Притча по орксэ 4 класс

Обновлено: 21.12.2024

Мудрец 1 – В давние времена, когда Иисус Христос ходил по земле, он рассказал своим ученикам притчу против лени нашей и небрежности. Хотите ее услышать. Один богатый человек перед отъездом в другую страну на долгое время призвал к себе своих слуг и поручил им управлять имением.

Мудрец 2 – Одному слуге хозяин дал пять талантов (талант – крупная денежная единица), другому – два таланта, третьему – один талант. И тотчас отправился в путь.

Мудрец 3 – Получивший 5 талантов пошел, употребил их в дело и приобрел на них еще пять талантов. Точно так же и получивший два таланта приобрел на них другие два. Получивший же один талант не захотел трудиться, пошел и закопал его в землю.

Мудрец 4 – Прошло много времени. Возвратился господин и потребовал у своих слуг отчета о их работе. Первый слуга, получивший пять талантов принес еще пять талантов, и подойдя к господину, говорит:

1 слуга – Господин! Пять талантов ты мне дал. Я на них приобрел для тебя землю, на которой пахал и сеял, собирал урожаи, продавал людям и получил другие пять талантов, вот они.

Господин – Очень хорошо! Ты трудолюбивый, добрый и хороший человек! Ты верен мне. Я многое тебе дам. Ты будешь жить в моем царстве, и не будет у тебя ни горестей, ни нужды.

Мудрец 5 – Подошел к Господину и второй слуга, получивший два таланта, и сказал:

2 слуга – Господин! Два таланта ты дал мне. На них я приобрел домашний скот, я ухаживал за ним, молоко, сыр продавал людям и приобрел еще два таланта.Вот они.

Мудрец 5 – Господин слушал второго слугу с улыбкой на устах. И сказал:

Господин – Молодец. Ты хорошо поработал. Ты добрый и верный слуга. Ты тоже будешь жить в моем царстве, и не будет у тебя никаких горестей.

Мудрец 6 – Подошел к Господину и третий слуга, который получил один талант и сказал:

3 слуга – Господин! Я знаю, что ты жестокий и несправедливый. Ты собираешь урожаи там, где не сеял. И чего я буду стараться увеличивать таланты? Я отдыхал. Я тебе ничего не должен, вот твой один талант, забери его, мне он не нужен.

Мудрец 6 – Господин с опечаленным лицом сказал в ответ:

Господин – Лукавый и ленивый раб! Твоими устами буду судить тебя. Ты должен был не лениться, а работать и увеличивать талант. И я наградил бы тебя. Но ты сам отказываешься от награды. Имеющий 10 талантов! Подойди ко мне и возьми еще один талант. Слуги! Возьмите этого ленивого раба и отведите в темницу!

Мудрец7 – Эта притча означает: все люди получают от Бога различные дары: жизнь, здоровье, способности, ученье, житейские блага и многое другое. Чтобы этими дарованиями приносить пользу себе и людям.

Мудрец 8 – Все эти дары Божьи и разумеются в притче под именем талантов. Господь знает, сколько нужно дать каждому, по его трудолюбию и старанию. Поэтому люди получают, кто-то больше, а кто-то и меньше.

Мудрец 9 – Кто употребил дары Божьи на пользу себе и другим людям, тот получит похвалу от Господа и вечные небесные радости, а ленивые люди будут страдать.

Притча о мытаре и фарисее

Мудрец 1 – 2000 лет назад Иисус Христос рассказал ученикам эту притчу о мытаре и фарисее. Для чего? Чтобы мы не были хвастливыми, горделивыми. Не унижали других людей. Чтобы уважали своих родителей, учителей, всех ближних.

Мудрец 2 – Эта притча о том, что мы должны учиться видеть свои ошибки и стараться исправлять их.

Мудрец 3 – Смысл этой притчи также и в том, чтобы мы не осуждали других людей, а искали недостатки в себе и исправляли их.

Мудрец 4 – Только добрый, смиренный человек возвышается душой к Богу. Итак, послушайте притчу. Два человека вошли в храм помолиться. Один был фарисей (начальник), а другой – мытарь (слуга, сборщик налогов).

Мудрец 5 – Фарисей встал впереди с гордо поднятой головой и молился так:

Фарисей: - Боже! Благодарю тебя, что я не таков, как другие! Ведь вокруг меня грабители, тупицы, беспутные, коварные, злодеи, как позади меня мытарь. Я такой положительный! Работаю лучше всех. Даже пост соблюдаю, не то, что другие. В храм деньги даю. Я очень собою доволен.

Мудрец 6 – Мытарь же стоял в конце храма. Он не смел поднять глаз своих к небу. Он молился так:

Мытарь – Боже! Я так виноват. Я обижал людей. Я грешник! Прости меня. Будь милостив ко мне.

Мудрец 7 – Мытарь вышел из храма домой более оправданным, нежели фарисей. Иисус Христос сказал, что возвышающий сам себя, унижен будет. А унижающий себя – возвысится.

Соломоново решение

Ведущий 1 – Царь Соломон при вступлении на царский престол так молился Богу: Господи! Ты поставил меня царем. Даруй же мне разум, чтобы управлять народом Твоим. И Бог дал Соломону великую мудрость.

Ведущий 2 – Мудрость свою Соломон показал на суде. Пришли к нему на суд две женщины. Они жили в одном доме, и у каждой родился младенец. Ночью одна из женщин во сне придавила младенца. Когда она увидела ребенка мертвым, то от горя обезумела.

Ведущий 3 - Она пошла к другой женщине, подложила ей своего мертвого младенца, а живого унесла. Утром женщины стали спорить.

1 Женщина – Этот мертвый ребенок не мой. Мой ребенок живой, это ты украла моего ребенка. Отдай мне моего малыша.

2 Женщина – Этот живой младенец мой! Никому его не отдам.

1 Женщина – Побойся Бога. Отдай моего ребенка.

2 Женщина – Не отдам. Этот ребенок мой.

Ведущий 3- Так спорили он пред царем. Выслушав их, Соломон сказал:

Соломон - «Рассеките живого ребенка пополам и отдайте половину одной и половину другой»

Ведущий 4 – Женщины при этих словах сказали:

2 Женщина – Ну, и пусть не достанется никому.

1 Женщина - Нет! Не убивайте ребенка. Отдайте лучше ей. Пускай мне будет плохо, лишь бы ребенку было хорошо.

Соломон - Отдайте ребенка вот этой женщине, она его настоящая мать.

Ведущий 4 - Мудрость свою царь Соломон выражал и в управлении народом и во всех царских делах. И разнеслась о нам слава за пределы еврейской страны, в другие соседние народы.

Ведущий 5 – Царствование Соломона было мирным и счастливым. Но под конец своей жизни Соломон стал грешить пред Богом. У него было много жен, среди них были язычницы, для которых он построил языческие капища. Тогда Господь отнял свое благословение от Соломона, и против него начались бунты и возмущения в народе. А после смерти Соломона царство его ослабело разделилось на два: иудейское и израильское.

Иудаистская притча «По-человечески»

Мудрец 1 – В очень давние времена у одного уважаемого человека по имени Иоханана Заккая умер сын. Пришли к нему его ученики, чтобы утешить его. Первым вошел Элиэзер. Сел перед учителем и сказал:

Элиэзер – Разреши мне, учитель, сказать тебе слово утешения.

Учитель – Говори.

Элиэзер – Прародитель Адам имел сына, и когда сын его пал мертвым, Адам утешился так, сказав: «Бог даровал мне другое дитя вместо Авеля».Утешься и ты, учитель.

Учитель – Разве мало для меня моей собственной скорби, что ты еще про скорбь Адама напоминаешь мне?

Мудрец 2 – Вошел другой ученик по имени Иошуа и сказал:

Иошуа – Разреши мне, учитель, сказать тебе слово утешения.

Учитель – Говори.

Иошуа – Иов имел сыновей и дочерей, и все погибли в один день. Но Иов сказал: «Бог дал и Бог взял». Утешься и ты, учитель.

Учитель – Разве мало для меня моей собственной скорби, что ты еще про скорбь Иова напоминаешь мне?

Мудрец 2 – От слов учеников учитель еще больше помрачнел и опечалился. Подошел третий ученик по имени Симеон и сказал:

Симеон – Учитель, позволь мне утешить тебя….

Учитель – (кивает головой)

Симеон – Царь Давид имел сына, сын умер. Но Давид утешился другим младенцем, которого назвал Соломон. Утешься и ты, учитель.

Учитель – У меня такое горе, умер мой любимый сын, а ты мне напоминаешь о горе царя Давида? Никто не может утешить меня.

Мудрец 3 – В этот момент вошел мудрый человек по имени Элазар Азария и обратился к учителю с такими словами:

Элазар – Ты подобен человеку, которому царь отдал сокровище на хранение. Бог дал тебе сына, который изучал Священное Писание, поучения мудрецов и чистым ушел он из этого мира. Не должен ли ты утешиться тем, что безупречно возвратил сокровище, отданное тебе на хранение?

Учитель – Элазар! Благодарю тебя. По-человечески утешил ты меня.

Мудрец 3 – Очень поучительная история, не правда ли?

1)-Много лет назад, во времена Табиинов (следующее после сподвижников Пророка Мухаммеда поколение мусульман), Багдад являлся центром исламского знания. Однажды в Багдад приехал язычник и сообщил, что у него есть к мусульманам три сложных вопроса, и он бросает им вызов: смогут ли они на них ответить?

2)-Тогда халиф приказал созвать к себе во дворец всех ученых города. Вестник взобрался на высокую трибуну, и изрек:

Язычник-- “Я пришел к вам с тремя вопросами. Если вы сумеете на них ответить, то мой владыка осыплет вас несметным количеством богатства. Вот мои вопросы: что было до Аллаха? Куда смотрит Аллах? Чем занят Аллах в настоящий момент?”

2)-Толпа мудрецов оставалась безмолвной. И вдруг среди толпы послышался тонкий голосок:

Мальчик - “О дорогой папа, можно я отвечу на них ?”

3)-Это был голос мальчика, который пришел на собрание со своим отцом - халифом , и правитель дозволил ему говорить.

3)-Язычник обратился к молодому мусульманину и повторил свой первый вопрос:
Язычник --“Что было до Аллаха?”

Мальчик: “Умеешь ли ты считать?”

Язычник -- “Да”,

Мальчик -- “Тогда посчитай обратно с десяти!”

4) - Язычник начал считать: “десять, девять восемь,7,6,5,4,3,2, “один”………

Мальчик - - “Ну, а что дальше после единицы?”

Язычник - “После единицы нет ничего, она самая последняя”

Мальчик - “Если нет ничего после арифметической единицы, то как ты мог подумать, что что-то могло быть перед Единым, который является Абсолютной Истиной, Вездесущим, Бесконечным – Первым, Последним, Скрытым?”

4) - -Язычник не ожидал получить такой прямой ответ, который он не в силах был опровергнуть. Он задал свой второй вопрос:

Язычник - “Тогда скажи мне, в каком направлении смотрит Аллах?”

Мальчик - “Принеси свечу, зажги ее и скажи, в каком направлении смотрит ее свет”.

Язычник - “Но свет пламени свечи смотрит во все стороны: на север, юг, запад, восток. Он не смотрит в каком-либо одном из них”

-Мальчик: “Если физический свет распространяется во все четыре стороны, и ты не можешь ответить, в каком конкретно направлении он смотрит, чего же ты ожидаешь от Аллаха – Света Небес и Земли? Свет над Светом, Аллах смотрит во всех направлениях во все времена”.
5) - Язычник не мог поверить своим глазам: перед ним мальчик, отвечающий на его вопросы так, что ему нечего сказать в его опровержение. Тогда мужчина повторил свой последний вопрос:

Язычник - “Скажи мне, что Аллах делает сейчас?

Мальчик:- “ Всемогущий Аллах каждый день занят делом, и он все видит, и все слышит”. 5) -И язычнику ничего не оставалось делать, как поверженному возвратиться в родной город.

6) - Мальчик вырос и стал одним из самых выдающихся ученых Ислама. Всемогущий Аллах благословил его особой мудростью и глубоким пониманием религии. Ребенка звали Абу Ханифа, и он известен, как Аль-Имам Аль-Азам, великий имам и исламский ученый. Пусть Аллах ниспошлет хоть частицу такой мудрости на детей-мусульман, подрастающих сегодня.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как творить чудеса. Притча.

Эта притча поможет детям понять, как можно жить в мире и согласии со всем миром.

Притча "Разумное воспитание"

Разумное воспитание (Хинг Ши)Однажды к Хинг Ши пришла молодая крестьянка и спросила:— Учитель, как следует мне воспитывать сына: в ласке или в строгости? Что важнее?— Посмотри, женщина, на виноградную.

Притчи о воспитании

В помощь классному руководителю.Притча о Разумном воспитанииОднажды к Хинг Ши пришла молодая крестьянка и спросила:- Учитель, как следует мне воспитывать сына, в ласке или в строгости? Что важне.

Притчи. Притча "Осёл и фермер".

"ПРИТЧА - нравственное поучение в аллегорической форме, отличающееся от басни тем, что свой поэтический материал оно черпает из человеческой жизни" . Такое опрделение мы можем прочитать в Словаре лите.

Похожая притча

Было у матери семь дочек. Однажды поехала мать к сыну и вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по матери.

-Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лугу, - сказала первая дочь.

-Я ждала тебя, как сухая земля ждёт каплю воды, - проговорила вторая.

-Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке, - сказала третья.

-Мне тяжело было без тебя, как пчеле без цветка, - щебетала четвёртая.

-Ты снилась мне, как розе снится капля росы, - промолвила пятая.

-Я высматривала тебя, как вишнёвый сад высматривает соловья, - сказала шестая.

А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу - помыть ноги .

Гора и Ослик (моральный долг)

Шёл маленький Ослик по тропе меж гор. Тащил за собой маленькую тележку со всякого рода хламом.

«Забавный Ослик, — подумала Гора, — Зачем он тащит за собой этот никому не нужный хлам?»

И решила Гора позабавится над Осликом. Бросила она со своих высот ему в тележку большой серый камень. Ослик же как шёл, так и продолжал идти. «Странный Ослик», — подумала Гора и бросила в тележку ещё один большой камень. Ослик же упрямо тащил за собой свою маленькую тележку.

По пути ему встречались люди и спрашивали его:

— Зачем ты тащишь за собой эти бесполезные камни? Не лучше ли тебе остановиться и сбросить их с тележки? Идти сразу станет легче.

Но Ослик непонимающе смотрел на людей и, обливаясь потом, упрямо шёл вперёд, таща за собой тележку с камнями.

Гора же всё с большим и большим азартом забавлялась над Осликом, дивясь его упрямой глупости и подбрасывая в тележку всё больше и больше камней.

«Тяжела же моя ноша», — подумал Ослик, задыхаясь от непосильного труда.

Мальчик и зеркало ( Золотое правило нравственности) .

Мальчик, выросший у кормилицы в деревне, вернулся в город и очень удивился, увидев зеркало. Сперва мальчик в зеркале ему понравился; потом, по ребяческой привычке, захотел он обидеть того, кто нравится, и скорчил ему рожу, а зеркало — тоже. Мальчик, разобидевшись, погрозил ему кулаком, а зеркало погрозило в ответ. Осердился малыш и бросился колотить этого нахала, и ушиб руки. В отчаянии и ярости он метался перед зеркалом, плача, крича и колотя по стеклу.

Приходит мать, утешила его и нежно говорит: «Не ты ли первый стал корчить рожи этому негоднику, который тебя огорчил?» — «Я» «А теперь посмотри - ты улыбнулся и он улыбнулся, ты к нему тянешь руки — и он к тебе тоже, ты не сердишься — и он не дуется: вот так-то люди друг с другом и живут — и добро и зло наше возвращается к нам же».

ПРИТЧА О ДВУХ ВОЛКАХ (Добро и зло)

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.

— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь.

Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность.

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Притча «Кошелёк» (Поступок)

Нашел человек чужой кошелек. А в нем – столько денег, что ему, жившему на пороге бедности, на всю жизнь бы хватило. Да еще и осталось! Обрадовался человек. Но не деньгам. А тому… что в кошельке визитка хозяина оказалась. С адресом, по которому находку можно было вернуть. Иначе – вся эта сытая и безбедная жизнь была бы сплошной мукой!

Притча о благодарности (Моральный долг)

Мальчишка был голодный..

В дверь постучав, воды он попросил,

Но женщина выносит. молока!

Минуло много лет. он доктор стал.

Он на обходе женщину увидел ту, что дала когда то молока! Она была больна, причем серьезно!

Ей срочно операция нужна!

Он жизнь ей спас, все силы приложив,

Живет и побеждает доброта.

И взяв листок, не верила глазам!

От радости заплакала она! Оплачен счет!

Он рядом написал

Оплачено стаканом молока.

Два сына (Свобода и ответственность)

Король стал стар и призвал к себе двух сыновей.

- Сыновья, я назначаю вас правителями двух областей. Покажите, на что вы способны, и я решу, кто будет моим преемником, — сказал правитель двум принцам.

Прошёл год. Сначала король поехал в гости к старшему сыну. Тот с гордостью показал огромный дворец, а потом провёз короля по стране. Люди всюду убирали урожай. При виде королевских экипажей крестьяне падали лицом на землю и лежали так, пока экипажи не исчезали. В честь короля принц устроил парад. За год он создал дисциплинированную армию. Вечером на пиру певцы и музыканты воспевали короля.

— Видите, отец, какую власть я приобрёл за год! Всё в моей провинции держится на страхе и повиновении, — с гордостью сказал принц.

— Хорошо, теперь я посмотрю, чего достиг младший сын, — ответил король.

В горной провинции короля тоже встретили с почётом. Горцы низко кланялись королевской свите и снова приступали к работе. Они строили дороги и мосты, возили землю на горные склоны и сажали виноградники.

— Извини, отец, если не смог принять тебя достойно. Слишком мало я успел сделать за год для моих подданных, — сказал младший принц королю.

Вскоре король объявил, что назначает своим преемником младшего принца.

— У него нет власти, народ его не боится, он даже армию не создал! — обиженно заявил старший принц.

— Не власть украшает правителя, а ответственность перед людьми, — спокойно объяснил король.

Притча о совести (Совесть)

Я беден и слаб, - сказал как-то учитель своим ученикам, - но вы молоды. Я учу вас, и ваш долг - найти деньги, на которые мог бы жить ваш старый учитель.

- Что делать нам? - спросили ученики. - Ведь жители этого города очень скупы, и напрасно будет просить у них помощи!

- Дети мои, — сказал учитель, - есть способ добыть деньги без лишних просьб, просто взяв их. Не будет для нас грехом украсть, ибо мы заслуживаем денег больше других. Но, увы, я слишком стар и слаб, чтобы стать вором!

- Мы молоды, — ответили ученики, - мы справимся! Нет ничего, что бы мы ни совершили ради тебя, учитель! Скажи же, как нам поступать, а мы будем повиноваться тебе!

- Вы сильны, - ответил учитель, - для вас ничего не стоит отнять кошель у богатея! Поступите так: выберите укромное место, где вас никто не увидит, потом схватите прохожего и отберите деньги, но не причиняйте ему вреда!

- Отправимся прямо сейчас! - загалдели ученики. Только один из них, опустив глаза, хранил молчание. Учитель взглянул на юношу и сказал:

- Другие мои ученики исполнены отваги и горят желанием помочь, а тебе нипочем страдания учителя?

- Прости, учитель! - ответил юноша. - Но твое предложение невыполнимо! Вот причина моего молчания!

- Да ведь нет такого места, где никто не увидит, - ответил ученик. - Даже когда я совсем один, я сам вижу! Да я лучше с нищенской сумой пойду подаяние просить, чем позволю самому себе увидеть себя крадущим!

От этих слов лицо учителя просияло, и он обнял своего ученика!

БОГАТЫЕ И БЕДНЫЕ (Нравственные ценности)

Однажды в весьма богатой семье отец взял своего сына в деревню с целью показать ему, как живут очень бедные люди. Они провели несколько дней и ночей в доме, который можно с полным правом назвать ОЧЕНЬ бедным. По возвращении отец спросил сына, понравилась ли ему поездка.

"Было здорово, папа!" - ответил сын.

"Ты видел, как живут бедные люди?" - спросил отец.

Скажи, что ты понял за это время?

Сын ответил: - Я видел, что у нас одна собака, а у них - четыре, а их кошек никто не считал! У нас есть бассейн до середины двора, а у них есть река, у которой нет конца. У нас есть дорогие светильники, а у них есть звезды ночью. У нас есть немного земли, чтобы жить, а у них поля до горизонта. Мы покупаем свою еду, они выращивают свою, или берут из леса. Нас будит будильник, их - солнце. Мы платим деньги, чтобы посмотреть на природу в зоопарке, они живут среди природы. Нас защищают стены, они находятся под защитой всего мира.

Отец потерял дар речи.

Сын добавил: - Спасибо, папа, что показал мне, какие мы бедные.

Восточная притча (Свобода и моральный выбор человека)

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
— Всё в твоих руках.

Притча о гвоздях (поступок)

Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал, каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.

В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.

Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.

Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору:

- Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься - шрам останется.

Похожая притча

По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.
– Подержи мои книжки! – крикнул мальчик, передавая девочке свой портфель, и бросился на помощь старушке.

Когда он вернулся, девочка спросила его:
– Это твоя бабушка?
– Нет, – отвечал мальчик.
– Мама? – удивилась подружка.
– Нет!
– Ну, тётя? Или знакомая?
– Да нет же, нет! – отвечал мальчик. – Это просто старушка.

А. Глебова «Бабушкина сказочка».

Тихим летним вечером сидели на крылечке бабушка Настя и внучка Катя. И вот какую сказку рассказала Бабушка…

Бабушка. Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику.

Любовь. Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней во всю отпущенную мне Богом жизнь.

Бабушка. Подумал волшебник и сказал…

Волшебник. Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса ещё не просохнет…

Бабушка. Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в установленное место к трем соснам, что стояли на краю леса… Пришла и видит: стоят у сосен пять прекрасных девушек, одна другой краше.

Волшебник: Вот, выбирай. Одну зовут Радость, другую – удача, третью – Красота, четвертую – Печаль, пятую – Доброта.

Любовь. Они все прекрасны. Не знаю, кого выбрать…

Волшебник. Твоя правда. Они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю жизнь.

Бабушка. Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой: у одной, как небо – синие, у другой -, как изумруд, - зеленые, у третей, как яхонт, - серые, у четвертой, как темный бархат, - черные, у пятой, как незабудки, - голубые.

Задумалась Любовь. Потом подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку…

Бабушка. Вот и вся сказка. Ну, а ты, внучка, кого бы выбрала себе вподружки?

Ведущий. И Катя задумалась…

Катя. Да, пожалуй, доброты нам часто не хватает.

Бабушка. Людям нужно стать добрее!

В какой-то момент друзья поспорили, и один из них дал пощёчину другому.

Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину».

Они продолжали идти, и нашли оазис, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул, но его друг спас его. Когда он пришел в себя, он написал на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».

Тот, который дал ему пощёчину, а потом спас жизнь, спросил eго:

– Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?

– Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли это стереть. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог стереть это.

Научись писать обиды на песке и гравировать радости на камне.

Жил-был мальчик с ужасным характером. Его отец дал ему мешочек с гвоздями и сказал забивать по гвоздю в садовую ограду каждый раз, когда он будет терять терпение и с кем-то ссориться. В первый день мальчик забил 37 гвоздей. В течение следующих недель он старался сдерживаться, и количество забитых гвоздей уменьшалось день ото дня. Оказалось, что сдерживаться легче, чем забивать гвозди.

Наконец наступил день, когда мальчик не забил в ограду ни одного гвоздя. Тогда он пошёл к своему отцу и сказал об этом. И отец сказал ему вытаскивать по одному гвоздю из ограды за каждый день, в который он не потеряет терпения.

Дни шли за днями, и наконец, мальчик смог сказать отцу, что он вытащил из ограды все гвозди. Отец привёл сына к ограде и сказал:

– Сын мой, ты хорошо вёл себя, но посмотри на эти дыры в ограде. Она больше никогда не будет такой, как раньше. Когда ты с кем-то ссоришься и говоришь вещи, которые могут сделать больно, ты наносишь собеседнику рану вроде этой. Ты можешь вонзить в человека нож, а потом его вытащить, но рана всё равно останется.

Неважно, сколько раз ты будешь просить прощения, рана останется. Душевная рана приносит столько же боли, сколько телесная. Друзья – это редкие драгоценности, они приносят тебе улыбку и радость. Они готовы выслушать тебя, когда тебе это нужно, они поддерживают тебя и открывают тебе свое сердце.

Старайся не ранить их.

Один человек спросил у Сократа:

– Знаешь, что мне сказал о тебе твой друг?

– Подожди, – остановил его Сократ, – просей сначала то, что собираешься сказать, через три сита.

– Прежде чем что-нибудь говорить, нужно это трижды просеять. Сначала через сито правды. Ты уверен, что это правда?

– Нет, я просто слышал это.

– Значит, ты не знаешь, это правда или нет. Тогда просеем через второе сито – сито доброты. Ты хочешь сказать о моём друге что-то хорошее?

– Значит, – продолжал Сократ, – ты собираешься сказать о нём что-то плохое, но даже не уверен в том, что это правда. Попробуем третье сито – сито пользы. Так ли уж необходимо мне услышать то, что ты хочешь рассказать?

– Нет, в этом нет необходимости.

– Итак, – заключил Сократ, – в том, что ты хочешь сказать, нет ни правды, ни доброты, ни пользы. Зачем тогда говорить?

ДАВИД И ИОНАФАН

Давид и Ионафан стали друзьями после того, как Давид победил в сражении филистимского воина Голиафа. В то время Давиду было около 20, а Ионафану – около 50 лет. Мужество этого юноши и его умение полагаться на Бога произвели такое впечатление на Ионафана, что он полюбил его и обещал всегда его поддерживать. До самой смерти Ионафана они были крепко привязаны друг к другу тесными дружескими узами.

Бог избрал Давида, который прежде был пастухом, в будущем быть царём Израиля. Ионафан знал об этом. Как старший сын царя Саула, Ионафан был вправе считать себя законным наследником престола. Тем не менее, он не только не завидовал своему другу, но и всецело поддерживал его, чтобы Давид мог стать царём.

Царь Саул, отец Ионафана, со временем возненавидел Давида и многократно пытался убить его. Ионафан не раз рисковал жизнью, чтобы помочь Давиду, в том числе предупреждая его об опасности и защищая его перед лицом Саула. Ионафан не боялся признать, что хорошо относится к Давиду. Однажды это настолько разозлило Саула, что он метнул в Ионафана копьём и едва не убил его. Несмотря на это, Ионафан и дальше делал всё возможное, чтобы поддерживать своего друга.

Через некоторое время преследование Давида стало столь сильным, что он был вынужден бежать и скрываться. Давид и Ионафан снова поклялись друг другу в верности, после чего Ионафан посодействовал тому, чтобы Давид мог безопасно скрыться. Скитания Давида длились около семи лет. За это время Ионафан смог увидеть Давида лишь однажды. Рискуя жизнью, Ионафан отыскал своего друга, чтобы ободрить его и заверить в своей любви и поддержке. Несмотря на такую долгую разлуку, Давид и Ионафан сохранили свою дружбу крепкой. Вскоре после этого Ионафан и его отец погибли в сражении, а Давид стал царём.

Дружеская любовь Давида и Ионафана развилась на основе глубокого взаимного уважения, которое, в свою очередь, проистекало из общих духовных ценностей – крепкой любви к Богу Израиля, Иегове. У каждого из них были качества, которые нравились другому. У них были честные и прямолинейные отношения, и они доверяли друг другу. С чисто человеческой точки зрения дружба с Давидом ничего ему не сулила, скорее наоборот, он мог многое потерять. Однако та бескорыстная любовь Ионафана, которую он проявлял к Давиду, и сегодня служит для нас выдающимся примером.

Притча о двух волках

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.

В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло - зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро - мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: - А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Автор притчи: Монах Варнава (Евгений Санин).

Из книги: Маленькие притчи для детей и взрослых.

Надумала кошка Мурка Шарика из конуры выжить. И зачем бы, казалось, ей это: сама в большом доме живет, а Шарик в крошечной будке. Но все дело было в том, что дом не ее, а конура - Шарикова! И стала она хозяевам намурлыкивать, что мол, Шарик совсем стар да ленив стал, а еще добр не в меру, из-за чего чужие люди их двор проходным сделали!

Кончилось все это тем, что выгнали Шарика из будки. А на цепь вместо него Мурку посадили. Умные были хозяева. Поняли, что такая злая кошка лучше доброй собаки дом охранять будет. А Шарика, так уж и быть, в сени пустили - век доживать!

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечками играет — что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорив: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».

Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.

Как-то Будда проходил мимо одной деревни.

Собравшиеся вокруг него люди начали выкрикивать оскорбления в его адрес. Они использовали всякие ругательства, все эти немногосложные слова из своего скудного лексикона.

Будда, стоял, слушал их молча и очень внимательно, а затем произнес:

— Спасибо, что пришли ко мне на встречу, однако я спешу. Мне нужно успеть в следующую деревню, меня там уже ждут. Не могу вам уделить сегодня много внимания, но завтра, на обратном пути, у нас будет время пообщаться. Завтра вы можете собраться все вместе и высказать мне все, что не успели сегодня. А сейчас извините, мне нужно спешить.

Крестьяне не верили своим ушам и глазам: этот человек оставался совершенно спокойным, уравновешенным.

Кто-то не выдержал:

— Ты что, оглох? Мы оскорбляем тебя последними словами, а ты никак не реагируешь.

— Если вы хотели услышать ответ, то пришли слишком поздно. Вам надо было прийти десять лет назад, тогда я бы вам ответил.

Но за эти десять лет я научился не поддаваться на провокации. Я перестал быть рабом, я стал себе хозяином.

Я действую так, как хочу я, а не кто-нибудь другой. Я живу в согласии со своей душой.

Меня не заставишь делать что-нибудь против моей воли.

Я не обижаюсь на вас. Вы можете быть собой довольны, вы неплохо поработали.

Но лично я не воспринимаю ваши оскорбления, и, пока я не начну их воспринимать, они останутся пустым звуком.

— Бросьте горящий факел в реку. Он будет гореть до тех пор, пока не коснется воды. Как только он дотронется до поверхности, река сразу потушит его.

Я превратился в реку. Вы бросаете оскорбления в мою сторону. Они полны огня, но, стоит им достигнуть меня, как в моей прохладе огонь гаснет.

Оскорбления больше не в состоянии обжечь меня.

Вы бросаете колючки, проваливаясь в моем безмолвии, они превращаются в цветы.

Я поступаю так, как велит мне сердце.

Ошо. Тайны жизни.

Жил-был в деревне старый человек. Он был очень беден, но даже короли завидовали ему, потому что у него был прекрасный белый конь. Ему предлагали за коня баснословные деньги, но старик говорил: "Этот конь для меня не конь, а личность. Как можно продать личность, друга?"

Человек был беден, но никогда не соглашался продать коня. Однажды утром он не обнаружил коня в стойле. Собралась вся деревня и все осудили старика:

"Ты - глупый старик, - говорили ему. - Мы знали, что когда-нибудь коня украдут. Уж лучше бы ты его продал. Что за невезение!"
Старик сказал: "Я не знаю всей истории. Я не знаю, ушел ли он, или его увели. Есть факт, все остальное - суждение. Является это невезением или благословлением, я не знаю, потому что все это только часть. Кто знает, что последует за этим?"

Люди засмеялись. Они всегда знали, что он немного ненормальный. Но спустя пятнадцать дней конь неожиданно вернулся, мало того, он привел с собой четырех жеребят.

Люди снова собрались и сказали: "Ты был прав, старик, это не было невезением, это - благо".

И опять старик сказал: "Я не знаю всей истории. Знаю только, что коня не было, потом он вернулся. Кто знает, благословение это или нет? Вы прочли единственное слово в предложении - как вы можете судить о целой книге?"

Но люди все равно решили, что он не прав, ведь коней стало больше! У старика был единственный сын. Он начал объезжать жеребят и спустя неделю упал и сломал ногу.

Люди сказали: "Вот ведь невезение! Твой единственный сын лишился возможности ходить, а ведь он был тебе единственной поддержкой! Уж лучше бы ты тогда продал коня, были бы хоть деньги".
И в который раз старик ответил им: "Вы одержимы суждением, не заходите так далеко. Я только знаю, что сын упал и сломал ногу. Никто не знает, невезение это или благословение".

Так случилось, что через несколько недель в стране разгорелась война, и всю молодежь забрали в армию. Только сын старика остался, потому что был покалечен. Все жители плакали, потому что сражения были проиграны и большинство молодежи погибло.

Люди пришли к старику и сказали ему: "Ты был прав, это оказалось благом. Может быть, твой сын и покалечен, но он с тобой, наши сыновья ушли навсегда".

И снова старик сказал: "Вы продолжаете судить. Я не знаю всей истории, и никто не знает. Суждение означает застывшее состояние ума. Не судите, иначе вы никогда не станете едины с целым."

В действительности путешествие никогда не заканчивается. Одна часть заканчивается, зато другая начинается, одна дверь закрывается, другая - открывается. Вы достигаете вершины, но появляется другая, более высокая. Жизнь есть бесконечное путешествие!

Несколько недель назад я приготовил себе кофе, взял утреннюю газету и сел послушать радиоприемник. Я поворачивал ручку настройки, пока вдруг мое внимание не привлек бархатный голос одного старика. Он что-то говорил о "тысяче шариков”. Я заинтересовался, сделал звук погромче и откинулся на спинку кресла.

Позвольте мне рассказать кое-что, что реально помогло мне сохранить и помнить о том, что главное в моей жизни.

И он начал объяснять свою теорию "тысячи шариков”.

- Смотрите, в один прекрасный день я сел и подсчитал. В среднем человек живет 75 лет. Я знаю, некоторые живут меньше, другие больше.. Но живут примерно 75 лет. Теперь я 75 умножаю на 52 (количество воскресений в году) и получается 3900 – столько воскресений у вас в жизни. Когда я задумался об этом, мне было пятьдесят пять. Это значило, что я прожил уже примерно 2900 воскресений. И у меня оставалось только 1000. Поэтому я пошел в магазин игрушек и купил 1000 небольших пластиковых шариков. Я засыпал их все в одну прозрачную банку. После этого каждое воскресенье я вытаскивал и выбрасывал один шарик.. И я заметил, что когда я делал это и видел, что количество шариков уменьшается, я стал обращать больше внимания на истинные ценности этой жизни. Нет более сильного средства, чем смотреть, как уменьшается количество отпущенных тебе дней! Теперь, послушайте последнюю мысль, которой я хотел бы поделиться сегодня с вами, перед тем как обнять мою любимую жену и сходить с ней на прогулку. Этим утром я вытащил последний шарик из моей банки… Поэтому каждый последующий день для меня подарок. Я принимаю его с благодарностью и дарю близким и любимым тепло и радость. Знаете, я считаю, что это единственный способ прожить жизнь. Я ни о чем не сожалею. Было приятно с вами поговорить, но мне нужно спешить к моей семье. Надеюсь, еще услышимся!

Я задумался. Действительно было о чем подумать. Я планировал ненадолго смотаться сегодня на работу – нужно было делать проект. А потом я собирался с коллегами по работе сходить в клуб. Вместо всего этого я поднялся наверх и разбудил мою жену нежным поцелуем:
- Просыпайся, милая. Поедем с детьми на пикник.
- Дорогой, что случилось?
- Ничего особенного, просто я понял, что мы давно не проводили вместе выходные. И еще, давай зайдем в магазин игрушек. Мне нужно купить пластиковые шарики…

Три каменщика везут три одинаковые тачки с камнями. Каждого из них спросили: «Что ты делаешь?» Один ответил: «Вожу камни». Второй сказал: «Кормлю семью». А третий заявил: «Строю собор».

Читайте также: