Притча об учителе и учениках

Обновлено: 16.05.2024

Каждый человек сталкивается с ситуациями, когда что-то идет не по плану, когда ожидания расходятся с реальностью, не оправдываются надежды, случаются неудачи. Такие моменты вызывают беспокойство, досаду, возмущение, гнев. Все мысли в голове крутятся возле этой ситуации. А ведь в глубине души мы понимаем, что ситуацию, которую невозможно изменить, нужно отпустить. Извлечь из нее какой-то урок, получить опыт, и отпустить на все четыре стороны. Но как это сделать? В таких случаях мне помогает одна притча. Возможно, она поможет и вам.

Учитель собрал вокруг себя учеников. Он налил немного воды в стакан и поднял его. Держа его в руке, учитель спросил у своих учеников, сколько воды он налил в стакан.

Кто-то из учеников предположил, что в стакане 40 грамм; кто-то сказал, что в нем около 100 или 150.

– Я и сам не знаю, – сказал учитель. – Но это легко установить, если взвесить этот стакан. Вопрос в другом: что произойдет, если я буду держать его несколько минут в руках?

– Учитель, ничего не случится, – пожали плечами ученики.

– Допустим. Но что если я продолжу держать этот стакан в течение нескольких часов? – поинтересовался учитель.

– Скорее всего, вы почувствуете напряжение в руке, – предположили ученики.

– Хорошо. Что случится, если я не выпущу стакан из рук до конца дня?

– Так, – спокойно продолжил учитель. – Но стал ли стакан тяжелее в моих руках спустя время?

– Не стал, – ответили ученики.

– Кто же мне ответит на вопрос, почему же в моей руке появились напряжение и боль?

Ученики были растеряны, они не знали, что ответить.

– Тогда подумайте, как мне избавиться от этой боли? – продолжил учитель.

– Нужно отпустить стакан, – ответил кто-то.

– Так и есть, – сказал учитель. – А ведь то же самое происходит с человеком, который сталкивается с трудными ситуациями и неудачами. Если подумать о них несколько минут, это не страшно. Если держать их в голове несколько часов, у вас может разболеться голова. Но если ходить с этим несколько дней, вы будете обесточены и ничего не сможете делать. Нужно поразмыслить над ситуацией и вынести из нее определенный урок. Но что еще более важно, это научиться отпускать проблемы в конце каждого дня. Просто отставьте их в сторону, как стакан с водой. Это сбережет много ваших сил и не будет отвлекать ваше внимание от настоящего.

Похожая притча


Мы вспоминаем сегодня тех, кого уже нет с нами, и чествуем ныне живущих и здравствующих, мечтая, чтобы они жили и здравствовали долгие годы.

Учитель - это огромная ответственность и беспредельная любовь. Думаю, что учитель - это ещё доброта и мудрость. Ну, и, конечно, интеллект. Без него тоже невозможно.

Притча об учителе и точке

Вот так же мы судим о человеке по его мелким недостаткам.


Caille Leon Emile. The Lesson. 1887
Притча об Учителе Хинг Ши

Однажды к Хинг Ши пришла молодая крестьянка и спросила:

- Учитель, как следует мне воспитывать сына: в ласке или в строгости? Что важнее?

- Посмотри, женщина, на виноградную лозу, - сказал Хинг Ши, - если ты не будешь её обрезать, не станешь из жалости отрывать лишние побеги и листья, лоза одичает, а ты, потеряв контроль над её ростом, не дождёшься хороших и сладких ягод. Но если ты укроешь лозу от ласки солнечных лучей и не станешь заботливо поливать её корни каждый день, она совсем зачахнет. И лишь при разумном сочетании и того, и другого, тебе удастся вкусить желанных плодов.


Tom Lovell. Una escuela en la antigua Mesopotamia

* * *

Притча об Учителе

Однажды к Руми пришла женщина, жившая по соседству. Она привела к мудрецу своего маленького сына.

Женщина была в полном недоумении. Это же такая простая вещь! Почему этот просветленный человек просто не сказал ее сыну, что не нужно есть столько сахара?!

Непонятно. Люди приходили к Руми из дальних стран, и он помогал решать куда более серьезные проблемы сразу.

Тут женщина не выдержала и осмелилась спросить, в чем дело. Но Руми лишь повторил сказанное.

После этого мать попросила ребенка подождать ее на улице. Когда он вышел, она спросила у Руми, почему он не сделал этого в первый же раз, ведь это так просто.

И Руми признался ей, что сам всегда любил есть сахар, и, прежде чем давать такой совет, ему пришлось самому избавляться от этой слабости. Сначала он решил, что трех недель будет достаточно, но ошибся.

( Анхель Куатье. Золотое сечение ).

Фредерик Гудалл. Арабская школа

Притча об учителе и учениках

Не у всех результаты были одинаковы. У первого ученика учитель не увидел растения.

- Где плоды твоего труда? - спросил учитель.

- Не смог я сберечь семечко, подаренное тобой, мой учитель. Съела его мышь.

- Урок тебе впредь. Храни как зеницу ока то, за что взялся отвечать .

И у второго ученика не было растения.

- Слишком рано, учитель, я посеял семечко, замерзло оно.

- Всему свое время, свой срок. Ничего не делай раньше необходимого , - ответил учитель.

И третий ученик оказался нерадивым.

- Прошу прощения, учитель, посеял я семя, но забыл прорастить.

- Урок тебе. Разбуди семя, подготовь к росту и лишь затем сей .

И четвертый ученик встретил учителя с понурой головой:

- Забыл я, учитель, посеять семя.

- Запомни: что посеешь, то и пожнешь .

И пятому ученику нечем было хвастаться. Посеял он, семя взошло, но решил ученик пересадить его на другое место. Погибло растение.

- Все должно иметь свои корни , - сказал учитель.

Вид шестого ученика был печальным.

- Взошло мое растение, учитель, позабыл я его полить. Засохло мое растение.

- Запомни, ничто не может жить без питания .

И у седьмого ученика ждало учителя разочарование.

- Пришел сосед, поглядел, и погибло растение,- сказал ученик учителю.

- Береги впредь свое чадо от дурного глаза .

Нечем было хвастаться и восьмому ученику.

- Послушался я, учитель, чужих советов.

- Не слушай тех, кто не знает .

Не мог похвастаться и девятый ученик.

- Учитель, слишком поздно я поселял семя.

- Что было хорошо вчера, не всегда хорошо сегодня .

У десятого ученика учитель увидел растение, но было оно хилым и без плодов.

- Забыл я удобрить землю, учитель.

- Не жди плодов без плодородной почвы ,- наставлял учитель.

Лишь у одиннадцатого ученика пришла к учителю радость. Собрал ученик хороший урожай.

- Учитель, я выполнил все твои советы.

- Ты хороший ученик, я горжусь тобой.

Но настоящее чудо ждало учителя у двенадцатого ученика.

- О, учитель! Я делал все, чему ты меня научил, а еще я каждый раз разговаривал с растением. Рано утром я приходил пожелать ему доброго утра и спрашивал, как оно провело ночь. Днем я заходил рассказать, как идут мои дела, дела моей жены, моих детей. Каждый вечер я рассказывал растению сказку на ночь, и тихо, шепотом, желал ему спокойной ночи. И увеличилось количество плодов в несколько раз. Растение отблагодарило меня за проявленную заботу. А учитель со слезами на глазах благодарил своего ученика, который стал его учителем.

Пусть же все содержание вашего труда имеет продолжение в памяти, умах и сердцах учеников, а ученики изменят ваш мир, делая его более светлым, добрым, веселым .

Alexandre-Évariste Fragonard Part III. The Lesson of Henry IV

Почему, когда люди ссорятся, они кричат?

Один раз Учитель спросил у своих учеников:

- Почему, когда люди ссорятся, они кричат?

- Потому что теряют спокойствие, - сказал один.

- Но зачем же кричать, если другой человек находится с тобой рядом? - спросил Учитель. - Нельзя с ним говорить тихо? Зачем кричать, если ты рассержен?

Ученики предлагали свои ответы, но ни один из них не устроил Учителя. В конце концов он объяснил:

- Когда люди недовольны друг другом и ссорятся, их сердца отдаляются. Для того чтобы покрыть это расстояние и услышать друг друга, им приходится кричать. Чем сильнее они сердятся, тем громче кричат.

- А что происходит, когда люди влюбляются? Они не кричат, напротив, говорят тихо. Потому, что их сердца находятся очень близко, и расстояние между ними совсем маленькое. А когда влюбляются еще сильнее, что происходит? - продолжал Учитель. - Не говорят, а только перешептываются и становятся еще ближе в своей любви.

В конце даже перешептывание становится им не нужно. Они только смотрят друг на друга и все понимают без слов. Такое бывает, когда рядом двое любящих людей. Так вот, когда спорите, не позволяйте вашим сердцам отдаляться друг от друга, не произносите слов, которые еще больше увеличивает расстояние между вами. Потому что может прийти день, когда расстояние станет так велико, что вы не найдете обратного пути.

Ян Стен. The school teacher

Лучшая школа

Родители искали для сына хорошую школу и учителя и наконец они выбрали для сына лучшего учителя. Утром дед повел внука в школу. Когда дед и внук вошли во двор, их окружили дети.

- Какой смешной старик, - засмеялся один мальчик.

- Эй, маленький толстяк, - скорчил рожицу другой.

Дети кричали и скакали вокруг деда и внука. Тут учитель позвонил в колокольчик, объявляя начало урока, и дети убежали. Дедушка решительно взял внука за руку и вышел на улицу.

- Пойдешь, но не в эту, - сердито ответил дед. - Я сам найду тебе школу.

Дед отвел внука в свой дом, поручил его заботам бабушки, а сам пошёл искать лучшего учителя. Увидев какую-нибудь школу, дед заходил во двор и ждал, когда учитель отпустит детей на перемену. В некоторых школах дети не обращали на старика внимания, в других - дразнили его. Дед молча поворачивался и уходил. Наконец он вошёл в крохотный дворик маленькой школы и устало прислонился к ограде. Зазвенел звонок, и дети высыпали во двор.

- Дедушка, вам плохо, принести воды? - послышался голосок.

- У нас во дворе есть скамейка, садитесь, пожалуйста, - предложил один мальчик.

- Хотите, я позову учителя? - спросил другой ребёнок.

Вскоре во двор вышел молодой учитель. Дед поздоровался и сказал:

- Наконец я нашёл лучшую школу для моего внука.

- Вы ошибаетесь, дедушка, наша школа не лучшая. Она маленькая и тесная.

Старик не стал спорить. Он обо всем договорился с учителем и ушёл. Вечером мама мальчика спросили деда:

- Отец, вы неграмотны. Почему вы думаете, что нашли лучшего учителя?

- По ученикам узнают учителей, - ответил дед.

Н.Богданов-Бельский. Чаепитие у учительницы

Притча об ученике и Учителе

Приходит ученик к Учителю и говорит:

Похожая притча


Притча об ученике и Учителе

Приходит ученик к Учителю и говорит:

- Учитель, я устал, у меня такая тяжелая жизнь, такие трудности и проблемы, я все время плыву против течения, у меня нет больше сил… что мне делать ?

Учитель вместо ответа поставил на огонь три одинаковых емкости с водой. В одну емкость бросил морковь, в другую – положил яйцо, а в третью – насыпал молотые зерна кофе. Через некоторое время он вынул из воды морковь и яйцо и налил в чашку кофе из 3-й емкости.

- Что изменилось ? – спросил он ученика.

- Яйцо и морковь сварились, а зерна кофе растворились в воде. – ответил ученик.

- Нет, – сказал Учитель, – Это лишь поверхностный взгляд на вещи. Посмотри – твердая морковь, побывав в кипятке, стала мягкой и податливой. Хрупкое и жидкое яйцо стало твердым. Внешне они не изменились, они лишь изменили свою структуру под воздействием одинаково неблагоприятных обстоятельств – кипятка.

Так и люди… Сильные внешне – могут расклеиться и стать слабаками там, где хрупкие и нежные – лишь затвердеют и окрепнут.

- А кофе ? – спросил ученик.

- О ! Это самое интересное ! Зерна кофе полностью растворились в новой враждебной среде и изменили её – превратили кипяток в великолепный ароматный напиток.

Мораль притчи : есть особые люди, которые не изменяются в силу обстоятельств – они изменяют сами обстоятельства, превращают их в нечто новое и прекрасное, извлекая пользу и знания из ситуации и той среды, в которой они находятся!

Похожая притча

Сегодня притча, глубокая и ёмкая, чистая как родниковая вода. Про обычного Учителя. Напишу с большой буквы, потому что истинные учителя, как раз и достойны такого обращения.

Однажды молодой человек встретил на улице своего первого учителя. Обрадовавшись, он тронул старика за локоть и спросил:

— Вы узнаете меня? Я был вашим учеником.

Пожилой мужчина, пристально взглянув в лицо прохожего, произнес:

— Да, припоминаю. хотя ты изменился с тех давних пор. И, кем ты стал, мой ученик?

— Как и вы, я учу детей. Это Вы повлияли на мой выбор, я обрел дело своей жизни, благодаря одному школьному случаю.

— Вот как… Позволь же узнать, что за случай?

— Не помните? Хорошо, я освежу события тех прошедших дней.

Это было в третьем классе. Мой одноклассник появился в школе с красивыми часами на руке – подарок родителей. Гордый и счастливый, он показывал их своим друзьям. О таких часах тогда мечтал каждый, но позволить купить подобную вещь своим детям, могли лишь единицы. Потом мальчик снял часы и положил их в портфель.

Соблазн владеть вещью был велик и толкнул меня на дерзкий поступок: я незаметно взял часы и спрятал их в свой карман.

Обнаружив пропажу, мой одноклассник заплакал и пожаловался Вам. Вы нахмурились, обвели нас взглядом и строго сказали:

Читайте также: