Притча о разбойнике который попал в рай
Обновлено: 14.11.2024
В большинстве переводов на современные языки запятая стоит перед "ныне же". То есть, Иисус обещал преступнику, который проявил в него веру, что тот "ныне же"(сегодня) будет в Раю. Этот текст из Библии больше всего используют как доказательство того, что люди имеют бессмертную душу. Но, если поставить запятую после слов "ныне же", то смысл текста совершенно меняется. Вверху, на иллюстрации, вы видите отрывок из Александрийского кодекса(рукописная Библия, 5-й век нашей эры). С подобных рукописей делаются переводы Библии. Можно заметить, что нет знаков препинания, к которым мы привыкли, нет и пробелов. Сам обсуждаемый текст выглядит подобным образом
и сказалемуиисусистинноговорютебенынежебудешьсомноювраю.
В данном случае, где можно(нужно) поставить запятую? Одна из причин, по которой ставят запятую до слов "ныне же" указана выше. Другая причина: если поставить запятую после, то фраза будет избыточна, так как, слова "говорю" и "ныне же" указывают на настоящее время. То есть, два слова утверждают настоящее время и это бессмысленно с точки зрения донесения смысла до собеседника. Но оказывается, что в Библии не единожды присутствует именно такая форма употребления слов, которые применяются к настоящему времени. Делается это для усиление важности момента
Второзаконие 4:26 - то призываю в свидетели вам сегодня небо и землю, что скоро потеряете землю, для наследования которой вы переходите за Иордан; не пробудете много времени на ней, но погибнете.
Второзаконие 8:19 - Если же ты забудешь Господа, Бога твоего, и пойдешь вслед богов других, и будешь служить им и поклоняться им, то я свидетельствую сегодня, что вы погибнете;
Это не только верно для Библии, но и в обычной жизни люди нередко употребляют такую форму утверждения важности произносимых слов. "Говорю тебе сейчас, не сделаешь то-то и то-то . "
Но есть более важный момент, который указывает, где должна стоять запятая. В Библии говорится, что Иисус провел некоторое время в могиле(гробнице), то есть, он не восходил к своему Отцу сразу после своей смерти. Об этом свидетельствует Евангелие от Иоанна 20:17
Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я ещё не восшёл к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: «восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему
Но вознесся он не сразу, так как, в течении 40 дней являлся своим ученикам. Деяния 1:3
которым и явил Себя живым, по страдании Своём, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием
Таким образом, обещание ,"ныне же будешь со мною в раю", не могло быть выполнено. Но Иисус не лгал. Поэтому, если поставить запятую после "ныне же", то получается, что Иисус обещал разбойнику, что тот будет в Раю, но через какое-то неопределенное время.
Перевод Библии тяжелый труд, которые требует не только знаний, но и отсутствие предубеждений. К сожалению, второе, нередко побеждает.
Свидетельствует ли спасение Христом одного из разбойников о том, спасение не требует усилий и покаяние вполне доступно перед самой смертью тела?
Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким):
История благоразумного разбойника отвращает от нас отчаяние, дарует надежду на прощение Божие в самых тяжких наших грехах, в самых глубоких наших падениях. Но это же священное повествование мы в гордыне и лукавстве своем порою превращаем для себя в источник соблазна.
«Поживем в свое удовольствие, пока Бог грехи терпит», – говорим мы себе, откладывая спасительное покаяние на старость или даже на смертный час, лукаво кивая на пример благоразумного разбойника. Коварная, внушенная сатаной мысль! Безумная попытка солгать перед Всевидящим Господом! Кто из нас способен на подвиг покаяния, веры и любви, подобный явленному на кресте помилованным разбойником? И если мы оказываемся не способными к покаянию в расцвете сил и разума, то как станет возможно для нас это свершение в заскорузлой старости или среди предсмертных ужасов? «Надобно опасаться, чтобы у немощного не было и покаяние немощное, а у умирающего – мертвое. Можно с таким покаянием и в ад пойти. Остановись, несчастный! Не все будет для тебя долготерпение Божие», – говорит святитель Тихон Задонский.
«Если Господь простил разбойника, то неужели не простит нас, которые никого не грабили и не убивали?» – такими мыслями мы тоже самоублажаемся, не желая замечать собственных преступлений. А ведь все мы разбойничаем на больших дорогах жизни – если не тела, то души ближних своих грабим и умерщвляем, и это еще страшнее, чем просто разбой. Вспомним, сколько ядовитых соблазнов сеем мы постоянно на своем пути, как умножается в мире зло от грешных дел и слов наших, – а где покаяние? Сознание своих грехов для благоразумного разбойника было более крестной пытки – а мы и слезинки не уроним из сухих глаз и вздоха не выжмем из окаменевших сердец. А, по слову преподобного Марка Подвижника, «никто столько не благ и не милосерд, как Господь; но не кающемуся и Он не прощает».
Величественная и страшная картина Голгофы есть образ всего человечества. Справа от Вселюбящего распят благоразумный разбойник – кающийся, верящий, любящий, ожидающий Царствия Небесного. Слева от Правосудного казнится безумный разбойник – нераскаянный, хулящий, ненавидящий, обреченный адской бездне. Среди людей нет ни одного безгрешного, все мы несем разбойничьи кресты – но каждый выбирает, будет ли это спасительный крест покаяния или погибельный крест противления любви Господней.
Стяжавший святость подвигом покаяния благоразумный разбойник ныне сопровождает нас к Чаше Святого Причастия, это его спасительные слова произносим мы перед приобщением Страшных и Животворящих Тайн Христовых. Да дарует нам Господь не с лукавым сердцем, а в смирении раскаявшихся грешников вкушать Святыню Его, повторяя: «Не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем».
Похожая притча
Благоразу́мный разбо́йник – один из двух разбойников, распятых на Голгофе рядом с Иисусом Христом (по преданию по правую руку Спасителя), раскаявшийся, уверовавший во Христа, смиренно выразивший перед Ним свою веру и получивший от Него обетование, что «ныне же» будет пребывать с Ним в раю.
Все четыре евангелиста с большими или меньшими подробностями говорят о двух разбойниках, распятых вместе с Иисусом Христом ( Мф.27:44 , Мк.15:32 , Ин.19:18 ), наиболее полный рассказ об этом приводится у евангелиста Луки ( Лк.23:39-43 ).
В апокрифическом Евангелии от Никодима приводятся имена распятых со Христом разбойников. Нераскаявшегося разбойника, находившегося слева от Спасителя, звали Гестас. А другой, благоразумный разбойник по правую руку от Христа, назван Дисмасом. В средневековой византийской древнерусской традиции благоразумного разбойника именуют Рахом.
Похожая притча
Христианство – религия парадоксов. Блага Бога и спасение в иных конфессиях получает четкий исполнитель небесных установлений. А христианство первым впустило в Рай бандита. В Божье Царство первым вошел не епископ, не преподобный монах, а разбойник. Попал он туда не за заслуги на большой дороге, а за искреннее желание чтобы подобных заслуг не совершать. Что известно об этом человеке.
Три подвига разбойника
Господа, что висел на Кресте, поносили распинатели, глумились первосвященники и простой народ. Собрат по несчастью, разбойник, который висел слева, злословил: какой же это Бог если себя не спасает. Иное устроение у распятого справа. Святые Отцы считают, что благоразумный разбойник попал в Рай за три подвига:
- Подвиг веры. Дисмас не обучался грамоте, не читал пророчеств и не видел Христовых чудес, но рассмотрел в обреченном на смерть человеке воплотившегося Бога
- Подвиг любви Сам, мучился и умирал от нестерпимой боли, но проявил сострадание к другому, ко Христу.
- Подвиг надежды. Разбойник не отчаялся во всемогущей любви Спасителя. Понимал: за земные дела не достоит Небесного Царствия, но мечтал, чтоб Бог о нем не помнил,
Разбойник попал в Божье Царство, потому что смог раскаяться: «достойное по делам приемлю». Осознать на кресте неправильность своей жизни, открыть сердце Господу . Бог вошел в его плачущую о грехах душу и дал верным надежду, что для кающихся Небо открыто. (Мф. 21:28–32)
За какое преступление был распят Благоразумный разбойник
Слово разбойник, употреблённое в Синодальном переводе Священного Писания, имеет и такое значение, как мятежник (террорист). Учитывая, что Иудея в то время была оккупирована Римской империей, уместен и такой перевод, как партизан.
В те времена, воровство распятием не наказывалось, поэтому можно предполагать, что разбойники, распятые рядом со Христом-Спасителем, вели вооружённую борьбу с оккупантами, а не промышляли разбоем.
Предания о встрече Благоразумного разбойника со Святым семейством
Существует позднее народное предание, что именно благоразумный разбойник спас жизнь Богоматери и Младенцу Иисусу по дороге в Египет, когда слуги Ирода убивали всех младенцев в Иудее. На дороге в город Мисир на Святое семейство напали грабители, имея намерение поживиться. Но праведный Иосиф имел только осла, на котором сидела Пресвятая Богородица с Сыном; возможная нажива разбойников была невелика. Один из них уже схватился за осла, но, увидев Младенца Христа, удивился необычайной красоте ребенка и воскликнул: «Если бы Бог взял Себе тело человеческое, то не был бы красивее, чем это дитя!» И повелел этот разбойник своим сотоварищам пощадить путников. И тогда Пресвятая Дева сказала столь великодушному разбойнику: «Знай, что этот младенец наградит тебя хорошо, за то, что ты его сохранил сегодня». Этим грабителем был Рах.
Другое предание иначе передает встречу благоразумного разбойника со Святым семейством. У Е. Поселянина это описано так: «Схваченные разбойниками, путники были приведены в их притон. Там лежала больная жена одного из разбойников, имевшая грудного младенца. Болезнь матери тяжело отзывалась на ребенке. Тщетно силился он высосать каплю молока из ее истощенной груди. Богоматерь увидела страдания ребенка, терзания несчастной матери. Она подошла к ней, взяла младенца к себе на руки и приложила его к своей груди. И от таинственной капли, проникшей в увядающий телесный состав, мгновенно жизнь вернулась в зачахшего ребенка. Щеки оживились румянцем, глаза заблестели, полутрупик превратился опять в веселого цветущего мальчика. Таково было действие таинственной капли. И в этом мальчике осталось на всю жизнь воспоминание о чудной Жене, у персей которой он, умирающий, исцелился. Жизнь не была к нему добра; он пошел проторенной его родителями дорогой преступления, но жажда духовная, стремление к лучшему никогда не оставляло эту загубленную жизнь. (Поселянин Е. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон). Разумеется, этим младенцем оказался Рах.
История благоразумного разбойника
Каждый евангелист, когда описывает Голгофу, рассказывает о двух разбойниках, которых распяли одновременно со Христом. Слева и справа от Спасителя стояли еще два креста, на них висели Гестас и Дисмас.
История Дисмаса, что в древнерусской традиции называется Рахом, печальна. Родился в разбойничьей семье, жил на пути в Египет, не слышал проповеди Иисуса Христа, не видел никаких Божьих чудес: исцелений, умножения хлебов.
Существует предание, что Рах спас жизнь Святого Семейства на пути в Египет. Грабители напали на путников, которые бежали от Ирода. Только необычная красота Богомладенца поразила главаря. Тот приказал сотоварищам отпустить беглецов и услышал пророчество Пресвятой Девы, что Младенец через годы вознаградит своего спасателя - разбойника.
Только это слово означает и «мятежник, террорист», да и за воровство в первом веке не наказывали распятием. Церковные богословы предполагают, что иудеи, висевшие рядом с Господом, вели вооруженную борьбу против оккупантов - римлян . Больше партизанили, поднимали мятеж против Римской империи, а не воровали и грабили мирных людей.
Благоразумный разбойник в церковной гимнографии
Благоразумный разбойник воспоминается в песнопениях Великой пятницы при чтении Двенадцати Евангелий: «Разбойника благоразумнаго во едином часе раеви сподобил еси, Господи», а его слова на кресте стали началом третьего антифона («Блаженны») Литургии и великопостного последования изобразительных: «Помяни мя Господи, егда приидеши во Царствии Твоем».
Похожая притча
Сегодня пойдет речь об очередной безымянной Библейской персоналии - благоразумном разбойнике , распятом в 33 году н. э. 14 нисана в Иудее прокуратором (префектом) Понтием Пилатом вместе с Иисусом Христом.
Подобно всем Библейским персоналиям (жене Пилата, юноше без покрывала, самарянке), возникающим в эпизодах , этот разбойник таит в себе 1000 загадок . В этой статье мы рассмотрим только две из них: 1) попробуем идентифицировать ( Борна ) личность разбойника и 2) попытаемся понять, как этот разбойник попал в рай. Остальные тайны разбойника рассмотрим в другой статье.
Итак, поехали. Прежде всего, нужно сказать, что вместе со Христом на горе Голгофе для исполнения пророчества Исайи " и к злодеям причтен " (Ис.53:12) распяли не одного разбойника, а двух . Матфей говорит:
"Тогда распяты с Ним два разбойника: один по правую сторону, а другой по левую" (Матф.27:38).
Этих двух злодеев, распятых вместо с Иисусом Христом обязательно нужно различать. Ибо они совсем разные . Тот разбойник, что оказался по левую сторону от Христа, не наш (1Иоан.2:19). Чужой ( ксеноморф ). Он являет образ дикой злобы и нераскаянной гордыни. Ибо "прославился" тем, что даже на кресте, хулил Христа и насмехался над Ним, говоря: " Если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого " (Лук.23:37). Согласно предсказанию о Втором пришествии Христовом и Его суде, "левый" разбойник - это "козел", предназначенный в огонь вечный (Мф.25:41).
"Наш" (1Иоан.2:19) разбойник - тот, который при распятии Господа Иисуса оказался справа от Него. Этот "правый", праведный или благоразумный разбойник, согласно предсказанию о Втором Пришествии и о страшном суде Христовом, соотносится с "овцой". В Евангельской истории он избегает геенны и даже входит в рай посредством своего благоразумия.
Распятие Христово. Икона. Фрагмент. Изображение взято в открытых источниках. Распятие Христово. Икона. Фрагмент. Изображение взято в открытых источниках.Какого благоразумия? Об этом подробно свидетельствует евангелист Лука . Именно Лука дословно приводит прямую речь распятого справа от Христа разбойника, благодаря которой последний попадает в рай. Вот цитата:
"Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!" (Лук.23:39-42).
По мысли свт. Иоанна Златоуста, добрый разбойник попадает в рай благодаря своему здравомыслию, которое он сохранил, хотя и " был прибит гвоздями и терпел невыносимые страдания от гвоздей " (Иоанн Златоуст, свт. О кресте и разбойнике). Ибо распятый на кресте, будучи в отчаянном положении, заботится о другом : напоминает ему о его грехах; пытается пробудить в нем страх Божий и память смертную; дает надежду на духовное спасение. Иначе говоря, выполняет вторую заповедь любви , в которой говорится " возлюби ближнего твоего " (Матф.22:39).
Но это не все. Благоразумие разбойника проявляется еще и в том, что он признает Христа Богом и Царем того Царства , в которое сам хочет попасть: "П омяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!" (Лук.23:42). Благодаря этому наш разбойник выполняет первую заповедь любви , в которой говорится: " Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим " (Матф.22:37).
За исполнение двух наибольших заповедей в Законе (Матф.22:36-40) благоразумный разбойник и получает обетование собственного спасения , когда Христос говорит ему: " Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю " (Лук.23:43). По мысли свт. Игнатия Брянчанинова, в этот момент благоразумный " разбойник делается Богословом " (Игнатий (Брянчанинов), свт. Аскетические опыты. Том 1. О терпении). Ибо он пред лицом всех мудрых и сильных мира сего исповедует Христа Царем Небесным, попирая своим верным мнением их ошибочные мнения.
Все это понятно. Непонятно другое. Как звали-величали этого разбойника? Ибо в Новом Завете имя разбойника не упоминается. От слова совсем. Что же касается других источников, то они дают не меньше трех версий имени нашего злодея. Где же истина? Давайте разбираться.
Святой Дисмас. Изображение взято в открытых источниках. Святой Дисмас. Изображение взято в открытых источниках.Аргументами в пользу имени "Дисмас" является, во-первых, древность источника . Ибо III-IV век - это не шутка (хотя, конечно, это и не первый век). А, во-вторых, греческое имя разбойника, больше похожее на личное прозвище. В Иудее I века евреи нередко получали греческие имена-прозвища. В Новом Завете, Тот же Христос говорит Петру: " Ты - Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр )" (Иоан.1:42). Имя "Симон" - еврейское по происхождению. А вот "Петр" - греческое.
Аргументом против является современная позиция Западной Церкви . Вообще, в прошлом католики очень почитали благоразумного разбойника. В XIV веке он даже вошел в "Каталог святых" Петра Наталиса с именем " Дисмас ". Однако в XVI веке кардинал Цезарь Бароний засомневался в подлинности этого имени. Подумал, что апокрифическое имя - это не солидно. И внёс память нашего разбойника (его память - 25 марта) в Римский мартиролог (список святых) уже без имени.
Аргументом в пользу версии имени " Тит " является, во-первых, эллинский культурный код. Например, 40 драхм (драхма - греческая денежная единица; была основной в Иудее I в. н. э.). Во-вторых, его изначально сирийское происхождение (по мнению Дж. Эллиотта, апокриф сначала был написан на сирийском языке и только потом переведен на арабский).
Аргументы против: во-первых, позднее происхождение апокрифа (V-VI в.). Во-вторых, римское имя "Тит", в переводе означающее "честь, почет". Если разбойник был римлянин, на крест он попасть никак не мог. Римских граждан римская администрация при необходимости усекала мечом. Как, например, это произошло с апостолом Павлом во время гонений Нерона.
Третья версия восходит к восточно-русской культуре. Прежде всего, к иконографическому канону XVI-XVII вв. Согласно этому канону, благоразумного разбойника звали Рахом . Имя "Рах" писалось иконописцами Древней Руси на многих северных алтарных дверях храмов (на тех, что ведут к жертвеннику), чтобы отразить символику алтаря как рая, в который за исповедание веры по слову Господа вошел разбойник.
Благоразумный разбойник Рах. Изображение взято в открытых источниках. Благоразумный разбойник Рах. Изображение взято в открытых источниках.Установить происхождение имени "Рах" сложно. Некоторые ученые возводят происхождение имени к слову " варвар ", допуская последующую эволюцию: "Варвар - Варах - Рах". Кандидат культурологии О. В. Губарева предполагает, что древнее написание слова "Рах" не было именем разбойника. По ее мнению, " это было его прозвище: "подвешенный на рогатку", "распятый» "" (О. В. Губарева. Благоразумный разбойник).
Аргументом в пользу имени " Рах " (для нас, русских христиан) является, во-первых, восточно-русское происхождение имени. Ибо раз Церковь установила почитание святого Раха, мы должны Ее слушаться. Во-вторых, происхождение имени "Рах" от слова "рогатка", "распятый" (тут аффтор согласен с П. В. Губаревой). Здесь нет ничего необыкновенного. Повторим: в Новом Завете слово "Петр" было прозвищем. А сейчас стало именем. Тоже самое, видимо, произошло и с наименованием Рах. Изначально оно означало атрибут разбойника. Но со временем стало его личным именем.
Аргументом против имени "Рах"является его отсутствие в древних рукописях и апокрифах. По сути это имя - изобретение русских иконописцев. Пусть и весьма удачное, ибо ничего ложного не предлагает.
Сравнив сильные и слабые стороны всех трех версий имени благоразумного разбойника, прихожу к следующему выводу: подлинное имя этого человека нам неизвестно . Оно остается тайной за 7 печатями. Мы узнаем это имя после Второго Пришествия, в день Страшного суда.
Но, если нам захочется попросить молитвенной помощи у человека, который первым попал в рай , то можно (как мне кажется) обращаться к нему со следующими словами, говоря: " Святой Рах, моли Бога о нас !"
Тем более, что храм во имя благоразумного разбойника Раха по благословению митрополита Санкт-Петербуржского и Ладожского Варсонофия уже строится в Московском районе г. Санкт-Петербурга.
P. S. Автор этой статьи простоял в 2017 г. ночное пасхальное богослужение, рядом с иконой св . Раха в северной двери Покровского академического храма МДА. И до сих пор помнит атмосферу праздника.
О смысле покаянного подвига Благоразумного разбойника
cвященник Афанасий Гумеров:
В душе разбойника произошла великая перемена. Он оказался достойным рая. Исцелила его благодать Божия, но мы не должны умалять и личной его заслуги. Обратившийся разбойник совершил три подвига. Прежде всего, подвиг веры. Книжники и фарисеи, знавшие все пророчества о Мессии и видевшие многочисленные чудеса и знамения, совершаемые Иисусом Христом, оказались слепыми и приговорили Спасителя к смерти. Разбойник смог в прикованном, как и он, к кресту и обреченном на смерть человеке увидеть воплотившегося Бога. Какая изумительная сила веры. Он совершил и подвиг любви. Умирал в страданиях. Когда человек мучим нестерпимой болью, он весь сосредоточен на себе. Бывший разбойник, находясь в таком состоянии, оказался способным проявить сострадание к Иисусу. Когда другой разбойник злословил Его, он унимал его и говорил: «Он ничего худого не сделал» ( Лк. 23:41 ). Есть ли столько любви к Иисусу Христу у нас, получающих столько благодеяний от Бога? Благоразумный разбойник совершил третий подвиг – подвиг надежды. Несмотря на такое мрачное прошлое, он не отчаялся в своем спасении, хотя, казалось, уже не было время для исправления и плодов покаяния.
О Крещении Благоразумного разбойника
«…разбойник получил окропление отпущения грехов через таинство воды и Крови, истекших из бока Христа» (преп. Ефрем Сирин, Творения, т. 4, с. 434).
«…в чем же заключалось оправдание разбойника? Он вошел в рай за то, что с верою коснулся креста. Что же последовало дальше? Разбойнику было обещано Спасителем спасение; между тем ему времени не было и не удалось осуществить свою веру и просветиться (крещением), а ведь было сказано: «кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» ( Ин. 3:5 ), Не было ни случая, ни возможности, не было для разбойника и времени креститься, потому что он висел тогда на кресте. Спаситель однако нашел выход из этого безвыходного положения. Так как уверовал в Спасителя человек, оскверненный грехами, и нужно было ему очиститься, то Христос устроил так, что после страданий один из воинов копьем пронзил ребро Господа и из него истекла кровь и вода; из ребра Его, говорит евангелист, «тотчас истекла кровь и вода» ( Иоан. 19:34 ), в подтверждение истинности Его смерти и в прообразование таинств. И вышла кровь и вода – не просто вытекла, но с шумом, так что брызнула на тело разбойника; ведь, когда вода выходит с шумом, она производит брызги, а когда вытекает медленно, то идет тихо и спокойно. Но из ребра кровь и вода вышли с шумом, так что брызнули на разбойника и этим окроплением он был крещен, как говорит и апостол: мы приступили к «к горе Сиону и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева» ( Евр. 12:22,24 )» (свт.Иоанн Златоуст, Полное собрание творений в 12-ти тт, ‚т.8, с.694–695).
«Послушаем святого Анастасия Синаита, который о благоразумном разбойнике, для коего вода, истекшая из ребер Христовых стала водою крещения, говорит: «К оным птицам (то есть к небесным духам) отлетел из животворной воды, истекшей из всех птиц, святой разбойник, воспаряя по воздуху в рое птиц вместе с царем – Христом» (свт. Димитрий Ростовский, Жития святых, том январь, кн.1‑я, Память 6 января, Слово на Богоявление Господне, с.224 ).
«Итак, не сомневайся возлюбленный: благодать Божия совершенна; место не препятствует, здесь ли ты крестился, или на корабле, или на пути. Филипп крестил во время пути, Павел – в узах; Христос крестил разбойника на кресте из своей раны, и он тотчас удостоился отверзть двери рая» (свт. Иоанн Златоуст. Т. 3, Кн. 2. 4. Слово о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь).
Читайте также: