Притча сталина про змею

Обновлено: 14.11.2024

Чем событие интересней для историка, Тем

для современника печальней.

Н. Г л а з к о в

Около полувека в различных социальных, профессиональных, национальных кругах я собирал притчи, легенды, апокрифы о Сталине. В одних случаях эти устные рассказы приходили ко мне от людей, непосредственно со Сталиным встречавшихся или участвовавших в событиях, связанных с ним. В других случаях такие истории отрывались от героя-рассказчика и попадали ко мне в обработанном коллективным сознанием виде, пройдя через многие опосредствующие звенья.

Возникновение и жизнестойкость этих сюжетов объясняется тем, что долгие годы мы жили в закрытом обществе, отмеченном, как всякое закрытое общество, разного рода дефицитом. Дефицит гласности непреднамеренно восполнялся слухами. Слухи в таких обстоятельствах становятся источником информации и способом самопознания общества, конкурирующим с газетами и радио.

В условиях существования огромного репрессивного аппарата, созданного Сталиным, предавать эти слухи бумаге было делом очень небезопасным, поэтому люди, в других социальных условиях фиксировавшие бы свой жизненный опыт в художественном, научном, эпистолярном, дневниковом виде, отучались от такой формы его письменной консервации. Потребность самовыражения приводилась в вынужденное соответствие с политической обстановкой. Так возник феномен особого рода — городской, интеллигентский фольклор — необыкновенно емкая, выразительная, совершенно свободная в своей непод-цензурности форма хранения социального опыта. Герои, а порою и «соавторы» этой книги — многие известные, выдающиеся, а иногда даже великие люди XX века.

Художники, ученые, военачальники, общественные деятели, ощущавшие необходимость поделиться своими мыслями, наблюдениями, догадками, — создавали предания, в которых жили, порой сильно переработанные творческим воображением, социальные реалии, превращенные в факты духа, далеко отступающие от исторических фактов, но сохраняющие их существо.

Судьба этих преданий была в чем-то более счастлива, чем судьба печатного слова тех лет. В них ничто не лакировалось ни "внутренним редактором" автора, ни редактором издательским, ничто не отсекалось. Образ Сталина, возникающий из исторических анекдотов, противостоит той сусальной фигуре вождя, полководца и отца народов, которую наши литература, театр, кино, изобразительное искусство рисовали два десятилетия до 1953 года и два десятилетия после 1965-го.

Публикуемые здесь свидетельства, принадлежащие миру художественному, а не миру собственно историческому, предполагают выбор: хочешь верь — хочешь не верь.

История до сих пор не знает, отравил ли Сальери Моцарта.

Исследователи склоняются к отрицанию его вины. Музыканты мира сняли с себя обязательство предать музыку Сальери забвению.

Однако насколько беднее была бы история культуры, если бы не существовало абсолютно недостоверной легенды о Моцарте и Сальери: мы не только лишились бы гениальной маленькой трагедии Пушкина, но и не смогли бы художественно исследовать зависть — человеческую страсть, столь же сильную и сокрушительную, как любовь и ненависть.

Возникавшие в истории культуры легенды всегда художественно осмысляли действительность, проявляя ее суть, даже когда отступали от факта. Так, например, известно, что актер Мочалов, простудившись дорогой, умер в Москве. Молва же говорит, что он умер в пути: замёрз, как ямщик. В этой красивой легенде правды жизни больше, чем в реальном событии. Предание отождествляет Мочалова с ямщиком и тем самым подчеркивает народность великого актера. Эта легенда, творимая по вероятности, более жизненна, чем жизнь, творящая по случайности.

В основе любой легенды всегда лежит исторический факт, но степень соответствия правды и вымысла в разных преданиях неодинакова. Нередко предания близки реальности или даже прямо ее отражают, однако отлет фантазии, аберрация в ходе многоэтапной устной эстафеты часто приводят к большим ножницам между фактом и легендой.

Я предлагаю предания вниманию читателей не как документы о фактах истории, а как свидетельство о духовной жизни народа. То есть, повторюсь, речь идет не об историческом, а о художественном материале, не о достоверном, а о вероятном, не о научно истинном, а о художественно правдивом. Творя по вероятности, легенды, даже отступая от факта, часто приближаются к его сущности, способствуя своим художественным анализом постижению сталинщины. Именно поэтому, даже обнаруживая в рассказах исторические неточности, я не вносил поправок, приближающих текст к истории, но лишающих его фольк-лорно-притчевого своеобразия. Ложные притчи обладают ценностью, лежащей поверх исторических фактов, они фиксируют факты духа.

Так, существует легенда о том, что Тухачевский был сослан на Соловки и расстрелян там уже после войны. Сомнительность этой версии очевидна: во-первых, никто из заключенных не свидетельствовал, что когда-либо на Соловках был Тухачевский, во-вторых, приговоры по таким процессам, как процесс Тухачевского, приводились в исполнение немедленно и обжалованию не подлежали.

Вместе с тем, это — убедительный документ народного сознания, которое не хотело смириться со смертью маршала-героя, связывая с ним исход войны.

Даже если уже опубликован документ, опровергающий притчу, я не вносил поправок, приближающих текст к истории, но уводящих его от фольклорного своеобразия и от особенностей нового жанра "мемуаров по чужим воспоминаниям".

Так, например, одна из притч рассказывает, что актер Геловани умер через два года после смерти Сталина, день в день 5 марта, в состоянии нервного расстройства: ему казалось, что тело Сталина в Мавзолее начало портиться и что его — Геловани — убьют и положат исполнять посмертную роль вождя. Я расцениваю эту притчу как метафору: мёртвый хватает живого — и не привожу в соответствие с действительностью, которая была иной и в которой был свой, исторический смысл: Геловани, чья творческая судьба была трагически обусловлена проклятым богом и людьми образом Сталина, умер в год XX съезда, в день рождения Сталина (21 декабря 1956 года). В конечном же счёте и притча и факт по-разному говорят о страшной силе зла, воплощенной в Сталине.

Сталин был не только человеком, но и мифом. Он создавал мифы о себе, и мифы создавали его ирреальный образ. И в этой обстановке лживого официозного мифотворчества неизбежно должны были рождаться легенды, анекдоты, предания, апокрифы, которые при всей своей недостоверности достоверней официального мифотворчества многих фильмов, картин, повестей, стихов, песен, газетных статей сталинской эпохи.

Предания о Сталине важны для понимания истории духа и для осмысления истории страны еще и потому, что иной раз документы той эпохи имеют не большую, чем легенды, степень достоверности. И взаимопроверка притчи и документа сможет дать истории как науке некоторые дополнительные возможности. Чтобы историческое видение эпохи было объемным, нужно смотреть на нее в оба: глазами документа и предания.

Авторы Гайдпарка

И все-таки какими разными были мы - студенты ЛИАПа. Мой друг Анатолий

Критика «Северного потока-2» грозит Латвии газовым кризисом

В РФ отреагировали на желание Киева вытеснить Москву с газового рынка

Для чего Вашингтону нужна Япония?

Вы заметили, что эстрада наша как-то изменилась?

Верите ли вы в то, что канал RT способен распространять фейки

На выборах в ГД РФ на территории Дании с огромным отрывом победила КПРФ?

Признаёте ли Вы осуществление экстремисткой деятельности А. Навальным и созданным им сообществом?

Мы в соцсетях
О Newsland
Пользователям
РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ
Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше. Заявите о себе всем пользователям Макспарка!

Заказав эту услугу, Вас смогут все увидеть в блоке "Макспаркеры рекомендуют" - тем самым Вы быстро найдете новых друзей, единомышленников, читателей, партнеров.

Оплата данного размещения производится при помощи Ставок. Каждая купленная ставка позволяет на 1 час разместить рекламу в специальном блоке в правой колонке. В блок попадают три объявления с наибольшим количеством неизрасходованных ставок. По истечении периода в 1 час показа объявления, у него списывается 1 ставка.

Все комментарии (18)

Это только к людям относится, да и то не ко всем. Есть те, кто умеет быть благодарными. Но в целом - да - люди из всех - самые большие свиньи, больше чем сами свиньи..

Это относится как раз к Сталину.

Довольно таки странная притча. Тогда по логике выходит, что и за зло не платят злом. Правда, это уже религиозный мотив христианства.

. эта притча оправдывает скотское поведение . поэтому это любимая притча подонков

. кто сказал, что это любимая притча Сталина?

Если принимать добро от кого-то другого и считать это своим унижением, то появляется желание отомстить дающему добро. Психологически всё понятно.
Многие ли люди способны заглушить в себе это мстительное чувство?

Не все кто имеет облик человека является разумными существами. Большая часть людей ближе к животным. А животное не думает - оно поступает там как ему хочется. Ошибка любого доброго и глупого самаритянина - делать добро всем, в том числе скоту принявшему человеческий облик. Делай добро людям и тебе отплатят добром. Делай добро скоту - и тебе отплатят злом.

Это верно, что скотине в человеческом обличье, не то что добро, но и любое общение с таким существом - себе дороже. А Сталин, называющий в своем узком кругу русский народ баранами и отправивший на заклание миллионы наших предков, сам, в полной и откровенной мере и являлся таким существом. Отсюда и его любовь к таким притчам.

Сталин - это усатый параноик-кровопийца, ничем не отличающийся от Гитлера. Такой же конченый империалист и диктатор.
А совок грязное пятно на нашей и без того постыдной нищенской истории.

Весьма каверзная притча: "добрый старик" вдруг, под влиянием змеиной психологии, меняет свою добрую природу на злую. Причем в одночасье.

Значит Сталин гений раз ВСЁ и ОДИН и сегодня его притчами пужают гавноликов у которых
социализма не было потому, что Сталин. Во времена горбодури ещё Грозного помню "цитировали"
как вчерашнюю газету.

Вы только что подтвердили, что Сталина великим лигшь нарики считают.

Надави на человека и пойдёт дерьмо потому, что дерьмо это естественное состояние человека.
А отдельные герои только подтверждают эту закономерность.
Горбостройка это подтверждает.

Т.е. на вас все время кто-от давит.

Шаляпин несколько раз встречался со Сталиным на квартире Демьяна Бедного и в Кремле. Великий артист говорил о вожде:

— Этот человек не станет шутить. Он столь же легко, как легка его беззвучная кавказская поступь в мягких сапогах, взорвет храм Христа Спасителя, почту или телеграф. Взорвёт всё, что угодно. Это проявляется в жесте, движениях, в выражении глаз, в интонациях речи Сталина. Он не злодей, он таким родился.

Шаляпин под бурные аплодисменты на "бис"пел "Дубинушку".У нас в стране тогда и сейчас модно ругать власть.Вот его ругань выражалась в "Дубинушке".Как он наверное раскаивался потом.После переворота к нему часто приходили разные люди,в том числе и чекисты.Нет,ничего,пока в гости.Ели,пили,а попутно ругали хозяина,грозили.В конце концов Шаляпин вынужден был эмигрировать.

Русская пословица:Не делай добра,зла не будет.

Ещё писали о упыре такое:Он восхищался Лениным."Настоящий мужчина!Выжидал,дождался и как он отомстил за смерть брата!"

События и мнения
Деловой мир
Частные интересы
Новый бюджет – новая экономия и сокращение расходов Что сказал Путин Эрдогану, после чего уволилось 5 генералов и 600 полковников В России анонсировали запуск производства микросхем на устаревшем оборудовании Памфилова пригрозила журналистам исками за клевету о выборах и раскритиковала Шпилькина Жаль, что эффективность нашей вакцины не измерили электронным голосованием В Центральной Африке убиты трое российских инструкторов ЕС отвернулся от Китая В России отключились Facebook, Instagram и WhatsApp

Похожая притча

0 7 3

1 7 5

6 30 16

2 22 13

1 1 1

2 10 4

0 8 3

0 0 0

0 5 3

0 1 1

0 11 5

0 1 1

0 1 1

0 0 0

0 11 6

1 14 5

0 5 2

0 7 4

0 2 2

Похожая притча

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.

Комментировать

Похожая притча

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.

Похожая притча

Змея, спасаясь от пожара, забралась на дерево, а слезть с него не могла. Добрый старик пожалел змею и снял её с дерева, а она стала душить спасителя.

— За что? — вопрошал старик.

— В этом мире за добро не платят добром.

Старик, чтобы отсрочить смерть, предложил спросить у кого-нибудь, так ли это. Стали змея и старик опрашивать встречных. Яблоня ответила:

— Я даю плоды, а люди ломают мои ветки. Вол ответил:

— На мне люди пашут, при этом меня бьют, а потом убивают. Лиса не стала отвечать, а крикнула:

— Старик, убей змею палкой!

Старик так и поступил, а потом погнался за лисой. Та взмолилась:

— Не убивай меня, ведь я спасла тебе жизнь.

— В этом мире за добро не платят добром!

Читайте также: