Притча о том как батюшка учил святых как правильно молится господу

Обновлено: 21.12.2024

Много прекрасных книг святителя Николая Сербского уже издано на русском языке и полюбилось нашим читателям. Слово Святителя отличает огненная вера, великая любовь к Богу и людям, простота и ясность литературной речи. Эта небольшая книжечка напомнит православному читателю о трех самых необходимых сторонах молитвы, о которых мы нередко забываем: о благодарении, о прошении и о славословии.

Рекомендуется как для тех, кто недавно пришел к вере, так и для тех, кто давно исповедует Православие.

Перевод с сербского Наталии Феофановой

Как нужно Богу молиться?

Многие этого не знают.

Многие об этом спрашивают.

Это нужно знать, но если не знаешь, любого уместно об этом спросить.

Вопрос, между тем, прост и абсолютно ясно определен в Церкви Христовой на протяжении всей ее двухтысячелетней истории.

Любая молитва, как самая краткая, так и самая пространная, должна содержать три вещи:

– мольбу о помощи в данном конкретном случае,

Церковнославянские определения этого тройственного содержания молитвы гораздо выразительнее слов сербских и звучат так:

– благодарение,

– славословие.

Молитва болящего

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь!

(Благодарение) Господи Боже, Создатель и Промыслитель наш, благодарю Тебя за бесчисленные блага Твои, которыми осыпал меня, грешного, от рождения моего. Благодарю Тебя, Господи, что сотворил меня человеком, и что даровал мне разум, чтобы познал я и понял святую волю Твою. И особенно благодарю Тебя, что пренебрег Ты грехами моими, за которые давно уже заслужил я вечную смерть и геенну огненную, и по милости Своей несказанной сохранил мне жизнь до сего дня.

(Прошение) Прошу Тебя, Господи мой, услышь и сейчас голос мой и молитву мою. И прости мне все грехи мои, и удостой меня Царствия Твоего Небесного. Знаю, Господи, что болезнь эту Ты попустил мне из-за грехов моих, ведомых и неведомых, но с намерением через страдание телесное излечить душу мою, милосердный Врач мой. Раскаиваюсь в грехах моих, которыми я нарушил Закон Твой и показал себя неблагодарным рабом перед милостивым Господином; каюсь, Господи, и со слезами раскаяния припадаю к ногам Твоим; помоги мне, верни здоровье моему телу, чтобы я пожил еще на земле и Тебе послужил, и добрыми делами грехи мои загладил, чтобы хоть отчасти удостоиться Царствия Твоего бессмертного.

(Славословие) Воссылаю славу Тебе, прославленному ангелами на небе и праведниками на земле, многохвальный Господи мой. Ибо воистину Тебе принадлежит всякая слава и всякая хвала, Тебе, превечному Отцу с Единородным Твоим Сыном и Пресвятым Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь!

«Готовы ли вы к смирению, которое просите?»

— Вы писали, что мы приходим к Богу со стандартными пожеланиями, как к Новому году — здоровья, счастья, успехов в личной жизни. Если мы к Богу относимся как к Отцу, разве не можем с такими просьбами обращаться?

— Можем. Конечно, можем. Даже в книжке у меня есть такая фраза: если тебе что-то по-настоящему нужно от Бога, ты с Ним об этом поговори.

Если ты читаешь в молитве о смирении, терпении — а уверен, что тебе нужно смирение и терпение? Ты уверен в том, что ты говоришь в этих словах, которые в молитвослове переведены, там же много всего такого благочестивого мы просим, великого, тебе всерьез это нужно или тебе деньги сейчас нужны? Если тебе деньги сейчас нужны, ты лучше денег попроси.

— Вы же с сарказмом эту фразу построили.

— Когда для человека нет самого Бога и Отца, тогда он просит у кого-то другого, ему сам Бог не интересен.

Потому что если мой сын ко мне обратится как к отцу и нужна будет помощь в деньгах, я, конечно, ему дам. Это же совершенно естественно, родители помогают своим детям, но для этого нам нужны эти отношения.

— Когда подхожу к иконе, мне хочется попросить чего-то личного, а у меня страх, думаю: «Я с какими-то бытовыми вопросами, так нельзя, это некрасиво, это очень плохо».

— Можно попросить, просто обращайся к Отцу, а не к какому-то неизвестно чему. У вас должны быть эти отношения. Если вы просите что-то у Отца, то вы просите что-то у Отца. Какая разница, что вы просите?

Если вы просите у Отца каких-то вещей уже более серьезных, то вы должны за это тоже отвечать. Потому что мы все просим каких-то великих вещей — смирения, терпения, целомудрия, смиренномудрия и так далее. Действительно нам это нужно или нет?

«И знай, — пишет авва Дорофей, — когда ты просишь у Бога: «Господи, дай мне смирения», то ты просишь, чтобы Господь послал тебе человека, который тебя обидит, унизит и оскорбит». Вот. Мы когда ходим смирения, мы что хотим?

Мы хотим заснуть гордыми, а проснуться смиренными, чтобы само по себе это получилось, а так не бывает.

Поэтому когда мы просим даров Божиих, за каждый дар Божий, за каждое слово мы отвечаем. Поэтому если я действительно прошу у Бога смирения, зная, как это смирение дается, то я готов на этот путь и Бог меня на этом пути не оставит. Просто так просить смирения или терпения бессмысленно.

Похожая притча

Прошение. Притча о двух черешнях

У одного человека росли перед домом две черешни. Одна имела скверный характер, а другая – добрый. Когда бы ни выходил хозяин из дома, обе звали его к себе и о чем-то просили. Дурная черешня всякий раз требовала разное. То настойчиво просила: «Окопай меня!», то «Побели меня!», то «Напои меня!», то «Отведи излишнюю влагу!», то «Заслони от жаркого солнца!», то «Дай мне больше света!» А добрая черешня всегда повторяла одну и ту же просьбу: «Господин мой, помоги мне принести добрый урожай!»

Хозяин был одинаково милостив к обеим, заботливо ухаживал за ними, внимательно выслушивая их просьбы. Он делал все, что было угодно и той, и другой, иначе говоря, для капризной черешни исполнял все, чего бы она ни потребовала, а для доброй – только то, что считал нужным, имея конечной целью получить прекрасный и обильный урожай.

И что же потом случилось? Черешня с дурным характером сильно разрослась, ствол стал толще, ветви блестели, будто маслом смазанные, а обильная листва стала темно-зеленой, раскидистой, как густой шатер. В отличие от нее добрая черешня своим внешним видом ничьего внимания не привлекала.

Когда же пришло время урожая, дурная черешня уродила мелкие редкие плоды, которые из-за густой листвы никак не могли дозреть, а добрая черешня принесла обилие очень вкусных ягод. Стыдно стало дурной черешне, что она не смогла дать такого прекрасного урожая, как ее соседка, и стала она роптать на хозяина, укоряя за это его самого. Хозяин рассердился и ответил:

– Разве в этом виноват я? Не я ли целый год выполнял все твои желания? Если бы и ты думала только об урожае, как твоя соседка, я бы и тебе помог принести такие же обильные плоды, как у нее. Но ты делала вид, что умнее того, кто тебя посадил, вот потому ты и осталась бесплодна.

Горько раскаялась дурная черешня и обещала хозяину, что в следующем году и она будет думать только об урожае, и только об этом станет просить, а обо всем остальном предоставит заботиться ему самому. Как обещала, так и сделала – стала вести себя так же, как добрая черешня. И на следующий год обе черешни принесли одинаково хороший урожай, и радость их и хозяина была велика.

Мораль этой простой притчи ясна для всех, кто Богу молится.

Хозяин сада суть наш Господь Бог, а люди – Его саженцы. Как и всякий хозяин, Бог требует от своих насаждений урожая. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь, – говорится в Евангелии ( Мф. 7:19 ). Поэтому прежде всего и больше всего нужно заботиться об урожае. И должно молиться Господу Богу, Хозяину и Господину жатвы ( Мф. 9:38 ), о добром урожае. Не нужно просить Господа о мелочах. Подумай, ведь никто не идет к земному царю, чтобы попросить его о какой-нибудь мелочи, которую можно легко получить и в другом месте.

«Господь наш есть Господь Даритель», – говорит святой Иоанн Златоуст. Он любит, когда чада просят Его о великих дарах, достойных сынов царских. А наибольший дар, который Бог может дать людям, есть Царство Небесное, в котором Сам Он царствует. Потому Господь Иисус Христос и заповедует: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и все приложится вам ( Мф. 6:33 ).

И еще Он велит: Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? . потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом ( Мф. 6:31–32 ). И еще Он говорит: Знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него ( Мф. 6:8 ).

Итак, что нужно просить у Бога? В первую очередь нужно просить то, что является самым лучшим, самым великим и самым вечным. А это и будут те духовные богатства, что называются одним именем – Царство Божие. Когда мы просим Бога в первую очередь об этом, Он дарует вместе с этим богатством и все остальное, что нам требуется на этом свете. Конечно, не возбраняется просить Бога и об остальном, что нам нужно, но об этом можно просить только наряду с главным.

Сам Господь учит нас молиться и о хлебе насущном: хлеб наш насущный дай нам на сей день ( Мф. 6:11 ). Но эта молитва в «Отче наш» стоит не на первом месте, но только после молитвы о святом имени Божием, о пришествии Царствия Небесного и о владычестве воли Божией так же и на земле, как на Небе.

Итак, сначала духовные блага, и только потом материальные. Все материальные блага – прах земной, и Господь их легко творит и легко дает. Дает их по милости Своей даже тем, кто об этом и не просит. Дает их и животным, как и людям. Однако духовные блага Он никогда не дает ни без воли человеческой, ни без искания. Самые драгоценные богатства, то есть богатства духовные, такие, как радость, мир душевный, доброту, милосердие, терпение, веру, надежду, любовь, мудрость и другие, Господь Бог может дать так же легко, как дает материальные блага, но дает их лишь тем, кто возлюбит эти духовные сокровища и будет о них просить Бога.

Молитва болящего (краткая)

(Благодарение) Господи Боже, благий Создатель мой, благодарю Тебя за все.

(Прошение) Не оставь меня в этот час страдания моего, но как милостивый и человеколюбивый Творец мой прости мне грехи мои и верни мне здоровье.

(Славословие) Да славится пресвятое имя Твое, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь!

Здесь, разумеется, речь идет только о произвольной молитве, которую любой христианин может составить легко и свободно по потребности своей. Однако кроме личных молитв необходимо читать молитвы, которым учат нас молиться Евангелие и Церковь, такие, как «Отче наш. », «Святый Боже. », «Богородице, Дево. » и другие. Помимо этого, нужно также читать и исповедание веры, то есть «Верую. »

И в каждом случае человек должен приступать к молитве со страхом Божиим, трепетным почитанием и непоколебимой верой, что он находится в присутствии живого Бога, и с упованием на милосердие Божие, которое всегда идет навстречу молитвам истинных, праведных богомольцев.

Источник: Святитель Николай Сербский. Как правильно молиться? - Клин: Христианская жизнь, 2011. ­ 16 с. ISBN 978 ­ 5 ­ 93313 ­ 128 ­ 1

Похожая притча

Как-то Господь молился в одном месте, и когда Он закончил молитву, ученик сказал Ему: «Господи! научи нас молиться». И Господь дал Своим ученикам молитву, которая является образцом молитвы для каждого христианина.

Он сказал им: «Когда молитесь, говорите:

Отче наш, Иже еси на небесех!

Да святится имя Твое.

Да приидет Царствие Твое.

Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли.

Хлеб наш насущный даждь нам днесь.

И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим.

И не введи нас во искушение.

Но избави нас от лукавого.

Яко Твое есть Царство, и сила, и слава Отца, и Сына, и Святаго Духа ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Неотступность в молитве

Иисус Христос учит нас называть Бога своим Отцом. Он говорит, что Бог заботится о нас как о Своих детях, если мы обращаемся к Нему. Он учит: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Если даже вы, будучи злыми, даете детям вашим те блага, которые они у вас просят, то тем более Отец Небесный даст Святого Духа просящим у Него» (см.: Лк 11, 1–13).

Желая показать ученикам, что следует всегда молиться и не унывать, Господь рассказал им такую притчу: «В одном городе был судья, который не боялся Бога и не стыдился людей. В том же городе жила вдова, которая постоянно ходила к нему и просила защитить ее от обидчиков. Долгое время судья отказывал ей, но наконец сказал себе: “Пусть я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, но так как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне”» (см.: Лк 18, 1–8).

Господь спросил: «Слышите, что сказал несправедливый судья? Так неужели Бог не защитит людей, которые неотступно взывают к Нему!»

Притча о мытаре и фарисее

Бог внимает молитве смиренной, а не самолюбивой и гордой. Некоторым людям, которые гордились своим благочестием и с презрением относились к другим, Господь рассказал такую притчу:

«Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: “Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, грешники, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю”. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо, но только повторял: “Боже! будь милостив ко мне грешнику!” Говорю вам, что этот человек ушел домой более оправданным перед Богом, чем первый. Потому что каждый, возвышающий себя, будет унижен, а унижающий себя возвысится» (см.: Лк 18, 9–14).

Зачем обращаться к святым

— Я не до конца понимаю, когда говорят: «Мне Матронушка дала ребенка». В каких случаях обращаются к святым, если, по-моему, все дает Бог?

— Вы не должны обращаться к святым, если у вас нет в этом никакой потребности.

Почему люди молятся святым? Они молятся по-разному. Те люди, которые стоят в этой многотысячной очереди к Матронушке, им во многом совершенно наплевать, кто такая Матронушка и кто такой Бог. Они пришли, потому что там просто работает. Это вопрос чисто магического обращения к чему-то неизвестному, что может тебе помочь, поэтому это я не могу комментировать.

Я обращаюсь только к тем святым, которые являются моими друзьями, и обращаюсь так, как обращаются люди к друзьям. Когда я кого-то из святых принял в сердце и очень полюбил, таких немного, тогда я прошу у них помощи тоже в какие-то определенные моменты.

— Как у друзей?

— Как у друзей, да. В принципе, такого пантеона святых, которые существовали бы для меня, как те, которым надо обязательно молиться, у меня нет. Я к этому отношусь совершенно спокойно, потому что в первую очередь молюсь самому Богу.

Святые прошли этот путь к спасению, они полюбили Христа. Мне тоже хотелось бы полюбить Христа, как любил Его Силуан Афонский, или как любил Софроний Сахаров и многие другие, или как Нил Сорский, или как Максим Грек, как Сергий преподобный, как Серафим Саровский. Мне бы тоже очень хотелось научиться этой любви. В этом смысле они мне полюбились, поэтому я знаю, как к ним обращаться.

Почему я к ним обращаюсь? У меня есть для этого основание внутреннее, а к Матронушке я не обращаюсь, потому что меня ничего с ней не связывает.

Если у вас есть кто-то из святых, которого вы любите, я думаю, что вы так же легко сможете и с ним поговорить, и обращаться к нему за помощью.

Похожая притча

Христианская жизнь немыслима без молитвы. И, пожалуй, это одно из самых трудных духовных деланий. Так как правильно молиться? Как избежать ловушек прелестных духовных состояний? Каких настроений не должно быть при молитве? И как не впасть в формализм, бездумное вычитывание правила? За разъяснениями мы обратились к пастырям.

Какова духовная жизнь, такова и молитва

– В духовной жизни всё достаточно конкретно: если молитва будет неправильной, то вместо общения с Богом мы окажемся в сетях диавола. Истинная или ложная молитва – это вопрос жизни и смерти. Поэтому ошибаться в этом нельзя.

Прямо скажу, что в своем представлении о молитве я во многом стараюсь опираться на учение святителя Игнатия (Брянчанинова). И прежде всего, отвечу о ложной молитве. Она имеет два ярких признака – мнение молящегося о себе и мечтательность.

Мнение о себе – что это такое? Это внутреннее ощущение себя лучше всех остальных. Такой человек считает себя святым, духовно преуспевшим, находящимся к Богу ближе других, в его молитве живо его «я». Такая молитва, по подобию молитвы гордого фарисея из притчи, становится претензией на свою элитарность, особые права перед Богом. Это свербящая внутри мысль, что я-то уж выше других, вон сколько я много молюсь и веду себя не то что другие. Такая молитва все равно как если встать перед своим отражением в зеркале и пытаться молиться. Язык произносит имя Божия, но в сердце перед тобою ты сам. В сердце «я», и от этого «я» произносятся все молитвы.

Священник Валерий Духанин

Во-вторых, мечтательность. Если в молитве мы гуляем умом туда и сюда, то значит, мы и не с Богом, мы телом в храме, а душой где угодно, в супермаркете или спортзале, решаем в уме какие-то земные дела, спорим с друзьями или мстим обидчикам. Воображение – вещь коварная. Даже когда мы отказываемся от откровенно греховных образов, то в молитве могут проскальзывать образы чего-то святого, и это тоже ошибка, воображение создает картинку святого, которой мы начинаем молиться, эта картинка заслоняет от нас Бога и мир духовный.

Поэтому признаки правильной молитвы: смирение, покаяние, внимание к словам молитвы, отсутствие мечтаний.

Правильная молитва не может появиться у того, кто привык везде продавливать себя вперед

Чтобы молитва стала правильной, надо вообще упорядочивать свою духовную жизнь. Если ты живешь как попало, то вряд ли твоя молитва станет чистой. Молитва неразрывна в целом от духовной жизни. Правильная молитва не может появиться у того, кто привык везде продавливать себя вперед. Гордый и несмиренный в поведении оказывается таким же и в молитве перед Богом. Равнодушный к ближним теплохладен в молитве. Молитва жестокого суха и безжизненна, молитва блудливого расхищается нечистыми образами. Если ты кому-то нахамил, то это непременно скажется на твоей молитве. В общем, чем наполняем мы свой внутренний мир, как ведем себя в своей повседневной жизни, всё это проявится в нашей молитве.

Молитва бывает правильной, когда ты молишься о себе как о погибшем. Вот если представить, что ты выпал за борт корабля, оказался в морской пучине и помощи нет, то как при этом будешь молиться? – От всего сердца, всеми силами своей души взывать к Богу о себе как погибающем. В такой молитве не будет и тени мнения о себе, никакой мечтательности. Эта молитва будет голосом сердца, взыванием о спасении.

Подлинная молитва – это искренний голос души, видящей свое падение и всеми силами жаждущей обрести милость Божию. Это предстояние пред Богом как пред Отцом, Который тебя видит, слышит и любит. Молитва – как таинство, она понимается не рассудочно, а по мере самого участия в ней. И только по мере опыта мы начинаем чувствовать, чем истина отличается от лжи и как правильная молитва отличается от неправильной.

Главное – всецелое устремление к Богу со смирением

Молитва с понуждением себя даже более угодна Богу, чем «самодвижущаяся»

– Святые отцы четко обозначили критерии правильной и чистой молитвы. Во-первых, это внимание к словам молитвы. Это, если можно так сказать, необходимый и обязательный минимум. Но всякий, кто пробовал молиться внимательно, скажет, что это совсем не просто. Внимание постоянно отвлекается на помыслы и размышления, порой самые «важные» и «возвышенные». Святые отцы однозначно говорят, что во время молитвы нужно решительно все эти помыслы отвергать, стремиться умом и сердцем быть причастным смыслу произносимого. Не важно, сложные слова произносятся или простые. Главное – всецелое устремление к Богу со смирением. В этом суть молитвы, так что она даже может быть и вовсе без слов, в едином сокрушенном чувстве. Особенно возрастает значение внимания, когда молитва «не идет», потому что внимание в молитве – это то малое, что зависит от нашего произволения. Многие святые отцы говорят, что такая молитва (с понуждением себя) даже более угодна Богу, чем «самодвижущаяся», потому как в такой «трудовой» молитве человек понуждает себя к добру.

О важности внимания напоминает и преподобный Иоанн Лествичник, когда говорит, что «молитва есть не иное что, как отчуждение мира видимого и невидимого». То есть, молясь Богу, человек не должен отвлекаться ни на видимые предметы, ни на мысли, образы и чувствования, возникающие в душе. Это важно. Потому что единственное чувство, которое единодушно советуют искать в молитве святые отцы, – это покаяние. Именно покаянием входит в нашу жизнь благодать Божия и именно в покаянии присутствует сокрушение и смирение сердца, которое «отверзает двери» милосердию Божию.

Священник Димитрий Шишкин

Далее святые отцы единодушны в том, что чистая молитва требует устранения от житейских дел и попечений, что скорее престало монахам, но и нам неплохо об этом знать, потому что уединенная молитва, например в тишине ночной, по единодушному мнению святых отцов, особенно благотворна.

И, наконец, самое главное. Господь обращается к тем, кто молится Ему, но при этом не меняется, не прилагает усилия, чтобы жить по-христиански, со словами: «Что вы зовете Меня: Господи! Господи! – и не делаете того, что Я говорю?» (Лк. 6: 46). То есть обязательным условием чистой молитвы должно быть деятельное послушание Христу и Его Церкви, приобретение навыка жизни по заповедям. И уж точно обязательным для всех условием доброй молитвы можно считать борьбу со страстями. При этом совершенно не важно, в какой «стадии» пленения или падения ты находишься. Бесстрастных – единицы. Большинство из нас люди страстные в той или иной степени, и вот сознательное очищение страстной природы души, борьба, противостояние с молитвой греховным страстям – это обязательное условие для правильной и чистой молитвы.

Конечно, есть и высшие степени молитвы, и «умное делание», и видение «нетварного света», но это больше относится к жизни и деланию монашескому. А нам надлежит очищать себя с Божией помощью от страстей, стараться жить по заповедям Христовым и молиться внимательно с сокрушением, в простоте сердца. И Господь нас не оставит.

Молитва должна вызывать покаянные чувства

Священник Святослав Шевченко

– Здоровая молитва всегда вызывает покаянные чувства. Хорошая молитва трогает те струны души, которые отвечают за смирение. После правильной молитвы человек, еще полчаса-час назад желавший отомстить обидчику, уже готов его крепко обнять. Но это упрощенное понимание сути молитвы. Молитва – не магия. Это настройка сердца для принятия благодати от Бога. Необходимо настроиться на нужную волну. Когда человек просто губами бубнит слова, то он этой волны никогда не поймает. Тут нужно подключить ум. По моим наблюдениям, когда мы молимся, у нас словно две «дорожки»: речевая и умная. И обе мы должны заполнить молитвой, в противном случае ум улетит в неизведанные дали.

Ложная молитва – это сфера гордыни, разжение крови, при которых можно впасть в прелесть от своих псевдоподвигов. Настоящая молитва – это когда мы одновременно ощущаем себя в присутствии Бога и переходим в состояние покаяния, в котором нам открывается глубина нашего падения. Но это ощущение ничего не имеет общего с безысходностью. Правильное чувство от молитвы усиливает жажду Бога, а в Нем – Любовь, Которая обезболивает и заглушает все земные заботы и переживания. Но такие моменты крайне редки. Потому что мы каждый раз теряем нужную волну, на которой нас ждут.

Молиться как мытарь, а не как фарисей

Священник Игорь Сильченков

– О двух видах молитвы Господь говорит нам в Евангелии от Луки, зачало 89, которое мы читаем в Неделю о мытаре и фарисее (см.: Лк. 18: 10–14). Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей гордился и тщеславился тем, что он якобы лучше других людей, услаждался своим мнимым превосходством. Молился он так: «Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие человецы – хищники, неправедные, прелюбодеи – или как сей мытарь. Пощусь дважды в неделю и даю десятую часть всего, что имею». А мытарь видел свои многие грехи, стыдился их, сознавал себя недостойным и, не смея воззреть на небо, ударял себя в грудь и повторял: «Боже! Милостив буди мне, грешному» И Господь говорит нам: «Яко сниде сей оправдан в дом свой паче онаго: яко всяк возносяйся смирится, смиряяй же себе вознесется».

Вот молитва фарисея, как и любого человека, который ищет в молитве услаждения своей греховной природы, гордясь своей мнимой святостью, тщеславием, превозношением над людьми, и есть ложная, не угодная Богу. А молитва мытаря, как и любого человека, который смиряется перед Богом и людьми, осознаёт свое недостоинство, – молитва правильная, благодатная. Преподобный Петр Дамаскин говорит: «Первым признаком начинающегося здравия души является все большее видение своих грехов».

Чистой и духовной молитвы человек сподобляется, пройдя многое и многое смирение, приобретя нищету духовную и упование на Господа, чистое сердце и чистую совесть, через послушание и отсечение своей греховной воли, пройдя через многие скорби в терпении, совершив многие труды, очищая душу покаянием и исповедью и причащаясь Пречистого Тела и Честной Крови Господа нашего Иисуса Христа и стяжевая благодать Святого Духа всеми средствами, которые в изобилии нам подает бесконечно милостивый и любящий Господь.

Помнить о том, зачем мы молимся

Священник Павел Коньков

– Как понять, правильно человек молится или нет? Обратимся к святым отцам. Так, преподобный Амвросий Оптинский довольно жестко отчитывает свое духовное чадо за превозношение в духовной жизни и, как следствие, в молитве. Святой дает четко понять, что никакого превозношения, пусть даже на первый взгляд вполне оправданного, не должно быть в жизни христианина.

Нужно помнить: молитва необязательно дает душевную теплоту, порой так желанную людьми. Не стоит гнаться за физическим, явственным ощущением благодати во время или после молитвы. Ведь и Сам Господь во время молитвы к Отцу в Гефсиманском саду и на кресте не испытывал утешения. Но это вовсе не значит, что пуста и неверна была Его молитва.

Молиться: «Господи! Накажи его» – ни в коем случае нельзя!

Никакая злоба или обида не может проявляться в молитве, никакой даже «праведный гнев» не имеет источника в Божественном Промысле о человеке. Поэтому молиться: «Господи! Накажи его» – ни в коем случае нельзя. Как и просить сделать «так-то и так-то». Бог не волшебная палочка, Он вправе не делать так, как мы хотим.

Во время молитвы необходимо сторониться крайностей: с одной стороны, профанации и бездумного чтения правил, с другой – экзальтированного обращения ко Христу без должного почтения и любви.

И самым главным критерием все же является цель молитвы. Каждый, кто встает перед образом Божиим, должен четко понимать, зачем он это делает. Нужно помнить, перед Кем мы стоим и с Кем мы разговариваем. Если об этом помнить, многих искушений можно будет избежать.

«Батюшка, помолитесь за меня»

— Это не я говорю. Я просто напоминаю то, о чем говорит Христос, когда учит нас молитве: «Не будьте в молитве многословны». То, чего мы никак не можем исполнить.

Иногда внутреннее состояние человека тоже может быть молитвенным. Молитвенной может быть тишина, молитвенным может быть молчание.

Я думаю, что такой опыт бессловесной молитвы может быть у любого человека. В тишине, в красоте, в каком-то состоянии замершем, в божественном прикосновении не обязательно что-то говорить. Иногда это просто к тебе приходит, как божественное явление и благодать, которая не даст тебе и слова сказать, когда это с тобой случится.

Вы понимаете, что мне кажется неправильным? Церковь разделена на какие-то касты сверхпосвященных, которые умеют молиться, и каких-то простых людей, которые молиться не умеют, поэтому они все время говорят: «Батюшка, помолитесь за меня».

Почему кто-то считает, что батюшка может молиться лучше, чем не батюшка. Почему существует такое мнение, что у мирян, у царственного священства нет молитвенного опыта, молитвенной свободы ровно в такой же степени, как у священства? Мы разные церкви, что ли? Мы разные Евангелия читаем? Мы по-разному причащаемся святых Христовых таин?

Нет, конечно. У нас молитвенный опыт может быть совершенно равным. Просто мы об этом не задумываемся, мы боимся себе позволить этот личный молитвенный опыт, а из него состоит, между прочим, духовная жизнь. Вот она где!

Центр духовной жизни — это молитва и есть. А мы все время думаем, что кто-то за нас помолится. Записочку напишем, с акафистами молебен, или какую-то особенную с тремя галочками и с просфоркой, чтобы нас как следует помянули на проскомидии. Какой в этом смысл? Не в этом все дело. Дело в личном опыте богообщения.

Благодарение. Притча о вельможе и пахаре

Некий вельможа жил в своем дворце в роскоши и неге. Никто в мире не мог сравняться с ним ни по богатству, ни по силе, ни по здоровью. Однако, пресытившись всем на свете, вельможа почувствовал всем сердцем, как пуста и бессмысленна его жизнь, и обуяла его тяжкая хандра.

И вот однажды утром собрался он в далекий путь, чтобы обрести утешение и радость жизни. Вскочил он на коня и в сопровождении свиты отправился в дорогу. Путь был далек и долог, но богач не встретил ничего такого, что порадовало бы его душу и согрело.

И всадники, и кони уже устали до изнеможения, когда они подъехали к одному полю, на котором трудился одинокий пахарь. Участок обрамляли величественные дубы, дававшие густую тень. Вельможа спешился, чтобы передохнуть в тени. Пока слуги распрягали усталых коней, взгляд господина рассеянно скользил вокруг, пока не остановился на пахаре посреди нивы. И видит вельможа необычную картину: один вол лежит на земле, другой стоит в ярме, а пахарь – в борозде на коленях с воздетыми к небу руками непрестанно восклицает: «Слава Тебе, Боже! Благодарю Тебя! Слава Тебе, Боже! Благодарю Тебя!»

В полном недоумении от поразительной картины вельможа подошел к пахарю и спросил:

– За что ты так благодаришь Бога, приятель?

– Пал у меня один вол, – ответил пахарь.

– И ты за это благодаришь Бога? – недоуменно и насмешливо переспросил богач.

– Ничего не понимаю! – недоумевает богач. – Другой бы на твоем месте рыдал, стенал и жаловался на несправедливость неба и земли, а ты благодаришь. Объясни, за что ты благодаришь Бога, прошу тебя.

Вздохнул пахарь и говорит:

– Я человек грешный, потому-то и свалилось на меня это несчастье. Вместо того, чтобы наказать смертью за мои грехи меня самого, Господь взял у меня одного вола. Как же мне не благодарить Его? В прошлые годы милостью Божией было у меня несколько пар волов, и я знаю, что это от Него было, и благодарил Его. Теперь явлена Его святая воля: из последней пары взять одного вола. Вот я и думаю, что должен быть благодарен Ему, когда Он забирает, точно так же, как и когда Он дает. Слава Богу за все!

Удивился вельможа еще больше и снова спрашивает:

– Хорошо, но как же теперь ты станешь пахать на одном воле?

– Господь управит! – ответил пахарь, и лицо его осветилось легкой улыбкой.

Вельможа с укоризной подумал, что он, живущий во дворце в богатстве и неге, годами не улыбался так светло, как этот бедный крестьянин, который остался в поле с одним волом, но не перестал уповать на Господа. Тогда богач запустил руку в карман, достал несколько золотых и протянул их крестьянину.

– Вот, возьми, – сказал он, – да купи себе другого вола. Сегодня я научился у тебя многому.

Крестьянин принял деньги и радостно воскликнул:

– Не говорил ли я тебе, господин, что Господь все управит? – Он опять воздел руки к небу и громко повторил. – Благодарю Тебя, Боже! Благодарю Тебя, Боже!

Вельможа отправился в обратный путь. Когда же прибыл он на место, то увидел, что его дворец объят пламенем. И глядя на это, он опустился на колени, воздел руки и воскликнул:

– Благодарю Тебя, Боже! Благодарю Тебя, Боже!

Слуги весьма удивились такому поступку своего господина, но он им сказал:

– Не удивляйтесь. Я не умел благодарить Господа, когда Бог мне давал, зато теперь вдвойне благодарю Его, когда Он отнимает! Теперь настало для меня время труда и усилий, а это и есть то единственное, что наряду с верой в Бога может вернуть смысл и радость моей жизни. Не бойтесь, Господь все управит!

И вельможа предался труду созидания нового дворца. Тогда дух его воспрял, на душе прояснилось, сердце развеселилось. И привык богач изо дня в день благодарить Бога за все.

Мораль этой притчи ясна: нужно быть всегда благодарным Господу, ибо всякому человеку в любую минуту его жизни есть за что благодарить Бога. И пусть никто не говорит: «Постигла меня беда, разве и за это я должен благодарить Бога?!» Да-да, должен благодарить и за это точно так же, как если получаешь от Бога то, что называешь богатством, счастьем, прибылью, успехом.

Дорогой читатель, ты можешь углубиться в Священное Писание и прочитать там чудесную повесть о многострадальном Иове, которая написана для того, чтобы быть вечным утешением всем страждущим. Из той книги ты научишься, что нужно быть благодарным Богу всегда: и когда Он жалует, и когда забирает, ибо увидишь: даже когда Господь забирает, Он забирает не со зла, не для того, чтобы напакостить человеку, но чтобы помочь человеку через страдание окрепнуть духом и возвыситься душой до небес. Если и дальше станешь читать Священное Писание, достигнешь того совершенства, что всякое свое страдание сумеешь объяснить, а как только ты его объяснишь, страдание потеряет свое отравленное жало, которым оно жалит тебя, покуда ты считаешь его случайным и бессмысленным.

Когда садовник заботливо окапывает деревья в саду, часто поливает их, порой даже заливает и гноит, он желает своим саженцам добра. Но когда он их подрезает или обламывает и белит, разве в этом случае он меньше желает им добра?

Раньше сербы каждую свою песню о героическом прошлом начинали с благодарности Богу: «Милый Боже, за все Тебе хвала!», и это совершенно по-христиански, ведь и апостол говорил: За все благодарите ( 1Сол. 5:18 ).

Славословие

Ты, Господи, щит предо мною, слава моя ( Пс. 3:4 ); Господь – сила моя и песнь ( Пс. 117:14 ), – пишет царь Давид.

Кому мы славу воссылаем? Кого воспоем?

Если воспоем силу и мощь, Бог самый сильный.

Восславим ли милосердие, Бог самый милосердный.

Восславим ли праведность, Бог самый праведный.

Восславим ли истину, Он самый истинный.

Восславим ли красоту, Он – красота бессмертная.

Восславим ли мудрость, Он – мудрость непогрешимая.

Восславим ли молодость, Он – юность нестареющая.

Восславим ли трудолюбие, Он – трудолюбие бесконечное.

Восславим ли бдение, Он – бдение неустанное.

Восславим ли Творца, Он – Творец наш.

Восславим ли благотворителя, Он – Благотворитель наш.

Любые добродетели, которые люди на земле воспевают, лишь слабая тень неисчерпаемых и непреходящих добродетелей, которые в Боге и от Бога.

Ангелы сознательно славословят Его на небесах день и ночь, воспевая: Свят, свят, свят Господь Саваоф; исполнь небо и земля славы Твоея! Вся сотворенная природа бессознательно прославляет Бога, исполняя Его Закон.

И человеку нет причин отставать от этого хора славословия. Так пусть человек восславит Господа от всей души, пусть славит Его всегда и везде, но особенно тогда, когда возносит молитву свою к Нему.

Церковные молитвы всегда завершаются славословием, как например:

«. яко Твоя держава, и Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь!»; или:

«. яко свят еси, Боже наш, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно. »; или:

«. яко Благ и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь!»

Таким образом, любая молитва – как пространная, так и наикратчайшая – начинается с благодарения Богу, продолжается прошением у Бога помощи или дара и завершается славословием Бога. Короче говоря, сначала благодарение, затем прошение и в конце славословие.

Чтобы было как можно яснее, давайте рассмотрим здесь одну произвольную молитву, например, молитву болящего.

Читайте также: