Притча познай самого себя

Обновлено: 14.11.2024

«Познай самого себя, и ты познаешь богов и Вселенную».

Философ Хилон из Спарты, живший в VIв.до.н.э. развил известную максиму: «Познай себя», написанную на стене храма Аполлона в Дельфах.

Познай себя - «Носцэ тэ ипсум» - (Nosce te ipsum), - так звучит это изречение на латыни, или: «Гноти сэ аутон» - в греческом оригинале.

Этот афоризм входил в Собрание из 147 Дельфийских максим, считался главным и стал самым популярным. Возможно, копилка мудрых мыслей была наполнена усилиями семи Греческих мудрецов, как и свидетельствовал Платон. Но скорее всего мудрые истины, открывавшиеся в разное время думающим людям, были собраны мудрецами в сборник для дальнейшего просвещения народа.

Заповедь Дельфийского оракула: «Познай себя» могла быть

начертана на стене Дельфийского храма неизвестным умником.

Граффити, как феномен культуры, существовал во все времена.

Сократ выпустил этот афоризм в жизнь, как выпускают на свободу птицу, которая, не зная благодарности к тому, кто распахнул окно устремляется в мир.

Сократ использовал эту мысль часто и широко, но наиболее наглядно она подается Платоном в Сократическом диалоге «Алкивиад Первый».

Собеседник Сократа - реальный исторический персонаж Vв до н.э.

Пелопоннесской войны (431-404 гг.до н.э.), и даже спасать друг другу жизнь.

Сократ начинает диалог с обличения: Алкивиад горд и высокомерен.

Он знатен, богат, его опекуном является сам Перикл.

«Все это время я примечал, как ты ведешь себя по отношению к твоим поклонникам… не было среди них ни одного, которого ты не отвадил бы своей высокомерной гордыней».

«Причину твоего высокомерного превосходства я тебе сейчас объясню. Ты утверждаешь, что тебе не нужен никто из людей: мол, присущее тебе величие – как телесное, так и душевное – таково, что ты ни в ком не нуждаешься. Ты считаешь, что ты – первый среди людей по красоте и росту, причем для каждого очевидно, что это правда». (104,b).

Уклониться от диалога, а по сути дела, от спора, Алкивиад не мог. Ораторское искусство в то время являлось важнейшим из искусств.

Алкивиад вступает в спор: «Говори же, почтеннейший; я готов тебя выслушать».

Метод Сократа: сохраняя инициативу вынуждать собеседника отвечать на поставленные вопросы. В ходе диалога собеседник волей-неволей должен признать свое невежество. Если собеседник недалек, на этом диалог мог быть закончен, но Алкивиад способен следить за мыслью Сократа, и увлекаемый мудрецом, приходит к принятию той максимы, которую философ изначально хотел донести до сознания юноши.

Сократ давно наблюдал за Алкивиадом, теперь он вырос, и душевное расположение Сократа к нему побуждает философа помочь юноше в поиске истины.

«Сократ: . ты намерен в самый короткий срок выступить перед афинянами со своими советами. Итак, если бы в тот миг, как ты собирался взойти на трибуну, я остановил бы тебя и спросил: “Алкивиад, о чем же… ты намерен давать им советы? Видимо, о вещах, известных тебе лучше, чем им?” – что бы ты мне ответил?

Алкивиад: Я конечно же сказал бы, что о вещах, более известных мне, чем им».

Сократ умело ведет диалог и доказывает юноше, что он не имеет ни малейшего представления о тех предметах, в которых собрался быть экспертом и советчиком.

«Государственные дела», «справедливость и несправедливость», «война и мир». Прежде чем наставлять других в этих вопросах, надо стать в них знатоком.

«Сократ: Ты ведь признаешь, что и относительно справедливого и несправедливого, прекрасного и безобразного, хорошего и дурного, полезного и бесполезного ты колеблешься в своих ответах? И не объясняются ли твои колебания тем, что всего этого ты не знаешь?

Алкивиад: Я с тобою согласен». (117,b).

«Вот ты и бросаешься очертя голову в политику раньше, чем успел этому обучиться. Но ты в этом не одинок; то же самое происходит со многими, берущимися за дела нашего государства, и можно назвать лишь несколько исключений, к которым, возможно, относится и твой опекун Перикл». (118,b).

Доказав Алкивиаду, что он еще не готов к роли лидера, Сократ дает юноше совет, как продвигаться на том поприще, которое он избрал:

“Послушай же, милый, меня и того, что начертано в Дельфах: познай самого себя”. (124,b).

С этой максимы начинается путь каждой личности.

Это важно знать, как тому, кто готовит себя к общественному служению, так и каждому человеку, вне зависимости от избранной им сферы деятельности, собственного темперамента и характера.

Успех, благоденствие, продуктивность - все проистекает из степени познания себя.

Даже для того, чтобы просто быть счастливым, человек должен понимать себя, иначе он обречен всю жизнь преследовать ложные цели и сталкиваться с разочарованием.

Тот, кто хотя бы раз приходил собеседование, скажет, что наименее приятным для соискателя может стать предложение: расскажите о себе. Для работодателя обычно готовят краткий перечень своих навыков, умений и положительных качеств.

А если поставить вопрос так: что ты о самом себе знаешь?

Ответ честный и обстоятельный займет немало времени. Ответ общий составится из нескольких предложений или характеристик.

Растерянность не удивительна. Человек многогранен. О какой грани его личности идет речь? В какой сфере искать характеристики: физической, духовной или общественной. В идеале эти сферы должны существовать в гармонии, но зачастую, они спорят с собой, заставляя человека пребывать в растерянности. У человека не всегда хватает сил собраться и отрегулировать забуксовавшую часть механизма, призванного работать в полном согласии.

Психология по сравнению с философией - наука-новичок. Но и она уже накопила опыт, разжилась множеством теорий, и для человека, ставшего на путь самопознания, готова предложить помощь.

У каждого человека к моменту взросления уже должен быть сформирован

образ «Я», т.е., совокупность знаний и представлений о самом себе, о своих внешних и внутренних качествах.

Свое внутреннее «Я» человек демонстрирует посредством внешних проявлений. А внешняя сфера может, в свою очередь оказывать воздействие и закрепление черт внутреннего «Я».

Когда речь заходит о счастье, многие имеют в виду счастливые мгновения редкие и кратковременные. Однако мы можем судить о счастливой и несчастливой жизни человека в целом.

Залогом счастливой жизни многие психологи считают избранный индивидом путь самореализации, стремление к саморазвитию.

Хорошая новость: никогда не поздно вступить на этот путь.

Залог успеха: познание себя. Познакомившись с сильными и слабыми сторонами своего «Я», остаётся приложить усилия к саморазвитию.

Прежде всего стоит обратить внимание на свое душевное состояние и духовную наполненность. Есть проблемы? Начинаем их решать.

Оцениваем разнообразие и достаточность своей эмоциональной сферы.

Почти у всех современных людей эмоциональная палитра не богата.

Почему так? Тема отдельной статьи и не одной. Насколько адекватно мы оцениваем мир и людей? Ну и конечно: совесть, нравственность, физическая чистота - эти категории никто не отменял. В результате все должно быть приведено в норму.

Похожая притча

Это могло произойти либо из-за того, что с Вашего адреса идут некорректные обращения к сайту, либо по ошибке. Чтобы восстановить доступ к сайту, свяжитесь пожалуйста с нами через эту форму и укажите там свой ip-адрес: 178.186.77.42

Похожая притча

Это могло произойти либо из-за того, что с Вашего адреса идут некорректные обращения к сайту, либо по ошибке. Чтобы восстановить доступ к сайту, свяжитесь пожалуйста с нами через эту форму и укажите там свой ip-адрес: 178.186.77.42

Похожая притча

Было три трудолюбивых монаха. Один из них избрал для себя дело — примирять ссорящихся между собой людей. Другой — посещать больных. Третий удалился безмолвствовать в пустыню.

Первый, трудясь по причине ссор между людьми, не мог излечить всех, и, со скорбью придя к посещавшему больных, нашёл его также ослабевшим и не старающимся об исполнении своего обета. Согласившись, оба они пошли к пустыннику, поведали ему печаль свою и просили сказать им, что доброго сделал он в пустыне. Немного помолчав, пустынник влил воду в чашу и говорит:

— Смотрите на воду.

А вода была мутная, так что ничего не было видно в ней. Спустя немного времени он опять говорит:

— Смотрите, теперь вода устоялась.

Как только они посмотрели в воду, то увидели свои лица, как в зеркале. Тогда он сказал им:

— Так бывает и с человеком, живущим среди людей. От смущения он не видит грехов своих. А когда он безмолвствует, и особенно в пустыне, тогда видны его недостатки.

Читайте также: