Притча ручеек и река основная мысль

Обновлено: 14.11.2024

Бежал по лесу ручеек, сам собою любовался: ловкий, проворный, быстрый, чистый и прозрачный! Ни с каким другим ручейком не хотел сливаться, считал себя сильным и сам хотел бежать по лесу. Вдруг выбежал в поле, а там ослабел, силенок не хватило, растекся и пропал. Кое-как, по каким-то подземным ходам, весь грязный, добрался он до реки и начал ей жаловаться: — Если бы не это противное поле, то я бы и сам давно стал рекой! Услышав это, река всплеснула волнами: — Эх, ты, глупый ручеек! Поле совсем не виновато в том, что ты растекся, ушел в землю и стал таким грязным! У того, кто отталкивает других, стать рекой — сил не хватит.

Похожая притча

Рабби Зуси решил изменить мир. Но мир - такой большой, а Зуси - такой маленький. Тогда Зуси решил изменить свой город. Но город - такой большой, а Зуси такой маленький. Тогда Зуси решил изменить свою семью. Но семья у Зуси такая большая, одних детей с десяток. Так Зуси добрался до того единственного, что он в силах изменить. Будучи таким маленьким, - самого себя.

I. Стадия ВЫЗОВА

Рассуждение о смысле и цене жизни

1. Каков путь к себе?

2. Приём кластер.

- Жизнь как наслаждение.

- Жизнь как общение с другими людьми.

- Жизнь как поиск смысла жизни.

II. Стадия ОСМЫСЛЕНИЯ

1. Есть ли у вас недостатки? Какие?

2. Хотели бы вы изменить себя?

Анализ притчи

- Кто является героем притчи?

Выделите ключевые понятия

1. Символы и значения, используемые в притче:

Мир - город, дом, семья, дети, жизнь, опора, защита.

Человек - мудрость, простота, истина.

2. Ценности (общечеловеческие): дом, семья, милосердие, отзывчивость, помощь ближнему, превосходство мира духовного над материальным.

3. Основная мысль – история учит человека думать, находить решение проблем, развивает мышление, интуицию и воображение. Для того чтобы отыскать истину, не нужно отправляться в кругосветное путешествие, достаточно оглядеться вокруг себя любое явление нашей жизни, каждый её сюжет несёт в себе завуалированный смысл, подводя нас к осмыслению нашего существования.

4. Вопросы и задания учащимся:

1. Чтение притчи учащимися.

- Как вы думаете, что произойдёт дальше? (Притча без окончания – обсуждение, чем она могла бы закончиться.)

- Понравилась ли вам притча?

- Что привлекло в ней?

- Какие чувства она пробудила у вас?

2. Словарная работа.

1. Что такое добро?

2. Что такое зло?

3. Как вы поняли слова притчи?

4. Приведите примеры добрых дел, злых?

4. Работа с пословицами и поговорками.

1. Как вы понимаете смысл пословицы:

Пока живёшь, творишь добро, лишь путь добра – спасение души.

2. Подберите к этой притче подходящие по смыслу пословицы.

3. В каком случае вы могли бы рассказать эту притчу?

4. Включите в свой рассказ притчу.

6. Сравнение нескольких притч.

Притча о единстве и жизни

"Ручеёк и река"

Бежал по лесу ручеёк, сам собою любовался: ловкий, проворный, быстрый, чистый и прозрачный!

Ни с каким другим ручейком не хотел сливаться, считал себя сильным и сам хотел бежать по лесу. Вдруг выбежал в поле, а там ослабел, силёнок не хватило, растёкся и пропал.

Кое-как, по каким-то подземным ходам, весь грязный, добрался он до реки и начал ей жаловаться:

- Если бы не это противное поле, то я бы и сам давно стал рекой!

Услышав это, река всплеснула волнами:

- Эх, ты, глупый ручеёк! Поле совсем не виновато в том, что ты растёкся, ушёл в землю и стал таким грязным! У того, кто отталкивает других, стать рекой — сил не хватит.

Притча о смысле жизни

Один человек непременно хотел стать учеником истинного Мастера и, решив проверить правильность своего выбора, задал Мастеру такой вопрос:

— Можешь ли ты объяснить мне, в чём цель жизни?

— Не могу, — последовал ответ.

— Тогда хотя бы скажи — в чем её смысл?

— А можешь ли ты сказать что-нибудь о природе смерти и о жизни по ту сторону?

Разочарованный посетитель удалился. Ученики были в замешательстве: как мог их Мастер предстать в таком неприглядном свете?

Мастер успокоил их, сказав:

— Какая польза от того, что знаешь цель и смысл жизни, если ты никогда не ощущал её вкус? Лучше есть пирог, чем рассуждать о нём.

1.Сформулируйте основную мысль притчи.

2. Как вы думаете, важно ли познание человеком самого себя?

Сравнительно-обобщающая таблица

Вопросы для сравнения

о Рабби Зуси

"Ручеёк и река"

о смысле жизни

1. Кто является главным героем?

Маленький Рабби Зуси

2. Какие символы и значения используются в притче?

Мир - город, дом, семья, дети, жизнь, опора, защита.

Человек - мудрость, простота, истина.

Мир - лес, поле, земля.

Человек - ловкий, проворный, сильный.

Мудрость - простота, истина.

Жизнь - выбор, цель, смысл, польза.

Природа - смерть, жизнь.

Человек - мудрость, простота, истина.

3. О каких ценностях рассуждается в притче?

Дом, семья, милосердие, отзывчивость, помощь ближнему, превосходство мира духовного над материальным.

Помощь ближнему, превосходство.

Желание делать выбор в пользу добра.

Следовать за добрыми влечениями сердца и совести.

4. Назовите словами текста главную мысль.

Так Зуси добрался до того единственного, что он в силах изменить. Будучи таким маленьким, - самого себя.

У того, кто отталкивает других, стать рекой — сил не хватит.

Лучше есть пирог, чем рассуждать о нём.

5. Какова основная мысль притчи?

Способность к познанию себя и других людей.

Познание цели и смысла жизни.

Познание человеком самого себя.

Стадия РЕФЛЕКСИИ

7. Найдите или предположите (вставьте) пропущенные слова.

Основная мысль притчи

Всё зависит от __________________ .

Каким он ______________ стать, таким и станет.

Будет делать зло – станет _________.

Будет нести добро – станет ________ .

Человека, захочет, злым, добрым

8. Нравственный урок притчи.

Учит видеть в себе движение к _________ и ________

Воспитывает желание делать выбор в пользу ______.

Следовать за ________ влечениями сердца и совести.

Добру, злу, добра, добрыми.

9. Нарисовать Рабби Зуси, человека, стремившегося к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой, быть счастливее.

Похожая притча

Вот и прочитана последняя страничка Букваря! Эта замечательная книга научила меня читать. Из неё я узнал много нового о буквах и звуках. Научился объяснять русские пословицы и поговорки. Очень жаль, что я расстался с букварём. Но впереди меня ждут новые книги, а значит новые знания.

Книга стала моим лучшим другом. Она всё знает и может ответить мне на любой вопрос.

Когда я ходил в детский сад, мама мне читала сказки. Сейчас же я могу взять и прочитать любую сказку, которую только пожелаю. Я очень люблю сказки. Они учат добру и справедливости. В них всегда добро побеждает зло.

Из книг- энциклопедий я узнаю про все на свете: о чудесах нашей планеты, о странах и континентах, о животных, о космосе. Заочно путешествую и фантазирую. Это всё благодаря моим лучшим друзьям – книгам. Они как настоящий ковёр-самолёт переносят меня из реальности в страну Вообразилию.

Я считаю, что выражение «с ручейка река, с книг – знания» очень верное и точное. Мой ручеёк - букварик. Теперь моя задача этот ручеёк превратить в могучую реку, а помогут мне в этом мои друзья книги, так как книга - источник знаний.

Похожая притча

Наша страна огромна. Населяет её множество людей разных национальностей, каждая из них имеет свои обычаи и традиции. У всех одно мышление, только говорят они на разных языках. У русского же народа, как и у других, много различных мудрых высказываний. Одним из них является: «С ручейка – река, с книг – знания».

О чём же говорит эта пословица?

Если рассматривать реку с точки зрения географии, то мы знаем, что она имеет исток, то есть начало. А истоком и будет маленький ручеёк, бегущий из глубин леса, болот и оврагов. В него со всех сторон впадают талые воды и родники. С каждым днём он становится всё шире и глубже и, в конце концов, превращается в великолепную и могучую реку, которая принесёт пользу людям, станет дорогой для судов, местом проведения отдыха или источником электроэнергии.

В жизни человека происходит так, как и в природе. Словно ручеёк рождается маленький человек, который со всех сторон, подобно реке, получает знания. Пусть в начале обучения это будут поучительные сказки родителей, бабушек и дедушек, потом знания преподавателей в школах, институтах. Через книги дети изучают окружающий мир, узнают, что такое хорошо, а что такое плохо, познают новое, делают выводы, учатся на ошибках персонажей историй из книг. К имеющимся знаниям прибавляются новые, список прочитанных книг увеличивается, подобно тому, как в ручеёк прибывает вода. С каждым годом он крепнет и растёт, и превращается в человека, умного и образованного, чьи знания в процессе жизни принесут пользу обществу, помогут его процветанию и развитию.

Читайте также: