Притча о шиве и парвати

Обновлено: 01.05.2024

Мифы Индии открывают нам тройку верховных божеств, среди которых особое место занимает разрушить (он же создатель) мира Шива. Его могущество превышает силу богов-соратников, он может быть грозным и воинственным. Как ни странно, но супругой этого великого творца-разрушителя стала прекрасная и нежная Парвати, с которой связан целый цикл мифов индуизма.

Я бы назвала эту пару самой необыкновенной и интересной в пантеоне индийских богов, ведь взаимоотношения Шивы и Парвати кажутся очень непростыми, но всё равно гармоничными. Что рассказывают древние мифы Индии о тех, кого продолжают почитать и в наши дни?

Как я уже отметила, Шива принадлежит к тройке самых могущественных богов, однако порой он выступает более сильным божеством, чем Брахма или Вишну. В мифах рассказывается, что однажды три бога решили поспорить, кто из них обладает большей властью над миром.

Прямо перед ними появился огненный столб. Брахма мигом принял облик лебедя и полетел вверх. Но сколько бы он ни поднимался, конца столба не было видно.

Тогда Вишну превратился в огромного кабана и стал клыками подкапывать землю у основания столба. Гигантский ров был вырыт, но свалить столб богу так и не удалось. А что же Шива? Он и был тем самым огненным творением, которое оказалось неподвластно его соратникам.

Долгий путь к сердцу бога

Неизвестно, что произошло бы с Парвати, но ей на помощь пришли другие божества, что прониклись страданиями и душевными муками женщины. От себя замечу, что боги боялись и того, что у Шивы не будет наследника. В то время демоны объявили войну богам, а победить тёмные силы могли сыновья Шивы, которых у него не было.

Чтобы помочь Парвати, бог любви кама отправился на вершину Кайласа. Он проник в разум Шивы. В тот миг почувствовал верховный бог, что образ умершей жены словно туманится в его сознании. Усилием воли Шива заставил облик Сати вернуть прежнюю ясность. Кама не собирался так просто сдаваться. Он стал перед Шивой и пустил в сердце того стрелу из цветов.

Ощутив лёгкий укол, бог раскрыл глаза и увидел Каму. В то же мгновение покровитель любви сгорел дотла, не оставив после себя даже кучку пепла. Уже позже Парвати молила Шиву воскресить Каму. Тот смог это сделать, но вернуть тело богу любви было невозможно, а потому индийцы называют его Бестелесным.

На пути к любви Шивы Парвати пришлось пройти немало испытаний

На пути к любви Шивы Парвати пришлось пройти немало испытаний

Трагедия в жизни Шивы

Первой женой своенравного бога-отшельника стала прекрасная Сати. Увы, отец девушки не разделял выбора дочери. Даже смирившись с этим браком, он считал Шиву ниже прочих богов.

Однажды отец Сати пригласил на своё празднество всех богов, кроме Шивы. После принесения жертвы свой дар получил каждый из гостей. Сати, обиженная тем, что её муж остался обделённым, потребовала у отца извинений. Тот в ответ лишь рассмеялся. Тогда богиня, желая доказать, что Шива достоин наибольшей жертвы, шагнула в костёр.

Узнав о гибели возлюбленной, Шива был исполнен страшного гнева на людей, что своей грубостью обрекли несчастную Сати на смерть. Бог ушёл на священную гору Кайлас, где проводил дни и ночи в уединении, не интересуясь миром и всем, что в нём было.

За это время на земле Сати родилась в новом образе юной Парвати. Она не помнила своей прошлой жизни, но сохранила в сердце безграничную любовь к Шиве.

Похожая притча


Задумайтесь над смыслом формы, которую принимает Шива для того, чтобы люди поклонялись Ему. В Его горле скрыта смертельная угроза – яд халахала, способный мгновенно уничтожить всё живое. На Его голове – священная река Ганга, чьи воды могут исцелить все болезни во всех мирах. На лбу у Него – огненный глаз. На голове – полумесяц, несущий живительную прохладу. Его запястья, щиколотки, плечи и шею обвивают смертоносные кобры, питающиеся живительной силой воздуха. Шива пребывает на кладбищенской земле и на гатах, где горят погребальные костры. Это Его обитель, Рудрабхута – Земля Шивы, или Рудры. Это место – не обиталище ужаса, это благостное место, ибо всем предстоит окончить здесь свой путь – на склоне этой жизни или других жизней. Шива учит вас, что смерти нельзя избежать и бесполезно убегать от неё в страхе. Её нужно встретить радостно и храбро.

Сказано также, что Шива ходит по земле с чашей для подаяния. Он учит, что отречение, отказ от привязанностей, безразличие к успеху и неудаче, всё это – пути к Нему. Шива известен как Мритьюнджая – Тот, кто побеждает смерть. Он также и Камари, Разрушитель желаний. Эти два имени показывают, что тот, кто уничтожает желания, может победить смерть, ибо желание рождает действия, действия рождают последствия, последствия рождают зависимость и несвободу, результатом которых является новое рождение, приводящее к смерти.

Шива означает милосердие, благость, мангалам (счастливая добрая судьба). Он весь – милость, добро, счастье. Вот почему эпитет Шри, указывающий на все эти качества, не прибавляется к именам Шива, Шанкара, Ишвара и т.д. Он сопутствует именам аватаров, так как аватары воплощаются в бренном теле ради осуществления особой миссии. Этим эпитетом они должны отличаться от других людей. Шива – вечно милостивый, вечно дарящий блага и счастье, поэтому эпитет Шри является излишним. Его почитают как Учителя учителей, Дакшинамурти. Облик Шивы сам по себе есть великий урок всетерпения и самообладания.

Яд халахалу Он надёжно прячет в Своём горле; благотворную Луну, которую все встречают с радостью, Он носит на голове. Человеку необходимо извлечь из этого урок: он не должен выплёскивать на других свои дурные качества и склонности, а всё полезное и доброе, чем владеет, ему следует использовать во благо других. Если человек пользуется своими способностями только ради собственных целей, а с помощью дурных качеств унижает и запугивает людей, значит он стоит на пути к гибели.

Крик, который может спасти

Вот любопытный рассказ о Шиве. Тёмной ночью, когда Шива и Парвати летели по небу, они увидели человека, висящего на ветке дерева высоко над землёй и готового вот-вот свалиться вниз. Парвати стало его жаль, и она попросила Шиву спасти его, на что Шива возразил, что она и сама могла бы сделать это. Тем временем силы бедняги истощились и падение стало неизбежным; тогда Шива решил, что если он, падая, крикнет «Амма! (Мать!)», Парвати поспешит ему на помощь, если же он крикнет «Аппа! (Отец!)», Шива поможет ему и проследит, чтобы он не поломал себе кости. Человек упал, но он не закричал ни «Амма!», ни «Аппа!». Он крикнул: «Ай-ай-ай!» – и потому был предоставлен своей судьбе.

Говорите правду

Другие бросали с досадой: “Ну что за назойливость! Из-за этих нищих невозможно спокойно совершить ритуал!” Некоторые сетовали: “Попрошаек нельзя пускать к храму”.

Перед входом толпилось много народу. Среди них был и профессиональный карманный вор. Он тоже слышал жалобные крики старой женщины и не мог равнодушно смотреть, как страдает её муж. Он подошёл к ним и сказал: “Матушка, что тебе нужно? Кто вы и что вы здесь делаете?” Старуха ответила: “Сынок, мы пришли сюда, чтобы получить даршан Господа Вишвешвары, но моему мужу внезапно стало плохо, и он потерял сознание от слабости. Может быть, он не умрёт, если кто-нибудь вольёт немного воды в его иссушенные жаждой губы. Он так плох, что я не могу оставить его одного и пойти за водой. Стольких людей я просила о помощи, но никто не поделился водой, хотя все они несут полные кувшины”. В воре проснулось сострадание. Он принёс немного воды в сухой тыкве. Но прежде, чем принять её, женщина сказала: “Сынок, мой муж может умереть в любой момент и свой последний глоток воды он примет лишь от того человека, кто говорит только правду”.

Карманник не понял, о чём она толкует. Он спросил: “Мать, скажи, что ещё я должен сделать? – и цинично усмехнувшись, добавил: – я в жизни не сделал ни одного доброго дела. Я с самого детства был карманным вором. Свой единственный хороший поступок я собирался совершить сейчас – напоить этого умирающего человека. И это сущая правда”. С этими словами он осторожно влил воду в рот дряхлого старца. В тот же миг нищие исчезли, и вместо них появились Господь Шива и богиня Парвати во всём своём великолепии. Шива сказал: “Сын, на тебе – истинное благословение. Нет добродетели выше, чем правдивость, и нет поклонения плодотворнее, чем служение ближнему. Одно твоё доброе дело освобождает тебя от всех совершённых грехов”.

*** Вишвешвара, Вишванатх – Господь Вселенной, Владыка всего (имена Шивы).
Кайласа – священная гора в Гималаях, легендарная обитель богов.
Каши (Бенарес, Варанаси) – древний священный город на севере Индии, на берегу Ганги, где находится знаменитый храм Вишванатха; там поклоняются Шиве в образе лингама.
Парвати – “горная”; одно из имён Деви, супруги Шивы.
Пуджа – богослужение, молитва, обряд поклонения.
Шива – “благой”, “милостивый”; один из трёх главных богов индуистской триады, воплощение космических сил разрушения. Часто почитается как Высшее Божество, Бог-Владыка – Ишвара.

Самоотверженная и любящая Парвати

Сати молила отца принять её супруга, но тот оставался непреклонен. Чтобы доказать свою безграничную любовь к Шиве, очиститься от позора гневных слов отца в адрес мужа, Сати ступила на жертвенный костёр.

Несчастный Шива, потерявший возлюбленную, был безутешен. Даже он, один из триады величайших богов, не мог подумать, что его супруга вернётся к нему в новом образе. Парвати стала перерождением Сати. Ради любви своего бога девушка долгое время сохраняла аскезу, жила в лесах, где питалась лишь сухими листьями.

Путь к любви Шивы был долгим и трудным, но Парвати достойно прошла его, доказав, что преданность и нежность женщины способны тронуть даже самое суровое сердце. В браке с Шивой Парвати стала называться Амбикой (“Матерью”), что говорит о её воплощении материнства и заботы.

Один из сыновей этой чудесной пары, бог-слон Ганеша, сегодня является одним из самых почитаемых индийских божеств. Он приносит удачу и процветание, исполняет желания и помогает людям

В своей тёмной ипостаси Парвати-Кали имеет множество рук, в каждой из которых сжимает оружие. Её кожа черна, а язык высунут наружу (символизирует страсть и ярость). Нередко на таких изображениях присутствуют огонь и змеи. В честь Кали в древние времена приносили кровавые подношения, которыми можно было задобрить богиню. Но это воплощение богини стало необходимостью.

Однажды демоническое войско грозило завоевать весь мир. Даже светлые боги были бессильны против воинственных асуров, что получили пророчество: победить их сможет только женщина. Ни одна из богинь не могла выступить против демонов.

В тот миг, когда семье Парвати, её близким божествам, сыновьям и друзьям грозила опасность, богиня вдруг ощутила новые силы, рождение своей новой сущности. Великая Кали стала воплощением карающей силы, что смогла победить врагов, спасти мир от завоевания злом и тьмой. Несмотря на свой устрашающий внешний облик, Парвати-Кали стала защитницей и спасительницей людей и богов.

Множество имён и обликов

По мнению историков, формирование Парвати как главного воплощения великой Матери, произошло около III тысячелетия до нашей эры. Согласитесь, даже представить сложно, насколько древними являются верования, связанные с этой богиней, но тем они и интересны.

Похожая притча

Почитание богини Парвати

Несмотря на свою долгую историю, культ Парвати не утратил своей силы. Сегодня этой богине поклоняются замужние женщины Индии. В храмах богини принято просить терпения и благополучия, счастья в семейной жизни. Незамужние девушки нередко соблюдают пост Харталика Тидж, что, согласно поверьям, помогает обрести любящего и доброго мужа.

Так же, как Парвати постилась ради любви своего возлюбленного супруга, индийские женщины соблюдают пост ради своих мужей. Во время двухдневного периода не принято только изредка пить воду.

В Индии считают, что аскетизм и очищение помогают обрести счастье и любовь. В честь своей богини женщины принимают травяные ванны, через которые Парвати наделяет энергией очарования, дарит красоту и молодость.

Похожая притча

Счастливая семья Шивы и Парвати

В браке с Шивой у Парвати родилось несколько сыновей. Одним из них был Сканда. Он являлся покровителем борьбы и войн. Именно благодаря Сканде войско демонов потерпело поражение, что принесло радость всем богам.

Другим сыном этой пары был Ганеша, бог-слон, который символизирует богатство, успех, исполнение желаний. Незадолго до его рождения демонические силы вновь решили завладеть Кайласом, победив его обитателей. И если Сканда боролся с недругами по привычному воинскому принципу, то Ганеша сумел победить зло одним своим сиянием, что разлилось от него в момент рождения.

Интересно, что и сегодня женщины Индии продолжают обычай, начало которому положила Парвати. В безлунные ночи богиня выходит помолиться за своего мужа, прося высшие силы защитить его от недругов и печалей. Даже незамужние индийские девушки молятся о муже, который будет послан им в будущем.

Такой романтичной и яркой раскрывается перед нами история любви Шивы и Парвати, божественной пары, что и в наше время собирает верных служителей. молящихся в храмах по всей Индии. На мой взгляд, главной особенностью этих мифов выступает символ вечной любви, которая побеждает смерть. В индуизме верят в перерождение душ, а душа Сати, Парвати, сохранила свою любовь, которая не развеялась, а лишь окрепла от времени.

Истории, которые дают свет. Мудрые притчи и метафоры. Найдите свои ответы!

Читайте наши истории

О Шиве существует великое множество историй, мифов и легенд. Начиная от его внешнего облика, и его божественной силы, воспевания великой мантры поклонения Шиве «Ом намах Шивайа» и заканчивая различными притчами и историями о Шиве во многочисленных индийских книгах. Вот лишь несколько таких историй.

История о Шиве и Парварти «Говорите правду»

Другие бросали с досадой: “Ну что за назойливость! Из-за этих нищих невозможно спокойно совершить ритуал!” Некоторые сетовали: “Попрошаек нельзя пускать к храму”.

Перед входом толпилось много народу. Среди них был и профессиональный карманный вор. Он тоже слышал жалобные крики старой женщины и не мог равнодушно смотреть, как страдает её муж. Он подошёл к ним и сказал: “Матушка, что тебе нужно? Кто вы и что вы здесь делаете?” Старуха ответила: “Сынок, мы пришли сюда, чтобы получить даршан Господа Вишвешвары, но моему мужу внезапно стало плохо, и он потерял сознание от слабости. Может быть, он не умрёт, если кто-нибудь вольёт немного воды в его иссушенные жаждой губы. Он так плох, что я не могу оставить его одного и пойти за водой. Стольких людей я просила о помощи, но никто не поделился водой, хотя все они несут полные кувшины”. В воре проснулось сострадание. Он принёс немного воды в сухой тыкве. Но прежде, чем принять её, женщина сказала: “Сынок, мой муж может умереть в любой момент и свой последний глоток воды он примет лишь от того человека, кто говорит только правду”.

Карманник не понял, о чём она толкует. Он спросил: “Мать, скажи, что ещё я должен сделать? – и цинично усмехнувшись, добавил: – я в жизни не сделал ни одного доброго дела. Я с самого детства был карманным вором. Свой единственный хороший поступок я собирался совершить сейчас – напоить этого умирающего человека. И это сущая правда”. С этими словами он осторожно влил воду в рот дряхлого старца. В тот же миг нищие исчезли, и вместо них появились Господь Шива и богиня Парвати во всём своём великолепии. Шива сказал: “Сын, на тебе – истинное благословение. Нет добродетели выше, чем правдивость, и нет поклонения плодотворнее, чем служение ближнему.

Легенда о Шиве и Шанкарачарье

Как-то раз, когда Шанкарачарья был в Каши (Варанаси), он увидел приближавшегося к нему неприкасаемого и сказал: Эй, малый! Отойди-ка в сторону! Держись от меня подальше! Тот спросил: Кого ты просишь отойти в сторону? Это тело? Но тело инертно. Какое право имеет твоё инертное тело просить другое инертное тело посторониться? Оба тела безжизненны. Как может один инертный объект говорить с другим? Или, может быть, ты хочешь, чтобы Атман во мне держался от тебя подальше? Атман во мне тот же, что и Атман в тебе. Получается, что ты хочешь держаться подальше от себя. Тут они затеяли дискуссию о природе тела и Атмана, в конце которой Шанкарачарью осенило, что этот встречный, познавший сущность Атмана, не может быть не кем иным, как Самим Господом, и простёрся ниц перед Ним. В тот же миг Шива явился в Своём истинном облике и сказал Шанкарачарье: Я принял форму неприкасаемого специально для того, чтобы избавить тебя от досадного заблуждения.

om namah shivaya (4)

Притча «Шива и клочок бумаги»

Миф о Шиве, брахмане, крестьянине и просветлении

Ом Намах Шивайя, версия 5

История о том, как Шива проглотил яд

Шива, принимающий реку Гангу в свои спутанные волосы Джата

Чтобы низвести Гангу с неба на землю, Бхагирата практиковал очень суровый аскетизм. Река, довольная его поклонением, согласилась покинуть свое небесное жилище, если найдется кто-то, способный принять на себя ее падение, так как в противном случае земля может разрушиться от ее мощного удара. Бхагиратха уверил ее, что Шива сможет выдержать ее падение. Он обратился с просьбой об этом к Шиве. Шива дал согласие, и во исполнение замысла отправился в Гималаи. Величественная Ганга низверглась на Шиву всей своей огромной мощью, предполагая таким образом смирить его. Шива, разгневанный ее поведением, пустил поток Ганги через свои спутанные волосы джата и не позволил ей низвергнуться на землю. Бхагиратхе снова пришлось просить Шиву, но теперь уже о том, чтобы Шива позволил спуститься Ганге на землю. Шива внял просьбе. Поэтому в волосах Шивы всегда можно увидеть голову Ганги.

Читайте также: