Вечные истины в сказке понятие о притче
Обновлено: 14.11.2024
На современном этапе развития человеческого общества образование признается национальным приоритетом государства, мощной движущей силой его экономического роста. Стране нужны граждане, с одной стороны, современно образованные, предприимчивые, конкурентоспособные на рынке труда, с другой - с развитым самосознанием, духовностью, культурой, обладающие чувством долга и ответственности.
Процесс становления личности связан с приобщением к общечеловеческим ценностям. Одним из их источников - устное народное творчестве (фольклоре), представленное в виде пословиц и поговорок, библейских историй, притч и сказок, песен, мифов и преданий, и нет оснований полагать, что они потеряли свою значимость в современной жизни. Напротив, они дают верную ориентацию и наполняют смыслом бытие. Ценности народа пережиты, проверены в критических ситуациях и составляют основу мировой культуры.
Актуальность изучения жанра притчи состоит в том, что он позволяет в хаотическом многообразии знаний как научного, так и ненаучного характера найти свою духовно-нравственную позицию, оформить свое личностное отношение к миру, позволяет выделить в море информации нечто весьма существенное для познания. Задача исследования эффективных путей формирования идеалов и способов передачи культурных и, в частности, нравственных ценностей остается актуальной. Всегда существует сложность передачи социального опыта старшего поколения подрастающей смене: любви, к миру, к самому себе, к окружающим. Общечеловеческим ценностям невозможно научиться таким же образом, каким можно научить математике, физике, географии и другим наукам. Объяснения и теории в данном случае не всегда действенны, важнее здесь эмоциональное воздействие на ребенка.
Притчи по сей день остаются для нас прекрасным и эффективным средством приобщения ребенка к опыту человечества. Притчи являются величайшим достижением культур разных народов, в то же время в них сконцентрирована общечеловеческая мудрость, накопленная людьми за многие века. Большинство притч как жанра родственного сказке не имеет авторов-создателей, являясь безымянными, представляя собой продукт коллективного творчества тех или иных этносов.
«Поучение в примере», такое определение слово «притча» можно найти в словаре В.Даля. [2, С.97]. Древнейшее назначение притчи - быть афоризмом, изречением житейской мудрости, наставлением и поучением на жизненной дороге. Это весьма близко к толкованию современного литературоведения: притча — небольшой нравоучительный рассказ в иносказательной форме.
Притче обычно свойственна философская или религиозная проблематика. С этим, как правило, связан и более высокий стиль притчи.
Любимые темы притчи - правда и ложь, жизнь и смерть, человек и Бог.
Притчи содержат воспитательные идеалы не определенной исторической эпохи, а общечеловеческие ценности, значимые на протяжении всей истории человечества: любовь, позитивное мышление, веру в собственные силы, красоту, жизнь, добро, счастье, истину. Поэтому содержательная часть, ценности притчи могут рассматриваться как уникальное народное средство воспитания. Способствует повышению интереса к притчам их особая структура, характерная и для анекдота. Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева[6, с.25] определяет анекдот как короткую форму притчи или басни, построенный на абсурде или нестереотипной реакции. Поэтому характеристики структуры анекдота, данные Э.Боно[1, с.203], подходят и для притчи. «Юмор - великолепная модель нестандартного мышления. Пока нам рассказывают анекдот, наше мышление продвигается по главному пути. Внезапно в кульминационный момент перебрасывает нас на боковую дорожку. Очутившись на ней, мы можем наблюдать «логическую» связь. Такое внезапное переключение восприятия будет более сильным, если оно основано на эмоциях, предрассудках или злободневных событиях». Именно этот прием, используемый и в притчах, приводит к необходимости не простого восприятия причти, а глубокого осмысления.
Этому же способствует и метафоричность притчи. «Метафора - незаменимое орудие разума, форма научного мышления», - замечает Ортега-и-Гассет[12, 11]. И.И.Скрипюк[8, 28] считает, что в контексте обучения «метафора может стать тем мощным и творческим инструментом описания ситуации или проблемы, предлагающим альтернативу, поможет увидеть ситуацию в другом свете и, вероятно, укажет дополнительные (а иногда и новые) способы устранения трудностей». Метафоричность помогает увидеть сходство между описываемой ситуацией и собственными проблемами. Тот же автор замечает, что метафора - динамический, личностный образ, побуждающий к действию; кроме того, предоставляет пищу для размышления о нашей жизни и возможности ее изменить.
Итак, назначение притчи - быть афоризмом, изречением житейской мудрости, наставлением и поучением на жизненной дороге. Можно выделить следующие функции притчи значимые с педагогической точки зрения: социализирующая, воспитательная, развивающая, мотивирующая, вербально-образная, психотерапевтическая, креативная. Назначением этих функций является раскрытие и творческая реализация целостного потенциала становящейся личности ребенка. Любая притча ориентирована на социально-педагогический эффект. Используя воспитательный эффект притчи мы опираемся на педагогические принципы: доступности, учета возрастных особенностей, движение в познании мира от более легкого к более сложному. В целом, педагогический потенциал притч неисчерпаем. Они не только воспитывают, но и развивают образную речь, расширяют кругозор детей. Притча более информативна, чем обычная речь. Ее метафоричность побуждает к самостоятельному осмыслению, рефлексии. Щуркова Н.Е. [10, 28] замечает, что при осмысливании сказки бессознательно происходит идентификация слушателя с героями сказки. Этот же принцип можно отнести и к притче, которая «. рассказывает про каждого из нас не обижая нас».
Притчи — это не просто тексты, не просто рассказы, они чаще всего посвящены духовным аспектам жизненных уроков. Притча помогает найти ответ на важные философские вопросы: Что есть добро? Как жить в согласии с миром? Возможно ли познать истину? и т.д.
Использование притчи позволяет разрешить насущные педагогические проблемы:
1) позволяет взрослому и ребенку понять друг друга.
2) способствует активизации творческих сил ребенка и педагога.
В качестве сущностных особенностей притчи выступают: целостность, логичность, структурность, системность, проблематизация, диалектичность, оригинальность, завершенность, личностность, убедительность, общезначимость.
Притчи дают ребенку возможность соотнесения индивидуального поведения с принятыми нормами, помогают адаптации в социокультурном пространстве, помогают разрешить внутренние противоречия.
Притчи используются в сказкотерапии, наряду со сказками, баснями, анекдотами. Что нашло свое отражение в работах Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, А.В. Гнездилова, Соколова Д. Ю. Реабилитационной эффект притч основан на предоставлении ребенку возможности увидеть выход в казалось бы безвыходной ситуации, посмотреть на волнующую проблему под другим ракурсом, увидеть нечто позитивное, ощутить собственную значимость, обнаружить новые возможности, перенеся пережитые ощущения в обычную жизнь. Они позволяют приобрести чувство психологической защищенности в повседневном мире, дают возможность проиграть основные жизненные ситуации в "защищенном режиме" - через выдуманную ситуацию. Притча позволяет глубже разобраться в себе, активизировать внутренние ресурсы человека.
Все вышесказанное позволяет широко использовать притчу для осуществления воспитательной деятельности в школе. Как в учебной, так и во внеурочной деятельности. Опыт работы показывает, что притча вызывает интерес у учащихся, это подтверждается результатами анкетирования.
Цель проведенного анкетирования - выяснить, насколько жанр притчи интересен учащимся 7 классов. Детям была предложена притча «Старый осёл» и ряд вопросов, на которые они должны были ответить после ее прочтения.
- Притча учит не сдаваться при встрече с трудностями;
- Рассказывает, что нужно надеяться на самого себя;
- Говорит о том, всегда есть выход;
- Показывает, что все зависит от воли и желаний человека;
- вера в себя и людей, которые находятся рядом;
- понимание и доброта близких;
- уверенность в том, что чем больше проблем, тем сильнее и умнее человек становится;
- все разрешалось как-то само по себе;
2 человека заметили, что еще не нашли выход из сложившихся ситуаций.
98% школьников, участвовавших в анкетировании, отметили, что эта притча полезна для них. Отвечая на вопрос «Чем она полезна?», дети указывали:
- Притча помогла понять, что проблемы - это этапы на жизненном пути, так человек познает мир.
- Она показала, что все проблемы можно решить.
- Оказалось, что трудности полезны, так как приводят к жизненному опыту;
- Дала веру в то, что все будет хорошо.
- Показала, что из любой ситуации можно выйти победителем.
Шестеро респондентов заметили, что уверены в том, что эта история им в будущем пригодится.
Отвечая на вопрос «Изменилось ли Ваше отношение к проблемам после прочтения этой притчи?», 58% опрошенных школьников отмечали, что стали больше верить в свои силы и верить в то, что любую проблему можно решить.
Среди ценностей, о которых, по мнению школьников говорится в этой притче были названы: жизнь, дружба, человек, вера в собственные силы, позитивный настрой.
Анализируя результаты анкетирования, можно сделать вывод: жанр притчи интересен современным школьникам.
Притчи как источник и средство народной педагогики прошло многовековую проверку на эффективность, гуманизм в воспитании подрастающего поколения.
Притчи дают возможность передавать духовные знания, моральные ценности, правила поведения в обществе, основные жизненные сценарии и много другой важной информации. Проблематика притчи неисчерпаема. Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева[6, с.32] считает, что притча является носителем глубинной жизненной философии, т.к. притчи являются величайшим достижением культур разных народов, в то же время в них сконцентрирована общечеловеческая мудрость, накопленная людьми за многие века. Они являются одним из средств реализации аксиологического подхода в воспитательном процессе, актуализируя личностный и социальный смысл образования, реализуемый через специально организованную педагогическую среду. Жанр притчи интересен современным школьникам. И в целом, притча обладает уникальным воспитательным потенциалом, и ее использование может стать способом приобщения учащихся к нравственно-духовным ценностям человечества, служить средством адаптации школьника в социокультурном пространстве.
1. Боно Э. Учите вашего ребенка мыслить/Пер с англ.; /Э. Боно. - Мн.: ООО «Попурри», 1998. - 336 с.
2. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка / Т. 1—4. М, 1994.
4. 3инкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии/ Т.Д. Зинкевич-5. Евстигнеева. - СПб.: Речь, 2007. - 176 с.
6. 3инкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками/ Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - СПб.: Речь, 2008. - 240 с.
8. Скрипюк И.И. 111 баек для тренеров: истории, притчи, сказки, анекдоты/ И.И.Скрипюк. - СПб.: Питер, 2006. - 176 с.
10. Щуркова Н.Е. Воспитание: Новый взгляд с позиции культуры/Н.Е.Щуркова. - М.: Пед.поиск, 1997. - 77 с.
11. Энциклопедия / Сост. и общ. ред. А. А. Грицанов, Г. В. Синило. — Мн.: Книжный Дом, 2007.— 960 с.
Похожая притча
Метапредметная цель урока : формирование универсальных учебных действий учащихся, имеющих метапредметный характер.
определять учебную задачу,
работать с художественным текстом.
формировать умение вступать в диалог, высказывать свою точку зрения,
развивать умение выслушивать мнение других и работать в группе.
Тип урока : проблемный урок с использованием групповой формы работы.
Эпиграф урока :
… И вы увидите: все станет по-другому.
Антуан де Сент-Экзюпери
І . Оргмомент. Песочная анимация Елены Храмовой «Маленький принц».3 мин.
- Ребята, какие образы вы увидели на экране? Перечислите.
Роза. Маленький принц. Самолёт. Пустыня Сахара. Планеты. Звёзды.
- А что вы услышали?
Мотор самолёта. Мелодию.
_ Охарактеризуйте мелодию. Какая она?
Нежная. Добрая. Спокойная. Ласковая.
- А кому из героев она подходит, кого отражает?
Маленькому принцу, розе, писателю.
- Вы, конечно, догадались, что у нас сегодня заключительный урок по сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
Тема урока: «Уроки истины Маленького принца»
ІІ. Вступительное слово учителя. Стадия вызова.
Приглашаю вас к размышлению над самыми важными, философскими вопросами.
Слайд 1. А нашим собеседником будет добрый, мудрый человек, известный нам — французский писатель А. де Сент- Экзюпери
Слайд 2. и, конечно, главный герой его сказки загадочный Маленький принц.
- Назовите темы, которые освещает писатель в своём произведении?
Слайд 3. Обратимся к «Корзине идей» .
– взаимоотношения между детьми и взрослыми;
– тему дружбы и преданности;
– долга и справедливости;
– смысла жизни.
- Действительно, в сказке звучит много мудрых мыслей о дружбе, ответственности, о жизни и ее ценностях, об отношениях людей.
- Но актуальны ли в нашем XXI веке заповеди- истины Маленького принца? Нужны ли они нам с вами? В этом постараемся разобраться.
Слайд 4. Эпиграфом урока станут слова Экзюпери. Если вы усвоите уроки Маленького принца, то «… И вы увидите: всё станет по-другому…»
- Как вы думаете, какова цель урока?
Слайд 5. Понять и постараться усвоить уроки истины - заповеди Маленького принца. Ответить на вопрос: к чему призывает нас главный герой сказки? Чему он нас учит?
III . Работа над текстом. Стадия осмысления.
1. Характеристика героя
- Давайте мы с вами перенесемся на маленькую планету – астероид Б -612. Кто является хозяином этой планеты, расскажите о нем?
Слайд 6. - Кто такой Маленький принц? (Маленький принц жил на планете – астероиде Б-612)
- Подберите эпитеты для характеристики Маленького принца. Какой он?
Чем занят Маленький принц? (Каждый день Маленький принц чистил вулкан ы, на которых разогревал завтрак, вырывал ростки баобабов.)
Слайд 7. Почему баобабы опасны для планеты? Что они символизируют баобабы? (Баобабы – символ зла, всего плохого и дурного, что мешает человеку жить. Баобабы – это пороки, которые разрушают душу человека, а человек – это целая вселенная.)
- Какое правило твердо усвоил Маленький принц? ( « Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу приведи в порядок свою планету») Слайд 8.
- Актуальна ли эта истина для нас сегодня? Почему?
2. Характеристика розы.
Слайд 9. - Какое чудо? Как этот предмет связан с Маленьким принцем?
На планете Маленького принца растет Роза.
- Как ведёт себя Роза? Зачитайте.
Подберите эпитеты к розе, какой это цветок?
Слайд 9. (красивый и капризный цветок)
Как вы думаете, почему роза так капризна? (лишь для того, чтобы обратить на себя внимание) Почему Маленький принц покидает Розу и отправляется путешествовать? (поссорились, Маленький принц ещё не умеет любить. Он обижается на цветок, не понимая, что все капризы его лишь для того, чтобы обратить на себя внимание. Роза любит, но Маленький принц не знает, что такое любовь)
Какую мудрость постиг МП, когда покинул свою планету и оставил цветок? Цитата из текста глава VІІІ
Слайд 10. (Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать. За этими жалкими хитростями и уловками я должен был угадать нежность. Мой цветок напоил благоуханием всю мою планету, а я не умел ему радоваться. Но я был слишком молод, я ещё не умел любить”)
Итак, второй урок: «Надо судить не по словам, а по делам»
- Объясните смысл этой истины.
3. Путешествие Маленького принца
Слайд 11. Маленький принц путешествует по планетам - астероидам, где встречается с разными взрослыми людьми. Сейчас, работая в группе, ваша задача – выяснить, что являлось ценным для обитателя той или иной планеты, определить главную черту характера её обитателя и сформулировать вывод – ту истину, которую понял МП, посетив эту планету . Работая по карточке, можно использовать при ответе опорные слова из правой колонки, находить и зачитывать цитаты из книги.
4. Выступления групп, обсуждение
Слайд 12. I группа – планета короля
Фразы, которые вы можете использовать при ответе
1. Назовите планету по описанию : пурпур, горностай, восседать, подданный, мантия. Кто её обитатель?
1. По словам пУрпур, горностай, восседать, подданный, мантия мы догадались, что это планета ……..
2. Что было самым важным для обитателя этой планеты?
2. Он в каждом видел…… подданного и не может прожить минуты, не издавая приказов или постановлений.
3. Главная черта его характера?
3. Главная черта его характера – это….властолюбие.
Он величественный, эгоистичный. Неограниченная власть и беспрекословное повиновение – предел мечтаний короля.
4. Какой урок получает МП?
5. Объясни смысл этого высказывания?
«Тогда суди сам себя, - сказал король. - Это самое трудное. Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр»
Слайд 13. Итак, третий урок: «. суди сам себя»
-Что это значит, ребята? Спасибо за работу. Слово 2-й группе
Слайд 14. II группа - планета честолюбца
Фразы, которые вы можете использовать при ответе
1. Назовите планету по описанию : забавная шляпа, восхищаться, хлопать в ладоши, тщеславные люди. Кто её обитатель?
1. По словам забавная шляпа, восхищаться, хлопать в ладоши, тщеславные люди мы догадались, что это планета ……..
2. Что было самым важным для обитателя этой планеты?
2. Честолюбец хотел, чтобы им все восхищались. Он хочет быть признанным самым красивым, нарядным, богатым и умным на планете. Но на этой планете всего один человек – он сам.
3. Назовите главные черты его характера?
4.Главная черта его характера – он самовлюблённый, равнодушный, тщеславный
4. Какой урок вынес МП?
5. Объясни смысл этого высказывания?
Маленький принц удивляется самолюбованию честолюбца. Очень глупо выглядит тщеславный человек, это кажется принцу просто глупым и смешным
Тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвал . Честолюбие хорошо в разумных пределах
Слайд 15. Четвёртый урок: Тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвал . Честолюбие хорошо в разумных пределах.
Слайд 16. III группа – планета пьяницы
Фразы, которые вы можете использовать при ответе
1. Назовите планету по описанию : пустые, полные, хочу забыть, совестно, бедняга. Кто её обитатель?
1. По словам пустые, полные, хочу забыть, совестно, бедняга мы догадались, что это планета ……..
2. Что было самым важным для обитателя этой планеты?
3. Он не мог бросить ……… пить оттого, что ему стыдно за себя. В водке он находит забвение,
потому что …ему совестно пить…….
3. Назовите главную черту его характера?
4.Главная черта его характера – это….слабость, бесхарактерность
4.Что делать в подобной ситуации? Как изменить жизнь? Назовите урок, который усвоил Маленький принц.
Житель третьей планеты поверг маленького путешественника в уныние. Ему становится жаль горького пьяницу, который не может найти в себе силы вырваться из порочного круга, поэтому следующий урок – это то, что нужно найди в себе силы изменить себя
Слайд 17. Пятый урок: найди в себе силы изменить себя.
- Актуальна ли эта истина для вас, юных читателей? Докажите.
Слайд 18. IV группа планета «делового человека»
Фразы, которые вы можете использовать при ответе
1. Назовите планету по описанию : пятьсот миллионов, серьёзный, считаю и пересчитываю, запираю на ключ. Кто её обитатель?
1. По словам пятьсот миллионов, серьёзный, считаю и пересчитываю, запираю на ключ мы догадались, что это планета ……..
2. Что было самым важным для обитателя этой планеты?
3. Он занят бессмысленным подсчётом….. звёзд
Он пытается завладеть………вселенной…………….,
чтобы…… упрятать её в свой личный сейф
3. Назовите главную черту его характера?
4.Главная черта его характера – это….бесмысленность, бесчеловечность
4.Какой урок вынес Маленький принц?
Маленький принц говорит: Если он «за всю свою жизнь ни разу не понюхал цветка, ни разу не поглядел на звезду, никого никогда не любил, он не человек, он гриб».
Если человек считает своим главным достоинством то, что он серьезный и деловой, и занят только делом, его жизнь прожита напрасно
Слайд 19. Шестой урок: если человек занят только делом, его жизнь прожита напрасно. «Он за всю свою жизнь ни разу не понюхал цветка, ни разу не поглядел на звезду, никого никогда не любил, он не человек, он гриб».
Слайд 20. V группа – планета фонарщика
Фразы, которые вы можете использовать при ответе
1. Назовите планету по описанию : меньше всех, как будто рождается звезда, уговор, вращается всё быстрее. Кто её обитатель?
1. По словам меньше всех, как будто рождается звезда, уговор, вращается всё быстрее мы догадались, что это планета ……..
2. Что было самым важным для обитателя этой планеты?
потому что …………… такой уговор ………
3. Назовите главную черту его характера?
3. Главная черта его характера – это….
Ответственность, верность слову
4. Какие чувства вызывает у МП фонарщик?
Он восхищён, потому что «по-настоящему полезно, потому что красиво», в его работе есть смысл, Маленький принц мечтает подружиться с фонарщиком, он думает не только о себе, верен слову, не покладая рук трудиться для людей
5. Счастливый человек фонарщик, по мнению Маленького принца?
Да. Потому что всю жизнь быть для людей маяком – в этом счастье человека
Слайд 21. Седьмой урок: Всю жизнь быть для людей маяком – в этом счастье человека
Слайд 22. VI группа – планета географа
Фразы, которые вы можете использовать при ответе
1. Назовите планету по описанию : толстенный, путешественник, вечные вещи, кабинет, справки, учебник . Кто её обитатель?
1. По словам толстенный, путешественник, вечные вещи, кабинет, справки, учебник мы догадались, что это планета ……..
2. Что было самым важным для обитателя планеты?
3. Считает себя слишком ……………………..
важным лицом, ему некогда разгуливать. Он не выходит из своего кабинета. Но он принимает у себя путешественников и записывает их рассказы.
3. Назовите главную черту характера?
4.Главная черта его характера – это….слишком важный, не настоящий
4. Нравится ли учёный Маленькому принцу?
Сначала он кажется малышу настоящим, но очень скоро принц разочаровывается в нём, потому что тот «никогда не выходит из кабинета» и обо всём знает лишь понаслышке. Его не интересует даже собственная планета, так как он считает себя слишком важным лицом и ему некогда разгуливать. Но именно географ заставляет Маленького принца вспомнить о его недолговечной Розе, задуматься и пожалеть её. Он говорит, что цветы эфемерны. Это значит: то, что должны скоро исчезнуть. И это заставляет принца волноваться за свою розу. "Моя краса и радость недолговечна, - сказал себе Маленький принц, - и ей нечем защищаться от мира, у нее только и есть что четыре шипа. А я бросил ее, и она осталась на моей планете совсем одна!"
Нельзя изучить мир, не выходя из кабинета
Слайд 23. Восьмой урок: Нельзя изучить мир, не выходя из кабинета
Вывод: Маленький принц отправляется странствовать и оказывается на планетах-астероидах, которые имеют общие черты. Какие? (нет названия; очень маленькие; живёт один человек, и этот человек – взрослый. Жизнь обитателей астероидов бессмысленна) Экзюпери показывает, что для обитателей астероидов ценно:
Похожая притча
ПРЕДМЕТНЫЕ: понимать литературу как одну из основных культурных ценностей; развивать умение понимать литературные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции, создавать устные высказывания.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
Познавательные: извлекать нужную информацию из прочитанного текста.
Регулятивные: уметь выполнять УД, планировать алгоритм ответа.
Коммуникативные: развивать коммуникативную и ИКТ-компетенцию.
ЛИЧНОСТНЫЕ: развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем, формирование нравственных чувств и нравственного поведения.
ТИП УРОКА: урок открытия нового знания.
ТЕХНОЛОГИИ: информационно-коммуникационные, развития исследовательских навыков, индивидуальной и коллективной деятельности обучающихся, диалоговая.
ОБОРУДОВАНИЕ: тексты сказки-притчи, рисунки учащихся, живые розы, планеты-астероиды, мудрые изречения, музыкальное оформление ( песня «Маленький принц», муз. М.Таривердиева, стихи Н.Добронравова ), использование технических средств обучения (диски, слайды).
У каждого человека свои звёзды.
I . Организационный момент. Психологический настрой (включение в учебную деятельность).
II . Вступительное слова учителя.
В чём смысл человеческой жизни? Как найти верного друга и не потерять его? Как сохранить любовь и взять на себя ответственность за судьбу другого человека? Какие ценности выше: духовные или материальные? Вы скажете, что над этими вопросами размышляют только взрослые? Оказывается, нет. Эти проблемы волнуют и детей. Экзюпери позволил нам увидеть преимущества детского мира над миром взрослых. Сказка «Маленький принц» – это ключ к пониманию самых сложных тем и самых трудных проблем в жизни человека. Это светлое и жизнеутверждающее произведение с глубоким философским смыслом, предназначенное для людей любого возраста. Вспомним историю создания сказки. Представим себе далёкий тревожный 1942 год. Экзюпери живёт в Америке, он оторван от Родины, друзей. Тоскливое настроение не покидает его. И именно в такой трагический период он написал бесконечно добрую книгу, в которой утверждаются высшие человеческие ценности. Книга принесла автору бессмертие. Её читают на всех континентах на разных языках и взрослые и дети. Попробуем разобраться в её секретах и ответить на вопрос: что в жизни важнее всего?
III . Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания.
1. Литературная викторина на лучшее знание текста сказки.
От чьего лица ведется повествование?
Где произошла встреча героя с Маленьким принцем?
С кем отправился Маленький принц в свое путешествие?
Сколько вулканов было на планете Маленького принца?
С какой планеты, по мнению рассказчика, прилетел маленький принц?
Что больше всего любил наблюдать Маленький принц?
На какой планете хотел бы остаться Маленький принц во время странствий?
У какой планеты неплохая репутация?
Какой цветок рос на планете маленького принца?
Кто жил в ящике у Маленького принца?
Как рассказчик оказался в пустыне?
Кто скучен, по мнению лиса?
Чем закончилось произведение?
2. Защита проекта «Какими я вижу героев сказки?» (выступления шестиклассников, представивших свои рисунки на конкурс).
IV . Определение темы урока. Целеполагание. Составление плана совместных действий.
V . Работа по теме урока.
1. Просмотр авторских иллюстраций к сказке.
Читая сказку, вы заметили, что в ней 27 главок и 47 акварельных рисунков, выполненных автором в стиле детских рисунков. И на каком языке не была бы напечатана сказка, но рисунки в них будут самого писателя. Как вы думаете, почему? ( Это не иллюстрации, а органическая часть произведения в целом: сам автор и герои сказки всё время ссылаются на рисунки и даже спорят о них.)
Посмотрите на эти авторские иллюстрации и найдите в сказке фрагменты, соответствующие им.
2. Путешествие по планетам. Работа в группах (класс делится на шесть групп по количеству астероидов).
Задание: рассказать об обитателях астероидов, заполнив таблицу и ответив
на предложенные вопросы. Выписать афоризмы.
Астероид 325. Планета короля.
- Какие черты определяют характер короля? Нравятся ли они вам?
- Почему Маленький Принц отказался от должности министра?
- Почему он не сразу покинул эту планету?
- Какие афоризмы вы нашли в тексте? (С каждого надо спрашивать то, что он может; власть прежде всего должна быть разумной; судить себя куда труднее, чем других).
- Что они обозначают?
- А в нашей жизни им есть место?
Вывод. Звучит мысль о разумности власти. Правитель должен знать потребности и способности своих подданных и не требовать от них больше того, на что они способны.
Астероид 326. Планета честолюбца.
- Чем занимается честолюбец на своей планете?
- О чём он в этот момент думает и размышляет?
- А вам в жизни встречались такие люди? Как их можно назвать?
- Какие афоризмы вы нашли? (Тщеславные люди глухи ко всему).
Вывод. Честолюбие — это жажда известности, стремление к почётному положению.
Неплохо, если оно развито в человеке в разумных пределах. Но если честолюбие переходит все границы, то оно превращается в тщеславие. Это не лучшее человеческое качество. Тщеславие порождает равнодушие к людям, расчётливость, эгоизм.
Астероид 327. Планета пьяницы.
- Почему Маленький Принц пожалел пьяницу?
- Какие афоризмы вы нашли? (Без веры человек не способен сопротивляться плохому ни физически, ни нравственно).
- Как вы понимаете эти слова?
Вывод. Пьяница пьет оттого, что ему стыдно за себя. В выпивке он находит забвение. Напившись, утрачивает чувство стыда и совести. Каждый человек должен найти силы изменить себя, если это необходимо. Нужно бороться со своими слабостями и искать истинный смысл жизни. Пьянство – страшная болезнь, которая ведёт к деградации человеческой личности.
Астероид 328. Планета делового человека.
- Чем занят деловой человек?
- Что является самым главным в его жизни?
- Какие художественные средства использует автор? (гротеск).
Вывод. Если человек считает своим главным достоинством то, что он серьёзный и деловой и занят только делом, его жизнь прожита напрасно. Если он «за всю свою жизнь ни разу не понюхал цветка, ни разу не поглядел на звезду, никого никогда не любил, он не человек, он гриб». Нельзя жить лишь одним стремлением к выгоде, не замечая прекрасного вокруг себя. Такая жизнь ущербна. Ценность жизни не в наживе и богатстве.
Астероид 329. Планета фонарщика.
- Чем занимается фонарщик на своей планете?
- Есть ли польза от его труда?
- Какое качество ему присуще?
- Как вы воспринимаете его образ: как отрицательный или положительный?
Информация к размышлению.
Однажды, заблудившись в небе Сахары, Экзюпери увидел: слева на горизонте сверкнула огненная точка, И в счастье спасения, в мерцании этого далёкого огня, может быть, впервые возник образ фонарщика. Ведь фонарщики живут не только на крошечных планетах. Всю жизнь быть для людей, для любимого или просто близкого человека маяком — в этом, наверное, счастье человека. На свете должны быть люди, которые освещают нам путь в ночи, во тьме. Если бы не они, мы затерялись бы в лабиринтах жизни.
Астероид 330. Планета географа.
- Работа географа кому-нибудь полезна?
- Есть ли у него настоящие знания?
Вывод. В образе Географа выведен учёный-теоретик, который оторван от реального положения дел, верит на слово всем, кроме пьяниц. Книги, написанные таким «знатоком», не вызывают доверия, так как он кабинетный человек.
Обобщение учителя.
В поисках друзей, в надежде обрести истинную любовь Маленький принц отправился в своё путешествие по чужим мирам. Герой встречался с людьми, посвятившими свою жизнь неразумным целям. Он увидел бессмысленность их жизни, поклонение мнимым идеалам.
Из всех персонажей заслуживает уважения только фонарщик, «потому что он думает не только о себе». Но «верность обычаю» бедного фонарщика, который обречён на то, чтобы без отдыха зажигать и гасить свой никому не нужный фонарь, так же нелепа и грустна.
Каждый из обитателей астероидов считает ценностью что-то одно: власть, деньги, славу, чинопочитание. Такие ценности не сделали их счастливыми, ибо они ложные. Обитатели астероидов не могут восторгаться красотой, дружить, любить, они забыли о своей планете. Они живут материальным, забыв, что у человека есть ещё и душа.
Они не раскаиваются в плохом, никто не вспоминает ни об одном добром деле. Понять, плох или хорош твой поступок, можно только через общение с другими людьми, а обитатели астероидов одиноки в своём мирке, любят только себя. Им невозможно понять, что значит вместе, с другими людьми и для других.
Судьба их печальна, но никто не взывает о помощи, не видит в чистом, светлом образе Маленького принца доброго посланника судьбы, спасителя. Только человек с богатым внутренним миром и стремящийся к духовному самосовершенствованию имеет право называться личностью.
Инсценировка «Встреча с летчиком».
Путешествие по планете Земля проведём в диалоговой форме.
- Кто сказал, что у Земли неплохая репутация? Так ли это?
- С кем встретился герой?
- Как вы думаете, почему писатель устроил Маленькому принцу встречу именно с ними?
- Давайте обратимся к такому понятию, как образы-символы. Какие образы-символы вам известны?
- Я буду называть образы из сказки, а вы будете размышлять, символом чего они являются. Итак, начнём: лис, змея, розы, пустыня, гора…
Лис - символ мудрости и знания жизни. Он открывает малышу жизнь человеческого сердца, учит ритуалам любви и дружбы, о чём люди давно забыли и потому лишились друзей, потеряли способность любить.
Змея - согласно мифологии символ мудрости или бессмертия.
Роза - это символ любви, красоты, женского начала. Маленький принц не сразу разглядел истинную внутреннюю сущность красоты. Но после разговора с Лисом ему открылась истина - красота лишь тогда становится прекрасной, когда она наполняется смыслом, содержанием.
Пустыня - это символ духовной жажды . Она прекрасна, ибо в ней таятся родники, найти которые человеку помогает только сердце.
Гора – символ спасения. Маленький принц говорит: « С такой высокой горы я увижу всю планету и всех людей».
- Символом чего вы бы назвали баобабы?
Баобабы - это символ злого и плохого, того, что мешает жить.
- Символом чего вы бы назвали звёзды?
Звезды – это символ божьего и человеческого предназначения или стремления к идеалу.
- Какие жизненные уроки извлёк герой? Чему он научился на планете Земля?
Обобщение учителя. Вот и завершилось наше путешествие. Вместе с Маленьким принцем мы искали истины, отвечали на вопросы, связанные с непреходящими человеческими ценностями.
Настоящая ценность – это …(создайте ассоциативный ряд).
- Символом чего стал для вас маленький обитатель астероида Б-612?
Маленький принц - это символ человека - странника во вселенной, ищущего скрытый смысл вещей и собственной жизни.
VI . Заключение. Я согласна с вами, что самое важное в мире - это дружба, любовь, верность, взаимопонимание, милосердие, доброта и все те морально-нравственные ценности, о которых вы только что упомянули. Читайте и перечитывайте эту книгу. Она интересна в любом возрасте. Сейчас вы воспринимаете её как сказку, а через некоторое время, когда станете старше, эта книга откроется вам по-другому. Она никогда не утратит своей духовной ценности.
VII . Рефлексия. Я предлагаю вам подойти к «Копилке мудрых мыслей» и опустить в неё листочек, на котором вы запишите в форме одного предложения ответ на вопрос: « Какой жизненный опыт я получил сегодня на уроке ?»
VIII . Подведение итогов урока. Выставление отметок.
IX . Домашнее задание: выписать из сказки 5 – 10 афоризмов, начиная с XVI главы.
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературе
Учитель: Ахметова Дарья Николаевна.
Класс 6 «а». Дата 14 апреля 2015г. Предмет литература.
Тема урока «Маленький принц»: философская сказка-притча.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: познакомить учащихся с понятием философская сказка-притча на основе произведения А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
- Личностные: способствовать развитию умений учащихся работать в малых группах, строить диалог, выступать перед аудиторией.
- Метапредметные (познавательные, регулятивные, коммуникативные): способствовать развитию навыков работы со справочниками, способствовать развитию умений анализировать и синтезировать информацию, способствовать развитию умений строить связный ответ на заданный вопрос.
- Предметные: определить жанровые особенности философской сказки-притчи, выявить круг тем и проблем, поднимаемых автором в произведении «Маленький принц».
Ресурсы (оборудование и учебно-методическое обеспечение): компьютер, проектор.
1. Организационный этап.
Здравствуйте ребята. Рада вас видеть. Присаживайтесь.
2. Этап проверки домашнего задания и введения в тему урока
Ребята, кто из вас путешествовал? (Учащиеся поднимают руки). Куда? (ответы учащихся). Спасибо за ответы, а теперь обратите внимание на доску. Я приглашаю вас на виртуальную выставку «Путешествие маленько принца» («Вслед за Маленьким принцем», «По стопам Маленького принца»). Дома вы иллюстрировали эпизоды произведения, описывающие планеты, которые посетил маленький принц. Скажите, а смогли ли бы мы с вами совершить подобное путешествие в нашей реальной жизни? (Нет, так как рассказ о путешествии маленького принца – вымысел.) Назовите, пожалуйста, литературный жанр фантастического характера, в котором царит волшебство, необычные путешествия, добрые и смелые принцы. (Сказка). Можем ли мы назвать произведение «Маленький принц» сказкой? (Ответы (гипотезы) учащихся: сказка (основа – вымысел) или разновидность какой-то сказки, рассказ (изображение реалий современного мира), какой-то новый жанр, который включает в себя и вымысел, и изображение реальности и содержит в себе поучения для всего человечества).
Ваши мнения разделились. Почему при определении жанра мы не смогли дать однозначного ответа? (Не знакомы с этим жанром). Значит, что мы должны сегодня узнать? Сформулируйте цель сегодняшнего урока и его тему. (Цель: Определить жанр произведения А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Тема: Жанровые особенности произведения А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц».)
Итак, что нам нужно сделать, чтобы определить жанр произведения «Маленький принц»? давайте составим план (задачи) нашей работы. В этом вам помогут приведенные на слайде глаголы.
(Дети формулируют задачи, заканчивая предложения. Формулирование задач проходит с помощью наводящих вопросов учителя.)
Повторить, что такое сказка и каковы ее жанровые особенности.
Найти жанровые особенности сказки в произведении «Маленький принц»
Проанализировать отдельные фрагменты произведения «Маленький принц» и найти в них признаки другого жанра
Выявить круг тем и проблем, поднимаемых автором в произведении «Маленький принц»
Дать определение нового жанра, определить его признаки
Убедиться в том, что цель урока достигнута
3. Этап открытия новых знаний
Именно эти задачи мы и будем решать, поделившись на группы.
Докажите, что произведение «Маленький принц» можно отнести к жанру сказки.
(В гл.4 рассказчик сам произносит следующую мысль: «Наверное, мне следовало бы начать так, как начинаются сказки. «…» Давным-давно жил был Маленький принц…».)
- Выпишите из словаря определение жанра сказки.
- Вспомните и запишите названия сказок, известных вам с детства.
- Из предложенных ниже особенностей сказки отметьте «+» те, которые характерны для произведения «Маленький принц», подтвердите свои предположения текстом.
Положительные и отрицательные герои
Прочитайте отрывок из произведения А. де Сент-Экзюпери и выполните задания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие экологической культуры школьников как способ формирования духовной ценности личности.
Проблема формирования экологической культуры учащихся сейчас стоит как никогда остро, так как связана с будущей жизнью человечества. К сожалению как отдельный предмет экология в нашей школе.
СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНЫХ И НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ.
Формирование и развитие социальной активности обучающихся является одной из важнейших задач современного образовательного процесса. Современная жизнь ставит перед молодежью задачи, которые требуют акт.
русская народная сказка как нравственное формирование духовных ценностей на уроках литературы в условиях внедрения ФГОС
материал можно использовать с 5 - 11 классы.
Дополнительное образование как средство формирования духовно-нравственных ценностей обучающихсяОпыт работы МБУ ДО "Вознесенский ДООЦ" по формированию духовно-нравственных ценностей обучающихся .
Интеграция предметов гуманитарного цикла как средство формирования духовно-нравственных ценностей ребёнка.Статья о возможностях предметов гуманитарного цикла и целесообразности интегрированных уроков.
Методические рекомендации по организации духовно-нравственного воспитания школьников среднего звена «Аксиологические номинации как средство формирования духовно-нравственных ориентиров учащихся»
С целью оказания методической поддержки в процессе осуществления духовно-нравственного воспитания обучающихся МБОУ Одинцовской СОШ №17 с УИОП составлены Методические рекомендации по организации .
«Диалог культур как средство формирования духовно-нравственных ценностей школьников»
Наименование Проекта«Диалог культур как средство формированиядуховно-нравственных ценностей школьников»Основание для разработкиПроекта1 Конституция Российской Федерации.2 Федеральный закон.
Похожая притча
Тема урока «Маленький принц»: философская сказка-притча.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: познакомить учащихся с понятием философская сказка-притча на основе произведения А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 25.09 КБ |
prilozheniya_1.docx | 20.44 КБ |
prilozheniya_2.docx | 10.86 КБ |
zhanrovoe_svoeobrazie_mp.pptx | 58.75 КБ |
Читайте также: