Притча ручеек и река основная мысль
Обновлено: 14.11.2024
Бежал по лесу ручеек, сам собою любовался: ловкий, проворный, быстрый, чистый и прозрачный! Ни с каким другим ручейком не хотел сливаться, считал себя сильным и сам хотел бежать по лесу. Вдруг выбежал в поле, а там ослабел, силенок не хватило, растекся и пропал. Кое-как, по каким-то подземным ходам, весь грязный, добрался он до реки и начал ей жаловаться: — Если бы не это противное поле, то я бы и сам давно стал рекой! Услышав это, река всплеснула волнами: — Эх, ты, глупый ручеек! Поле совсем не виновато в том, что ты растекся, ушел в землю и стал таким грязным! У того, кто отталкивает других, стать рекой — сил не хватит.
Похожая притча
Рабби Зуси решил изменить мир. Но мир - такой большой, а Зуси - такой маленький. Тогда Зуси решил изменить свой город. Но город - такой большой, а Зуси такой маленький. Тогда Зуси решил изменить свою семью. Но семья у Зуси такая большая, одних детей с десяток. Так Зуси добрался до того единственного, что он в силах изменить. Будучи таким маленьким, - самого себя.
I. Стадия ВЫЗОВА
Рассуждение о смысле и цене жизни
1. Каков путь к себе?
2. Приём кластер.
- Жизнь как наслаждение.
- Жизнь как общение с другими людьми.
- Жизнь как поиск смысла жизни.
II. Стадия ОСМЫСЛЕНИЯ
1. Есть ли у вас недостатки? Какие?
2. Хотели бы вы изменить себя?
Анализ притчи
- Кто является героем притчи?
Выделите ключевые понятия
1. Символы и значения, используемые в притче:
Мир - город, дом, семья, дети, жизнь, опора, защита.
Человек - мудрость, простота, истина.
2. Ценности (общечеловеческие): дом, семья, милосердие, отзывчивость, помощь ближнему, превосходство мира духовного над материальным.
3. Основная мысль – история учит человека думать, находить решение проблем, развивает мышление, интуицию и воображение. Для того чтобы отыскать истину, не нужно отправляться в кругосветное путешествие, достаточно оглядеться вокруг себя любое явление нашей жизни, каждый её сюжет несёт в себе завуалированный смысл, подводя нас к осмыслению нашего существования.
4. Вопросы и задания учащимся:
1. Чтение притчи учащимися.
- Как вы думаете, что произойдёт дальше? (Притча без окончания – обсуждение, чем она могла бы закончиться.)
- Понравилась ли вам притча?
- Что привлекло в ней?
- Какие чувства она пробудила у вас?
2. Словарная работа.
1. Что такое добро?
2. Что такое зло?
3. Как вы поняли слова притчи?
4. Приведите примеры добрых дел, злых?
4. Работа с пословицами и поговорками.
1. Как вы понимаете смысл пословицы:
Пока живёшь, творишь добро, лишь путь добра – спасение души.
2. Подберите к этой притче подходящие по смыслу пословицы.
3. В каком случае вы могли бы рассказать эту притчу?
4. Включите в свой рассказ притчу.
6. Сравнение нескольких притч.
Притча о единстве и жизни
"Ручеёк и река"
Бежал по лесу ручеёк, сам собою любовался: ловкий, проворный, быстрый, чистый и прозрачный!
Ни с каким другим ручейком не хотел сливаться, считал себя сильным и сам хотел бежать по лесу. Вдруг выбежал в поле, а там ослабел, силёнок не хватило, растёкся и пропал.
Кое-как, по каким-то подземным ходам, весь грязный, добрался он до реки и начал ей жаловаться:
- Если бы не это противное поле, то я бы и сам давно стал рекой!
Услышав это, река всплеснула волнами:
- Эх, ты, глупый ручеёк! Поле совсем не виновато в том, что ты растёкся, ушёл в землю и стал таким грязным! У того, кто отталкивает других, стать рекой — сил не хватит.
Притча о смысле жизни
Один человек непременно хотел стать учеником истинного Мастера и, решив проверить правильность своего выбора, задал Мастеру такой вопрос:
— Можешь ли ты объяснить мне, в чём цель жизни?
— Не могу, — последовал ответ.
— Тогда хотя бы скажи — в чем её смысл?
— А можешь ли ты сказать что-нибудь о природе смерти и о жизни по ту сторону?
Разочарованный посетитель удалился. Ученики были в замешательстве: как мог их Мастер предстать в таком неприглядном свете?
Мастер успокоил их, сказав:
— Какая польза от того, что знаешь цель и смысл жизни, если ты никогда не ощущал её вкус? Лучше есть пирог, чем рассуждать о нём.
1.Сформулируйте основную мысль притчи.
2. Как вы думаете, важно ли познание человеком самого себя?
Сравнительно-обобщающая таблица
Вопросы для сравнения
о Рабби Зуси
"Ручеёк и река"
о смысле жизни
1. Кто является главным героем?
Маленький Рабби Зуси
2. Какие символы и значения используются в притче?
Мир - город, дом, семья, дети, жизнь, опора, защита.
Человек - мудрость, простота, истина.
Мир - лес, поле, земля.
Человек - ловкий, проворный, сильный.
Мудрость - простота, истина.
Жизнь - выбор, цель, смысл, польза.
Природа - смерть, жизнь.
Человек - мудрость, простота, истина.
3. О каких ценностях рассуждается в притче?
Дом, семья, милосердие, отзывчивость, помощь ближнему, превосходство мира духовного над материальным.
Помощь ближнему, превосходство.
Желание делать выбор в пользу добра.
Следовать за добрыми влечениями сердца и совести.
4. Назовите словами текста главную мысль.
Так Зуси добрался до того единственного, что он в силах изменить. Будучи таким маленьким, - самого себя.
У того, кто отталкивает других, стать рекой — сил не хватит.
Лучше есть пирог, чем рассуждать о нём.
5. Какова основная мысль притчи?
Способность к познанию себя и других людей.
Познание цели и смысла жизни.
Познание человеком самого себя.
Стадия РЕФЛЕКСИИ
7. Найдите или предположите (вставьте) пропущенные слова.
Основная мысль притчи
Всё зависит от __________________ .
Каким он ______________ стать, таким и станет.
Будет делать зло – станет _________.
Будет нести добро – станет ________ .
Человека, захочет, злым, добрым
8. Нравственный урок притчи.
Учит видеть в себе движение к _________ и ________
Воспитывает желание делать выбор в пользу ______.
Следовать за ________ влечениями сердца и совести.
Добру, злу, добра, добрыми.
9. Нарисовать Рабби Зуси, человека, стремившегося к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой, быть счастливее.
Похожая притча
Вот и прочитана последняя страничка Букваря! Эта замечательная книга научила меня читать. Из неё я узнал много нового о буквах и звуках. Научился объяснять русские пословицы и поговорки. Очень жаль, что я расстался с букварём. Но впереди меня ждут новые книги, а значит новые знания.
Книга стала моим лучшим другом. Она всё знает и может ответить мне на любой вопрос.
Когда я ходил в детский сад, мама мне читала сказки. Сейчас же я могу взять и прочитать любую сказку, которую только пожелаю. Я очень люблю сказки. Они учат добру и справедливости. В них всегда добро побеждает зло.
Из книг- энциклопедий я узнаю про все на свете: о чудесах нашей планеты, о странах и континентах, о животных, о космосе. Заочно путешествую и фантазирую. Это всё благодаря моим лучшим друзьям – книгам. Они как настоящий ковёр-самолёт переносят меня из реальности в страну Вообразилию.
Я считаю, что выражение «с ручейка река, с книг – знания» очень верное и точное. Мой ручеёк - букварик. Теперь моя задача этот ручеёк превратить в могучую реку, а помогут мне в этом мои друзья книги, так как книга - источник знаний.
Похожая притча
Наша страна огромна. Населяет её множество людей разных национальностей, каждая из них имеет свои обычаи и традиции. У всех одно мышление, только говорят они на разных языках. У русского же народа, как и у других, много различных мудрых высказываний. Одним из них является: «С ручейка – река, с книг – знания».
О чём же говорит эта пословица?
Если рассматривать реку с точки зрения географии, то мы знаем, что она имеет исток, то есть начало. А истоком и будет маленький ручеёк, бегущий из глубин леса, болот и оврагов. В него со всех сторон впадают талые воды и родники. С каждым днём он становится всё шире и глубже и, в конце концов, превращается в великолепную и могучую реку, которая принесёт пользу людям, станет дорогой для судов, местом проведения отдыха или источником электроэнергии.
В жизни человека происходит так, как и в природе. Словно ручеёк рождается маленький человек, который со всех сторон, подобно реке, получает знания. Пусть в начале обучения это будут поучительные сказки родителей, бабушек и дедушек, потом знания преподавателей в школах, институтах. Через книги дети изучают окружающий мир, узнают, что такое хорошо, а что такое плохо, познают новое, делают выводы, учатся на ошибках персонажей историй из книг. К имеющимся знаниям прибавляются новые, список прочитанных книг увеличивается, подобно тому, как в ручеёк прибывает вода. С каждым годом он крепнет и растёт, и превращается в человека, умного и образованного, чьи знания в процессе жизни принесут пользу обществу, помогут его процветанию и развитию.
Читайте также: