Притча про честность с собой
Обновлено: 22.12.2024
Жил на свете честный Ваня,
Что и мухи не обманет.
Спросит девица-краса:
«Хороша ль моя коса?»
А в ответ ей Ваня честно:
«Мне доподлинно известно,
Что есть Маша, а у ней
И пышнее и длинней!»
Разобидится девица,
Станет на него браниться,
«Бестолковый ты дурак!
Отвечаешь всё не так!»
Ваня же себе на горе
Начинает с нею спорить.
И заместо пирожков
Получает матюжков,
А порой и оплеуху –
Правой в глаз, а левой в ухо.
А потом придет Федот,
Что на каждом слове врет,
Разузнает, что творится,
Утешать начнет девицу:
«Машка та козой коза,
Три соломинки – коса!
А твоя, что хвост лисицы,
По спине рекой струится!»
Девка слезоньки утрет:
«Правду говоришь, Федот!»
Даст ему пирог, ватрушку,
С мёдом сдобную пампушку.
Толст Федот, а Ванька тощ,
Как средь чиста поля хвощ.
Знайте, взрослые и дети,
Честным трудно жить на свете.
Тех, кто правду говорят,
Часто за нее корят.
А вот с кривдою да ложью
Жить в большом достатке можно,
Только ведь с кривой душой
В том прибыток небольшой.
Похожая притча
В завершении притчи о сеятеле Христос подчеркивает, что слово Божие хранится «в добром и чистом сердце» (Лк. 8, 15). Речь идет о той чистоте, к которой призваны все, по слову Спасителя, обращенного ко всему народу: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5, 8). От чего мы в первую очередь должны очищать свое сердце, чтобы видеть Бога и хранить Его слово?
Надо иметь мужество увидеть в себе безобразные проявления страстей, осознать собственную неспособность властвовать над своими эмоциями и поведением даже в малых искушениях и признать, что это не норма, даже если «все так живут».
Увидеть это не так-то просто, потому что внутри тут же включается защитный механизм самооправдания, и человек ведет себя как школьник, которого учитель корит за проступок, а он, не задумываясь, выпаливает: «Это не я, это другой сделал, я не виноват». Этот знакомый каждому механизм впервые был пущен в ход еще Адамом, сказавшим в раю: «Я хороший, Господи. Это другие мешают мне быть хорошим». К положительному исходу этот механизм, как известно, не привел. Так что мы должны в первую очередь очищать свое сердце от самооправдания, собственного лукавства и лжи.
Что означает «прийти к Богу»? Это значит, что мы молимся Ему о своих настоящих проблемах: греховной немощи, язвах души, что мы обращаемся к Нему за помощью в исправлении, просим Его не допустить зарождения в сердце самооправдания. В Псалтири есть такие слова: «уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех» (Пс. 140, 4). Это мольба: «Господи, помоги мне не придумывать причины своим грехам, не задумываться о том, как бы мне оправдать их». Псалмопевец называет самооправдание «словесами лукавствия», дьявольской ложью, усыпляющей совесть.
Таков духовный закон: если человек сам оправдывает свои грехи, мирится с ними, не осуждает себя, то он не получает оправдания от Бога. Ведь будучи грешным, такой человек видит только свою мнимую праведность и, подобно фарисею, перечисляет перед Богом свои заслуги, вместо того чтобы просить Его о прощении грехов. В результате такой человек не приходит к Богу.
Так что вовсе не греховная немощь закрывает от нас возможность общаться с Господом, а фарисейская позиция самооправдания. При этом человек считает, что согрешил не по собственной немощи, не по своей греховности, а поступить так его заставили какие-то внешние обстоятельства. Например, оправдывая себя, он говорит, что во время поста ему пришлось лететь в самолете, где подавали скоромную пищу, поэтому он был вынужден нарушить пост. Или шел по улице, почувствовал голод и съел пирожок с мясом. Это и есть «словеса лукавствия». Сейчас везде в ресторанах и в различных сетях быстрого питания имеется постное меню, да и в самолете можно заказать постное блюдо. Если бы в этом случае человек был честен по отношению к себе, то признался бы, что не внешние обстоятельства и не телесный голод, а его душевная немощь стала причиной нарушения поста. Будем же всегда честны сами с собой – это поможет нам видеть истинное состояние нашей души и подвигнет всегда в трудных обстоятельствах обращаться за помощью к Богу.
Определение честности
Прочитав несколько определений в разных словарях, я обобщила для себя, что же такое честность перед самим собой. Это:
- умение взять на себя ответственность за свои деяния, не оправдывать свои поступки, а искать возможности их изменений;
- умение оценивать свои поступки и действия той же мерой, что и поступки других людей;
- жить осознанно;
- быть, а не казаться. Быть таким, каков ты есть на самом деле. Быть тем, кем тебя создал Творец.
Как оказалось, все эти определения — ещё не ответы. А лишь этапы для дальнейшего исследования вопроса. Предлагаю читателям познакомиться с ними поближе.
Умение взять на себя ответственность за свои деяния
Прежде всего, честность с собой предусматривает принятие на себя ответственности за всё, что происходит в моей жизни. Взять на себя ответственность и быть честным с собой — это значит перестать искать виноватых в своих неудачах. Всё, с чем я сталкиваюсь в жизни, есть следствие моих предыдущих выборов. Это значит, что все предпосылки к происходящим событиям я создаю сама. Автор всех обстоятельств – я сама. Кого же тогда мне винить?
Умение оценивать свои поступки и действия той же мерой, что и поступки других людейЧтобы быть честным перед самим собой, нужно признать, что все люди равны. Все мы дети одного Отца и находимся в равных условиях заточения в материальном мире. А значит, критерии оценивания тех или иных поступков одинаковы для ВСЕХ людей. Такой подход ведёт к развитию честности и искренности в отношениях с другими людьми. А от этого выигрывают все – и я, и окружающие меня люди.
Жить осознанно
Честность является одним из аспектов осознанности. Невозможно жить действительно осознанно и в то же время обманывать самого себя. Осознанность в современной психологии определяется как непрерывное отслеживание текущих переживаний, то есть состояние, в котором человек фокусируется на переживании настоящего момента, не отвлекаясь на события прошлого или мысли о будущем. Осознанность – это как пробуждение. Это пребывание в моменте Здесь и Сейчас. Это возможность контролировать непрерывный поток мыслей и делать выбор в сторону созидательных аспектов восприятия. Именно осознанность раскрывает творческий потенциал человека, его интуитивное чувствование. А внутренние глубинные чувства человека в зародыше исключают самообман.
Быть, а не казаться
Каждый человек создан по образу и подобию Творца. Если Бог совершенен, то и человек тоже совершенен. Что же помогает раскрытию, проявлению этого совершенства? Стремление быть, а не казаться. Честность – это настоящая внутренняя Свобода. Свобода быть собой. А умение быть собой вознаграждается наполненностью счастьем, покоем, радостью, удовлетворённостью, целостностью. Быть таким, каким тебя создал Творец — это быть без масок, без привязанностей к видимому миру, без доминации, без желания манипулировать и управлять. Быть таким, каков ты есть на самом деле.
Честность перед самим собой — это желание разобраться, откуда исходят мои слова и действия – из потребностей Души или личной выгоды. Честный взгляд на себя помогает увидеть корень проблемы, что приводит к верным решениям. И здесь важно называть вещи своими именами. Настоящая жизнь начинается с тех самых моментов, когда честно отвечаешь себе на вопросы. На самые неудобные вопросы, на жесткие вопросы, на больные вопросы.
Замечательным инструментом для меня в этой работе является дневник наблюдений. Он помогает вырабатывать честный взгляд на себя. Это позволяет избежать самообмана. Нужно вести учет своих действий и достигнутых результатов в письменном виде. Бумага беспощадна! Она не солжет ни сегодня, ни завтра, ни через год. Зато сознание будет услужливо приукрашивать прожитый мною этап жизни в поисках оправдания слабостей и бездействия. А бумага лишь непредвзято засвидетельствует то, что реально происходило, и чего человек по факту достиг.
Особенно полезно записывать всё то, что требует личного контроля, чтобы избежать самообмана. В результате такой работы над собой появляется шанс наработать те качества, которые будут с пользой служить не только тебе, но и резонируют в других людях. Так честность перед самим собой помогает человеку идти по пути духовного развития, к рождению Ангела, созданного по образу и подобию Творца.
В заключении приведу одну притчу. Прочитав её, каждый сам увидит глубочайшую ценность такого качества, как честность перед самим собой.
Две снежинки
Шел снег, было тихо и спокойно, и пушистые снежинки неспешно кружили в причудливом танце, медленно приближаясь к земле. Две маленькие снежинки, летевшие рядом, завязали разговор. А чтобы их не отнесло друг от друга, они взялись за руки, и одна снежинка сказала:
— Какое невероятное ощущение полета!
— Мы не летим, мы просто падаем, — грустно отвечала вторая.
— Скоро мы встретимся с землей и превратимся в белое пушистое покрывало!
— Нет, мы летим навстречу гибели, а на земле нас просто растопчут!
— Мы станем ручьями и двинемся к морю. Мы будем жить вечно! — сказала первая.
— Нет, мы растаем и исчезнем навсегда! — возражала ей вторая.
Наконец, им надоело спорить, они разжали свои руки, и каждая полетела навстречу своей судьбе, которую она выбрала сама себе.
Похожая притча
Много лет назад я задумалась над вопросами о смысле своей жизни. Пытаясь разобраться в причинах жизненных неурядиц, я стала замечать за собой некую степень самообмана. Например, я собираюсь на встречу с друзьями. Представляю, как мы проведём время, о чём сможем поговорить. Сознание заранее рисует возможные ожидания от встречи. Я уже радуюсь им. Но вот наступает желанный день, всё идёт по плану. Но, в конечном итоге, приходит чувство некоего неудовлетворения. И так раз за разом. Каждый раз делаю анализ – что же пошло не так? Почему вместо наполненности я чувствую опустошение? В результате множества таких анализов открылась истина – я обманываю сама себя. И это касается всех аспектов жизни. Так передо мной встал вопрос — что такое честность перед самим собой. Как выяснила из общения с друзьями, для многих эта тема является актуальной. Поэтому назрела необходимость поделиться собственными исследованиями. Возможно, это поможет ещё кому-то не только разобраться в себе, но и изменить вектор своего развития.
Похожая притча
Одна богатая пара устраивала у себя дома большую праздничную вечеринку. Поэтому они пошли за покупками на рынок, где все было по высокой и фиксированной цене. Они хотели сохранить свой уровень стандартов и статус, поэтому были не против заплатить за это.
Купив все необходимое, они вызвали носильщика, чтобы тот доставил все домой.
Пришедший носильщик был пожилого возраста и выглядел не очень здоровым. Одежда его была порвана, казалось, как будто он был не в состоянии удовлетворить даже свои повседневные потребности. Они спросили у носильщика, сколько стоит доставка их товаров к ним домой. Старый носильщик назвал всего 20 долларов, что намного ниже рыночных цен за доставку товаров в дом супружеской пары на его тележке. Тем не менее, пара спорила и торговалась с носильщиком и, в конце концов, согласилась на 15 долларов. Пара была очень счастлива оттого, как хорошо они поторговались с бедным носильщиком. Они заплатили ему вперед и уехали, сообщив ему свой адрес для доставки.
Добравшись до дома, они прождали час, затем еще два часа, но носильщик так и не прибыл с их покупками.
Жена начала злиться на мужа:
— Я всегда говорю тебе, что не доверяй такому человеку! Никогда не слушаешь меня! Это человек, который даже не может заработать, чтобы накормить себя один раз в день, а ты отдал ему все, что мы купили для нашей большой вечеринки.
— Я уверен, что вместо того, чтобы доставить домой наши покупки, он исчез совсем! Мы должны немедленно вернуться на рынок, чтобы все узнать, а затем пойти в отделение полиции и подать на него жалобу.
Они оба пошли к рынку. По пути, возле рынка, они увидели еще одного носильщика. Они остановились, чтобы узнать о старом носильщике, но заметили, что тот везет их вещи в своей тележке.
Рассерженная жена спросила его:
— Где этот старый вор? Это наши вещи и он должен был нам их доставить! Похоже на то, что вы, бедняги, крадете наши вещи и собираетесь их продавать!
— Мадам, пожалуйста, успокойтесь. Этот бедный старик болел с прошлого месяца и не мог заработать достаточно, чтобы хоть раз поесть в день. Он собирался доставить вам вещи, но так был болен, что не мог собраться с силами, чтобы идти в эту полудневную дорогу. Он отдал мне ваши вещи вместе с предоплатой. Его последними словами были:
— Я взял аванс за эту доставку, пожалуйста, доставьте по этому адресу. Так что, как видите, мадам, он был голоден, он был беден, но очень честным человеком. Я как раз собирался завершить последнюю доставку старика к вам домой.
Услышав это, у мужа на глазах появились слезы, а жене стало так стыдно, что у нее не хватило смелости взглянуть в глаза мужу.
Мораль. Честность не имеет класса. Уважайте всех, независимо от их финансового и социального статуса.
Цель боли в том, чтобы подтолкнуть нас к действиям, а не в том, чтобы заставить нас страдать.
ПРИТЧА о честности
«Давным-давно одной страной долго правил мудрый император. Пришло время, он состарился и решил объявить своего наследника. Все ожидали, что это будет кто-то из его детей или последователей. Но император придумал кое-что другое.
Он приказал собрать во дворце всех, без исключения, юношей, живущих в стране. И сказал им следующее: «Мне нужно назначить следующего правителя. И я решил, что выберу этого человека из вас».
Все, кто был в этот момент в зале дворца, впали в недоумение. Пожилой правитель продолжил: «Я дам каждому по семечку. Вы посадите его, будете ухаживать за ним в течение года, а затем вернетесь во дворец с выращенным урожаем. Тот, у кого будет самое лучшее растение, станет моим преемником!»
Юноша, которого звали Линг, тоже получил своё семечко. Когда он рассказал матери о задании императора, она помогла ему его посадить. Затем молодой человек тщательно его растил и каждое утро проверял, не появились ли маленькие росточки.
Шло время. При встрече другие юноши хвалились Лингу о своих достижениях. А в горшочке у Линга так ничего и не появилось. Он начал считать себя ничтожеством, потому что все остальные только и хвалились своим урожаем.
Незаметно пролетело полгода, но результата у Линга по-прежнему не было. Он винил во всём себя, что сам загубил драгоценное растение.
И вот завершился срок, поставленный правителем. Как и было оговорено, все юноши принесли во дворец выращенные ими растения. А Линг не хотел туда идти, но любящая его мать сказала, что надо быть честным и уметь признавать своё поражение.
Когда Линг появился во дворце, то увидел огромное разнообразие различных растений, которые принесли другие юноши.
Когда император увидел всё это, он произнес: «Вы все заслуживаете похвалы! Ваш урожай – просто чудесен!»
Линг во время речи императора пытался быть незаметным. Но император заметил его пустой горшок и вызвал юношу вперед. Все начали смеяться над Лингом, увидев, что кроме земли в горшке ничего нет.
А правитель вдруг произнес: «Вот мой преемник! Вы все помните, что, получив семя, вы через год должны были вернуться с результатами своих трудов во дворец. Но никто из вас не знал, что те семена никак не могли прорасти, они были испорчены, я их предварительно сварил. Но вы, кроме Линга, всё-таки принесли плоды своих трудов. Вы подменили семя, полученное от меня. И Линг - единственный, в честности которого я не сомневаюсь. Поэтому он заменит меня и станет вашим императором!»
Читайте также: