Притча о жадном богаче
Обновлено: 21.12.2024
Жил в одной деревне очень добрый и щедрый столяр. Зарабатывал он тем, что делал для людей добротную мебель. Кому стулья, кому стол, шкафчики… Всё, что может пригодиться в доме, мог сделать наш мастер. Часто помогал он сельчанам, порой даже бесплатно мог изготовит для тех, кто нуждался. В общем, жадностью не отличался.
Слава о мастерстве деревенского столяра облетела всю округу. Не смотря на то, что все считали его искусным мастером, очень щедрым и добрым человеком, но счастья ему в жизни это не приносило. Его постоянно что-то беспокоило, последнее время он даже совсем перестал улыбаться. Всё время ходил, как в воду опущенный.
Мысль о том, что с ним что-то не так, совсем лишила его сна. И тогда он решил обратиться к мудрецу, живущему в соседнем селе. Собираясь к нему, он взял с собой в подарок шкатулку, сделанную своими руками.
Фото с просторов интернета Фото с просторов интернетаСтарец, встретив мастера, проводил в дом и стал расспрашивать, что заставило его прийти. Наш столяр рассказал про себя: как он всем помогает, даже за работу берёт меньше денег, а порой и бесплатно выполняет заказы. Мол, все его очень любят и ценят, но почему-то последнее время нет в душе покоя.
— Может, дашь мне какой совет, что я делаю не так, почему мне нет счастья в жизни? — закончил свой рассказ мастер.
Выслушал его старец и говорит:
— Жадность твоя всему виной.
— Да как же так? Если я многое делал почти даром, а порой последнее себя отдавал людям. Ничего не жалел для других. Все это знают.
— Вот эта твоя щедрость и есть на самом деле жадность.
— Я рассказал свою проблему, да видно не услышал ты её. Что же прощай, пора мне домой, — сказал столяр, направляясь к двери.
— Постой, коли ты пришёл за советом, то послушай.
Остановился в дверях мастер и вернулся, снова сев напротив старика.
— Что ты думаешь, когда помогаешь людям, берёшь с них меньше денег за свою работу или вообще даром работаешь?
— Ну, если честно, то думаю что все мои добрые дела зачтутся мне. Что Бог увидит мои хорошие поступки.
— Да, я был прав. Жадность твоя не даёт тебе покоя. Только вот платы за свой труд ты не с людей берёшь, а от Бога ждёшь. Не беря большой платы от деревенских, ждёшь большой платы от Бога. Вот в чём твоя жадность. А саму себе ты не можешь в этом признаться.
— Да, соглашусь с тобой. Есть за мной такой грех. Так что же мне с этим теперь делать?
— Продолжай заниматься тем же, что и раньше делал. Только делай всё не «задаром». Бери за свою работу не больше, но и не меньше, чем она того стоит. Пока не научишься отдавать без мыслей, что Бог воздаст тебе. Отдавая своё, другого богаче не сделаешь, а вот у себя отнимешь. Ещё жадность проявляется в том случае, когда отдавая что-то, ждёшь, что вернётся взамен.
— Спасибо тебе. Я понял свою ошибку, но у меня есть ещё один вопрос. Не будут ли люди теперь считать меня жадным?
— Не беспокойся об этом. Те, кому надо, поймут, а кто не поймёт, всё равно будут осуждать. Спокойствие и счастье вернутся в твою жизнь, когда твоя работа будет оплачена достойна сейчас, а не когда-нибудь в другой жизни.
Вернувшись в свою деревню, мастер сделал всё, как сказал старец. Когда он называл цену за свою работу, люди отдавали деньги и не становились беднее. А мастер с тех пор снова начал улыбаться, а работа ему стала приносить ещё большее удовлетворение."
Похожая притча
Однажды к Иисусу Христу обратился некто с просьбой повелеть брату его разделить с ним наследство. Христос отклонил эту просьбу, ибо Он пришёл не для того, чтобы разбирать тяжбы, подлежащие ведению гражданского суда, но для более высоких целей – нравственного перевоспитания людей и открытия им пути в Царство Небесное.
Просьба разделить имение послужила новым поводом Христу к предостережению слушателей от недуга стяжательства, т.е. страсти к приобретению богатств для наслаждения земными благами. При этом Христос указал на суетность пристрастия к имуществу, ибо долгая жизнь человека не зависит от изобилия принадлежащих ему вещей. Как наглядную иллюстрацию к этой истине и как бы в ответ человеку, обратившемуся к Нему с просьбой о разделении земного богатства, а также в пояснение той внутренней опасности, к которой ведёт богатство, Спаситель привёл притчу о неблагоразумном богаче.
Эту притчу сохранил нам евангелист Лука:
«У одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих. И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро моё, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в эту ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» ( Лк. 12: 16–21 ).
Бог сказал неблагоразумному богачу: «. безумный! В эту ночь душу твою возьмут у тебя, кому же достанется то, что ты заготовил?»
Этот вопрос не давал и не даёт покоя многим богатым. Еще богатейший Соломон, задумываясь над этим вопросом, сказал: «Всё – суета и томление духа! И возненавидел я весь труд мой, которым трудился под солнцем, потому что должен оставить его человеку, который будет после меня. И кто знает: мудрый ли будет он, или глупый? А он будет распоряжаться всем трудом моим, которым я трудился и которым показал себя мудрым под солнцем. И это – суета!» ( Еккл.2: 17–19 ).
Даже языческий философ римлянин Сенека в письме о внезапной смерти одного богатого знакомого, писал: «Как глупо строить планы в жизни! Мы не можем распоряжаться собою даже на завтра! Каково же безумие тех, которые тешат себя надеждами на отдалённое будущее! Я куплю, я построю, я дам взаймы, я возьму обратно, я займу должность и затем буду наслаждаться довольством в годы старости и утомления!»
Остаётся лишь еще раз повторить заключительные слова Христа из притчи о неблагоразумном богаче: «Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет».
Все интересы богача, как это видно из притчи, сводились к земному благополучию, и мысли, и душа его были далеки от Бога и от стремления к непреходящим духовным ценностям. Характерно, что всё, чем он владел, он называл своим, забывая или не зная, что всё «наше» на самом деле принадлежит Богу и дано нам, странникам на земле, во временное пользование. «Господня земля и что наполняет её, вселенная и всё живущее в ней» ( Пс.23: 1 ), «Моя вселенная и все, что наполняет ее» ( Пс. 49: 12 ), – восклицает псалмопевец. – Сама жизнь наша в руках Божиих и все дни её сочтены Богом раньше нашего рождения ( Пс. 138: 16 ). Как раз тогда, когда страсть богача к любостяжанию была удовлетворена и когда он так уверен был в своём будущем благополучии, Господь прервал его жизнь. «Подлинно, – пишет царь Давид, а вслед за ним другие пророки Ветхого и Нового Завета и апостол Павел, – человек ходит подобно призраку; напрасно он суетится, собирает и не знает, кому достанется то» ( Пс. 38: 7; 48: 11 ; Прит. 11: 4 ; Иез. 7: 19 ; 1Тим. 6: 7, 9–11, 11,17–19 ).
«Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут», – говорит Господь, проводя этим общую мысль о ненужности чрезмерной заботы о преходящих сокровищах, каковы бы они ни были, «но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут; ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» ( Мф. 6:19–21 ).
Отдавая своё сердце земным сокровищам, человек становится их рабом. Для пояснения вреда, который приносит порабощение сердца попечением о земных вещах, в том числе о богатстве, Христос приводит в пример наше телесное око ( Мф. 6: 22–23 ): в здоровом состоянии оно правильно воспринимает вещественный свет, благодаря чему человек получает правильное представление о своем теле и о всех предметах и даёт им правильную оценку, а при повреждении ока происходит обратное явление. «А что значит глаз для тела, то значит и ум для души», – поясняет св. Иоанн Златоуст. Светлый ум ясно понимает духовные предметы и всю душевную деятельность направляет к приобретению истинно драгоценных духовных сокровищ. «Если око твоё будет чисто, – говорит блаж. Августин, – если твоё намерение чисто и богоугодно, то все дела твои, совершаемые этим намерением, будут также чисты и праведны, они будут светлы. Если же око твоё будет лукаво, – продолжает Августин, – если твоё намерение осквернено и омрачено плотским похотением и пожеланием временных благ, то все твои действия, проистекающие из этого нечистого побуждения, будут причастными мраку». Поэтому непрестанной заботой христианина должно быть очищение от земных привязанностей и страстей своего «сердца», т.е. своего внутреннего мира. Не одно богатство может завладеть сердцем человека, как говорят святые отцы, а всякая страсть может сделаться его идолом, его «сокровищем», с которым ему жаль расставаться.
Комментируя эту притчу епископ Феофан Затворник говорит о том, каким должно стать богатство в руках верующего. «. Так как богатство от Бога, то, когда оно течёт, и посвящай его Богу, и выйдет святое богатство. Все избытки разделяй с нуждающимся: это будет то же, что данное Богом возвращать Богу. Кто бедному даёт, Богу даёт», – пишет Феофан Затворник. «Истощая как будто богатство, таковой истинно богатеет, богатясь добрыми делами, – богатеет ради Бога, в видах угождения Ему, богатеет Богом, привлекая Его благоволение, богатеет от Бога, Который верного в мале поставляет над многими; богатеет от Бога, а не себе, ибо не считает себя хозяином, а только приставником и расходчиком, вся забота которого состоит в том, чтобы удовлетворить всех приходящих к нему с нуждою, а что-либо особенно истратить на себя боится, считая это неправым употреблением вверенного ему достояния», – пишет епископ Феофан Затворник.
Каждое слово притчи о неблагоразумном богаче относится к каждому из нас и, быть может, в каком-то смысле эти слова особенно нужны именно современному человеку. Действительно, в наше время, пожалуй, больше чем когда-либо, люди склоны постоянно поступать так, как богач в притче. Люди готовы постоянно разрушать данные им хранилища, чтобы строить новые, вследствие чего остаются в конце концов с пустыми руками.
Что это значит? Что означают эти хранилища? Это наше настоящее время, те минуты и часы, которыми мы действительно располагаем, а хранилища, которые мы думаем построить, это будущее время, которое может для нас и не наступить.
Теперь, более чем когда-либо, люди устремляются в будущее и разучились жить во времени настоящем, а между тем настоящее время есть подлинно наше время.
Современное человечество привыкло жить по убийственной формуле «время – деньги» или для того чтобы убить время. Каков же выход? Что сделать, чтобы спасти себя и своё время, чтобы поистине обрести неоскудевающее богатство, т.е. «в Бога богатеть»? Об этом с большой определенностью пишет ап. Павел в Послании к Ефесянам ( Еф. 5: 9–19 ). Фрагмент из этого послания всегда читается за Литургией вместе с притчей о неблагоразумном богаче в 26-ое воскресенье после Пятидесятницы.
Это послание апостола Павла дополняет смысл притчи. В нём говорится о плодах духа; эти плоды как раз являются тем настоящим богатством, которое даётся тем, кто в Бога богатеет. Апостол перечисляет эти плоды: «Плоды духа состоят во всякой благости, праведности и истине. Посему, – продолжает апостол Павел, – сказано: встань спящий и воскресни из мёртвых, и осветит тебя Христос. Смотрите, поступайте осторожно. дорожите временем, потому что дни лукавые. Познавайте, что есть воля Божия. исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу». В этих словах начертан просто весь образ христианской жизни. В них указана и цель, которую надо достичь – плоды духа, праведность, стремление к истине и главное средство достижения этой цели, т.е. познание того, что есть воля Божия. При этом указано, что надо дорожить временем.
Вникнув в эти слова, каждый из нас сам увидит, стремится ли он обрести плоды духа, стремится ли, и в какой мере, к духовному совершенствованию и, главное, стремится ли он постоянно, т.е. дорожа временем, познать, что есть воля Божия.
Ведь истинный христианин живёт не по своей воле, а по воле Божией, он живёт не один, а в некотором неразлучном единстве с Богом, как с лучшим другом, даже более того, как невеста с женихом, как жена с мужем.
Каждую минуту, в каждом самом малом деле Господь хочет научить нас, что делать, как поступить, и жаждет Он этого не ради Себя, а ради нашего спасения, ради полноты нашей жизни. И если бы мы всегда, каждое мгновение стремились узнать, что именно хочет от нас Бог, и узнавали бы эту волю Божию, то жизнь наша исполнилась бы такой полноты и света, что мы стали бы дорожить каждой минутой нашей жизни, как дорожат ею влюбленные, у которых только одна забота – как бы не разлучаться.
Сразу такое живое единство с Богом никому не даётся; но к этому надо стремиться и в это счастье единения с Богом надо верить.
Дорожим ли мы нашим временем? Если нет, то, по слову апостола Павла: «Проснёмся же наконец, воскреснем из мёртвых. И да освятит нас Христос Господь».
Похожая притча
Изначально думал, что урвал легкий кусок, что ему повезло, а, оказалось, что за это потом придется заплатить. Причем заплатит в разы больше, чем реальная ценность этого куска. На этом и построено много схем заманухи, основанных на халяве.
Пожалуй, она особенно полезна всем тем, кто так или иначе связан с бизнесом или торговлей.
Жил-был богач. Было у этого богача несколько домов в разных городах.
И в одном из городов был самый любимый и самый шикарный дом. Богач очень любил в нем бывать и проводил там большую часть своего времени.
У ворот этого дома росло огромное старое дерево.
Как-то в один жаркий день мимо дома богача проходил уставший и измученный бедняк. Он присел под этим деревом, чтобы хоть ненадолго скрыться от мучительного зноя.
Богач увидел это в окно и стал ему кричать:
- А ну-ка убирайся. Это мое дерево, что ты тут расселся?
- Но я не покушаюсь на твое дерево, - возражал бедняк, - Я просто недолго посижу в его тени и пойду дальше.
- Но тень моего дерева, как и само дерево, принадлежит мне, - возмущался богач.
- Хорошо, давай я у тебя куплю тень твоего дерева. Вот все монеты, которые у меня есть, – бедняк протянул ему деньги, - Но теперь тень дерева будет моя, я ей буду пользоваться, когда захочу.
Богач согласил и спешно взял деньги, пока бедняк не передумал.
Богач хвалился жене:
- Вот, говорят, что самые талантливые торговцы могут продать воздух. А я не то что воздух, я умудрился продать тень. Да кому эта тень нужна?
Бедняк в тот день посидел под тенью дерева и ушел. Богач думал, что больше никогда его не увидит.
Но не тут-то было. На следующее утро бедняк снова подошел к дереву. Солнце было низко, и тень от дерева падала не на лужайку, как вчера, а на забор богача. Бедняк посидел у забора.
Когда тень сместилась – он по полному праву пошел в беседку на территории дома богача, ведь сейчас тень была именно там.
И вот так приходил бедняк каждый день. Дерево было большое, соответственно, тень от него падала огромная. Бедняк то в доме богача посидит, то по саду его погуляет.
Богач злился, но боялся признать свою неправоту.
Однажды пригласил богач друзей на праздник. Погода была хорошая, все они уселись в беседке. Вдруг в беседку вваливается бедняк и разваливается на диванчике.
Друзья начали задавать богачу вопросы, почему он не прогонит бедняка. Бедняк вмешался в разговор и рассказал им про сделку.
Друзья начали потешаться над богачом. А один из влиятельных товарищей богача взял бедняка себе на службу. Он посчитал, что его хитрость, талант убеждать и торговаться очень пригодится.
Похожая притча
На ниве богача был урожай хлебов,
Он думал: "Некуда собрать моих плодов,
Как приготовить дом к такому урожаю?
А вот, что сделаю: все житницы сломаю,
Большие выстрою и соберу туда
Мой хлеб, мое добро, и я скажу тогда
Душе моей: "Душа простись навек с тревогой,
Покойся, — у тебя лежит именье много
На годы многие: гони заботы прочь.
Ешь, пей и веселись!" — "Безумец, в эту ночь
Отнимут жизнь твою, — сказал Господь. — Несчастный,
Кому достанутся твой дом и труд напрасный?"
Иисус обратился ко всем окружавшим Его с предостережением:
смотрите, берегитесь любостяжания, которым так заражен этот человек; ибо жизнь человека, продолжительность ее не зависит от изобилия его имения. А чтобы эта мысль была понятнее слушателям, Он рассказал притчу о богаче, который, по случаю хорошего урожая, собирался перестроить и значительно расширить свои житницы, собрать в них весь хлеб и все имущество свое, и в самодовольстве, сказать душе своей:
много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись
(Лк. 12, 19). Богач этот так озабочен был сбором обильного урожая, что ни о чем больше не думал, и утешался тем, что жизнь его обеспечена теперь на многие годы и что он может предаваться беззаботному веселью.
Собирание в житницы урожая как благ, ниспосланных Богом, не вызывает никакого осуждения; собрать надо было, но и поделиться с бедными избытком урожая тоже необходимо было, и если бы этот богач поступил так, то не навлек бы на себя наказания. Но он думал, что Бог послал этот урожай исключительно ему, для продления его беспечной жизни; и как ошибся он! Мечтая прожить долгие годы в полном довольстве, он умер в ту же ночь.
Безумный. кому же достанется то, что ты заготовил? (Лк. 12, 20).
Кому достанется? Этот вопрос не давал и не дает покоя многим богачам. Еще Соломон, задумываясь над этим вопросом, сказал:
все — суета и томление духа! И возненавидел я весь труд мой, которым трудился под солнцем, потому что должен оставить его человеку, который будет после меня. И кто знает: мудрый ли будет он, или глупый? А он будет распоряжаться всем трудом моим, которым я трудился и которым показал себя мудрым под солнцем. И это — суета!
(Еккл. 2, 17—19).
Сенека, в письме о внезапной смерти одного богатого знакомого, писал: «Как глупо строить планы в жизни! Мы не можем распоряжаться собою даже на завтра! Каково же безумие тех, которые тешат себя надеждами на отдаленное будущее: я куплю, я построю, я дам взаймы, я возьму обратно, я займу должность и затем буду наслаждаться довольством в годы старости и утомления!»
Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет. Наставление быть всегда готовыми к ответу за прожитую жизнь
Раньше этого, в Нагорной проповеди Своей, Иисус предостерегал Апостолов от любостяжания и говорил:
Не собирайте себе сокровищ на земле, но собирайте себе сокровища на небе (Мф. 6, 19—20). Собирать сокровища на небе — значит творить волю Божию, то есть: любить ближних, помогать им, облегчать их страдания, душу свою полагать за них. Кто так поступает, тот богатеет заслугами своими перед Богом, или иначе: в Бога богатеет. Тот предстанет на окончательный Суд с такими оправдывающими его сокровищами, которые откроют ему двери Царства Небесного. А с чем явится на этот Суд тот, кто собирал
для себя только сокровища земные? Чем оправдает он свою жизнь? Нищим он предстанет пред Богом, и в позднем раскаянии сам назовет себя безумным!
Похожая притча
У одного богатого мужчины уродился большой урожай, настолько, что все амбары были переполнились. Богач думал, куда же девать излишки? И решил сломать старые житницы, построив новые, ещё больше, чтобы наверняка влезло.
А после подытожил:
душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. [Лк. 12:19]
Но что ответил ему Господь? " В сию же ночь заберу твою душу, кому все оставишь? " Эту притчу Господь приводит перед словами о том, что нужно заботиться о едином - Царствии Небесном.
Давайте разберемся, в чем же ошибка богача, неужели Христос призывает с все продать и ходить нищими? В идеале - да, но не все могут это понести . Богатство самом по себе не грех, ибо это дар Бога.
Что сделал богач, когда узнал о таком обильном урожае? Правильно, все оставил себе, не раздал нищим, нуждающимся. Казалось бы зачем? Ведь он сам говорит "на многие годы", и логично, что на следующий год вновь будет урожай, куда столько девать?
Мы видим его жадность, разумеется неразумному не нужно было столько урожая , ему было приятно иметь все это, страсть сребролюбия одолела его.
Всмотримся, не мы ли те безумные богачи, которые имеют что-то в излишке не хотят этим делиться? Каждый из нас буквально купается в благах Господа . Кто-то имеет много свободного времени, кто-то финансово возвышен, кто-то здоровье и т.п Но как мы распоряжаемся этими дарами?
В нашей голове вертится мысль "Да у тебя ещё много времени, потом сделаешь". А что отвечает нам Господь в Евангелие?
"безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя;" [Лк: 12:20]
Его богатство выражало стабильность, ведь раздай он излишки, мог же он подумать "А вдруг мне потом не хватит? Что если в следующий год будет засуха и наступит голод?" Заботясь о себе, у нас нет времени подумать и о другом.
Читайте также: