Притча о слепорожденном евангелие

Обновлено: 03.05.2024

Пророк Исаия предсказывал, что дни Мессии будут отмечены рядом специфических знамений. Мессия, в частности, будет «открывать глаза слепым» (Ис. 42:7 сравните с Ис. 29:18; 35:5). Иисус неоднократно обращал слепых в зрячих (Матф. 9:27-31; 12:11-23; 15:30; 20:29-34; 21:14). Чудо, описанное в 9 главе Евангелия от Иоанна, особенно примечательно тем, что было совершено вскоре после того, как Иисус сказал о Себе: «Я свет миру» (8:12). Публично подтверждая это Свое притязание, Он дал зрение слепорожденному.

Иоан. 9:1. Проходя по Иерусалиму, Иисус увидел человека, слепого от рождения. То, что выбор Его пал именно на этого человека, знаменательно, ибо состояние его представляется совершенно безнадежным. Физическая слепота есть здесь символ слепоты духовной (9:39-41; 2Кор. 4:4).

Иоан. 9:2-3. Ученики при виде слепца задаются сугубо богословским вопросом. Если исходить из того, что всякое страдание есть следствие греха, то почему этот человек родился слепым? Не мог же он согрешить еще в утробе матери своей! Значит, он страдает потому, что согрешили родители его (Исх. 20:5)? И тогда Иисус отвечает, что не согрешил ни он, ни родители его.

Слова эти отнюдь «не отменяют» того положения, что все люди — грешники (Рим. 3:9-20,23); Господь просто имел в виду, что в этом случае слепота не была следствием какого-то конкретного согрешения. Однако теперь, благодаря ей, обнаружится Божие попечение о людях, которое далеко не всегда явно для них. Чем безнадежнее трагедия, тем ярче воссияет на фоне ее творящая и спасающая слава Божия (Исх. 4:11; 2Кор. 12:9).

Иоан. 9:4-5. Словом день обозначено здесь время, отведенное Иисусу для исполнения на земле дел Его. Ночь, соответственно, отмечает предел, поставленный Богом этому времени (Иисус говорит о своей приближающейся смерти). Под никто Он, очевидно, понимает, наряду с Собою, и Своих учеников.

Иоан. 9:6-7. Иисус помазал брением из плюновения (смесью из земли — пыли, «праха» — и слюны) глаза слепому. Напомним, что и человек был сотворен Богом из «праха земного» (Быт. 2:7). Здесь, однако, Иисус едва ли использовал эту смесь как «животворящую»; скорее Он видел в употреблении «брения» средство пробудить в слепом веру. (Замешивая «брение» в субботу (9:14), Иисус вновь нарушил раввинское постановление о субботе.) Помазав слепому глаза, Он послал его умыться в купальне Силоам, что значит «посланный».

Купальня находилась в юго-восточном углу Иерусалима (схему), и вода поступала в нее из «потока» Гихон по тоннелю, построенному еще царем Езекией. Иоанн подчеркивает, что название купальни — «Силоам» — означает в переводе с еврейского «Посланный». Очевидно, он рассматривал эту ситуацию как символическую: ведь и Иисус был «Посланным» (Отцом Небесным) — для просвещения людей. Слепой пошел и умылся, и пришел зрячим.

Иоан. 9:10-12. На многочисленные вопросы он вкратце ответил, как совершилось с ним это чудо. Человек, которого называют Иисус (сказал он о Господе), сделал это. А куда Он пошел, пока слепой ходил к Силоаму, тот не знал.

Иоан. 9:13-14. Поскольку совершившееся было столь невероятно, то повели… бывшего слепца к фарисеям, которые в вопросах религии пользовались непререкаемым авторитетом. С их точки зрения исцелять (если жизнь больного не была в опасности), как и месить что-либо в субботу, значило нарушать закон о субботе.

Иоан. 9:15-16. Человек и фарисеям повторил, «как это произошло». И те сочли Иисуса, «нарушившего» субботу, лжепророком, отвращающим людей от Господа (Втор. 13:3-5). Не от Бога этот Человек, говорили некоторые из них. Позже они назовут Христа «грешником» (Иоан. 9:24). Но по мнению других, не может человек грешный творить такие чудеса. (Тут они ошибались — ведь и лжепророки творят и будут творить «обманные чудеса»; 2Фес. 2:9). Итак, мнение фарисеев на этот счет разделилось (сравните Иоан. 7:43; 10:19).

Иоан. 9:17. Тогда они вновь обратились к бывшему слепцу, чтобы узнать его мнение о Том, Который отверз ему очи. Он — пророк, заявил тот, видимо, сравнив Его мысленно с теми ветхозаветными пророками, которым дано было порой совершать чудеса — в ознаменование того, что они — истинно люди угодные Богу.

Иоан. 9:21-23. В то же время они боялись высказать свое мнение о происшедшем, как и об Исцелителе. Ибо фарисеи и другие представители иудейских властей (Иудеи) сговорились уже, чтобы кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги как еретика. (Некоторые богословы полагают, что та часть стих 22, в которой говорится об этом, была добавлена позднее, при переписке, однако, вполне возможно, что в дни служения Иисуса такого рода наказание практиковалось.) Посему-то родители слепого не захотели брать на себя ответственность в этом рискованном деле, сославшись на то, что сын их — совершеннолетний, и сам может отвечать за себя (стих 21, 23).

Иоан. 9:24. Тогда «имевшие власть» попытались оказать давление на прозревшего человека, чтобы засвидетельствовал против Иисуса. Воздай славу Богу звучит как призыв к признанию вины (сравните Иис. Н. 7:19; 1Цар. 6:5; Иер. 13:16), которая в данном случае выразилась в том, что прозревший слепец «взял сторону» Иисуса. Мы знаем, что Человек Тот грешник, с угрозой произносят они.

Иоан. 9:25-26. Но прозревший не отказался от первоначального своего свидетельства: одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу! Надеясь поймать его на каком-нибудь противоречии, фарисеи снова стали спрашивать его, как это произошло.

Иоан. 9:27. Тот начал терять терпение. Он говорит (стих 15), а они не слушают или не верят ему. Для чего же переспрашивают? И чем объяснить их повышенный интерес к Иисусу? Уж не хотят ли и они сделаться Его учениками? — саркастически осведомился он.

Иоан. 9:30-33. Бывший слепец «не полез за словом в карман», но продолжал наступать на этих «ученых», не знавших, «откуда взялся Иисус». Для читателей, знающих это (1:14,18), слова его звучат с тем большей иронией. Как же это вы не знаете? — обращался он к фарисеям. Ведь этот Иисус совершил такое, что от века не слышано… отверз очи слепорожденному. А ведь Бог, рассуждал он, грешников… не слушает, Он отвечает на молитвы праведных (об ответе на молитву Илии в Иак. 5:16-18). Значит, и этот Человек от Бога.

Иоан. 9:34. Негодующие учителя закона, снова выругав нищего, выгнали его вон. Видимо, они «успокоились» на том, что человек этот был наказан слепотой за то, что при самом своем появлении на свет был обременен грехами. Они исходили из того, что греховной природой человек обладает от рождения (Пс. 50:5; Рим. 5:12).

Иоан. 9:35. Снова взяв инициативу на Себя, Иисус разыскал бывшего слепца и спросил у него: ты веруешь ли в Сына Божия? Это прозвучало как обращенное к нему, призвание посвятить свою жизнь Господу.

Иоан. 9:36-37. В ответ нищий сказал, что хотел бы верить в Него, но не знает Его и Кто Он такой. Тогда Иисус открыл ему Себя, наделив знанием, необходимым для веры. Потому что в основе веры лежит знание, однако, и без усилия воли не приходит она.

Иоан. 9:38. Верую, Господи! — от сердца ответил Христу тот, которому Он дал видеть. И поклонился Ему.

Иоан. 9:39. Противоречит ли этот стих сказанному в 3:17? Как в нем, так и в 12:47, читаем, что Иисус не был послан в мир, чтобы судить его. Между тем, здесь Он заявляет: На суд пришел Я в мир сей. И все-таки противоречия в сопоставленных стихах нет. Тут (стих 39) Иисус имел в виду не осуждение людей в собственном смысле слова, а как бы предварительное испытание их (и на основании этого — решение относительно них, в свете их готовности или, напротив, нежелания принять Его благовестие).

Невидящие, которым предстоит увидеть, — это те, которые осознают свою беспомощность и потому придут за спасением к Иисусу. Видящие же, которые станут слепы, — это те, которые полагают, будто видят, но, ослепленные своей самонадеянностью и гордыней, «не увидели» того, что совершал Иисус. Он же не имел в виду, что «осудит их», наказав слепотой; они сами ослепляют себя, убегая от Света, сатана же довершает дело их «ослепления» (2Кор. 4:4).

Иоан. 9:40-41. Некоторые из фарисеев, услышав слова Иисуса, спросили: неужели и мы слепы? Они надеялись на отрицательный ответ, поскольку, по их мнению, в большем объеме чем кто-либо другой обладали знанием духовных истин. Но Иисус ответил, что лучше им было бы быть слепыми, т. е. действительно духовно невежественными: это могло бы послужить им извинением.

Однако их самомнение и претензии на духовное видение (но как вы говорите, что видите и руководящую роль в израильском обществе делали их полностью ответственными за греховное их поведение. Ибо они грешили осознанно. Называться духовным наставником — значит принимать на себя всю меру сопряженной с этим ответственности (Иоан. 3:10; Рим. 2:19-24; Иак. 3:1).

Похожая притча


Чудо исцеления Господом слепорожденного человека — повествование об этом звучит в храмах в шестую неделю по Пасхе — четвертый и последний хронологически случай исцеления слепоты, подробно описанный на страницах Евангелия. Если мы рассмотрим эти случаи отдельно, то заметим, что всех счастливчиков Господь исцеляет по-разному. Однако у всех есть одна общая черта: к каждому слепому Господь «приложил руку». Человеку, не в первый раз открывающему страницы Евангелия, должно быть понятно, что это не было для Господа необходимостью. Воскрешающий одним словом мертвых и Исцеляющий на расстоянии не нуждался в поднятии руки для отверзения очей. Как не нуждался Он в пособии человеческого органа и в творении этих очей. Но тем не менее Он это делает. Более того, Его исцеляющей Деснице угодно было избрать Себе в пособие прах земной, а это уже с неизбежностью обращает нашу мысль от реализма к символизму Евангельского текста. Экзегетический нерв этого повествования не в последнюю очередь связан с разносторонним символизмом самого чуда и с теми духовными последствиями, которые наступили для самого прозревшего. Почему, возможно, и был избран именно этот отрывок для прочтения в неделю о слепом.

Он ли согрешил или родители его? (ср. Ин. 9, 2). С самого начала повествование заставляет читателя остановиться на вопросе, заданном апостолами Господу. Апостолам, конечно, был известен закон возмездия, начертанный на Скрижалях Завета: Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня (Исх. 20, 5). Однако известно им было и о том, что пророки возвещали от отмене этого закона с наступлением Царства Мессии, когда уже не будут говорить: ‟отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина”, но каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет (Иер. 31, 29). Это Царство, по их мнению, уже наступило, а, значит, каждый ответственен уже лишь за свой собственный грех. Еще большее изумление вызывает у читателя вопрос апостолов о грехе самого слепорожденного — он ведь слепорожденный! Вот что говорят нам экзегеты о таком странном предположении апостолов: «Предположение, что он сам согрешил, могло основываться у них на мнении, что уже при самом зачатии в утробе матери зачинающийся плод имеет ощущения добрые или злые (Толмудич. сказания у Лихтфуда и Ветштения), и, следовательно, может согрешить еще в утробе матери и за то понести наказание, например, родиться слепым, или на учении о предопределении Божественном, по которому Бог, предвидя его будущие грехи, предопределил за них наказание с самого рождения»[1]. Из слов Христа мы видим, что ни одна из предложенных учениками причин здесь не подтверждена. Более того, Господь предлагает объяснение, для них совершенно неожиданное, проясняющее и одновременно несколько затрудняющее понимание того, что явилось причиной слепоты в этом случае. Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии (Ин. 9, 3). И хотя апостолы не задаются здесь вопросом, у нас, вероятно, он может возникнуть: «Неужели причиной слепоты человека стала необходимость явления славы Христа путем его исцеления?». В поисках ответа на этот вопрос приходится несколько попенять на русский перевод Евангелия. Как отмечают толковники, в греческом тексте здесь используется оборот речи, обозначающий в некоторых случаях не цель, а следствие, что в приложении к настоящему случаю означает: «то, что он родился слепым, будет иметь следствием явление особенных дел Божиих на нем»[2]. Таким образом, Господь не указывает причины этой слепоты, а обозначает грядущее вскоре следствие, духовный результат болезни — явление славы Божией через благодеяние человеку. Не должны ли мы подобным образом смотреть и на свои болезни и болезни наших близких? Смотреть на них с точки зрения их цели. Мы очень склонны во время болезней, особенно тяжких, выискивать причины их. Предполагая причину в каком-либо своем грехе, мы со смущением наблюдаем подобный грех и в других, но не видим там последствий, подобных нашим. В конце концов, запутавшись в своих домыслах и предположениях, мы от чувства безысходности начинаем уже роптать: «Почему именно со мной?», «За что мне это?». А правильнее было бы не столько скрупулёзно выискивать причину, сколько понять цель случившегося. Не вопрошать «За что мне все это?», а — «Для чего мне это дано?». Да, бесспорно, в болезни мы непременно должны видеть следствие нашей греховности и даже конкретных грехов. Но при этом нужно помнить и то, что попускает нам болезни не Бог, мстящий нам за грехи, а Бог, милующий нас. Болезнь — явление милости Божией к заболевшему, имеющее своей целью отвратить грешника от греховного пути, очистить его сердце от греховной коросты, преобразить его для вечности, соделать сосудом для благодати Духа. Как сказал об этом некто:

Нам часто в жизни выпадают

Болезни, тяжкие труды,

Но в них — источники «живой воды»

Что Бог так щедро изливает.

Брение из плюновения. Для исцеления слепого Господь, по слову Евангелия, плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением его глаза. Интересно, что славянское «брение» не переведено на русский словом «грязь», оставлено «брением». Хотя и существуют лечебные грязи, но «брение» — грязь иного происхождения и свойства. «Брение» — плод «соработничества» Бога и человека. Богочеловек для исцеления слепого дарит плюновение (слюну), человечество отдает свое — прах (песок, землю). Плодом стало благодеяние человеку — исцеление его от слепоты. Но благодеяние не ограничивается этим исцелением, оно распространяется на весь человеческий род, ибо в этом действии для нас оставлен очень важный и глубокий образ. Духовное врачевание человека — всегда плод «синергии» (соработничества) Бога и человека. Всякий грешник, духовно слепой человек врачуется «брением»: отдает «прах» — покаяние, труды и добродетели, которым «спешит на помощь» часть Божественная — благодать Святого Духа. Это «брение» открывает духовные очи больного — он начинает видеть свои грехи подобными песку морскому, а в этом, по словам прп. Марка Подвижника, — начало здравия души.

Находим здесь и еще один важный образ. Сама по себе грязь (пыль, земля, песок) — во многом источник неприятностей для человека. Наевшись грязи, ребенок может отравиться, покопавшись в песке, приобрести паразитов, пыль может вызвать сильную аллергию. Однако прикоснувшаяся к грязи благодать наделила ее такими целебными свойствами, которыми не обладает ни одно лекарство и по сей день. Для нас это означает следующее: к чему бы ни прикоснулась благодать Духа, все преображает согласно Своим благим целям, упраздняя при этом негатив, а порой пренебрегая и естественными свойствами того, к чему прикасается. И это не только о чрезвычайных и великих делах Божиих, когда камень становится источником воды, грешник преображается в праведника, а хлеб становится Телом Христовым. Это обо всех наших жизненных обстоятельствах. Свойство Промысла Божия (помним это еще из Катехизиса) в том состоит, что Бог «зло пресекает, или исправляет и обращает к добрым последствиям»[3]. Поэтому любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу (Рим. 8, 28). Если случилось с тобой что скорбное, употреби «брение»: покажи Богу свою веру, смирение и терпение. Бог не останется в долгу, прикоснется к твоему «праху» Своей благодатью и претворит твою скорбь в радость. Скоро ты увидишь, какое благо произошло из твоей скорби, и подивишься мудрости Павла, писавшего римлянам.

Верую, Господи! Поразительный диалог представляет нам Евангелие после исцеления слепорожденного! Диалог между фарисеями и исцеленным — это диалог между слепым предубеждением и простотой веры. Предубеждение обречено быть слепым. Основанное на ложной предпосылке — неправедном суде, — оно лишается здравости в своих рассуждениях и легко посрамляется логикой простой веры. И здесь важный урок: пока сохраняет христианин простоту веры, основанной на Евангелии, растолкованном святыми отцами, и не искажает ее собственными умствованиями и мнениями, его логика будет сильна и рассуждения здравы. Если же позволит себе удалиться от евангельской простоты в пользу умствования человеческого, то подвергнет себя опасности вместе с потерей здравой логики незаметно для себя потерять и саму истину.

Заключительные события с бывшим слепым открыли, каким благом была для него временная слепота. Социальная и религиозная ограниченность этого человека позволила ему не оказаться в плену раввинистического заблуждения о личности Мессии, а, значит, и предубеждения против личности Христа. По этой же причине он, в отличие от своих родителей, был лишен боязни быть отлученным от синагоги. Все это, при содействии благодати, помогло ему отстоять Истину при нешуточном напоре со стороны фарисеев. Он, по сути, стал исповедником Христовым, а исповеднический и мученический подвиг, как никакой другой, приближает человека к познанию Бога. Это и произошло с прозревшим не только телесно, но и духовно слепцом. И, вероятно, именно его «верую, Господи!» и было целью для Господа, когда Он делал брение из плюновения.

[1] Архим. Михаил (Лузин). Толкование на Ев. От Иоанна. М., 1993, с. 322.

Похожая притча

9.1 И, проходя, увидел человека, слепого от рождения.

9.2 Ученики Его спросили у Него: Равви́! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?

9.3 Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии.

9.4 Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. Ин 4, 34. Ин 12, 35.

9.5 Доколе Я в мире, Я свет миру. Ис 42, 6. Ин 1, 5. Ин 8, 12.

9.6 Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, Ин 11, 37.

9.7 и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим. Неем 3, 15.

9.8 Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыни?

9.9 Иные говорили: это он, а иные: похож на него. Он же говорил: это я.

9.10 Тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза?

9.11 Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел.

9.12 Тогда сказали ему: где Он? Он отвечал: не знаю.

9.13 Повели сего бывшего слепца к фарисеям.

9.14 А была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи.

9.15 Спросили его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу.

9.16 Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря. Ин 7, 43.

9.17 Опять говорят слепому: ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это пророк. Лк 7, 16. Ин 4, 19.

9.18 Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей сего прозревшего

9.19 и спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит?

9.20 Родители его сказали им в ответ: мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым,

9.21 а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спроси́те; пусть сам о себе скажет.

9.22 Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги. Ин 12, 42.

9.23 Посему-то родители его и сказали: он в совершенных летах; самого спроси́те.

9.24 Итак, вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник.

9.25 Он сказал им в ответ: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу.

9.26 Снова спросили его: что сделал Он с тобою? как отверз твои очи?

9.27 Отвечал им: я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками?

9.28 Они же укорили его и сказали: ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики.

9.29 Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он. Исх 3, 6.

9.30 Человек прозревший сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи.

9.31 Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. Притч 15, 29. Ис 1, 15. Мих 3, 4.

9.32 От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Ис 42, 7.

9.33 Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего.

9.34 Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон.

9.35 Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия?

9.36 Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?

9.37 Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою.

9.38 Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему.

Евангелие от Иоанна, Глава 9; Стихи 1-38

ФОТО: ОЛЕГ СЕРДЕЧНИКОВ/Эксперт

ФОТО: ОЛЕГ СЕРДЕЧНИКОВ/Эксперт

Исцеление слепорожденного — один из самых ярких эпизодов всей евангельской истории. Наряду с воскрешением праведного Лазаря — это то самое чудо, которое, в том числе, послужило причиной решения иудеев о необходимости убить этого чудотворца и проповедника — Христа.

Повествование начинается с вопроса учеников в отношении человека, который родился слепым: «Кто согрешил, он или родители его, что он родился слепым?». Очевидно, этот вопрос с подвохом, ведь понятно, что не мог ребенок согрешить, еще не будучи рожден. Однако Спаситель выводит вопрос совершенно в иную плоскость. Он говорит: «Ни он не согрешил, ни его родители, но это произошло только, для того чтобы явились дела Божии».

Происходит исцеление. Такого исцеления еще не знала человеческая история, чтобы кто-то, рожденный слепым, вдруг прозрел. Иудеи оказываются в очень непростой ситуации. С одной стороны, явное чудо. С другой стороны, точно такое же явное нарушение субботнего покоя.

Интересно, какой выход находят иудеи из этого, казалось бы, неразрешимого противоречия. Они говорят: «Не от Бога этот человек, поскольку он субботу нарушает». Мы часто слишком много уделяем внимания нашему разуму, мы думаем, что всегда поступаем исключительно грамотно, правильно, обдуманно, разумно.

Случай с иудеями показывает, что гораздо чаще мы оказываемся водимыми состоянием нашего сердца, нежели представлениями нашего разума. Именно это объясняет ту самую потрясающую духовную слепоту иудеев, которые, видя перед собой самого Мессию, совершающего неслыханные чудеса, не верили в Него и искали любые поводы, чтобы поймать Его на слове, чтобы укорить Его, в конечном итоге — убить.

Неспроста Православная Церковь так много говорит о важности очищения сердца от страстей. Сердце — это то самое средоточие нашей жизни, которое определяет многие наши поступки. Самолюбивое, грехолюбивое сердце всегда будет выискивать любые причины, для того чтобы оправдать свое поведение.

И напротив того, сердце жалостливое, милостивое, щедрое, открытое всегда найдет пути, чтобы оправдать другого человека, чтобы найти выход в самой, казалось бы, неразрешимой ситуации.

Помоги же, Господи, нам всякий раз, когда мы оказываемся лицом к лицу с очевидным добром, с очевидной святостью и чувствуем в своем сердце противление этому, остановиться и очень серьезно задуматься. Задумавшись, понять, что вызывает смущение в нашем сердце, и бежать на исповедь, стремиться к покаянию, чтобы вырвать из нашей души все то, что противится Богу.

«Воскресные Евангельские чтения» — цикл еженедельных просветительских программ с комментариями к воскресным евангельским чтениям. Цель проекта — познакомить со Священным Писанием самую широкую аудиторию. Автор и ведущий — протоиерей Павел Великанов. Программы выходят на региональных телеканалах Владимирской области. Идея воплощена в жизнь по инициативе Муромского Свято-Благовещенского монастыря благодаря гранту конкурса «Православная инициатива».

Похожая притча

Иеромонах Арсений (Бока): Я долго не понимал притчу о слепорожденном. Не понимал объяснения Иисуса. И неудивительно, ведь какая огромная разница между нами и Иисусом! Мы стараемся побыстрее пройти мимо Лазарей мира сего, не в силах выносить их страданий, перед которыми мы бессильны. Денег у нас нет, сил нет, сердца тоже нет – у нас нет ничего перед лицом этих страданий. И так, убегая от Лазарей, мы убегаем от собственной ничтожности.


Так и ученики, наши посланники, пребывавшие рядом с Богом, спрашивали Иисуса:
– Учитель, кто согрешил: он или его родители, что он родился слепым (см.: Ин. 9: 2)?
Когда ничего не можешь, ты начинаешь заниматься умствованиями, спрашиваешь о причине, а когда причина в грехе, занимаешься морализаторством. Как бы там ни было, но, даже скованные бессилием, мы стараемся принять какую-нибудь превентивную меру. Что претерпели другие, ты этого можешь не претерпеть, если избежишь их ошибок.
Видно, что Иисус говорил с учениками о той катастрофической силе, которой обладают грехи, ошибки, совершенные против жизни, эта тенденция изуродовать жизнь человека и добивать ее во мраке слепоты и прочих страданий. А теперь посмотрите на разницу между нами и Божественностью Иисуса. Иисус был и является Богом. Многие не знали и многие не будут знать до скончания мира, что Иисус – Бог (потому что не хотят знать). А это чудесное исцеление слепорожденного служит доказательством Его Божественности и указывает человеку на границы его силы и знания.
Мы обходим стороной Лазарей, а Иисус знал их и звал к Себе. Он знал Нафанаила, когда тот был еще малым ребенком, которого спрятали под листьями смоковницы от ярости Ирода. Он и теперь знал этого слепого еще до того, как тот родился, и раскрывает нам и ему тайну Божию: что он родился слепым не за свои грехи и не за грехи родителей, но чтобы на нем явились дела Божии.
В других обстоятельствах Иисус признаётся, что Он был прежде Авраама (см.: Ин. 8: 58), а в другой раз – что Он был еще до того, как появился мир (см.: Ин. 17: 5). А есть такая икона, на которой Иисус изображен создающим Адама. И это так и есть: Всё чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть (Ин. 1: 3).
Сотворить живые глаза из земли и слюны – это уже не дело человека, но дело Бога. Исцелить глаза, срезать с них бельма могут и врачи, но создать новые глаза, причем из такого материала, и послать умыться в воде Силоама слепорожденного – это мог сделать только Тот, Кто собственными руками создал из земли Адама.
Вот в чем смысл исцеления слепорожденного: Бог Отец пожелал открыть миру Бога Сына как Творца миру и Создателя жизни. В ответ на это воление Отца возгорелся Дух Иисуса, Он воспринял это желание как Свое, как Свою миссию в мире, как свойство вспыхнувшего огня светить! Эта воля Отца возгорелась в Духе Иисуса, через Него просвещая миру истину.
Иисус, зная, что слепой – это человек, через которого Отец совершит откровение миру Сына как Создателя жизни, зная волю Отца, которую Он усвоил Себе как миссию Своей земной жизни (вот образец для нас, земнородных), в этой Божественной уверенности плюнул на землю, и замешал глину, и помазал глаза слепому, то есть отверстия его глазниц, и сказал:
– Пойди, умойся в купальне Силоам (Ин. 9: 7).
И тот пошел, умылся и возвратился зрячим.
Однако дело Божие не ограничивается глазами, нуждающимися в исправлении. Хотя для нас, людей, уже это было бы убедительным по той простой причине, что до нынешнего дня наука создала разные устройства наподобие глаза – фотоаппарат и прочие, – но наделить жизнью даже зернышко пшеницы или яичко мухи человеческая наука так и не смогла.
Царство жизни есть Царство Божие. Природа жизни, рождение и ее поддержание зависят от Бога, ее Создателя, до скончания мира: отверзшу Тебе руку, всяческая исполнятся благости, отвращшу же Тебе лице, возмятутся: отымеши дух их, и изчезнут и в персть свою возвратятся (Пс. 103: 28–29). Итак, познаем же свои пределы – и познаем Бога.
Дела Божии, которые все суть чудеса жизни, вызывают у людей много недоумений. Так произошло и со слепым от рождения, чудом обретшим зрение. Соседи и знавшие его, видевшие его слепым, удивились и стали недоумевать, спрашивая себя о нем:
– А кто это: он или кто-то другой, похожий на него?
Он же говорил:
– Это я!
Однако люди так легко не выходят из недоумения. Признание человека о Человеке, Которого зовут Иисус и Который сотворил ему глаза из земли, не убедило их нисколько. Поэтому они повели его на допрос к фарисеям из храма. А была суббота, день весьма щепетильный для фарисеев. Таким образом, допрос уже с самого начала был обречен на плохое завершение. Вот он опять, ветхозаветный Иаков, борющийся с Богом! Но вот и слепорожденный, обратившийся в миссионера.
Последовал обмен вопросами и ответами о том, как происходило обретение зрения, и о Том, Кто даровал ему зрение. Слепой защищает Даровавшего ему глаза. Фарисеи же Его хулят, говоря, что Он грешник, хотя некоторые и признавали, что грешный человек не может давать зрение слепым.
Не добившись ничего, вызвали родителей слепого. Они, запуганные фарисеями, дают только то свидетельство, что этот слепой от рождения – их сын. А как он теперь видит и кто дал ему зрение, они не знают. Они отказались исповедовать Бога, предоставив всю благодать исповедания своему сыну, ибо он в возрасте. Так что пусть говорит о себе сам!
Дело в том, что иудеи договорились между собой изгонять из синагоги всякого, кто исповедует, что Иисус есть Мессия, то есть Сын Божий, ожидаемый народами. Это знали все, а значит, и родители слепого, потому они и не стали давать четкого ответа, что там, где не было глаз от рождения, один только Бог мог их вставить.
Итак, во второй раз позвали человека, бывшего слепым, и стали заставлять его, во имя Божие, сказать плохие слова об Иисусе, будто Он грешник. Однако он этого не сказал. И снова велели ему рассказать о своем исцелении. Человек этот позволил себе тогда вопрос, приведший их в ярость:
– Я только что сказал вам, и вы не слышали? Вы что, опять хотите это услышать? Может, вы тоже хотите сделаться Его учениками (см.: Ин. 9: 27)?

И тогда иудеи набросились на него с криками, говоря, тем не менее, истину:
– Это ты Его ученик, а мы Моисеевы ученики. Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он (Ин. 9: 28–29).
В других обстоятельствах они были еще более несдержанными в гневе, говоря об Иисусе, будто Он от диавола (см.: Мф. 12: 24). Таков грешный человек: когда бьешь его бесов, он начинает говорить тебе, что у тебя бес. Так дело доходит до того вывернутого наизнанку ума, который производят предрассудки в голове фарисеев и который мешает им знать, откуда Иисус.
Человек, обретший телесное зрение, своим исповеданием Бога обретает и душевное зрение, и мы слышим одно из самых прекрасных исповеданий:
– Это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи. Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего (Ин. 9: 30–33).
Эта была твердая, как скала, вера этого нового миссионера Христова.
Итак, фарисеи, видя, что ничего не могут добиться от него, стали его ругать:
– Ты весь родился в грехах и, что, будешь учить нас, праведников, тайнам Бога? – и выгнали вон.
Вот трагизм ситуации: слепой обретает зрение, а у фарисеев помрачаются ум и глаза от ярости на Иисуса
Вот трагизм ситуации: слепой обретает зрение, а у фарисеев помрачаются ум и глаза от ярости, обращенной против него и Иисуса. Злой дух удерживает их за сердце, чтобы они не признали Иисуса и глаза их души не просветились. Иисус исцелил слепоту глаз, но не мог исцелить ослепления злобы, которому нет лекарства, но есть наказание.
Итак, посмотрим, как совершенно зрение слепорожденного и как совершенна духовная слепота фарисеев.
Когда Иисус услышал, что слепого выгнали из синагоги, Он, найдя его, сказал:
– Ты веруешь в Сына Божия?
А тот спросил:
– А кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?
Иисус сказал ему:
– Ты видел Его. Этот Тот, Кто говорит с тобою.
Он же сказал:
– Верую, Господи! – и поклонился Ему (см.: Ин. 9: 35–38).
Этот человек, через которого Бог имел открыть миру Сына Своего как Творца жизни, сделав ему из глины пару глаз, в свою очередь сподобился от Бога откровения об Иисусе как Сыне Божием через свидетельство Самого Бога.
Не часто Иисус открывал Себя как Сына Божия. Один раз самарянке, в другой раз – этому слепому от рождения, а в третий – ученикам перед Своими всеславными Страстями. Может, это свидетельство Бога в мире сем было обращено к нему за то, что он в терпении переносил свою безвинную слепоту, и за то, что исповедал Иисуса как Бога перед Его хулителями, потому Христос и сподобил его Божественного откровения.
Быть слепым и чудом обрести пару глаз – это великая радость жизни, счастливый исход из мрака, появление на свет века сего. Быть земнородным и решиться исповедовать Бога любой ценой, как бы тебя ни высмеивали, – еще большая радость, которая может привести к отверзению духовных очей, очей веры, чтобы ты видел Иисуса, чтобы тебе открылся Иисус, Сын Божий, сущий с нами во все дни до скончания века.
Видеть Иисуса – это счастье, с которым не сравнится никакая земная радость; а случается это время от времени и из рода в род, чтобы не угасала в людях уверенность в существовании Бога.
Вера в Бога и исповедание Его – это то же, что исход души из мрака на свет Божий, появление на свет века грядущего. Вот полное исцеление! Вот неустрашимый миссионер Иисусов!

Читайте также: