Притча про слона и слепых мудрецов

Обновлено: 14.11.2024

Основано на притче о трёх слепых мудрецах и слоне, краткое изложение которой представлено ниже и, намеренно изменено автором этих строк, для ввода читателя в сюжетную линию.

Трёх слепых мудрецов подвели к слону, и сказали им чтобы каждый до него дотронулся и дал ответ на вопрос: что такое слон? Первый дотронулся до хобота, второй до бока, третий до хвоста. После их спросили:
— Что есть слон?
Мудрец, который стоял у хобота:
— Слон, это живая змея.
Второй, который около бока:
— Это колонна.
Который у хвоста:
— Верёвка.

Столпотворение людей, ни конца ни края. Весь мир ослеп, и потянулись к Слону, наощупь, но тянуться. Ползают, а кто-то из них в безумном отчаянии бежит и так как не видя ничего, врезаются в спины других слепцов. О, да, это мир, в котором все учителя, ибо каждый таковым себя и считает. Учитель учит учителя, и грызется с ним, когда его учения, его мнение, не берут на веру. Много таких собралось здесь, что и не продохнуть, душно в телесной вони. Говорят, где-то там за горами прилипших друг к другу громадного количества потных тел, что аморфными пузырями булькающей массы, ползком приближаются к Слону - есть Они: три мудреца, которые истинно знают что такое Слон, ибо они к Нему, воистину прикоснулись, и мало того, они стоят с Ним рядом! А цепью от них, жутким переплетением, один за ногу держит одного, за ногу второго кто-то другой, с ног которого и другие, все помогают росту этой запутанной цепи. И каждый из них передаёт ощущение предыдущего, но при это добавляет и своё. Так тысяча первый, держа за пятку тясячного, учит всех, что слон - это грязный камень. и много кто что говорит, зачем их слушать? Одно у них внутри, кичливое убеждение своей правоты, кое в себе держат и напоказ выставляют редко: я тот, кто дотронулся до того, который держит Слона. Хотя тот, который перед ним, лишь тысячный, и говорит тысячный, что именно он Слона и держит. Если бы каждый из них, в том или ином вопросе, делал предельно обьективный вывод и делился с остальными, то в том или ином вопросе, они предельно бы приблизись к правде, но им этого не нужно, ибо хорошо им с позиции существования, и это их устраивает, и плевать им на то, что плохо с позиции души, они считают что они и есть душа, но. разве Она в них сияет? В этом царстве душа не более чем слово и инструмент для достижения низменных целей. И всё кричат, мол, у Слона, и что виденье их ощущений, их мировозрение, истинны. Но что о них говорить, когда и у самого Слона, рядом с тремя мудрецами. и здесь. понабежали! За всё схватили! Чуть ли не рвут! И что только эти слепцы ни кричат! Один кричит:
- Слон, это колбаса!
. УЖАС.
А многие и десятитысячного не тронули, не могут и тех найти, бродят без ориентира - в этом гаме им трудно Его найти, - и натыкаясь друг на друга, вопят:
- Слон, это Хаос.
Но.
В прах обратилось тленное; улеглось, развеялось, стало тихо; и вместе с лёгким, знойным ветром, на пустынной земле остались только Слон и три слепых мудреца.
И настал момент - мудрецы прозрели!
Первый отошёл от хобота, второй от бока, третий от хвоста. Посмеялся каждый над своей истиной, а потом и вместе над общей ситуацией смеялись до слёз.
Затем отошли немного от Слона, встали в ряд, и каждый, сохраняя глубокое молчание, стали на Него смотреть.
Стоят, слушают своё дыхание и ветер, и смотрят на Слона.
Опустили свои веки, и каждый погрузился в глубокое безмолвие.
Появились вскоре звуки ума, и стали они шум создавать в их головах. И одновременно: первый, который слева от остальных, стал прислушиваться к тому, что же происходит вокруг; второй мудрец просто открыл глаза; а третий вздохнул так, что его вздох услышал он сам и услышали остальные. Затем вдохнули в грудь они воздух, и произнесли на одном выдохе:
- Диво.
И одновременно вопросили вслух:
- По какой причине Он стоял, когда мы стояли у него и многие кружились вокруг Него? И сейчас, когда нету всех, Он стоит на месте, не идёт. Воистину, уму непостижимо.
Все замолчали и, после недолгой паузы, третий произнёс:
- Истина есть то, что имеет постоянство, значит и Слону суждено стоять.
Первый, услышал его слова и, слегка повернув голову влево, молвил:
- Во правду, дивен Слон, и горизонт дороги, по которой Он пришёл сюда, и по которой Он шёл вперёд, и горизонт, что в конце дороги той, виден мне, и небо, что над Ним мне видно. (Хобот)
Второй же говорит, перед этим глянув себе под ноги:
- Слон дивен, что во правду, и земля на которой Он стоит, и небо дивное; и больше вижу землю я, и Его, и вижу небо, что над Ним. (Бок)
Третий, глянув вправо:
- Дивен Слон, и горизонт дороги, по которой Он пришёл когда-то и ныне здесь стоит; и горизонт мне виден тот, как и небо видно. (Хвост)
Первый:
- Что за путь Его, какой же он? Ведь край Его дороги, по которой он шёл когда-то, виден мне.
Второй:
- Причину бы узнать, из-за чего стоит Он на земле, что ныне непригодна и бросается в глаза мои, её покров мне виден.
Третий:
- На что земля и цель пути Его? И нам ли познавать? Узнать бы Мир, из которого Он вышел, ибо той дороги я вижу даль.
Первый:
- Значит всё же я к Нему был близок, ведь Его узрел я и вижу путь Его, и по нему Он шёл вперёд, и по центру глаз моих Его я вижу хобот.
Второй:
- Возможно, близок, был, но всё же, к дыханию Его я приближен был. Не оно ли движет, потоки Свыше пропуская, и по центру глаз моих, его я вижу бок.
Третий:
- Неужели вы близки, а где же опыт, что в следах своих Он оставлял, меняя миг на новое движение? Ведь я у ног Его стоял, и ощущал их мощь, и на их следах стоял, в коих эхо всех эпох прошедших в мироздании; у ног, шаги которых изменяли все пространства, ещё до нас, когда Он ходил, ведь предстал пред всеми Он стоячим. И больше, не говорите ничего, Вы не были близки к дороге, по которой Он уже ходил, ведь ты (обращается к первому) стоишь от нас всех слева, справа я стою.
Ты слева видишь путь, а справа же его (о втором) и о левой стороне ты знаешь, и сердце слева тоже бьётся, а ты (обращается ко второму) в середине нас стоишь, и бок Слона, в котором сердце, видишь пред собой, и значит к левой стороне привязан ты, и к области Его, что близка к ней сквозь ипостаси, но и к правой, о чём не спорю, но с боков своих ты видишь только нас. Я же справа, и слева вижу вас, но справа виден опыт, и виден путь, за которым сам Исток; а о правой стороне, о духе Свыше, уж нам не нужно много слов, и в доказательство устам моим - по центру глаз своих, его я вижу хвост.
В ответ никто не говорил, первый только слушал что вокруг, при этом размышляя о своём, и смотрел то на горизонт, что слева от него, то на Слона; второй не слушал и не говорил, а размышляя о своём, смотрел то на землю и Слона, то на Слона и небо, что над Ним; третий же, периодически громко вздыхал, при этом размышляя о своём и глядя то на горизонт, что справа от него, то на Слона.
Неожиданно, что-то вдруг увидев, второй вскинул руку пред собой, вытянув указательный палец, и взор каждого вмиг устремился в указанную точку - внезапно на Слона кто-то взобрался и, тут же двинувшись с места, Слон повёз его вперёд, и под каждым Его шагом, на пустынной земле стали появляться зелёная трава и цветы.
Трое хором вскричали:
- А это кто?! - и храня полное молчание, проводили их глазами, а после стали так же стоять на обочине - теперь уже пустой - дороги и, дальше смотреть вперёд в направлении, в котором смотрели до этого; и взирая на пустынную землю, далекий горизонт и небо, все трое впали в глубокое безмолвие, лишь с помощью ветра слушая своё дыхание.

Похожая притча

Слепые мужчины и слон
Индуистская басня

Было шесть человек из Индостана
К изучению очень склонны,
Кто пошёл, чтобы увидеть слона
(Хотя все они были слепы),
Что каждый наблюдением
Мог бы удовлетворить ум.

II.

Первый подошел к слону,
И случайно упасть
Против его широкого и крепкого бока,
Тотчас же начал реветь:
– Благослови меня Бог! – но слон же .
Это очень похоже на стену!"

Во-вторых, ощущение бивня,
Крикнул: "Хо! – что у нас тут есть
Такой круглый, гладкий и острый?
Для меня это очень ясно,
Это чудо слона
Очень похоже на копье!"

Третий приблизился к животному,
И случайно взять
Извивающийся ствол в его руках,
Так смело и говорит:
– Я вижу, – сказал он, – слона.
Это очень похоже на змею!"

Четвертый нетерпеливо протянул руку
И ощупал колено.
– На что больше всего похож этот удивительный зверь,
Это очень просто", – сказал он;
– Это достаточно ясно, слон
Очень похоже на дерево!"

Пятый, случайно дотронувшийся до уха,
Сказал: " Даже самый слепой,
Могу сказать, на что это больше всего похоже;
Отрицать тот факт кто может,
Это чудо слона
Это очень похоже на веер!"

Шестой не успел начаться
О звере, которого нужно нащупать,
Чем, ухватившись за качающийся хвост
Это входило в сферу его интересов,
– Я вижу, – сказал он, – слона.
Это очень похоже на веревку!"

И вот эти люди из Индостана
Спорили громко и долго,
Каждый по своему мнению,
Превосходящий жестокость и силу,
Хотя каждый был отчасти прав,
И все были неправы!

Итак, часто в богословских войнах
Спорщики, никто не одержал победу,
Продолжайте ругаться в полном неведении
О том, что значат друг для друга,
И болтать про слона
Ни один из них не видел.

Джон Годфри Сакс (1872 г.)

Ученый спор

Слепцы, числом их было пять,
В Бомбей явились изучать
Индийского слона.
Исследовав слоновий бок,
Один сказал, что слон высок
И прочен, как стена.

Другой по хоботу слона
Провел рукой своей
И заявил, что слон – одна
Из безопасных змей.

Ощупал третий два клыка,
И утверждает он:
– На два отточенных штыка
Похож индийский слон!

Слепец четвертый, почесав
Колено у слона,
Установил, что слон шершав,
Как старая сосна.

А пятый, подойдя к слону
Со стороны хвоста,
Определил, что слон в длину
Не больше, чем глиста.

Возникли распри у слепцов
И длились целый год.
Потом слепцы в конце концов
Пустили руки в ход.

А так как пятый был силен,
Он всем зажал уста.
И состоит отныне слон
Из одного хвоста!

Самуил Яковлевич Маршак (1940 г.)

Итак, вы узнали известную всем притчу о «мудрецах и слоне». Однако в таких вариантах многие из вас притчу видят впервые. Во второй половине 19 века её поведал некий «американский» поэт Джон Годфри Сакс.

А С.Я. Маршак рассказал её нашей стране. Мы же, опираясь на первоисточник от «господина» Сакса, решили провести небольшой анализ этой притчи-аллегории по Ясне.

Главный герой притчи – слон. Его щупают шесть слепых мудрецов. Почему они слепы? И что они нам показывают? Давайте разбираться.

В шахматах есть фигура слон. Она изображает туру – башню-крепость. Башня-крепость располагается на самом высоком месте. В Ясне это место находится в девятой полочке. Здесь же находятся крепины – соединения веток. Поэтому первый мудрец называет слона стеной. Слон – крепостная стена.

Второй мудрец называет слоновий бивень копьём . Бивень бьёт. Копьё бьёт. Бой – война. Война стоит в третьей полке.

Третий мудрец называет хобот слона змеёй . Змея принадлежит одиннадцатой полке.

Четвёртый мудрец называет ногу слона деревом . Дерево принадлежит десятой полке. Стены крепости деревянные и прочные.

Пятый мудрец называет ухо слона веером . Боевой веер – оружие. Оружие принадлежит первой полке. Здесь находятся понятия оружие и оранжевый цвет, слова одного извода.

Слово « веер », в английском прочтении – « вeer », означает пиво . Пиво – напиток из ржи, ячменя, овса. Всё это так же принадлежит первой полке Ясны. Пиво и пить – слова одного извода.

Шестой мудрец назвал хвост слона верёвкой . Верёвка имеет отношение к реке и дороге . Верёвка вьётся. Река вьётся. Дорога вьётся. Это вторая полка Ясны.

Сам же слон принадлежит основанию и расположился в нулевой полке. Он есть основание всего вышеперечисленного. Он есть сама крепость – боевой слон.

Все эти полки принадлежат тёмным временам Ясны. Поэтому все шесть мудрецов слепы. Все они имеют отношение к слону – крепости. Тьма разгулялась вокруг. Стоит крепость, раскинув свои деревянные стены. Скрепляют те стены шесть башен – детинцев. То шесть мудрецов смотрят темнотой слепых бойниц. Со стен стрельцы-лучники стреляют стрелами-змеями. А под стенами дружины выстроились боевым веером , на штурм идут. В одной руке копья, в другой – верёвки для штурма стен.

Так, сложив тёмные времена Ясны, мы узнали, на что похож слон и что нам хотели показать мудрецы.

В итоге всего вышесказанного возникает интерес к персоне автора. Кто же такой Джон Годфри Сакс (John Godfrey Saxе)? Давайте разбираться.

Имя Джон есть имя Иоанн или Иван.

Отчество Годфри. Первая его часть содержит слово «Год» – «Godfrey». Вторая его часть имеет слово «фрей» – «frey».

Фрейер – Фрей ( Freyr др. сканд. ) – Ингви (господин), в германо – скандинавской мифологии бог плодородия и лета, проживающий в Асгарде (граде Русов).

Буквально его отчество будет значить «Год-лето». Год и Лето – это полный цикл Ясны . Слово «год» стоит впереди по той причине, что цикл Ясны начинается с года, с тёмного времени.

огда имя автора будет звучать как Иван Год-лето Сакс. Другой вариант – Иван Ясный Сакс. И ещё один вариант – Иван Плодородный Сакс.

Отчество Годфрей можно прочитать как Год Плодородный. И это так. Год (тёмный полуцикл Ясны) плодородие закладывает. В этом значении можно сказать – Год Лето готовит и зачинает . Лето, это светлый полуцикл Ясны. Год Лето зачинает, а Лето Год родит. Мы все помним про праздники урожая, «Каков урожай, таков и год». Всем известная пословица: «Готовь летом сани, а зимой телегу». В «ясном» варианте она зазвучит немного иначе: « Год готовит телегу, а Лето сани родит ».

Теперь о фамилии – Сакс. Саксы, Саксоны (нем. Sachsen , лат. Saxones, англ. Saxon ) – это древнегерманские племена. Прибавим сюда германо – скандинавского бога лета – Фрея, проживающего в городе Асгард. Всё это указывает на то, что автор мог быть из жреческого рода Русов. В адрес законов он высказал такие слова: «Законы, как сосиски, перестают вызывать уважение, когда мы знаем, как они сделаны». Такое мог сказать только человек с «правого берега».

Теперь взглянем немного под иным углом на имя, отчество и фамилию автора Джона Годфри Сакса. Его притча охватывает годовое тёмное время Ясны. Имя Джон пишется как «John». Слово « Год » пишется как « Jahr » (нем.). Иван (John) = Год (Jahr), слова одного извода.

Слово «фрей» – «frey» по изводу очень близко стоит к слову «фри» – «fry», что значит жареный». Тогда получаем из отчества автора словосочетание – Год жареный. Он же пареный или вареный. Его можно прочитать как Иван Жареный. Странно, но там, где в притче автора стоит слон, в нулевом времени Ясны, там же стоит и Иван Жареный. Только называется он месяц Январь, что значит Ян (Иван) Вареный.

Фамилия Сакс – «Saxon» всё проясняет окончательно. Буква экс «х» даёт звук «кс». Слово «сакс» читается как «секс». Если слово «сакс» брать в немецком варианте «Sachs», то в этом случае буква «ц», «с» заменяется буквой «к», а буква «х» – «h» оглушается. Мы приходим к тому же варианту слова. Действительно, слова «сакс» и «секс» – слова одного извода.

Иван Жареный. Что или кого он жарит? Ян Варёный, что или кого он варит или парит? Вспоминаем, что Год Лето зачинает или готовит. Но далее в этом направлении мы не пойдём. Здесь скрывается тема «Детям до шестнадцати лет вход воспрещён». Просто отметим, что всё, что мы затронули в контексте с именем, отчеством и фамилией автора, по «странному» стечению обстоятельств, относится к тёмному времени Ясны. Да и сам автор, получается, стоит в нулевой полке Ясны, там, где он слона поставил. Уж не себя ли в притче он описывал? В таком случае суть притчи выглядит следующим образом: борьба с крепостью – это подготовка плодородного года в тёмное время.

Стоит отметить ещё одно обстоятельство. История говорит нам, что притча Сакса основана на древних притчах «о слепых и слоне». Версии этой притчи известны в джайнской (1 тысячелетие до н.э. и ранее), буддистской (1 тысячелетие до н.э.), индуистской (примерно 1350 год до н.э.) и суфийской (2 тысячелетие) культурах. Но личность автора указывает на иную датировку и происхождение этой притчи. Время её возникновения – девятнадцатый век . Место возникновения – междуречье Рейна и Одера.

Притча Сакса имеет девять событий , приводящих к девятой полке Ясны. Девятое событие в притче – это мораль, в которой сказано, что в «богословских» войнах спорщики ругаются и не одерживают победу. Свет уходит, тьма нарастает. Тьма штурмует стены крепости. Победы в споре тьмы не может быть. За тьмой всегда приходит свет. Он ставит точку на этих спорах.

В одном из вариантов притчи сказано, что «спор мудрецов продолжался целый день. Потом еще один, затем неделя». Итого девять дней. Девятое время, когда летний цикл сменяется годом . И начинается спор света и тьмы. Но тьма перевешивает, и вот уже спорятся сражения у крепостных стен.

В притче Маршака распри между мудрецами длились целый год, что соответствует истине Ясны. Все её тёмные времена называется годом . Маршак был знаком с Ясной. При переводе притчи он внёс определённые изменения. Как связаны эти изменения с Ясной? Вопрос остаётся открытым. Как остаётся открытой и тема исследования этой притчи.

Автор – Юрий Владимирович Данько

11-ый «САМОВАР» побуждает задуматься и вдохновит каждого…

Тут обнажена суть главных сил современности: Мира Денег и Мира Веры. Первый якорит Долгом; второй окрыляет Любовью и Надеждой.

Сам же «Самовар» - это символ. Теплом, сытостью, а главное душевной беседой он привлекает и объединяет людей.

Встречи «У Самовара. Таинства Русской Речи» здесь .

Похожая притча

Давно это было. Привели как-то в один город слона. Многие захотели увидеть его. Среди них были и известные на всю округу слепые мудрецы. Но как увидеть слона, если ты слеп?

- Я знаю, – сказал один мудрец, – мы ощупаем его.

- Хорошая идея, – согласились другие. – Так мы сможем узнать, какой он этот СЛОН.

Итак, шесть мудрецов пошли “смотреть” слона.

Первый нащупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед и назад.

- Это веер! Слон похож на веер! – воскликнул он.

Второй мудрец стоял возле ноги слона и трогал ее. Она была круглой и могучей.

- М-м-м. это что-то круглое и толстое… Слон похож на дерево! – воскликнул он.

- Вы оба не правы. – сказал третий. – Да, он круглый, но не толстый и к тому же очень гибкий! Он похож на веревку! Этот мудрец нащупал хвост слона.

- Ну, нет! Слон похож на копье! Да - круглый, да - тонкий, но не гибкий! – воскликнул четвертый, который ощупывал бивни слона.

- Нет, нет, – закричал пятый, – слон, как высокая стена. Большая, широкая и шершавая. – говорил тот, ощупывая бок слона.

Шестой мудрец в руках держал хобот слона.

- Все вы не правы, – сказал он, – слон похож на змею.

Завязался спор, поскольку каждый слепой мудрец считал свое описание слона правильным. Раджа, разбуженный шумом, вышел на балкон. «Слон — это большое животное», — сказал он. — «Каждый из вас прикоснулся лишь к одной его части. Вам придется сложить все части вместе, чтобы узнать, на что похож слон».

Просветленные мудростью раджи, слепые пришли к согласию: «Каждый из нас знает только часть истины. Чтобы найти истину целиком, мы должны сложить все части вместе».

Эту притчу нередко используют для иллюстрации одной из двух мыслей:

- первая мысль, имеющая отношение к религии, гласит, что любое вероучение представляет собой лишь часть большей истины о Боге.

- вторая - в каждой религии есть лишь частица истины, и все они, в конечном итоге, ведут к Богу разными путями.

Похожая притча

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Читайте также: