Притча о святых картина

Обновлено: 29.04.2024

Эту картину знают почти все – она упоминается во многих книгах по искусству, а ее репродукции можно найти даже в провинциальной библиотеке. Речь идет о знаменитом полотне великого Рембрандта «Возвращение блудного сына», которое оказало огромное влияние на дальнейшее развитие западноевропейской живописи и вообще – всей мировой культуры. Творение нидерландского художника действительно мало кого оставит равнодушным – настолько талантливо ему удалось выразить ту палитру переживаний, которая содержится в волнительном моменте возвращения сына к своему отцу.

Осмелюсь предположить, что причина широкой знаменитости картины Рембрандта кроется не только в гениальности ее создателя. Есть еще один момент, который искусствоведы почему-то иногда упускают из виду, – сама притча о блудном сыне, легшая в основу живописного сюжета, заниает в христианском вероучении очень важное место. Не зря ведь третья подготовительная неделя к Великому посту так и называется – Неделя о блудном сыне.

Но над чем же призывает нас задуматься эта притча? Что хотел сказать Спаситель, поведав ученикам такую незатейливую, казалось бы, историю? Какую истину пытается донести она до нашего ума и сердца? Попробуем разобраться.

У некоего господина было несколько детей, и вот самый младший просит его выделить положенную ему часть наследства, чтобы он мог «выйти в люди» и построить свою жизнь так, как считает нужным. Отец не перечит – скоро сын получает необходимые деньги и уходит.

Молодого неопытного человека, как то водится, сразу окружают «друзья», желающие пожить за чужой счет, но скрывающие свои намерения под видом «приятельства». Они завлекают юношу в дебри греха и разврата, где он спускает все свое огромное достояние. Выжав с незадачливого парня последние деньги, «друзья» бросают его, он остается один. Не имея никаких полезных жизненных навыков, привыкнув только развлекаться и веселиться, молодой человек долго не может найти работу, пока, наконец, один богач не берет его – нищего, голодного и изможденного – к себе в дом в качестве пастуха свиней. Но и тут живется несладко – с утра до ночи ему приходится быть со свиньями, а питание настолько скудное, что он вынужден утолять голод запаренными стручками, которыми кормили скотину.

Лишившись всех внешних соблазнов, застилавших ранее его рассудок, парень понимает, что он ошибся. Он вспоминает родной дом, где было светло, уютно и радостно. А самое главное – в памяти предстает образ отца – любящего, доброго, все понимающего. Но, вместе с тем, приходит и осознание собственного предательства. Это осознание сначала останавливает юношу, однако через некоторое время он все-таки решается вернуться домой – уже не как наследник, а как один из рабов, которому хоть и отведут самое последнее место в хозяйстве, но, по крайней мере, он будет сыт, одет, и сможет видеть своего отца. Приняв такое решение, сын возвращается домой.

Но тут все сразу же пошло совсем не так, как он предполагал. Едва увидев его издали, отец, невзирая на свой немолодой возраст, выбежал ему навстречу, обнял его и расцеловал. Он не захотел даже слушать оправданий и просьб сына принять его в число рабов! Какое там! Ведь сын вернулся! Он жив! И это было для старика самое главное! Каждый день пожилой человек с надеждой смотрел на дорогу, и, вот, наконец, его ожидания сбылись…

В доме начался праздник, на нем не было только старшего сына, который в это время находился в поле. Когда вечером он вернулся, то увидел светившийся во все окна дом и спросил слуг о причине торжества. Узнав же, что пир устроен по поводу возвращения его блудного брата, старший сын затаил обиду и не стал входить вовнутрь. Отец заметил это и вышел выяснить, в чем дело, на что получил ответ: «Я столько лет верой и правдой служу тебе, а ты не устроил мне даже малого праздника. Но вернулся этот расточитель – и ты созвал целый пир». На эти упреки старик ответил: «Сын мой! Ты всегда со мною, и все мое – твое. Сейчас же нам надо радоваться и веселиться, что брат твой был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк 15: 11 – 32).

Практически все древние религии мира ставят четкую грань между небом и землей. Небо – для богов и героев, земля – для людей и животных. Даже царство мертвых, будь то ад или рай, мыслится, скорее, не как небесная, а именно как земная обитель, пусть даже и отделенная от мира живых некоей непроходимой преградой. Небо же для человека закрыто. Если и попадает туда кто-либо из смертных, то это – исключение из правила, а за само попадание нужно уплатить очень высокую цену. Небо глубоко чуждо людям, и оно никогда всерьез не рассматривалось язычеством (не философией, а религией) как нечто вожделенное и самоценное.

Вера Авраама, а вслед за ней – и христианство, говорит совершенно иное. Небо – наш дом и наша родина, которая была утрачена человеком после грехопадения. И теперь цель каждого человека – вернуться домой, к своему Отцу, который, невзирая на все наши измены, ошибки и прегрешения, по-прежнему ждет и так же неизменно любит нас. Бог христианства – это не творец-демиург, создавший мир по никому непонятным причинам, а любящий Создатель-Отец, жаждущий, чтобы все Его творение участвовало в Его божественной жизни. И притча о блудном сыне иносказательно раскрывает эту евангельскую истину. Причем раскрытие это – двухуровневое.

Рембрандт. Возвращение блудного сына

Первый уровень – общечеловеческий. В Эдеме до грехопадения наши прародители имели все мыслимые блага и могли лично общаться с Богом. Более того, у них была возможность духовного совершенства. То есть, «наследство» (говоря языком притчи) Адам и Ева имели огромное. Но, поддавшись соблазнам сатаны, который пообещал им, что, отойдя от Бога, они станут свободными, первые люди разорвали духовную связь со своим Творцом, и вместо свободы получили смерть. Практически вся история человечества – это попытка построить счастливую жизнь без Божьего участия, только лишь теми силами, которые имеет сам человек. Да вот только загвоздка в том, что любой талант не есть наш собственный – он Божий, а мы лишь пользуемся им, либо транжиря его, либо употребляя во благо.

Но так не может продолжаться вечно – силы отпавшего от Бога человека ограничены. И вместе с попыткой создать безбожное общество на протяжении всего исторического бытия совершается другой процесс – поиски Бога как единственного Источника Жизни и подлинного её смысла. Так возникла религия. В ней человек пытался найти ответы на самые важные вопросы своего бытия. Найденные в различных религиях ответы большей частью оказывались неверными, но уже само наличие такого поиска говорит о том, что человек стремился домой. И видя это, Господь выходит ему навстречу – в лице Сына Божьего, Который воплощается, принимает человеческую природу и создает все условия для спасения каждого.

А вот здесь прослеживается уже второй уровень восприятия притчи о блудном сыне – личностный. Притча воспроизводит схему человеческого грехопадения и человеческого же покаяния, а самое главное – образ Бога, и характер Его участия в этом процессе.

Для святых отцов Востока грех – это не столько нарушение Господних заповедей, сколько некая направленность нашей воли, которая вместо соподчиненности воле Божьей уклоняется от нее и тем самым впадает в противоестественное состояние. Человек думает, что творит себе добро и благо, но на самом деле совершает зло и еще больше уклоняется от Творца. В итоге грешник становится похож на евангельского блудного сына, который вместо сознательного приобретения новых жизненных навыков и умножения отцовского наследства попросту спускает его на ветер и в итоге остается ни с чем.

В принципе, человек может и не видеть своего падения, а греховная жизнь может казаться ему нормальной. Однако в случае духовного прозрения его дальнейшее действие только одно – рвать с темным прошлым и возвращаться домой, к Отцу. Это и называется покаянием.

Но оно не может быть настоящим, если, возненавидев грех, мы не делаем ничего, чтобы избавится от него. Только подражанием блудному сыну, который решительно пошел навстречу своему родителю, можно добиться того, что грех постепенно покинет сердце, уступив место исцеляющей благодати.

Как и отец из притчи, Бог, уважая нашу свободу, не задерживает нас, когда мы уходим от Него. Но точно так же, Он всегда готов и принять нас обратно. Более того, Бог никогда не укоряет за прошлые ошибки и готов принять каждого в том виде, в каком человек приходит к Нему. Главное – сокрушение, главное – искренность и жгучее желание разорвать старые греховные путы… Остальное Господь сделает Сам – важно только вернуться и припасть к Его ногам, как это сделал блудный сын.

Вместе с тем, Христос в Своем рассказе не останавливается только на отношениях непутевого сына и отца. Третий главный герой – старший сын, который остался верен отцу, но возмутился его великодушием. В нем можно усмотреть образ тех, кто уже пришел к Богу и имеет некоторый опыт жизни в Церкви. Тут возникает уже другой, нежели у блудного сына соблазн – возомнить себя праведнее других и скатиться в мелочный снобизм. Через образ старшего сына Спаситель предупреждает нас от малейшего осуждения в адрес тех, кто пал, но нашел в себе силы с покаянием вернуться назад, к Отцу Небесному…

Притча о блудном сыне не зря предлагается Церковью в качестве одного из аккордов в прелюдии Великого поста. Ведь сам пост – это время переоценки самого себя, пересмотра своих жизненных ценностей. И чем решительнее будут наши действия в этом русле, чем теснее мы свяжем самих себя и свое поведение с образом блудного сына, тем ближе мы окажемся к цели поста. Ведь она – отнюдь не в простом отказе от животной пищи или от различных развлечений. Подлинная цель поста – возвращение к Богу. Возвращение домой, к тому самому небесному жилищу, которое все мы некогда покинули, по которому все мы в глубине души так сильно тоскуем, растворяя печаль надеждой – обрести его вновь…

Точный медицинский диагноз Брейгеля

Вследствие проведенных исследований оказалось, что картина скрывает поразительные секреты. Оказывается, Питер Брейгель Старший был не только искуссным живописцем. «Притча о слепых» является точным изображением клинических видов слепоты.

Так, у одного из людей на роговице было найдено бельмо в виде белого пятна - симптом того, что современный врач назвал бы лейкомой. Другой слепец уставился в небо: он страдает от атрофии глазных яблок - еще одной известной ныне причины слепоты.

Диагноз третьего персонажа - энуклеация орбит: возможно, его глаза были травмированы во время драки.
У другого персонажа удалены глаза вместе с веками.

Пятый герой имеет слепоту, лишенную светового восприятия либо фотофобию (повышенную болезненную чувствительность к свету; светобоязнь).

Шестой персонаж имеет пузырчатку или буллезный пемфигоид.


В ранних картинах той эпохи слепые обычно изображались с закрытыми глазами. Здесь Брейгель дает каждому человеку различное глазное заболевание, изображенное с медицинской реалистичностью. Именно эта точность и позволила экспертам идентифицировать их диагнозы. Подобное внимание к физическим проявлениям болезни своих героев - не исключение в творчестве Брейгеля. Во многих работах зрители могут увидеть хромых, увечных людей, изображенных с такой поразительной точностью, что любой врач сможет продиагностировать ситуацию по картине.
Это произведение Брейгеля многими считается шедевром за его тщательное внимание к деталям и преднамеренную диагональную композицию, которая подчеркивает растерянность героев и потерю баланса слепых. В ряду многих искусствоведов бытует мнение, что герои картины Брейгеля не только слепы, но и немы. Иначе чем можно объяснить тот факт, что они не смогли предупредить друг друга о предстоящем падении? Фризоподобная процессия шести фигур достигает своего кульминационного момента в эмоциях и испуганном выражении второго героя, единственное лицо которого повернуто к зрителю.

Подобные работы: Доменико Фетти / Себастьян Вранкс

Подобные работы: Доменико Фетти / Себастьян Вранкс

Чем же объясняются такие знания в медицине у художника XVI века? История гласит о ярком прогрессе в медицине XVI столетия. Но точность в изображении клинической слепоты у Брейгеля не соотносится с эпохой, поскольку в то время слепота была довольно мало изучена. Ее обычно приписывали действию губительных паров, поднимающихся из желудка и поражающих центр зрения. Где именно Брейгель смог собрать медицинские данные и столь точно изобразить глазные заболевания, останется неизвестным. Однако это не умаляет ценности полотна, а, напротив, подогревает еще больший интерес к искусству Питера Брейгеля.

Копия работы, выполненная Питером Брейгелем Младшим, примерно 1616 год

Копия работы, выполненная Питером Брейгелем Младшим, примерно 1616 год

К концу своей короткой жизни Брейгель начал прилагать огромные усилия для изучения живописной идеи падающей фигуры. Эти исследования достигли высшей точки в картине «Притча о слепых», в которой единство формы, композиции, содержания и выражения делает его значительным вкладом в европейскую живопись. Это одна из величайших картин эпохи Возрождения в ее мастерском проявлении новозаветной притчи.

Специально для тех, кто интересуется творчеством этого художника, рассказ про тайные смыслы визуальных «фламандских пословиц» Брейгеля .

Герои и сюжет

Что зритель видит на картине? Картина представляет 6 слепцов, держащих друг друга за руку или за палку. Все они направляются к ручью, в который уже падает первый слепой. На другой стороне видна деревня и церковь. Четыре героя из шести высоко держат головы, чтобы лучше использовать остальные органы чувств. Диагональная композиция картины усиливает движение шести фигур и добавляет работе динамизма. Ведущий группы уже упал на спину в канаву, и, поскольку все они держатся за руки и за свои посохи, «руководитель» группы потащит в яму всех ведомых за собой спутников. Палитра, состоящая в основном из серого, зеленого, коричневого, зеленого, темно-красного и черного, создает строгий и даже несколько мрачный тон. Выбор палитры можно объяснить двумя факторами.

Во-первых, картина была написана всего за год до смерти художника. Болезни и нагнетающая политическая обстановка сыграли свою роль (последние годы жизни прошли в атмосфере террора, насаждаемого руководителем контрреформации Альбой). Во-вторых, сама тематика картины (безнадежность и духовная слепота) предполагает мрачный тон. Сюжет четко отделен от ландшафта: зеленые равнины и явно фламандский пейзаж. Лица и тела слепых, а также второстепенные детали, в том числе и церковь, изображены исключительно подробно (это в духе Питеря Брейгеля, каждая работа которого является тщательной детализированной композицией).


Похожая притча

Отписаться можно в любой момент.



Питер Брейгель Старший оставил миру искусству не только плеяду талантливых наследников-живописцев, но и мастерские полотна с тщательным изображением деталей и. скрытыми поразительными данными. Одна из его картины помимо своего великолепного сюжета, скрывает медицинские данные. Это «Притча о слепых», посвященная трагическим судьбам людей.

Смысл картины

Принято считать, что источником вдохновения для художника послужила притча из Библии, которая гласит «Если слепой ведет слепого, то они оба упадут в яму». Сюжет картины отсылает зрителя во времена войн между испанцами и нидерландцами. В стране царил голод, террор и разруха, а одной из причин всеобщей ненависти была религия. Все, кто не был согласен с новым порядком, безжалостно уничтожались, а остальные слепо подчинились воле властей.

Смутные времена

Во времена кровопролитных войн обездоленные, несчастные люди на улицах никого не удивляли и были неотъемлемой частью окружающего пейзажа. Они брели неизвестно куда, стараясь выжить в жестоком мире, но удавалось это далеко не всем – большинство становились жертвами человеческой жестокости или просто несчастного случая, как это произошло с персонажами картины. Потрясенный происходящим, исполненный горя и беспокойства за будущее своей страны Питер Брейгель написал Притчу о слепых.

Духовная слепота

Аллегория произведения заключается в том, что слепота, физическая или духовная, в любом случае приведет к гибели, причем это касается не только слепца, но и всех, кто с ним связан. Безжалостная точность, с которой художник изобразил лица слепых, их уродство и беспомощность не случайны. Они олицетворяют человеческие пороки, которые разъедают душу, ослепляют и лишают способности видеть окружающий мир, что неизменно ведет к катастрофе. Слепцы идут, безгранично доверяя тому, что находится впереди, и еще не знают, что с ним произошла беда, которая через несколько секунд ожидает их.

Власть природы

Еще один смысл, который вкладывают критики и искусствоведы в Притчу о слепых Питера Брейгеля – человеческое бессилие перед судьбой, природой и окружающим миром. Если бы на пути несчастных не попался крутой косогор, они могли дальше влачить свое жалкое существование, но в их жизнь вмешалось провидение. Все люди, живущие на Земле, не могут знать о том, что ожидает их завтра или за очередным поворотом, и способны только надеяться на то, что там не окажется обрыв или пропасть.

Неизбежный финал

Исходя из сюжета картины, становится понятно, что всех слепых ждет гибель, но окружающий мир даже не заметит этого. Природа останется такой же спокойной и умиротворенной, церковь будет стоять на своем месте, и даже люди не будут грустить о гибели слепцов – даже родственники вряд ли будут лить по ним слезы. Трудно посчитать, сколько подобных эпизодов ежедневно проходит мимо нас, но если задуматься, все они представляют собой неизбежные маленькие трагедии, олицетворяющие власть природы и судьбы над человеческой жизнью.

Сейчас картина выставлена в Галерее Неаполя, и до сих пор вызывает живой интерес у критиков и ценителей искусства.

О картине

«Притча о слепых» - картина нидерландского художника периода ренессанса Питера Брейгеля Старшего, выполненная в 1568 году. Художник родился в Брабанте (в селении Брейгель, подарившему ему имя) между 1525 и 1530 годами. Питер Брейгель Старший основал целую династию художников. Живописцами были его сыновья (Питер Брейгель Младший и Ян Брейгель Старший), а также внуки и правнуки.


«Притча о слепых» - живописное воплощение к речению Христа: «Если слепой ведет слепого, оба упадут в яму» (Матф. 15:14). Безусловно, художник Ренессанса создал это полотно не с целью передать свои знания о человеческой слепоте. В данном контексте физическая слепота является метафорой духовной слепоты или внутреннюю слепоту к истинной религии. Слепые из картины Брейгеля соотносятся со слепыми из Библии (Христос видел в фарисеях «слепых вождей слепых»). У Брейгеля на картине виновных нет, но все обречены на падение, потому что они потеряли истинное послание Христа.

В этом случае описание Брейгеля очень буквально, так как лидер шествия из шести слепых упал в канаву и, похоже, утащит своих товарищей за собой. Брейгель визуально выражает слова Христа в этом поистине трагическом образе. Но есть и проблеск надежды: несмотря на духовную слепоту, за героями стоит сильная и крепкая церковь, представляющая веру, которая дает истинное видение. Слепые были частыми «гостями» на полотнах Брейгеля, предметом особого очарования для него («Битва Масленицы и Поста», «Проповедь Иоанна Крестителя»). И что важно: отношение художника к ним сочувственно, ни на минуту не покровительственно.


Похожая притча

Иносказательность и метафоричность проповеди Христа облегчали последователям восприятие Его учения. В евангельских повествованиях описано более 30 законченных рассказов в виде притч — назидательных образных историй, рассказанных Христом народу. Сюжеты притчей были просты, обычно брались из повседневной жизни, и были понятны слушателям. Сам Христос объяснил апостолам причину использования притч..

Похожая притча


Шедевры мирового искусства Содержание

Слепые (Притча о слепых, Слепой ведет незрячего) – одна из последних и самых знаковых работ художника Питера Брейгеля. Он создал ее в 1568 году, а спустя год умер в возрасте 44 лет. Притча о слепых Питера Брейгеля – произведение с глубокой аллегорией и смыслом, который кроется в каждой детали.

Описание картины

Полотно изображает любимую местность художника – окрестности Брабанта в южной части Нидерландов. Погода слегка пасмурная, но солнце поднимается над домами, освещая их крыши и шпиль возвышающейся рядом церкви. Некоторые искусствоведы определяет ее как церковь святой Анны в бельгийском городе Дильбек, но точно идентифицировать место невозможно. Окружающий пейзаж исполнен умиротворения и спокойствия, что создает намеренный контраст с процессией людей, идущих по дороге, и тем, что происходит с ними.

Процессия слепых

На картине, которую написал Питер Брейгель, слепые с посохами идут вереницей, и каждый держится за плечо того, кто находится впереди. Они выглядят жалкими и уродливыми, а лица написаны с медицинской точностью и беспощадностью – по ним можно определить причины, которые лишили несчастных зрения. С помощью врачей исследователи определили, что третий мужчина слева поражен бельмом, его сосед имеет полную (скорее всего, врожденную слепоту), а у того, который уже пошатнулся, но пока не упал, глаза выбиты или вырезаны. Слепцы не видят окружающий мир и не нужны никому, а единственная опора каждого незрячего – такой же несчастный и обездоленный.

Падение в пропасть

Люди пересекают косогор сверху вниз, но их путешествие прерывается досадным происшествием – тот, кто вел остальных, оступился и вместе с посохом упал в глубокую яму у пруда. Мужчина, который следовал за ним, уже потерял равновесие, и становится понятно, что судьба поводыря ожидает всю вереницу – они упадут друг на друга, как костяшки домино. Третий в ряду пока стоит на ногах, но уже теряет почву, а замыкающие процессию еще не знают о случившемся и спокойно бредут за остальными. Все это написано с драматической выразительностью, и представлено зрителям как будто в замедленной съемке – движение нарастает постепенно, но хорошо заметна неизбежность происходящего. На лицах слепцов нет страха или других эмоций – возможно, они даже не успели осознать печальную участь, которая ждет их через несколько минут.

Читайте также: