Притча о силоамской башне

Обновлено: 18.05.2024

Если от Мусорных ворот спуститься вниз по склону холма города Давида, то возле Кедронской долины можно увидеть небольшой водный бассейн. Это и есть купальня Силоам, которая имела большое значение для жителей Иерусалима. Силоам (на иврите Шилоах) означает «посланный». С древних времен, когда бассейн был значительно больше, туда посылали воду из источника Гихон по наземному каналу. Однако с Гихоном была постоянная проблема – он находился за пределами городских стен. Тогда царь Езекия, готовясь к ассирийской осаде, велел пробить туннель в скале к Силоаму, засыпав при этом вход в Гихон. Так Силоам стал основным источником чистой воды в Иерусалиме.
«И продолжал Господь говорить ко мне, и сказал еще: За то, что этот народ пренебрегает водами Силоама, текущими тихо, и восхищается Рецином и сыном Ремалииным, наведет на него Господь воды реки бурные и большие – царя Ассирийского со всею славою его» (Исаия 8:5-7).
Вода действительно текла очень медленно, так как расстояние между Гихоном и Силоамом напрямую 300 м, а перепад высот всего лишь 30 см. Тихая вода Силоама символизирует Божью защиту, но иудейский царь Ахаз вместо служения Богу Израиля предпочел поклонение идолам. Он восхищался своими языческими соседями, поэтому Исаия предсказывает грядущее нашествие ассирийцев с бурных вод реки Евфрат.
Силоамская вода считалась священной. Во времена Второго Храма в праздник Кущей (Суккот) к бассейну спускались священники и наполняли ею золотой сосуд. Затем они поднимались в Храм и проливали воду на жертвенник, молясь при этом о дожде. Народ сопровождал священников песнями и танцами. Говорили, что тот, кто не видел этой церемонии, не знает настоящей радости.
Иисус, естественно, знал об особенном почитании Силоамской воды жителями Иерусалима. Именно туда направил Он слепого от рождения человека:
«Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать; доколе Я в мире, Я свет миру. Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: «посланный». Он пошел и умылся, и пришел зрячим» (Иоанн 9:4-7).
Почему Господь не исцелил слепого сразу, как это было с паралитиком в Вифезде? На этот вопрос трудно ответить. Встреча состоялась на выходе из Храма, где слепой просил милостыню. Иисус заставил его спуститься вниз на окраину города, что было очень опасно совершить незрячему человеку. Для чего? Наверное, чтобы тот прошел дорогу от слепого, просящего милостыню, до прозревшего, верующего в Христа. Это напоминает историю прокаженного Неемана, которого пророк Елисей послал омыться в Иордане.
Мы также должны отметить, что перед нами единственное в Евангелиях исцеление человека с врожденным заболеванием: «От века не слышано, чтобы кто отверз очи слепорожденному» (Иоанн 9:32). Вряд ли мог поверить в возможность чуда и сам слепой, привыкший сидеть у Храма и жить подаянием. Поэтому, чтобы укрепить его веру, Иисус смазал брением его глаза, велел подняться на ноги и сходить умыться в «священной» воде Силоама.
В евангельском рассказе интересна игра слов. Христос говорит: «Мне должно делать дела Пославшего Меня», а затем Иоанн подчеркивает, что Силоам означает «посланный». Царь Езекия направил воду Гихона в Силоам, а Господь послал на землю Своего Сына, чтобы Он, в Свою очередь, послал больного умыться в Силоамской купальне. Получается удивительное подобие спасательного круга, в центре которого наш единственный Спаситель – Иисус Христос, совершивший великое чудо исцеления слепорожденного.
В честь этого чуда византийская царица Евдокия построила в 5 веке церковь, о которой напоминают остатки колонн, совсем немного возвышающиеся над водой, да минарет мечети, воздвигнутый мусульманами на месте церкви.
Долгие годы вода Силоама считалась самой чистой в Иерусалиме, не взирая на строительство Иродом водопровода из Соломоновых прудов. Правда, воды в бассейне не всегда было достаточно. Иосиф Флавий, расхваливая своего покровителя Тита, подавившего восстание иудеев, обращается к иерусалимцам: «Ведь вы и сами знаете, что до его (Тита) прибытия и Шилоах, и те источники, что за городом, иссякали, так что вода в городе покупалась по амфорам. И что же? Теперь эти источники настолько наполнились водой в честь ваших врагов, что ее хватает не только для них самих и их скота, но и для орошения садов» (Иудейская война 5:9:4).
Вот так цинично пытается Иосиф доказать правоту римских завоевателей, убивших 1 млн 100 тысяч евреев. Но Иерусалим пал не вследствие «подвигов» римской армии, значительно превосходившей израильскую, а по предсказанию Иисуса Христа, так как Израиль отверг Его Слово, не поверил совершенным Им чудесам, в том числе, исцелению слепого в Силоаме. Кстати, в Силоаме пытались укрыться последние защитники города после того, как они в 70 г. были вынуждены оставить цитадель.
Недалеко от купальни среди развалин стен города Давида проглядывает круглое основание какого-то сооружения. Что было на этом месте во времена Христа? За ответом обратимся к Евангелию от Луки:
«Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам; но если не покаетесь, все так же погибнете» (Лука 13:4-5).
Нам неизвестна причина падения Силоамской башни. Может быть, это произошло во время землетрясения, а может быть, она была построена бракоделами. Но оставшееся от башни круглое основание – напоминание всем неверующим людям о мимолетности человеческой жизни. Увы, это особенно актуально в наше время, когда каждый день узнаешь о новых терактах и катастрофах. Сокращенное слово «теракт» отсутствует в старых словарях. Оно привилось в наш язык лишь в последние годы из-за того, что, к сожалению, стало слишком часто повторяться в средствах массовой информации. Иисус призывает всех людей: «Если не покаетесь, все так же погибнете». Только покаяние и вера в Него даруют нам Божье прощение, только так мы можем обрести покой и не бояться физической смерти.
Слепорожденный после своего чудесного исцеления в Силоаме проделал этот единственно верный путь к спасению. Вначале он назвал Христа человеком, затем пророком, а после: «Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему» (Иоанн 9:38). У тех, кто не произносил этих слов, все еще есть такая возможность.

© Copyright: Банчик Леонид, 2010
Свидетельство о публикации №210091800386

Похожая притча

Слова Иисуса означают, что по отношению к отдельному человеку грех и страдание не обязательно взаимосвязаны; но грехи целого народа и его страдания связаны между собой.

16/07/2020 Share Facebook Telegram Viber WhatsApp Email Print Twitter

Силоамская башня Лука 13:4

Похожая притча

И сказал сию притчу: некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел; и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает? Но он сказал ему в ответ: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, — не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее.

От Луки 13:6‭-‬9

Эта притчу Иисус произнес после того как Ему рассказали о Галилеянах которые погибли от рук Пилата. Об этом подробно я рассказываю в своей статье - Падение Силоамской башни. О чём напоминал своему народу Христос?

После этого Иисус предлагает притчу которой дополняет свои наставления. В которой дерево это Израиль которое посадил владелец виноградника - Бог , и который ждёт плода- изменений от своего народа, который застрял на своем уровне развития - исполнении закона. Смоковница - в еврейской традиции, образ мудрости, что значит ожидание Бога именно духовных-внутренних перемен. Виноградарь - Иисус подобно Моисею заступается за свой народ перед Богом который уже настроен на решительные действия. Виноградарь предлагает своему работодателю обложить смоковницу навозом и окопать - что есть образ сложных-затруднительных объстоятельств которые и настигли Израиль в период земной жизни Христа.

Иисус намекает слушающим евреям что если они не обратят свои сердца к Богу который и так "окопал и обложил их навозом" то дальше уже не кто им не поможет, даже Христос который ходатайствовал за свой народ.

Пророчество на наши дни.

Притча многоуровневая - поэтому ее ещё можно разложить так.

Дерево это человечество, владелец так же Бог, а виноградарь - Иисус. Третий день - это третие тысячелетие, в которое мы сейчас и живем.

Всевышний обкладывает нашу жизнь всевозможными сложными обстоятельствами, что бы мы переключались с материального на духовное, особенно это видно сейчас в период COVID-19 и всего подобного. Мы должны воспринять эти обстоятельства не как зло, но помощь Бога для наших духовных изменений.

Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, оставляйте свои интересные мысли. Будем в теме😇🙏😎

Похожая притча

В главе 13-й Евангелия от Луки написано: «Думаете ли вы, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете». Слова эти принадлежат Иисусу Христу. И справедливы они в любые времена рукотворных и нерукотворных катастроф.

Однако многие из нас продолжают задаваться вопросом относительно жертв: была ли тут роковая случайность, произошло ли воздаяние мерзавцам или забрал Господь праведников?

Ответ Спасителя иной.

(Здесь требуется одно пояснение: покаяться означает не что иное, как начать жить по-новому, а не произносить какие-то мантры или совершать некие обряды).

Далее Учитель из Назарета рассказывает очередную притчу о винограднике – их в Благой вести не менее пяти. В данной – речь идет о том, что хозяин вертограда пришел искать плода на смоковнице (инжире) и не нашел. Хозяин сказал работнику: я третий год прихожу искать на ней плода и не нахожу; сруби ее, на что она – только землю занимает. Работник отвечал: оставь, господин, ее на этот год, а я окопаю ее и обложу навозом; если не принесет плода, в следующий год срубишь…

Смоковница является символом необъяснимого. Мы не должны перед необъяснимым опускать руки, но, наоборот, – трудиться не покладая рук. И тогда необъяснимое перестанет нам мешать, пусть и не превратившись в объяснимое.

Там же Иисус рассказывает притчу о горчичном зерне: «Чему уподоблю Царствие Божие? Оно подобно зерну горчичному, которое, взяв, человек посадил в саду своем; и выросло, и стало большим деревом, и птицы небесные укрывались в ветвях его». Горчичное зерно есть созидание. Оно представляет собой почти невидимый процесс, но плоды его весьма ощутимы. Созидают люди, когда начинают заботиться не только о себе, но и о ближних, когда они посредством совместного труда получают благоприятные результаты. И тогда башня Силоамская не посмеет обрушиться на них, поскольку, упреждая падение, созидающие заблаговременно приведут ее в порядок. Человек должен оставаться человеком, а не становиться скотом. В таком случае ему не страшны никакие стихийные бедствия, ибо в каждом из них присутствует человеческий фактор…

Некоторые из нас обвиняют Бога в том, что от тайфуна или землетрясения гибнут ни в чем не повинные дети. Здесь мы имеем дело с изъяном мышления. Беспечность взрослых не надо перекладывать на Всевышнего, даже если Он для вас – всего лишь Метафора. С древних эпох людям известны признаки надвигающихся природных и прочих катаклизмов. Они же по лености надеются, что пронесет. Вместо того, чтобы сделать посильное и непосильное для спасения детей и самих себя.

Жителей Помпей погубила праздность, сообщает Плиний Младший. Раскопки это подтверждают.

Башня Силоамская

Башня Силоам ( греческий : ὁ πύργος ἐν τῷ Σιλωάμ , хо Пиргос ан Силоам ) была структура , которая упала на 18 человек, убивая их. Siloam окрестности к югу от Старого города Иерусалима . В Евангелии от Луки , Иисус относится к коллапсу башни и смерти 18 в дискурсе о необходимости индивидуального покаяния за грех. Инцидент упоминаются только один раз в Новом Завете , в Луки 13: 4 , как часть секции с примерами приглашения покаяния , содержащееся в стихах 13: 1-5.

1 В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их.
2 Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали?
3 Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете.
4 Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме?
5 Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете.
(Лук.13:1-5)

Историческая справка

План Силомной башни Вейля
Силоамская башня Вейля
siloam c
lowercity

Согласно Иосифу, римская стена Иерусалима повернула от NS к EW (Север – Юг и Восток – Запад) над Силоамом. Нижний пул, соединенный с ближайшим верхним пулом в окрестностях туннеля Силоам, был на фото (вверху) под синей стрелкой.

Римская стена повернулась близко к бассейну, над бассейном. Новая третья стена, построенная Иродом Агриппой в северной части города после прославления Иисуса, имела высоту 20 локтей (около 36 футов / 11 метров в высоту).

Иосиф Флавий объяснил, что старая стена (та, что над Силоамом) имеет 60 башен по всей длине. Иродианские башни в северо-западной части города, где на 20-30 локтей выше вершины старой стены с зубчатыми стенами и башнями, (Книга Войны Иосифа V, Глава IV).

Башня Силоама, упомянутая в Евангелиях, возможно, была намного выше, чем уже высокая стена, поскольку она была описана как очень грозная, не нуждающаяся в каких-либо дополнительных стенах за ней, поскольку крутой склон под ней увеличивал ее рост.

1 В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их.
2 Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали?
3 Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете.
4 Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме?
5 Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете.
(Лук.13:1-5)

Здесь упоминаются два бедствия, о которых у нас нет точных сведений, и, о которых мы можем только предполагать.

Во-первых, здесь упоминается о галилеянах, которых Пилат убил прямо во время жертвоприношения. Как мы уже видели, галилеяне всегда были подвержены опасности казаться замешанными в какое-нибудь политическое дело, потому что они были по натуре очень вспыльчивыми.

Как раз в это время у Понтия Пилата были серьезные неприятности. Он справедливо решил, что Иерусалиму нужна новая, более совершенная система водоснабжения. Он предложил построить ее и оплачивать ее из денег храма. Это было разумное решение и расходы были объективно оправданы. Но одна мысль истратить на это дело деньги храма встретила яростное сопротивление иудеев.

Когда толпа началась собираться, Пилат приказал своим солдатам смешаться с ней, причем солдаты должны были напасть на толпу и рассеять ее; что они и сделали, но при этом солдаты превысили данные им инструкции и в результате примененного ими насилия многие иудеи были убиты.

Галилеяне наверно принимали участие в бунте.

Нам известно, что Понтий Пилат и Ирод были во враждебных отношениях и помирились лишь после того, как Пилат послал Иисуса на суд Ирода (Лук. 23,6-12).

Может быть, вражда между Пилатом и Иродом как раз и вызвала упомянутые события.

Что же касается восемнадцати, на которых обрушилась Силоамская башня, то их дело еще более неясно. В русской Библии, как и в других, они названы грешниками, но некоторые богословы считают, что их надо бы назвать не грешниками, а должниками.

Может быть, именно в этом и ключ к разгадке.

Высказывалось предположение, что они действительно работали на водопроводе Пилата, столь ненавистной иудеям. В таком случае, заработанные деньги были предназначены для Бога и, поэтому, должны были быть добровольно возвращены Ему; ведь они же были украдены у Него, и, вполне возможно, что народная молва относила обвал башни и гибель восемнадцати за счет выполнявшейся ими работы.

Но в этом отрывке нашли отражение не только проблемы исторического характера. У Иудеев грех и страдание были тесно связаны друг с другом.

Давно тому Елифаз сказал Иову:

Это была жестокая и душераздирающая философия, и Иов понимал ее. Но Иисус резко отрицал ее по отношению к отдельному человеку. Как мы хорошо знаем, именно святым приходится больше всего страдать. И Иисус говорит далее Своим слушателям, что если они не покаются, то тоже погибнут.

Иисус о Силоамской башне

Что Он хотел этим сказать?

Ясно, по крайней мере, одно: Он предвидел и предсказал разрушение Иерусалима, последовавшее в 70 г. по Р. Х. (ср. Лук. 21,21-24).

Иисус предвидел, что если иудеи будут продолжать свои интриги, мятежи, заговоры, преследовать свои политические цели, то они приведут их к национальному самоубийству; Он понимал, что в конце концов Рим вмешается и уничтожит сей народ; а ведь именно это и случилось.

Так вот суть слов Иисуса следующая: если иудеи будут и дальше стремиться к земному царству и господству и отрицать Царствие Божие, их ждет ужасный конец.

Такая постановка вопроса может, на первый взгляд, создать парадоксальную ситуацию. Слова Иисуса означают, что по отношению к отдельному человеку грех и страдание не обязательно взаимосвязаны; но грехи целого народа и его страдания связаны между собой.

Народ, избравший неверный путь, в конечном счете, пострадает за него. Он не изолирован и не одинок, и не может существовать само по себе. Он связан множеством нитей с жизнью нации.

Человек часто возражает и яростно возражает против пути, избранного его народом, но он бессилен избежать последствий. Человек, таким образом, часто невинно попадает в положение, которого он не вызывал; часто он не повинен в своих страданиях, они не вызваны его ошибкой; народ же представляет собой единство, он выбирает свой путь, и, соответственно, пожинает плоды своего выбора.

Всегда опасно объяснять личные страдания грехом, но можно уверенно сказать, что нация, отказывающаяся повиноваться воле Божией, неминуемо движется к катастрофе.

Читайте также: