Притча про боевого петуха
Обновлено: 22.11.2024
Цзи Синьцзы тренировал бойцового петуха для чжоуского царя Сюаньвана. Через десять дней царь спросил:
- Готов ли петух к бою?
- Еще нет. Пока самонадеян, попусту кичится.
Через десять дней царь снова задал тот же вопрос. Пока нет. Еще бросается на каждую тень, откликается на каждый звук.
Через десять дней царь снова задал тот же вопрос.
- Пока нет. Взгляд еще полон ненависти, сила бьет через край.
Через десять дней царь снова задал тот же вопрос.
- Почти готов. Не встревожится, пусть даже услышит другого петуха. Взгляни на него - будто вырезан из дерева. Полнота его свойств совершенна. На его вызов не посмеет откликнуться ни один петух - повернется и убежит.
И вот только что прочитал:
"Победить – это значит пройти мимо,
не сказав ни единого слова"
Похожая притча
Цзин Син-цзы растил бойцового петуха для государя. Прошло десять дней, и государь спросил: — Готов ли петух к поединку?
— Ещё нет. Ходит заносчиво, то и дело впадает в ярость, — ответил Цзин Син-цзы.
Прошло ещё десять дней, и государь снова задал тот же вопрос.
— Пока нет, — ответил Цзин Син-цзы. — Он всё ещё бросается на каждую тень и на каждый звук.
Минуло ещё десять дней, и царь вновь спросил о том же.
— Пока нет. Смотрит гневно и силу норовит показать.
Спустя десять дней государь снова спросил о том же.
— Почти готов, — ответил на этот раз Цзин Син-цзы. — Даже если рядом закричит другой петух, он не беспокоится. Посмотришь издали — словно из дерева вырезан. Жизненная сила в нём достигла завершённости. Другие петухи не посмеют принять его вызов: едва завидят его, как тут же повернутся и убегут прочь.
Даосская притча, источник: книга "Притчи человечества" составитель В. В. Лавский.
Учение Даосизм его основоположника - Лао-цзы ("Старый Ребёнок") изложено в книгах библиотеки:
Лао Цзы - Дао Дэ Цзин (КНИГА ПЕРВАЯ)
Лао Цзы - Дао Дэ Цзин (КНИГА ВТОРАЯ)
Похожая притча
К одному вельможе пришел человек и предложил потренировать боевого петуха султана. Султан согласился.
Прошло десять дней.
- Ну, как? - спросил султан. - Мой петух готов к бою?
- Нет, нет! Он слишком самонадеян и рвется в драку. Его нельзя выпускать!
Прошло еще десять дней.
- Нет, еще рано. Он очень нервный, на все реагирует. Чуть где какой петух крикнет, он все принимает на своей счет. Его нельзя выпускать.
Прошло еще десять дней.
- Рано еще. Сила и ярость переполняют его, прорываются наружу и это заметно.
Прошло еще десять дней,
- Ну, а теперь-то готов?
- Теперь почти готов. Он неподвижен и словно вырезан из дерева. На чужие крики не реагирует. Но другие петухи не хотят с ним драться и, едва завидев его, с криком убегают прочь.
Нет числа ступеням мастерства. Кто видел подлинное мастерство, не будет восхищаться менее совершенной работой. Промолчит. Знающий не говорит, говорящий не знает. Это, понятно, и к нам всем относится. Понимание выше знания.
Другие статьи в литературном дневнике:
- 09.11.2008. Победить это значит пройти мимо.
- 02.11.2008. Жить одной жизнью с изначальным истоком.
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Похожая притча
Технология жизни. Книга для героев
Предисловие к третьему изданию
Третье издание этой книги отличается от первых двух (Издательство «Политехника», Санкт-Петербург, 1992 и издательство «ТАСЕР», Таллинн, 1992) небольшими изменениями и дополнениями, устраняющими отдельные смысловые неточности, а также добавлением последней главы «За пределами жизни», завершающей авторскую интерпретацию прагматики Большой цели.
Автор выражает глубокую признательность фактическому редактору этого издания – своей жене Хелле Кельдер, без чьей кропотливой и настойчивой заботы текст остался бы менее понятным и более шероховатым, а также Михаилу Юрьевичу Иванову за неоднократную просьбу разглядеть в картине мира и добавить последнюю главу: во всяком случае, для автора она оказалась весьма полезной.
Пользуясь случаем, благодарю и всех тех читателей предыдущих изданий – а теперь уж многих из них и друзей – кто захотел понять и принять автора, без чьей моральной и интеллектуальной поддержки ни автор, ни издатель не стали бы обременять себя этим переизданием.
Справедливости ради, хотя и неохотно, но придется помянуть по этим же причинам и многих изготовителей пиратских копий этой книги.
Владимир Тарасов 8 июля 2003 г.Вы держите в руках книгу, которая, возможно, изменит вашу жизнь. Подобно тому, как она изменила мою. Большинство мыслей, которые вы здесь найдете, не принадлежат мне. Это как раз то новое, которое является хорошо забытым старым. Человек мало изменился за последние две – три тысячи лет.
Эта книга не имеет никакого отношения к науке, она о жизни, о том даре, которым мы распоряжаемся по-разному. Поэтому вы не найдете ссылок на тех, чьи мысли я то пересказываю, то переиначиваю на свой лад, пропускаю через сито своего восприятия. Надеюсь, авторы не будут в претензии. Особенно авторы древнекитайские.
И последнее, что хотелось бы сказать. Эта книга адресована всем живущим в этом мире сейчас и тем, кто будет жить через тысячу лет. Но есть особая категория людей, для которых она предназначена в первую очередь, хотя таких людей и не много. Эта книга для героев. Для тех людей, которые хотят переделать свою страну или весь мир. И хотят это сделать, как им кажется, вполне бескорыстно.
Ваш друг и невольный учитель Владимир Тарасов 8 ноября 1990 г., Повей, КалифорнияСначала мы выбираем путь, потом он выбирает нас
Смысл всякой деятельности лежит вне ее пределов
Человек взял в руку стакан воды и сделал глоток.
Может быть, он хотел пить. Может быть, он хотел запить лекарство. А может быть, хотел попробовать воду на вкус.
А может, заснуть и не проснуться, но ошибся.
Мы не можем судить об этом, если не знаем, что было до этого глотка и что после.
Чтобы понять смысл деятельности, нужно выйти за ее пределы. Внутри нее мы можем понять только смысл ее отдельных частей.
Смысл всякой деятельности лежит вне ее пределов.
И смысл жизни – вне ее пределов. Внутри самой жизни мы его никак не обнаружим. Мы сможем понять только смысл отдельных дел и житейских событий.
Выходи за пределы жизни
Жили три брата.
Первый никогда не унывал. Если что-то и не получалось, убеждал себя, что это только к лучшему. Любой свой промах мог оправдать, искренне веря в свое объяснение. И прожил жизнь не так уж плохо.
Второй ничего не делал зря. Если надо, кое в чем себя и ограничивал: всегда думал о завтрашнем дне. Всегда верил, что завтра будет лучше, чем сегодня. И прожил жизнь не так уж плохо.
Третий всегда делал то, что требовалось.
Любил соблюдать всякие правила и законы.
Никогда ничего не нарушал. И прожил жизнь не так уж плохо.
Не очень симпатичны все три брата, хотя все они получили неплохой результат.
Не хочется заниматься самообманом, или жить постоянно убегающим завтрашним днем, или идти на поводу у других. Хочется чего-то такого, чтобы наша жизнь имела смысл сейчас и в каждый момент.
Тогда надо выходить за пределы жизни.
Человек, который кормил обезьян
Человек, который кормил обезьян орехами, однажды сказал:
– Дорогие обезьяны! Орехов стало мало. Теперь я буду вам давать утром только три килограмма, а вечером четыре!
Обезьяны пришли в ярость.
– Ну, хорошо, хорошо! – рассмеялся человек. – Я вам буду давать утром четыре, а вечером три!
Обезьяны обрадовались.
Человек этот давно умер, но продолжает управлять нами.
Я не знаю его имени. Не знаю ничего, кроме этого поступка. И не важно, как я отношусь к истории с обезьянами. Задевает она мое достоинство или нет. Но она управляет мной. Я уже не могу делать вид, что никогда не слышал о поступке этого человека и его чудесном результате. Он уже давно истлел, а все еще продолжает управлять мной.
А теперь – и вами. Потому что вышел за пределы своей жизни. Мы чувствуем величие этого человека.
Хотите знать, какую песню он любил, как звали его жену? Я тоже хочу. Почему же мы не знаем о нем ничего больше? Потому что смысл его жизни свелся к одному этому поступку. Нам жаль этого человека.
Мы чувствуем собственное величие, и нам жаль себя.
Куски нашей жизни толпятся, мешая один другому. Мы сами разрушаем то, что строили. Подобно человеку, потерявшему путь, уходящему и возвращающемуся.
Большая цель достижима
Мальчик заблудился в лесу.
Он не знал, что ему делать и куда идти. И даже собрался заплакать. Но потом взял себя в руки, набрался храбрости, влез на большое дерево и увидел свой путь.
Где нам найти такое дерево, чтобы не плутать в жизни? Такое дерево есть – это наша большая цель. Но она должна быть действительно большой, как это дерево.
А значит, лежать за пределами жизни.
Большая цель – это цель, к которой можно прийти. Но только после смерти. Маленькой цели можно достичь и при жизни.
Большая цель помогает увидеть свой путь. Мы его узнаем: да вот же он, как это я не сообразил?! Мы его узнаем сразу, если есть большая цель. Человек большой цели знает свой путь.
Человек, не имеющий большой цели, не знает своего пути. Это непутевый человек. Ведь он ставит только цели, достижимые при жизни.
Наметь дату своей смерти
Человек написал дату своей смерти.
Далекая она, эта дата. Потому что он должен быть вполне уверен, что не проживет дольше. Он боится ошибиться.
Это трагедия, когда большая цель достигается при жизни. Большая цель оказывается мелкой, и жизнь теряет смысл.
Хотим ли мы того, чего мы хотим?
Я всегда помню о ней, дате смерти.
Человек, увидевший путь, не хозяин своей судьбы.
Теперь путь выбирает его.
Теперь путь диктует ему, что делать и чего не делать. Путь управляет им. Путь – великий менеджер.
Привести пример большой цели?
Тогда я должен взять вас за руку, повести за собой в лес и показать то большое дерево, на которое забрался мальчик.
Вы действительно хотите того, чего вы хотите?
Мы не знаем, кто стар и кто молод
Князь решил дать коню отдых и напоить его. И спустился к берегу реки, где старый рыбак ловил рыбу. Старику было восемьдесят лет.
Похожая притча
Однажды одному царю
Бродяга петушка вручил,
«Не просто петуха дарю,
Бойца», - сказал - и след простыл.
Но царь не знал, как петуха
Возможно превратить в бойца.
К себе он вызвал пастуха -
Известнейшего мудреца.
Пастух пас коз, овец, коров и
Легко увидел суть проблемы
И предложил для тренировки
Довольно странную систему.
Он попросил для выполненья
Своей задачи сорок дней,
Хоть царь и жаждал в нетерпеньи
Бой петухов узреть скорей.
* * *
Спустя дней десять тренировок,
Царь задаёт вопрос такой:
«Насколько стал наш Петя ловок,
Силён и смел? Готов ли в бой?»
Пастух же был в себе уверен:
«Пока не нужно торопиться,
Петух пока самонадеян
И только попусту кичится».
* * *
Другие десять дней проходят.
Царь снова разговор заводит,
И задаёт вопрос опять:
«Готов ли Петя побеждать?»
«Нет, не готов, - пастух ответил,-
Пока что чурается рук,
Пока бросается на тени
И откликается на звук».
* * *
Ещё декада миновала,
Царь вопрошает к пастуху:
«Наверно, время уж настало
В бой собираться петуху?»
«Ещё пока что не готов он, -
Пастух ответил, - наблюдай:
Взгляд ещё ненависти полон
И сила плещет через край».
* * *
На сорок первый день мудрец, предупредив царя,
Явился утром во дворец, ни свет и ни заря.
Принёс он петуха царю – готового бойца
И произнёс такую речь от своего лица:
«Мой повелитель, твой петух теперь готов к боям -
Не забияка, не хвастун и не кичливый хам.
Не растревожит его крик другого петуха.
Его осанка – результат работы пастуха.
Сила и воля в нём слились, спокойствие и дух,
На его вызов не посмеет ни один петух
Откликнуться, чтобы принять достойно честный бой.
Увидев твоего бойца, сбежит петух любой.
Как будто высечен он весь из цельного куска
И предназначен для охраны царского конька.
А если утром он вскричит своё «Ку-Ка-Ре-Ку»,
То лучше встать, а то оглохнешь лёжа на боку».
Свидетельство о публикации №110060701414 Рецензии
Царю однажды фарт нагрянул:
бродяга петуха вручил на славу!
И тут же, как всегда, мудрец - по плану.
"Свинтил" бойца! (Чтоб научить холявно)
И ждёт хозяин мудреца, надеясь.
Да только съел тот петуха -
боец не вышел!
:)))
Но это уже совсем другая история. только в чём суть? Начало вроде то же,
а идеи не видно.
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+
Читайте также: