Притча о возвращении нечистого духа

Обновлено: 03.05.2024

«Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит» (Мф 12,43).
Вопрос: Что означают «безводные места», где ищет покоя нечистый дух? И в чем его покой?

архимандрит Ианнуарий Ивлиев

Санкт-Петербург Православный христианин

Пожалуй, понятнее это высказывание в контексте Евангелиста Луки (Лк 11,24). Иисус изгнал беса из немого, и тот стал говорить. Иудеи упрекали Иисуса, что Он изгоняет силою Вельзевула. На это Господь приводит несколько приточных высказываний, которые доказывают, что через Него действует сила Божия. Он не говорит, что иудеи одержимы бесом. Нет. Но большинство из них – не с Ним и против Него (Лк 11,23). Их дома, или, по толкованию святых отцов, их сердца – пусты (Мф: «незаняты»), выметены и убраны, то есть приготовлены к приему гостей. Чистый и украшенный дом нечистому духу, разумеется, кажется гораздо приятнее, чем безводная пустыня, в которой он скитается и не может найти себе покоя, то есть жизни в свое удовольствие. Ведь настоящий дом бесов – не пустыня, а сердца человеческие. Бес возвращается с множеством своих приятелей. Здесь сказывается народный опыт из медицинской практики. Было замечено, что рецидивы болезни всегда хуже ее начала. У Иисуса Христа речь идет, конечно, об Израиле. Если этот народ не примет в свои сердца Его, то их дом останется пуст, и им будет много хуже в конце (намек на Суд, эсхатон). Это самое простое объяснение.

Реакции: Ольга Мень

Тaтaрeнкo Максим Николаевич

Почему он выбирает только убранный дом,а беспечный человек его не интересует?

архимандрит Ианнуарий Ивлиев

Санкт-Петербург Православный христианин

Из одержимого, больного, бесноватого человека изгнали нечистого духа. На языке притчи – его дом (то есть его сердце) вымели, очистили от беса, прибрали для приема хорошего гостя. Но сам исцеленный остался беспечным. Он именно беспечно не позвал, не пригласил в свой дом Христа, то есть Бога. Хуже того, он (речь об иудеях, с которыми ведет беседу Иисус Христос, «род лукавый и прелюбодейный» в стихе 39 той же главы 12) гонит Иисуса Христа от себя, не пускает к себе. Вот тогда и приходит снова нечистый дух, прихватив с собою еще более злых приятелей.

Это замечательная притча о судьбе Израиля. Он был избавлен от язычества. Бог через Моисея и других великих пророков вымел его «дом» от идолов и бесов, чтобы вселиться в него. Но Израиль остался беспечным и отверг Бога во Христе. И это не могло пройти бесследно.

Похожая притча

Спасибо Вам огромное за Ваши миниатюры. Библия - моя настольная книга. Я нахожу в ней ответы на все вопросы, которые волнуют меня. Она утешает меня во время испытаний и болезней. Каждый раз она открывается мне по новому. Но о знаковости
я как то не задумывалась. Поэтому Ваши миниатюры явились для меня весьма интересными и познавательными. Очень понравились. Заношу Вас в избранные.
Творческого Вам Божественного вдохновения и новых произведений.
С благодарностью. Галина.

Огромное спасибо, Вам, Галина, за Вашу сердечную рецензию!Очень рада, что Вы заинтересовались знаковостью. Это настоящее знание! Если будут вопросы, спрашивайте, постараюсь ответить. Жду Вас в гости. С уважением,

Понравилось
Люблю притчи, часто к ним обращаюсь
В них опыт огромный, в них мудрость
СПАСИБО
С уважением Олег

Большое спасибо, Олег, за теплый отклик! Я рада, что Вам понравилось! Приходите в гости. С уважением,

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Похожая притча

возвращении нечистого духа (Евангелие от Луки, 11-24-26).

Христос сказал в этой притче: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по

безводным местам, ища покоя»; Данная притча несет в себе правду о бытии. Обратите

внимание, нам говорят ею, что человек является местом обитания нечистых духов, то

есть бесов, слуг сатаны. И великая радость для человека, когда такой бес покидает

его, то есть освобождает разум и тело человека от своего гнета.

Когда бес покидает человека, то ходит по безводным местам, то есть по своему

миру. Безводные места – это места, лишенные Божественной Воды. А что дает

В-О-ДА – это «В-Гармонии-ДА». А бесы лишены воды, так как они противники

Создателя. Бес, покинув человека, ищет покоя и НЕ находит его, ведь в человеке

ему очень уютно и комфортно, потому что бес паразитирует на человеке.

Не найдя покоя, он говорит себе: «возвращусь в дом мой, откуда я вышел»

(Евангелие от Луки, 11-24). И бес возвращается к человеку.

«И придя, находит его выметенным и убранным» (Евангелие от Луки, 11-25).

«Тогда идет и берет с собою СЕМЬ других духов, злейших себя, и войдя (вновь в

человека), живут там – и бывает для такого человека последнее хуже первого»

(Евангелие от Луки, 11-26).

Глубочайший смысл притчи в том, что человек НЕ должен оставлять свой дом (разум и

тело) пустым, после того, как вымел и вычистил его от беса. Дело в том, что

Пустота есть сильнейший магнит, притягивающий бесов вновь к тому человеку.

Пустота – знаковое оружие сатаны, она «опустошает» разум и тело человека.

А значит, человек должен свой «выметенный и убранный» дом заполнять Божественным

знанием о мире, в котором живет. Он должен искать это знание и жить по закону

Бога. Тогда никакие бесы ему не страшны.

Но, если человек не ищет знания, если он не заполняет пустоту, тогда он получит

еще дополнительно к вернувшемуся нечистому духу целых СЕМЬ бесов. Здесь

знаковость. С-ЕМЬ означает «силу-емь», то есть бесы начинают «есть», вернее,

«пожирать» такого человека с силой, возрастающей в сотни раз. И тогда такому

человеку становится очень плохо.

Таким образом, человек должен наполнять себя знанием, тогда он не будет пуст.

© Copyright: Жаухария Безверхняя, 2016
Свидетельство о публикации №216062900206 Рецензии

Спасибо Вам огромное за Ваши миниатюры. Библия - моя настольная книга. Я нахожу в ней ответы на все вопросы, которые волнуют меня. Она утешает меня во время испытаний и болезней. Каждый раз она открывается мне по новому. Но о знаковости
я как то не задумывалась. Поэтому Ваши миниатюры явились для меня весьма интересными и познавательными. Очень понравились. Заношу Вас в избранные.
Творческого Вам Божественного вдохновения и новых произведений.
С благодарностью. Галина.

Огромное спасибо, Вам, Галина, за Вашу сердечную рецензию!Очень рада, что Вы заинтересовались знаковостью. Это настоящее знание! Если будут вопросы, спрашивайте, постараюсь ответить. Жду Вас в гости. С уважением,

На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Похожая притча

43 Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит;
44 тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит [его] незанятым, выметенным и убранным;
45 тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом.
(Матф.12:43-45)
Обратимся к толкованию этого места Евангелия к блаженного Феофилакта Болгарского
Господь показывает, что они достигли края погибели, не приняв Его. Подобно тому, как освободившиеся от демонов, если не радеют, терпят худшее, так и ваш род находился во власти демона, когда вы поклонялись идолам; но чрез пророков Я изгнал этого демона и Сам пришел, желая очистить вас; но так как вы оттолкнули Меня и более – стремитесь погубить Меня, то, как согрешившие в более худшем, будете и наказаны сильнее, и последний ваш плен будет тяжелее прежних. Ты же пойми и то, что посредством крещения изгоняется нечистый дух и бродит по безводным пустыням и некрещеным душам, но в них не находит отдыха. Ибо отдых для демонов – это смущать крещеных злыми делами, тогда как некрещеных он уже имеет в своей власти. Итак, демон возвращается к крещеному с семью духами. Ибо как семь даров Духа, так в противоположность этому и семь духов злобы. Когда он войдет в крещеного, тогда его несчастье бывает большим, ибо прежде была надежда очиститься крещением, после же нет надежды очиститься, кроме как только крещением покаяния, которое очень трудно.

Анна Н.
Вена Интересующийся Ужас какой. Скажите, а почему Иисус говорил, что для того, чтоб жить нормально хватает всего лишь соблюдать 10 заповедей, а с другой стороны существует так много грехов, о которых в заповедях вообще не говорится. Как же тогда в них всех разобраться?
Екатерина Трусова
Пользователь, заслуживающий доверия
Кировск, Мурманская область Православный христианин Ужас какой. Скажите, а почему Иисус говорил, что для того, чтоб жить нормально хватает всего лишь соблюдать 10 заповедей, а с другой стороны существует так много грехов, о которых в заповедях вообще не говорится. Как же тогда в них всех разобраться?

Дорогая Анна, в целом заповедей Божьих более 19. В Библии 10 ветхозаветных заповедей и 9 заповедей блаженств, причем, все заповеди ради краткости могут быть сведены к двум: возлюби Бога и ближнего. Но точно исчислить количество заповедей невозможно, они не в букве или числе, а в духе.

Вся Библия содержит в себе заповеди практически на каждой странице, где речь идет о взаимоотношении Бога и человека. Поскольку это отношения Живые, ибо Сам Бог есть Бог Живой, то и заповеди непрестанно разъясняются Богом в Библии. Поэтому какое-то количество заповедей можно выделить ради краткости, но важно обязательно добавить, что они всестороннее разъясняются и раскрываются в тексте Священного Писания.

В помощь тому, кто вступил на борьбу с грехом, тому, кто хочет изучить самого себя, спасительный материал по подготовке к Таинству Исповеди

Читайте также: