Притча о золотом будде
Обновлено: 22.11.2024
Ч то дали, тем доволен будь. " Эту историю Учитель, находясь в Джетаване, рассказал об одной бхикшуни по имени Тхуллананда. Как-то один упасака, живший в Саваттхи, пригласил общину бхикшуни прийти к нему за чесноком. – Если придут бхикшуни, – сказал он сторожу, – дай каждой из них по две-три луковицы чеснока. С тех пор бхикшуни стали ходить к нему домой или на его поле за чесноком.
Однажды, когда наступили холода и всё покрылось инеем, в доме мирянина кончился весь чеснок. В это время Тхуллананда явилась с другими сёстрами к его дому и сказала хозяевам: – Мы пришли за чесноком. – Дома нет чеснока, почтенные, – отвечали хозяева, – весь вышел, идите за ним в поле. Сёстры отправились в поле и, не зная меры, стали рвать чеснок. – Ну и бхикшуни, – сказал рассердившийся сторож, – дёргают чеснок, не зная никакой меры. Услыхав его слова, некоторые сёстры, соблюдавшие умеренность, обиделись, а узнав об этом с их слов, обиделись и бхикшу и рассказали об этом Благословенному.
Выслушав их рассказ, Благословенный сказал, порицая Тхуллананду: – О бхикшу, алчный человек неприятен даже матери, его родившей. Он не может ни обратить в веру необращённого, ни увеличить добродетели обращённых, ни способствовать получению милостыни, ни удержать уже полученную, тогда как человек умеренный всего этого может достичь. Этим и другими подобными наставлениями разъясняя дхарму, Учитель сказал: – Не только теперь, о бхикшу, Тхуллананда алчная, она была такой и прежде. – И он рассказал историю о прошлом. Давным-давно, когда в Варанаси царствовал Брахмадатта, бодхисаттва возродился в семье одного брахмана. Когда он вырос, его женили на девушке такого же происхождения. У неё родились три дочери, и всем им дали имя Нанда.
После смерти бодхисаттвы всех их взяли в чужую семью. А бодхисаттва возродился в образе золотого гуся и был наделён знанием своих прежних воплощений. Когда он вырос и увидел, что тело его покрыто золотыми перьями, он стал думать: "Какое же воплощение я сменил, приняв такой вид?" И догадался: "Рождение в мире людей". Потом он стал размышлять: "Как живут моя жена и дочери?" И увидел: они живут из милости, прислуживая другим людям. Тогда он подумал: "Моё тело покрыто золотыми перьями, которые можно выщипывать. Если я каждый раз буду отдавать одно перо моей жене и дочерям, они заживут безбедно". И, подлетев к их дому, он сел на гребень крыши.
Увидав его, жена и дочери спросили: – Откуда ты прилетел, почтенный? – Я ваш отец, – сказал гусь, – после смерти я возродился в образе золотого гуся и вот прилетел повидаться с вами. Теперь вы не будете жить в бедности и прислуживать чужим людям. Я буду отдавать вам каждый раз по одному перу, а вы, продавая их, заживёте в достатке. И, дав им одно перо, гусь улетел. С тех пор он стал прилетать к ним время от времени и оставлять по одному перу, и брахманки в самом деле зажили безбедно. Но вот однажды мать позвала своих дочерей и сказала: – Милые, ведь у животных нет разума: как только ваш отец прилетит, выдернем у него все перья и возьмём их себе. – Но это же будет ему больно, – возразили дочери. А жене так хотелось золота, что однажды, когда прилетел гусь, она подозвала его к себе, схватила и ощипала. Но перья, выдернутые против воли бодхисаттвы, из золотых превратились в простые, как у журавля. Бодхисаттва взмахнул крыльями, но взлететь не смог.
Тогда брахманка посадила его в глиняный ящик и стала кормить. А когда у него снова отросли перья, – теперь они стали белыми, – он улетел в своё прежнее жилище и больше никогда не появлялся. Приведя эту историю, Учитель сказал: – Не только теперь, о бхикшу, Тхуллананда алчная, она была такой и прежде. Желая золота, она погибла из-за своей алчности. А сейчас, желая чеснока, она тоже погибнет из-за алчности, ведь теперь и она, а из-за неё и другие бхикшуни больше чеснока есть не будут. Поэтому знайте, что, получив много, следует соблюдать меру, получив мало, довольствоваться тем, что есть, не желать большего. И Учитель произнёс следующую гатху:
Довольствуйся тем, что дали.
Ведёт к погибели алчность,
Гуся поймавшая брахманка
Погибла от жажды золота.
Так сказав, Учитель стал всячески порицать Тхуллананду: – Бхикшуни, евшая чеснок, – сказал он, – должна искупить свой грех. После этого Учитель разъяснил нравственные правила и отождествил перерождения: – Тогда брахманкой была Тхуллананда, тремя её дочерьми были три бхикшуни, а золотым гусем был я.
Похожая притча
Жил некогда человек, всем сердцем преданный Будде. У него в доме стояла деревянная статуя Будды прекрасной работы- настоящий шедевр, которую он почитал и берег как величайшую драгоценность.
Однажды настала холодная зима. Трещал мороз, и человек дрожал от холода в своей хижине с бумажными стенками. Он уже сжег все дрова, пойти за новыми не позволял глубокий снег. Имеющиеся в доме тряпки не согревали его. Он замерзал.
Бедняга приготовился к смерти. Он стал молиться перед статуей Будды и - о чудо! - Будда явился ему.
"У тебя же есть дрова! - улыбаясь, сказал Будда, указывая на свое изображение. - Почему ты не сожжешь их и не согреешься?"
Человек даже не знал, как ответить на такое святотатство. "Может быть, это демон, принявший облик Будды?" - мелькнуло в его голове.
"Прочь! Не искушай меня! - вскричал он. - Я лучше умру, чем коснусь статуи Будды с нечестивыми намерениями!"
Будда рассмеялся: "Если ты принимаешь статую за меня, ты упускаешь меня. Я в тебе, а не в статуе! Я в молящемся, а не в вещи, на которую молятся. Это я дрожу и замерзаю в тебе. Сожги статую!"
Чем ценна эта притча для не буддиста? Для христианина - это очередная вариация на тему "Царство Божие внутри нас". А для неверующего - призыв не держаться за старые вещи, напоминающие нам о любимых ушедших людях, а так же за символы уважаемых нами идей.
Я читала как-то историю про пожилого уже человека, у которого умерла мать. Они всю жизнь прожили вдвоем. После смерти мамы, он оставил в квартире все, как было при ней. Прошло несколько лет, и жена его друга (которая и рассказывала эту историю) придя в гости, обнаружила в кухонных шкафах расползающиеся пакеты с заплесневевшими крупами и все в таком духе. Она по-женски навела порядок. Человек этот страшно обиделся, выгнал ее и друга, и больше не желал с ними видеться.
Едва ли его мама хотела, чтоб сын жил в склепе с медленно разлагающимися продуктами! Едва ли запустение в квартире помогало лучше помнить ее. Скорее это было оскорбление ее памяти. Конечно, выбросить вещи, которыми пользовался любимый человек очень трудно! Но можно хотя бы убрать их (на первое время).
А что касается притчи - статую очень жалко! Но человек важнее (тем более, с Буддой внутри).
Похожая притча
Время Чтения: 2 мин.
Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.
Антуан де Сент-Экзюпери
Осенью 1988 года меня с женой Джорджией пригласили выступить на конференции на тему о самоуважении, проводившейся в Гонконге. Поскольку мы никогда раньше не бывали на Дальнем Востоке, то решили продлить наше путешествие и посетить Таиланд.
Когда мы прибыли в Бангкок, мы решили осмотреть самые известные буддийские храмы города. В тот день вместе с переводчиком и водителем мы с Джорджией осмотрели такое множество буддийских храмов, что они все стали для нас похожими один на другой.
Однако нашелся один храм, оставивший неизгладимый след в наших сердцах и памяти. Храм был небольшим, возможно, не больше, чем тридцать на тридцать футов. Но когда мы вошли в него, мы замерли на месте, увидев перед собой Будду из чистого золота высотой в десять с половиной футов. Он весил около двух с половиной тонн и стоил приблизительно сто девяносто шесть миллионов долларов! Это зрелище захватывало дух — нам нежно улыбался величественный Будда из чистого золота.
Пока мы рассматривали статую и, охая и ахая, делали снимки, я подошел к стеклянной витрине, за которой лежал большой кусок глины около восьми дюймов толщиной и двенадцати дюймов шириной. Рядом с витриной висел листок с описанием истории великолепной статуи.
В 1957 году группа монахов из окрестного монастыря должна была переместить глиняного Будду из своего храма на новое место. Монастырь переезжал, чтобы освободить место для строительства шоссе через Бангкок. Когда подъемный кран стал поднимать гигантского идола, его вес был так велик, что он начал трескаться. В довершение всего пошел дождь. Старший монах, который отвечал за сохранность Будды, решил опустить статую обратно на землю и накрыть ее большим куском брезента, чтобы защитить от дождя.
Позднее старший монах пошел проведать Будду. Он посветил фонариком под брезент, чтобы удостовериться, что статуя высохла. Когда свет фонарика дошел до трещины, монах заметил, что щель поблескивает, и это показалось ему странным. Когда он вгляделся внимательнее, то подумал, что под слоем глины что-то находится. Он сходил за зубилом и молотком в монастырь, вернулся и начал откалывать глину по кусочкам. По мере того как он откалывал глину, свечение становилось все ярче. Потребовалось много часов работы, прежде чем монах оказался лицом к лицу с Буддой, выполненным из чистого золота.
Историки полагают, что несколько сотен лет назад бирманская армия вознамерилась вторгнуться в Таиланд, который тогда назывался Сиам. Сиамские монахи, понимая, что на их страну вскоре нападут, покрыли драгоценного золотого Будду слоем глины, чтобы сохранить свое сокровище от грабежей. К сожалению, получилось так, что бирманцы убили всех сиамских монахов, и тщательно скрываемый секрет золотого Будды оставался неразгаданным вплоть до памятного дня 1957 года.
Не пропускай самые интересные публикации для личностного роста. Подписывайся на нас в той социальной сети, которую любишь больше всего: Instagram, Facebook, Telegram.
Похожая притча
Удивительные истории
Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.
Антуан де Сент-Экзюпери
Осенью 1988 года меня с женой Джорджией пригласили выступить на конференции на тему о самоуважении, проводившейся в Гонконге. Поскольку мы никогда раньше не бывали на Дальнем Востоке, то решили продлить наше путешествие и посетить Таиланд.
Когда мы прибыли в Бангкок, мы решили осмотреть самые известные буддийские храмы города. В тот день вместе с переводчиком и водителем мы с Джорджией осмотрели такое множество буддийских храмов, что они все стали для нас похожими один на другой. Однако нашелся один храм, оставивший неизгладимый след в наших сердцах и памяти. Храм был небольшим, возможно, не больше, чем тридцать на тридцать футов. Но когда мы вошли в него, мы замерли на месте, увидев перед собой Будду из чистого золота высотой в десять с половиной футов. Он весил около двух с половиной тонн и стоил приблизительно сто девяносто шесть миллионов долларов!
Это зрелище захватывало дух — нам нежно улыбался величественный Будда из чистого золота. Пока мы рассматривали статую и, охая и ахая, делали снимки, я подошел к стеклянной витрине, за которой лежал большой кусок глины около восьми дюймов толщиной и двенадцати дюймов шириной. Рядом с витриной висел листок с описанием истории великолепной статуи. В 1957 году группа монахов из окрестного монастыря должна была переместить глиняного Будду из своего храма на новое место. Монастырь переезжал, чтобы освободить место для строительства шоссе через Бангкок.
Когда подъемный кран стал поднимать гигантского идола, его вес был так велик, что он начал трескаться. В довершение всего пошел дождь. Старший монах, который отвечал за сохранность Будды, решил опустить статую обратно на землю и накрыть ее большим куском брезента, чтобы защитить от дождя. Позднее старший монах пошел проведать Будду. Он посветил фонариком под брезент, чтобы удостовериться, что статуя высохла. Когда свет фонарика дошел до трещины, монах заметил, что щель поблескивает, и это показалось ему странным. Когда он вгляделся внимательнее, то подумал, что под слоем глины что-то находится. Он сходил за зубилом и молотком в монастырь, вернулся и начал откалывать глину по кусочкам. По мере того как он откалывал глину, свечение становилось все ярче. Потребовалось много часов работы, прежде чем монах оказался лицом к лицу с Буддой, выполненным из чистого золота.
Историки полагают, что несколько сотен лет назад бирманская армия вознамерилась вторгнуться в Таиланд, который тогда назывался Сиам. Сиамские монахи, понимая, что на их страну вскоре нападут, покрыли драгоценного золотого Будду слоем глины, чтобы сохранить свое сокровище от грабежей. К сожалению, получилось так, что бирманцы убили всех сиамских монахов, и тщательно скрываемый секрет золотого Будды оставался неразгаданным вплоть до памятного дня 1957 года. Когда мы возвращались домой рейсом китайской тихоокеанской авиакомпании, я думал о том, что все мы, вроде глиняного Будды, покрыты жестким панцирем, созданным из страха, а под ним в каждом из нас — «золотой Будда», «золотой Христос» или наша «золотая суть», наше природное я. Так же, как и монах с молотком и зубилом, мы должны снова обнаружить нашу истинную сущность.
Читайте также: