Притча о толерантности для подростков
Обновлено: 14.11.2024
познакомить участников с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной и интолерантной личности; развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей.
дать возможность оценить степень своей толерантности;
развитие внимания, памяти, творческого мышления;
воспитание чувства коллективизма, сплочённости; способствовать развитию уважительного отношения между участниками.
Форма проведения: “круглый стол” с сюжетно-ролевыми задачами, проблемными вопросами.
Правила поведения:
Доверительный стиль общения;
Общение по принципу "Здесь и теперь";
Искренность в общении;
Конфиденциальность всего происходящего в группе;
Активное участие в происходящем;
Оцениваем не участника, а его действия и поступки;
Психолог: сегодня мы начнём наше занятие с китайской притчи, которая поможет нам сформулировать тему занятия. Притча называется «Ладная семья».
Слушайте внимательно.
Участники тренинга закрывают глаза, а ведущий проходит и наклеивает на лоб каждого небольшой цветной кружок. Одному из учащихся наклеивается белый кружок, другому – черный. Далее психолог просит открыть глаза и объединиться в группы. После того как все участники объединились в группы, а двое остались без группы психолог проводит обсуждение:
- По какому принципу вы объединились в группы, вы же не могли разговаривать и не видели, какого цвета кружочек у вас был приклеен?
- Как вы себя чувствовали, когда нашли свою группу? Как чувствовали себя вы, когда поняли, что у вас нет группы?
- О чем вы можете сказать после этой игры?
(Возможно обсуждение: Мы все знаем слово «инвалид». Кто это такие? Часто ли мы видим таких людей на улицах, в различных учреждениях? Почему? В последнее время сами себя они предпочитают называть «Люди с ограниченными возможностями». Как вы думаете, почему?
2. Фиронов Д. Китайская притча «Ладная семья»
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала эта семья целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумаги и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение.
И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.
Почесал владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:
- И все?
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И подумав, добавил:
- И мира тоже.
Психолог: Согласны ли вы с тем, что написал на листе бумаги глава семьи? Как вы думаете, о чем мы хотим сегодня с вами поговорить.
Толерантность – (лат. tolerantia – терпение) – это способность терпеть что-то или кого-то.
Понятие «толерантность» для обычного российского сознания непривычно. Нам ближе наше российское слово – «терпимость».
Терпимость – способность и умение терпеть, быть терпеливым, мириться с чужим мнением.
Дать определение толерантности довольно-таки трудно из-за того, что в разных языках оно трактуется по-разному. И сейчас мы в этом убедимся.
Толерантность – способность признавать отличные от своих собственных идей и мнения. (Испанский)
Толерантность – готовность быть терпимым, снисходительным. (Английский)
Толерантность – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным. (Китайский)
Толерантность – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, терпение. (Арабский)
Психолог: что общего в этих определениях?
Дети: умение жить в мире и согласии со всем миром.
Психолог: в последнее время говорить о толерантности стало модным, проблема толерантности очень актуальна. Как вы думаете, почему?
Дети: происходит активный рост агрессивности, конфликтов, преступности.
3. Упражнение «Линейка»
Цель: осознание характеристик толерантного и нетолерантного человека.
Психолог: Давайте посмотрим, поняли ли вы, что такое толерантность. У двери класса встаньте те, кто считает, что для толерантного человека характерно «неприятие, отвержение других; представление о том, что ты, твоя страна, твои традиции лучше других». А у окна – те, кто считает, что для толерантного человека свойственно абсолютное принятие мнения других, отказ от своего мнения, своих традиций. Вы можете занять и промежуточную позицию, ближе к тому или другому полюсу (учащиеся располагаются в классе согласно своему решению, далее проводится опрос отдельных учащихся о причине их выбора).
Правы оказались те, кто занял промежуточное положение, но ближе к окну. Оно означает, что толерантный человек может иметь и отстаивать свое мнение, но в тоже время с уважением относиться к мнению других.
А как ведет себя не толерантный человек? Он позволяет себе: оскорбления, насмешки, предубеждение.
Позицию человека по отношению к другому можно отразить в следующих вариантах:
«Я хороший – ты плохой»;
«Я плохой – ты хороший»;
«Я плохой – ты плохой»;
«Я хороший – ты хороший».
Последний вариант отражает позицию толерантного человека. То есть первый шаг к развитию толерантности – уважение к себе, своей стране, своим традициям.
4. Упражнение «Чем мы похожи»
Процедура проведения: Члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т, д.)». Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены, группы не окажутся в кругу.
5. Упражнение «Сходства и различия»
Ведущий : Все мы разные, но все мы люди, что-то объединяет нас, в чем-то мы отличаемся, давайте подумаем, в чем мы похожи, а что делает нас непохожими на других.
Участники в группе делятся на пары и называют по 2 схожие черты и 2 отличающие их черты.
Как влияют сходства и различия людей на жизнь общества?
Национальность влияет на взаимоотношения людей?
Как общаются между собой пожилые и молодые люди?
Как сказывается на общении с другими людьми наличие физических недостатков у человека?
А теперь за 30 секунд вам предлагается объединиться в группы по различным признакам: пол, цвет волос, гороскоп, рост, цвет глаз и т.д.
6. Упражнение «Что такое "толерантность"»
Процедура проведения: Ведущий делит участников на группы по 3—4 человека. Каждой группе предстоит выработать в результате «мозгового штурма» свое определение толерантности. Попросите участников включить в это определение то, что, по их мнению, является сущностью толерантности. Определение должно быть кратким и емким. После обсуждения представитель от каждой группы знакомит с выработанным определением всех участников.
После окончания обсуждения в группах каждое определение выписывается на доске или на большом листе ватмана.
После того, как группы представят свои формулировки, ведущий поворачивает заранее заготовленные определения «лицом» к аудитории. Участники имеют возможность ознакомиться с существующими определениями и высказать свое отношение к ним.
7. Упражнение: «Эмблема толерантности»
Цели:
- продолжение работы с определениями толерантности;
- развитие фантазии, экспрессивных способов самовыражения.
Материалы: бумага, цветные карандаши или фломастеры, ножницы, скотч.
Следующее упражнение позволит подойти к этому с другой стороны — участникам предстоит создать эмблему толерантности. Каждый попытается самостоятельно нарисовать такую эмблему, которая могла бы печататься на суперобложках, национальных флагах. Процесс рисования занимает 5—7 мин. После завершения работы участники рассматривают рисунки друг друга (для этого можно ходить по комнате). После ознакомления с результатами творчества других участники должны разбиться на подгруппы на основе сходства между рисунками. Важно, чтобы каждый участник самостоятельно принял решение о присоединении к той или иной группе. Каждая из образовавшихся подгрупп должна объяснить, что общего в их рисунках, и выдвинуть лозунг, который отражал бы сущность их эмблем (обсуждение— 3—5 мин.).
Заключительный этап упражнения — презентация эмблем каждой подгруппы.
8. Упражнение "Мостик"
Цель: Формирование способности анализировать ситуацию с позиции другого человека. Формирование механизмов социальной перцепции: эмпатии, идентификации.
На полу рисуется узкая дорожка - "мостик", по которому с разных сторон должны одновременно пройти два человека. Внизу под мостиком "река". Участники делятся на две равные группы и расходятся по разным "берегам". Способы преодоления "мостика" могут быть любые, но с одним условием, - участники не должны друг с другом заранее договариваться.
Рекомендации ведущему: Необходимо обратить внимание на способы взаимодействия членов группы, и каким образом достигается взаимопонимание.
Затем следует обсуждение: что можно сказать о способах преодоления мостика? Насколько мы готовы уступать другому человеку? Часто ли это происходит в жизни?
9. Упражнение «Кто похвалит себя лучше всех или памятка на «черный день»
Процедура проведения. Участники сидят в кругу. Ведущий заводит разговор о том, что у каждого из людей случаются приступы хандры, «кислого» настроения, когда кажется, что ты ничего не стоишь в этой жизни, ничего у тебя не получается. В такие моменты как-то забываются все собственные достижения, одержанные победы, способности, радостны события. А ведь каждому из нас есть чем гордиться. В психологическом консультировании существует такой прием. Психолог вместе с обратившимся к нему человеком составляет памятку, в которую заносятся достоинства, достижения, способности этого человека. Во время приступов плохого настроения чтение памятки придает бодрости и позволяет оценивать себя более адекватно. Ведущий предлагает участникам проделать подобную работу. Участникам раздаются бланки с таблицами, в которых они должны самостоятельно заполнить следующие графы. «Мои лучшие черты»: в эту колонку участники должна записать черты или особенности своего характера, которые им в себе нравятся и составляют их сильную сторону.
«Мои способности и таланты»: сюда записываются способности и таланты в любой сфере, которыми человек может гордиться.
«Мои достижения»: в этой графе записываются достижения
участника в любой области.
Ведущий на свое усмотрение (в зависимости от уровня доверия в группе) предлагает членам группы зачитать свои памятки.
Заполненные памятки остаются у участников.
10. Задание: определение качеств толерантной личности
Психолог: сейчас мы все вместе определим, какими качествами характера обладает толерантная личность. Выберите те, которые характеризуют толерантную личность. А что, по вашему мнению, не относится, зачеркните.
Качества:
Похожая притча
Это могло произойти либо из-за того, что с Вашего адреса идут некорректные обращения к сайту, либо по ошибке. Чтобы восстановить доступ к сайту, свяжитесь пожалуйста с нами через эту форму и укажите там свой ip-адрес: 178.186.77.42
Похожая притча
Собрались как-то в кишечнике одного человека глисты на политический симпозиум.
Сперва выступила аскарида. Она поведала высокому собранию, что прогресс не повернуть вспять, а потому прошли те темные времена, когда с глистами жестоко и бесчеловечно боролись. И нужно де решительно и окончательно покончить с дискриминацией глистов в организме. Ибо глобализационные процессы требуют развития толерантности.
Описторхи восторженно аплодировали и скандировали равенство в правах склеткам печени.
Затем слово взял широкий лентец. Он сделал доклад об истории вопроса. Дескать, было раньше золотое время, когда про глистов никто и не знал, не то, чтобы с ними бороться. Но потом наступило смутное и темное время, когда глистов нашли и стали вероломно травить и выводить. Однако развитие не стоит на месте. И теперь никто не смеет поставить под сомнение равноправие глистов на питание и свободу их самоопределения в организме. Угнетать глистов медпрепаратами и прочим мракобесием никому не позволено. И что нужно всеми мерами искоренять глистофобию. Так как глисты равны всем органам человека. И что негоже стоять на пути прогресса.
Блок микроскопических паразитов внес предложение объявить имунную стстему шовинистической, а человеческие организмы, не имеющие глистов - отсталыми и не прогрессивными. Предложение было единодушно поддержано высоким собранием.
Печеночный сосальщик в блоке с описторхами выступил за то, чтобы выделить глистам квоту на кровоснабжение в соответствии с их потребностью. И приравнять в правах к головному мозгу.
После этого слово взял бычий цепень. Он говорил про то, что шовинизм по отношению к глистам совершенно недопустим, так как нарушает согласие в организме и ведет к последствиям. Он предложил издать закон, запрещающий неполиткорректные шовинистические выражения. Отныне вместо слова «глист» следует употреблять термин «автономный человеческий орган», а вместо слова «паразит» следует говорить «симбиотик второго рода». Идея о политкорректности была встречена бурными аплодисментами, переходящими в овацию.
Все были очень рады и довольны установившимся либеральным порядком и совсем было устроили глист-парад. Но тут вдруг все собравшиеся почувствовали, что почему-то стало холодать. И кислороду с питанием стало совсем мало. И решили они даже устроить акцию протеста против такой вопиющей дискриминации. Однако не успели.
Человек умер. Не справился его организм с паразитами. Не сдюжил нагрузки. Вот и не стало в его кишке ни питания, ни условий. Издохли вместе с ним и его глисты.
Мораль: Если в человечестве завелись глисты, то срочно нужен глистогон, а не толерантность и борьба с глистофобией и шовинизмом.
Толерантность — термин медицинский, взят из трансплантологии и означает неспособность организма отличать чужеродные органы. Достигается такое состояние постепенным угнетением ядовитыми веществами иммунной системы организма, приводя её к апатии и безразличию.
В иммунологии толерантность - это неспособность иммунной системы отличать чужеродные организмы (вирусы, бактерии, грибки) и бороться с ними.
Толерантность — это смерть…
Эта статья - дополнительный раздел для третьей редакции "Учебника для мужчин" предполагает, что читатель прочел все предыдущие главы.
Похожая притча
Китайская притча о терпении
Правитель обратился к известному мудрецу-отшельнику с просьбой посоветовать, как достичь всеобщего счастья и благоденствия. Он пообещал ответить через некоторое время. Через месяц он сказал посланникам императора, что ответ не готов. То же произошло и через полгода. Разгневанный правитель через год приказал привести ответ или казнить мудреца за издевательство. Отшельник отдал таблички, и их привезли императору. На них 365 раз было написано одно и то же слово. Разгневанный император приказал доставить мудреца во дворец и спросил: «Почему только одно слово и почему ему потребовался целый год, чтобы все это написать». Мудрец ответил, что год понадобился ему, чтобы осознать написанное, а императору, чтобы смог прочитать его совет.
На табличке было написано одно слово: «ТЕРПЕНИЕ».
КИТАЙСКАЯ ПРИТЧА «ЛАДНАЯ СЕМЬЯ»
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая — мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго — видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:
— И все?
— Да, — ответил старик, — это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И, подумав, добавил:
— И мира тоже.
Доброта — она не увядает
И не ждет взаимности в ответ.
Никогда не жжет, а согревает,
Оставляя в душах яркий свет.
Доброта не судит, не калечит.
От нее не стоит ждать вреда.
Лишь она от злобы мир излечит,
Не завысив цену никогда.
Доброта действительно бесценна.
И старик, что кормит голубей,
Даже сам не зная, постепенно
Эту землю делает добрей.
И ребенок, пожалев дворнягу
И отдав с портфеля бутерброд,
Доброте поступком дал присягу,
Что в беде друзей не подведет.
Доброта — она всегда богаче
Самых состоятельных людей.
У нее ни джипа нет, ни дачи,
Но Господь поведал нам о ней.
И друг другу веря и жалея,
Не таская в сердце груз обид,
В целом мы становимся добрее.
Ничего, что там, в груди, щемит.
Доброта всегда протянет руку,
Несмотря на сделанное зло.
Не узнать о ней — вот это мука.
С ней не всем столкнуться повезло.
Доброта, как раненая птица,
Что, сломав крыло, стремится ввысь.
И блеснет слезою на ресницах
Доброта, что верит в нашу жизнь.
Где добро, там свет, а как иначе?
Жизнь без милосердия пуста.
Если от чужого горя плачем,
Значит, не иссякла доброта.
Читайте также: