Как писать сочинение по притче

Обновлено: 18.05.2024

Их обсуждают на форумах, выпускают пронзительные видео, делающее канал популярным.

Новые притчи появляются каждый день.

Откуда они берутся?

Трудно ли самим написать притчу?

И как это сделать практически?

Мудрые притчи: что такое притча

Притча родилась в древнем Востоке, этот жанр обязан его историям и легендам.

Там почитался замысловатый стиль речи мудрецов, говоривших загадками и аллегориями.

На простых вещах объяснялся глубокий философский смысл, передававший многовековые традиции.

Притча – это короткий рассказ, заставляющий размышлять над ситуацией, делать самостоятельные выводы.

Простой сюжет и понятные герои обыгрываются неожиданной развязкой.

Это служит толчком к удивлению, анализу услышанного, заставляет думать, примеряя ситуацию к своей жизни.

Прелесть современной притчи

Она не указывает, что делать, а предоставляет жизненный выбор.

Она не приказывает, а лишь намекает.

Она не рубит сплеча, а дарит добрые семена, которые дождутся момента и дадут всходы.

В знаменитой притче «Воробей» старик спрашивает взрослого сына о птичке, многократно повторяя «Кто это?».
Молодой человек раздражённо отвечает, теряя всякое терпение – дряхлеющий отец совсем поглупел.

Знакомая ситуация, правда?

Пожилой мужчина обречённо достаёт потрёпанный, но милый его сердцу дневник, где он фиксировал всё, что происходило с его сынишкой в детстве.

А вот запись – о том, как мальчишка 17 раз спросил о воробье, и отец 17 раз терпеливо ответил, потому что он любил своё дитя и жил для него.

Приходит осознание происходящего – как одиноки пожилые, никому не нужные люди!

Мысли переносят каждого в свою семью.

Слишком поздно мы осознаём, как мало с ними общались и дарили им своего тепла и внимания.

Ненавязчивость, отсутствие готового ответа на трудную ситуацию – это всё, что отличает притчу от басни или рассказа.

Одно и то же произведение можно отнести к разным группам:

краткие детские притчи

новые авторские притчи

посвящённые одно личности

притчи в комиксах

и даже тосты - притчи и др.

Что же общего есть у всех притч

Данный литературный жанр имеет свои отличительные особенности:

Есть понятный всем сюжет (беседа, труд, обед, и др.)

Есть рассказ - повествование со скрытой, глубокой, серьёзной моралью

Объём произведения небольшой (наиболее популярны короткие притчи)

Заложен двойной смысл:

  • явная тема: бумажный кораблик в море
  • скрытая тема: под корабликом подразумевается человек в жизни
  • Нет разъяснения заложенного в притчу смысла, но подтолкнуть к нему надо
  • Герои не имеют имён, описания внешности и одежды нет.

Откуда брать идеи для притч

Самый простой ответ – из жизни. Она подкидывает нам готовые сюжеты. Нужно просто наблюдать, запоминать образы, героев, их диалоги.

Жизненные сюжеты – самые лучшие мудрые притчи!

Семья из 5 человек жила в однокомнатной квартире.

Были ссоры, крики, пока к ним не приехал дальний родственник со

странными привычками – вытащит курицу из кастрюли и съест

один, потому что он… не любит суп.

Наденет чужую обувь, потому что своя… промокла.

Когда он уехал, семья поняла, как они любят друг друга и заботятся, только раньше этого никто не замечал.

Ещё вариант: мудрые притчи можно писать, начав с конца.

Например, Вы хотите выразить такую идею – все дети в семье имеют одинаковое право на родительскую любовь.

Подумайте: какая ситуация позволит смоделировать притчу и подвести читателя к данному выводу?

Можно перекроить готовую притчу.

Новая интерпретация для иных условий.

Например, есть версия о том, как золото разрушило дружбу.

В наше время гаджеты - смартфоны затмевают саму жизнь. Чем не сюжет притчи для современных детей?

Мудрые притчи оказывают очень сильное воздействие.

Это – отдельный литературный жанр, можно использовать и как часть в других жанрах: как введение к статье, как иллюстрацию в статье, как пролог в книге, как выразительный литературный приём (например, для описания сна).

Авторство своей притчи можно зафиксировать, через какое-то время Вы услышите её с большими изменениями.

Похожая притча

В данном тексте Ф. Кривин ставит одну из основных проблем современного общества: проблему выбора жизненного пути. Кем быть? Каким быть? Что выбрать: активную жизненную позицию или пассивную?

Автор обращается к жанру притчи. В образах камней без труда можно увидеть людей с противоположными взглядами на жизнь. Нетрудно заметить, что симпатии Ф. Кривина на стороне Кремня. Именно в этом персонаже легко угадывается позиция активных людей. Кремню пришлось многое пережить в морской пучине и «…как все-таки там было здорово интересно». Он зовет своего старого друга с собой увидеть настоящую жизнь, настоящие бури!

По мнению Кремня, настоящая жизнь там, где настоящие бури. Через образы Кремня и Растрескавшегося Камня автор стремится донести до нас основную мысль: человек не должен быть равнодушным созерцателем, прячущимся от жизненных бурь.

Я полностью согласен с позицией автора. Действительно, успех человека зависит от самого человека. «Если хочешь быть счастливым, будь им!»- восклицал Л.Н.Толстой. «Человек создан для счастья, как птица для полет»,- утверждал В.Г. Короленко. Как часто мы встречаем не состоявшихся в жизни людей, сетующих на невезение, непонимание, обвиняющих всех и вся. А что они сделали сами? Предприняли какие-либо шаги к изменению своего положения? Вспомним героя романа И.А.Гончарова И.И.Обломова, который буквально « пролежал» свои таланты на диване. А калмыцкая сказка из повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»? Одному из главных героев повести (Е.Пугачеву) близка позиция орла - «чем триста лет питаться падалью, лучше один раз напиться живой крови». Нельзя не вспомнить и героя романтического рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» - Данко, отдавшего свое сердце людям. Для меня Данко – идеал человека с активной жизненной позицией.

Я считаю: только активная позиция, сопричастность всему, что происходит вокруг нас, делают человеческую жизнь полноценной и осмысленной. Люди, не пасующие перед трудностями, смело смотрящие правде в глаза,- это хозяева своей судьбы.

Похожая притча

Слово учителя: Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы продолжим работу по подготовке к самой сложной и важной части экзамена в формате ЕГЭ - написанию сочинения-рассуждения.

Текст, который я вам сегодня предлагаю для анализа, является притчей.

III. Работа по определению жанра текста, с которым учащиеся будут работать на уроке.

Слово учителя: Что называется притчей? Попробуйте дать определение этому литературному жанру? (Ответы учащихся)

-Давайте посмотрим, как еще определяют этот жанр (работа с доской).

1) Притча - это малый поучительный рассказ в дидактико-аллегоричном литературном жанре, заключающий в себе моральное или религиозное поучение (премудрость).

2) Притча (слав. притъка - случай, происшествие) - иносказание, образный рассказ, часто употребляемый в Библии и Евангелии для изложения вероучительных истин.

IV. Работа по повторению изобразительно-выразительных средств (далее ИВС) .

Слово учителя: Написание сочинения напрямую зависит от того, как верно вы определите позицию автора текста.

-Как может быть выражена авторская позиция? (Ответы учащихся: авторская позиция может быть выражена открыто и через модальный план)

  • В названии текста
  • В отдельных предложениях текста
  • Через ряд аргументов
  • Риторические вопросы
  • Риторические восклицания
  • Порядок слов
  • Лексические повторы
  • Оценочную лексику
  • Модальные слова и частицы. Ряд вводных слов, словосочетаний, предложений.

Слово учителя: Давайте вспомним ИВС русского языка. Языковеды их делят на две группы: тропы и фигуры речи. Что такое троп и что такое стилистическая фигура (фигура речи), в чем их различие?

Троп - это оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нашему сознанию близкими в каком-либо отношении. Наиболее распространенные виды тропов: аллегория, гипербола, ирония, литота, метафора, метонимия, олицетворение, перифраза, синекдоха, сравнение, эпитет.

Стилистическая фигура (фигура речи) - это оборот речи, синтаксическое построение, используемое для усиления выразительности высказывания. Наиболее распространенные стилистические фигуры: анафора, антитеза, бессоюзие, градация, инверсия, многосоюзие, параллелизм, риторический вопрос, риторическое обращение, умолчание, эллипсис, эпифора.

V. Работа с текстом.

Слово учителя: Начать работу, безусловно, нужно с объяснения ключевого слова в названии притчи - "благодеяние". Перед нами старославянизм, состоящий из двух корней - благо- и деяние. Вы должны были посмотреть в словаре значение этого слова.

Ответ учащегося: В словаре толковом русского языка дается такое определение: БЛАГОДЕЯ?НИЕ, -я, ср. Высок. Доброе дело; помощь, услуга.

- Чтение текста притча.

Притча о благодеянии.

(1)Пришли чужеземцы из богатых земель на новые и увидели, как бедны эти места и как нищ народ, обитающий на них. (2)И решили они помочь и этим людям, и этим землям. (3)И стали они все менять и все по-новому строить, и выросли богатые города, и зацвели сады, и все преобразилось на некогда скудных землях. (4)Но люди, жившие в этих краях, покинули богатые города и ушли в горы. (5)Чужеземцы удивились неразумности поступка жителей этой земли и посчитали их решение за глупость, но огорчаться сильно не стали и зажили по-новому, но недолго царило счастье на этой земле: вдруг стала исчезать вода в водоемах, растрескиваться земля, начали обваливаться горные вершины. (6)И все это стало уничтожать новую жизнь. (7)Начало умирать все сразу: и природа, и люди; и из некогда бедного, но по-своему прекрасного своей скудной красотой и жизнью края образовалась мертвая пустыня. (8)Не в силах что-либо изменить, чужеземцы пошли в горы и отыскали там старца.

-(9)Скажи, древний человек этой земли, почему благие намерения принесли вред? (10)Мы давно живем хорошо и богато и хотели, чтобы все так жили. (11)Почему же наше добро обернулось злом? - спросили они.

(12)И ответил старец:

-(13)Нельзя изменять то, о чем не ведаешь. (14)Мы родились на этой земле и знали, что бедна она водой, поэтому берегли ее; знали, что вершины гор очень хрупки и стары, и молчанием своим мы сохраняли их стойкость; знали, что горы защищают нас от ветров, которые могут иссушить землю, поэтому были чутки ко всему, что нуждалось в заботе. (15)Мы тысячелетиями храним свою землю, приютившую нас. (16)Мы передавали ее из рук в руки как слабое дитя, чтобы не нарушить ничего на ней. (17)Из поколения в поколение передается из уст в уста и тайна ее. (18)Не ради себя, своего личного счастья и богатства мы живем в этом суровом месте, не уходя на лучшие земли, а ради спасения ее, во имя сохранения жизни на ней. (19)Только чужеземец, не знающий тайн захваченных земель, жаждущий богатств, слеп, глух и безжалостен к чужому. (20)Любое завоевание земли, даже с благой целью, не принесет ей добра, но, более того, уничтожит ее, умертвит все то, чем она была бедна и богата.(21)Благо с вашей стороны обратилось для нас злом. (22)Значит, не всегда благодеяние - благо.

(23)Оглянулись чужеземцы на иссохшую от зноя, выветренную ураганами землю, и страшно им стало. (24)Стояли разрушенные, рассыпавшиеся на куски скалы, лежала потрескавшаяся мертвая земля, был усеян костями рыб и животных высохший водоем, повсюду валялись безжизненные сухие деревья и высились руины построенного ими города. (25)Непонятно было для пришельцев это явление, но уже ничего нельзя было изменить, и они покинули опустошенный край.

(26)Не каждое добро добром бывает. (27)Для одного добродетель - добро, для другого - зло.(28) Прежде чем сотворить добро, узнай: нуждается ли в нем тот, кому ты его навязываешь. (29)Ибо навязанное добро есть насилие.

Слово учителя: Какие герои представлены в притче? (чужеземцы и жители)

- Какие языковые средства вы заметили в 1 абзаце, с какой целью они использованы автором? Давайте представим их в таблице, во втором столбике отразим, какую функцию это языковое средство выполняет.

Пример ИВС из текста. Роль ИВС. Кого характеризует.
1. "И решили они: И стали они:"

Придает тексту мерность, торжественность.

Такой порядок слов чаще встречается в разговорной речи и в произведениях художественной литературы.

Важное по смыслу слово в эмоциональной речи выносится в начало предложения и произносится с сильным логическим ударением.

- Задумались ли чужеземцы о том, почему жители подались в горы? Нет, не задумались. Автор текста показывает нам, что чужеземцы были удивлены "неразумности поступка" и их глупости. Они зажили по-новому. И здесь автор притчи снова использует противительный союз "но", для того чтобы показать, что такая прекрасная жизнь длилась недолго.

Для того чтобы показать, что совершенное чужеземцами "благодеяние" повлекло за собой, автор использует предложение с обобщающим словом. Найдите и зачитайте его: "Начало умирать все сразу: и природа, и люди; и из некогда бедного, но по-своему прекрасного своей скудной красотой и жизнью края образовалась мертвая пустыня".

Эпитет "мертвая" показывает, во что превратилась земля под воздействием чужеземцев.

- Почему для автора важен образ старца? (Старцы олицетворяют собой человеческий опыт, мудрость жизни, к мнению этих людей в древние времена прислушивались все. Их мнение было авторитетно. И чужеземцы тоже понимают, что за ответом надо обратиться именно к старцу.)

- Чужеземцы спрашивают у старца, почему их доброе дело обернулось злом. Какой ответ им дает старец? Зачитаем его: "Нельзя изменять то, о чем не ведаешь. Мы родились на этой земле и знали, что бедна она водой, поэтому берегли ее; знали, что вершины гор очень хрупки и стары, и молчанием своим мы сохраняли их стойкость; знали, что горы защищают нас от ветров, которые могут иссушить землю, поэтому были чутки ко всему, что нуждалось в заботе. Мы тысячелетиями храним свою землю, приютившую нас. Мы передавали ее из рук в руки как слабое дитя, чтобы не нарушить ничего на ней. Из поколения в поколение передается из уст в уста и тайна ее. Не ради себя, своего личного счастья и богатства мы живем в этом суровом месте, не уходя на лучшие земли, а ради спасения ее, во имя сохранения жизни на ней. Только чужеземец, не знающий тайн захваченных земель, жаждущий богатств, слеп, глух и безжалостен к чужому. Любое завоевание земли, даже с благой целью, не принесет ей добра, но, более того, уничтожит ее, умертвит все то, чем она была бедна и богата. Благо с вашей стороны обратилось для нас злом."

- Ответ старца прост, но вместе с тем несет в себе жизненную мудрость и занимает целый абзац. Какие ИВС вы здесь видите?

Пример ИВС из текста. Роль ИВС. Кого характеризует.
1. "Мы родились: Мы тысячелетиями храним: Мы передавали ее из рук в руки:" - единоначатие (анафора) Придает ритм речи. Усиливает впечатление от прочитанного, позволяет нам увидеть, как много делали люди для своей земли, как бережно относились к ней. Характеризует жителей.
2. Частица "только" Дает возможность понять, что человек, который прожил много лет на своей земле, любит ее, чувствует родство с ней. А чужеземец напротив, хочет не дать земле, а взять у нее. Характеризует жителей и чужеземцев.
3. ":слеп, глух и безжалостен к чужому:" - ряд однородных членов предложения Привлечение в однородный ряд слов, получающих друг от друга метафорическое значение, придает речи образность и экспрессивность. Характеризует чужеземцев.
4. ":землю, приютившую нас", "не знающий тайн захваченных земель, жаждущий богатств" - причастный оборот В причастном обороте акцентируется значение признаков предмета, он выполняет изобразительную функцию.

В художественном стиле обособленные определения придают речи эмоциональность, выразительность.

- О чем говорится в предпоследнем абзаце? ( В этом абзаце говорится о том, что, оглянувшись, увидели чужеземцы, что они натворили на чужой земле.)

- На какое слово нужно обратить внимание? (Это слово категории состояния "страшно". Причастия, которые использует автор, рисуют нам яркую и ужасающую картину. Зачитайте этот отрывок.

"Стояли разрушенные, рассыпавшиеся на куски скалы, лежала потрескавшаяся мертвая земля, был усеян костями рыб и животных высохший водоем, повсюду валялись безжизненные сухие деревья и высились руины построенного ими города".

-На какое слово еще нужно обратить внимание? (Слово "руины" - развалины какого-либо строения, сооружения; строение, находящиеся в крайне запущенном состоянии)

- Поняли ли чужеземцы, что то, что они сделали нельзя изменить? (Да, поэтому они ушли)

- Что представляет собой последний абзац текста? (Это мораль, или поучительный вывод.)

В этом абзаце автор использовал несколько старославянизмов: "сотворил", "добродетель", устаревший союз "ибо". Для чего используют авторы текстов старославянизмы? (Для придания тексту высокого звучания)

Таким образом, мы видим, что позиция автора может быть легко определена через анализ ИВС.

VI. Беседа по вопросам.

1. Согласны ли вы с тем, что "не всегда благодеяние - благо"?

2. А с тем, что "навязанное добро есть насилие"?

3. Можете ли вы принести исторические примеры, подтверждающие выводы автора?

4. Соотнесите содержание притчи с мыслями Родиона
Раскольникова - героя романа Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" - о возможности малой крови ради большого добра. Что вы думаете об этом?

5. А что вообще вы вкладываете в понятие "добро"?

Исходя из выше сказанного, давайте попробуем определить проблемы текста.

Что есть благо? ("Не каждое добро добром бывает" (Ф.М.Достоевский)

Отношение людей к земле:

1) "Мы живем на земле: ради спасения ее, во имя сохранения жизни на ней" (предложения 14-18) (говорят, что берегут и охраняют жизнь на земле)

2) "Но люди, жившие в этих краях, покинули богатые города и ушли в горы. Чужеземцы удивились неразумности поступка жителей этой земли и посчитали их решение за глупость:" (Почему же оставили молча и не защитили от чужаков?)

VII. Домашнее задания: написать сочинение-рассуждение по тексту притчи О.М.Безымянной "О благодеянии".

Похожая притча

Цель урока: показать особенности притчи как жанра, сформулировать понятие соавторства в притче, рассмотреть притчу как одну из форм самовыражения личности.

Задачи урока

  • обучающая: анализ притчи как жанра, повтор основных литературоведческих понятий, решение проблемы читателя и автора в рамках литературы;
  • воспитательная: гармоническое развитие личности, формирование его мировоззрения, духовности;
  • развивающая: навыки логического пространственного мышления, методика сравнительно-сопоставительного анализа, навыки работы со специальной литературой.

Оборудование урока:

  • презентация «Притчи»;
  • тексты притч;
  • опросные листы;
  • притчи в исполнении Светланы Копыловой (диск).

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Человек всегда жаждет знания, стремится к духовному очищению, исцелению. В трудностях, проблемах ищет совета и наставления. Простые уроки здравого смысла преподают нам притчи. Размышления над притчами помогут нам сегодня, ребята, вспомнить особенности этого жанра, рассмотреть притчу как одну из форм самовыражения личности, увидеть, понять соавтора в притче, т.е. расширить ваше представление о притче.

– Где щедро представлен этот древнейший жанр (в Священном Писании и в Святом предании). Жанр притчи возник на Востоке в древности, где любили говорить загадками, иносказаниями, аллегориями.

– Вспомним, что такое аллегория?

Аллегория от греческого allos – иной, agoreno – говорю глубокое философское значение.

– Где мы встречаем приёмы аллегории? (Салтыков-Щедрин «Как один мужик двух генералов прокормил», «Легенда о Данко», в баснях, притчах). Абрамов «О чём плачут лошади».

– Чем отличается притча от басни?

Вывод: Притча – маленький, нравоучительный рассказ, вроде басни, но без морали, прямого наставления. В обычной житейской ситуации скрывается всеобщий смысл – урок для всех людей. Да увидеть этот смысл дано не всем, а очень немногим. «Кто имеет уши да услышит», «Кто имеет глаза да видит», – слышим мы в Христовых притчах.

Итак, Священное писание знакомит нас с притчами. Иисус Христос говорил притчами, Иисус вышел в путь, чтобы проповедовать, учить и наставлять людей на путь истинный. И странствуя по селениям и городам, учил людей, рассказывая простые житейские истории.

– Притча о Святителе (читает уч-ся А.Патрикеева)

Анализ притчи

1) С чем сравнивал Спаситель душу человека? (С землёй).

2) Что значит семя в этой притче и кто Святитель? (семя – слово Божье, Святитель – Бог, Иисус Христос).

3) Что нужно делать, чтобы слово Божье сохранилось в нашей душе? (Внимательным быть, жить по заповедям Бога, готовить нашу душу, заботиться о душе . ).

В чём актуальность этой притчи?

Учитель: Вот и вас учат, все вам толкуют, но одни учатся хорошо, сразу вбирают слова учителей в себя, а другие – плохо. Есть и третьи, как и в этой притче, которые слушают внимательно, но как вышли из школы – сразу всё забыли.

Какие вы ещё знаете?

4) Притча «О блудном сыне».

5) Притча «О милосердном самарянине».

Какой урок можно из них извлечь?

(уметь прощать, быть терпеливым, милосердным, как Бог готовым принять и простить каждого).

Учитель: Библейские сюжеты, притчи можно встретить в русском языке и литературе. Это Пушкин «Станционный смотритель». Абрамов «О чём плачут лошади?»

Послушайте стихотворение И.Бунина «Цветы и шмель»

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной .
Срок настанет – Господь сына блудного спросит:
«Был ли счастлив ты в жизни земной?»
И забуду я всё – вспомню только вот эти
Полевые пути меж колосьев и трав –
И от сладостных слёз не успею ответить,
К милосердным колосьям припав.

Притча отражает мир, в котором мы живём, в этом и есть её универсальность, актуальность.

Работа в группах (три группы по 8 человек)

Задание: Каждая группа должна представить по одной маленькой притче: сюжет, какая проблема поднимается в притче, чему учит притча.

Отдельные учащиеся в группе (индивидуальное домашнее задание) выступают с рисунками к притчам.

Инструкция по работе в группах:

  1. Распределите обязанности (кто читает, кто отвечает на вопросы, кто выступает с рисунком).
  2. Выступление учащихся в группе.

Притча № 1 «Гвозди»

Притча № 2 «Следы на песке», «Я на руках тебя нёс»

Притча № 3 «Всё в твоих руках»

Пока дети работают в группах, учащиеся слушают песни-притчи в исполнении Светланы Копыловой.

Учитель о песнях-притчах Светланы Копыловой

В один из осенних дней я в группе паломников отправлялась в поездку в Сергиево-Троицкую Лавру. Осенняя погода . Длительная дорога на автобусе . И вдруг руководитель группы включает диск с удивительными по содержанию, мелодичными песнями-притчами Светланы Копыловой. Таким было моё первое знакомство с её притчами. Потом я стала искать её песни на сайте, ближе узнала об этом удивительном человеке.

Притчи Светланы Копыловой похожи на глоток чистой родниковой воды в жаркой пустыне. Они помогают по – новому, совершенно другими глазами взглянуть на многие вещи, собственную жизнь .

Выводы выступающих в группах

Первая притча «Гвозди»

Вспыльчивость ни к чему хорошему не приводит. Гнев – плохой помощник человеку. Притча учит контролировать своё поведение, воспитывать самообладание, волю.

«Учитесь властвовать собою» (А.Дементьев)-звучит стих.в исполнении уч-ся.

Вторая притча «Следы на песке»

В жизни любого человека бывают сложности, трудности, вехи, испытания. Но нужно верить. Вера спасает человека. Господь помогает нам нести свой крест, если только мы не отвергаем Его.

Третья притча «Всё в твоих руках»

Зависть часто поражает наши души, рождает злобу в наших сердцах, приводит к глупым поступкам. Надо учиться радоваться за другого человека, учиться быть мудрее.

Учитель: Ваши рисунки, выступления показали, что вы смогли по-своему понять притчи, увидеть её универсальность. Это небольшое художественное произведение позволяет каждому из нас увидеть себя в мире, увидеть мир сквозь притчу, понять и принять моральные и нравственные принципы, о которых говорится в притчах, которые заповедал нам Иисус Христос. Русская земля, о которой ещё одна песня-притча Светланы Копыловой, богата народной мудростью, это кладезь, помогающий нам познавать мир, стать лучше и добрее, любить свою Родную землю.

Читайте также: