Слово "мишле" весьма многозначно, и в разных переводах Священного Писания его передают по-разному, сохраняя, однако, главный его смысл - меткого, чаще лаконичного, нередко в форме афоризма, изречения. Так, в русской Библии это слово переводится как "притча" применительно к объекту насмешки, к тому, кто останется в истории как горестное и вместе с тем грозное напоминание (3-Цар. 9:7; 2-Пар. 7:20; Иер. 24:9; Иез. 14:8).
Употребляется "мишле" и в значении пророческого предсказания (Чис. 23:7,18; 24:3,15,20-21,23). Заметим, что и "речь" Иова (Иов. 29-31) есть притча в том смысле, что "построена" на осмыслении им пережитого, на сопоставлении происходящего с ним с его житейским опытом. "Мишле" (Иез. 20:49) может звучать и как иносказание, и как аллегория (Иез. 17:2), может подразумевать "замысловатую", загадочную речь (Прит. 1:6).
2. Параллелизм. Язык притчей от начала до конца поэтический. Наиболее характерной чертой древней еврейской поэзии является так называемый поэтический параллелизм, обычно предполагающий взаимосвязанность двух строк стиха смысловым "параллелизмом". При синонимическом параллелизме построение мысли, "термины", в которых она выражается в одной строке, синонимичны таковым в другой строке; порой они как бы образуют "пару" (к примеру, 1:2; 2:11). При параллелизме противопоставления одна строка (фраза), напротив, составляет контраст по отношению к другой (10:1; 11:1).
По принципу именно такого параллелизма построено большинство стихов в главах 10-15. При эмблематическом параллелизме одна строка "высвечивает" другую посредством сравнения или метафоры (к примеру, 10:26; 25:12,23). В случае синтетического параллелизма вторая фраза (строка) просто продолжает мысль, выраженную в первой. Иногда во второй фразе указывается на результат того, о чем говорится в первой (3:6; 16:3).
Порой в одной из фраз содержится "идея предпочтительности" чего-то (по сравнению с тем, о чем говорится в другой). Таких "лучше… нежели" насчитывается в книге Притчей 19 (12:9; 15:16-17; 16:8,16,19,32; 17:1,12; 19:1,22; 21:9,19; 22:1; 25:7,24; 27:5,10; 28:6). Еще один пример синтетического параллелизма находим в стихах, содержащих выражения "тем паче" и "тем более" (11:31; 15:11; 17:7; 19:7,10). Большинство стихов в разделе 16:1 - 22:16 характеризуется либо синонимическим либо синтетическим параллелизмом.
Не все стихи в Притчах имеют по две строки (фразы); некоторые имеют их по три (к примеру: 1:27; 6:13,17; 27:22; 30:20,32-33; 31:4), а иногда и по четыре (таких, правда, немного): 30:9,14-15,17,19; один стих (30:4) содержит целых шесть строк. В трехстрочных стихах строки могут быть сзязаны между собой как по принципу синонимического, так и по принципу синтетического параллелизма (в пределах одного стиха); к примеру, в 27:27 вторая строка "синтетически параллельна" первой (она дополняет выраженную в ней мысль), тогда как третья строка связана со второй по принципу синонимического параллелизма. Обычно, хотя и не всегда, вторая строка (фраза) не просто повторяет слова или мысль первой строки, но развивает их, дополняет, "расшифровывает", подчеркивает, либо содержит в себе противоположную или альтернативную мысль.
Один из распространенных методов изучения притчей сводится к следующему: стихи, трактующие одну и ту же тему, "сводятся воедино" - для последующего анализа всего, что говорится в них на эту тему. В ряде стихов книги отражена сельская или городская жизнь; в других - человеческие контакты: деловые, личные, социальные; в третьих - гражданские и семейные взаимоотношения; в четвертых и пятых - моральные нормы и внутренние побудительные мотивы, движущие людьми. Не удивительно, что книга Притчей Соломона имеет столь универсальное применение.
Мало сказано в ней о посмертном существовании, акцент постоянно делается на земном существовании, на том, что именно в нем воздается и за праведную и за неправедную жизнь (толкование на Еккл. 2:24-26; 11:9). Мысль о том, что от выбора, который делает человек, зависит для него очень многое, подчеркивается в книге Притчей Соломона. Подчеркивается в ней и то, насколько важна связь человека с Богом. Только тот, кто боится Господа и доверяет Ему, может жить благочестиво, т. е. мудро. И лишь тот, чье отношение к Богу правильно, имеет и правильные взаимоотношения с другими людьми.
Об отношении Притчей к другой древней "литературе мудрости". Хотя царь Соломон превосходил своей мудростью "всех сынов Востока" (3-Цар. 4:30-31), были на Востоке и другие мудрецы, каковые постоянно упоминаются на страницах Библии (Быт. 41:8; Исх. 7:11; Ис. 19:11-12; 47:10; Иер. 49:7; 50:35; 51:57, Авд. 1:8; Дан. 1:4,20; 2:13-14; 5:8).
Среди памятников египетской и вавилонской "литературы мудрости" имеются несколько "сборников" поговорок, изречений и афоризмов; другие непременно включают в себя какое-то количество их. Вот несколько названий, входящих в египетскую "литературу мудрости": "Наставления визиря Пта-Хотепа" (примерно 2450 г. до Р. Х.); в них содержатся советы, как преуспеть на государственной службе. "Наставления Амен-ем-Хета" (около 2000 г. до Р. Х.); здесь отец делится с сыном горестными мыслями о том, как разочаровали его люди, которым он покровительствовал. "Наставления Амен-ем-Опа" (примерно 1300-900 гг.до Р. Х.) представляют собой поучения царя, адресованные сыну, по различным жизненным вопросам; в них встречаются слова и выражения, сходные с теми, что находим в Притчах (типа "Послушай, сын мой", "стезя жизни" и т. п.)
То обстоятельство, что некоторые высказывания в "Наставлениях Амен-ем-Опа" параллельны отдельным частям книги Притчей (в той части, к примеру, как Прит. 22:17 - 24:22), поставило перед исследователями вопрос, не заимствовали ли авторы Притчей из этого египетского источника, или, напротив, египетский писатель заимствовал у них, либо и те и другие писания складывались независимо друг от друга, и сходство между ними объясняется общностью тем и подхода к ним, забот и интересов. Попытка ответить на этот вопрос делается в комментариях на 22:17 - 24:2.
К произведениям вавилонской "литературы мудрости" относят "Мудрые советы" (примерно 1500-1000 гг. до Р. Х.) "Аккадские пословицы" (примерно 1800-1600 гг.до Р. Х.) и "Слово Ахикара" (примерно 700-400 гг.до Р. Х.); все они включают в себя поговорки, пословицы, изречения, афоризмы. То, что некоторые изречения, имеющиеся в Притчах, схожи с таковыми в египетских и месопотамских литературных памятниках, отнюдь не "аннулирует" богодухновенности книги Притчей, являющейся частью Священного Писания.
Авторы этой книги, руководимые Святым Духом, записывали те мысли и наставления, которые были угодны Богу, и поэтому впоследствии они вошли в библейский канон. Важно заметить и следующее: большинство внебиблейских писаний носят более светский характер нежели книга Притчей, и сказанное в них порой звучит откровенно грубо. Характерный же для Притчей акцент на страхе Божьем в других подобных произведениях практически отсутствует. Так что несмотря на известное сходство с этими произведениями, книга Притчей Соломона во многом уникальна.
Похожая притча
Книга Притчей - это книга наставлений в области морали и этики, затрагивающая многие аспекты жизни человека. Содержащиеся в ней наставления учат читателей, как жить благочестиво и мудро, как избегать на своем пути ловушек, которые люди расставляют самим себе и друг другу в результате неразумного и неугодного Богу поведения.
Должное и недолжное отношение к вещам, похвальные и непохвальные свойства характера, приличное и неприличное поведение - обо всем этом постоянно говорится на страницах Притчей в сжатой, но затрагивающей ум и сердце манере. Воистину это "Божья книга вразумления", сокровищница Его мудрости.
Если бы израильтяне жили в согласии с Божьими постановлениями и законами, то они были бы мудрым и разумным народом в глазах окружающих (Втор. 4:5-6). Это же относится и к верующим всех времен, потому что "Закон Господа… умудряет простых" (Пс. 18:8). Притчи - это книга, расставляющая некоторые важные акценты на том, что сказано в других книгах Ветхого Завета, и тем самым как бы дополняющая их.
Цель написания.
Целей было пять, и все они перечислены во вступительных стихах (1:2-4,6):
а) "Чтобы познать мудрость и наставление",
б) "Понять изречения разума",
в) "Усвоить правила благоразумия, правосудия, суда и правоты",
г) "Простым дать смышленность, юноше - знание и рассудительность"
д) "Чтобы разуметь притчу и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки их".
Однако все пять целей можно было бы свести к одной: помочь читателю овладеть искусством мудрой жизни.
Наставляя юношей, родители и учителя прибегали к притчам, благодаря чему весь процесс обучения становился живым и увлекательным, он вел к постепенному умственному созреванию, в процессе чего они обретали способность делать мудрые выборы.
Понятие мудрости обозначается на страницах книги Притчей несколькими словами, более или менее синонимичными друг другу. Чаще всего, 45 раз, употребляется еврейское слово "хокма". В Ветхом Завете этим словом определяли любой вид искусства, высокого умения, шла ли речь о ремесленниках, моряках, певцах, плакальщицах, управляющих или советниках. Все они, будучи знающими, опытными в своей области, по праву почитались "искусными", и в этом смысле "мудрыми".
То же и в духовной сфере: в подходе к Богу мудрость присуща тому человеку, который держится путей, угодных Ему, на основании своих познаний и опыта. Таким образом, с точки зрения библейской "литературы мудрости" (которая не ограничивается книгой Притчей Соломона), быть мудрым означает быть "искусным" в благочестивой жизни. Можно сказать об этом и так: иметь Божью мудрость значит быть способным чтить Бога всей своей жизнью. Многие древние культуры на Ближнем Востоке создали свои "писания мудрости" (раздел "Об отношении Притчей к другой древней литературе мудрости").
И хотя книга Притчей в известном смысле с этой литературой схожа, она содержит в себе и нечто присущее лишь ей. Как и в упомянутой литературе, в Притчах восхваляются практическая дальновидность, острота ума и проффесиональное мастерство, но только в Притчах подчеркивается, что праведная жизнь в согласии с высокой моралью невозможна без таких взаимоотношений с Господом, которые угодны Ему. То положение, что "Начало мудрости - страх Господень" (1:7; 9:10), делает древнееврейскую концепцию мудрости уникальной. (сравните с 14:16 - "Мудрый боится" (Господа); обратите также внимание на 15:33, на Иов. 28:28 и на Пс. 110:10.) Итак, мудрость в библейском смысле слова начинается с выработки в себе правильного отношения к Богу. Под "боязнью Господа" в Библии подразумевается глубокое почитание Его за то, Кем Он является, доверие и повиновение Ему, поклонение и служение. По определению еврейских мудрецов, "хокма" дается лишь тем, кто почитает Бога и следует Его слову.
Похожая притча
1 Притчи Соломона, сына Давидова, царя Израильского,
2 чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума;
3 усвоить правила благоразумия, правосудия, суда и правоты;
4 простым дать смышленость, юноше — знание и рассудительность;
5 послушает мудрый — и умножит познания, и разумный найдет мудрые советы;
6 чтобы разуметь притчу и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки их.
8 Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей,
9 потому что это — прекрасный венок для головы твоей и украшение для шеи твоей.
12 живых проглотим их, как преисподняя, и — целых, как нисходящих в могилу;
13 наберем всякого драгоценного имущества, наполним домы наши добычею;
14 жребий твой ты будешь бросать вместе с нами, склад один будет у всех нас», —
15 сын мой! не ходи в путь с ними, удержи ногу твою от стези их,
16 потому что ноги их бегут ко злу и спешат на пролитие крови.
17 В глазах всех птиц напрасно расставляется сеть,
18 а делают засаду для их крови и подстерегают их души.
19 Таковы пути всякого, кто алчет чужого добра: оно отнимает жизнь у завладевшего им.
На этом моменте советы прекращаются и Соломон опять переходит к мотивации. И как камень брошенный в воду оставляет круги на воде. Так и советы данные Соломоном расходятся в определенном порядке начиная с первого маленького узкого круга в котором только человек и Бог. Начиная с духовной сферы. Страх Господень и благоговение перед ним — иными словами это отношения с Богом. Именно с этого следует начинать поиск мудрости и в общем свою жизнь. Второй круг — это отношения с родителями, которые принесут долголетие и благословение от Бога, о чем мы будем читать дальше. Но с них и начинает Соломон эту книгу.
И третий круг — это отношения с внешним миром- который звучит так- не делай зла другому человеку. И соломон отличается тем, что он не только говорит, что не нужно убивать, воровать, прелюбодействовать, он еще и рассказывает как это происходит, чтобы неопытный юноша или девушка могли узнать то, что с ними происходит, и не учились на своих ошибках.
Особо отметить хочется духовный закон или механизм. В 19 тексте » Таковы пути всякого, кто алчет чужого добра: оно отнимает жизнь у завладевшего им.
» Украденное добро — отнимает жизнь у того кто его украл. Бог установил закон собственности и охраняет его. Поэтому друзья — не воруйте. Думаю что справедливо и обратное. Если ты воруешь и у тебя жизнь отнимается — то раздавай свое и тогда жизнь прибавится.
И вот Соломон переходит на новый виток мотивации к изучению мудрости, но не к положительной мотивации, а к отрицательной и рассказывает что будет с человеком, если мудрость будет отвергнута:
20 Премудрость возглашает на улице, на площадях возвышает голос свой,
21 в главных местах собраний проповедует, при входах в городские ворота говорит речь свою:
22 «доколе, невежды, будете любить невежество? доколе буйные будут услаждаться буйством? доколе глупцы будут ненавидеть знание?
23 Обратитесь к моему обличению: вот, я изолью на вас дух мой, возвещу вам слова мои.
24 Я звала, и вы не послушались; простирала руку мою, и не было внимающего;
25 и вы отвергли все мои советы, и обличений моих не приняли.
26 За то и я посмеюсь вашей погибели; порадуюсь, когда придет на вас ужас;
27 когда придет на вас ужас, как буря, и беда, как вихрь, принесется на вас; когда постигнет вас скорбь и теснота.
28 Тогда будут звать меня, и я не услышу; с утра будут искать меня, и не найдут меня.
29 За то, что они возненавидели знание и не избрали для себя страха Господня,
30 не приняли совета моего, презрели все обличения мои;
31 за то и будут они вкушать от плодов путей своих и насыщаться от помыслов их.
32 Потому что упорство невежд убьет их, и беспечность глупцов погубит их,
33 а слушающий меня будет жить безопасно и спокойно, не страшась зла».
Мир и покой ждет мудрого человека, а глупца ждут ужасы.
Обратитесь к моему обличению: вот, я изолью на вас дух мой, возвещу вам слова мои.
За обращением, следует принятие Духа. Обратитесь к Мудрости и примите ее ду
Хорошего дня всем)!
Читайте также: