Благоразумный видит беду и укрывается а неопытные идут вперед и наказываются притчи 22

Обновлено: 14.11.2024

Ст. 1-16 Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота. Богатый и бедный встречаются друг с другом: того и другого создал Господь. Благоразумный видит беду, и укрывается; а неопытные идут вперед, и наказываются. За смирением следует страх Господень, богатство и слава и жизнь. Терны и сети на пути коварного; кто бережет душу свою, удались от них. Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится. Богатый господствует над бедным, и должник делается рабом заимодавца. Сеющий неправду пожнет беду, и трости гнева его не станет. Милосердый будет благословляем, потому что дает бедному от хлеба своего. Прогони кощунника, и удалится раздор, и прекратятся ссора и брань. Кто любит чистоту сердца, у того приятность на устах, тому царь - друг. Очи Господа охраняют знание, а слова законопреступника Он ниспровергает. Ленивец говорит: «лев на улице! посреди площади убьют меня!» Глубокая пропасть - уста блудниц: на кого прогневается Господь, тот упадет туда. Глупость привязалась к сердцу юноши, но исправительная розга удалит ее от него. Кто обижает бедного, чтобы умножить свое богатство, и кто дает богатому, тот обеднеет

Охранение своего доброго имени рекомендуется у Премудрого (ст. 1 дал.) в том же смысле - безусловного превосходства этого нравственного блага пред ценностями материальными ( Сир XLI:15 , ср. Еккл VII:1 ). Доброе имя приобретается более всего деятельной любовью к ближнему, благотворительностью ему: отсюда на первом месте ставится долг богатого помогать бедному, причем мотивом благотворительности указывается то, что и богатый, и бедный - равно создания одного Бога (ст. 2, сн. XIV:31; XVII:5; Иов XXXI:15 ), и Им поставлены на одном жизненном пути. Воздается хвала жизненному благоразумию (ст. 3 и 5) с осуждением неразумия, но особенно превозносится смирение и страх Божий - с указанием благодетельных плодов того и другого в самой внешней жизни человека (ст. 4). Затем, в ст. 6-12 раздельно называются добродетели, которыми охраняется и созидается доброе имя. Здесь, прежде всего, оттеняется громадная важность воспитания и обучения юноши именно с самого раннего возраста (ст. 6). В Мишне трактате Авот (IV, 20), в соответствии с этим говорится: «Кто учит ребенка, чему подобен? - пишущему чернилами на новой бумаге; а кто учит старого, чему подобен? - пишущему чернилами на чищенной (от прежнего письма) бумаге». Затем, упомянув о различии в житейском быту богатых и бедных (ст. 7), Премудрый указывает что богатством и вообще благосостоянием можно пользоваться как к добру так и к злу. В последнем отношении называются: страсть к раздорам и деланию всякого рода зла (ст. 8, «сеять неправду, зло», как и «сеять правду» - обычный библейский образ: Иов IV:8 ; Притч XI:18 ; Ос Х:12 ), кощунство (ст. 10) и вероломство (ст. 12). На другой стороне ставятся - благотворительность (ст. 9), чистосердечие (ст. 11) и разумность (ст. 12).

Наконец, отрицательную сторону речи о добром имени составляет предупреждение от пороков лености (ст. 13 - здесь дан образец бессмысленной отговорки ленивого, сн. XXVI:13 ), распутства (ст. 14, сн. II:16; V:3; VI:24, глупости (ст. 15) и жадности, соединенной с притеснением бедных (ст. 16).

Похожая притча

Сравнение русских переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

Свт. Амвросий Медиоланский

Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота

Благая мысль славнее богатства, и превыше любых златых сокровищ благодать Божия. Вера сама в себе изобилует, по богатству своему превыше богатства любого богача. И все принадлежит мудрому, кроме того, что с добродетелью не согласуется; куда не придет - все его, и весь мир - владения его, ибо всем им он пользуется, как своим.

Похожая притча

Сравнение русских переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

Похожая притча

1–16. Увещания к приобретению и хранению доброго имени. 17–21. Призыв внимать словам мудрых. 22–29. Наставления частью нравоучительного, частью практического свойства.

Притч.22:1 . Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота.

Притч.22:2 . Богатый и бедный встречают­ся друг с другом: того и другого создал Го­с­по­дь.

Притч.22:3 . Благора­зу­мный видит беду, и укрывает­ся; а неопытные идут вперед, и наказывают­ся.

Притч.22:4 . За смире­нием следует страх Го­с­по­день, богат­с­т­во и слава и жизнь.

Притч.22:5 . Терны и сети на пути коварного; кто бережет душу свою, удались от них.

Притч.22:6 . Наставь юношу при начале пути его: он не укло­нит­ся от него, когда и состарит­ся.

Притч.22:7 . Богатый го­с­по­д­с­т­ву­ет над бедным, и должник делает­ся рабом заимодавца.

Притч.22:8 . Сеющий неправду по­жнет беду, и трости гнева его не станет.–

Притч.22 :8a. –[Человека, доброхотно да­ю­щего, любит Бог, и недостаток дел его во­с­по­лнит.]

Притч.22:9 . Мило­сердый будет благо­словля­ем, по­тому что дает бедному от хлеба своего.–

Притч.22 :9a. –[Победу и честь при­обретает да­ю­щий дары, и даже овладевает душею по­луча­ю­щих оные.]

Притч.22:10 . Прогони кощун­ника, и удалит­ся раз­дор, и пре­кратят­ся ссора и брань.

Притч.22:11 . Кто любит чистоту сердца, у того при­ятность на устах, тому царь – друг.

Притч.22:12 . Очи Го­с­по­да охраняют знание, а слова законопреступника Он ниспровергает.

Притч.22:13 . Ле­нивец говорит: «лев на улице! по­среди площади убьют меня!»

Притч.22:14 . Глубокая про­пасть – уста блудниц: на кого про­гневает­ся Го­с­по­дь, тот упадет туда.

Притч.22:15 . Глупость при­вязалась к сердцу юноши, но исправи­тель­ная розга удалит ее от него.

Притч.22:16 . Кто обижает бедного, чтобы умножить свое богат­с­т­во­, и кто дает богатому, тот обеднеет.

Охранение своего доброго имени рекомендуется у Премудрого (ст. 1 дал.) в том же смысле – безусловного превосходства этого нравственного блага пред ценностями материальными ( Сир 41.15 , ср. Еккл 7.1 ). Доброе имя приобретается более всего деятельной любовью к ближнему, благотворительностью ему: отсюда на первом месте ставится долг богатого помогать бедному, причем мотивом благотворительности указывается то, что и богатый, и бедный – равно создания одного Бога (ст. 2, сн. Притч 14.31, 17.5 ; Иов 31.15 ), и Им поставлены на одном жизненном пути. Воздается хвала жизненному благоразумию (ст. 3 и 5) с осуждением неразумия, но особенно превозносится смирение и страх Божий – с указанием благодетельных плодов того и другого в самой внешней жизни человека (ст. 4). Затем, в ст. 6–12 раздельно называются добродетели, которыми охраняется и созидается доброе имя. Здесь, прежде всего, оттеняется громадная важность воспитания и обучения юноши именно с самого раннего возраста (ст. 6). В Мишнич. трактате Авот (IV, 20), в соответствии с этим говорится: «Кто учит ребенка, чему подобен? – пишущему чернилами на новой бумаге; а кто учит старого, чему подобен? – пишущему чернилами на чищенной (от прежнего письма) бумаге». Затем, упомянув о различии в житейском быту богатых и бедных (ст. 7), Премудрый указывает, что богатством и вообще благосостоянием можно пользоваться как к добру так и к злу. В последнем отношении называются: страсть к раздорам и деланию всякого рода зла (ст. 8, «сеять неправду, зло» , как и «сеять правду» – обычный библейский образ: Иов 4.8 ; Притч 11.18 ; Ос 10.12 ), кощунство (ст. 10) и вероломство (ст. 12). На другой стороне ставятся – благотворительность (ст. 9), чистосердечие (ст. 11) и разумность (ст. 12).

Наконец, отрицательную сторону речи о добром имени составляет предупреждение от пороков лености (ст. 13 – здесь дан образец бессмысленной отговорки ленивого, сн. Притч 26.13 ), распутства (ст. 14, сн. Притч 2.16, 5.3, 6.24 , глупости (ст. 15) и жадности, соединенной с притеснением бедных (ст. 16).

Притч.22:17 . Прикло­ни ухо твое, и слушай слова мудрых, и сердце твое обрати к моему знанию;

Притч.22:18 . потому что утеши­тель­но будет, если ты будешь хранить их в сердце твоем, и они будут также в устах тво­их.

Притч.22:19 . Чтобы упование твое было на Го­с­по­да, я учу тебя и сегодня, и ты помни.

Притч.22:20 . Не писал ли я тебе трижды в советах и наставле­нии,

Притч.22:21 . чтобы научить тебя точным словам истины, дабы ты мог перед­а­вать слова истины по­сыла­ю­щим тебя?

Притч.22:22 . Не будь грабителем бедного, по­тому что он беден, и не при­тесняй несчаст­ного у ворот,

Притч.22:23 . потому что Го­с­по­дь вступит­ся в дело их и исхитит душу у грабителей их.

Притч.22:24 . Не дружись с гневливым и не сообщайся с человеком вспыльчивым,

Притч.22:25 . чтобы не научиться путям его и не навлечь петли на душу твою.

Притч.22:26 . Не будь из тех, которые дают руки и по­ручают­ся за долги:

Притч.22:27 . если тебе нечем заплатить, то для чего доводить себя,чтобы взяли по­стель твою из-под тебя?

Притч.22:28 . Не перед­вигай межи давней, которую про­вели отцы твои.

Притч.22:29 . Видел ли ты человека про­ворного в своем деле? Он будет стоять перед­ царями, он не будет стоять перед­ про­стыми.

Ст. 17–21 образуют введение к новой группе или новому собранию притчей, обнимающему вторую половину гл. XXII, и главы XXIII и XXIV. Притчи этого отдела отличаются пространностью, обнимая нередко несколько строк (3 стиха в Притч 23.1–3, 6–8, 5 ст. – в Притч.23:31–35, 24:30–34 ). Во введении, ст. 17–21, высказывается увещание к вниманию словам мудрых (ст. 17), отмечается их достоинство (ст. 18), главное значение – возбуждение надежды на Бога (ст. 19), и идейная сущность (ст. 20–21). В ст. 22–29 в трех двустишных притчах: а) осуждается и запрещается притеснение бедных (ст. 22–23); б) делается предостережение от близости и содружества с человеком гневливым (ст. 24–25); и в) снова настойчивое предупреждение против поручительств (ст. 26–27, сн. Притч 6.1 сл.; Притч 17.18, 20.16 ).

Преступление перенесения межи ближнего, не необычное в древнее время, считалось одним из самых позорных (ср. Втор 19.14 ; Притч 23.10 ). В ст. 29 указан редкий, но возможный в положении трудящегося случай – возвышение до степени ближайшего служения царю.

Читайте также: