Притча о двух верующих
Обновлено: 14.11.2024
Тогда Иисус, отпустив народ, вошел в дом. И, приступив к Нему, ученики Его сказали: изъясни нам притчу о плевелах на поле. Он же сказал им в ответ: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий; поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы – сыны лукавого; враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы. Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего: пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов; тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит!
Мы слышим притчу о Царстве Небесном. Она раскрывается в рассказе о человеке, который посеял доброе семя на своем поле, но, пока он и его работники спали, приходит враг и сеет плевелы среди пшеницы. Слово «плевелы» может означать сорняки, которые трудно отличить от пшеницы до созревания: сходство, кажется, идет до самой глубины, даже корни этих двух растений переплетаются. Мы стоим перед непостижимою тайной добра и зла, которую мы можем разрешить только в даре свободы. Откровение говорит нам, что вся история человечества развертывается на границе видимого и невидимого, в устремленности нашей к свету, который мы призваны познать из смертного своего падения.
В сегодняшнем Евангелии Господь дает нам всеохватывающую картину. Сеятель – это Сын Человеческий. Доброе семя означает сынов Царства, плевелы представляют сынов диавола, враг – сам диавол, жатва – кончина века, и жатели – ангелы. Смысл притчи предельно ясен. Ученики Христовы ждали, что с пришествием Господа в мир будет Последний Суд, и завершится это, кажущееся бесконечным, противостояние между добром и злом. «Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» – вопрошают они воскресшего Христа, но Господь говорит, что Царство Его уже приходит, однако, Страшный Суд откладывается. Когда наступит Суд, разделение будет полным, и судьбы сынов Царствия и сынов диавола совершенно определятся. Но пока Царство открывается, и Последний Суд не происходит.
Различение добра и зла – самое главное в истории человечества, и Господь призывает не спешить с судом. В конце концов, один Бог различает добрых и злых среди людей. Один может быть как будто праведником, а потом внезапно оказаться вовне. Другой – как будто безнадежный грешник, и вдруг он первым входит в рай. Пшеница и плевелы растут вместе. В каждом из нас идет невидимая борьба. Все определяет покаяние, и потому ангелы больше радуются об одном грешнике кающемся, чем о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии.
Не медлит Бог со Страшным Судом, а долготерпит, не желая, чтобы кто из грешников погиб. Не сразу совершается в роде человеческом все решающая брань, как у ангелов, которые в одно мгновение определились в вечном выборе добра и зла, а в постепенном возрастании. Оттого, что силы зла делают все возможное, чтобы противиться Царству, мы должны быть на страже всегда. Можно избежать суда на земле, но не в вечности.
Некоторые понимают эту притчу как рассказ о том, что до кончины века будет смешение истинных и ложных верующих в Церкви. Но Христос говорит: «Поле – мир», а не «поле – Церковь». Разумеется, и среди тех, кто в Церкви, происходит неприметный рост дурной травы, но плевелы, которые являются явным соблазном или ересью, не могут быть терпимы в Церкви. «Я писал вам, – говорит апостол Павел, – чтобы вы не сообщались с пьяницами, блудниками и прочими беззаконниками, впрочем, не со всеми, иначе надлежало бы нам выйти из мира, а с теми, кто, называясь братом, поступают беззаконно. С таковыми даже и не есть вместе». Поле – мир, и притча о плевелах ставит Царство Небесное прочно в мире, где оно опасно сосуществует с несовершенством, со злом, с враждебными силами. Нет, и не может быть речи о каком-то согласии со злом, а только о том, как среди этого зла устоять.
Мы помним из другой притчи о сеятеле, что может случиться с семенем Царства, посеянным посреди сорняков, которые обладают свойством расти быстрее и сильнее, чем все остальное. Христос говорит: вот ситуация, в которой находится мир. Несправедливо расширяющие свое пространство плевелы все агрессивнее соперничают с добрым семенем за благоприятные условия роста, мы все это понимаем, и средства массовой информации напоминают нам об этом ежедневно. Зло достигает сегодня своего предела. Как хотелось бы иногда убежать из этого страшного мира куда-нибудь в пустыню, или в монастырь, или в богобоязненные дни прошлого! Нет, говорит Господь, вы не избавитесь от сорняков, вы будете расти в самой гуще их, заботясь о том, чтобы они не одолели вас, но также и о том, чтобы вам не удалиться от скорбей и страданий, которые сегодня в мире, в некую стерильную землю, где на самом деле ничего не растет.
Мы вовлечены в борьбу против лжи, растления и насилия, которые в истории не кончатся никогда. Но мы знаем, что все, даже земное поражение, может быть для любящих Бога возрастанием новой жизни. Более того, попытки разрушить веру, уничтожить Церковь могут привести к неожиданным духовным глубинам и соединить нас кровью мучеников с Господом. Пасхальная тайна открывает нам, что самая большая победа может родиться из самого большого поражения.
В одной из притч о тайне Царства Небесного Господь дает пример горчичного семени. Оно меньше всех семян, но способно к невероятному росту. И «рост» здесь – ключевое слово. Царство Небесное всегда в росте – вверх, вовне, в просторы, в глубину. Небо – не неподвижное состояние, скучное, как смерть, которую оно предназначено вытеснить. Это не условие ничегонеделания, сродное мертвому покою. Нет, это истинная жизнь, это вечный рост и вечный ответ на призыв Христа устремляться все ближе к небу. Это вечное движение, это вечная молитва, как сказал один священник, прошедший страшные концлагеря и видевший своими глазами, что такое зло. И если мы истинные последователи Господа, ангелы Божии воинствуют вместе с нами, и нам уже дается узнать, что такое добро. Царство Небесное уже в нас, мы уже переживаем его волнующий рост в этом почти совсем заросшем плевелами мире.
Похожая притча
В канун Великого поста Православная церковь в продолжение 28 дней подготавливает верующих к сложному подвигу воздержания и покаяния. Первые 7 дней посвящены притче о мытаре и фарисее. Поучительная история рассказана Иисусом Христом. Кратко и образно Спаситель пояснил людям, в чем заключается разность между благочестивым гордецом и смиренным грешником.
Что представляет из себя неделя о мытаре и фарисее
В середине марта 2021 года у православных верующих наступил Великий пост. Ему предшествовал подготовительный период, включающий 4 недели (седмицы).
Каждая седмица имеет свое название и назначение:
- о мытаре и фарисее;
- о блудном сыне;
- мясопустная;
- сыропустная.
В эти дни в богослужениях используют выдержки из Евангелия. Первая седмица длилась с 21 по 28 февраля. На воскресной литургии читается притча Иисуса Христа о фарисее и мытаре.
Похожая притча
Однажды в храм зашёл мудрец и спросил молодого священника:
«Зачем Вы служите Богу?»
Священник ответил:
«Я люблю его и хочу попасть к нему на небеса».
«А что нужно, чтобы скорее попасть на небеса?»
«Для этого мне нужно верить и молиться».
«А что даёт вера и молитва?»
«Бог меня слышит и ставит на путь истинный».
«Позвольте помочь», - сказал мудрец и протянул священнику две абсолютно одинаковые шкатулки.
«Я дарю их Вам. – продолжал мудрец. - Но надо знать, какую из них следует открывать. Одна из них – отправляет в Рай, другая – в Ад. Вижу, что вера Ваша крепка, поэтому в молитвах, Бог услышит Вас и поставит на путь истинный - поможет в выборе шкатулки».
После этого мудрец удалился.
Говорят, что тот священник уже давно умер, а две шкатулки так и остались нераскрытыми.
© Copyright: Геннадий Рябков, 2020Свидетельство о публикации №220121300605 Рецензии
Однажды к Геннадию Рябкову явилась муза и принесла две бутылки перцовки, совершенно одинаковые. Одна из них, говорит, поможет обрести мудрый стиль написания, а вторая - уважение к чувствам верующих.
Но никто не знает, как поступил Геннадий.
Однажды Харон Из Харькова встретил флагелланта, который изо всех сил хлестал себя плёткой. Харон Из Харькова проявил уважение к чувствам верующего, улыбнулся ему и как ни в чём не бывало пошагал дальше.
Ах да, миль пардон. Увлёкся казуистикой имени Якубовича и отвлёкся малость от должного трагического сценария. Успехов Вам!
Если не затруднит, то внесите ясность и в то, в чём именно в притче проявляется неуважение к верующим?
Согласно христианским канонам, сам человек не вправе определять посмертное место пребывания своей души, тем более упомянутым Вами способом. Но, возможно, вы хотели подать пример недопустимого греховного поведения. Ибо сказано "Не слушайте тех пророков и людей, которые с помощью волшебства предсказывают будущее".
(Иеремия 27:9)
Согласно христианским канонам. А почему Вы решили, что притча направлена именно к христианским канонам? Есть масса других конфессий. А может молодой священник проповедовал флагеллантство?!
А теперь поиронизирую. Когда указываешь на противоречия в Библии, часто можно слышать, что мы не так понимаем смысл написанного, он, мол - иносказательный. Так вот, я тоже отвечаю: Вы не правильно поняли мою притчу. Она иносказательная и к чувствам верующих не имеет никакого отношения.
Но если отбросить иронию, то вините уж нашего русского писателя, который написал "Сказка о попе и о работнике его Балде". Почитайте её концовочку - покруче будет моей безобидной притчи.
А вообще, лично для меня, всё это фарс какой-то: Возвеличили веру в Бога (которого никто и не видел) в ранг святости, и теперь уважать их чувства, видите-ли, нужно! Обидчивые такие, как ребёнок, у которого отобрали игрушку.
Что? Теперь и покритиковать нельзя?! Только поддерживать их наивность?
Критиковать и веселиться нужно обязательно. А что касается религиозных канонов, я только привёл их возможную логику в ответ на Ваш вопрос. И в результате данной дискуссии, полагаю, Вашу притчу можно рекомендовать даже для преподавания курса логики в духовных семинариях. Чтобы служба мёдом не казалась.
Ну, вот! Это уже другое дело! Это по-нашему! :-)
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+
Особенности седмицы
На богослужениях первой недели звучат проникновенные слова, обращенные к Господу и православным верующим.
На Великой вечере (в субботу) священник призывает прихожан:
«Не будем молиться по-фарисейски, братия: ибо возносящий самого себя унижен будет. Смирим самих себя пред Богом, как мытарь в дни поста взывая: “Будь милостив, Боже, к нам грешным!”».
Каждый присутствующий в храме должен обратить взор вовнутрь себя и отречься от тщеславных мыслей. Нет безгрешных людей в земной жизни. Наша телесная оболочка грешна по своей сути: жажда удовольствия от жизни – ее главный девиз. Дух человека легко может поддаться соблазнам нечистого, чтобы удовлетворить желания плоти.
На воскресной утрене священник от имени всех верующих провозглашает:
«Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей и по множеству щедрот Твоих изгладь беззаконие мое. О множестве соделанных мною согрешений тяжких размышляя, я, несчастный, трепещу пред страшным днем суда. Но, надеясь на милость благосердия Твоего, как Давид взываю Тебе: “Помилуй меня, Боже, по великой Твоей милости!”».
Присутствующие на утрене должны проникнуться этими словами и повторять их мысленно вслед за священнослужителем.
В продолжение службы усиливается акцент на значение поведения мытаря в храме:
«Смирение возвысило некогда мытаря, с плачем воззвавшего: “Смилуйся!” и оправдало его. Будем же подражать ему все, во глубину зол впадшие, возгласим Спасителю из глубины сердца: “Согрешили мы, смилуйся единый Человеколюбец!”».
И снова повторяется обращение не молиться по-фарисейски, так как тщеславный будет унижен:
«Мытаря и фарисея различие познав, душа моя, возненавидь одного надменную речь, но поревнуй другого молитве сокрушенной, и воззови: “Боже, будь милостив ко мне, грешному, и помилуй меня!”».
Снова и снова возвращаясь к притче, священник провозглашает:
«Похвальбой делами самого себя оправдывающего фарисея осудил Ты, Господи, и мытаря, умерившего страсти и со стенаниями милости просящего, оправдал: ибо не внимаешь Ты высокомерным помышлениям, и не презираешь сокрушенных сердец. Потому и мы припадаем со смирением к Тебе, пострадавшему нас ради: “Подай нам прощение и великую милость!”».
В утренней проповеди заключительным аккордом звучат слова:
«Из грязи и страстей смиренный возносится, но с высоты добродетелей падает бедственно всякий гордый сердцем: от его нрава, от порока бежим!»… «Жизненный путь вместе мытарь и фарисей прошли: но один, безрассудством увлеченный, позорно крушение потерпел, другой же смирением спасся».
В конце литургии священник приводит текст притчи Иисуса Христа в изложении апостола Луки.
Как правильно готовиться к Великому посту
Значение Великого поста для православных – покаяние в грехах, чтобы с чистой душой и помыслами встретить Пасху/Светлое воскресенье. Пост предусматривает ограничение потребления некоторых продуктов (например, мяса, молока, яиц) в определенные дни. Противопоказаны в эти дни увеселения.
В четырехнедельный период до Великого поста церковь готовит верующих к воздержанию. На неделе мытаря и фарисея нет ограничений по продуктам и в приеме пищи. Со следующей недели восстанавливаются посты в среду и пятницу. В мясопустную неделю полагается воздержаться от мяса. В последнюю неделю (сыропустную или масленичную) разрешено употреблять молоко, сыр, масло, яйца, но требуется в среду и пятницу выдерживать пост до вечера.
В неделю мытаря и фарисея Православная церковь напоминает верующим о сути вероисповедания: смирения перед Богом.
Без смирения невозможно истинное раскаяние в грехах. Источник греховных дел и мыслей – гордыня человека, почитающего себя равным Богу. Порядок богослужений в эти дни определен в Триоди постной.
Во вторую неделю на литургии читают притчу о блудном сыне, в третью – о Страшном Суде, в четвертую – вспоминают святых угодников, прославившихся подвигом поста, грех Адама и Евы и изгнание из Рая. Вспоминая о блудном сыне, церковь говорит, что на милосердие Бога может рассчитывать любой грешник, если его смиренное раскаяние чистосердечно.
В субботу мясопустной недели на богослужении поминают умерших (Вселенская родительская суббота).
Церковь молится особенно за тех, кто покинул земной мир без отпевания:
- погиб в катастрофе;
- на войне;
- от насилия;
- внезапной болезни.
Напоминание о последнем суде должно предостеречь людей от беспечной греховности, так как никому не известен день, когда он предстанет пред Господом. В последнее воскресенье перед Великим постом верующих призывают следовать предписаниям о воздержании, напоминая, что грех прародителей случился из-за невоздержания.
Похожая притча
Сказал Господь такую притчу: у одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем. Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел. И подойдя к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел. Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый. Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие, ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и, видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему.
Господь сказал: «А как вам кажется?» Притча, начинающаяся такими словами, обращена к духовным руководителям Израиля, первосвященникам и старцам. Только что Христос изгнал торгующих из Храма, затем по слову Его засохла бесплодная смоковница. Власти Иерусалима с возмущением спрашивают Его, по какому праву Он делает это. Господь отвечает тремя притчами – притчей о двух сыновьях, притчей о злых виноградарях и притчей о званых на пир. Крестные Страсти Господа приближаются. Те, кто должен был принять Его, отвергают Его. Но мы должны увидеть, что евангельские притчи касаются не только других. Они обращены к каждому из нас. Не кого-то, а нас спрашивает Христос: «А как вам кажется?»
«У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем. Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел». Что вы думаете по этому поводу? Наша первая реакция – возмутиться молодым человеком, который так развязно говорит со своим отцом. Но затем мы исполняемся к нему симпатией. Он решает поступить как ему было сказано, и идет исполнить волю отца. В этой очень простой истории нам не дается никаких объяснений. Нам только показано, как человек раскаивается и меняется.
И в этом может быть утешение и укрепление для нас. Современная философия и средства массовой информации пытаются уверить нас: все так обусловлено и предопределено в нашей жизни, что нет смысла говорить о свободе и ответственности человека. Наши неудачи и наши ошибки следует списать на счет общества, наших обстоятельств, других людей. Христос, напротив, возводит нас к нашей ответственности, повторяя, что никогда заранее наша судьба не может быть решена. Какие бы ни были у нас в жизни падения, как бы далеко мы ни отошли от Бога, перемены всегда возможны. Христос никогда не заключает никого в его прошлое. Он дает шанс всякому человеку, самому грешному.
И нам открывается также, что Бог не смотрит на нас как на тех, на ком раз и навсегда поставлена печать, но как на тех, кто всегда в становлении. Среди сегодняшней общей атмосферы безнадежности, может быть, в ком-то самом безнадежном рождается новый человек. Мы должны благодарить Бога за эту надежду, которую Он дает нам. И не торопиться приклеивать ярлыки на людей, но давать им возможность измениться.
«И подойдя к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел. Который из двух исполнил волю отца?» Нам становится понятно, что Господь хочет поставить в центре притчи второго сына. Вопрос Господа звучит как обличение. Христос обращается к духовным вождям Иерусалима. Но и нам сегодня Он задает тот же вопрос. Как вам кажется? Который из двух сыновей исполнил волю Отца? «Говорят Ему: первый». Поистине так. Мы не можем ответить по-другому. Недостаточно одних красивых слов. Нам никуда не деться от беспощадной правды. Значение имеют наши дела, а не только намерения. Эти слова Господа сегодня, как никогда, актуальны. Мир устал от красивых и лживых обещаний. Идеологии, имеющие смысл только в теории, рушатся на наших глазах одна за другой. О подлинности слов судят по результатам. Однако легко выносить приговор другим. Разве не напоминает порой этот второй сын и нас самих? Сколь многие из нас называют себя православными, чуть ли не 70% в нашей стране по официальной статистике – а на деле даже не задумываются о покаянии и участии в таинствах Церкви, без которых не может быть спасения. Устами мы говорим: «да, Господи», а делами – «нет». Мы можем петь вместе со всеми «Символ веры» и «Отче наш» за каждой воскресной литургией, произносить эти святые слова каждое утро, а потом жить так, как будто мы их никогда не произносили. Сколько раз в жизни мы говорили Богу: «Да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя», не соотнося нашу жизнь с этими великими тайнами. Но мы предупреждены Господом: не столь важно говорить, сколько делать. «Не всякий говорящий Мне: Господи! Господи! – постоянно напоминает Он нам, – войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» ( Мф. 7, 21). И апостол Иоанн Богослов вторит Христу: «Станем любить не словом или языком, но делом и истиною» (1Ин. 3, 18 ).
«Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие». Когда Господь употребляет эти торжественные слова: «Аминь, глаголю вам – истинно говорю вам», Он хочет возвестить нечто чрезвычайно важное. Но то, что Он возвещает здесь, может оказаться для кого-то соблазном. Как? Он ставит нам в пример прожженных грешников, известных всему миру своими позорными грехами? Однако безумием было бы предполагать, что Христос выступает в защиту греха мытарей с их нечестными доходами и греха блудниц с их развратом. Как и в притче о двух сыновьях, Он хочет, чтобы мы увидели на их обращение к Богу, их покаяние.
Худший из всех грехов – думать, что можно обойтись без Бога. Не иметь нужды в Боге. И мы знаем, что во времена земной жизни Господа те, кто считали себя праведниками, не испытывали нужды в спасении, которое предлагал Христос. А грешники бежали к Нему как к своему Спасителю. Фарисеи же и книжники были уверены в своей самодостаточности. Христос пришел спасти погибающих, а те, кто полагал, что они не имеют недостатка ни в чем, естественно не могли принять от Него ничего.
О если бы мы, подобно грешникам, о которых говорит Христос, могли принести подлинное покаяние и обратить наши грехи в устремленность к благодати, спасающей нас от нашей ограниченности землей! Не судим ли мы чисто внешне слишком многих, забывая о неслыханной возможности, которую открывает всем кающимся Господь? «Мытари и блудницы впереди вас идут в Царство Божие». Кого это, говоря «вас», имеет в виду сегодня Христос? Кто эти люди, мнящие себя быть праведниками, которые будут изгнаны из Царства Божия? Не уподобляемся ли мы им иногда? Как научиться нам мытаревой молитве, которой тысячу дней, стоя на камне, молился преподобный Серафим Саровский: «Боже, милостив буди мне, грешному!»
«Ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему». Притча о двух сыновьях противопоставляет слова и дела «да» наших уст и «нет» нашей жизни. А теперь Господь противопоставляет веру и неверие. Только что он вопрошал: «Крещение Иоанново с небес было или от людей?», а теперь через Предтечу, через Церковь и всех Своих святых Господь зовет нас сказать «да» нашей вере, действующей любовью. И это «да» нашей веры – прежде всего покаяние, решительное изменение нашей жизни.
«Вы же, и, видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему». Наша вера – не просто принятие умом истин, в которые мы веруем. Это прежде всего приведение нашей воли в послушание Божественной воле, к зову Господню: «Пойди сегодня работай в винограднике Моем». Мы либо следуем этому зову, либо – в конкретных наших поступках – ему не следуем. В нашей христианской вере есть одно краткое все определяющее слово, понятное всем верующим. Это слово «Аминь». Да, истинно, верую, непоколебимо, твердо, во всех обстоятельствах моей жизни приемлю. Сколько раз, стоя за воскресным богослужением, произносим мы это слово устами, и сколько раз исполняем на деле в течение следующей за этим недели? «Ибо Сын Божий, Иисус Христос не был «да» и «нет»; но в Нем было «да» – ибо все обетования Божии в Нем «да» и в Нем «аминь» – в славу Божию через нас» (2 Кор. 1, 19–20).
Притча о мытаре и Фарисее
Притча о мытаре и фарисее известна из Евангелия от Луки:
«Сказал Господь притчу сию: два человека взошли в храм помолиться, один – фарисей, а другой – мытарь. Фарисей, став, молился про себя так: «Боже, благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди: грабители, обманщики, прелюбодеи, или хотя бы как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть от всего, что приобретаю». А мытарь, стоя поодаль, не смел даже глаз поднять к небу, но бил себя в грудь, говоря: «Боже, будь милостив ко мне, грешнику!» Говорю вам: этот пошел в дом свой оправданным более, нежели тот. Ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а смиряющий себя возвысится».
Значение и смысл
В раннехристианский период мытарем называли сборщика налогов для римского императора. У людей, выполнявших эту работу, вырабатывался особый склад характера. Они не имели права жалеть должников, поэтому становились нечувствительными к чужой боли. Мытарей ненавидели еще и за то, что многие из них злоупотребляли своей властью, утаивая часть налогов и обогащаясь за счет плательщиков.
В древней Иудее фарисеи относились к религиозно-политической элите. Они с особым рвением выполняли правила благочестия, указанные в Торе, доходя в этом до фанатизма. В переводе с иврита «фарисей» означает «особенный». Себя фарисеи называли книжниками и мудрецами. В народе фарисеи пользовались поддержкой и уважением за их принципиальность и последовательность.
Иисус Христос изобличал фарисеев за их лицемерие и гордыню. В притче о мытаре и фарисее Иисус осуждает самоуверенность фарисея в своей правоте и презрение к грешнику мытарю.
В современном мире самовосхваление стало стержнем бытия, так как считается, что оно свидетельствует о жизненном успехе и достатке. Скромность превратилась в пережиток прошлого. Самокритичность, высказанная публично, вызовет неоднозначную реакцию у окружающих, может стать причиной пересудов.
Православная церковь в неделю мытаря и фарисея призывает верующих опомниться, отказаться от фарисейства. Богоугодные дела надо делать по зову души, не ставя себе это в заслугу. Соблюдение заповедей должно быть нормой, а не героическим поступком в собственных глазах. Тщеславие есть проявление гордыни, которая относится к разряду смертных грехов.
Вместе с тем, церковь учит, что раскаяние в грехах дает шанс на милосердие Божие, если оно идет от сердца. Содержание богослужебных текстов говорит о том, что для спасения души недостаточно праведного поведения. Каждый верующий должен помнить, что смирение, покаяние воспитывает в человеке добродетель.
Читайте также: