Притча отара из нишапура

Обновлено: 12.05.2024

Великий суфийский поэт Ирана Фарид ад-Дин Аттар родился в Нишапуре в 1150 году. Эта дата считается спорной, и некоторые его биографы считают годом его рождения 1119 или 1136. Он был сыном аптекаря, и в молодости, пока был жив его отец, он много странствовал, бывал даже в Египте и Индии.

Многие свои сочинения он создавал в аптеке, и нередко там собирались за советом и лекарством сотни людей, которые смиренно ожидали момента, когда вдохновение и творческий экстаз позволят Аттару отвлечься на мирские дела.

Аттар погиб в 1230 г. во время монгольского нашествия от руки одного из завоевателей.

Похожая притча

Фарид ад-Дин Аттар рассказывает в своей книге Илахи-Нама (Книге Божественного), что жила однажды добродетельная женщина по имени Мархума, чьё имя значит «Та, на кого пала милость», её судьба похожа на судьбу учения.

Её муж отправился в паломничество и оставил её на попечение своего младшего брата. Прошло некоторое время, и брат влюбился в Мархуму и стал искать её любви. Она отвергла его, но он стал угрожать. И когда она не подчинилась, он подкупил четырёх свидетелей и обвинил её в супружеской неверности. Суд признал её виновной, и её побили камнями и оставили умирать в пустыне.

Она пролежала там всю ночь, и на утро её стоны услышал пустынный Араб, проезжавший мимо. Он спросил её, кто она, и она ответила, что она больна. Араб забрал её с собой и решил позаботиться о ней.

Через некоторое время она пришла в себя, и Араб, увидя её красоту, предложил ей стать его женой.

— Но я уже жена своему мужу! — отвечала она. Она так тронула его своими мольбами, что он оставил её в покое, сделав своей сестрой.

У Араба был раб, который тоже, естественно, влюбился и, будучи в свою очередь отвергнут, затаил злобу на Мархуму. Однажды ночью он прокрался в господские покои и убил ребёнка Араба, подкинув окровавленный нож под подушку Мархуме. Когда мать ребёнка пришла утром, чтобы накормить его, она обнаружила убийство и по кровавым следам отыскала кинжал под подушкой.

Араб спросил Мархуму, зачем она отплатила за его доброту такой чёрной неблагодарностью, но в конце концов ей удалось убедить его в своей невиновности. Однако Араб понимал, что после того шока, который испытала его жена, она всегда будет ассоциировать Мархуму со смертью сына и, рано или поздно, произойдёт несчастье. Он был вынужден отослать Мархуму.

Выражение Учения в рассказах, упражнениях, в мыслях и поступках всегда будет беззащитно, как Мархума, и так же часто будет предаваться и восприниматься ложно. Богатство форм, в которых предстаёт суфизм безгранично, у некоторых из них светлое прошлое, другие связаны с неприемлемыми вещами, и всё это результат событий, подобных тем, что случились с Мархумой, пока её мужа не было дома.

Похожая притча

1221 год. Ранняя весна. Истребив окрестности Туса, армия Толуя подходит к Нишапуру. Монголы отвергают почетную капитуляцию и не предлагают безоговорочной. Смерть Чингизова зятя обрекает город на смерть.

Продолжение. Предыдущая часть и зевающие женихи, сохнут ЗДЕСЬ

Музыка на дорожку

Сохраняя дикость, сохранишь себя

Если правители выражают народную душу (а они ее выражают), то Муджир аль Мульк отразил Нишапур как есть. Выказав строгость неразбавленной мужественности и презрение к смерти. К штурму Муджир подошел человеком пожившим. Много повидавшим и еще больше помнившим.

Зная цену вражьей милости, он не приручался добром и не поддавался угрозам. Не колебался сам и другим не советовал. С таким владетелем погиб Нишапур. И с похожими он возродится.

Унаследовав от отца добрый характер, а от матери чистоту, Муджир с юности терзался тревогой, опасаясь растеряться в житейских реках, что одних выводят в моря, а других в зловонные стоки. Сомнения юнец понес некоему Айрату. Несносному и сварливому старику, выжившему если не из ума, то из учтивости. Старый Айрат донимал округу придирками и постоянно ворчал.

При всем том его любили (и ценили!), разглядев человека непростого. Юность Айрат провел в пустынях, а зрелость на дорогах, и только Богу известно о сопровождавших его собеседниках. Едва он поставил посох странствований в Нишапуре, люди потянулись за советом в житейском деле и помощью в душевных скорбях.

Несносную спутницу Айрата (грубость!) сглаживали безошибочность суждений и польза. Дела выправлялись, тоску человек выдыхал как комок, а страхи рассеивались как вечерняя дымка. Одно слово старика разрешало вопрос, отравивший годы. Такие люди есть, и пока Бог не изгнан из мира (окончательно) - будут.

Муджиру предстояло первое в жизни странствование. Отправляясь на учебу в Герат, он понимал что окружать его будут чужие люди со своими намерениями. На что опереться, чтобы не пропасть мальчишка не знал.

Похожая притча

Теория Большого Взрыва – это не только юмористический сериал, из него можно подчеркнуть и что-то интересное и познавательное. Одна из таких поучительных историй, которая запала мне в душу – это притча, рассказанная Шелдоном, чтобы утешить Говарда.

Радж - филосов Радж - филосов

Притча Отара из Нишапура «И это пройдёт» - о царе Соломоне. Он собрал мудрецов и попросил придумать кольцо, которое должно прогонять его грусть. На этом кольце было написано «И это тоже пройдёт».

Рассказом Шелдон пытался успокоить Говарда из-за того, что он как то попал в неловкую ситуацию с девушкой Раджа, после чего получил прозвище – Засорзилла!

Существует множество трактовок этой притчи, мне понравилась следующая:

Царь приказал мудрецам создать кольцо, которое прогонит его грусть. Фраза должна была быть короткой, чтобы уместилась на кольце, мудрецы так и не смогли придумать ее. Тогда его преданный слуга, который ухаживал за царем с детства сказал, что знает такую фразу. Он выгравировал ее на кольце под камнем и сказал открыть его, когда Соломону будет очень тяжело. Царь послушал совета слуги. И вот однажды во время похода он потерпел поражение и вынужден был бежать. Он доскакал до обрыва и слышал приближающихся всадников за спиной, тогда он заглянул под камень и прочёл «И это пройдёт». Царь почувствовал, как успокаивается, а топот копыт за ним становится все тише. Преследователи свернули не туда, он остался жив. Приехав во дворец, Царя ждал народ, который радовался, что он вернулся домой. И начался пышный пир, где все ликовали и боготворили Соломона, тогда к нему подошел слуга и попросил взглянуть на кольцо…

Ничто в этом Мире не вечно – вот основная мысль притчи! И хорошие и плохие моменты проходят, надо уметь радоваться мгновению в настоящем и извлекать счастье из мелочей текущей жизни!

Читайте также: