Притча о жизни и смерти
Обновлено: 22.12.2024
Жила-была Смерть. Она была необыкновенной. Жизнь не мыслила себя без нее. Они все делали вместе. Жизнь создавала, а Смерть разрушала то, чему приходила пора уйти, и у Жизни появлялась новая возможность созидать.
Люди обожали Смерть и всегда открывали ей двери и были рады, как самому драгоценному гостю. Вы удивитесь этому? Скажете, что этого не может быть, что такое невозможно…
Эта история началась в старые добрые времена, когда люди еще не знали что такое города, были близки с Землей и почитали могущество и силу природы. Дружили с Богами и знали, что там, где Жизнь, живет Смерть, там, где Смерть, живет Жизнь. Жизнь и Смерть были частью одного целого и не мыслили своего существования порознь.
Почему же люди открывали двери и впускали Смерть в свой дом как самого драгоценного гостя? Все очень просто: Смерть была залогом роста, развития и плодородия на земле и в жизни людей. Она помогала вычищать старый хлам из их душ и сердец, не позволяя энергии застаиваться и костенеть. Она помогала людям гореть идеями, видеть насквозь события, людей и ситуации. Она обеспечивала проточность и соединенность Духа, Души, Разума, Тела, Ума и Сердца, помогая им оставаться на связи. Она насквозь видела внутреннюю ложь, помогала человеку честно и прямо смотреть внутрь себя и убивала беспощадно всех внутренних и внешних врагов. Она была внутренним и внешним стражем. Именно благодаря ей, люди ложились спать, «умирали», а утром рождались новыми. Они спали, их тела и души отдыхали, а Смерть вместе с Духом работала не покладая рук, расчищая завалы, проводя генеральную уборку и освобождая пространство для новых знаний, для новых свершений, для новых идей и новых побед, которые утром приносила Жизнь.
Вы спросите: «И что люди не боялись умирать?». Благодаря верной дружбе Жизни и Смерти, люди вообще не боялись умирать. Так как всю жизнь они жили бок о бок со Смертью, они знали, что она верный друг, и что, когда настанет их черед ухода в другой мир, Жизнь будет крепко обнимать и наполнять энергией для последнего перехода. И в этом путешествии Смерть будет держать их за руку и помогать пройти все этапы, и это – просто еще одно путешествие, путешествие-переход, путешествие-перерождение в новый облик, задачи и смыслы. Людей не оплакивали, по ним грустили, и Смерть и здесь помогала проживать эти чувства, высвобождая их, выпуская и помогая расчистить место для Жизни в их душах.
В земледелии и плодородии Смерть сразу показывала слабые места, помогала очень быстро определить, где почва плодородна, а где нет.
Жизнь обожала ее. Она знала, что если Смерть не выполнит свою работу, ей нечего и негде будет созидать. Если на листе что-то нарисовано, там не создать нового рисунка. Если комната заполнена до краев хламом, в нее нечего добавить. Если стакан полон, туда не налить чистой воды.
И все было прекрасно. Но однажды… Смерть увидела свое отражение в воде и… испугалась. Она показалась самой себе отвратительной, страшной, ужасной. Она прибежала в ужасе к Жизни и стала ей рассказывать об увиденном. Жизнь, в свою очередь, не на шутку испугалась, что может потерять Смерть, что вся гармония, счастье и идиллия разрушатся. И она сказала, что Смерти это показалось, что она прекрасно выглядит, и вообще все это неважно. Смерть поняла, что Жизнь нечестна с ней, что она не говорит правду, и в смятении выбежала на улицу. Она бежала со всех ног и спряталась в лесу. В это время по лесу шел мальчуган лет пяти и собирал хворост по просьбе отца. Она вышла из-за дерева и поздоровалась. Мальчуган весело ответил:
- Как я выгляжу, только честно? Можешь изобразить?
И мальчишка скорчил самую страшную рожицу, на которую только был способен. И Смерть поняла, что она в озере увидела свое реальное отражение. Она в душе разозлилась на Жизнь, что та не захотела сказать ей правду.
- И ты меня не боишься? – спросила Смерть у мальчика.
- Нет, ты часть Жизни, ты часть меня, зачем мне тебя бояться?
Смерть не нашла что ответить, но решила уйти из этого Прекрасного Мира.
Этот мир был так прекрасен, а ее внешность показалась ей ужасной, и она подумала, что больше здесь не нужна. И решила пойти и найти ответы у Творца. Она не понимала, как так – у Жизни такое красивое обличие, такое прекрасное благоухание, а ей, Смерти, досталась такая нелицеприятная внешность. Она шла по лесу и кипела от злости, она впервые столь сильно ощущала свою мощь, и силу, и энергию разрушения. Рядом с Жизнью все нейтрализовалось, смягчалось, сглаживалось. Отделившись и оставшись наедине с собой, она стала чувствовать зловоние, и тьма стала распространяться вокруг. Если раньше там, где она убирала старое больное растение, Жизнь давала новый росток, то теперь каждый ее шаг выжигал все живое. И Смерти впервые по-настоящему стало страшно, стало страшно самой себя. Дорога, которой она шла, превращалась в камень, а деревья высыхали, животные бросались врассыпную. Смерть бежала в горы, понимая, что там она не сможет никому навредить.
В это время Жизнь бродила по Прекрасному Миру и искала Смерть. Она осознала, что оказалась неправа, что страх побудил ее сказать Смерти неправду. Да, у Смерти была нелицеприятная внешность, но это никогда никого не смущало – ни Жизнь, ни обитателей Прекрасного Мира. Это было данностью. И в этой данности не было оценок, в ней была благодарность и уважение к той работе, которую ежедневно не покладая рук выполняла Смерть.
Люди почувствовали неладное, им чего-то не хватало. И вдруг они поняли, что Смерть больше не приходит к ним в гости поговорить по душам, сон не дает отдохновения. И в домах, и душах стал накапливаться мусор и хлам. Как люди ни стремились поддерживать чистоту в своих жилищах, на душе становилось скверно. Жизнь заходила в их дома каждое утро, вдохновляла на новые подвиги, вкладывала, нашептывала новые идеи, наполняла жизненной энергией, но энергетические каналы оказались забиты. Душа не слышала Духа, Ум загрязнился скверной и стал глух к Разуму, начиная конфликтовать с Сердцем, Телом и Душой. Жизнь рвалась на части, пытаясь спасти ситуацию, но ничего не получалось. За Смерть никто не мог сделать ее работу.
Смерть забралась высоко в горы, ей было голодно, холодно, она стала замерзать. В Прекрасном Мире о ней всегда заботилась Жизнь, дарила тепло, согревала сердцем и приносила вкусную еду. Смерти было тоскливо и одиноко, ей было грустно и жалко себя, как никогда на свете. Она не знала, что ей делать. Ей очень хотелось исчезнуть с лица Земли, но она не могла… Ей очень хотелось умереть, но она не могла, она и была самой Смертью…
Она стала каменеть, но сердце билось в ее груди. Да, да у нее тоже было сердце, и оно запело тихо-тихо, грустно-грустно. Смерть обратила свои глаза, к Небу и ей захотелось поговорить с Творцом, с Отцом своим. Из ее глаз практически окаменевшего лица покатились слезы. Ей раньше никогда не приходила мысль обратиться взором к Отцу. Много-много веков, тысячелетий тому назад Творец выпустил их в Мир вместе с Жизнью как одно целое, и они не разлучались ни на мгновение, все и везде делая вместе, рука об руку, дыхание в дыхание. Жизнь делала вдох, Смерть выдох, Жизнь делала взмах крыла, Смерть его опускала. Жизнь наполняла водой, Смерть убирала ее излишки, помогая весной осушать поля, чтобы у Земли была возможность возродиться после зимней спячки. И вот впервые она одна, наедине с самой собой. Она грустила по Прекрасному Миру, по Жизни, но понимала, что не может поступить иначе. Она знала, что ей нужно быть здесь и поговорить с Творцом.
Она обратилась к Небесам:
- Отец, мне нужно поговорить с тобой!
- Да, Дочь моя, – ответил Отец, – я слушаю тебя внимательно.
- Отец, я не знаю кто я. Все, что я знаю о себе, что я – Смерть, что я разрушаю, отчищаю и забираю. Я знаю себя только в связке с Жизнью. Я не знаю, кто я на самом деле. Я увидела свое отражение в озере, и оно испугало даже меня. Как в него может смотреть Жизнь и не бояться? Как в него могут смотреть люди и любить и уважать меня? Они мне врут? Они говорят неправду.
- Нет, ты действительно нужна им.
- Но Жизнь дрогнула, когда я ей рассказала об увиденном.
- Да, она испугалась… Испугалась, что ты уйдешь, и она перестанет быть в полной мере той, кем является.
- Почему у меня такая отталкивающая внешность?
- Ты встречала в Прекрасном Мире людей с неприятной внешностью, с увечьями, уродствами?
- И как ты их воспринимала?
- Я всегда смотрела внутрь, в их душу.
- И что ты видела?
- Их внутреннюю красоту.
- В чем тогда твой вопрос? И правда ли ты ушла из Прекрасного Мира только из-за того, что увидела свое отражение в озере?
- Нет, – и Смерть опустила глаза…
- Знаешь ли ты истинную причину?
- Отдай мне, – спокойно сказал Отец.
- Это самый простой путь, – также спокойно ответила Смерть. – Ты же хочешь, чтобы я сама нашла ответы на свои вопросы.
- Хочу. Но если говорить из глубины, этого хочешь сама ты. Ты выбрала этот путь, как путь познания себя, познания своей силы. Если ты говоришь, что Тень тяготит тебя, может быть пришло время встретиться с ней, посмотреть ей в глаза?
- Мне страшно, ее энергия в разы превышает меня и мои возможности. Она собиралась тысячелетиями. Сила заряда велика. Мне страшно, что если я открою эту дверь, я взорву этот Мир.
- Ты не сильно им дорожишь, так что ничего не потеряешь.
- Пытаюсь пошутить… Просто, только войдя в эту дверь, ты поймешь, кто ты, и ощутишь свою силу и мощь. Ты права, ни я, ни Жизнь, ни люди, сколько бы они ни рассказывали историй и не убеждали тебя в твоей важности и значимости, не помогут тебе это почувствовать. Все ответы внутри. Это твое путешествие, и у тебя на него есть Вечность.
- А как же моя роль в Прекрасном Мире?
- Оставь это мне и Жизни. Значит, люди будут проходить свои уроки, получать новый опыт. Для меня сейчас важна ты. Если ты не разберешься с собой, все остальное будет не важно. Мне не нужна твоя роль в Прекрасном Мире. Мне нужна ты.
- Спасибо тебе! У тебя есть ко мне напутствия?
- Только одно. Будь там, где ты есть, чувствуй то, что ты чувствуешь. Слушай себя и иди за собой. Все ключи внутри. Собирай их и постепенно открывай свои двери. И помни, что у тебя – Вечность. Спешки нет. Время – иллюзия. Иди навстречу своим страхам. И помни, что в Тени – твои самые мощные ресурсы и энергия. Твоя задача овладеть этой энергией, познакомится с ней и научится управлять.
- А люди теперь будут учиться делать твою работу сами. Так они станут сильнее, взрослее и самостоятельнее.
- Ты знал, что так получится, когда отправлял нас с Жизнью в этот Мир?
- Разве такое возможно?
- Конечно! Теперь ты становишься творцом своего пути, познания себя. Через тебя я познаю себя. И поверь, твое путешествие для меня не менее интересно, чем для тебя.
- И ты не знаешь, чем все закончится?
- Нет, – Отец улыбнулся, заключил Смерть в свои объятия, а потом исчез.
Смерть сидела на горе, слезы растопили окаменевшее тело. Ей было тепло и уютно – впервые в жизни. Ее сердце билось и пылало внутренним огнем. Огнем вызова, решительности увлекательного путешествия, которое начиналось прямо сейчас и вело в неизведанные уголки самой себя как необъятной Вселенной!
Что по-настоящему значимо в глазах Бога?
Масштабы всемирной славы и популярности Кафки не имеют прецедентов в истории литературы. Но как сказал один из исследователей его биографии:
Что в глазах людей — ничто, в глазах Бога может значить очень многое, и наоборот: что в глазах людей раздувается во все более трудно обозримую громаду – подобную посмертной славе Кафки <…> в глазах Бога может ничего не значить.
Что же по-настоящему значимо в глазах Бога?
Похожая притча
Это могло произойти либо из-за того, что с Вашего адреса идут некорректные обращения к сайту, либо по ошибке. Чтобы восстановить доступ к сайту, свяжитесь пожалуйста с нами через эту форму и укажите там свой ip-адрес: 178.186.77.42
Внутренний источник жизни
Еще одна притча о смерти рассказывает о двух непохожих друг на друга людях одного возраста, которые вместе подошли к финишу своей жизни. Один из них был прост и спокоен. Он не выделялся из толпы. Но по его виду было ясно, что он познал нечто большее. Второй, вечно метавшийся в поисках смысла и счастья, ощутил благодать, исходившую от своего товарища по несчастью, и спросил его, почему тот так спокоен. Ведь он всю жизнь прожил в маленьком городишке и ничего толком не видел, у него была одна жена, которую ему сосватали родители, и ничего неординарного с ним никогда не происходило.
Тогда герой восточной притчи о жизни и смерти ему ответил, что нисколько не жалеет, что никогда не изменял супруге, и вообще он очень доволен всем, что было в его судьбе. Свое спокойствие перед лицом смерти он объяснил наличием внутреннего света внутри его самого. "Именно он помог мне дойти до финальной черты, не запятнав свою душу, тогда как ты, объездивший весь мир и сменивший много жен, так и не смог найти его у себя внутри, разыскивая его в разных женщинах.
Грехи людские
Далее в притче о Смерти и кузнеце излагается их беседа. Кузнец спросил гостью, много ли жертв погибло от оружия, которое она принесла к нему для ремонта. Смерть обиделась и сказала, что она не убила ни единого человека. Мужчина очень удивился, и в его глазах она увидела сомнение. Тогда Смерть сказала Кузнецу, что ей незачем убивать людей, так как они и сами с этим прекрасно справляются. Более того, зловещая гостья рассказала кузнецу, что раньше она была красивой молодой девушкой, встречавшей души умерших цветами и провожающей их до того места, где они должны были продолжить свое существование после того, как расстались с земной оболочкой. Однако, по ее словам, это было очень и очень давно, когда люди еще не убивали друг друга из-за бумажек и не истребляли детей и взрослых в угоду политикам. Встречая души погибших, Смерть узнавала от них о преступлениях, жертвами которых они стали. Она рыдала, видя, как мать убивает свое дитя, а брат, вонзает нож в сердце брату. Ее волосы поседели от переживаний, а глаза выцвели от слез. Так Смерть превратилась в костлявую уродливую старуху. Однако худшее было впереди. Люди обвинили ее во всех грехах и стали считать, что это она лишает людей жизни.
Дорога в Рай
Закончив свой скорбный рассказ, незваная гостья из притчи о смерти вырвала свою остро наточенную косу из рук кузнеца и направилась к выходу. Тогда он попросил разрешения задать последний вопрос. Однако Смерть догадалась, о чем пойдет речь. Она сказала: «Ты хочешь узнать, зачем мне коса? Все просто: дорога в рай заросла травой».
Вот так завершилась известная притча о смерти и косе. Ее смысл можно интерпретировать по-разному. Однако практически каждый, кто ее слышит, соглашается с тем, что в этой истории скрыт глубокий смысл.
Притча о Женщине и Смерти: напрасная жертва
В окружении каждого человека найдется парочка знакомых, которые наслаждаются жалостью окружающих и с удовольствием преподносят себя всем как жертву. О них рассказывается в притче о прощении.
Смерть просит Женщину уточнить, что было причиной ее страданий. В ответ она слышит длинный перечень обид, которые нанесли ей одноклассники, муж, дети, начальник, соседи и пр.
Костлявая посланница Бога спрашивает, что Женщина сделала в своей жизни хорошего. Она отвечает, что обо всех заботилась, тянула все на себе, верила в Господа, ходила в церковь и много молилась.
Похожая притча
Как известно, притча — это короткий рассказ в иносказательной форме, который содержит нравственное поучение. Наибольшую известность приобрели библейские притчи, рассказанные Христом своим апостолам и людям, которые собирались вокруг него, чтобы услышать Слово Божье, и те, чье авторство предписывается царю Соломону.
Краткое изложение нескольких притч о жизни и смерти представлено в этой статье. Многие из них не имеют автора, так как являются плодом народного творчества.
Праведник и грешник
Широкое распространение получили христианские притчи. О смерти в них рассказывается по-разному. Вот одна такая поучительная история.
Умер некий богач, который был известен на весь мир как великий грешник. Как и следовало ожидать, ему устроили пышные похороны, на которых присутствовали епископ и множество священников. Через несколько дней в пустыне был растерзан отшельник-праведник. Монах, ставший свидетелем и торжественных проводов в последний путь богача-грешника, и увидевший останки праведника, с плачем воскликнул: "О Господи! Почему Ты даровал нечестивцу обеспеченную жизнь и благую смерть, а несчастливое существование бедного праведника завершилось еще более горькой смертью?". Тогда явился ему Ангел Божий и сказал, что грешный богач сделал в жизни своей только одно доброе дело, а отшельник совершил лишь один грех. Пышными похоронами Господь хотел воздать неправедному богатею за единственный благой поступок и показать, что ему больше нечего ожидать. Послав ужасную смерть праведнику, Бог позволил ему еще на земле изгладить единственный свой грех, чтобы после полностью вознаградить на небесах.
Не ревнуйте Господа к злодеям и не завидуйте делающим беззаконие, ибо он ведает, как награждать праведников и карать грешников.
Теперь вы знаете, о чем притча о Смерти и дороге в Рай, о женщине, которая считала себя жертвой и пр. Каждый может найти в них нечто, что заставит по-новому посмотреть на свою жизнь.
Второй шанс
Женщина начинает рыдать. Она понимает, что не смогла сделать счастливыми тех, кто был ей дороже всего, так как всегда хотела, чтобы окружающие испытывали к ней жалость и сострадание.
Смерть говорит ей, что самые опасные люди - это «жертвы», т. е. те, кто стремится вызвать у других эти чувства. Они ошибаются, думая, что Богу нужны их «подношения» в виде исковерканных собственных судеб! Он не желает впускать в свою обитель души таких смертных, так как они умеют только сеять боль и страдание. Бог отправляет их обратно на землю, чтобы они научились жить заново и исправили ошибки, допущенные в прошлом.
Тогда Женщина закрывает глаза и отправляется в новый путь, родившись теперь уже у других родителей.
Так заканчивается притча «К Женщине пришла Смерть». Она очень актуальна, так как человек склонен жалеть себя и винить в своих бедах окружающих.
Жизнь после смерти
Макс Брод клятвенно пообещал. Однако просьба умирающего не была им выполнена. Благодаря лучшему другу и душеприказчику Кафки, ставшему инициатором публикации и продвижения его произведений, мир познакомился с гениальным наследием писателя. Известно, что три его крупных романа не были завершены. К публикации рукописи подготовил сам Брод.
Можно по-разному относиться к нарушению Бродом обещания, данного умирающему. Но одно остается фактом: если бы не его клятвопреступление, мир навсегда лишился бы «Замка», «Процесса», «Америки» и др. произведений одной из ключевых фигур литературы 20 века. После смерти писателя была опубликована большая часть его творчества. Сегодня в Праге открыт Дом-музей Кафки, в котором хранятся все его произведения.
Притча о Кафке
История девочки и ее куклы подобна аллегорическому рассказу о чудесном возвращении миру наследия гения, оказавшегося в руках Макса Брода. Произведениям Кафки не суждено было пропасть, навсегда исчезнуть. Ведь их зерном является необыкновенной силы любовь. Трепеща от ужаса перед бездушным Хаосом-судьбой, не видя просвета в кромешной тьме, абсурде и боли (вспомним «Превращение»), писатель, сам того не подозревая, каждое из своих творений согрел огнем (он считал его слабым!) нежной любви и сочувствия к маленькой песчинке в руках тотального мрака – к человеку, обреченному быть жертвой, страдальцем и мучеником. Что более ценно в глазах Бога, нежели любовь?
Произведения Кафки, полные любви, не потерялись и не сгинули в огне, как завещал автор, великий скромник, не сумевший оценить по достоинству собственный гений. Стараниями его друга после смерти писателя они были возвращены людям. Ведь в конце-концов любовь всегда возвращается.
Притча «Зачем смерти коса»
Один кузнец работал в своей кузне, когда услышал за спиной женский голос. Он хотел сделать выговор незнакомке, которая бесцеремонно вторглась в его мастерскую, но обомлел, когда понял, что перед ним стоит сама Смерть.
Кузнец, было, решил, что Смерть пришла за ним, но она поспешила его успокоить, сообщив, что он ее интересует вследствие своей профессии, а не как очередная жертва.
Похожая притча
В 1926 году, т. е. 95 лет назад, вышел в свет знаменитый роман Кафки «Замок». Как и все творчество великого писателя («Превращение», «Процесс» и др.), это произведение пронизано страхом перед миром и ощущением абсурдности человеческого бытия.
Известно, что перед смертью Франц Кафка завещал все свои неизданные произведения другу. Не желая предавать гласности страницы, отражающие попытки разобраться со сложными чувствами, а также фобиями, мучающими его в продолжение многих лет, писатель потребовал, чтобы тот непременно сжег все его рукописи.
Разговор Жизни и Смерти
Довольная своей выдумкой она пребывала в великолепном настроении, пока однажды не повстречалась со Смертью. Жизнь пришла в ужас и воскликнула:
— Но тебя же не существует! Я сама тебя и выдумала!
Смерть усмехнулась и сказала, что тот, в кого верят, просто не может не существовать.
— Я нужна тебе, но ты должна понять, что и ты мне тоже. Пускай все думают, что мы неразлучны, так как все, что имеет начало, имеет и конец.
Однако Жизнь не поверила Смерти, решив, что это Злые Силы пожелали указать ей на ее место. Она очень страдала от того, что последнюю точку за ней ставит Смерть. Тогда Жизнь стала рассказывать всем, что она не одна. По ее новой легенде за последним рубежом людей ожидало продолжение. Так люди поверили в Вечную жизнь.
Пламя его любви
Общеизвестно, что Кафка был чрезвычайно скромен. Он постоянно сомневался в себе и не был уверен в художественной ценности своих произведений (поэтому и хотел их сжечь перед смертью). Когда исследователи его биографии и творчества попросили поделиться воспоминаниями о нем одноклассников, оказалось, что тем нечего вспомнить – и в детские годы, и став взрослым, Кафка был замкнут и непримечателен.
Однако ближайшее окружение гения отметило его главную черту – он был бесконечно добрым. Писатель, упрекающий себя за дефицит тепла в своем творчестве, считавший пламя собственной любви горящим слишком слабо, в реальности был чрезвычайно заботлив по отношению к своим близким. По свидетельству друзей, Кафка был очень внимателен к одной из старых служанок своей семьи: поскольку о г-же Вернер некому было позаботиться, писатель мог неожиданно для всех пригласить ее на спектакль.
Будучи физически очень слабым, постоянно страдая от различных хронических заболеваний (его мучили мигрени, пониженное давление, бессонница, запоры), он снова и снова побуждал других помогать ближним. По свидетельствам очевидцев, Кафке был чужд эгоцентризм. Его внутреннее благородство было настолько велико, что сопереживание другим, деликатные добрые поступки по отношению к окружающим были для него чем-то само собой разумеющимся.
Мир начинается с тебя!
Смерть хочет узнать, какие самые большие претензии Женщины к окружающим. Та отвечает, что она всегда старалась сделать все, чтобы те, кого она любила, оценили ее. В итоге ее ожидало разочарование, так как родители, муж и дети оказались совершенно неблагодарными.
Тут главная героиня притчи «К Женщине пришла смерть» открывает перед смертными величайшую тайну. Она озвучивает последнюю фразу, которую Бог сказал своему Сыну, отпуская его на землю. Она звучит, как «Мир начинается с тебя!».
Женщина не понимает, что это значит, и просит Смерть объяснить ей смысл этих слов.
В ответ она слышит фразу: «Страдать тебе или быть счастливой - ВЫБИРАЕШЬ ты!».
«Теперь объясни, кто принес тебе столько боли?»: спрашивает Смерть. Женщина понимает, что во всех своих бедах виновата она сама.
Смерть советует ей простить саму себя, а значит, признать свою ошибку и принять свое несовершенство.
Она говорит женщине, что Богу в Раю совсем не нужны злобные глупцы и страдальцы. Он не похож на мягкотелого старика и никогда не примет в свою обитель тех, кто не научился создавать мир, в котором будут царить любовь и забота. Тот, кто не способен позаботиться о себе, не может ничего дать и другим.
Притча о девочке с куклой
Известен случай, произошедший с писателем, когда ему уже было сорок. Этот случай очень ярко иллюстрирует утверждение о необыкновенной чуткости Кафки. Как-то он гулял со своей подругой Дорой Диамант по берлинскому парку. Им встретилась девочка, горько плачущая из-за потери любимой куклы. Кафка вызвался помочь ей в поисках.
Они искали пропажу в течение нескольких дней, но не нашли. Тогда писатель протянул ей записку, в которой говорилось:
Пожалуйста, не плачь. Я отправилась в путешествие посмотреть мир. Напишу о своих приключениях.
Эта история продолжалась до последних дней жизни писателя. Несколько раз, встречаясь с безутешной девочкой, Кафка читал ей записки, которые якобы «написала» ей кукла. Они казались ее хозяйке очаровательными и в какой-то мере успокаивали.
В конце-концов, уже перед отъездом из Берлина, будучи тяжелобольным (у него был туберкулез), Кафка купил девочке куклу и отдал ей, выдав за утраченную. Маленькая подружка писателя сказала:
Но это совсем не похоже на мою куклу.
И тогда Кафка протянул ей последнее послание куклы, в котором та «написала»:
Девочка была счастлива, обняв куклу, она отправилась с ней домой. А Кафка спустя год умер.
Прошли годы, девочка выросла и как-то, взяв в руки любимую игрушку детства, неожиданно наткнулась на еще одно письмо, подписанное ее другом-писателем. В записке Кафки она прочла:
Все, что ты любишь, скорее всего, потеряется, однако в конце концов любовь вернется. Она всегда возвращается, пусть и другим способом.
Темное и ужасное лицо жизни.
Весь внутренний мир гения, все его нервные рецепторы удивительным образом были настроены на восприятие темной стороны жизни. По утверждению критиков, в произведениях Кафки царят сплошной мрак и безнадега. Судьба, она же сплошной кошмар, хаос и абсурд, играет человеком, как песчинкой, «света в конце» туннеля нет и не предвидится…
Когда он начал ощущать себя изгоем? Пожалуй, в детстве: в его семье, в отличие от него, все были рослые и сильные. А отец, обращавшийся с сыном крайне сурово и не удостоивший его своей отцовской любви, виделся средоточием мощи – увы, враждебной и несправедливой. Он считал своего отца деспотом и тираном и всю жизнь мучился своей виной перед ним – за то, что не оправдал его надежд.
Всю жизнь Кафку преследовал комплекс неполноценности – из-за физической хилости, из-за неуклюжей (как он считал) внешности, из-за собственной национальности, из-за нелюбимой профессии. Его семья была еврейской и немецкоговорящей, а в Праге в начале века все более поднимали голову антисемитизм и чешский национализм. Он ненавидел свою работу страховщика и очень тяготился ею. Он не любил своих произведений и просил их сжечь перед смертью, а между тем литература была для него всем.
У него очень сложно складывались отношения с женщинами. С Фелицией Бауэр он разрывал помолвку дважды, хотя его письма к ней изобилуют свидетельствами восхищения этой девушкой. Он любил ей писать о своей любви, но в конце-концов так и не решился жениться на женщине, мечтающей о семье и детях. Он боялся жизни и всегда убегал от нее, а когда, наконец, решил остепениться и отважился сделать предложение другой своей подруге, Доре Диамант, то через очень короткий промежуток времени умер.
О встрече
Эта притча о Смерти рассказывает о ее разговоре с ее величеством Жизнью. Последняя в один прекрасный день поняла, что очень сильно преувеличивала свое собственное могущество. Жизнь очень расстроилась и решила сделать все, чтобы об этом никогда никому бы не стало известно. Чтобы обезопасить себя решила создать убедительную легенду. Жизнь придумала образ коварной Смерти — Посланницы Злых Сил, которая забирала у нее души людей. Саму себя она выставила спасительницей, отважно борющейся за каждую из них. Вскоре она сама поверила в свою легенду и удачно использовала ее для объяснения всех своих ограничений.
Люди поверили ее притчам о Смерти. Они стали благославлять Жизнь за ее «заступничество». Так продолжалось недолго.
Кто виноват
Женщина внимательно читает договор, который ей принесла Смерть. Она не скрывает своего возмущения. Ведь ей предлагают поставить свою подпись под фразой «Я прощаю моих обидчиков и сама прошу прощения у тех, кого обидела сама».
Смерть удивляется, почему Женщина отказывается простить их всех и сама извиниться за свои ошибки.
Она отвечает, что ее обидчики не заслужили прощения, и если она подпишет этот документ, то они не будут наказаны, а это несправедливо! Что касается ее самой, то она никому не делала зла, поэтому ей не за что просить прощения.
Удивленная Смерть спрашивает, уверена ли Женщина в том, что безгрешна? В ответ она слышит слово “абсолютно”.
Смерть просит свою собеседницу рассказать о своих чувствах к тем, кто причинил ей столько боли. Оказывается, что Женщина чувствует к ним гнев, злость, обиду!
Смерть интересуется, что будет, если ее новая знакомая простит своих обидчиков. Женщина некоторое время молчит и отвечает, что тогда у нее внутри настанет пустота!
И тут смерть открывает ей глаза. Она говорит, что обида и злость были тем, что придавало значимость жизни женщины, хотя она об этом даже не догадывалась.
Читайте также: