Притча про старца зосиму
Обновлено: 14.11.2024
Похожая притча
"Когда человек оступился и
пытается встать —
Бог обязательно протягивает
ему Руку помощи.
Но если человек пал и валяется —
Богу приходится ждать.
Помощь приходит тогда,
когда ищущий спасения
трудится неустанно."
Нгомо
Жил в монастыре одном старец Зосима. И шёл слух, что по молитве его исцеления происходят и чудеса совершаются.
И много людей стекалось из дальних мест, чтобы просить его о помощи.
А братия монастырская гордилась, что обладает их монастырь таким старцем.
Но и завидовали многие: отчего Бог их молитвы не слышит, сколько они ни молятся? Ведь сколько поклонов ни кладут — всё без толку! А старца молитвы — Бог отчего-то исполняет…
И решил один молодой послушник у старца Зосимы выведать: как тот чудеса совершает, отчего Бог его слышит? Старец — добрый, вдруг научит?…
Пришёл он к старцу и спрашивает:
— Отчего по молитвам твоим происходят чудеса, а по нашим — не происходят? Научи своим тайнам! А то ведь помрёшь — и некому будет монастырь прославлять!
Старец посмотрел ласково и говорит:
— Сложно это объяснить! Ведь я — будто и не молюсь вовсе…
Но надо, чтоб свет, подобный тому, что в свече горит, иль тому, что в лампадке пред иконой теплится, — в сердце человеческом зажжён был!
От любви — тот свет происходит.
И можно тот свет души — расширять до необъятности, словно свет солнечный!
И вот тогда — Великий Свет Духа Святого является и помочь готов! И видно в том Свете Живом Божественном — всё, словно нет стен у кельи, словно нет башен монастырских. И любое тело человека — в этом Свете насквозь видимо, и душа — тоже понятна на расстоянии любом.
Вот так и происходит: стоит мне начать слова молитвы Духу Святому произносить — и Он здесь! Течёт Река Света Божиего — и всё Собой объемлет!
А понимает сей Свет — любовь сердечную, а не слова бубнимые!
Как чудеса совершаются? — ты спрашиваешь… Да вот, сливается душа с этим Светом — и уже не ведаю: где любовь — моя, а где — Божия Любовь!
В Реке этого Света есть Руки. Они — будто бы и мои, но и не мои полностью…
Вижу я эти Руки Божественные, Которые совершают Свою Работу! Так же, как руки пахаря или повара совершают работу свою, — так же и Руки Духа Святого трудятся!
Эти-то Руки могут и исцелять. Если хочет Дух Святой, то могу я Руками теми — тела от скверны и болезни очищать. А если не хочет — то не могу пошевелить даже кончиком пальца.
Видны в этом Свете Божественном в теле больного — болезни, а в душе — прегрешения.
Но не любую душу можно очистить, не каждому человеку помочь удаётся…
Ведь нужно прежде научить душу — любви! Иначе может статься, что окажется душа потом в долгу пред Богом — за сотворённое чудо!
… Сказал так старец Зосима и улыбнулся ласково.
Послушник же молодой в испуге пред старцем на колени пал, лбом в пол уткнулся… А потом, крестясь истово, прочь из кельи выскочил…
Вздохнул тихо старец Зосима: опять, выходит, не тот человек пришёл, о котором говорил Бог… Не захотел послушник узнать о теплоте сердечной, о сердце духовном…
А ведь столько лет уже прошло…
Прошло время, и привёз купец маленькую дочку свою исцелённую — к старцу.
Вошла девочка в келью — да забыла то, как её учили благодарить. И говорит:
— Это ты меня вылечил, дедушка? Спасибо тебе! Я болела-болела, болела-болела, а теперь — совсем здоровая стала!
— Здравия тебе, деточка! Да только это не я, но Бог тебя вылечил! Его ты и должна благодарить всегда!
— Да, я знаю! Бог — Он добрый! — закивала девочка.
— И ты теперь учись быть доброй, как Бог! Старайся!
Слышишь, как сердечко в груди у тебя стучит? Это Бог тебе напоминает о том, что душа — для любви и доброты создана!
Вот и учись — ко всем ласковой и приветливой быть! Всем помогать учись потихоньку!
Пока маленькая ты — помощь твоя не велика, но важна очень! А как большая вырастешь — многим людям помочь тогда сможешь!
— Я всё поняла, дедушка! Мне долго плохо-плохо было, а вот теперь — хорошо! И я другим тоже буду стараться хорошо делать!
Девочка подбежала и обняла старца Зосиму.
… Много лет с той поры прошло. Но никогда не забывала девочка, что, по Воле Господа, именно для взращивания и дарения любви — дарована жизнь на Земле человеку! И через это — раскрылось и затем расширялось всё более и более её сердце духовное! И жила она, охватывая заботой-любовью всё и всех.
Вот так и беседовал с людьми старец Зосима.
Но случалось и так, что человека с замыслами недобрыми Зосима на порог кельи даже не пустит…
И оттого — тоже задумывались люди… Ведь если старец святой к себе не допустил — то и Бог, значит, отвергает того человека за жизнь его неправедную…
А сам человек такой пугался нечистоты своей — и менялся. И вновь потом приходил совета у старца спросить — теперь уже искренне: как грехи ему искупить?… И тогда — ласково принимал пришедшего старец Зосима, советы давал простые и ясные. Но, чтобы те советы исполнить, необходимо было себя преображать: не праздно жить, а с великим усердием совершать труждение — и душой, и телом. Душой — любовь в себе взращивать, гнев, ненависть, зависть, уныние устранять. А телом — трудиться, чтобы вокруг хоть немного лучше жизнь для других сделать.
Даже отчаявшимся говорил старец слово, поддерживающее и вразумляющее:
— Нет греха или порока, от которых не мог бы человек избавиться!
Ведь даже когда попадает человек в беду духовного падения — всегда готов Бог помочь оступившемуся!
А болезнь или иная беда какая в жизни — даются человеку во здравие души и тела его! Болезни и беды сии есть вразумления для не понимающих пока Замысла Божиего — в отношении нас, людей. Сие даёт возможность для очищения души!
Слаб и немощен человек в этом мире, пока не знает он Любовь Божию — Величайшую Силу, Которая может быть рядом с ним и в нём всегда!
Если б каждый человек с Любовью Христовой в сердце жил…
Однажды пришёл к старцу Зосиме человек не молодой уже, но и не старый ещё. Крепок он был телом и душой не слаб был. Да только потерялся он среди дел, удовлетворения душе не приносящих. О большом и высоком мечтал он с юности, жил — дерзновенно сражаясь за правду… Да не всегда различал он, где истина… И многие замыслы его потерпели крушение, на многих жизненных вершинах приходило к нему понимание, что не то вовсе нужно было делать… И оттого — теперь тяжело ему было. И не знал он: как жить ему дальше и для чего…
Рассказал человек тот старцу Зосиме свою историю. Похожа она была на множество других, что старцу слушать доводилось… Но и отличие было великое: ведь не о себе человек думал, а для других жить стремился, помочь другим пытался!
— Вот так и прошла жизнь почти вся… Столько всего совершить хотел, о прекрасном мечтал… А на поверку вышло, что зря всё было: ничего не смог изменить, никому по-настоящему не помог… И как дальше жить — не знаю… Научи, если сможешь…, — так закончил свою историю путник.
— Не зря всё то было! Через то, что делал ты в жизни, становился ты и мудрее, и сильнее! Так Бог вёл тебя к Себе!
И вот, готов ли ты теперь жизнь свою только Господу одному посвятить?
… И стал старец Зосима рассказывать человеку сему о назначении жизни человеческой, о Любви Величайшей Божественной…
И остался сей человек у старца. И учился у него. Учился — тишине сердечной, в которой зажигается огонь любви. Учился — слиянию со Духом Святым. Учился — труждению всякому, которое в осознанном Единстве с Богом совершается и Великим Служением Богу является…
Многим ли сумел помочь старец Зосима? — то Богу только ведомо… Но силой особой обладали его слова. И советы, что давал он, не стирались из памяти. Поворачивались люди взглядом души к Богу, а делами своими — к помощи людям. И через это — Бог в жизни тех людей участие мог принимать.
Притча о помощи Божией и о том,
как помогать людям
И был у него ученик — послушник по имени Николай. Очень хотел Николай научиться тому, что старец умел: Волю Бога всегда понимать, людям помогать, от болезней излечивать, слова нужные, к осознанию проблем души приводящие, говорить.
Николай часто бывал у старца, когда тот принимал посетителей. Николай старался увидеть и понять, как позволяет Бог старцу Зосиме чудесным образом затрагивать такие глубины душ человеческих, что слова его — целительными становятся, а наложением рук снимает он боль, возвращает зрение, другие многие болезни бесследно уходят по Воле Божией, через старца являемой…
Николай однажды спросил:
— Отчего не могу я творить исцеления, подобно тебе, подобно Иисусу и Апостолам Его? Я хотел бы, как ты, людям помогать, исцелять. А у меня это не выходит…
Зосима помолчал немного, потом заговорил:
— Не сразу то приходит.
Вот Иисуса тебе дано было видеть зрением души. Голос Божий слышать уже иногда можешь. А ты ропщешь…
— Слышать Бога научиться — это ведь так просто! А вот исцелять, как ты…
— Сейчас в тебе гордыня говорит, что не получается у тебя чудесное творить. А ты не поленись Божий Промысел учиться узнавать во всём! Бывает ведь, что Дело Божие можно исполнить всего лишь руками своими или же словами простыми явить! Чудо добра — и обычным трудом сделать можно, если любовь сердечная тому силу даёт. Ведь покуда руки наши для Бога работают — они с Руками Божественными соединяются!
— Я всё это понимаю, учусь тому. Но, всё же, ты вот руки наложил — и здоров человек…
— А ты не печалься! Ты пока трудись — чтобы в беседе с каждым страждущим слова находить нужные и боль душевную унять, надежду дать, смысл жизни человеку объяснить! А словами да теплом душевным — и без чудес видимых великое исцеление души совершено может быть! От этого — блáга, может, и больше будет, чем от исцелений чудесных!
— А исцелять ты, всё же, научишь меня?
— Непременно учить буду! Вот хоть теперь начнём.
Есть Тишина Великая! Божественные Мудрость и Сила — в ней обретаются. В любви сердечной — ты научился уже входить в Тишину эту! Здесь ведомо, ясно душе: Бог всё время живёт рядом с нами. Бог со всех сторон нас обнимает! Бог — Он везде есть… И влево, и вправо, и вперёд, и назад, и вверх, и вниз — сколь бы далеко ни устремились бы мы — везде Он!
В каждой травиночке, в деревце каждом, в птахе любой, в цветочке или животине какой — Силой Божией жизнь поддерживается! Рядом с каждой душой Любовь Божия пребывает, во всём Себя являет. Только смотреть со вниманием нужно!
Всё питают и омывают Его Нега и Ласка!
Его Свет Животворящий — всё пронизывает! Как воздух, которым все существа живущие дышат, есть и снаружи и внутри существа каждого — и большого, и самого малейшего — и каждое живёт оттого, что дышит, — так и Божий Свет, Который сердцу духовному видим: Он — и внутри, и снаружи всего! Всё существует и наполняется жизнью именно от Него, от Его Любви и Всемогущества! И если научишься ты любить Бога всем сердцем, всею душою — то и в каждом существе дыхание Света Божиего научишься ощущать, Волю Божию в каждом проявлении видеть и понимать! И через это — великий Покой придёт: Покой, в котором Любовь Божия Владычествует Безраздельно!
Вот — внутри и снаружи сердца твоего духовного, как внутри сей кельи и вовне её, — есть Бог Вездесущий, Всемогущий, Любящий! Как только можешь, Величие и Безграничность Бога, сотворившего всё, — представь. И затем выйди, распахнув изнутри пространство сердца духовного! Выйди — как из кельи тесной — в Свет Божий, Который везде есть!
Знай, что Свет сей — и есть Дух Святой, великий Делатель Воли Божией! В этом Свете — Руки Божии, Любовью наполненные! Они тогда возникают в сем Свете, когда есть работа для Них. Словно из ниоткуда возникают Нежные Руки, Которые всё сотворить могут. И тела от болезней могут Они исцелять, направляя Поток Силы Божией живительной — в тела сии.
Если ты — с любовью, забыв о себе — творишь добро, то Бог действует через тебя! И вскоре то, что казалось невозможным — осуществляется! Безграничная Сила Бога стоúт за делами человека, который добрό сотворяет в согласии с Богом! И когда поймёт человек, что не один он трудится, но Бог в нём работу осуществляет, — начнутся чудеса!
… Николай учился — раз за разом — входить в слияние с Духом Святым, учился ощущать Божественные Руки, учился видеть, как Божия Сила может входить в тело человека для исцеления…
Однажды в келью к старцу Зосиме пришёл монах один из их монастыря…
Он был бледен, и держался обеими руками за живот…
— Старче, исцели, помоги, животом маюсь, сил моих больше нет… — жалобно простонал он.
— К доктору Фёдору в больницу ступай, он поможет… — почти не глядя на вошедшего, промолвил старец Зосима.
— Отчего ты всех пришлых излечиваешь, а мне, своему, — помочь не хочешь? — в обиде произнёс монах.
— Оттого, что ты, монах, обеты пред Богом давал, а не соблюдаешь! Мясо вкушал, вино пил — вот теперь и боль заслуженно пожинаешь! — мягким голосом, но сурово произнёс Зосима.
— Я же исповедал сей грех, наш настоятель его отпустил…
— Сказал тебе: в больницу ступай! Там вылечат! А заодно Бога проси помочь увидеть, в чём не покаялся, в чём не прав. Да поможет тебе Бог понять: что есть чистота жизни монашеской, а что есть грехи, совершаемые по хотениям собственным…
Монах застонал ещё пуще от боли, надеясь вызвать в старце жалость и сочувствие. И боль у него — точно усилилась.
Он, с трудом переводя дыхание, опустился на скамью.
Николай, присутствовавший при всём происходящем, попросил старца:
— Можно, я ему помочь попробую? Я ведь исцелять очень хочу научиться!
— Помоги: проводи до больницы!
— Делай, как знаешь…, — промолвил старец и вышел из кельи в монастырский сад, который сразу от дверей кельи начинался.
Николай старался делать всё, как ему старец Зосима объяснял. Он видел и Свет Духа Святого, и Рук Божественных множество видел, Которые в том Свете пребывают. Но только — словно не слушались Те Руки, словно не хотел Тот Свет исцеление больному принести…
Николай приписывал все те трудности своему неумению и всё сильнее старался облегчить боль монаха.
И, наконец, у него, вроде бы, получилось.
Удивлению монаха не было предела:
— Ну и дела! Так и ты — теперь умеешь! Боль — как рукой сняло! Старец не смог исцелить, а ты — смог! Видно, стареет Зосима! Ишь ты! Выучился ведь чудеса творить!
— Бога благодари… — тихо произнёс измученный усталостью Николай.
Монах истово перекрестился и вышел…
— У меня получилось! — радостно приветствовал входящего Зосиму Николай.
— Не уверен…, — тихо промолвил Зосима.
— Думаешь, вернётся к нему болезнь?
Утром Николай проснулся от боли. С ним начало твориться всё то, что было со вчерашним больным монахом.
Первым его порывом было пойти к старцу за советом и помощью.
Но от этой ли мысли или от попытки пошевелить наполненным страданием телом — боль ещё усилилась.
Николай обратился с вопросом к Богу. Пришло понимание, что не во благо исцелил он вчера больного, что столь лёгкое выздоровление тела — повредило душе: не прошла душа те уроки о чистоте жизни монашеской, которые Бог преподнести хотел, не понято, не осознано было то дурное, что могло бы быть исправлено.
Николай стал просить прощения за совершённую ошибку. Стал также думать, как с тем монахом поговорить, чтобы он понял.
Боль стала отступать. Словно океан Света Духа Святого со всех сторон обнял Нежностью и Благостью! Крошечным и ничтожным в этом океане было тело, которое уже почти не ощущало боли! Николай попробовал очистить и наполнить этим Светом своё тело, но сил у него на это совсем уже не было…
В это время к нему вошёл старец Зосима:
— Потерпи, сейчас пройдёт всё!
Старец сел рядом и ласково погладил Николая по голове, словно мама, утешающая маленького провинившегося мальчика, который её совета не послушал.
— Да, прошло уже! — улыбнулся Николай, ощущая, как последние остатки боли покидали тело. Он блаженно улыбался, ощущая, что, в самом ведь деле, похож на набедокурившего мальчика: намекал же старец, что не надо было то делать, но ему так хотелось! Целителем ведь захотел себя ощутить!…
Словно отвечая на его мысли, старец произнёс:
— Не всё нам позволено совершать, что хотелось бы. Иногда Бог людей через боль учит: когда иначе они понять не могут. И нельзя прежде Божиего Изволения эту боль убирать!
— А меня зачем же ты исцелил теперь?
— То — не я, то — Бог! Ты же всё понял — вот Бог и помог!
Я тоже в своё время немало боли претерпел, прежде чем понял, как Бога во всём следует слушаться. И даже за боль — человек Бога благодарить может: за понимание, которое через ту боль получает!
Хорошо бы прежде, чем человеку помочь, — увидеть, понять: что для сей души — благо, а что — вред!
Но лучше, всё же, стараться помочь, чем убояться помощь оказать из страха «как бы чего не вышло». Без этого — никогда помощи мудрой не научишься!
Ты теперь Великому Покою Божиему учиться должен! Тогда всё реже ошибаться будешь! С помощью твоей скороспелой, поперёк Воли Бога идущей, спешить не станешь!
Только тогда Бог через тебя Волю Свою являть сможет, когда твоя воля с Божией Волей соединяются — и лишь одна Его Воля остаётся!
Притча о тайне «умной молитвы»
и стяжании внутренней тишины
«Есть высшая молитва совершенных — … когда неизглаголанными воздыханиями духа приближаются они к Богу, Который видит расположение сердца отверстое».
(Из Аскетических наставлений Нила Синайского)
«Существует состояние, которое заключается в созерцании единого Бога и в пламенной любви к Нему, где ум, объятый и проникнутый сей любовью, беседует с Богом ближайшим образом».
(Из Обозрения духовной брани Иоанна Кассиана)
Было то в монастыре небольшом, в котором жил старец по имени Зосима. Удивительные чудеса сопровождали его служение Богу! Многие люди искали у него советов, помощи, исцеления от недугов души и тела.
Но не многие искали у него знания о постижении Любви Христовой… И не стремились они научиться тому, что старец для людей и для Бога мог совершать. Потому так было, что невозможным — для себя — считали они подвиг его монашеской жизни.
Но один человек по имени Николай остался со старцем, чтобы учиться у него общению с Богом и познанию Его.
Однажды Николай шёл к старцу Зосиме и встретил служителя монастыря, который повторял непрерывно молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного!»
Поравнявшись с Николаем этот человек посмотрел на нового послушника с неодобрением и осуждением:
— Опять к старцу идёшь, прости, Господи!? Из безбожника сразу святым стать норовишь?!
— Да, иду, звал к себе Зосима, — спокойно ответил Николай.
Он уже привык к тому, что недолюбливали его некоторые обитатели монастыря за то внимание, которое уделял ему старец Зосима. И хоть и было получено разрешение от настоятеля монастыря, что именно старец будет готовить Николая к принятию монашества, но новый послушник у многих вызывал неодобрение, причиной которому была зависть.
Николай вошёл в келью старца. Зосима, как всегда, заранее знал о его приходе. Николай всегда поражался тому, каким непостижимым образом ведает старец: кто к нему идёт, о чём думает человек, какие проблемы его заботят.
Старец сидел в глубоком покое и ласково смотрел на вошедшего. В келье было особое состояние, которое Николай для себя называл Присутствием Божиим. Словно даже воздух был наполнен прозрачной и нежной тишиной!
Некоторое время оба молчали, сидя вблизи друг от друга.
Потом Николай спросил:
— Отчего так много сил полагают монахи на произнесение Иисусовой молитвы? Слышал я и читал когда-то об этой молитве — или как её ещё называют «умной молитве». Расскажи ты мне про это. Отчего не помогает она теперь? Или вправду затерян в веках её секрет?
— Отчего же не помогает? — Помогает!
— А я вот сейчас человека встретил, который ту молитву твердит…
— А Любовь Христова от него не исходит, да?
— Стало быть, не помогает молитва тому, кто секрета её не ведает?
— Да вот только нет никакого секрета-то!
Никогда не скрывалось от людей, что главное, чтобы начать духовное преображение, — это любовь надобно сердечную познать! Иисус про это ясно учил — что Бог есть ЛЮБОВЬ!
Были великие труженики на этом пути, которые заветы Иисуса на деле осуществить стремились.
Искали они способ погружения в тишину сердца духовного, которая по-гречески называется исихия .* Это — тишина, в которой Голос Бога становится ясно различим.
Ещё искали они обретения той чистоты душевной, когда явен взору сердечному Свет Духа Святого!
И избирали они образ жизни монашеский, в котором всё — для Бога и ничего — для себя!
Искали они способы, как не попускать мысли греховные, как блюсти душу в чистоте кристальной, как жить в непрерывном осязании Господа.
И многие из них произносили призыв молитвенный: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного!» И повторяли они сии слова непрерывно, в каждую минуту жизни своей, — чтобы ум от Господа не уклонялся, чтобы со смирением душа склоняла голову пред Величием и Мудростью Бога. И бывало, что от такого труждения души, наступало погружение ума в сердце — сердце духовное.
Ещё призывали они Иисуса войти в сердца их. Ибо не просто веровали они в Воскресение Иисуса Христа, а Его Самого — Живого и ныне — ощущать всегда пытались! Стремились они говорить научиться с Иисусом — так же, как Апостол Павел. Чтобы у Иисуса у Самого — советы спрашивать!
А чтобы это могло произойти, нужно обрести любовь сердечную и обратить её к Господу.
Многие этого хотели, да не у всех это получалось…
Только понимания и желания — для этого — мало…
«Сердце чисто созижди во мне, Боже…» — так молятся многие. Но кто же за человека — сердце его очистит? Кто его заставит поступать по заветам Божиим? Сам ведь он должен трудиться над очищением и преображением души!
Хотя то, может быть, есть самое главное дело в жизни его!
О том, что создал Бог человека по образу и подобию Божию,* — слышал слова такие? Стало быть, прекрасным создал Бог человека. А отчего же не так — в жизни? Может, сами люди виноваты в том, что перепачканы души?
Где же под множеством одежд-оболочек обитает в человеке сокровенное Божественное Начало?
Как Образ Божий может быть явлен в теле человека?
Или — где же скрыт сей Образ?
В чём подобие наше — Богу?
Что познали постигшие Славу, Силу и Любовь Христовы подвижники-исихасты, когда говорили об обожествлении даже плоти телесной?
Есть такая возможность, когда дух человеческий соединяется с Духом Божиим — и берёт власть над плотью. И подчиняются тогда немощи телесные и немощи душевные такой воле человека, которая всегда в согласии с Божией Волей!
Как же научиться всему этому?
Для начала нужно от нечистоты душу избавить.
Покаянием, смирением и прощением очищается душа.
Не за один раз пороки из души уходят. Покаяние есть великий труд по осознанию своего несовершенства и исправлению: и мыслей неправильных, и дел грешных, и эмоций несовершенных.
Постепенно приучает себя монах к жизни в непрерывном предстоянии перед Богом. Не на словах, а на деле не грешить он старается в каждый день жизни своей!
И тогда — словно между прошлым и будущим замирает пред Богом душа очищенная и будто бы говорит: «Всё, что есть во мне хорошего, то — для Тебя, Господи! Всё же, что было прежде дурного, — пусть сокрушено будет! Не попущу больше греха — ради Тебя, Господи!»
Вот такое труждение — и нужно Богу! И тогда — словно смывается прошлое твоё!
И если позади в жизни чистота — то и впереди чистота!
И вот, в этом-то удивительном моменте предстояния пред Богом — и раскрывается тишина великая: нежная, прозрачная, бескрайняя!
Но ощутить её можно — только внутри сердца распахнутого духовного!
То и ты можешь теперь начать учиться познавать. Вот тебе простое задание для начала:
Слышишь, как колокол звонит? Он словно призывает людей о Боге вспомнить…
Звуки его заполняют простор — на многие километры! Они — ширятся, ширятся… И вдали — когда уже не слышен звук — словно продолжает шириться тишина, после него возникшая…
Вот, представь, что и ты — как колокол: тоже полый внутри и огромный. И — колокол начинает раскачиваться… Звука нет, есть только беззвучный призыв, обращённый к Богу Вездесущему! И тишина тогда — словно бы звенит!…
Слушай эту тишину! В ней — можно ощутить Бога!
… Осязаемая тишина заполняла не только пространство вокруг их тел. Но эта тишина словно затопила всю келью… Она также ширилась в просторе над маленьким городком, расположившемся на берегу широкой реки… Она ширилась и обнимала всех тех, кто устремлялись своей любовью ко Христу! Она также обнимала и всех тех, кто ещё не познали эту любовь…
Нежно, словно воздух, которым дышат все существа, заполняла эта тишина всё вокруг. И всё существующее содержало её внутри себя…
— Это — чудо дивное!… Словно остановились все мысли!… И есть только эта тишина! — произнёс потрясённый Николай.
— Да, ты сейчас почувствовал тишину сердечную. Это — как первый шаг. Затем тишину эту можно наполнить любовью к Богу.
Видишь свечу? Пламя — тёплое, нежное, светлое. Ввысь поднимается язычок огня. И если нет движения воздуха вокруг — то словно недвижимо в своём горении сие пламя.
Пусть в груди у тебя подобное пламя любви к Богу затеплится — и свет его пусть ширится!
А потом — озари им все закоулки внутри тела, чтобы выгнать из него всё тёмное, тяжёлое, мрачное. Вся тьма — словно выгорит!
Погрузи и ум свой в тот свет.
Руки пусть тоже светом наполнятся! Сквозь ладони пусть свет проливается — как у Апостолов, когда наложением рук исцеляли они хвори людские!
Всё туловище и ноги даже — пусть заполнит сей свет. Словно сосуд прозрачный водой наполняется — так тело пусть залито будет им!
Многожды так повторять нужно! Трудиться надо над преображением и души, и тела! И тогда — через время некоторое — сможет тело стать сосудом для Духа Святого, источником Света Божиего! Словно пламя свечи излучает свет — так и человек такой огонь любви ровный и мягкий вокруг тела своего носить может!
А потом… Да, может тело человеческое стать носителем Образа Божия — Христа внутреннего!
Вот так и учись тишину души стяжать, любовь к Богу в себе возжигать!
Как почувствуешь тепло и свет в сердце духовном расширенном и очищенном — зови Господа Иисуса в сердце! И познаешь тогда, что Бог есть Бог Живой!
В этот момент в келью старца Зосимы вошёл тот служитель, которого Николай встретил по пути.
Он поклонился старцу.
— Здравствуй, Родион! — приветствовал Зосима.
— Грешен я в осуждении ближнего. Помоги! Скажи: как замолить сей грех? — не глядя в сторону Николая, промолвил Родион.
— Да вот он — тот ближний перед тобой! Попроси прощения — да в другой раз не мысли дурно. Только и всего!
Но оказалось это — очень не просто. Несколько минут прошли в молчании глубоком, прежде, чем Родион, обращаясь к Николаю, промолвил:
И так легко стало на душе и у Николая, не державшего обиды, и у человека того…
— Вот, ощущаете теперь Радость Божию? — спросил, улыбаясь, старец.
Николай молча кивнул.
А из глаз служителя Родиона полились слёзы…
— Как же мне теперь молиться? Как жить? Что делать? — прошептал он.
Старец Зосима немного помолчал, потом начал рассказ:
— Однажды, в пост Рождественский, пришла ко мне женщина с ребёнком. О чём она просила — уже и не помню. А вот то, о чём её сынок спросил, — то на всю жизнь запомнил. Говорит он:
— Вот Рождество: день рождения у Иисуса скоро! Я подарок Ему хочу подарить. А то люди друг другу подарки на Рождество дарят, а Иисусу не дарят… Скажи: что Ему подарить лучше? Ты Его спроси о том… А то вдруг у Него есть мечта какая, а я её не узнаю?
— А ты сам-то думал, что Иисус бы от тебя в подарок хотел?
— Думал я… Я долго думал, чтό Ему будет приятно, но ведь у Него на Небесах, наверное, есть всё. Что Сам Он пожелает — то тотчас Ему явится! Вот от этого и трудность моя, и вопрос мой…
Я тогда ему так сказал:
— Учит Иисус людей — любить Бога: Отца и Творца всего сущего! И ещё учит Иисус любить ближних наших. Говорил Он, когда проповедовал, что то добро, которое человек другому человеку сделает, — он для самого Иисуса то сделает. Вот это и есть тот подарок, который Господь Сам Себе сделать никак не может! Только человек, совершая добро, такие дары Богу приносит!
И не только один день в году так поступать могут люди. Но, если они каждый день так живут, — то это для Бога радость великая!
Вот и ты, Родион, можешь так жить стараться!
А когда любишь ближнего своего, то любое слово твоё доброе — чудотворным стать может!
Родион вышел тогда из кельи счастливый: может быть, впервые в жизни на несколько мгновений ощутил он то, что называют словом любовь …
— Отчего ты не научил его тому, чему меня сейчас учишь?
— Много раз пробовал я всех тому учить… — промолвил старец Зосима. — Но пока душа человека — как изба неубранная, хламом лишним наполненная, грязью мыслей и дел неправедных набита, пока человек не видит этого, не понимает и не хочет себя для Бога преображать — невозможно ему помочь! Очень медленно приходит понимание к таким людям…
Вот, сделал Родион малый шажок к свету и любви… А завтра, возможно, забудет о том…
И выходит так, что не очень просто это — Бога научиться любить!
А вот у тебя — это должно получиться…
Николай вновь вспомнил испытанное им удивительное чудо внутренней тишины и теплоты в сердце.
Он попробовал позвать Иисуса.
И — ему показалось, что нарастающее состояние любви — уже более не вмещается у него в груди!…
Николай изо всех сил старался не терять то дивное состояние Присутствия Бога, которое он ощутил…
И тут — он увидел Иисуса!
Всё иное в этот момент словно перестало существовать…
Келью наполнял мягкий, прозрачный, чуть золотистый Свет. И в этом сиянии — стоял Иисус. Живой Иисус! А не образ с какой-нибудь иконы!
Взгляд ласковых глаз Иисуса проникал в самую глубину души! Его слегка вьющиеся волосы, ниспадающие на плечи, чуть заметно колыхались в едва уловимых движениях Света, словно от лёгкого ветерка.
Иисус подошёл к Николаю и коснулся его Своей Рукой. Тело Иисуса не было материальным, оно состояло из Света и проникало сквозь всё материальное. Но Его прикосновения были вполне ощутимы!
— Ты хотел видеть Меня! Ты хотел знать, что Я — реален! Вот, Я — перед тобой: Я, познавший Бога-Отца, Я, воскресший в Свете и Истине, — могу быть здесь и говорить с тобой!
Ты можешь учиться делать на Земле Моё Дело! Ты можешь помогать людям понимать Законы Божественной Силы, Которая управляет жизнями всех существ!
Ты можешь помогать людям — в реальности! — жить по Моим заповедям любви, а не просто следовать неким принятым правилам и обрядам! Для того, чтобы этому научиться, тебе предстоит немалый труд! Благословляю тебя на это!
… Когда Иисус закончил говорить, Его облик стал расти более и более, охватывая прозрачным Светом пространство… Как тишина прежде заполняла, казалось бы, весь мир, — так теперь наполняло всё вокруг — Присутствие Иисуса! Его огромные нежные Руки словно держали поверхность Земли, на которой живёт множество людей… Это были и те люди, которые любят Бога, и те, кто забыли о Его существовании… А затем Иисус стал ещё больше, больше… Пространство заполнилось Его словами:
— Сии — дети Мои! Люби их, как Я!
— … Я Иисуса видел и слышал… — прошептал Николай.
— Вот теперь — по Его словам и живи! — подтвердил реальность происшедшего старец Зосима.
Похожая притча
Похожая притча
В этом сборнике собраны автобиографические притчи одного из Божественных Учителей, известного также под именем Нгомо*. В них рассказано о том лучшем, что имело место в среде российского христианского монастырского монашества.
Собранные в сборнике материалы можно рассматривать в качестве одного из учебников духовной жизни — для всех, кто стремятся стать лучше пред Лицом Бога.
Читайте также: