Притча о слепых поводырях слепых

Обновлено: 14.11.2024

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.

Михаил Фоминых написал 24 мая 2011, 07:14
0 оценок, 802 просмотра Обсудить (33)

0 4 0

пользователи оставили 33 комментария , вы можете свернуть их

Комментарий удален в связи с удалением пользователя

0 0 0

Комментарий удален в связи с удалением пользователя

0 0 0

Комментарий удален в связи с удалением пользователя

0 0 0

Комментарий удален в связи с удалением пользователя

0 0 0

Комментарий удален в связи с удалением пользователя

0 0 0

Комментарий удален в связи с удалением пользователя

0 0 0

0 0 0

Контекст

Картина относится к позднему периоду творчества Брейгеля, когда художник погружался в пессимистические раздумья о человеческой природе.

В целом же, стиль Брейгеля — это умение собрать мозаику из описания нравов, фиксации происходящего и морали. Пороки — скупость, эгоизм, чревоугодие, прелюбодеяние — воплощаются в образах живых людей, их поступках.

«Свадебный танец», 1566. Источник: Pinterest «Свадебный танец», 1566. Источник: Pinterest

Вдохновение художник черпал в фольклоре и религиозных сюжетах — на его полотнах народные образы соединены с христианской догмой. Таким образом Брейгель показывал единство человека и природы.

Судьба художника

Почти не сохранилось сведений о Питере Брейгеле-старшем. Он не писал статей и трактатов, не оставил ни переписки, ни мемуаров, ни портретов жены, детей и друзей.

Известно также, что начинал он как график в Антверпене. На его творчество повлияли итальянские мастера, работы которых он увидел во время путешествия на Апеннинский полуостров.

«Фламандские пословицы», 1559. Источник: Pinterest «Фламандские пословицы», 1559. Источник: Pinterest

Большая часть его картин посвящена жизни крестьян. Причем последние показаны обычными людьми, которым свойственны разные чувства, в том числе и благородные порывы.

Питеру Брейгелю было около сорока, когда армия испанского герцога Альбы с приказом уничтожить еретиков в Нидерландах вошла в Брюссель, где жил художник. Последние годы жизни художника прошли в атмосфере религиозного террора.

Похожая притча

В Евангелии от Матфея,
В одном из множества псалмов
Есть запись. Прочитать посмею
Для слабо развитых умов.

Я приведу здесь слово в слово,
И это не зачту за труд:
"Когда слепой ведет слепого,
То оба в яму упадут"

Их шестеро.Они слепые,
Цепочкой медленно идут.
Их лица злые и пустые.
Не знают для чего живут.

Обращены куда угодно
Их лица.Только не туда,
Куда их путь ведет. Покорно
Идут цепочкой в никуда.

Вот первый падает к канаву,
Вдруг равновесье потеряв,
Тем самым устранив подставу,
Опору у других отняв.

Вот падает второй мужчина,
Стоящий на одной ноге.
Он без опоры.В том причина
Его паденья. Быть беде.

На двух ногах стоит здесь третий,
Но корпус наклонен вперед.
Он тоже упадет,заметим,
Но не пришел его черед.

Рукою держится четвертый
За третьего, его плечо.
Он , обстоятельством припертый,
В канаву угодит свечой.

И двум последним из страдальцев,
Как видно. здесь не устоять.
Как кости домино, скитальцы
Паденье будут повторять.

Своё внимание на лица
Слепых нам нужно обратить.
Искажены.В их веренице
Пороки мэтр смог отразить:

Как злобу, жадность и жестокость.
Сюда добавил к ним еще:
Как лживость , лицемерье,похоть,
Что в человечестве живет.

Слепых слепой ведет по жизни,
Итог похода - предрешён.
Вот так и вождь любой отчизны,
Бывает жалок и смешон.

Погибнет сам, и все погибнут.
Народ беспамятен и слеп.
При жизни памятник воздвигнут,
В истории оставив след.

© Copyright: Борис Ханин, 2020
Свидетельство о публикации №220062800146 Рецензии

Понимаем о ком вы написали! О тех кто считает себя слишком зрячими,чтобы вести других ,поскольку они прочитали одну книгу и больше ничего им в жизни не нужно,кроме как петь песни и попрошайничать.

Похожая притча

Не пугайтесь,что нет в картине привлекательности,зато заложен великий смысл.Она имеет различные названия"Притча о слепых","Слепые","Слепой ведёт зрячего".
Считается, что сюжет картины основан на библейской притчи о слепых: «Если слепой ведёт слепого, то оба они упадут в яму».

Библейское содержание притчи.

Когда фарисеи спросили, почему ученики Христа, нарушая религиозные традиции, не умывают рук своих, когда едят, Он ответил им: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека; но то, что выходит из уст, оскверняет человека».
После того, как фарисеи обиделись на эти слова, Христос назвал их слепыми, ведущими слепых, объяснив, что «все, входящее в уста, проходит через чрево и извергается вон». «А исходящее из уст – из сердца исходит; сие оскверняет человека. Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства. хуления».

Отношение к творчеству Питера Брейгеля,голландского художника Эпохи Возрождения очень неоднозначное.Для одних исследователей он - философ, отвлеченный мыслитель, витающий где-то высоко над действительностью.
Другие считают главным в его творчестве то, что он создал концепцию трагического противостояния человека и мира, столь противоположную жизнерадостному духу итальянского Возрождения.
Третьи - что его творчество воплощает в себе народные традиции, выделяя в нем создание крестьянского жанра, за что художник и получил прозвище "Мужицкий".
Ближе познакомившись с его творчеством ,вы сделаете свой собственный вывод.

Чтобы глубже понять замысел художника ,вернёмся в то время,в эпоху ,когда жил и творил Брейгель.

А действительность тогда была ужасной. Еще в начале 1560-х годов нидерландцам в полной мере пришлось изведать несчастия, которые обрушили на них испанские власти. Тридцатилетний художник видел, как приходили в упадок процветавшие прежде города. Иностранные купцы, опасаясь религиозной нетерпимости испанских инквизиторов, искали гостеприимства в других землях. Сожжение еретиков стало заурядным зрелищем, так же как и десятки виселиц, расставленных вдоль опустевших дорог.

С приездом герцога Альбы страна была превращена в гигантский застенок. Волна восстаний, прокатившаяся было по Нидерландам, быстро спала. В этих событиях многие искусствоведы и видят разгадку особенно трагедийного характера последних произведений Брейгеля. Драматический для его народа исход борьбы погасил в сердце художника последнюю надежду. Разуверившись в возможности победы, Брейгель снова направил свое искусство в иносказательное русло, словно у него не стало уже сил писать непосредственные события.
В это время и создается картина "Слепые", в которой отчаяние Брейгеля-человека и величие Брейгеля-художника достигли своего наивысшего предела

На картине Брейгель изобразил шестеро слепых, которые цепочкой двигаются вперёд, держась друг за друга.Они связаны друг с другом,положенными на плечи руками. Идущий первым слепой поводырь оступается и вместе с посохом падает в яму.
Следующий за ним слепой, падает на него. Третий, связанный со вторым посохом, тоже последует за своими предшественниками. Пятый и шестой ещё ни о чем не догадываются, но им неминуемо быть в яме следом за их спутником.

Присмотритесь к их лицам.Они наполнены ненавистью и злобой.Художник только хотел подчеркнуть,что пороки меняют лицо человека.Их движения неуверенны ,потому что слепые ведут слепых, потому что они чувствуют падение, потому что падение это неизбежно. Эти нищие - не крестьяне и не горожане. Это просто люди,наверное и не важно какой эпохи.

Внимание зрителя привлекает не только вся процессия целиком, но и каждый ее участник в отдельности. Последние идут спокойно, ибо еще не ведают о грозящей беде. Их лица полны смирения, едва прикрывающего тупость и затаенную злобу. Но чем ближе к оврагу, тем уродливее и омерзительнее становятся их лица, тем резче и вместе с тем неувереннее движения, тем быстрее и стремительнее становится темп линий художника.

Посмотрите на самого последнего нищего-падающего. Взгляд пустых глазниц обращен к зрителю. Неудовлетворенная ненависть, жестокий оскал сатанинской улыбки превратили его лицо в страшную маску. В нем столько бессильной злобы, что вряд ли кому придет в голову сочувствовать бедняге.

«У Брейгеля они подняты до степени общезначимости для всех времен и поколений, мы чувствуем себя сами перед его картиной как звенья этой мрачной цепи слепых, ведущих друг друга на погибель, в неумолимой солидарности судьбы»,говорят исследователи его творчества.

Это жизненный путь всех людей. Все также светит солнце, зеленеют деревья и даже трава под ногами слепцов мягка и шелковиста. Уютные домики стоят вдоль тихой деревенской улицы, в конце которой видна островерхая церквушка.

Светлый и лучезарный мир природы остается как бы вне человеческого недоразумения.Лишь сухой безжизненный ствол дерева вторит изгибом своим движению падающего. Весь остальной мир спокоен и вечен - чистый мир природы, не тронутой злобой и алчностью.

Его безмятежная красота позволяет забыть о человеческих пороках и несчастьях, однако фигуры самих слепцов в этой среде кажутся еще более отталкивающими и страшными.

Брейгель как бы вовлекает зрителя в происходящее. Ведь зритель — единственный зрячий свидетель, композиция сразу приводит его к финалу Он первым узнает о том, чего не знают слепые. И тогда зритель может прокричать тем, кого еще можно спасти: «Остановитесь! Человек, которому вы доверились, сам слепой. На горку вам надо, на горку!» И может быть, они услышат, ведь не глухие же они!

В «Слепых» П Брейгеля гораздо больше сострадания к заблудшим, чем это принято считать. И его картина — это не только иллюстрация к библии. И, тем более, не только констатация неотвратимого конца света.

Художник оставляет нам надежду. Он обращается к каждому из нас «Еще не поздно! Все зависит от тебя!» И в этом истинное содержание его послания к людям.
Картина Брейгеля является вечным предостережением , дабы они одумались, открыли глаза, не поддавались слепому фанатизму, способному обречь народ на гибель.

© Copyright: Алина Алексеева-Маркезин, 2015
Свидетельство о публикации №215030701139 Рецензии

Не будем говорить о чем здесь хотел сказать Питер Брейгель -ясно без всякой подсказки. Сдается мне, что он просто подхватил знамя поднятое Босхом и понес его дальше, показывая другим художникам что живопись- это не просто прямолинейный пересказ о виденном, а еще должна нести глубинный смысл что за этим стоит, дабы заставить человека не просто созерцать картину, но и думать о жизни: кто я в ней, зачем пришел?

Согласна с каждым вашим словом.Именно это я больше ценю в живописи голландцев.Они заставляют людей думать.Их картины будут актуальны всегда.Оригинал этой картины я видела в Неаполе,её состояние произвело неприятное впечатление. Давно не реставрирована,краски выцвели.

Ничто не вечно под Луной. Когда-нибудь и Земля прекратит свое существование, а уж про людей и их творения говорить нечего. Печально, но факт, от которого не спрятаться не скрыться.

Будем надеяться,что люди сохранят этот шедевр для последующих поколений.

На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Похожая притча

Шесть слепых цепочкой движутся по наклонной. Поводырь оступился, и вслед за ним летит в яму еще один слепой. Остальных ждет то же, если они не «прозреют».

Сюжет основан на библейской притче (Матф. 15:14): «Оставьте их: они — слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму». На контрасте показана природа. Ее идиллический вид словно бы подсказывает героям выход из тупика.

«Притча о слепых», 1568. Источник: Pinterest «Притча о слепых», 1568. Источник: Pinterest

Читайте также: