Мудрая притча о добре и зле про хлеб
Обновлено: 14.11.2024
Притча это короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, который содержит в себе нравственное поучение (премудрость). По содержанию притча близка к басне.
Притча 1 Два волка
Однажды один старый мудрый индеец - вождь племени разговаривал со своим маленьким внуком.
— Почему бывают плохие люди? — спрашивал его любознательный внук.
— Плохих людей не бывает, — ответил вождь. — В каждом человеке есть две половины - светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А темная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй — темный. Понимаешь?
— Понятно, — сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил: — Но какой же волк побеждает в конце?
Старый индеец едва заметно улыбнулся:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Притча 2 Два семени
Однажды ученики пришли к наставнику и спросили его: «Почему дурные наклонности легко овладевают человеком, а добрые — трудно и остаются непрочны в нем?»
— Что будет, если здоровое семя оставить на солнце, а больное зарыть в землю? — спросил старец.
— Доброе семя, что оставлено без почвы, погибнет, а плохое семя прорастет, даст больной росток и худой плод, — ответили ученики.
— Так поступают люди: вместо того, чтобы втайне творить добрые дела и глубоко в душе растить добрые всходы, они выставляют их напоказ и тем губят. А свои недостатки и грехи, чтобы их не увидели другие, люди прячут глубоко в душе. Там они растут и ранят человека в самое сердце.
Притча 3 Бабочка
В древности жил-был один мудрец, к которому люди приходили за советом. Всем он помогал, люди ему доверяли и очень уважали его возраст, жизненный опыт и мудрость. И вот однажды один завистливый человек решил опозорить мудреца в присутствии многих людей. Завистник и хитрец придумал целый план, как это сделать: «Я поймаю бабочку и в закрытых ладонях принесу мудрецу, потом спрошу его, как он думает, живая у меня в руках бабочка или мертвая. Если мудрец скажет, что живая, я сомкну плотно ладони, раздавлю бабочку и, раскрыв руки, скажу, что наш великий мудрец ошибся. Если мудрец скажет, что бабочка мертвая, я распахну ладони, бабочка вылетит живая и невредимая и скажу, что наш великий мудрец ошибся». Так и сделал завистник, поймал бабочку и пошел к мудрецу. Когда он спросил мудреца, какая у него в ладонях бабочка, мудрец ответил: «Все в твоих руках».
Притча 4 Два города
Однажды один человек сидел около оазиса, у входа в один ближневосточный город. К нему подошел юноша и спросил:
- Я ни разу не был здесь. Какие люди живут в этом городе?
Старик ответил ему вопросом:
- А какие люди были в том городе, из которого ты ушел?
- Это были эгоистичные и злые люди. Впрочем, именно поэтому я с радостью уехал оттуда.
- Здесь ты встретишь точно таких же, – ответил ему старик.
Немного погодя, другой человек приблизился к этому месту и задал тот же вопрос:
- Я только что приехал. Скажи, старик, какие люди живут в этом городе?
Старик ответил тем же:
- А скажи, сынок, как вели себя люди в том городе, откуда ты пришел?
- О, это были добрые, гостеприимные и благородные души! У меня там осталось много друзей и мне было не легко с ними расставаться.
- Ты найдешь таких же и здесь, – ответил старик.
Купец, который неподалеку поил своих верблюдов, слышал оба диалога. И как только второй человек отошел, он обратился к старику с упреком:
- Почему ты дал двум людям абсолютно разные ответы на один и тот же вопрос?
- Сынок, каждый носит свой мир в своем сердце. Тот, кто в прошлом не нашел ничего хорошего в тех краях откуда пришел, здесь тем более не найдет ничего. Напротив же, тот, у кого были друзья и в другом городе, и здесь найдет верных и преданных друзей. Ибо, видишь ли, окружающие нас люди становятся для нас тем, что мы находим в них.
Притча 5 Притча о пшенице и плевелах
Иисус Христос рассказывал: «Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел; когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. Пришедши же рабы домовладыки сказали ему: «Господин! Не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? Откуда же на нем плевелы?» Он же сказал им: «Враг человек сделал это». А рабы сказали ему: «Хочешь ли, мы пойдем, выберем их?» Но он сказал: «Нет, чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы; оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их; а пшеницу уберите в житницу мою».
Плевелы это луговые растения и полевые сорняки, которые встречаются вдоль дорог, на железнодорожных насыпях.
Притча 6 Иди своим путем
Один из учеников спросил Будду:
— Если меня кто-нибудь ударит, что я должен делать?
— Если на тебя с дерева упадет сухая ветка и ударит тебя, что ты будешь делать? — спросил тот в ответ:
— Что я буду делать? Это же простая случайность, простое совпадение, что я оказался под деревом, когда с него упала ветка, — сказал ученик.
Тогда Будда заметил:
— Так делай то же самое. Кто-то был безумен, разгневан и ударил тебя — Это все равно что ветка с дерева упала на твою голову. Пусть это не тревожит тебя, иди своим путём, будто ничего и не случилось.
Притча 7 Черная точка
Однажды мудрец собрал своих учеников и показал им обычный лист бумаги, где нарисовал маленькую черную точку. Он спросил их: «Что вы видите?» Все хором ответили, что черную точку. Ответ был не верным. Мудрец сказал: «А разве вы не видите этот белый лист бумаги — он так огромен, больше, чем эта черная точка!» Вот так и в жизни — мы видим в людях первым делом что-то плохое, хотя хорошего намного больше. И лишь единицы видят сразу «белый лист бумаги».
Притча 8 Гвозди
Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.
В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днем число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем забивать гвозди. Он рассказал об этом своему отцу, и тот сказал, что с этого дня каждый раз, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.
Шло время, и пришел день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвел к забору:
- Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким, как прежде. Когда ты говоришь человеку что-нибудь злое, у него остается такой же шрам, как и эти дыры. И не важно, сколько раз после этого ты извинишься – шрам останется.
Притча 9 Падение
Один ученик спросил своего наставника-суфия:
Учитель, что бы ты сказал, если бы узнал о моем падении?
– А на следующий раз?
– И сколько это может продолжаться – все падать и подниматься?
– Падай и поднимайся, покуда жив! Ведь те, кто упал и не поднялся, мертвы.
1) Выбери одну из предложенных притч, прочитай, объясни, почему ты выбрал именно ее. Понравилась ли она тебе? Обсуди ее с членами твоей семьи. О чем эта притча? Чему она учит? Нарисуй иллюстрацию к выбранной притче.
Похожая притча
Одна индийская бедная женщина каждое утро пекла две лепешки. Одну для членов семьи, а вторую, дополнительную, для случайного прохожего. Вторую лепешку женщина всегда оставляла на подоконнике, и любой проходящий мимо человек мог её взять.
Каждый день, когда женщина оставляла лепёшку на подоконнике, она возносила молитву за своего сына, ушедшего из дома искать лучшую долю. В течение многих месяцев мать ничего не знала о своем мальчике и всегда молилась о его безопасном возвращении.
Лепёшка из доступных источников Лепёшка из доступных источниковВскоре она заметила, что какой-то горбун приходит каждый день и забирает вторую лепешку. Но вместо слов благодарности, он только бормотал: «Зло, которое Вы делаете, остается с Вами, а добро возвращается Вам!» продолжал свой путь.
Это продолжалось день за днем. Не получая ожидаемых слов благодарности, женщина чувствовала себя обманутой. «Каждый день этот горбун произносит одно и то же! Но что он имеет в виду?»
И однажды, будучи особенно раздраженной, она решила покончить с этим.
«Я избавлюсь от этого противного горбуна!», сказала она себе и добавила яд во вторую лепешку.
Но когда она собралась положить ее на подоконник, руки женщины задрожали. «Что же я делаю?» — подумала она. И немедленно бросила ядовитую лепешку в огонь, приготовила другую и положила ее на подоконник.
Горбун, как обычно, взял лепешку, пробормотав неизменные слова: « Зло, которое Вы делаете, остается с Вами, а добро возвращается Вам!» и продолжил свой путь, не подозревая о бушующих внутри женщины эмоциях.
В тот же вечер кто-то постучал в дверь. Когда женщина ее открыла, она увидела своего сына, стоящего в дверном проеме. Выглядел он ужасно: голодный, худой, слабый, в рваной одежде.
«Мама, это просто чудо, что я здесь! Я был от дома всего лишь на расстоянии одной мили, но был так голоден, что упал в обморок. Я, наверное, умер бы, но именно тогда какой-то старый горбун прошел мимо и был так добр ко мне, что отдал целую лепешку. И сказал, это его единственная еда на целый день, но он видит, что я нуждаюсь в ней больше, чем он».
Когда мать услышала эти слова, ее лицо побледнело, и она прислонилась к двери, чтобы не упасть. Она вспомнила отравленную утреннюю лепешку. Ведь если бы она не сожгла ее в огне, ее собственный сын погиб бы!
Похожая притча
Все мы иногда задумываемся о своей жизни. Что было сделано, достигнуто, что из этого было во вред, а что пошло на пользу. Некоторыми своими достижениями мы гордимся, других стыдимся. Но что важнее, намерение или действие? А вдруг все не так, как кажется? Эта мудрая притча все вам объяснит.
Мы себя-то не знаем, а беремся судить других. Мы себя-то не знаем, а беремся судить других.- Я мертв? - спросил мужчина.
- Да. Летописец кивнул, не сводя глаз с книги жизни. - Ты умер. Несомненно.
Мужчина неуверенно подался вперед.
Летописец взглянул на этого человека и, продолжив изучение книги, сказал:
«Теперь тебе нужно войти в одну из этих дверей».
- Что там? - поинтересовался мужчина.
«Ад», - ответил Летописец. – «Или рай. В зависимости от обстоятельств».
Мужчина стоял и смотрел на одну дверь, потом на другую, не в силах принять решение.
- А куда мне идти?
- А разве ты сам не можешь сделать выбор?
«Ну…» мужчина заколебался. - Я не знаю. Думаю, куда бы вы меня направили, по моим делам .
Летописец поставил закладку в книге и впервые осмотрел человека. - Делами вы говорите .
«Хорошо», - летописец открыл первую страницу и начал читать. «Здесь говорится, что вы перевели старуху через дорогу, когда вам было двенадцать. Это правда?»
«Верно», - кивнул мужчина.
- Это хорошо или плохо?
«Ну что ж, давай проверим». Летописец перевернул страницу. «Через пять минут старуха на соседней улице попала под трамвай. Если бы вы ей не помогли, она бы пропустила его и прожила бы еще 10 лет.
Мужчина с ужасом слушал.
- Или вот, - летописец открыл книгу на следующей странице, - в двадцать три года вы с друзьями избили нескольких мальчиков.
- Они это начали первыми.
«У меня здесь еще кое-что написано», - возразил Летописец. «Как бы то ни было, вы сломали два пальца и нос семнадцатилетнему парню ни за что». Это хорошо или плохо?
- В результате мальчик больше не мог играть на скрипке, разве это хорошо. Вы разрушили его карьеру.
«Случайно…» - прошептал мужчина.
«Конечно», - согласился Летописец. - Честно говоря, мальчик с детства ненавидел играть на скрипке. После вашей драки он занялся боевыми искусствами, чтобы иметь возможность защищаться. А спустя годы стал чемпионом мира. Продолжим?
- Ты соблазнил девушку. Она забеременела, а ты сбежал. Хорошо это или плохо?
- Родился мальчик. Он стал хирургом и спас сотни жизней. Хорошо или плохо?
- Среди спасенных был киллер-психопат. Хорошо или плохо?
Этот убийца скоро задушит женщину, которая, возможно, стала матерью великого ученого. Это как расценить?
- Если бы ученый родился, он бы сконструировал бомбу, способную уничтожить половину человечества. Как тебе?
"Но я не мог этого знать!" - крикнул мужчина.
«Конечно», - согласился Летописец. - Или вот, стр. 272 - вы наступили на бабочку.
Летописец молча перевернул несколько страниц и показал человеку следующую запись. Мужчина читал, и волосы у него встали дыбом.
«Какой кошмар…» - прошептал он.
- А если бы вы не наступили на нее, все было бы так, - Летописец указал на следующую страницу.
Мужчина посмотрел и замер.
- Похоже, я спас мир?
- Да. Четыре раза, - сказал Летописец. - Когда ты наступил на бабочку, когда ты толкнул старика, когда ты предал друга, и когда ты бросил сына.
«А . » мужчина начал заикаться. – Я тоже способствовал тому, что прочитал?
- Да ты, без сомнения. Дважды. Когда накормил голодного котенка и спас тонущую женщину.
«Я не понимаю», - сказал мужчина в полном недоумении. - Все, что я сделал в своей жизни, все, чем я гордился и чего стеснялся, все вверх ногами, наизнанку… все не то, чем кажется.
«Вот почему мы никоим образом не можем судить о других по их делам», - сказал Летописец. «Все зависит от намерения, но в этом отношении вы судите сами».
Летописец закрыл книгу и положил на полку среди других книг.
- Итак, когда вы решите, куда идти, вы войдете в дверь, которую выберете. А мне нужно идти, у меня много работы.
Мужчина взглянул на Летописца.
- Но я не знаю, какая дверь в ад, а какая в рай.
- А это зависит от того, что вы выбираете, - ответил Летописец.
Это мудрая притча с глубоким смыслом показывает нам, что не всегда мы правильно оцениваем происходящее. Поэтому нельзя судить ни о себе, ни о других, основываясь только на видимых достижениях. Человека определяют его намерения. А мы получаем то, что выбираем.
Похожая притча
Двоих своих сыновей плотник с самого детства приучал к работе. Сначала мальчики просто играли с дощечками, а потом научились их обрабатывать и мастерить деревянные игрушки. Однажды отец уехал по делам, и мальчики решили сделать что-нибудь самостоятельно. — Я сделаю скамеечку, как настоящий плотник, — сказал старший мальчик. — Но папа не учил нас делать скамеечку. Мне кажется, это трудно, — возразил младший брат. — Сделать скамейку нетрудно для плотника, — гордо заявил старший мальчик. — А я сделаю кораблик. Сейчас весна, и я пущу его в ручей, — решил младший. Он долго и старательно строгал дощечку, чтобы она была похожа на лодочку, а потом сделал мачту из палочки и парус из бумажки. Старший мальчик тоже старался. Когда все части скамейки были готовы, он принялся их сбивать. Это оказалось трудно, так как части были сделаны не по размеру и плохо подходили одна к другой. Когда вернулся отец, младший сын показал ему свой кораблик. — Замечательная игрушка. Беги на улицу, отправь кораблик в плавание, — похвалил отец. Потом он спросил старшего сына: — А ты что сделал? Тот показал криво сколоченную скамеечку. — Твои гвозди плохо вбиваются, — пробормотал мальчик и покраснел. — Сын, если хочешь стать настоящим мастером, всегда вбивай тот гвоздь, который вбивается, — строго сказал отец.
Вопросы и задания:
- Почему старший мальчик решил, что он сам может сделать скамейку?
- Что имел в виду отец, когда сказал: «Вбивай тот гвоздь, который вбивается»?
- Расскажите о какой-либо поделке, которую вы сделали своими руками?
- Как вы думаете, нужно ли в настоящее время детям учиться мастерству?
- Нарисуйте то, что вы хотели бы сделать своими руками.
Уважение к матери
Первый богач города устроил праздник в честь рождения сына. Были приглашены все знатные горожане. Только мать богача не приехала на праздник. Она жила далеко в деревне и, видимо, не смогла приехать. По поводу замечательного события на центральной площади города поставили столы и приготовили угощение для всех желающих. В разгар праздника в ворота богача постучала старая женщина, покрытая покрывалом. — Все нищие угощаются на центральной площади. Иди туда, — велел слуга нищенке. — Мне не нужно угощения, разреши только одну минуту на младенца посмотреть, — попросила старая женщина, а потом добавила: — Я тоже мать, и у меня тоже когда-то родился сын. Теперь я уже давно живу одна, и много лет не видела своего сына. Слуга спросил хозяина, как ему быть.
Богач выглянул в окно и увидел плохо одетую женщину, покрытую старым покрывалом. — Ты же видишь — это нищенка. Гони ее прочь, — сердито приказал он слуге. — У каждого нищего есть своя мать, но я не могу всем им разрешить на моего сына смотреть. Заплакала старая женщина и грустно сказала слуге: — Передай хозяину, что я желаю своему сыну и внуку здоровья и счастья, а еще скажи: «Кто свою мать уважает, чужую не обругает». Когда слуга передал слова старой женщины, понял богач, что это его мать к нему приходила. Выскочил он из дома, но матери уже нигде не было видно.
Вопросы и задания:
- Почему старая женщина сразу не сказала, что она пришла к сыну?
- Как нужно воспитывать детей, чтобы они проявляли уважение к чужим мамам?
- Расскажите обо всем хорошем, что сделала для вас ваша мама.
- Придумайте способ, как поблагодарить свою маму так, чтобы она запомнила это надолго. Например, поцеловать ей руку, написать письмо любви, сделать своими руками подарок и т.д.
Чужая мать
Старая женщина с трудом шла по раскисшей дороге. За плечами у нее был большой мешок.
Она только вышла из города, когда увидела, что навстречу ей едет кибитка.
Молодой возница остановился и ждал, пока старуха отойдет на обочину и освободит ему дорогу.
Старая женщина, задыхаясь, попросила юношу:
— Довези меня, милый, до дома, а я отдам тебе половину мешка риса. Добрые люди дали мешок риса, но он слишком тяжел, боюсь, не донесу.
— Извини, не могу, мать. Два дня я работал без отдыха — возил людей. Сам устал и конь мой устал, — отказался возчик.
Кибитка уехала, а старуха, с трудом подняв мешок на плечи, побрела дальше.
Вдруг она услышала за собой цокот копыт и голос молодого возницы:
— Садись, мать. Я все-таки решил довезти тебя.
Юноша помог старушке сесть в кибитку и уложил ее мешок. Дорога заняла около двух часов.
Чтобы не уснуть от усталости, юноша рассказывал старушке о своей жизни.
— Я приехал сюда вместе с конем из горного селения на заработки. Один я сын у матери и должен помочь ей вернуть долг богатому соседу.
— Мой сынок тоже уехал на чужбину за заработком. Давно нет от него вестей, — вздохнула мать.
Подъехав к дому, старушка предложила юноше отсыпать половину риса из мешка.
— Я не возьму рис, — отказался юноша. — Увидев Вас, я вспомнил свою мать.
Мать — родник у подножия горы. Может, кто-нибудь также подвезет мою мать, когда ее старым ногам будет тяжело подниматься в гору.
Вопросы и задания:
Почему юноша подвез бесплатно пожилую женщину, несмотря на то что он устал?
Как вы думаете, поможет кто-нибудь его матери в горах, если ей будет трудно?
Как бы вы помогли своей маме, если бы находились далеко от нее и не могли приехать?
Напишите слово «МАМА» красивыми буквами так, чтобы каждая буква была похожа на вашу маму.
Почему одному плохо
Трое маленьких детей было у родителей да одна старшая дочка — помощница. С утра до вечера она нянчилась с младшими детьми: кормила, утешала, умывала. Вечером, когда малыши засыпали, девочка маме помогала все постирать да прибрать.
Однажды пошла девочка за водой на речку и нашла в воде чей-то посох. Вытащила она посох из речки и видит: бабушка по берегу идет.
— Бабушка, не ваш ли это посох? — спросила девочка. Схватила бабушка посох, обрадовалась:
— Это мой волшебный посох. За то, что нашла его, я тебя награжу. Говори, чего хочешь? — Больше всего я хочу отдохнуть денек, — ответила девочка. — Можешь отдыхать, сколько хочешь. Мой волшебный посох любое желание исполнит. — Это хорошо, — обрадовалась девочка, — но кто меня кормить будет? — Об этом не беспокойся, — сказала бабушка и взмахнула посохом.
Все закружилось перед глазами девочки, и оказалась она в замке дивной красоты. В каждой комнате замка были невидимые слуги, которые поили, кормили, умывали и одевали девочку. Вокруг замка не было никого, только птицы пели в саду.
День прошел, второй прошел, заскучала девочка, да так, что совсем не в радость все вокруг стало, и заплакала:
— Я хочу домой. Там, наверное, без моей помощи пропадают. — Если домой вернешься, до конца жизни работать будешь без отдыха, — прозвучал чей-то голос. — Ну и пусть. В одиночестве человеку и рай — не рай, — сказала девочка. В тот же миг оказалась она дома. Братья и сестренки к ней бросились. Один — кушать просит, другой — попить, третий — поиграть, а девочка и рада.
Вопросы и задания:
- Как вы думаете, почему девочка не осталась в чудесном замке, хотя колдунья сказала ей, что она будет работать до конца жизни без отдыха,если уйдет?
- Согласились бы вы жить на райском острове в одиночестве?
- Почему человеку одному плохо, даже если у него все есть?
- Может ли человек чувствовать себя одиноким, если он живет в большом городе?
- Нарисуйте волшебный остров с замком, а рядом себя и всех, кого вы любите.
Кто нежнее?
Две дочки росли у отца, но он больше любил старшую дочку. Уж очень она была хороша: лицо розовое, голосок сладкий, волосы пушистые.
«Ты нежная, словно роза в саду», — говорил отец, любуясь старшей дочкой.
Младшая дочка тоже была хорошей и послушной, но не нравилась она отцу: на лицо грубовата, кожа на руках шершавая от домашней работы. Поэтому отец ее меньше баловал, больше работать заставлял.
Однажды случилось с отцом на охоте несчастье. Ружье разорвалось в руках. Руки и лицо ему взрывом обожгло и осколками поранило.
Врач обработал раны и наложил повязку на руки и лицо. Беспомощным стал отец, ничего не видит, кушать сам не может.
Младшая дочка сказала: — Не волнуйся, папа, я буду твоими руками и глазами, пока ты не поправишься.
Потом она напоила отца целебным отваром и покормила его.
Целый год ухаживала младшая дочка за отцом. Раны на руках быстро зажили, но глаза пришлось лечить долго. Иногда отец просил старшую дочку посидеть рядом, но та всегда была занята: то в сад спешила на прогулку, то торопилась на свидание.
Наконец сняли у отца повязку с глаз. Видит он, стоят перед ним две его дочки. Старшая — нежная красавица, а младшая — самая обычная.
Обнял отец младшую дочку и сказал:
— Спасибо тебе, доченька, за уход, не знал я раньше, что ты такая добрая и нежная.
— Мне кажется, я намного нежнее! — воскликнула старшая дочка.
— Во время болезни я понял, что нежность определяется не мягкостью кожи. — ответил отец.
Вопросы и задания:
Почему до несчастного случая отец не видел, что его младшая дочка добрее и нежнее старшей?
Кто в вашей семье самый нежный?
Какими способами можно проявить нежность?
Придумайте нежные слова для всех членов своей семьи и подарите их близким.
Кто больше любит?
Вождь племени был стар и силен. Три взрослых сына были у вождя. Утром они заходили в жилище отца и кланялись. — Твоя мудрость, отец, хранит наши жизни! — восклицал старший сын. — Твой ум, отец, умножает наши богатства! — заявлял средний сын. — Здравствуй, отец, — говорил младший сын. Приветливо кивал отец, но на словах младшего сына его брови хмурились. Потом отец уходил с охотниками и одним из сыновей на охоту. Только младшего сына он на охоту никогда не брал. — Ты, младший сын, помогай женщинам коренья собирать, — приказывал отец. Младшему сыну тоже хотелось пойти на охоту, но нельзя было нарушать слово вождя.
Однажды медведь поранил вождю руку. Все племя радовалось богатой добыче, но вождь ушел с пира, потому что его рука сильно болела.
Утром вошли сыновья в жилище отца и увидели, что он без сознания. Рука распухла и покраснела.
Старшие сыновья тут же объявили всем, что вождь заболел заражением крови, что спасения от этой болезни нет и надо выбирать нового вождя.
Старший и средний сын предложили в вожди себя, расхваливая свои достоинства. Люди племени решили через неделю устроить битву между братьями. Кто победит, тот и станет вождем.
Тем временем младший лечил отца травами и кореньями. Он хорошо изучил их свойства, пока собирал. Отцу стало легче, и опухоль спала. «Узнаешь, болея, кто любит сильнее», — сказал отец младшему сыну. Когда пришел день битвы, вождь вышел из жилища в полном боевом снаряжении и грозно заявил: — Я вождь племени и буду им до смерти, а после меня вождем станет мой младший сын.
Вопросы и задания:
- Как вы думаете, почему два старших сына хвалили отца, а третий сын просто здоровался?
- В чем, кроме слов, человек может проявить свою любовь к другому человеку?
- Если бы вы были вождем племени, как бы вы проверили, кто любит вас сильнее?
- Почему младший сын решил лечить отца, хотя болезнь считалась неизлечимой?
- Нарисуйте портрет человека, которого вы любите больше всего.
Что хранят книги?
Маленький сын вождя был умным мальчиком. Однажды в племя пришел белый учитель и сказал, что в селении открылась школа. Учитель предложил вождю записать детей племени в школу. Вождь подумал и привел в школу сына, но тот не хотел учиться. — Отец, природа научит меня всему, что мне нужно, — сказал мальчик. — Сначала научись читать, а потом говори, — ответил отец. Мальчик ходил в школу, но плохо слушал учителя. Нравилось ему только Природоведение. Однажды учитель принес на урок плоды инжира. — Эти плоды горькие! — воскликнул мальчик. — Я пробовал их в начале лета в лесу. — Еще я видел, как оса заползла внутрь. Того, кто съест этот плод, оса ужалит, — добавил мальчик. — Плоды инжира сладкие и полезные, — объяснил учитель. — В начале лета они горькие от белого млечного сока, который есть в незрелых плодах. Весной на фиговом дереве появляются мясистые плоды, внутри которых прячутся цветы. Маленькие фиговые осы переносят пыльцу с одних цветов на другие. Без этого плоды засохнут и не превратятся в сладкий инжир. — Откуда вы это знаете, учитель? — с удивлением спросил мальчик. — Я прочел об этом в книгах. Книги хранят знание. Звезды явятся — небо украсят, знания появятся — ум украсят, — ответил учитель. С этого дня сын вождя стал прилежным учеником и вскоре научился читать и писать. Отец, увидев сына с книгой, сказал: — Я рад, сын, что ты научился читать, только не забывай наши обычаи. — Восход солнца природу пробуждает, чтение книги голову просветляет, — улыбнулся сын.
Вопросы и задания:
- Почему мальчик считал, что природа научит его всему?
- Как и чему природа учит людей?
- Расскажите о чем-нибудь необычном, что вы узнали из книг.
- Каждый перечисляет все, что он знает, и получает от педагога такое количество камушков, сколько пунктов он перечислил. Дети должны опустить свои камушки в стеклянные сосуды с одинаковым количеством воды. Вода в сосудах поднимется. Педагог объясняет детям, что знания возвышают человека так же, как камешки поднимают уровень воды.
Диалог – презентация
«Страна Вежливости»
– Представим, что перед вами два указателя. Один из них показывает в страну Вежливости, а другой в страну, где нет никаких правил. В какую из этих стран вы хотели бы попасть? (Предупреждаю, что путь в страну Вежливости лежит через страну, в которой нет никаких правил) – Итак, мы попадаем в страну, где нет никаких правил. Главными лозунгами в этой стране являются лозунги: «А я так хочу!», «А мне все равно», «Я самая, самая!» – Представьте на минутку, что можно увидеть на улицах этой страны? – Хотели бы вы остаться в этой стране хотя бы на день, два, на неделю? Почему? – А теперь поспешим в страну Вежливости. В ней правит королева Этики. Она молода, красива, грациозна. Это она научила всех быть добрыми и внимательными, справедливыми и аккуратными. Это она научила жителей своей страны не только соблюдать правила поведения, но и хорошо относиться друг к другу. В этой стране каждый немного волшебник. Он непременно развеселит печального, поможет тебе, будет рад тебе и твоим успехам. – Итак, если вы хотите стать немного добрыми волшебниками, то нужно непременно познакомиться с добрыми (волшебными) словами. Спасибо («Пусть спасет тебя БОГ») Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер! Пожалуйста! («пожалуй» – сделай милость, окажи любезность; «ста» – форма обращения. например, Андрей – ста, пожалуй ко мне завтра на именины).
Рассказ В.А. Сухомлинского «Обыкновенный человек»
попытайтесь определить, о каких поступках людей в нем идет речь?
«В жаркой сухой степи колодец. Возле колодца изба, в ней живут дед с внуком. У колодца на длинной веревке ведро. Идут, едут люди – заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда.
Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды достать и напиться.
На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик на телеге. Под соломой у него ведро. Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше.
-Что это за человек? – спросил внук деда.
-Это не человек, - ответил дед.
В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из-под соломы ведро, привязал к веревке, достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку; вылил воду в сухой песок, спрятал ведро опять в солому и поехал.
-Что это за человек? – спросил внук деда.
-И это еще не человек, - ответил дед.
Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к веревке, набрал воды, напился. Поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца.
-А это что за человек? - спросил внук деда.
-Обыкновенный человек, - ответил дед.»
- Что вы можете сказать о главных героях рассказа? Какие они? Почему?
- Согласны ли вы с той характеристикой, которую давал дедушка проезжим? Какой он – обыкновенный человек? – (добрый, заботиться о других, помогает…) В разное время у людей было разное понятие норм, об этом мы поговорим на следующем уроке.
Занятие по сказке СЕРДЦЕ МАМЫ
Прочитайте сказку СЕРДЦЕ МАТЕРИ, автор — М. Скребцова.
Большая красавица береза росла в лесу с тремя маленькими дочками — тонкоствольными березками. Своими раскидистыми ветвями Береза мать защищала дочек от ветра и дождя. А жарким летом — от палящего солнца. Березки быстро подрастали и радовались жизни. Рядом с мамой они не боялись ничего.
Однажды в лесу разыгралась сильная гроза. Гремел гром, на небе сверкали молнии. Маленькие березки трепетали от страха. Береза крепко обняла их ветвями и стала успокаивать: «Не бойтесь, молния не заметит вас за моими ветвями. Я — самое высокое дерево в лесу».
Не успела Береза мать договорить, как раздался оглушительный треск, острая молния ударила прямо в Березу и опалила сердцевину ствола. Береза, помня о том, что должна защищать своих дочек, не загорелась. Ливень и ветер пытались повалить Березу, но она все-таки стояла.
Ни на минуту Береза не забывала о своих детях, ни на минуту не ослабила свои объятия. Только когда гроза прошла, ветер стих, а над умытой землей снова засияло солнце, ствол Березы покачнулся. Падая, она прошелестела своим детям: «Не бойтесь, я не ухожу от вас. Молнии не удалось разбить мое сердце. Мой поверженный ствол зарастет мхом и травой, но материнское сердце не перестанет биться в нем никогда.» С этими словами ствол Березы матери рухнул, не задев при падении ни одной из трех тонкоствольных дочек.
С тех пор вокруг старого пня растут три стройные березки. А возле березок лежит заросший мхом и травой ствол. Если вы набредете в лесу на это место, сядьте отдохнуть на ствол Березы — он удивительно мягкий! А затем закройте глаза и прислушайтесь. Вы, наверняка, услышите, как бьется в нем материнское сердце…
Вопросы и задания к сказке:
- Расскажите, как будут жить три дружных сестрицы без мамы. В чем и как поможет им материнское сердце?
- Представьте, что все деревья — это большая семья. Расскажите, кто в этой семье родители, кто бабушка и дедушка, кто дети.
- Как вы думаете, почему мама всегда защищает своих детей?
- Подумайте и расскажите, чем вы можете помочь маме, если у нее неприятности на работе, плохое самочувствие и т.д.
- Представьте, что на одну неделю вашей маме пришлось уехать, и вам необходимо в течение недели выполнять все мамины дела. Перечислите эти дела и подумайте, когда и как вы их будете выполнять.
«Спасибо» В.А. Сухомлинский
По лесной дороге шли двое – дедушка и мальчик. Было жарко, захотелось им пить. Путники подошли к ручью. Тихо журчала прохладная вода. Они наклонились, напились. – Спасибо, тебе ручей, – сказал дедушка. Мальчик засмеялся. – Вы зачем сказали ручью «спасибо»? – спросил он дедушку – Ведь ручей не живой, не услышит твоих слов, не поймет твоей благодарности. – Это так. Если бы напился волк, он бы «спасибо» не сказал. А мы не волки, мы – люди. Знаешь ли ты, для чего человек говорит «спасибо»? Подумай, кому нужно это слово? Мальчик задумался. Времени у него было много. Путь предстоял долгий…
Читайте также: