Смотреть притча о десяти девах

Обновлено: 02.05.2024

Что из себя представляет притча о десяти девах? На первый взгляд – да что здесь особенного?! Это же не какие-то там пророчества Даниила или Откровение с их загадочными зверями, цифрами. Здесь, казалось бы, все весьма прозрачно. Но не тут-то было! Оказывается, есть нюансы в комментариях разных толкователей на эту притчу, которые и между собой не согласуются и противоречат контексту самой притчи. Вся эта не состыковка побудила меня обратить особое внимание на эту притчу. Вы скажете: «Ну, вот нашелся еще один комментатор, а почему именно его толкование правильное»? Нет, нет, я не претендую на то, чтобы называть этот комментарий моим. Пусть это толкование будет народным. Я веду мысль по Библейскому пути, нанизываю логическую цепочку, а вы, народ, читающий, мыслящий и правильно анализирующий, приходите сами к выводу. Согласны? Тогда начали.

Начнем с самых первых слов этой притчи:

1 Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху (Матф:1:25).

Дело в том, что самое первое слово «тогда» - это когда? В момент Второго Пришествия Христа? В общем-то это так, но основные события разворачиваются накануне Его Пришествия, а не в сам момент Пришествия; и главная идея опирается на то, что еще до Пришествия следует запастись «маслом». На древнегреческом это слово «тогда» звучит: «тОтэ». Каково его значение? Да, одно из значений этого слова: «в то время, тогда». А вот еще одно значение: «тогда, в таком (этом) случае». И в том и в другом варианте присутствует слово «тогда», но в одном из вариантов характерен оттенок того, что это произойдет в какое-то то (далекое) время. В другом - слово «тогда» имеет смысл «в таком случае». На каком значении остановились бы вы?

Давайте посмотрим контекст. А полный контекст – это 24 и 25 главы Матфея. В 24 главе начинается речь Христа, а в 25 она заканчивается. До 24 и после 25 глав – мысль совершенно иная. В 24 главе Христос отвечает на вопросы учеников. Зацепка этой мысли началась со слов:

1 Когда Иисус, выйдя из храма, стал уходить, ученики остановили Его, чтобы показать Ему храмовые строения.
2 Он же сказал им: «Вы видите все это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне, все будет разрушено».
3 Когда Иисус сидел на Масличной горе, подошли к Нему ученики. Пользуясь моментом, что посторонних рядом нет, они спросили: «Скажи нам, когда это произойдет? И какое знамение предвозвестит пришествие Твое, и когда наступит окончание века?» (Матф. 24:1-3).

И дальше в 24 главе Он рисует картину событий, предшествующих Его возвращению. Хотя в этой главе и затрагивается элемент самого Пришествия, но основная мысль - приготовление к этому дню и коварные замыслы дьявола, которые будут проявляться в период между двумя Его Пришествиями и особенно накануне самого Второго Пришествия.

Хорошо, а что же означает само Царство Небесное, о котором здесь говорится? Цитирую еще раз текст: «Тогда (в таком случае) царство Небесное будет подобно десяти девам». Давайте начнем с того, что из себя представляет «Царство небесное», а потом поговорим и о девах. Заметьте, что о Царстве Небесном говорится, что оно «подобно девам» и оно существует, в таком случае, уже и тогда, когда они вышли встречать жениха. Это Царство продолжалось и тогда, когда они спали. Давайте разберем этот нюанс:

Это выражение, «царство Небесное», употребленное Матфеем, встречается более 30 раз в Новом Завете, вместо более употребительного выражения «царство Божье», которое сам Матфей употребляет пять раз, и оно используется и другими авторами Нового Завета. Подмена слова «Божье» словом «Небесное» соответствует обычаю Иудеев дней Христа избегать произношения имени Божья. Подобным же образом они говорили «имя Неба» вместо «имя Божье», вместо «страх Божий» - «страх Небесный», «слава Небесная» вместо «слава Божья».

«Царство Небесное» или «царство Божье» было темой проповеди Иисуса. Он учил молиться: «Да наступит Царство Твое» (Матф.6:10). Многие из Своих притчей Он начинал словами «Царство Небесное подобно [или уподоблено]» (см. Матф. 13:24, 31, 33, 44, 45, 47). Его Евангелие было благой вестью о Царствии (гл. 4:23); и т. д. Его ученики были «детьми Царствия» (гл. 13:38). Отец благоволил дать им Царство (Лук. 12:32), которое они имели унаследовать (Матф. 25:34). В этой жизни христианин должен сделать это Царство главным предметом своей привязанности и великой целью жизни (гл. 6:33). Когда Он послал двенадцать, то повелел им «проповедовать Царствие Божье». Иоанн провозгласил приближение Царства Божья (Матф. 3:2). Иисус также объявил, что царство «близко при дверях» (гл. 4:17), и повелел Своим ученикам, посылая их на проповедь, нести эту же весть (гл. 10:7).

«Царство Небесное» было создано при первом пришествии Христа, ратифицировано оно было на Голгофе. Иисус Сам был Царем, и верующие в Него становились его гражданами. Территорией царства были сердца и жизни граждан. Очевидно, что весть, приносимая Иисусом, относилась к царству благодати. Но как Сам Иисус пояснил, царство благодати является приготовлением для царства славы. Относительно последнего ученики вопрошали в день вознесения: «Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» (Деян. 1:6-7). Царство благодати было близко во дни Христа (Матф. 3:2; 4:17; 10:7), царство же славы относилось к будущему (гл. 24:33). Только тогда, когда придет Сын человеческий «во славе Своей, и все святые Ангелы с Ним», то «сядет на престоле славы Своей» (гл. 25:31).

Царство благодати и царство славы тесно связаны, это как бы две фазы одного и того же. Мы сейчас живем в царстве благодати и имеем вид на жительство в царстве славы, когда же царство славы настанет, мы станем его гражданами.

Иларий Пиктавийский пишет:

«Ибо в пяти мудрых и пяти неразумных девах утверждается полное разделение между верующими и неверными»

Я мог бы привести еще немало примеров, как древние христианские мыслители трактовали эту притчу на основании своего богословского мировоззрения. Я не буду их все перечислять. Но на самом-то деле, о чем здесь притча? Я предлагаю не выпячивать здесь кого-то и не тыкать пальцем тоже на кого-то, а просто сказать, что девы из притчи олицетворяют всех христиан, которые ожидали и ожидают Пришествие Христа. Если народ согласен, то да будет так.

Не менее щепетильным оказался вопрос и о масле в светильниках, да и о значении самого светильника. Что нам далеко ходить к Златоусту, к Лопухину, у нас достаточно своих богословов высшей богословской категории, от комментариев которых, ну, как бы мягко выразиться, стыдновато.

Давайте прежде всего посмотрим на принцип толкования притч. Притча чем-то схожа с басней, но в чем-то они совершенно разные. Их разность заключается в том, что в басне роль играют животные и птицы, но олицетворяют они людей; и еще в каждой басне есть в конце резюмирующая мораль. А в притче берется реальная или вымышленная история, и здесь, в отличие от басни, морали нет, она не выявлена, ее надо найти самому, хотя некоторые притчи Христос «разжевал» во всех деталях, но многое еще оставалось до конца непонятным. И еще один принцип толкования притчи: не стремитесь всем деталям притчи дать определенное значение, в каждой притче заложена какая-то концепция, и ее надо уловить и перевести ее в реальную жизнь, и вот тогда вырисуется: «Мораль сей притчи такова…».

Еще одна особенность не только притч, но и любого Библейского иносказания: не следует искать одного шаблонного значения на все случаи. Например, в одном случае Христос представлен образно, как «Агнец» - (Ягненок, Барашек), в другом случае – Он же представлен в образе Льва. Светильники в одном случае могут иметь одно значение, а в другом – другое. А как в отношении масла, в данном случае, того масла, которое девы заливали в свои светильники? Если взять симфонию и выбрать все слова о масле, то мы, естественно столкнемся с Духом Святым. Ну, в общих чертах, это так, но вот формулировку здесь надо подбирать правильно и не торопиться высмеивать тех, кто берет аналогию масла с Духом Святым. Чтобы у нас в голове не заклинило от этой формулировки, я предлагаю ни в коем случае не смешивать символ с его значением. В примере с маслом: не масло – это Дух Святой; и не Дух Святой – это масло, а правильной формулировкой будет словосочетание: масло является символом Духа Святого. Один видный богослов, ну, очень уж эмоционально раскритиковал этот образ, он заявил примерно так: «Мы что, Дух Святой литрами будем измерять»? А другой богослов смачно растолковывал, что Дух Святой – это не что, а Кто; и как можно не чего, а Кого иметь больше или меньше? Я считаю, что это наивысший богословский примитивизм. Это самое элементарное неумение лавировать в лабиринте богословского символизма.

Я приведу самый простой пример словосочетания из обычной нашей жизни. Без зазрения совести мы говорим: «Солнце село», «солнце встало», «солнце закатилось». Это правильно или нет? Народ, ваше мнение. С астрономической точки зрения это полный абсурд, и здесь можно до конца отпустить вожди критики и очень смачно, и эмоционально пустить по ветру критики эти выражения. Ну, разве это не так? Неужели солнце встает? Разве оно садится? Куда на стул, поправив свое платье? Или оно катится, катится, словно мяч на футбольном поле, и вдруг оно закатилось в чьи-то ворота, и у нас наступила ночь. Абсурд, но это с астрономической точки зрения. А вот с точки нормы литературного языка — это совершенно правильные обороты речи, мы к ним привыкли и применяем их в повседневной речи. И дело даже не в том, что раньше считали, что солнце вращается вокруг земли, оно все равно не садилось, не вставало, не заходило, не закатывалось. Ну, давайте призывать народ говорить каждый вечер и каждое утро примерно так: «Земля настолько провернулась на своей оси, что уже не стало видно солнца», или наоборот: «Посмотри, как земля уже достаточно много провернулась на своей оси, что уже видно солнце». А вы попробуйте так заявить, да еще в интернете на весь мир, и что о вас скажут? Да то же самое, что и о тех, кто со своей докторо-богословской высоты на весь мир заявили: «Неужели Дух Святой мы литрами будем измерять»? Или «Дух Святой, Который является не чем, а Кем, как мы можем разложить по частям, и как кто-то имеет Его больше, а кто-то – меньше»? А вы знаете, народ аплодирует в комментариях таким толкованиям и их толкователям. Мне жаль и подобного богослова, и уши слушателей. Да, солнце село, солнце встало, да, Дух Святой изливается, и в малой, и в большей мере. Или я что-то не так сказал? Нет, нет, это не я, так говорит Священное Писание. Приведу некоторые примеры:

«И будет после того, изолью от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения» (Иоиль 2:28). «И не буду уже скрывать от них лица Моего, потому что Я изолью дух Мой на дом Израилев, говорит Господь Бог» (Иез. 39:29).

Эти выражения образные и соизвольте и понимать их также образно. А чтобы понимать язык образов и уметь эти образы в голове трансформировать в реальность, надо что? А я процитирую текст Писания:

18 Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть (Откр 3:18).

Кстати, это тоже символ и не только. Подобно тому, как Закон Божий Христос разложил на две основные части: любовь к Богу и любовь к ближнему (Лук. 10:27). Так и Иоанн в вести к Лаодикийской церкви дал ответ в трех компонентах на вопрос, что такое «получить Духа Святого в полной мере». Нужно купить золото, и притом, не тогда, когда жених уже придет, тогда уже поздно будет его покупать. Необходимо одеться в белую одежду, чтобы тебя не выгнали с брачного пира (Матф.22:12); а чтобы понимать небесное, которое дано нам также в символах, что надо? Народ, я вас не слышу. Да, правильно, нужно глазной мазью помазать глаза. И тогда мы притчу, в данном случае, о десяти девах, не будем раскладывать на детали: что означает девственность дев, а почему жених пошел в дом невесты, а кто такая невеста, а почему жених задержался в доме невесты, а кого означает свита, которая его сопровождала? Мы уловим в притче основную концепцию: НАДО ВСЕГДА БЫТЬ ГОТОВЫМИ К ПРИШЕСТВИЮ ХРИСТА. Аминь? Народ, не слышу ваши голоса. Вы согласны? Тогда воистину Аминь.

Мы в контакте

Вопросы и ответы

Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?

— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, .

Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?

— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало .

Какой была подготовка к причастию у первых христиан?

— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, .

Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?

— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые .

© 1999-2021 Екатеринбургский епархиальный Информационно-издательский центр

Все материалы интернет-портала Екатеринбургской епархии (тексты, фотографии, аудио, видео)
могут свободно распространяться любыми способами без каких-либо ограничений по объёму и срокам
при условии ссылки на источник («Православная газета», «Радио «Воскресение», «Телеканал «Союз»).
Никакого дополнительного согласования на перепечатку или иное воспроизведение не требуется.

Дорогие друзья

Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.

Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!

Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Похожая притча

Чтобы как можно тверже запечатлеть в сердцах учеников те великие истины, о которых Господь беседовал с ними, Он рассказал им еще две поучительные притчи: о десяти девах и о талантах. «Эти притчи сходны с прежней притчей о рабах верном и неверном, расточавшем имение своего господина. Все эти притчи, хотя и различным образом, направлены к одной цели: чтобы мы старались подавать милостыню и помогать ближнему во всем, в чем только можем, так как иначе нельзя спастись. Но в тех притчах говорится вообще о всяком благодеянии, которое мы должны оказывать ближнему. А в притче о девах говорится, в частности, о денежном подаянии. В той притче осуждается на мучение раб, который бьет товарищей своих, пьет с пьяницами, расточает и губит имение господина своего; а в этой и тот, кто не старается о пользе ближнего и не делает щедрого подаяния бедным от имущества своего» (свт. Иоанн Златоуст). ТОГДА, в великий судный день, когда Господь внезапно явится обличителем лицемеров и неверующих, тогда Он и самих верующих в Него подвергнет последнему испытанию и, смотря по тому, выдержат ли они это испытание, или нет, Он их примет или отвергнет – уже навсегда. Тогда ПОДОБНО БУДЕТ ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ, Церковь Христова, сущая на земле, ДЕСЯТИ ДЕВАМ (в то решительное время с членами Церкви Христовой произойдет то же, что случилось с десятью девами, приглашенными на брачный пир), КОТОРЫЕ, ВЗЯВ СВЕТИЛЬНИКИ СВОИ, ВЫШЛИ НАВСТРЕЧУ ЖЕНИХУ, т.е. приготовились встречать жениха, который должен был ночью прийти в дом тестя за своей невестой.

Всегда будьте готовы встретить Его, ибо Он придет внезапно – для тех, кто доживет до Его пришествия – со всей славой Страшного Суда Своего, а для тех, кто не доживет в теле до сего дня судного, Он придет внезапно в час смертный, вслед за которым наступит и суд для души. Эта притча, как и все другие, взята Спасителем нашим прямо из жизни и потому должна была произвести особенно сильное впечатление на апостолов. По обычаю восточному жених, после сговора, одетый по праздничному, в сопровождении друзей, отправлялся в дом невесты, которая, также в лучших нарядах, окруженная своими подругами, ожидала его прибытия. Обычно торжество происходило ночью, и потому жениха встречали со светильниками. Затем жених и невеста, со всеми участниками торжества, при шумных ликованиях, с пением и музыкой, шли в дом жениха, где пир обыкновенно продолжался до семи дней. Обычаи на Востоке сохраняются неизменно в продолжение тысячелетий; путешественники рассказывают, что и теперь там совершаются браки с теми же обрядами, как и во времена Христа Спасителя. «При одном браке индусском, где и я был, – говорит один миссионер, – жених посещал свою невесту. В полночь, после того, как его прибытия ожидали часа два или три, возвестили о его приближении словами почти евангельскими: «вот, жених идет, выходите навстречу ему!» Каждый спешил зажечь свой светильник, который держал в руках, и занять свое место в процессии. Многие растеряли свои светильники и некогда было искать их, потому что шествие приближалось к дому невесты. Все общество взошло на крыльцо, убранное и великолепно освещенное, где ожидали их другие родственники и друзья в праздничных одеждах. Жених, несомый своими спутниками, помещен был на великолепном седалище посреди собрания. Через некоторое время все вошли в дом, двери которого были тотчас затворены и их охраняли стражи. Я и другие со мной тщетно просили этих стражей – пустить нас туда. Никогда величественная притча Спасителя не поражала меня более, как в ту минуту, когда затворились двери». Еще ветхозаветные пророки неоднократно пользовались образом брака для выражения тесного единения Бога с народом Израильским. В Новом Завете нередко употребляли тот же образ и Предтеча Христов, и Сам Господь, и святые апостолы. Поэтому в притче под образом брака – Его соединение с верующими в блаженной вечности. «Но почему Господь в этой притче представляет не просто какое-либо лицо, а именно дев? – вопрошает святитель Златоуст и отвечает: – Он превознес девство, когда сказал: «есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит» ( Мф. 19:12 ).

Девство, по природе своей, – великое дело; это видно из того, что как в Ветхом Завете оно не было хранимо даже святыми и великими мужами, так и в Новом не поставлено в необходимый закон. Христос не дал о нем заповеди, а предоставил его произволению слушающих. Поэтому и Павел говорит: «Относительно девства я не имею повеления Господня» ( 1Кор. 7:25 ). Я хвалю того, кто хранит девство, но не принуждаю того, кто не хочет быть девственником, и совет не делаю законом. Итак, поскольку девство есть дело великое, и многие имеют о нем высокое понятие, то чтобы кто, храня его, не предался беспечности, так, как бы уже все исполнил, и чтобы не стал нерадеть о прочем, Иисус Христос приводит эту притчу, которая может убедить в том, что имеющие девство и все другие добродетели, но чуждые дел милосердия, осуждаются вместе с людьми прелюбодейными, и весьма справедливо: одними обладает плотская страсть, другими сребролюбие. Но плотская страсть и сребролюбие не равны между собой в силе; первая сильнее и мучительнее. Поэтому, чем слабее противник, тем непростительнее побежденные им девы. За это-то Иисус Христос и называет их юродивыми; они, совершив большой подвиг, за несовершение меньшего лишились всего». Впрочем, девство в этой притче Христовой означает не одну только чистоту телесную или целомудрие; в смысле духовном под именем девства должно разуметь исповедание чистой веры христианской, как наоборот, – ересь и богоотступничество можно уподобить нарушению девства. В этом смысле девы в притче означают всех, православно верующих во грядущего судить живых и мертвых Господа нашего Иисуса Христа, всех, ожидающих Его пришествия и надеющихся получить жизнь вечную. Но не все православно верующие живут согласно с той верой, какую исповедуют устами: одни живут по заповедям Божиим и являют веру свою в делах добрых: это девы мудрые; другие остаются христианами больше по имени, чем по душе, живут беспечно, если и делают какое добро, то делают его без участия сердца; это девы юродивые, безрассудные. О, как много среди нас таких полухристиан. В том-то и опасность для них, что они думают о себе: «Мы не то, что язычники, в Бога неверующие, мы и веруем по-православному, и делаем кое-что доброе: неужели Господь нас отвергнет? Есть много людей похуже нас». И в своей беспечности они предаются духовной дремоте, забывая, что у неимущего отнимется и то, что он думает иметь, отнимется и та малая частица благодатных даров Божиих, которая, по милосердию Божию, еще не утрачена ими. Их храмина строится на песке; семя слова благодатного падает у них на каменистую почву, и они кончают жизнь в этом духовном нечувствии.

Что же означают светильники и елей в сосудах? Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Светильниками называет Он здесь самый дар девства, чистоту святости, а елеем – человеколюбие, милосердие и помощь бедным». Пока мы живы, пока смерть не похитила нас, возьмем светильники благих дел в свои руки, да исполнится на нас слово Христово: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» ( Мф. 5:16 ). Если мы, согласно с апостолом Иаковом, назовем веру телом, а дела душой, то в этой притче вера есть светильник, а добрые дела – елей в сосудах. А если, согласно с апостолом Павлом, будем думать, что добрые дела только тогда Богу приятны, когда они одушевлены верой и любовью, тогда дела – светильник, а любовь и вера – елей, питающий его. Блаженный Августин говорит: «У мудрых дев елей истинный – смиренная любовь к Богу; у глупых – неистинный – это людская похвала, которая прекращается с концом жизни человеческой». Жених умедлил: этим Господь прикровенно показывает, что нельзя ожидать Его Второго пришествия в скором времени. Что же означает: «. задремали все и уснули!» «Это не значит, по слову епископа Михаила, что при Втором пришествии Христовом все христиане уснут, т.е. окажутся небодрствующими, безпечными, холодными к вере, а указывает лишь на постоянную обязанность христиан бодрствовать, быть готовыми к сретению Господа, или же сон означает здесь смерть». «Но в полночь раздался крик». Это вопль, о котором говорит апостол Павел: «при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией» ( 1Фес. 4:16 ), Господь «сойдет с неба» , сойдет в сопровождении Ангелов, друзей Небесного Жениха, ведя с Собой невесту – торжествующую Церковь святых Божиих, и ожидая приветствия со стороны Церкви, еще воинствующей на земле. Крик раздался в полночь: Иудеи верили, что Мессия придет внезапно, в полночь, подобно тому, как их предки вышли из Египта в полночный час. Через эту полночь весьма живо изображается внезапность дня Господня, который придет как «тать ночью». Если изменяют нам собственные наши дела, то ничто не может помочь нам, даже хотя бы и изъявляли на то свое желание. Так и девы ссылаются на невозможность. Это объяснил блаженный Авраам, когда сказал: «между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут..». ( Лк. 16:26 ). «Пойдите лучше к продающим и купите себе». Кто эти продающие? Бедные. Где они? Они здесь, и только теперь можно находить их, а не после. Поэтому не трать напрасно своего имущества на роскошь и для пустой славы, потому что там много для тебя нужно будет елея.

Кто зажигает свечу для другого, тот не истощает света своей свечи; но ничто не может передать другому того, что составляет неотъемлемое достояние его души, не может передать доброты своего сердца, чистоты совести, святости. Мудрые девы не воображают, что у них есть какой-либо избыток, который, как не нужный им самим, они могли бы отдать другим; счастливы они, если их собственные светильники горят так светло, что они могут войти в радость брачного чертога. «Слова: «чтобы не случилось недостатка и у вас и у нас» показывают, что здешние труды наши весьма малы в сравнении с тамошним воздаянием» (преп. Ефрем Сирин). Поэтому ложно учение католиков о каких-то сверхдолжных заслугах святых Божиих. На суде Божием «и. праведник едва спасается» ( 1Пет. 4:18 ). «Юродивые девы пошли купить елея, но не получили никакой пользы: этим Иисус Христос показывает, что хотя бы мы сделались человеколюбивейшими по смерти, это не избавит нас от мучения. Для них безполезно было и самое усердие, потому что они не здесь, но там уже искали продающих. Так и богачу не принесло пользы, когда он сделался так человеколюбив, что стал пещись о сродниках своих. Тот, который проходил мимо лежащего при вратах его, спешит исхитить от геенны тех, которых уже не видит. Но все уже безполезно» (слова свт. Златоуста). «И двери затворились». .. Какие двери? Это – двери, отверстые для приходящих от востока и запада, чтобы возлечь с Авраамом, Исааком и Иаковом, в Царствии Небесном; это та Дверь, которая гласит: «грядущего ко Мне не изжену вон». Теперь она отворена, а тогда будет заперта навсегда. Убийцы приходят, и их допускают, мытари и блудницы приходят, и приняты, и дверь для них не закрывается, ибо Христос прощает всех кающихся. Но что говорит Он затем? «И двери затворились». .. Ничье раскаяние, ничья молитва, ничьи вздохи не будут услышаны. Заперта дверь, принявшая Давида после прелюбодеяния и человекоубийства, не только не отвергнувшая Петра после его троекратного отречения, но и даровавшая ему ключи Царствия. Дверь затворена и слышится грозное: «не знаю вас». Я отвергаю вас, ибо вы не хотели знать Меня, Я не приемлю такой любви, которая не соединяется с милосердием к Моим возлюбленным: «отойдите от Меня, делающие беззаконие» ( Мф. 7:23 ). Участь безрассудных дев решена навсегда и двери для них не будут открыты никогда. «Царство Небесное, по выражению блаженного Августина, есть место, куда враг не входит, и откуда друг не исходит». «После многих усилий, – говорит святитель Златоуст, – после великих трудов, после жестокой брани и побед над сильными влечениями природы, девы, со стыдом потупив взоры, отошли с угасшими светильниками. Ничто так не омрачает девства, как недостаток милосердия».

Предостерегая нас от такой участи, Господь говорит: «. бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа». «Видишь, – говорит святитель Златоуст, – как часто Иисус Христос повторяет эти слова, показывая, что неведение смертного часа полезно для нас. Где же теперь те, которые ведут жизнь безпечную и грозят: «Мы при кончине все оставим бедным». Пусть услышат они эти слова и исправятся. Многие, быв похищены внезапной смертью, не успели даже объяснить свою волю родственникам». Безвестен день смерти для каждого, ибо «Тот, Кто обещает кающимся прощение, не обещал согрешающему завтрашнего дня». А потому будем чаще повторять в своем сердце умилительную песнь церковную: «Се, Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща; недостоин же паки, егоже обрящет унывающа: блюди убо, душе моя, да не сном отяготишися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися, но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят, еси, Боже, Богородицею помилуй нас!» (Тропарь Великого Понедельника).

Похожая притча


Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Последние телепередачи

Хлеб жизни (Ейск). 5 октября

5 октября. Иисус, начиная Свое служение . был, как думали, Сын Иосифов, Илиев . Адамов, Божий

5 октября. Священномученик Фока, епископ Синопский

Читаем Апостол. 5 октября

Этот день в истории 5 октября

Читайте также: