Притча о разбойнике который попал в рай

Обновлено: 14.11.2024

В большинстве переводов на современные языки запятая стоит перед "ныне же". То есть, Иисус обещал преступнику, который проявил в него веру, что тот "ныне же"(сегодня) будет в Раю. Этот текст из Библии больше всего используют как доказательство того, что люди имеют бессмертную душу. Но, если поставить запятую после слов "ныне же", то смысл текста совершенно меняется. Вверху, на иллюстрации, вы видите отрывок из Александрийского кодекса(рукописная Библия, 5-й век нашей эры). С подобных рукописей делаются переводы Библии. Можно заметить, что нет знаков препинания, к которым мы привыкли, нет и пробелов. Сам обсуждаемый текст выглядит подобным образом

и сказалемуиисусистинноговорютебенынежебудешьсомноювраю.

В данном случае, где можно(нужно) поставить запятую? Одна из причин, по которой ставят запятую до слов "ныне же" указана выше. Другая причина: если поставить запятую после, то фраза будет избыточна, так как, слова "говорю" и "ныне же" указывают на настоящее время. То есть, два слова утверждают настоящее время и это бессмысленно с точки зрения донесения смысла до собеседника. Но оказывается, что в Библии не единожды присутствует именно такая форма употребления слов, которые применяются к настоящему времени. Делается это для усиление важности момента

Второзаконие 4:26 - то призываю в свидетели вам сегодня небо и землю, что скоро потеряете землю, для наследования которой вы переходите за Иордан; не пробудете много времени на ней, но погибнете.
Второзаконие 8:19 - Если же ты забудешь Господа, Бога твоего, и пойдешь вслед богов других, и будешь служить им и поклоняться им, то я свидетельствую сегодня, что вы погибнете;

Это не только верно для Библии, но и в обычной жизни люди нередко употребляют такую форму утверждения важности произносимых слов. "Говорю тебе сейчас, не сделаешь то-то и то-то . "

Но есть более важный момент, который указывает, где должна стоять запятая. В Библии говорится, что Иисус провел некоторое время в могиле(гробнице), то есть, он не восходил к своему Отцу сразу после своей смерти. Об этом свидетельствует Евангелие от Иоанна 20:17

Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я ещё не восшёл к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: «восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему

Но вознесся он не сразу, так как, в течении 40 дней являлся своим ученикам. Деяния 1:3

которым и явил Себя живым, по страдании Своём, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием

Таким образом, обещание ,"ныне же будешь со мною в раю", не могло быть выполнено. Но Иисус не лгал. Поэтому, если поставить запятую после "ныне же", то получается, что Иисус обещал разбойнику, что тот будет в Раю, но через какое-то неопределенное время.

Перевод Библии тяжелый труд, которые требует не только знаний, но и отсутствие предубеждений. К сожалению, второе, нередко побеждает.

Сви­де­тель­ствует ли спа­се­ние Хри­стом одного из раз­бой­ни­ков о том, спа­се­ние не тре­бует усилий и пока­я­ние вполне доступно перед самой смер­тью тела?

Мит­ро­по­лит Таш­кент­ский и Сред­не­ази­ат­ский Вла­ди­мир (Иким):

Исто­рия бла­го­ра­зум­ного раз­бой­ника отвра­щает от нас отча­я­ние, дарует надежду на про­ще­ние Божие в самых тяжких наших грехах, в самых глу­бо­ких наших паде­ниях. Но это же свя­щен­ное повест­во­ва­ние мы в гор­дыне и лукав­стве своем порою пре­вра­щаем для себя в источ­ник соблазна.

«Пожи­вем в свое удо­воль­ствие, пока Бог грехи терпит», – гово­рим мы себе, откла­ды­вая спа­си­тель­ное пока­я­ние на ста­рость или даже на смерт­ный час, лукаво кивая на пример бла­го­ра­зум­ного раз­бой­ника. Ковар­ная, вну­шен­ная сата­ной мысль! Безум­ная попытка солгать перед Все­ви­дя­щим Гос­по­дом! Кто из нас спо­со­бен на подвиг пока­я­ния, веры и любви, подоб­ный явлен­ному на кресте поми­ло­ван­ным раз­бой­ни­ком? И если мы ока­зы­ва­емся не спо­соб­ными к пока­я­нию в рас­цвете сил и разума, то как станет воз­можно для нас это свер­ше­ние в заско­руз­лой ста­ро­сти или среди пред­смерт­ных ужасов? «Надобно опа­саться, чтобы у немощ­ного не было и пока­я­ние немощ­ное, а у уми­ра­ю­щего – мерт­вое. Можно с таким пока­я­нием и в ад пойти. Оста­но­вись, несчаст­ный! Не все будет для тебя дол­го­тер­пе­ние Божие», – гово­рит свя­ти­тель Тихон Задон­ский.

«Если Гос­подь про­стил раз­бой­ника, то неужели не про­стит нас, кото­рые никого не гра­били и не уби­вали?» – такими мыс­лями мы тоже само­уб­ла­жа­емся, не желая заме­чать соб­ствен­ных пре­ступ­ле­ний. А ведь все мы раз­бой­ни­чаем на боль­ших доро­гах жизни – если не тела, то души ближ­них своих грабим и умерщ­вляем, и это еще страш­нее, чем просто разбой. Вспом­ним, сколько ядо­ви­тых соблаз­нов сеем мы посто­янно на своем пути, как умно­жа­ется в мире зло от греш­ных дел и слов наших, – а где пока­я­ние? Созна­ние своих грехов для бла­го­ра­зум­ного раз­бой­ника было более крест­ной пытки – а мы и сле­зинки не уроним из сухих глаз и вздоха не выжмем из ока­ме­нев­ших сердец. А, по слову пре­по­доб­ного Марка Подвиж­ника, «никто столько не благ и не мило­серд, как Гос­подь; но не каю­ще­муся и Он не про­щает».

Вели­че­ствен­ная и страш­ная кар­тина Гол­гофы есть образ всего чело­ве­че­ства. Справа от Все­лю­бя­щего распят бла­го­ра­зум­ный раз­бой­ник – каю­щийся, веря­щий, любя­щий, ожи­да­ю­щий Цар­ствия Небес­ного. Слева от Пра­во­суд­ного каз­нится безум­ный раз­бой­ник – нерас­ка­ян­ный, хуля­щий, нена­ви­дя­щий, обре­чен­ный адской бездне. Среди людей нет ни одного без­греш­ного, все мы несем раз­бой­ни­чьи кресты – но каждый выби­рает, будет ли это спа­си­тель­ный крест пока­я­ния или поги­бель­ный крест про­тив­ле­ния любви Гос­под­ней.

Стя­жав­ший свя­тость подви­гом пока­я­ния бла­го­ра­зум­ный раз­бой­ник ныне сопро­вож­дает нас к Чаше Свя­того При­ча­стия, это его спа­си­тель­ные слова про­из­но­сим мы перед при­об­ще­нием Страш­ных и Живо­тво­ря­щих Тайн Хри­сто­вых. Да дарует нам Гос­подь не с лука­вым серд­цем, а в сми­ре­нии рас­ка­яв­шихся греш­ни­ков вку­шать Свя­тыню Его, повто­ряя: «Не бо врагом Твоим тайну повем, ни лоб­за­ния Ти дам, яко Иуда, но яко раз­бой­ник испо­ве­даю Тя: помяни мя, Гос­поди, во Цар­ствии Твоем».

Похожая притча

Благоразу́мный разбо́йник – один из двух раз­бой­ни­ков, рас­пя­тых на Гол­гофе рядом с Иису­сом Хри­стом (по пре­да­нию по правую руку Спа­си­теля), рас­ка­яв­шийся, уве­ро­вав­ший во Христа, сми­ренно выра­зив­ший перед Ним свою веру и полу­чив­ший от Него обе­то­ва­ние, что «ныне же» будет пре­бы­вать с Ним в раю.

Все четыре еван­ге­ли­ста с боль­шими или мень­шими подроб­но­стями гово­рят о двух раз­бой­ни­ках, рас­пя­тых вместе с Иису­сом Хри­стом ( Мф.27:44 , Мк.15:32 , Ин.19:18 ), наи­бо­лее полный рас­сказ об этом при­во­дится у еван­ге­ли­ста Луки ( Лк.23:39-43 ).

В апо­кри­фи­че­ском Еван­ге­лии от Нико­дима при­во­дятся имена рас­пя­тых со Хри­стом раз­бой­ни­ков. Нерас­ка­яв­ше­гося раз­бой­ника, нахо­див­ше­гося слева от Спа­си­теля, звали Гестас. А другой, бла­го­ра­зум­ный раз­бой­ник по правую руку от Христа, назван Дисма­сом. В сред­не­ве­ко­вой визан­тий­ской древ­не­рус­ской тра­ди­ции бла­го­ра­зум­ного раз­бой­ника име­нуют Рахом.

Похожая притча

Христианство – религия парадоксов. Блага Бога и спасение в иных конфессиях получает четкий исполнитель небесных установлений. А христианство первым впустило в Рай бандита. В Божье Царство первым вошел не епископ, не преподобный монах, а разбойник. Попал он туда не за заслуги на большой дороге, а за искреннее желание чтобы подобных заслуг не совершать. Что известно об этом человеке.

Три подвига разбойника

Господа, что висел на Кресте, поносили распинатели, глумились первосвященники и простой народ. Собрат по несчастью, разбойник, который висел слева, злословил: какой же это Бог если себя не спасает. Иное устроение у распятого справа. Святые Отцы считают, что благоразумный разбойник попал в Рай за три подвига:

  1. Подвиг веры. Дисмас не обучался грамоте, не читал пророчеств и не видел Христовых чудес, но рассмотрел в обреченном на смерть человеке воплотившегося Бога
  2. Подвиг любви Сам, мучился и умирал от нестерпимой боли, но проявил сострадание к другому, ко Христу.
  3. Подвиг надежды. Разбойник не отчаялся во всемогущей любви Спасителя. Понимал: за земные дела не достоит Небесного Царствия, но мечтал, чтоб Бог о нем не помнил,

Разбойник попал в Божье Царство, потому что смог раскаяться: «достойное по делам приемлю». Осознать на кресте неправильность своей жизни, открыть сердце Господу . Бог вошел в его плачущую о грехах душу и дал верным надежду, что для кающихся Небо открыто. (Мф. 21:28–32)

За какое пре­ступ­ле­ние был распят Бла­го­ра­зум­ный раз­бой­ник

Слово раз­бой­ник, упо­треб­лён­ное в Сино­даль­ном пере­воде Свя­щен­ного Писа­ния, имеет и такое зна­че­ние, как мятеж­ник (тер­ро­рист). Учи­ты­вая, что Иудея в то время была окку­пи­ро­вана Рим­ской импе­рией, уме­стен и такой пере­вод, как пар­ти­зан.

В те вре­мена, воров­ство рас­пя­тием не нака­зы­ва­лось, поэтому можно пред­по­ла­гать, что раз­бой­ники, рас­пя­тые рядом со Хри­стом-Спа­си­те­лем, вели воору­жён­ную борьбу с окку­пан­тами, а не про­мыш­ляли раз­боем.

Пре­да­ния о встрече Бла­го­ра­зум­ного раз­бой­ника со Святым семей­ством

Суще­ствует позд­нее народ­ное пре­да­ние, что именно бла­го­ра­зум­ный раз­бой­ник спас жизнь Бого­ма­тери и Мла­денцу Иисусу по дороге в Египет, когда слуги Ирода уби­вали всех мла­ден­цев в Иудее. На дороге в город Мисир на Святое семей­ство напали гра­би­тели, имея наме­ре­ние пожи­виться. Но пра­вед­ный Иосиф имел только осла, на кото­ром сидела Пре­свя­тая Бого­ро­дица с Сыном; воз­мож­ная нажива раз­бой­ни­ков была неве­лика. Один из них уже схва­тился за осла, но, увидев Мла­денца Христа, уди­вился необы­чай­ной кра­соте ребенка и вос­клик­нул: «Если бы Бог взял Себе тело чело­ве­че­ское, то не был бы кра­си­вее, чем это дитя!» И пове­лел этот раз­бой­ник своим сото­ва­ри­щам поща­дить пут­ни­ков. И тогда Пре­свя­тая Дева ска­зала столь вели­ко­душ­ному раз­бой­нику: «Знай, что этот мла­де­нец награ­дит тебя хорошо, за то, что ты его сохра­нил сего­дня». Этим гра­би­те­лем был Рах.

Другое пре­да­ние иначе пере­дает встречу бла­го­ра­зум­ного раз­бой­ника со Святым семей­ством. У Е. Посе­ля­нина это опи­сано так: «Схва­чен­ные раз­бой­ни­ками, пут­ники были при­ве­дены в их притон. Там лежала боль­ная жена одного из раз­бой­ни­ков, имев­шая груд­ного мла­денца. Болезнь матери тяжело отзы­ва­лась на ребенке. Тщетно силился он высо­сать каплю молока из ее исто­щен­ной груди. Бого­ма­терь уви­дела стра­да­ния ребенка, тер­за­ния несчаст­ной матери. Она подо­шла к ней, взяла мла­денца к себе на руки и при­ло­жила его к своей груди. И от таин­ствен­ной капли, про­ник­шей в увя­да­ю­щий телес­ный состав, мгно­венно жизнь вер­ну­лась в зачах­шего ребенка. Щеки ожи­ви­лись румян­цем, глаза забле­стели, полутру­пик пре­вра­тился опять в весе­лого цве­ту­щего маль­чика. Таково было дей­ствие таин­ствен­ной капли. И в этом маль­чике оста­лось на всю жизнь вос­по­ми­на­ние о чудной Жене, у персей кото­рой он, уми­ра­ю­щий, исце­лился. Жизнь не была к нему добра; он пошел про­то­рен­ной его роди­те­лями доро­гой пре­ступ­ле­ния, но жажда духов­ная, стрем­ле­ние к луч­шему нико­гда не остав­ляло эту загуб­лен­ную жизнь. (Посе­ля­нин Е. Бого­ма­терь. Опи­са­ние Ее земной жизни и чудо­твор­ных икон). Разу­ме­ется, этим мла­ден­цем ока­зался Рах.

История благоразумного разбойника

Каждый евангелист, когда описывает Голгофу, рассказывает о двух разбойниках, которых распяли одновременно со Христом. Слева и справа от Спасителя стояли еще два креста, на них висели Гестас и Дисмас.

История Дисмаса, что в древнерусской традиции называется Рахом, печальна. Родился в разбойничьей семье, жил на пути в Египет, не слышал проповеди Иисуса Христа, не видел никаких Божьих чудес: исцелений, умножения хлебов.

Существует предание, что Рах спас жизнь Святого Семейства на пути в Египет. Грабители напали на путников, которые бежали от Ирода. Только необычная красота Богомладенца поразила главаря. Тот приказал сотоварищам отпустить беглецов и услышал пророчество Пресвятой Девы, что Младенец через годы вознаградит своего спасателя - разбойника.

Только это слово означает и «мятежник, террорист», да и за воровство в первом веке не наказывали распятием. Церковные богословы предполагают, что иудеи, висевшие рядом с Господом, вели вооруженную борьбу против оккупантов - римлян . Больше партизанили, поднимали мятеж против Римской империи, а не воровали и грабили мирных людей.

Бла­го­ра­зум­ный раз­бой­ник в цер­ков­ной гим­но­гра­фии

Бла­го­ра­зум­ный раз­бой­ник вос­по­ми­на­ется в пес­но­пе­ниях Вели­кой пят­ницы при чтении Две­на­дцати Еван­ге­лий: «Раз­бой­ника бла­го­ра­зум­наго во едином часе раеви спо­до­бил еси, Гос­поди», а его слова на кресте стали нача­лом тре­тьего анти­фона («Бла­женны») Литур­гии и вели­ко­пост­ного после­до­ва­ния изоб­ра­зи­тель­ных: «Помяни мя Гос­поди, егда при­и­деши во Цар­ствии Твоем».

Похожая притча

Сегодня пойдет речь об очередной безымянной Библейской персоналии - благоразумном разбойнике , распятом в 33 году н. э. 14 нисана в Иудее прокуратором (префектом) Понтием Пилатом вместе с Иисусом Христом.

Подобно всем Библейским персоналиям (жене Пилата, юноше без покрывала, самарянке), возникающим в эпизодах , этот разбойник таит в себе 1000 загадок . В этой статье мы рассмотрим только две из них: 1) попробуем идентифицировать ( Борна ) личность разбойника и 2) попытаемся понять, как этот разбойник попал в рай. Остальные тайны разбойника рассмотрим в другой статье.

Итак, поехали. Прежде всего, нужно сказать, что вместе со Христом на горе Голгофе для исполнения пророчества Исайи " и к злодеям причтен " (Ис.53:12) распяли не одного разбойника, а двух . Матфей говорит:

"Тогда распяты с Ним два разбойника: один по правую сторону, а другой по левую" (Матф.27:38).

Этих двух злодеев, распятых вместо с Иисусом Христом обязательно нужно различать. Ибо они совсем разные . Тот разбойник, что оказался по левую сторону от Христа, не наш (1Иоан.2:19). Чужой ( ксеноморф ). Он являет образ дикой злобы и нераскаянной гордыни. Ибо "прославился" тем, что даже на кресте, хулил Христа и насмехался над Ним, говоря: " Если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого " (Лук.23:37). Согласно предсказанию о Втором пришествии Христовом и Его суде, "левый" разбойник - это "козел", предназначенный в огонь вечный (Мф.25:41).

"Наш" (1Иоан.2:19) разбойник - тот, который при распятии Господа Иисуса оказался справа от Него. Этот "правый", праведный или благоразумный разбойник, согласно предсказанию о Втором Пришествии и о страшном суде Христовом, соотносится с "овцой". В Евангельской истории он избегает геенны и даже входит в рай посредством своего благоразумия.

Распятие Христово. Икона. Фрагмент. Изображение взято в открытых источниках. Распятие Христово. Икона. Фрагмент. Изображение взято в открытых источниках.

Какого благоразумия? Об этом подробно свидетельствует евангелист Лука . Именно Лука дословно приводит прямую речь распятого справа от Христа разбойника, благодаря которой последний попадает в рай. Вот цитата:

"Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!" (Лук.23:39-42).

По мысли свт. Иоанна Златоуста, добрый разбойник попадает в рай благодаря своему здравомыслию, которое он сохранил, хотя и " был прибит гвоздями и терпел невыносимые страдания от гвоздей " (Иоанн Златоуст, свт. О кресте и разбойнике). Ибо распятый на кресте, будучи в отчаянном положении, заботится о другом : напоминает ему о его грехах; пытается пробудить в нем страх Божий и память смертную; дает надежду на духовное спасение. Иначе говоря, выполняет вторую заповедь любви , в которой говорится " возлюби ближнего твоего " (Матф.22:39).

Но это не все. Благоразумие разбойника проявляется еще и в том, что он признает Христа Богом и Царем того Царства , в которое сам хочет попасть: "П омяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!" (Лук.23:42). Благодаря этому наш разбойник выполняет первую заповедь любви , в которой говорится: " Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим " (Матф.22:37).

За исполнение двух наибольших заповедей в Законе (Матф.22:36-40) благоразумный разбойник и получает обетование собственного спасения , когда Христос говорит ему: " Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю " (Лук.23:43). По мысли свт. Игнатия Брянчанинова, в этот момент благоразумный " разбойник делается Богословом " (Игнатий (Брянчанинов), свт. Аскетические опыты. Том 1. О терпении). Ибо он пред лицом всех мудрых и сильных мира сего исповедует Христа Царем Небесным, попирая своим верным мнением их ошибочные мнения.

Все это понятно. Непонятно другое. Как звали-величали этого разбойника? Ибо в Новом Завете имя разбойника не упоминается. От слова совсем. Что же касается других источников, то они дают не меньше трех версий имени нашего злодея. Где же истина? Давайте разбираться.

Святой Дисмас. Изображение взято в открытых источниках. Святой Дисмас. Изображение взято в открытых источниках.

Аргументами в пользу имени "Дисмас" является, во-первых, древность источника . Ибо III-IV век - это не шутка (хотя, конечно, это и не первый век). А, во-вторых, греческое имя разбойника, больше похожее на личное прозвище. В Иудее I века евреи нередко получали греческие имена-прозвища. В Новом Завете, Тот же Христос говорит Петру: " Ты - Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр )" (Иоан.1:42). Имя "Симон" - еврейское по происхождению. А вот "Петр" - греческое.

Аргументом против является современная позиция Западной Церкви . Вообще, в прошлом католики очень почитали благоразумного разбойника. В XIV веке он даже вошел в "Каталог святых" Петра Наталиса с именем " Дисмас ". Однако в XVI веке кардинал Цезарь Бароний засомневался в подлинности этого имени. Подумал, что апокрифическое имя - это не солидно. И внёс память нашего разбойника (его память - 25 марта) в Римский мартиролог (список святых) уже без имени.

Аргументом в пользу версии имени " Тит " является, во-первых, эллинский культурный код. Например, 40 драхм (драхма - греческая денежная единица; была основной в Иудее I в. н. э.). Во-вторых, его изначально сирийское происхождение (по мнению Дж. Эллиотта, апокриф сначала был написан на сирийском языке и только потом переведен на арабский).

Аргументы против: во-первых, позднее происхождение апокрифа (V-VI в.). Во-вторых, римское имя "Тит", в переводе означающее "честь, почет". Если разбойник был римлянин, на крест он попасть никак не мог. Римских граждан римская администрация при необходимости усекала мечом. Как, например, это произошло с апостолом Павлом во время гонений Нерона.

Третья версия восходит к восточно-русской культуре. Прежде всего, к иконографическому канону XVI-XVII вв. Согласно этому канону, благоразумного разбойника звали Рахом . Имя "Рах" писалось иконописцами Древней Руси на многих северных алтарных дверях храмов (на тех, что ведут к жертвеннику), чтобы отразить символику алтаря как рая, в который за исповедание веры по слову Господа вошел разбойник.

Благоразумный разбойник Рах. Изображение взято в открытых источниках. Благоразумный разбойник Рах. Изображение взято в открытых источниках.

Установить происхождение имени "Рах" сложно. Некоторые ученые возводят происхождение имени к слову " варвар ", допуская последующую эволюцию: "Варвар - Варах - Рах". Кандидат культурологии О. В. Губарева предполагает, что древнее написание слова "Рах" не было именем разбойника. По ее мнению, " это было его прозвище: "подвешенный на рогатку", "распятый» "" (О. В. Губарева. Благоразумный разбойник).

Аргументом в пользу имени " Рах " (для нас, русских христиан) является, во-первых, восточно-русское происхождение имени. Ибо раз Церковь установила почитание святого Раха, мы должны Ее слушаться. Во-вторых, происхождение имени "Рах" от слова "рогатка", "распятый" (тут аффтор согласен с П. В. Губаревой). Здесь нет ничего необыкновенного. Повторим: в Новом Завете слово "Петр" было прозвищем. А сейчас стало именем. Тоже самое, видимо, произошло и с наименованием Рах. Изначально оно означало атрибут разбойника. Но со временем стало его личным именем.

Аргументом против имени "Рах"является его отсутствие в древних рукописях и апокрифах. По сути это имя - изобретение русских иконописцев. Пусть и весьма удачное, ибо ничего ложного не предлагает.

Сравнив сильные и слабые стороны всех трех версий имени благоразумного разбойника, прихожу к следующему выводу: подлинное имя этого человека нам неизвестно . Оно остается тайной за 7 печатями. Мы узнаем это имя после Второго Пришествия, в день Страшного суда.

Но, если нам захочется попросить молитвенной помощи у человека, который первым попал в рай , то можно (как мне кажется) обращаться к нему со следующими словами, говоря: " Святой Рах, моли Бога о нас !"

Тем более, что храм во имя благоразумного разбойника Раха по благословению митрополита Санкт-Петербуржского и Ладожского Варсонофия уже строится в Московском районе г. Санкт-Петербурга.

P. S. Автор этой статьи простоял в 2017 г. ночное пасхальное богослужение, рядом с иконой св . Раха в северной двери Покровского академического храма МДА. И до сих пор помнит атмосферу праздника.

О смысле пока­ян­ного подвига Бла­го­ра­зум­ного раз­бой­ника

cвя­щен­ник Афа­на­сий Гуме­ров:

В душе раз­бой­ника про­изо­шла вели­кая пере­мена. Он ока­зался достой­ным рая. Исце­лила его бла­го­дать Божия, но мы не должны ума­лять и личной его заслуги. Обра­тив­шийся раз­бой­ник совер­шил три подвига. Прежде всего, подвиг веры. Книж­ники и фари­сеи, знав­шие все про­ро­че­ства о Мессии и видев­шие мно­го­чис­лен­ные чудеса и зна­ме­ния, совер­ша­е­мые Иису­сом Хри­стом, ока­за­лись сле­пыми и при­го­во­рили Спа­си­теля к смерти. Раз­бой­ник смог в при­ко­ван­ном, как и он, к кресту и обре­чен­ном на смерть чело­веке уви­деть вопло­тив­ше­гося Бога. Какая изу­ми­тель­ная сила веры. Он совер­шил и подвиг любви. Умирал в стра­да­ниях. Когда чело­век мучим нестер­пи­мой болью, он весь сосре­до­то­чен на себе. Бывший раз­бой­ник, нахо­дясь в таком состо­я­нии, ока­зался спо­соб­ным про­явить состра­да­ние к Иисусу. Когда другой раз­бой­ник зло­сло­вил Его, он унимал его и гово­рил: «Он ничего худого не сделал» ( Лк. 23:41 ). Есть ли столько любви к Иисусу Христу у нас, полу­ча­ю­щих столько бла­го­де­я­ний от Бога? Бла­го­ра­зум­ный раз­бой­ник совер­шил третий подвиг – подвиг надежды. Несмотря на такое мрач­ное про­шлое, он не отча­ялся в своем спа­се­нии, хотя, каза­лось, уже не было время для исправ­ле­ния и плодов пока­я­ния.

О Кре­ще­нии Бла­го­ра­зум­ного раз­бой­ника

«…раз­бой­ник полу­чил окроп­ле­ние отпу­ще­ния грехов через таин­ство воды и Крови, истек­ших из бока Христа» (преп. Ефрем Сирин, Тво­ре­ния, т. 4, с. 434).

«…в чем же заклю­ча­лось оправ­да­ние раз­бой­ника? Он вошел в рай за то, что с верою кос­нулся креста. Что же после­до­вало дальше? Раз­бой­нику было обе­щано Спа­си­те­лем спа­се­ние; между тем ему вре­мени не было и не уда­лось осу­ще­ствить свою веру и про­све­титься (кре­ще­нием), а ведь было ска­зано: «кто не родится от воды и Духа, не может войти в Цар­ствие Божие» ( Ин. 3:5 ), Не было ни случая, ни воз­мож­но­сти, не было для раз­бой­ника и вре­мени кре­ститься, потому что он висел тогда на кресте. Спа­си­тель однако нашел выход из этого без­вы­ход­ного поло­же­ния. Так как уве­ро­вал в Спа­си­теля чело­век, осквер­нен­ный гре­хами, и нужно было ему очи­ститься, то Хри­стос устроил так, что после стра­да­ний один из воинов копьем прон­зил ребро Гос­пода и из него истекла кровь и вода; из ребра Его, гово­рит еван­ге­лист, «тотчас истекла кровь и вода» ( Иоан. 19:34 ), в под­твер­жде­ние истин­но­сти Его смерти и в про­об­ра­зо­ва­ние таинств. И вышла кровь и вода – не просто вытекла, но с шумом, так что брыз­нула на тело раз­бой­ника; ведь, когда вода выхо­дит с шумом, она про­из­во­дит брызги, а когда выте­кает мед­ленно, то идет тихо и спо­койно. Но из ребра кровь и вода вышли с шумом, так что брыз­нули на раз­бой­ника и этим окроп­ле­нием он был крещен, как гово­рит и апо­стол: мы при­сту­пили к «к горе Сиону и к Крови кроп­ле­ния, гово­ря­щей лучше, нежели Аве­лева» ( Евр. 12:22,24 )» (свт.Иоанн Зла­то­уст, Полное собра­ние тво­ре­ний в 12-ти тт, ‚т.8, с.694–695).

«Послу­шаем свя­того Ана­ста­сия Сина­ита, кото­рый о бла­го­ра­зум­ном раз­бой­нике, для коего вода, истек­шая из ребер Хри­сто­вых стала водою кре­ще­ния, гово­рит: «К оным птицам (то есть к небес­ным духам) отле­тел из живо­твор­ной воды, истек­шей из всех птиц, святой раз­бой­ник, вос­па­ряя по воз­духу в рое птиц вместе с царем – Хри­стом» (свт. Димит­рий Ростов­ский, Жития святых, том январь, кн.1‑я, Память 6 января, Слово на Бого­яв­ле­ние Гос­подне, с.224 ).

«Итак, не сомне­вайся воз­люб­лен­ный: бла­го­дать Божия совер­шенна; место не пре­пят­ствует, здесь ли ты кре­стился, или на корабле, или на пути. Филипп кре­стил во время пути, Павел – в узах; Хри­стос кре­стил раз­бой­ника на кресте из своей раны, и он тотчас удо­сто­ился отверзть двери рая» (свт. Иоанн Зла­то­уст. Т. 3, Кн. 2. 4. Слово о воз­вра­ще­нии св. Иоанна из Азии в Кон­стан­ти­но­поль).

Читайте также: