Притчей соломоновых для 4 класса
Обновлено: 22.12.2024
Содержание: 1–6 – введение в книгу, в коем излагается цель написания и составления притчей Соломона; 7–9 – понятие о мудрости; 10–19 – предостережение юноши от сообщества с дурными людьми; 20–32 – торжественная речь мудрости о последствиях поведения мудрых и глупых людей.
Притч.1:1 . Притчи Соломона, сына Давидова, который царствовал во Израиле,
Притч.1:2 . Чтобы познать мудрость и наставление и понять слова мудрости,
Притч.1:3 . Усвоить обороты слов, уразуметь разрешение загадок 13 , истинную правду и производить правильный суд,
Притч.1:4 . Чтобы незлобивым дать прозорливость, а юному отроку – познание и рассудительность.
Притч.1:5 . Ибо мудрый, послушав их, будет мудрее, а разумный приобретет (для себя) руководство,
Притч.1:6 . И будет он понимать притчу, прикровенное слово, изречения мудрых и загадки.
Притч.1:7 . Начало мудрости – страх Господень (доброе разумение – у всех, водящихся им) 14 , благочестие же пред Богом – начало познания; а нечестивые презирают мудрость и наставление.
Притч.1:8 . Слушай, сын, наставление отца твоего и не отвергай заветов матери твоей,
Притч.1:9 . Потому что чрез это приобретешь прекрасный венок для головы твоей и золотую цепь для шеи твоей.
Притч.1:10 . Сын мой! Да не соблазняют тебя нечестивые люди, и сам не соглашайся,
Притч.1:11 . Если будут звать тебя, говоря: «Иди с нами, будь сообщником убийства, беззаконно скроем в землю мужа праведного,
Притч.1:12 . Поглотим, как ад, его живого и удалим память о нем с земли,
Притч.1:13 . Овладеем драгоценным его имуществом и наполним дома наши добычею,
Притч.1:14 . Жребий свой бросай с нами, склад у всех будет общий, и кошелек у всех 15 нас будет один».
Притч.1:15 . Не ходи в путь с ними, удали ногу твою от тропы их,
Притч.1:16 . Потому что ноги их стремятся на зло и спешат на пролитие крови.
Притч.1:17 . Ибо не напрасно расставляются сети на птиц:
Притч.1:18 . Они, делаясь сообщниками убийства, собирают самим себе гнусное сокровище: конец беззаконных людей – бедственный.
Притч.1:19 . Таковы пути всех, совершающих беззаконие, ибо нечестием они губят свою душу.
Притч.1:20 . Мудрость воспевается на распутиях, на площадях ведет она смелую речь.
Притч.1:21 . На краях стен проповедуется, восседает 16 при вратах правителей, во вратах же города дерзновенно говорит:
Притч.1:22 . «Доколе невинные соблюдают правду – не постыдятся; безумцы же, жадные до насилия, и нечестивые ненавидят знание
Притч.1:23 . И поэтому заслуживают обвинения. Вот я предложу вам моего дыхания речь, преподам вам мое слово,
Притч.1:24 . Так как я звала, и вы не послушали; умножала слова, и вы не внимали,
Притч.1:25 . Но отвергли мои советы, обличениям моим не вняли:
Притч.1:26 . Посему и я посмеюсь вашей погибели, порадуюсь, когда придет на вас пагуба.
Притч.1:27 . И когда внезапно постигнет вас мятеж, настанет страшное бедствие, подобно буре, когда придет на вас скорбь, теснота и постигнет вас пагуба,
Притч.1:28 . Тогда будете звать меня, и я не услышу вас; будут искать меня злые, и не найдут.
Притч.1:29 . Так как они возненавидели мудрость и слова 17 Господня не приняли,
Притч.1:30 . Не хотели внимать советам моим, а обличения мои осмеяли;
Притч.1:31 . Посему они будут вкушать от плодов путей своих и насыщаться от нечестия своего.
Притч.1:32 . Так как они обижали невинных 18 , то и будут убиты, и бедствие погубит нечестивых.
Притч.1:33 . Слушающий же меня будет жить в надежде и почиет без страха от всякого зла».
Греч. слов, соответствующих слав. [разрешения гаданий], нет в ват., [син.] и алекс., а есть в 68, 109, 147, 157, 161, 248, компл., альд. и остр.
Для ясности речи оскобляем вводное предложение.
Слова всех в греч. спп. нет, кроме 152, остр. и слав. пер.
Греч. παρεδρεύει – торжественно восседает, подобно судиям и правителям.
В ват., [син. до испр. и алекс.] λόγον – слав. словесе, в алекс. [правильно: в син. после испр. и др. ркпп.] φόβον – страха. Следуем ват. и слав. чтт.
Греч. νηπίους – букв. младенцев (ср. Еф. 4:14 ).
Источник: Книга притчей Соломоновых в русском переводе с греческого текста LXX, с славянским переводом, введением и примечаниями / [Пер.] П. Юнгеров. - Казань : типо-лит. Имп. ун-та, 1908. - 154 с.
Конспекты уроков литературного чтения для 4 класса по ФГОС. УМК Л. Ф. Климановой. Библия - главная священная книга христиан. Из книги притчей Соломоновых (из Ветхого Завета). Смысл притч из Нового Завета
Цели: познакомить обучающихся с Библией, с притчами Соломона из Ветхого Завета, притчами из Нового Завета; учить анализировать характер и поступки героев; отрабатывать навыки беглого выразительного чтения; обогащать словарный запас обучающихся; развивать память, речь, мышление, умение работать с иллюстрацией; создать условия для формирования понимания терминов милосердие, доброта, бескорыстие; способствовать развитию духовности, нравственности, осознанию пути самовоспитания изучаемых качеств.
Планируемые результаты: предметные: умения прогнозировать содержание урока, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение; метапредметные:
— формулирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,
— анализ текстов из Библии, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги,
— ответы на вопросы учебника на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: осмысление понятия притча, пословиц о дружбе, трудолюбии, добре.
Оборудование: мультимедиапроектор (по возможности), выставка книг по теме урока, видеозапись фрагмента мультипликационного фильма об Иисусе.
Ход урока 1
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте медленно стихотворение.
Слово, не умирая,
В мир приходит снова,
— Прочитайте, выделяя голосом имена существительные.
— Как вы понимаете эти строчки?
III. Работа по теме урока
— Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке?
— Прочитайте тему урока. На какие вопросы мы должны ответить на уроке?
— Прочитайте название текста, который будем изучать. («Святой источник».)
— Как вы поняли название?
— Прочитаем текст и узнаем, правы ли вы были. (Чтение текста учителем.)
— Как вы поняли, почему Библия является одной из очень древних и почитаемых книг?
— Что вы узнали о Библии?
Библией называется собрание книг, написанных по вдохновению и откровению Святого Духа через избранных от Бога людей, называемых апостолами и пророками.
Библия разделяется на две части — Ветхий Завет и Новый Завет. К первой принадлежат книги, написанные на древнееврейском языке до рождения Христа, ко второй — книги, написанные на древнегреческом языке после его рождения.
Под влиянием этой книги создавались шедевры мирового изобразительного искусства, литературы и музыки. Она заметно повлияла на правоведение. Библию превозносили за литературный стиль, и многие люди науки и искусства высоко ценили ее.
Измученный жизнью суровой,
Не раз я себе находил
В глаголах предвечного Слова
Источник покоя и сил.
Как дышат святые их звуки
Божественным чувством любви,
И сердца тревожного муки
Как скоро смиряют они.
Здесь все в чудно сжатой картине
Представлено Духом Святым:
И мир, существующий ныне,
И Бог, управляющий им.
И сущего в мире значенье,
Причина, и цель, и конец,
И вечного Сына рожденье,
И крест, и терновый венец.
Как сладко читать эти строки,
Читая, молиться в тиши,
И плакать, и черпать уроки
Из них для ума и души!
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
Работа над текстом «Из книги притчей Соломоновых»
(Чтение учителем и учащимися.)
— Перечитайте высказывания еще раз и объясните их смысл. (Просмотр отрывка из мультипликационного фильма (по возможности) об Иисусе.)
VI. Рефлексия
— Выберите любое начало предложения и продолжите его.
• Сегодня на уроке я узнал.
• На этом уроке я похвалил бы себя за.
• После урока мне захотелось.
• Сегодня я сумел.
VII. Подведение итогов урока
— О чем высказывания, которые мы только что читали?
— Что вам больше всего запомнилось?
Домашнее задание
Перечитать текст, подготовить дополнительный материал к уроку.
Ход урока 2
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте медленно стихотворение.
Так, чудо некогда свершилось
В старинном граде Вифлееме —
Родился мальчик Иисус,
Сын Бога и Марии девы.
Его Спасителем назвали,
И был он им на самом деле.
— Прочитайте способом «птичий базар».
— Прочитайте шепотом (еще: с интонацией удивления, восхищения).
— Как вы поняли смысл стихотворения?
III. Работа по теме урока
— Прочитайте название произведения, которое будем сегодня изучать. («Притча о сеятеле».)
— Как вы поняли его название?
— Можете ли вы предположить, о чем этот текст? (Предположения детей.)
— Вспомните, что такое притча. (Притча — краткий иносказательный поучительный рассказ.)
— Как понимаете слово сеятель? (Человек, который сеет семена, а также (перен.) человек, который распространяет какие-нибудь идеи, знания.)
(Чтение притчи учителем.)
— Ваши впечатления от прочитанного?
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
1. Работа над содержанием притчи
— Перечитайте притчу еще раз, самостоятельно.
— Куда попали зерна, которые разбросал сеятель? Найдите ответ на вопрос в тексте.
(Дети зачитывают первую часть притчи.)
— Как Иисус Христос объяснил попадание семян в разные места?
(Зачитывают вторую часть притчи с объяснением прочитанного.)
2. Проверка домашнего задания
— Какой дополнительный материал к уроку вы нашли? Расскажите.
VI. Рефлексия
— Выберите любое начало предложения и продолжите его.
• Сегодня на уроке я узнал.
• На этом уроке я похвалил бы себя за.
• После урока мне захотелось.
• Сегодня я сумел.
VII. Подведение итогов урока
— Какое впечатление произвела на вас притча?
— О каких людях поведала она нам?
Домашнее задание
Найти и подготовить выразительное чтение других притч.
Ход урока 3
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
Страна, где мы впервые
Вкусили сладость бытия,
Поля, холмы родные,
Родного неба милый свет,
Златые игры первых лет
И первых лет уроки,
Что вашу прелесть заменит?
О, родина святая!
Какое сердце не дрожит
— Прочитайте медленно жужжащим способом.
— А сейчас прочитаем все вместе плавно, певуче.
— Прочитаем с ускорением: начнем медленно, затем с каждой строчкой будем читать все быстрее.
III. Работа по теме урока
1. Постановка учебной задачи
— Прочитайте стихотворение еще раз. Как вы поняли его содержание?
— Ребята, чему учили вас ваши родители? Какими они хотят вас видеть?
— Прочитайте название произведения, которое мы будем сегодня читать. («Милосердный самарянин».)
— Как вы думаете, о чем оно? (Предположения детей.)
— Как вы понимаете слово милосердный! (Ответы детей.) (Дети находят определение слова в словаре С. И. Ожегова.) Милосердие — готовность помочь кому-нибудь или простить
кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. Милосердным называется человек, у которого доброе, милующее, отзывающееся на беды других людей, жалеющее, сочувствующее им сердце.
Помощь, за которую мы не требуем награды, т. е. без выгоды (корысти), называется бескорыстной.
— Какие дела свершает милосердный человек?
— Определите задачи урока. (Сегодня на уроке мы попытаемся узнать истинный смысл и значение милосердия, понять, к кому нужно проявлять милосердие, узнать, как нужно относиться к людям.)
2. Решение учебной задачи
(Знакомство с новым произведением. Чтение учителем. Словарная работа.)
Притча - нравоучительный рассказ. Самарянин — житель самарянской земли.
— Ваши впечатления от прочитанного?
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
(Повторное чтение текста хорошо читающими детьми.)
— Какой вопрос был задан Христу?
— Как ответил Христос?
— Кто шел по той же дороге?
— Что сделал каждый из них?
— Чему учит нас притча о милосердном самарянине?
— Можете ли вы привести случаи из своей жизни, которые напомнила вам притча?
— Что означает выражение помощь ближнему?
Милосердный самарянин — добрый, отзывчивый человек, готовый прийти на помощь попавшему в беду — выражение из Библии (Новый Завет, Евангелие от Луки, глава 10), где описывается история, рассказанная Иисусом своим ученикам. В этой притче на помощь пришел тот, от кого человек меньше всего ожидал помощи. Самаряне — немногочисленный народ, проживавший на территории Израиля. Особый смысл этому выражению придает еще и то, что евреи были в состоянии войны с самарянами. Таким образом, самарянин в то время воспринимался как представитель стана врага, но именно этот человек пришел на помощь.
— Рассмотрите репродукцию картины В. Сурикова «Милосердный самарянин». Что вы можете сказать о ней?
Василий Иванович Суриков (1848—1916) во время создания картины (1874) учился в Петербургской академии художеств. За картину «Милосердный самарянин» — одну из самых ранних его работ — Суриков был удостоен малой золотой медали и допущен к конкурсу на большую золотую медаль. Лица, руки, вообще обнаженное тело в «Милосердном самарянине» написаны гораздо сложнее, чем одежда. Персонажи картины задуманы так серьезно и самостоятельно, что, глядя на нее, и мысли нет о молодости художника. Многослойная живопись сложна и красива, точным рисунком отличается это произведение, отражающее понимание автором этой библейской истории.
VI. Рефлексия
— Выберите любое начало предложения и продолжите его.
• Сегодня на уроке я узнал.
• На этом уроке я похвалил бы себя за.
• После урока мне захотелось.
• Сегодня я сумел.
VII. Подведение итогов урока
— С каким произведением мы сегодня познакомились?
— Кто его главные герои?
Надеюсь, что наш урок не прошел для вас даром и вы смогли прикоснуться к истокам истинного милосердия и поняли его
смысл. А каждый из вас попытался взглянуть на себя со стороны, определить свое отношение к людям и, возможно, его пересмотреть.
Завершить урок я бы хотела словами святителя Игнатия Брянчанинова: «И слепому, и прокаженному, и поврежденному рассудком, и грудному младенцу, и уголовному преступнику, и язычнику окажу почтение, как образу Божию. Что тебе до их немощей и недостатков! Наблюдай за собою, чтоб тебе не иметь недостатка в любви».
Похожая притча
В Иерусалиме Христос каждый день учил народ в храме. Первосвященникам и старейшинам иудейским Он рассказал такую историю.
Один хозяин насадил виноградник, окружил его оградой и построил сторожевую башню, а после этого нанял работников, чтобы они выращивали его виноград и собирали урожай, а сам отлучился.
Наконец пришло время сбора урожая. Хозяин послал в виноградник своих слуг, чтобы они получили от работников то, что было собрано.
Но виноградари схватили слуг и одного избили, другого убили, а третьего побили камнями. Хозяин узнал об этом и послал новых слуг. Теперь их было больше, чем в первый раз. Но виноградари и с ними поступили так же преступно, как с первыми.
Хозяин подумал и послал к ним своего сына, надеясь, что уж его-то они постыдятся.
Однако, увидев хозяйского сына, виноградари решили: «Это наследник. Пойдём убьём его и завладеем наследством его».
«Когда придёт хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?» - спросил Христос.
«Злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои», - отвечали Ему.
«Отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его».
И поняли первосвященники и старейшины иудейские, что это о них говорил Христос в притче.
Притча о Мытаре и Фарисее
Предостерегая всех нас от гордости и хвастовства, от высокомерного отношения к другим людям, Иисус Христос рассказал такую притчу.
Два человека вошли в храм: один был фарисей, другой - мытарь, то есть сборщик налогов.
Фарисей стоял и молился так:
«Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю».
Мытарь же, которого все презирали, пробравшийся в дальний угол храма, не смел даже глаз поднять на небо. Он ударял себя в грудь и тихо повторял:
«Боже! Будь милостив ко мне, грешнику!»
Закончив притчу, Христос сказал, что мытарь пошёл в дом свой более оправданным, чем фарисей, «потому что всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится».
Притча о немилосердном заимодавце
Апостол Пётр спросил Иисуса Христа:
«Господи, сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? До семи ли раз?»
«Не говорю тебе: до семи, - ответил Иисус, - но до седмижды семидесяти раз».
И Христос рассказал историю про царя, который однажды решил получить долги со своих слуг. Слуги были должны ему много денег. Особенно один - целых десять тысяч серебряных монет. А так как бедняга жил очень бедно и ему нечем было заплатить, то государь приказал продать его жену, детей и дом.
Услышав это, слуга пал перед ним на колени и, рыдая, принялся умолять:
«Государь! Потерпи на мне, и все тебе заплачу».
Царю стало жаль раба, и он простил ему долг. Слуга очень обрадовался. Он вышел из царского дворца и отправился к своему товарищу, который когда-то взял у него сто монет.
«Отдай мне, что должен», - потребовал слуга, схватив его за горло.
«Потерпи на мне, - попросил товарищ, - и всё отдам тебе».
Но тот не захотел, а пошел и посадил несчастного должника в темницу. Товарищи его очень огорчились и отправились всё рассказать царю.
Тогда царь снова позвал своего слугу:
«Злой раб! Весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня. Не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?»
И, разгневавшись, приказал отвезти этого слугу в тюрьму.
«Так и Отец Мой Небесный, - сказал Иисус Христос, - поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его».
Притча о блудном сыне
И ещё Христос рассказал им притчу о человеке, у которого было двое сыновей. Младший сын попросил у отца свою часть наследства и отправился в дальнюю страну, где очень скоро промотал своё состояние.
Случилась в той стране засуха. Юноша нанялся пасти свиней. Бедняга так оголодал, что был рад той пище, которую ели свиньи, но ему не давали её. Одежда его изорвалась, башмаки развалились, и наступил день, когда ему стало нечем прикрыть своё тело.
И тогда он одумался и решил вернуться домой. Когда юноша подходил к родному селению, отец увидел его, бросился навстречу, обнял и расцеловал.
«Отче, - сказал юноша, - я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим».
И отец приказал своим слугам:
«Принесите лучшую одежду, и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного телёнка и заколите; станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся».
И слуги с радостью бросились исполнять повеление своего хозяина.
Узнав об этом, старший сын рассердился на отца:
«Вот, я столько лет служу тебе. но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими. А когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришёл, ты заколол для него откормленного телёнка».
«Сын мой! — ответил отец с любовью. — Ты всегда со мною, и всё моё твоё. А о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся».
Притча о сеятеле
Иисус Христос сидел на берегу Геннисаретского озера. Вокруг Него собралось множество людей. Каждому хотелось услышать слово Учителя. Тогда Иисус вошёл в лодку и, отплыв немного от берега, стал поучать народ. Сначала Он рассказал притчу о сеятеле.
Вышел человек сеять зерно. И когда он разбрасывал зёрна, некоторые упали возле дороги. Прилетели птицы и склевали их.
Другие зёрна упали на каменистые места, где земля была неглубокой. Зерна проросли, однако, когда взошло солнце, ростки быстро засохли, потому что у них не было корней.
Какие-то семена упали в заросли сорняка, и он заглушил их.
Но некоторые зёрна попали на добрую почву и принесли хороший урожай.
Закончив притчу, Христос объяснил ученикам её смысл.
Ко всякому, кто слушает слово о Царствие Божием и не понимает его, приходит лукавый и похищает посеянное - вот кого можно назвать зерном, посеянным при дороге.
А посеянное на каменистых местах - это те, кто слышат слово и тотчас с радостью принимают его. Но эти люди не имеют в себе корня и непостоянны. Как только изменится у них настроение или почувствуют они гонение, так и забудут услышанное.
Посеянное же среди сорняков означает тех, кто слышит слово, но суета и погоня за богатством заглушают его.
Посеянное же на доброй земле означает слышащего и понимающего Слово Божие. Такие люди и приносят добрый урожай.
Похожая притча
Цель: научить объяснять смысл и происхождение крылатых выражений "Соломоново решение", "Суд Соломона".
- познакомить учащихся с личностью царя Соломона, с его притчами
- научить видеть поучительный смысл притчей
- уметь объяснять смысл отдельных притчей
- познакомить с отрывком из рассказа А.И. Куприна "Суламифь"
- отработать навыки работы с текстом: выбирать главное, выразительное чтение,
- отвечать на вопросы
- воспитывать интерес к слову
- Репродукции картин (Н.Пуссен "Суд Соломона, Н.Н.Ге "Суд царя Соломона")
- Библия "Книга притчей Соломона"
- А.И.Куприн "Суламифь"
- Литературоведческий словарь
- Толковый словарь И.С.Ожегова
Приветственное слово учителя. Объявление темы и цели урока.
Учащиеся заранее разделены на 3 группы.
На доске записан эпиграф к уроку.
:Судьбы любимец,
Ты, гордый баловень веков,
Царь Соломон, Иерусалимец,
Давидов сын, певца псалмов.
В.Я.Брюсов.
Учитель: Ребята, как вы думаете, о ком сегодня пойдёт речь?
Ученик: О царе Соломоне.
Учитель: Опираясь на эпиграф, давайте охарактеризуем царя Соломона.
- жил в Иерусалиме
- сын Давида
- богатый, потому что царь
- судьбы любимец, баловень веков и др.
Учитель: Что обозначает слово псалмы?
Ученик: Псалмы - песнь религиозного содержания, входящая в состав Псалтыри (работа с толковым словарем)
Учитель: Итак, речь пойдёт сегодня о царе Соломоне. Мы узнаем о его справедливости, о его умение принимать мудрые решения.
Учитель: После смерти Давида на израильский престол вступил его сын Соломон - величайший мудрец всех времён, герой многих легенд. К тому времени границы израильского государства значительно расширились и простирались от Сирии до Египта и от Средиземного моря до Иордан. Господь возлюбил Соломона и дал ему ":сердце разумное, чтобы судить народ". За то, что Соломон не просил никаких земных благ для себя, Бог наделил его не только мудростью, но и невиданными богатствами и славой. Многие писатели, художники, поэты обращались к библейским сюжетам. Вот и А.И.Куприн в своём произведении "Суламифь" рассказывает о временах царствования царя Соломона.
Ученик: выразительно читает отрывок.
Учитель: Что нового вы узнали о царе Соломоне?
Подтверждает ли текст эпиграф к нашему уроку?
Учитель: Соломон унаследовал поэтический дар от отца. Он сочинял песни, гимны, покаянные и хвалебные псалмы. Соломон написал знаменитую, прошедшую через века "Песнь Песней".
Давайте ещё раз обратимся к тексту А.И.Курина "Суламифь" (Приложение 2)
Ученик: выразительно читает отрывок.
Учитель: Но царь Соломон был ещё и великий философ, суть учения которого заключалось в притчах. Сегодня мы познакомимся с некоторыми притчами царя Соломона. Но прежде определил, что же называется притчей.
Работа с толковым словарем И.С.Ожегова
- определим понятие притчи
Ученик: Притча - иносказательный рассказ с нравоучением.
Групповая работа (учитель раздаёт каждой группе по 1 притче)
Задание:
1) Внимательно прочтите.
2) Определите смысловое звучание.
3) Чему учит эта притча?
I группа:
Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; Но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою.
II группа:
Иной сыплет щедро, и ему ещё прибавляется, а другой сверх меры бережлив, и, однако же, беднеет.
III группа:
Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота.
Учитель: Хорошо, все потрудились на славу, а теперь задание поинтересней.
Каждой группе самостоятельно нужно составить притчу.
Творческая работа (по составлению притч)
Каждая группа представляет составленную притчу.
Учитель: А теперь вам предстоит самим принимать решение. (Учитель зачитывает притчу царя Соломона не до конца, а ученикам необходимо завершить притчу, то есть придумать разрешение той ситуации, проблемы).
"Приблизились к трону Соломонову три брата, судившиеся о наследстве. Отец их перед смертью сказал им: "Чтобы вы не ссорились при делёжке, я сам разделю вас по справедливости. Когда я умру, идите за холм, что в середине рощи за домом, и разройте его. Там найдёте вы ящик с тремя отделениями: Знайте, что верхнее - для старшего, среднее - для среднего, нижнее - для меньшего из братьев". И когда после его смерти они пошли и сделали, как он завещал, то нашли, что верхнее отделение было наполнено золотыми монетами, между тем как в среднем лежали только простые кости, в нижнем куски дерева. И вот возникла между меньшими братьями зависть к старшему, вражда, и жизнь их сделалась под конец такой невыносимой, что решили они обратиться к царю за советом и судом. Даже и здесь, стоя перед троном, не воздержались они от взаимных упрёков и обид:"
Учитель прерывает чтение и предлагает детям самим придумать разрешение этой ситуации.
Выслушав ответы, предлагает дослушать конец притчи.
Учитель: А сейчас вы услышите, какое же решение примет Соломон
": Царь покачал головой, выслушал их и сказал:
- Оставьте ссоры; тяжёл камень, весок и песок, но гнев глупца тяжелее их обоих. Отец ваш был, очевидно, мудрый и справедливый человек, и свою волю он высказал в своём завещании так же ясно, как будто бы совершилось при сотне свидетелей. Неужели сразу не догадались вы, несчастные крикуны, что старшему брату он оставил все деньги, среднему - весь скот и всех рабов, а младшему - дом и пашню. Идите же с миром и не враждуйте больше".
Учитель: Существуют выражения "Соломоново решение", "Суд Соломона".
Как вы думаете, что они означают?
Ответы учеников: "Соломоново решение" - это когда удается найти разумный выход из сложной ситуации. Разумный выход из запутанной, спорной ситуации.
Учитель: А теперь составьте синквейн, тема которого " Соломон".
- 1 строчка - существительное
- 2.строчка - 2 прилагательных
- 3 строчка - 3 глагола
- 4 строчка - фраза, выражающая отношение к предмету
- 5 строчка - синоним к первому существительному
- Соломон
- мудрый, справедливый
- слушал, говорил, творил
- ":слава о его мудрости и красоте распространилась далеко за пределам Палестины"
- мудрец
- Было ли вам интересно на занятии?
- Что нового и интересного вы сегодня узнали на уроке?
- Трудно ли вам было принимать решения?
Учитель: И помните, ребята, что "доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота".
Похожая притча
Читайте также: