Притча об исцелении расслабленного

Обновлено: 15.05.2024

Похожая притча

Был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим. Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний. Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели. Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи. Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи? Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте. Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже. Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус.

Сегодняшнее Евангелие – об исцелении расслабленного, человека, который был болен в течение тридцати восьми лет. Нам показано, как велика сила и любовь Господня, которая воистину побеждает всякое зло, всякий грех и дает радость там, где безысходная скорбь. Слово Божие обращает наше внимание на время, когда совершилось исцеление. Это был праздник иудейский, то есть пасха ветхозаветная. Христос приходит в Иерусалим на праздник. Праздник Божий – великий дар Божия добра. Множество людей со всех концов страны и обращенные из разных стран собирались на праздник, чтобы прославить Бога. Когда внутренне люди настроены так, устремлены к Богу, Бог открывает им ум для Божиего света и милосердия.

Это было в Овчей купели, в Вифезде, что значит «дом милосердия». Ибо здесь являлось милосердие Божие к больным и отчаявшимся людям. Не для того ли существуют на свете все Божии храмы? Что стало бы с миром, в котором столько несчастья, если бы не было в нем этих домов милосердия?!

Что такое эта Овчая купель? Святая Церковь напоминает нам, что она была близ Овчих ворот в Иерусалимском храме, которыми проходили овцы, агнцы прежде принесения их в жертву. Они принимали в этой купели омовение, и это был прообраз грядущего Великого Пастыря, приносящего Себя в жертву за словесных овец. Пять притворов в ней – напоминание о пяти ранах Его, которыми Он дарует нам исцеление. Ангел Господень время от времени сходил с небес и возмущал воду как вестник схождения к нам Спасителя. Закипание воды от небесного прикосновения – прообразование великого освящения крещенских вод. И всякий раз, когда совершается освящение воды в храмах, священник с молитвой крестом касается воды, приводя ее в движение, и она становится целебной.

Мы слышим, что первый входящий в эту воду получал исцеление, какая бы ни была у него болезнь. Тот, кто первый сходил в купель, а не тот, кто медлил и приходил с опозданием. Время от времени Господь дает нам возможность коснуться чуда, которое никогда не повторится.

Кого же Христос избирает для исцеления? Того, кто болел так долго, и чья болезнь была особенно тяжкой. Много было болящих в Вифезде, но Господь остановил Свой взор на одном, самом беспомощном. Сколько раз отделял его один шаг от целебной воды, но всякий раз кто-нибудь опережал его. Невозможно никому преодолеть этот принцип жизни, вернее, смерти: «каждый за себя». Только Христос совершает победу над грехом и смертью и утверждает принцип новой нетленной жизни. И научает ему всякого верующего в Него.

Представим, какой подвиг нес этот больной человек. Нас не может не поражать его великое святое терпение, с которым он переносил свою болезнь. Тридцать восемь лет – это время условное. Мы знаем, что время относительно. Быстро или медленно идет время, зависит от того, в каком состоянии находится человек. Когда у человека радость, когда благодать – время летит на крыльях. Летит быстро, так что его как бы вообще не существует. Когда же у человека горе или болезнь – время не то, что без крыльев, оно, как мы видим, и без ног и может только ползти. И вообще стоит на месте. Время не движется – ад уже на земле. И это в течение тридцати восьми лет, час за часом. тридцать восемь дней поболеть кому-нибудь тяжелой болезнью, представьте, каково нам будет?! А здесь – тридцать восемь лет день за днем и год за годом.

Расслабленный человек год за годом продолжал лежать у воды, надеясь, что рано или поздно помощь придет к нему. И нам открывается, что первый – это не тот, кто первым подходит к святыне, оттесняя других. А тот, кто исповедует себя первым из грешников, и по этой причине свое положение считает самым безнадежным. К нему-то первому и приходит Христос Бог. Хочешь ли быть здоров? – этот вопрос Господь задает каждому человеку. И нет, наверное, ни одного, кто поколебался бы в ответе. Но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода, – отвечал Иисусу больной, – когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня.

Нет человека. У слепого есть поводырь, у хромого есть кто-нибудь из его родственников, у другого расслабленного – друзья, а у него в целом свете нет ни одного человека, который мог бы помочь, хотя тысячи людей вокруг, можно сказать, все человечество. Напротив – Иерусалимский храм, где священники без конца говорят о том, что надо творить дела милосердия. И все слушают эти проповеди и, выходя из храма, идут мимо больного расслабленного человека. И нет ни одного человека. У него не было человека, говорит нам синаксарь сегодняшнего дня, и потому слово Божие, Бог Превечный стал Человеком, чтобы придти к этому больному, лежащему у Овчей купели, и спасти его.

Встань, возьми постель твою и ходи, – говорит расслабленному Христос. Тут же мы видим, как реагируют на это чудо иудеи – те, кому вручена истина и забота о духовном и нравственном просвещении народа. Они говорят исцелившемуся: Сегодня суббота; не должно тебе брать постели. Кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи? Они хотели узнать, что это за человек, который осквернил субботу. Но узнать не для того, чтобы вместе со спасенным исцеленным человеком изумиться великому чуду, и не для того, чтобы собрать весь город, весь народ и сказать: «Посмотрите, что может делать Христос!» – а для того, чтобы, узнав, Кто сотворил это чудесное исцеление, убить Его.

За что они хотят убить Христа? За то, что Он был всего единственный человек среди всех, кто увидел расслабленного и пришел к нему на помощь. Он был единственный Человек, Который также не случайно переплыл Галилейское море и пришел к Геннисаретскому озеру, для того чтобы встретить двух бесноватых и исцелить их. И не случайно Он подошел к вратам города Наина, чтобы встретить похоронную процессию, где неутешно плакала о своем единственном сыне мать.

Не случайно пришел этот единственный Человек к Овчей купели. Он пришел потому, что для Него каждый человек – единственный. И Он хочет, чтобы каждый из нас стал единственным, ради которого Он воплотился и к которому Он идет. И ради которого Он будет убит этими лжеправедниками, лжеблюстителями истины, которые создают идол из тайны Божией, из своего ложного благочестия.

Нет ли среди нас сегодня такого «благочестия»? Нет ли среди нас таких людей, которые думают, что их лично не касаются страдания окружающего мира, если они все соблюдают: все посты и все церковные установления («субботу блюдут»)? То есть всё, что надо, они исполняют, но не видят человека, не видят народа, который, как тот расслабленный, не тридцать восемь лет, не семьдесят лет уже лежит – и нет ему исцеления.

Милосердный Господь, видя злобу книжников и фарисеев, учителей израильских, проходит свободно среди них, потому что не пришел еще Его час. Но наступит время, когда ради спасения всех людей Он предаст Себя в руки этих беззаконников, в руки людей грешных, с тем чтобы Своим непостижимым смирением, Своею любовью к каждому человеку победить зло, царствующее в мире, смертию смерть поправ, и открыв нам тайну нашего участия в Его Воскресении.

Кто Этот Человек? – гневно спрашивают иудеи. Исцеленный был не в состоянии дать им ответ. Он знал, что его коснулось самое подлинное добро, какое только есть на свете, но у него не было ясного понятия об Исцелителе. Он не знал ничего о Христе, принимая Его дар. Христос совершает много милостей и для тех, кто не знает Его. Он просвещает, укрепляет и утешает нас, избавляет от тысячи бед, а мы не знаем, Кто Он. И Господь удаляется от нас, как удалился Он на время от исцеленного расслабленного.

Где же тот человек снова находит Христа? Христос пошел в храм, и получивший исцеление пошел в храм. Он пошел в храм, потому что из-за своей болезни так долго не был в храме. Может быть, он не был в нем в течение всех тридцати восьми лет. Вот признак истинно глубокой души. Первое место, куда он идет, – храм, к Богу. И встречает там живого Бога – Христа. Вот ты выздоровел, – говорит ему Христос, – иди и не греши, да не горше что тебе будет. Господь показывает, по какой причине он болел в течение столь долгого времени. Так свойственно нам, когда мы в беде, в болезни, когда оставляет нас благодать, обещать много, смиряя свою душу молитвою и постом. А потом, получив милость от Бога, стараться какое-то время жить по слову Христову, а затем снова постепенно обо всем забывать. Господь предупреждает об этой опасности: «Да не горше что тебе будет» – потому что кроме милосердия Божия есть правда Божия. Если ты отвергаешь милосердие Божие, если ты не хочешь строить свои отношения с Богом на таких условиях – есть правда Божия. И это предупреждение не только евангельскому больному, но каждому из нас – когда Господь снова и снова принимает нас в покаянии, и снова и снова повторяет эти слова. Его милосердие как будто бы снова побеждает, но кто из нас знает, где наступит тот предел, когда оно вдруг откроется правдою последнего Страшного суда, или того, что произойдет прежде Страшного суда здесь, на земле, с нами.

Мы получили большее, чем кто-либо, – избавление: в Пасху Господню мы вкусили вечную жизнь. И мы знаем, какой дорогой ценой нам это дано: за исцеление расслабленного, за все добро, какое Он делал людям, иудеи приговорили нашего Господа к смерти как разорителя субботы. Но Его смерть открывает бесконечно большее чудо всему роду человеческому – воскресение из мертвых.

Протоиерей Павел Великанов:


протоиерей Павел Великанов

История, о которой повествует нам Евангелист, очень трогательная. Мы видим, как некие люди берут тяжелобольного друга и, понимая, что им не пробраться сквозь толпу ожидающих исцеления от Христа, поднимаются на кровлю, разбирают её и аккуратно спускают тяжело болящего прямо к ногам Спасителя.

О чем это евангельское повествование? О Церкви. О Церкви, как удивительном единстве всех тех, кто любит Христа и поэтому любит окружающих. Нередко возникает вопрос: а на каком основании мы можем молиться за других, когда с собственными грехами мы ещё не разобрались?

Сегодняшнее евангельское чтение призывает нас также задуматься и о том, что является настоящей причиной грехов. Мы нигде в Евангелии не встречаем следов ни одного свидетельства о том, чтобы Христос страдал какой бы то ни было болезнью.

Именно с этого начинается настоящее исцеление, именно с этого начинается тот самый процесс спасительного покаяния, от которого зависит не только наше телесное здоровье, но и блаженная участь в вечности.

«Воскресные Евангельские чтения» — цикл еженедельных просветительских программ с комментариями к воскресным евангельским чтениям. Цель проекта — познакомить со Священным Писанием самую широкую аудиторию. Автор и ведущий — протоиерей Павел Великанов. Программы выходят на региональных телеканалах Владимирской области. Идея воплощена в жизнь по инициативе Муромского Свято-Благовещенского монастыря благодаря гранту конкурса «Православная инициатива».

Похожая притча


В прошлый день недельный мы слышали евангельское зачало о чудотворном действии великого и могущественного присутствия Христова. Нафанаил, усомнившийся в словах апостола Филиппа, что явился в мир долгожданный Мессия в лице Иисуса из Назарета, – тот самый Нафанаил, как только оказался в присутствии Самого Господа, тут же признал и исповедал Его Сыном Божиим и Царем Израилевым. А сегодняшний отрывок из Евангелия говорит о величайшем старании и трудах истинно верующих людей, приложенных ими, дабы оказаться в присутствии Господа Иисуса Христа.

Четверо несли расслабленного, своего сродника или друга, несли его на постели – в таком отчаянном положении он находился, не имея возможности двигаться. Они тщетно проталкивались сквозь многолюдную толпу, чтобы приблизиться ко Господу, – им это не удалось. И тогда они поднялись на кровлю дома, раскрыли ее и через кровлю, с трудом и усилиями, спустили постель, на которой лежал болящий, к ногам Чудотворца и Исцелителя. Столь сильна была вера их во Христа.

Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои. Господь не слышал исповедания их веры, но Он видел веру их. Прозорливость Его проникала до самых тайных глубин сердца человеческого, и, рассматривая сии глубины сердечные, Господь видел великую веру их. Но и Своими телесными очами Он увидел и познал веру их, по тем стараниям и труду, которые они приложили, дабы принести болящего к Нему. Итак, вера их была очевидна и для духовного, и для телесного зрения Господа.

Точно так же очевидно для Господа было и неверие книжников, кои присутствовали при этом событии и помышляли в сердцах своих: что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога? Видя их помышления сердечные духом Своим, Господь начинает мягко укорять Их в сем: для чего так помышляете в сердцах ваших? Прозорливый Господь с равною легкостью читает и в чистых, и в нечистых сердцах. Как сразу узрел Он чистое сердце Нафанаилово, в котором не было лукавства, так ныне Он сразу ясно узрел и нечистые сердца книжников, исполненные лукавства. И, да покажет им, что Он имеет власть и над телами, как и над душами человеческими, власть и грехи прощать, и расслабленные тела врачевать, Господь сказал расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой. В ответ на такое властное повеление болящий тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видели.

Посмотрите, сколько чудесных сил являет Господь одновременно:

Он проникает взором Своим в сердца людей и открывает веру одних и лукавство других;

Он прощает душе грехи и делает ее здоровой и чистой от первопричины болезни и немощи;

Он возвращает здоровье расслабленному, парализованному телу с помощью Своего могущественного слова.

О, как велико, и страшно, и чудно, и целительно присутствие Господа живаго!

Но нужно прийти и встать пред живаго Господа. Это – главнейшее на стезе спасения: прийти с верою в присутствие Господа и ощутить присутствие сие. Иногда Сам Господь приходит и открывает нам Свое благодатное присутствие, как пришел Он в Вифанию к Марфе и Марии; как неожиданно явился Он на дороге апостолу Павлу; или другим апостолам – на море Галилейском, и на пути в Эммаус, и в затворенной комнате; или Марии Магдалине – в саду; или многим святым – во сне и наяву. Иногда же люди приходят пред Господа, будучи приведены апостолами. Так Андрей привел Симона Петра, Филипп – Нафанаила; так преемники апостолов и миссионеры привели ко Господу тысячи и миллионы верующих; и так вообще одни верующие приводят других верующих. Наконец, иногда люди сами прилагают огромные усилия, да окажутся в присутствии Божием, как было с этими четверыми, поднявшимися на кровлю дома, чтобы спустить своего больного пред Господа. Вот три способа, как люди могут почувствовать себя в присутствии Божием. Наше дело – старательно трудиться, да приидем в присутствие Господа; а дело Божие – допустить нас в Свое присутствие и озарить нас им. Потому мы должны использовать в обратном порядке все три способа. То есть, мы должны с верою и ревностно делать все, от нас зависящее, чтобы прийти в присутствие Господне; далее, мы должны следовать призыву и наставлениям Святой Апостольской Церкви и отцов и учителей Церкви; и, наконец, только после исполнения первого и второго условия, молитвенно с надеждою ожидать, да допустит нас Господь к Себе, да озарит нас Своим присутствием, да укрепит, да исцелит и да спасет.

А каков должен быть наш труд по открытию присутствия Божия, лучше всего показывает нам пример этих четырех человек, которые не гнушаются и тем, чтобы залезть на крышу дома; и не смущаются никаким стыдом или страхом, спуская своего больного товарища с высоты в присутствие живаго Господа. Сие есть пример ревности, если не больший, то, по крайней мере, схожий с примером той вдовы, коя непрестанно докучала неправедному судье просьбой защитить ее от соперника ее (Лк.18:1-5). Это и значит исполнить заповедь Господню, что должно всегда молиться и не унывать (Лк.18:1). Это является доказательством истинности и другой заповеди Господней: стучите, и отворят вам (Мф.7:7). Это, наконец, и объяснение удивительного изречения Христова: Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф.11:12). Итак, Господь требует от верных Своих, чтобы они приложили все возможные усилия, вложили весь труд, чтобы они делали, доколе есть свет, чтобы молились непрестанно, просили, искали, стучали, постились, творили бесчисленные дела милосердия, – и все сие с тою целью, да отверзнется им Царство Небесное, то есть великое, страшное и животворящее присутствие Божие. Итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого (Лк.21:36). Неусыпно бодрствуйте над сердцем своим, дабы оно не прилепилось к земле; бодрствуйте над помыслами своими, дабы они не удалили вас от Бога; бодрствуйте над делами своими дабы умножить талант свой, а не умалить и не расточить его; бодрствуйте над днями своими, дабы смерть не застала вас врасплох и не похитила непокаявшимися, во грехах ваших. Такова наша вера православная: насквозь деятельная, насквозь молитвенная и бодренная, слезная и сопряженная с усилиями. Ни одна другая вера не предлагает верующим приложить столько усилий, чтобы удостоиться стать пред Сына Божия. Все эти усилия предложил всему миру и заповедал верным Сам Господь наш и Спаситель; Церковь же непрестанно освежает их, повторяя из века в век, из поколения в поколение, являя верным все большее и большее число духовных витязей, исполнивших закон Христов и сподобившихся славы и силы неизглаголанной и на небе, и на земле.

Но, с другой стороны, не нужно обольщаться и мнить, что все эти труды и усилия человека сами по себе приносят спасение. Не следует воображать, будто человек может прийти в присутствие Бога живаго единственно своими трудами и усилиями. Если бы Господь не восхотел, никто из смертных никогда не смог бы стать пред лице Его. Ибо Сам Господь, и заповедавший все сии труды и усилия, в другом месте глаголет: Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать (Лк.17:10). И еще, в ином месте: Никто не может придти ко Мне, если не привлечет Его Отец, пославший Меня (Ин.6:44). И еще, в ином месте: без Меня не можете делать ничего (Ин.15:5). Апостол Павел в Послании к Ефесянам в том же смысле говорит: благодатью вы спасены (Еф.2:5). Что же скажем после этого? Скажем ли, что все труды наши по спасению напрасны? Не опустить ли нам руки в ожидании, пока Господь не явится нам Сам и Своею силой не поставит нас в Свое присутствие? Не вопиет ли и сам пророк Исаия: и вся праведность наша – как запачканная одежда (Ис.64:6)? Так не отказаться ли нам от всех трудов и всех усилий? Но разве не уподобимся мы тогда рабу, закопавшему в землю свой талант и потому услышавшему от господина: лукавый раб и ленивый (Мф.25:26)? Мы должны быть трезвенны и трудиться, исполняя заповеди Господни, кои ясны как солнце. Мы должны вложить весь свой труд, а в Божией власти – благословить наш труд и допустить нас в Свое присутствие. Дивно растолковал это апостол Павел, сказавший: Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий (1Кор.3:6-7). Итак, все зависит от Бога – от Божией силы, мудрости и милости. Но все-таки наше дело – сажать и поливать; и мы не можем пренебречь нашим долгом, не подвергая себя опасности вечной погибели.

Обязанность земледельца – пахать и поливать, а от Божией силы, мудрости и милости зависит, взойдет ли посев, возрастет ли и принесет ли плод.

Обязанность ученого – исследовать и искать, а от Божией силы, мудрости и милости зависит, откроется ли ему знание.

Обязанность родителей – растить своих детей и воспитывать их в страхе Божием, а от Божией силы, мудрости и милости зависит, будут ли дети жить и как долго.

Обязанность священника – верующих учить, просвещать, обличать и исправлять, а от Божией силы, мудрости и милости зависит, принесет ли труд священника плоды.

Обязанность всех нас – усердствовать и трудиться дабы удостоиться стать в присутствие Сына Божия, но от Божией силы, мудрости и милости зависит, будем ли мы допущены ко Господу.

Однако не следует трудиться без упования на милость Божию. Весь наш труд да будет озарен надеждою, что Господь близ нас есть и что Он приимет нас в присутствие лица Своего. Нет более глубокого и неисчерпаемого источника, нежели источник милости Божией. Когда блудный сын покаялся после своего плачевного падения до уровня свинской жизни, милосердный отец выбежал ему навстречу, пал ему на шею и простил его. Господь неустанно выходит в сретение Своим покаявшимся чадам. Он простирает руки Свои ко всем, обратившим лица свои к Нему. Всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному, – глаголет Господь об иудеях (Ис.65:2). А если Господь простирает руки Свои и к непокорным, то кольми паче к покорным? Покорный пророк Давид говорит: Предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся (Пс.15:8). Итак, покорных тружеников в деле своего спасения Господь не лишает присутствия Своего.

Потому не будем считать свой труд напрасным, как делают впавшие в безбожие и отчаяние; но, стараясь и трудясь изо всех сил, будем надеяться на милость Господа Бога. Намеренно усугубим наши труды во время Великого поста, как и повелевает нам Святая Церковь. Пусть в том сияет нам пример сих четверых, поднявшихся на кровлю дома, и раскрывших ее, и спустивших пятого – своего расслабленного друга – пред Господа. Если одна пятая нашей души расслаблена или сгнила от болезни, поскорее поспешим с прочими, здравыми, четырьмя пятыми пред Господа, и Господь исцелит то, что в нас болеет. Если одно чувство соблазнило нас в мире сем и от соблазна заболело, поспешим с прочими четырьмя чувствами пред Господа, дабы Господь смиловался над нашим заболевшим чувством и сотворил его здравым. Если одна часть тела болит, врачи советуют вдвойне заботиться об остальном теле, вдвойне беречь и питать его, чтобы здоровое стало еще здоровее и сильнее и таким образом одолело болезнь больного. Так и с нашей душою. Если мы усомнились умом, то быстро потрудимся сердцем и душою умножить веру свою и заболевший ум с помощью Божией вылечить и укрепить. Если мы согрешили оставлением молитвы, то поспешим делами милосердия возвратить потерянную молитвенность, и наоборот.

И Господь наш призрит на веру нашу, на наши старания и труды и помилует нас. И по Своей бесконечной милости Он допустит нас в присутствие Свое, в присутствие бессмертное и животворящее, подающее жизнь, крепость и радость неисчислимым ангельским силам и воинствам святых. Господу и Спасу нашему Иисусу Христу подобает честь и слава, со Отцем и Святым Духом – Троице Единосущной и Нераздельной, ныне и присно, во все времена и во веки веков. Аминь.

Евангелие от Марка, Глава 2 , стихи 1-12:

1 Через несколько дней опять пришел Он в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме.

2 Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово.

3 И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо;

4 и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный.

5 Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои.

6 Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих:

7 что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?

8 Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших?

9 Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи?

10 Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи,- говорит расслабленному:

11 тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой.

12 Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали.

Похожая притча

Исцеление расслабленного при купели

Исцеление расслабленного при купели "Вифезда"

Сегодня, в четвертый воскресный день продолжающейся пасхальной радости, вспоминаем мы чудо исцеления Господом нашим Иисусом Христом расслабленного – парализованного человека, который 38 лет пребывал в тяжелой болезни. Он находился, как и многие другие больные, слепые, хромые, иссохшие, в купальне, называемой по-еврейски Вифезда, что значит «дом милости, милосердия», «место благодати, исцеления». Находилась эта купель в Иерусалиме у Овечьих ворот, через которые, как вероятно, прогонялись к храму жертвенные животные, или близ них был рынок, где продавались и покупались волы и тельцы, овцы и козы для жертвы всесожжения, мирной жертвы, жертвы за грех или жертвы повинности. Купель Вифезда использовалась и как хранилище воды для жителей Иерусалима, и как место омовения жертвенных животных. Первый историк Церкви Евсевий Памфил пишет в начале IV века, что «Вифезда – купель в Иерусалиме, она же и Овчая, в древности имевшая пять притворов; и ныне показывается в двух находящихся там бассейнах, из которых один наполняется ежегодными дождями, другой же имеет чудным образом окрашенную в красный цвет воду, представляя, как говорят, след омывавшихся в нем жертв, отчего и зовется Овчий, по причине жертв».

Вода из этой купальни, где омывали животных, предназначенных в жертву Единому Богу, была чудодейственной, когда «Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью» (Ин. 5: 4).

Мы с вами знаем, дорогие братия и сестры, как бывает неприятно и тяжело, когда в святом месте – в храме Господнем – вместо любви и взаимоуважения, великодушия и благоговения перед святыней видим наглость и бесцеремонность, протискивание вперед и желание первым приступить к Святой Чаше или приложиться к кресту. А представьте себе, что значит 38 лет видеть подобное же отношение к святыне – отношение абсолютных эгоистов, ограниченных потребителей не только земных благ, но дерзающих восхитить самым безобразным образом и блага духовные. Вновь приходящие за чудом исцеления так и не смогли проявить великодушие и сострадание к одинокому расслабленному, уступить ему очередь и помочь погрузиться в воды Вифезды. «Чающие движения воды» (Ин. 5: 3) забыли про главные Заповеди Божии – возлюбить Бога и своего ближнего.

Прав был философ Диоген, бродивший среди бела дня по оживленным площадям и улицам с зажженным фонарем со словами: «Ищу Человека». Расслабленный, вспоминаемый нами сегодня, также не мог найти себе человека-помощника, пока к нему не пришел Сам Богочеловек – Господь Иисус Христос. Он, помогавший всем нуждающимся и с верой ожидающим помощи от Бога, но особенно людям, «нищим духом» (Мф. 5: 3), исцеляет расслабленного только словами: «Встань, возьми постель твою и ходи» (Ин. 5: 8).

И бывший больной точно исполняет слово своего Исцелителя – делает то, что нельзя было делать праведному иудею – что-либо носить в день субботний, делает это, «чтобы дело сие (то есть чудесное исцеление) не почли [маловеры] за призрачное» [1] и обманное. Он берет постель (вероятнее всего это была циновка или ковер), на которой пролежал возле купели 38 лет, и идет с ней по Иерусалиму.

Но откуда возник этот запрет на перенос вещей в день субботний? В книге Исход мы читаем: «А в шестой день пусть заготовляют, что принесут, и будет вдвое против того, по скольку собирают в прочие дни» (Исх. 16: 5). Накануне Субботы, в шестой день, евреям, бродившим по пустыне после перехода Чермного моря, надо было собирать вдвое больше чудесной манны, потому что на седьмой день ее не было, и этого нельзя было делать в другие дни. Так Господь в своем жестоковыйном народе воспитывал преданность к Себе и веру в Попечительство Божие над Своим верным творением. Со временем мудрецы иудейские решили, что только то, что заранее приготовлено к Субботе, можно перемещать с места на место в этот день. Вещи, к Субботе не готовые, попали под запрет по причине простого опасения: перенося с места на место вещи и инструменты, специально предназначенные для действий, человек, забывшись, может употребить их по прямому назначению. Поэтому мудрецы разрешили перемещать их только для того, чтобы совершить с их помощью исключительно разрешенные действия: например, если нечем разбить орех, можно сделать это молотком. Но перемещать предметы для других целей было запрещено. Так, например, если перед Субботой тот же самый молоток был забыт в таком месте, где он может пропасть или испортиться, в Субботу нельзя было заносить его в надежное место.

Берет он свою постель как крест, зная, что будет осужден и жестоко наказан мнимыми праведниками

Расслабленный, конечно, знал это правило, но для него, как человека благодарного своему Исцелителю, высшей правдой является исполнить без прекословия и лукавства слово Христа: «Встань, возьми постель твою и ходи». И берет он свою постель как крест, зная, что будет осужден и жестоко наказан мнимыми праведниками и блюстителями благочестия. Но для старейшин и мудрецов исцеленный расслабленный был слишком ничтожным и рассматривался только как одно из многих средств для причинения боли и вреда Господу Иисусу Христу; он для мудрецов представитель того народа, который «невежда в законе, проклят он» (Ин. 7: 49). И ждали они, что исцеленный расслабленный остался расслабленным душой, таким же, какими были и они; что он за 38 лет озлобился на равнодушных и жестоких людей и уже не будет доверять им, уважать и любить их, не будет вести себя благородно.

Не знали мудрецы иудейские, что в горниле скорбей, во время болезни в душе человека «рождается та добродетель, которую трудно приобрести в жизни спокойной, чуждой страданий» [2] . Скорбь рождает «терпение, от терпения [происходит] опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим. 5: 3–5). И человек, познавший любовь Божию, перенесет ее и на людей, и не будет памятозлобства в его сердце, а будет умиление и тихая радость.

Умиление, дорогие братия и сестры, всегда является первым признаком выздоровления от душевного расслабления, от паралича души. Это «ощущение человеком милости и сострадания к самому себе, к своему бедственному состоянию, состоянию падения, состоянию вечной смерти» [3] .

На вопрос же иудеев: «Кто Тот Человек, Который сказал тебе: “возьми постель твою и ходи”?» – исцеленный расслабленный не дает ответа, потому что «не знал, кто Он» был (Ин. 5: 12–13). Господь, скрывшийся в народе, затем снова встречает исцеленного и дает ему совет-заповедь: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин. 5: 14). И только тогда расслабленный понимает, Кто исцелил его, и он, взявший еще раньше свою постель в субботу как крест, как знак верности Богу и преданности, готовности служить Ему, невзирая на сложности и опасности, идет к иудейским старцам.

Конечно, старейшины и мудрецы ожидали этого, ведь простой народ уважал их и слушался, и ожидали они, что расслабленный назовет имя Христа как имя Того, Кто повелел ему нарушить заповедь переноса вещей в Субботу, а тем самым надругался над святыней и достоин наказания. Подлость и предательство исцеленным расслабленным своего Исцелителя спасло бы его самого от наказания.

Но «заболевший познает цену здравия», – говорит великий подвижник преподобный Исаия Отшельник, и потому никогда не сделает зла своему врачу. И вместо предательства расслабленный смело и открыто свидетельствует перед сонмом лицемеров, что его Исцелитель – Иисус Христос, что Он, именно Он сотворил это чудо, которое мы с вами сегодня воспоминаем.

Расслабление тела может случиться с каждым из нас, дорогие братия и сестры, и не всегда мы знаем этому причину. Причину же расслабления души, параличного состояния всех сил душевных мы знаем: это наша греховная жизнь. По мнению святого Марка Подвижника, складывается эта болезнь из трех греховных составляющих: неведения с забвением, разленения с нерадением (уныния) и окамененного нечувствия.

Средством против духовного расслабления являются только молитва и терпение

Зная о распространенности данного состояния среди всех людей, Святая Церковь предлагает нам ежедневно просить у Бога помощи в борьбе с расслаблением души: «Избави мя, Господи, от неведения, забвения, уныния и окамененнаго нечувствия». Средством против расслабления являются только молитва и терпение. И если при молитве «ощущается нечувствие, то, несмотря на это состояние нечувствия, полезно нудиться к внимательной молитве и не оставлять молитвенного подвига, творя молитву гласно и неспешно, потому что после нечувствия внезапно прикасается к сердцу благодать Божия, и оно приходит в умиление» [4] . А затем приходит и утешение от Бога.

Будем же постоянно «трезвиться против духа, наводящего печаль на человека, [который] распростирает многие сети, чтоб уловить тебя и ввергнуть в расслабление» [5] . Будем внимательны к своим ближним, нуждающимся в нашей помощи. Будем великодушны и благоговейны к святыне. Не будем чаять движения воды и прочих чудес, но будем ждать Царствия Божия и готовиться к нему, радуясь за исцеленного Господом расслабленного и утешаясь тем, что

[1] Синаксарь в неделю четвертую по Пасхе, о расслабленном.

[3] Игнатий (Брянчанинов), святитель. О мертвости духа человеческого.

[4] Игнатий (Брянчанинов), святитель. Письмо 547: О молитве // Игнатий (Брянчанинов), святитель. Полное собрание сочинений. Т. 7: Избранные письма.

[5] Авва Исаия. Цит. по: Игнатий (Брянчанинов), святитель. Отечник.

Читайте также: