Притча о служении ближнему

Обновлено: 19.05.2024

Для многих из нас притча о милосердном самарянине известна с детства. Принято считать, что мы её хорошо знаем. Но знаем ли? Внешне, вроде бы знаем. Но по-настоящему, духовно познать какую-либо притчу, какое-либо учение Христа можно только тогда, когда Его слова стали для нас правилом жизни.

Притчу о милосердном самарянине Христос произнёс как ответ на вопрос одного законника о том, что ему нужно делать, чтобы получить вечную жизнь. Все иудеи знали ответ на этот вопрос, данный Богом еще в Ветхом Завете в книгах Второзакония (6: 5) и Левит (19: 18). Ответ заключался в любви к Богу и ближнему. Христос заставляет самого законника вслух ответить на свой собственный вопрос. Спаситель подтверждает правильность ответа и добавляет: «Так поступай, и будешь жить» ( Лк. 10: 28 ).

Законник не удовлетворён ответом. Он спрашивает: «А кто мой ближний?» В то время стоял вопрос о том, кого нужно считать ближним. Законники считали своими ближними только евреев; фарисеи считали своими ближними только таких же праведников, какими считали себя, всех других они почитали грешниками (как мы видели в притче о мытаре и фарисее) и потому не признавали их за ближних. Господь Иисус Христос принёс существенное восполнение к этому ветхозаветному моральному закону. Иисус Христос разъясняет книжнику, кого нужно считать своим ближним притчей о милосердном самарянине, которую сохранил для нас евангелист Лука:

«Некоторый человек шёл из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шёл тою дорогою и, увидев его, прошёл мимо. Также и левит, быв на том месте, подошёл, посмотрел и прошёл мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашёл на него и, увидев его, сжалился. И, подошедши, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привёз его в гостиницу и позаботился о нём. А на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нём; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же» ( Лк. 10: 30–37 ).

Самаряне и иудеи враждовали между собой на религиозной основе. Самарянин для иудея был человеком нечистым и презренным. Но самараянин знает лучше, что для совершения милосердных дел нет различия между людьми.

По Евангелию «ближний» есть всякий человек независимо его расы, племени или убеждений. «Ближний» для русских не только русский или для американца американец и так далее, то есть не только единомышленник, не только коллега и не только соотечественник. Ближним для нас может оказаться так же и наш государственный, политический враг, наш идеологический противник, человек, не согласный с нами в религиозных и иных вопросах, человек психологически и физически нам чуждый и даже противный; «ближний» это всякий человек – и свой, и чужой. Любовь к «своим» не должна настолько заполнять все наше сердце, чтобы в нём не оставалось места для внимания к «чужим». Притча о милосердном самарянине, как и всё Евангелие, стирает границы между понятиями «ближнего» и «дальнего». Для Бога нет дальних. Для Бога все люди близки, все Его драгоценное создание.

Любить всех одинаково мало кто может, но мы можем поселить в наше сердце новое сознание об абсолютной ценности каждой человеческой личности. Нам может быть непосильно любить врага, но мы сможем посмотреть на врага через призму Божественной любви. Нам вполне посильно убедить себя в том, что Христос умер на кресте и за него. Следовательно, он, наш враг, этого достоин! В нём есть что-то достойное Христовой смерти. Он не пустое место, а творение Божие, носящее Его образ и подобие. Бог стал человеком, чтобы человек стал богом, т.е. богоподобным. Богочеловечество лежит в основе религиозной жизни и в основе жизни всего мира, поскольку человек есть микрокосмос. Сам Бог человечен, потому и человек должен быть человечным. В человечности людей сказывается их богоподобие.

Притча о милосердном самарянине учит нас тому, что любая человеческая личность, любой человек – больной, нищий, вор, враг – выше по своей ценности, чем отвлеченная идея добра, отвлеченная идея общего, государственного блага, отвлеченная идея церковности, общепринятых традиций, уставов и канонов.

Притча о милосердном самарянине учит нас иерархии ценностей: на первом месте человек, а на втором месте – суббота. Государственные, социальные и церковные установления существуют для человека, а не наоборот. Мы, подобно самарянину, должны увидеть прежде всего человека, несмотря на его положение в обществе, несмотря на его блистательную одежду или нищенские лохмотья.

Господь дал нам притчу о милосердном самарянине в ответ на вопрос законника о том, что ему нужно делать, чтобы получить вечную жизнь. Когда Христос ответил заповедью о любви, законник снова обратился с вопросом, а кто мой ближний? Это был вопрос минималиста, который хотел знать минимум того, что нужно исполнить, чтобы войти в Жизнь. Притчей о милосердном самарянине Христос показывает и законнику, и нам, что вопрос неправильно поставлен. Притча о милосердном самарянине идет дальше одного учения о том, кого считать нашим ближним. Она указывает нам, как самому сделаться ближним для каждого нуждающегося в милосердии.

Весьма поучительно святоотеческое толкование притчи. По мысли Отцов, человек, идущий из Иерусалима в Иерихон, – это Адам, который в данном случае представляет собою все человечество. Наши прародители, не устоявшие в добре и павшие в грех, были изгнаны из рая, из «Небесного Иерусалима», и должны были жить в мире, где вынуждены были сталкиваться с различными трудностям. Разбойники – это символ бесовских сил, которые завидовали чистоте первых людей и толкнули их на путь греха, лишая прародителей верности воле Божией и жизни в Раю. Раны – это последствия греха, которые делают нас духовно слабыми. Священник и левит представляют собой закон Ветхого Завета, данный Моисею и священство Аарона, которые сами по себе не могли спасти человека.

Милосердный самарянин – это Иисус Христос, Который дал нам Новый Завет и благодать Божию (в притче – елей и вино) для исцеления наших немощей. Гостиница – Церковь Божия, где мы находим все необходимое для выздоровления. Содержатель гостиницы – образ церковных пастырей и учителей, которым Бог поручил заботиться о пастве.

Утренний уход самарянина символизирует явление Христа после Его Воскресения и славное Его Вознесение. Два динария, данные содержателю гостиницы – это Божественное Откровение, данное в Священном Писании и Предании. Наконец, обещание самарянина вернуться в гостиницу для окончательного расчета – это пророчество о Втором Пришествии Господа Иисуса Христа, когда каждому человеку будет дано по делам его.

Вот малая часть того богатого содержания притчи о милосердном самарянине, которая учит нас тому, кто наш ближний и как нам самим сделаться ближним для других. «Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рождён от Бога и знает Бога» ( 1Ин. 4: 7 ).

Христиане должны помогать бедным на практике

Ибо вам известно благодать Господа нашего Иисуса Христа, Который был богат, но стал беден ради вас, чтобы через Его бедность мы обогатились. (2-е Коринфянам 8:9)

Христос был богат, но стал беден ради нас. Это величайший пример для всех нас. Он оставил Свое положение и статус, став бедным. В Своей жизни Он стремился к людям различного социального статуса. В Нем не было никакого лицемерия – Иакова 2:1-13, как не должно быть ни в ком из Его последователей.

Призыв заботиться о бедных находится в самом сердце послания апостола Павла к Коринфянам. Так что забота о бедных – полноценное библейское учение для нас с вами!

Истинное же благочестие, угодное Богу, ничем не запятнанное и чистое перед Богом и Отцом, выражается в заботе о вдовах и сиротах, нуждающихся в помощи, и в сохранении себя неосквернённым от мира. (Иакова 1:27)

Они просили только, чтобы мы не забывали нищих; я тоже горел желанием исполнять это. (К Галатам 2:10)

Апостол Павел известен, как Евангелист, который нес Благую Весть туда, где она еще не была известна. Но все же он, как и Иисус, имел страсть не только проповедовать Евангелие, но и служить бедным, меняя этим мир.

Когда он встретился с руководством Иерусалима, то их переживания были схожи. Посмотрите, что он писал в 48 году в Галатам 2-й главе.

Похожая притча

Почему христиане должны помогать бедным и нуждающимся

Почему христиане должны помогать бедным и служить нуждающимся людям? Что Библия говорит о служении и помощи бедным? Чему учил Иисус Своих последователей? Если вы являетесь христианином и искренне стремитесь угождать Богу, прочтите эту статью до конца. Скорее всего, что вы найдете в ней то, что вам надо изменить в области служении бедным.

Как христианин может служить бедным и нуждающимся

Вы когда-либо думали, как христианин может на практике служить бедным людям его города и помогать тем, кто нуждается в помощи? Вот лишь несколько направлений, которым вы можете следовать в вашей личной жизни:

  • Накормите голодных. Оба завета говорят нам делать это, даже, если это наши враги!
  • Посетите заключенных. Послание Евреям 13 глава – хороший пример в этом.
  • Оденьте нагого. Помогите кому-то с одеждой.
  • Помогите построить дом. Есть много групп в мире, которые помогают в этом вопросе нуждающимся.
  • Служите пожилым людям. Многие страны всё больше населяют пожилые люди, так что потребности в этом будут только расти.
  • Усыновите ребенка. Есть десятки миллионов детей по всему миру, готовых стать частью семьи, но не системы.
  • Продайте имущество и раздайте бедным
  • Посетите бедные страны. Почему бы не потратить пару недель из своего отпуска, чтобы служить и проповедовать Евангелие людям в этих странах?
  • Возьмите с собой детей в такую поездку. Это сильно изменит их восприятие мира и поможет быть благодарными.
  • Помогите кому-то в случае стихийных бедствий. Каждый месяц в мире есть такая возможность.
  • Пригласите бедных в ваш дом
  • Молитесь за нуждающихся. Это в духе Исаий 58
  • Помогите вдовам
  • Обеспечьте нуждающихся медицинской помощью
  • Помогите беженцам
  • Помогите с воспитанием детей

Заключительные мысли

Я был в ряде церквей, где человек не мог быть частью церкви, если он не служит бедным (даже беднейших из них должен был служить бедным) – это феноменально! Однако таких церквей единицы. Если у вас есть убеждения по этому вопросу – не молчите! Но прежде всего изучайте Библию, чтобы иметь свои собственные убеждения и молитесь!

Когда это является частью нашей миссии, частью жизни нашей церкви, нашего личного образа жизни, то Евангелие сделает намного больше в этом мире! Это точно также будет хорошей новостью сегодня, как и в первом веке, когда христианство только зарождалось!

Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши "ctrl" + "enter".

Больше статей по теме

Дети из Замбии помогли мне стать христианкой

Благотворительность в Гонконге: фестиваль для пожилых людей

Американские церкви помогают после пожаров в Мерримак Валлей

Как стать волонтером в 60 лет: пример смелой женщины

Волонтеры на Филиппинах: миссия чуть не закончилась трагедией

БФ «HOPE worldwide» собрал https://icocnews.ru/wp-content/uploads/2020/06/mezhdunarodnyj-blagotvoritelnyj-fond-hope-worldwide-300x144.jpg млн. для пострадавших от пандемии

Другие темы Проверь свои знания онлайн!

Хотите проверить свои знания Библии — пройдите тесты на нашем сайте. Выбирайте интересующий тест из списка, отвечайте на 10 вопросов, и сразу получайте результаты!

Кто мой ближний?

На сегодняшний день, когда в Священном Писании посчитаны все буквы, черточки и точки, когда Библия переведена практически на все языки мира, по всей видимости, не осталось ни одной темы, ни одной притчи, ни одного отрывка текста, на который бы не дали толкование, не составили бы комментарий и не прочитали проповедь. Согласитесь, что при таком раскладе подготовить какой-либо урок или составить проповедь совсем нелегко. И вот тогда, когда нечего сказать нового, говорят о старом новыми словами.

Есть и другая причина, по которой я регулярно перечитываю эту притчу, размышляю над ней, нахожу новые комментарии, анализирую собранную информацию. Эта притча, рассказанная Спасителем, каждый раз, когда я её читаю или вспоминаю, каким-то необъяснимым способом заставляет мое сердце переворачиваться внутри меня и биться по-особенному. Содержание этой притчи как ничто другое помогает мне выстраивать правильные отношения с близкими мне людьми и с теми, с кем мы вместе несем служение, и с теми, кому мы служим, помогая им узнать Христа, и через Него примириться с Господом Богом. Именно поэтому я и хочу сегодня, чтобы мы вместе с вами еще раз прочитали эту притчу и поговорили о том, чем её содержание наполнил Иисус в Своих Словах.

Евангелие от Луки, 10:25-37 (я читаю в синодальном переводе)

Для иллюстрации понимания иудеями Божьего Закона приведу четыре примера из традиционного иудейского устного предания:

И раз уж речь зашла о раввинах, то первой расскажу историю об одном раввине, вынужденном осознанно нарушить заповеди субботы.

В одном местечке жил раввин, который всех жителей этого населенного пункта убеждал не нарушать субботы ни при каких обстоятельствах и никогда не опаздывать в синагогу на субботнее чтение Торы (Пятикнижия Моисея). И вот однажды выходя перед общиной читать Священное Писание, помолившись, он оглядел зал синагоги и увидел всех жителей местечка, за исключением всего лишь двух жителей поселка: одной женщины, которая вот-вот должна была родить ребенка, и её мужа, которой по каким-то делам отлучился в город и еще не успел вернуться обратно. Женщину во время родов по традиции принято считать находящейся, как бы, на границе между жизнью и смертью и, следовательно, должен быть кто-нибудь рядом, чтобы помочь ей выжить.

И вот раввин встает перед дилеммой, с одной стороны он радуется тому, что вся община соблюдает день субботний, с другой стороны он понимает, что человека находящегося, так сказать, при смерти оставили одного без необходимой для него помощи. Тогда он отложил в сторону свиток Торы, снял с себя ритуальное одеяние и побежал по центральной улице местечка на другой конец поселка. Там он достал из колодца воду и принес её в дом, нарубил дрова и развел огонь, вскипятил воду в котле и прикоснулся к женщине, истекающей кровью, одним словом, он нарушил практически все заповеди относительно соблюдения субботнего дня, лишь только для того чтобы принять роды и омыть новорожденного ребенка от крови. Почему он так поступил? Потому что, зная Закон Божий, он понимает его смысл. А именно то, что жизнь самого человека гораздо важнее для Бога, и заповеди даны для того, чтобы этому человеку было хорошо – говорят мудрецы Талмуда.

Мораль истории в том, что жизнь человека имеет самую высшую ценность и забота о сохранении его жизни это не только проявление любви, но и прямая обязанность каждого человека по отношению к своему ближнему.

Первая причина – это прямая угроза жизни человека. Имеется в виду ситуация при которой хулиганы, угрожая физической расправой, требуют от еврея съесть кусок свинины или свиного сала, только для надругательства над самим евреем, и не имеется ввиду публичное отречение еврея от его веры в Бога. Вторая – косвенная угроза жизни человека. Это когда, например, находясь долгое время в пустыне у человека наступает истощение и проходящий мимо путник может предложить лишь кусок свинины, чтобы тот подкрепился и продолжил свой путь. Собственно говоря, выбор не большой: съел и продолжил путь, не съел и умер. Обычно выбирают жизнь. И третья причина – ложь, обман, использование доверия с целью введения в заблуждение. Ну, например, еврей пришел в гости и его пригласили к столу, за которым подали мясное жаркое и уверили что оно пригодно для пищи еврею, а потом рассмеялись и рассказали, что еврея просто обманули и он кушал свинину. Это не повод устраивать промывание желудка.

Принцип, которым должен руководствуются израильтянин в данных случаях, известен со времен Авраама и действует по настоящее время: Человек – венец Божьего Творения, отображающий образ и подобие Творца, для которого все творение создано и существует по воле Божьей. Таким образом, жизнь человека наделена особой святостью и является самой большой ценностью в этом мире, и, следовательно, нужно заботиться о её сохранении.

И уж если говорить в целом о Законе Божьем, данном через пророка Моисея, то следует заметить, что самое важное, основополагающее в нем, выражено в Десяти Заповедях, которые иногда также называют Декалогом или Десятословием.

Провозглашение Десяти Заповедей происходит в необычной, мистической обстановке, сопровождается громами, молниями и полыханием огня, густыми облаками и дымной мглой, в которой исчезает Моисей, а также трубными звуками шофаров. Это единственное явление Бога всему народу и прямое обращение к нему, фигурирующее в библейском тексте дважды – сначала как непосредственное описание событий в Книге Исхода, а затем как рассказ Моисея в Книге Второзакония.

Этому в Израиле учили детей с самого раннего возраста. До сих пор в школах можно найти изображения пророка Моисея, спускающегося с горы, с двумя каменными Скрижалями в руках. На одной заповеди об отношениях Бога и человека и на другой заповеди об отношениях человека к другому человеку.

Однако самое удивительное в Декалоге – то, что ни одна из заповедей не говорит о внешней, обрядовой стороне служения Богу. Внешний культ заменен соблюдением нравственного закона.

Итак, всего за одно поколение до пришествия Спасителя в этот мир, в Израиле существовало не только огромное количество религиозных сект и всевозможных учений, но и в самом классическом иудаизме существовали разные школы толкования Священного Писания, которые конкурировали между собой. Известно, что в Иерусалиме существовали две наиболее популярные школы толкования Торы (Пятикнижия Моисея). Одна школа раввина Шамая, другая школа раввина Гиллеля, который был известен своей сдержанностью и человеколюбием, за что он и был избран председателем Синедриона (высший правительственный и судебный орган у иудеев в послепленный период).

Иудейские предания рассказывают нам о том, что Гиллель обладал не только огромными знаниями, но и невероятной терпимостью. Однажды язычник, придя к Шамаю, попросил его объяснить смысл Торы, пока тот будет стоять на одной ноге. Ученый прогнал язычника. Но тот не успокоился и отправился с тем же вопросом к Гиллелю. Мудрец тоже понял, что на самом деле этот человек не интересуется Торой, но все же ответил на его вопрос. Он сказал: “Не делай другому того, что ты не хочешь, чтобы сделали тебе. В этом вся Тора, иди и учись”. Так он трактовал Тору, считая эту мысль её основной идеей. Любовь к другим – считал Гиллель – и есть путь к пониманию законов религии. И что же, вы думаете, случилось? История заканчивается тем, что что-то при этих словах изменилось в душе насмешника. Он действительно изучил Тору и перешел из язычества в иудаизм.

Принимая во внимание все вышесказанное, становится очевидным, что толкователи (комментаторы) Торы и законоучители народа Израиля от получения Закона и во все последующие времена существования иудаизма имели правильное понимание о том, как Господь Бог относится к жизни каждого отдельного человека и какие ожидание Он имеет от отношений человека к ближнему своему.

Иисус в своих проповедях не говорит по данному вопросу ничего такого, чего не было бы уже сказано в Торе, весь смысл которой сосредоточен в этой двойной заповеди (вспомните Моисея с двумя Скрижалями в руках). Тогда ученый муж, который сам прекрасно знает ответ, начинает оправдываться: Священное Писание, конечно, непререкаемо, но как применять его на практике, все же не вполне ясно, и потому возникают вопросы, относительно которых в школе (и в жизни) ведутся споры.

Самаряне – это народ, возникший в результате этнического смешения евреев, населявших Северное, то есть Израильское, царство, с переселенцами из разных областей ассирийской империи (4 книга Царств 17:24; Ездра 4:9-10), которые заселили города Самарии после того, как израильтяне были уведены в плен. По приказу ассирийского царя один из пленных священников был возвращен в Самарию, чтобы учить языческих переселенцев бояться и почитать Господа (4 книга Царств 17:27 и след.), при этом от них не требовали отказаться от прежних богов. После возвращения евреев из вавилонского плена самаряне выразили желание участвовать в восстановлении Иерусалимского храма, но евреи отказали им в этом (Ездра 4:2 и след.), вероятно, из-за того, что самаряне поклонялись идолам и не были чистокровными израильтянами. С этого времени между иудеями и самарянами началась вражда. Самаряне построили себе храм на горе Гаризим. Главный спор между евреями и самарянами во времена Иисуса возник в связи с вопросом о месте, где следовало поклоняться Господу – в Иерусалиме или на горе Гаризим (Евангелие от Иоанна 4:20; сравните Евангелие от Луки 9:25 и след.), иначе говоря, признавать ли за Иерусалимским храмом право быть единственным святилищем Господа.

На конкретно поставленный вопрос о том, кто мой ближний, Иисус отвечает притчей о человеке, который направлялся из Иерусалима в Иерихон и по дороге попал в руки разбойников; напав на путника, они ограбили его, изранили и оставили едва живого лежать на обочине. История весьма реалистичная, ибо подобного рода разбойные нападения довольно часто случались в тех местах.

В Своем рассказе Иисус никаким образом не осуждает поступок священника и левита, впрочем, как и не оправдывает их. Он просто констатирует факт того, что они прошли мимо. Скорее всего, на это были какие-то причины, причем вполне понятные для Его слушателей.

Похожая притча

Кто мой ближний: толкование библейской притчи Христа

Вопросы о служении бедным для размышления

Прочтите следующие вопросы и подумайте о том, как сейчас в вашей жизни обстоит дело со служением бедным людям?

Миссия христиан и помощь бедным

Подобно тому, что мы, как христиане, призваны распространять Слово Бога, чтобы искать и спасать погибающее, мы также призваны служить бедным. И то и другое является неотъемлемой частью следования за Христом. Некоторые христиане знают это и действительно живут такой жизнью. Но слишком часто мир диктует нам свои приоритеты и служение бедным становится второстепенным делом. Или же мы просто делегируем кому-то это важное дело! Это значит, что мы готовы пожертвовать свои деньги, но не провести время с бедными, и не быть лично связанными с ними.

Иисус всегда был с бедными. Он взаимодействовал с людьми постоянно и во всех слоях общества. И даже больше – Он искал их!

Библия о бедности и материализме

Псалом 38 – Погоня за богатством – напрасная гонка.

Притчи 19:17 – Одно из многих мест, где сказано, что Господь благословляет тех, кто помнит нуждающихся

Матфея 10:8б – Даром получили, даром отдавайте…

1 Тимофею 6:17-18 – Не быть скупым, имея что-то. Не плохо быть богатым, но плохо быть скупым. Трудно богатому войти в царство – Матфея 19:23. однако это призыв не только к богатым, но ко всем – Деяния 2:44-45, Деяния 4:32. Эгоизм и материализм – болезни не только богатых. Бедные тоже страдают этим.

Евреям 13:5 Храня свою жизнь от любви к деньгам, мы будем в более выгодном положении, чтобы быть источником физического и духовного благословения для других.

Похожая притча

Это могло произойти либо из-за того, что с Вашего адреса идут некорректные обращения к сайту, либо по ошибке. Чтобы восстановить доступ к сайту, свяжитесь пожалуйста с нами через эту форму и укажите там свой ip-адрес: 178.186.77.42

Почему священник и левит не помогли ближнему?

Рассмотрим причины, по которым священник и левит прошли мимо, не оказав помощи жертве нападения (и их как минимум четыре):

Первая причина заключается в том, что священники и левиты были скованны заповедями о культовой чистоте, которые должны были служить напоминанием народу о святости Господа Бога. Священники проходили ритуал подготовки к служению, включающий в себя многодневные воздержания от употребления в пищу ряда продуктов и напитков, воздержание от близости с женщиной (женой), набор ежедневных ритуальных омовений, помазаний и ряда жертвоприношений. Очищенный и, таким образом, приготовленный к служению священник не имел права даже прикоснуться к трупу своего отца или матери, чтобы похоронить их в соответствии с обычаями и традициями своего народа. Достаточно было слегка прикоснуться к телу, мертвому или истекающему кровью, чтобы тут же стать ритуально нечистым, то есть сделать себя абсолютно не пригодным для служения в Храме и его дворах, что в свою очередь неизбежно приводило к следующей причине.

Вторая причина заключается в ответственности служителя перед своей семьей и родственниками, которые к тому же являются сослуживцами на работе. И так как священники и левиты служили сменами, и если кто-нибудь из них не заступал на свою смену по причине ритуальной нечистоты, то это приводило к изменению очередности смен. Иными словами, если кто-то выбывал из своей смены, то его либо должны были заменить соответственно подготовленные служители (которых как обычно не оказывалось, так как каждый знал и готовился к своей смене), либо предыдущая смена была вынуждена продолжить свое служение до прихода следующей смены, то есть еще неделю или две. А как смотреть в глаза соседям, если вы стали причиной их проблем? Ведь это вы были так безответственны и не сделали того, что были обязаны сделать (соблюсти свою чистоту и очередность в служении), и теперь их сын, муж и папа (в одном лице) остался на работе еще на смену и все их прекрасные планы рухнули в одночасье…

Есть еще третья причина – это отсутствие специальных профессиональных навыков. Например, из множества знакомых мне священнослужителей лично я знаю всего лишь одного евангелиста с медицинским образованием. Священники и левиты должны были уметь отличать чистое от нечистого и, вполне возможно, могли диагностировать заболевания, но непосредственное лечение не входило в круг их обязанностей. К тому же у них с собой могло просто не оказаться ничего из того, что могло бы быть применимо для оказания первой медицинской помощи (для сравнения: у самарянина было масло, вино, перевязочный материал и осел, как средство передвижения).

Одним словом, для священника и левита каждая из четырех причин была достаточно весомая, чтобы не оказать помощи пострадавшему. При таких обстоятельствах человек в первую очередь думает о себе, своей жизни, и только затем о своих ближних. И вопрос здесь состоит именно в том: а кто мой ближний?

Лука, который только что рассказал о том, как самаряне отвергли Иисуса и оставили Его с учениками при наступлении ночи вне своего поселения на дороге, говорит о реакции Иисуса на вопрос о ближнем: Он делает самарянина образцом любви для всех последующих поколений.

Поступок самарянина и его помощь ближнему

Если бы вопрос, заданный Иисусу ученым мужем, был сформулирован так: является ли самарянин моим ближним? – то ответ на него в тогдашней исторической ситуации однозначно звучал бы: нет. Но Иисус все переворачивает: самарянин, чужак, сам делает себя ближним и показывает, что человек должен внутри себя научиться быть ближним и что ответ на этот вопрос – в человеке, во мне самом. Это я должен стать любящим, сердце которого готово сокрушиться при виде беды другого. Тогда я и найду ближнего своего, или точнее: тогда я буду им найден.

Отцы Церкви прочитывали эту притчу в христологическом ключе. Конечно, можно сказать, что в этом случае притча рассматривается как аллегория, то есть как образная форма выражения смысла, выводимого из текста, но не данного в нем непосредственно. Отдельные моменты этого аллегорического толкования, которые разнятся у Отцов Церкви, мы можем спокойно оставить без внимания. Но его центральный образ – образ человека, отчужденного от всего и беспомощно лежащего на обочине истории, пока Сам Бог во Иисусе Христе не становится ему ближним, – этот образ имеет для общего понимания притчи важное значение, ибо позволяет увидеть её глубинный смысл и при этом нисколько не ослабляет заложенный в ней мощный импульс, а, наоборот, только усиливает его, превращая в великий императив.

Нам уже стало свойственно рассуждать на тему кто является, и кто не является для нас братом и сестрой, и почему это так. Мы будем открывать Библию, будем спорить и будем изучать текст Священного Писания на этот предмет, но Иисус через притчу о милосердном самарянине учит нас становиться братьями ближним нам людям только по одной причине: потому что им нужен Спаситель так же, как и нам, им тоже нужен Иисус Христос, без Которого и наше спасение стало бы невозможным. Это вопрос жизни или смерти, и потому нам надо пойти и оказать милость тем, кто нуждается в ней, также, как когда-то её оказали каждому из нас.

В заключении краткий пересказ диалога ученого-законника со Спасителем:

  • Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
  • А что относительно этого написано в Законе?
  • Возлюби Господа Бога и люби ближнего своего…
  • Правильно говоришь. Тогда поступай так, и будешь жить.
  • А кто мой ближний?
  • Как думаешь, кто был ближним нуждающемуся в милости?
  • Оказавший ему милость.
  • Ну, так иди, и ты поступай также.

Автор: Мажурин Сергей Викторович, магистр богословия, координатор программы Тюремного служения, Московская Церковь Христа

Проповедь Евангелия и помощь бедным

Бедный не то же самое, что и нуждающийся. Нуждающийся человек не имеет даже основных вещей в жизни – Матфея 6:25 и далее. Большинство христиан бедные, так как большинство людей в мире бедные.

И не было нуждающихся среди них, ибо кто владел землёй или домами, продавали их, приносили деньги, вырученные от продажи, и отдавали апостолам, и всё распределялось между всеми, каждому по нужде его. (Деяния 4:34,35)

И стали они продавать своё имущество и владения свои и раздавать всем, кто в этом нуждался. (Деяния 2:45)

С учетом всех этих вещей было составлено это изучение. Его цели:

  • Подчеркнуть важность этой темы в Библии
  • Противостоять оправданиям, которые изолируют нас от нуждающихся людей
  • Показать, что это служение является частью следования за Христом

Спасите слабых, защитите сирых, оберегайте бедняков права. Нуждающихся защитите, слабых от нечестивых рук избавьте. (Псалтирь 81:3,4)

Так много мест есть в Библии, где люди взывали к Богу о сострадании по отношению к бедным. Смотрите также Исайя 58:

Божьи люди призваны помогать и служить бедным и нуждающимся, потому что Бог это делает (Исход 34:6, Псалом 112 и т.д.).

Читайте также: