Притча о потерянной овечке

Обновлено: 27.04.2024

На злачной поляне, за синенькой речкой,
У тихой прозрачной воды
Бродили сто маленьких милых овечек
В поисках свежей травы.

Им было прохладно, и солнце светило,
И в общем-то не было мух.
И каждой овечке еды бы хватило,
Ведь с ними был мудрый пастух.

Он пёкся о том, чтоб им не было тесно,
И верно хранил их от бед,
И каждое утро шёл в новое место,
Чтоб был повкусней их обед.

И все сто овечек гуляли привольно,
Густой наслаждаясь травой.
И все пропитанием были довольны,
Все, кроме овечки одной.

А ей всё казалось, что там, за рекою
И травка намного вкусней,
И овцы не ссорятся между собою,
И солнце сияет сильней.

И каждое утро эта овечка,
Доев свой привычный обед,
Долго глядела вдаль через речку,
Вздыхая о том, чего нет.

Ей эта мечта не давала покоя,
И летним солнечным днём
Пошла она счастье искать за рекою,
Оставив родимый свой дом.

Ответственность всю осознав в полной мере,
Овечка ступила на мост.
И в миг очутилась в долине, не веря,
Что путь оказался так прост.

И что она видит? Прекрасное поле
Со свежей зелёной травой!
Здесь можно наесться, набегаться вволю,
А после - вернуться домой.

И вот героиня вприпрыжку, вприскочку
Хватает зубами траву,
Хватает листочки, хватает цветочки,
И песни поёт на бегу.

И счастью овечки не видно предела,
И счастью не видно конца!
Когда наконец попила и поела
Домой захотела она.

Собравшись назад, она спрыгнула с кочки,
И тут же смутилась всерьёз:
Вот та же поляна, вот те же цветочки,
А где же тот самый мост?

Искала-искала, искала-искала,
Но так ничего не нашла.
Тем временем выше вдали стали скалы,
И шире разлилась река.

И стали как будто бы горы покруче,
И жёстче как будто трава,
И как-то уж быстро сгущаются тучи.
И так же не видно моста.

Напрасно она так усердно искала
Дорогу обратно к мосту,
Истратив все силы, безумно устала,
И села на берегу.

Вот так испарились овечкины грёзы
О лёгкой и вкусной еде.
И капали в реку овечкины слёзы,
Круги оставляя в воде.

Ей было неловко. Ей было обидно.
И блеяла бедная вслух:
«Ах, как это глупо, как это стыдно,
Что скажет любимый пастух?

Он, каждое утро гуляя со мною,
Так нежно по имени звал.
И если судьба мне грозила бедою,
Он жизнь за меня полагал.
И нынче я здесь и теперь представляю,
Что думает он про меня».
И вдруг чей-то голос донёсся: - Родная,
Как долго искал я тебя!

- Мой Пастырь? Спаситель! Оставил Ты стадо
Лишь ради овечки одной?
Прости меня, Пастырь! - Прощаю, о чадо,
Пойдём поскорее домой!

А Пастырь был тоже так рад этой встрече,
Что даже не стал прятать слёз.
И быстро взваливши овечку на плечи,
Домой её нежно понёс.

Овечка от чувств не смогла удержаться,
И нежно Его обняла:
«Мой Пастырь, отныне не буду нуждаться
Нигде и ни в чём. Никогда».
ИРИНА ОРЛОВА

Похожая притча

Притчи о заблудшей овце и о потерянной драхме мы находим в Евангелии от Луки:

«Кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдёт за пропавшей, пока не найдёт её? А нашедши, возьмёт её на плечи свои с радостью и, пришедши домой, созовёт друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашёл мою пропавшую овцу. Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии. Или какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжёт свечи и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдёт, а нашедши, созовёт подруг и соседок и скажет: порадуйтесь со мною: я нашла потерянную драхму. Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» ( Лк. 15: 4–10 ).

Иисус Христос неоднократно использовал в Своей проповеди образ пастыря потому, что Его слушатели знали этот образ из книг Ветхого Завета. Глубоко укорененный в опыте кочующих арамеян ( Втор. 26: 5 ), какими были праотцы Израиля в условиях пастушеской жизни, образ пастыря, пастуха, ведущего своё стадо, выражает два аспекта власти, осуществляемой над людьми, как будто противоположные и часто разделяемые. Пастырь одновременно и возглавитель, и сотоварищ. Это человек сильный, способный защищать своё стадо от диких зверей; вместе с тем он внимателен к своим овцам, хорошо их зная ( Притч. 27: 23 ), применяясь к их положению ( Быт. 33: 13 ), нося их на своих руках ( Ис. 40: 11 ), даже любя ту или другую из них как дочь ( 2Цар. 12: 3 ). Его власть неоспорима, она основана на преданности и любви. На древнем Востоке (в Вавилоне, в Ассирии) цари называли себя пастырями, на которых божество возложило определенное служение – собирать овец в стада и заботиться о них. В Библии также часто встречается этот образ, помогающий понять отношения, которые соединяют Израиль с Богом через Христа и Его посланников.

В памяти многих евреев хранилось пророчество о грядущем Пастыре. Иисус исполняет это пророчество. Вероятно, Он включал пастухов в число тех малых, которые, как мытари и блудницы, радостно принимают Благую Весть – Евангелие. В этом смысле можно истолковать прием, оказанный вифлеемскими пастухами Иисусу, родившемуся в их вертепе ( Лк. 2: 8–20 ).

В древнехристианской символике, обнаруженной в катакомбах Европы и Ближнего Востока, Христос нередко изображался, как пастырь, несущий на своих плечах овцу. Это символизирует спасение грешного человечества, когда Христос на кресте взял на Себя наши грехи и очистил их.

В притчах о заблудшей овце и потерянной драхме Господь излагает истину о том, как дорого в очах Божиих обращение грешника и какая радость бывает на небесах о кающихся. Более того, эти притчи подчеркивают, что Бог Сам ищет грешника, чтобы спасти его. Христос об этом говорит и в других местах Евангелия так: «Сын человеческий пришёл взыскать и спасти погибшее» ( Мф. 18: 11 ; Лк. 19: 10 ) и «призвать грешников к покаянию» ( Мф. 9: 13 ).

Эти притчи были рассказаны Иисусом, чтобы показать гордым и самоуверенным книжникам и фарисеям беспредельную любовь и милосердие Божие ко всем без исключения людям. Книжники и фарисеи были уверены, что из-за того что они исполняют все мелкие предписания Моисеева закона, принося положенные жертвы и соблюдая все обряды, они более не нуждаются в покаянии и справедливо поступают, чуждаясь общения с теми, кого они считали грешниками.

Из Евангелия мы знаем, что Христос всегда шёл навстречу всем людям, сознающим свою греховность и желающим изменить к лучшему образ своей жизни. Он охотно шёл в дома грешников, не гнушался есть с ними (вспомним случай со сборщиком податей Закхеем и призыв мытаря Левия стать апостолом Матфеем). Вот это как раз и возмущало фарисеев и книжников, считавших, что даже подать руку помощи падшему брату или просто прикоснуться к нему их оскверняет. Следовательно, эти мнимые праведники думали, что раз Иисус общается с грешниками, Он Сам грешник. Поэтому в их представлении нечего было народу идти за Иисусом и слушать Его проповеди и поучения. Это своё возмущение недостойные вожди народные открыто высказывали Христу и другим.

Христос как бы говорит Своим обвинителям в ответ: «Вы обвиняете Меня в том, что Я принимаю грешников, отставших от Бога, даже хожу за ними, довожу их до раскаяния и, спасая от гибели, возвращаю их Богу. Но ведь и вы (книжники и фарисеи) поступаете так же в отношении того, что для вас дорого и близко». Далее Иисус предлагает им притчи о заблудшей овце и потерянной монете. «Кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдёт за пропавшей, пока не найдёт её? Или какая женщина, имеющая десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжёт свечи, и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдёт? Если же вы поступаете так, теряя своё имущество,– как бы далее говорит Христос, – то зачем укоряете Меня, когда Я спасаю людей, отставших от Бога, их Отца? Ответственный, добрый пастырь, найдя заблудшую овцу, не наказывает её за то, что она отстала от стада, даже не гонит её обратно к стаду, а радуясь, что ее нашёл, берет ее на свои надежные плечи и несёт домой, созывает друзей и говорит им: Порадуйтесь со мною, я нашёл мою пропавшую овцу! Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии. Вот как радуется Бог, когда возвращает на путь спасения потерянных овец стада».

Совершенно ясно, что под пропавшей овцой подразумевается грешник, погибший для добродетели и блаженства, для которых был создан Богом. Таким же прообразом является и потерянная драхма, то есть мелкая серебряная монета. Неисповедимыми путями Господь Святым Духом действует на сердце человека-грешника, еще не утратившего окончательно способности к покаянию и обращению к Богу.

Обращает на себя внимание выражение Иисуса об одном грешнике кающемся, повторяющееся в обеих притчах. Этим подчеркивается, что единственный залог спасения – покаяние. А радость на небесах, по слову преп. Ефрема Сирина, «праздник Богу». «Покаяние – праздник Богу, – пишет преподобный. – Покаяние, творя праздник Богу, призывает и небо на пир. Ангелы радуются, когда покаяние приглашает их на вечерю. Все небесные чины торжествуют, возбуждаемые к веселию покаянием», – читаем мы у преп. Ефрема Сирина.

В притче о заблудшей овце Господь даёт нам выразительный сравнительный образ приведения к пути истины заблудившегося грешника. Овца, убежавшая из стада, – жалкое животное. Она подвергается опасности попасть в место, где нет ни корма, ни воды, ей грозит опасность стать добычей диких зверей. Так и душа, удалившаяся от Бога, источника истины и благодати, тоже несчастное существо, ибо она подвергает себя всяким опасностям духовного порядка: заблуждениям, страстям, делается легкой добычей диавола – врага Бога и человеческого спасения, ищущего, по слову Писания, кого поглотить ( 1Пет. 5: 8 ).

Господь проявляет максимальную заботу о заблудившихся душах, которые Он беспредельно любит. Бог любит мир до такого предела, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную ( Ин. 3: 16 ). Бог отдал Сына Своего на крестную смерть, победил смерть воскресением Иисуса и после вознесения на небо продолжает промышлять о грешниках и указывает на путь спасения через Свою Церковь, которая продолжает звать грешников к покаянию.

В притче о заблудшей овце сказано, что пастырь, обнаружив заблудшую овцу, не гонит её обратно к стаду, а берёт её на свои плечи и с радостью несёт домой. То же самое происходит с грешником, готовым следовать за Христом. Грешнику необходимо свободно, без принуждения начать подвиг покаяния; на первых порах ему будет трудно, ибо он духовно ослабел, ему необходима помощь. И вот милосердный Пастырь-Христос Своей благодатью укрепляет решившего пойти по пути спасения. Грешник уже не один пойдёт по новому пути, а с Христом. Если же он будет по пути падать, Христос возьмет его на Свои плечи, ободрит и утешит, ибо Он сказал: «Придите ко Мне все труждающиеся и обременные, и Я успокою вас» ( Мф. 11: 28 ).

Эти притчи Спасителя были обращены не только к фарисеям Его времени, но и к фарисеям всех времен и всех народов. Они обращены и к нам, как предупреждение не впасть в грех фарисейства. Господь хочет, чтобы мы подражали Его человеколюбию, чтобы мы с лаской и любовью пошли на помощь заблуждающимся братьям и сестрам, чтобы попытаться спасти и вернуть их к Христову стаду, к Церкви. В каждом человеке мы должны увидеть именно брата – брата во Христе и образ Божий. И как бы ни падал человек, как бы ни затемнял он в себе образ Божий грехами и пороками, мы всё же должны искать в его душе искру Божию, как это сумел сделать Достоевский в своих «Записках из мёртвого дома» (с каторги). «Грехи грехами, а основа в человеке – образ Божий. », – пишет Федор Михайлович. «Грех ненавидь, а грешника люби», – любил говорить св. прав. Иоанн Кронштадтский. А ап. Иаков в своем послании прямо говорит: «Обративший грешника от ложного пути его, спасёт душу от смерти (и его, и свою – В.П.) и покроет множество грехов» ( Иак. 5: 20 ).

Кого подразумевает Господь под девяноста девятью праведниками и девятью драхмами? Так как на земле нет людей, не нуждающихся в покаянии, то блаженный Феофилакт, архиеп. Болгарский и другие толкователи Евангелия под девяноста девятью праведниками, не имеющими нужды в покаянии, понимают Ангелов и праведников, уже завершивших свой путь спасения и отошедших в вечность, которым так же дорого спасение грешника.

Епископ Охридский Николай (Велимирович) приводит широкое толкование притчи о потерянной драхме, видя в ней отражение трагедии как всего мира, так и отдельного человеческого существования. По толкованию еп. Николая девять непотерянных драхм означают девять ангельских чинов, которых Христос, изображенный в притче под видом женщины, оставляет, чтобы найти одну драхму – весь род человеческий, соблазненный диаволом и в самом начале истории отпавший от Бога. Придя на землю и просветив ее светом Своего ведения, Христос нашёл заблудшее и потерянное человечество и объявил бесчисленной рати святых духов небесных: «Порадуйтесь со мною, я нашёл потерянную драхму, нашел людей, которые заполнят в Царстве Небесном место, оставшееся после некогда совершившегося падения отпавших от Бога ангелов».

Похожая притча

Изображение для главы: Притча о потерянной овце

Иисус так возлюбил род человеческий, что оставил славу небес и пришел на землю, чтобы взыскать и спасти погибших в грехах, отступивших от Бога и забывших Его людей. Он, как Добрый Пастырь, всегда ищет заблудившуюся овцу. В одной из Своих притч Иисус сказал: "Кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяносто девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее? А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: ""Порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу"". Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяносто девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии". Большая радость будет на небесах, когда и сейчас кто-нибудь из читателей, еще не принявший Иисуса в свое сердце, обратится к Нему с сердечной молитвой покаяния. Иисус поймет, услышит, простит, даст душе мир и покой.

Читайте более подробно: .

Ветхий Завет

Новый Завет

Фильмы для детей

Авторские права

Права на перевод Детской Библии принадлежат Институту Перевода Библии.

Размещено на сайте Библия Онлайн с разрешения правообладателя.

Наличие разрешение у Библии Онлайн, не означает, что вы можете свободно брать и копировать текст, изображения и другую информацию для использования в собственных проектах, без разрешения правообладателя.За получением разрешения, вам необходимо самостоятельно обращаться к владельцу прав.

Владельцы ресурса Библия Онлайн, не являются авторами Детской Библии и могут частично или вовсе не разделять изложенный в ней взгляд. По вопросам содержимого, соответствия Библейскому вероучению, и другим вопросам необходимо обращаться к авторам.

Похожая притча

1–10. Притчи о заблудшей овце и о потерянной драхме. – 11–32. Притча о блудном сыне.

Лк.15:1 . Приближались к Нему все мытари и грешники слушать Его.

Лк.15:2 . Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними.

К Господу Иисусу Христу старались приблизиться ( ἦσαν δὲ ἐγγίζοντες , по-русски – «приближались» ) «все» , т.е. очень многие («все» – гипербола), «мытари» (см. Мф. 5:46 ) «и грешники» , т.е. те, кого фарисеи так называли за их отступления от разных предписаний закона ( Мф. 9:10 ). Фарисеи были крайне недовольны этим, потому что и они, как известно, поддерживали еще общение с Христом, принимали Его у себя. Выходило так, что Христос, допуская к Себе мытарей и грешников, этим самым принуждал и фарисеев невольно приходить с ними в общение, так как «приближение» грешника иногда было для них совершенно неожиданным, например, во время обеда, когда фарисею неловко было оставить дом из-за того, что являлся нежеланный гость.

Лк.15:3 . Но Он сказал им следующую притчу:

Лк.15:4 . кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее?

Лк.15:5 . А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью

Лк.15:6 . и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу.

Лк.15:7 . Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии.

Лк.15:8 . Или какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжет свечи и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдет,

Лк.15:9 . а найдя, созовет подруг и соседок и скажет: порадуйтесь со мною: я нашла потерянную драхму.

Лк.15:10 . Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся.

В ответ на эти речи Господь сказал притчу о заблудшей овце, где изобразил, как Богу дорога каждая заблудшая душа человеческая и как Бог ищет погибшие души, чтобы вернуть их к Себе. Грешник здесь изображается под видом овцы, которая часто по неведению дороги сбивается с пути и отстает от стада, а Бог под видом пастыря, который так жалеет об отставшей овце, что, оставив остальное стадо, состоящее из 99 овец, отправляется искать одну отставшую овцу, и когда найдет ее, то объявляет об этом с радостью всем соседям своим. Эта же притча в более кратком виде имеется и у евангелиста Матфея ( Мф. 18:12–14 ).

«В пустыне» (стих 4). Этим отмечается особенная заботливость пастыря о заблудшей овце. Если даже допустить с Тренчем (с. 315), что восточная пустыня не представляет собой песчаного и безводного края, что в ней имеются удобные пастбища, то во всяком случае пребывание стада в пустыне без пастуха, который охраняет его от диких зверей, очень опасно для стада. Если, тем не менее, пастух оставляет стадо, чтобы искать одну заблудившуюся овцу, то из этого ясно, что он очень жалеет эту овцу.

«Возьмет ее на плечи свои» (стих 5). Это символ особой заботливости пастуха об овце. Овца устала, и он поэтому несет ее на себе. Так благодать Христова поддерживает обратившегося на путь спасения грешника, у которого не хватает собственных сил для того, чтобы совершить весь этот трудный путь. В первенствующей Церкви этот образ пастыря с овцою на плечах неоднократно воспроизводился на стенах катакомб, так изображали Христа Спасителя.

«Сказываю вам. » (стих 7). Это – применение притчи о заблудшей овце к случаю, который послужил поводом к тому, что Христос сказал Свою притчу. Под праведниками Христос подразумевает не праведников только по имени, т.е. тех, кто внешним образом соблюдал закон, тогда как нравственное их состояние далеко не давало бы им права назваться праведниками (что было бы странного в том, что Бог оставил бы таких мнимых праведников), а, несомненно, праведников в собственном смысле этого слова, действительно праведных людей, причем, однако, притча оставляет в стороне вопрос о том, есть ли такие праведники.

Следующая притча – о женщине, которая, имея всего капитала десять драхм (драхма – около 20 коп. 18 ), одну драхму потеряла, а потом, после усиленных поисков, нашла и возрадовалась – имеет в виду то же, что и первая притча, т.е. раскрытие величия любви и милосердия Божия к грешникам. Под женщиной нужно понимать Церковь, которая неустанно заботится о спасении погибающих. Прочие детали притчи, не относящиеся к ее существу, не нуждаются в объяснении.

«Радость у Ангелов Божиих» (стих 10) – правильнее: «пред Ангелами Божиими» ( ἐνωπίον τῶν ἀγγέλων ). Радующимся здесь изображается Бог, сообщающий о Своей радости окружающим Его престол Ангелам (ср. Лк. 12:8 ).

Лк.15:11 . Еще сказал: у некоторого человека было два сына;

В прекрасной притче о блудном сыне Христос также дает ответ на возражения фарисеев по поводу благосклонного отношения Христа к мытарям и грешникам (стих 2). Как отец, обнимающий возвратившегося к нему непокорного сына, Бог принимает кающегося грешника с великой радостью. Обыкновенным людям непонятна эта радость, и это прекрасно изображено под видом ропота оставшегося в доме отца сына, когда он узнал, как ласково принял отец его вернувшегося брата. Таким образом, цель притчи ясна: Христос хочет показать, что Он, как и Бог, любит грешников и хочет спасти их, а фарисеи этому противятся и поступают в этом случае совершенно безжалостно по отношению к этим грешникам, которые им – братья. Напрасно поэтому искать какого-либо другого смысла в этой притче, и все аллегорические изъяснения ее могут иметь только духовно-нравственное применение, но не находят для себя прямого основания в самой притче. А таких опытов изъяснения очень много. Так, одни толкователи понимают под старшим сыном – иудеев, а под младшим, блудным, – язычников (блж. Августин, а из новых – Баур, Швеглер, Ричль и другие) в их отношении к христианству. При этом аллегоризация была простираема означенными толкователями и на отдельные пункты притчи. Другие – под обоими братьями понимают фарисеев и мытарей (Годе, Гебель, Кейль) или праведных и грешных (Мейер).

Лк.15:12 . и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение.

По еврейскому наследственному праву, младший сын после смерти отца получал половину того, что шло в пользу старшего ( Втор. 21:17 ). Отец мог и не давать сыну заранее его часть, но все-таки, по своему соображению, нашел нужным удовлетворить просьбу сына и заранее разделил имение между обоими сыновьями, причем остался владельцем доли, предназначенной старшему, который по-прежнему оставался у отца в подчинении (стихи 29–31).

Лк.15:13 . По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.

«По прошествии немногих дней» . Тренч видит в этом признак некоторой деликатности в отношении к отцу со стороны младшего сына (с. 329): он стеснялся сразу же оставить отцовский дом. Но можно в этих словах видеть указание и на то, что, по получении имения, в младшем сыне очень скоро возбудилась жажда пожить в свое удовольствие вдали от отца.

«Собрав все» – именно то, что он получил как свою наследственную часть – и вещи, и деньги.

«Живя распутно» ( ἀσώτως , из ἀ – отрицательная частица, и σώζω – спасаю). У классиков это выражение означает расточителей отцовского наследства. Поэтому младшего сына называют иногда и «расточительным сыном». Правильнее это выражение принимать за обозначение беспечной распущенной жизни в самом широком смысле этого слова.

Лк.15:14 . Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться;

Лк.15:15 . и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней;

Лк.15:16 . и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему.

Младший сын скоро прожил свое состояние, а в это время по всей стране, где он очутился, начался голод. Нечем ему было питаться, и он должен был наняться к одному жителю той страны в пастухи стада свиней. Это занятие – самое низкое, с точки зрения иудея, который свинью, по закону, считал нечистым животным. Но хозяин, очевидно, мало давал своему пастуху пищи, и тот принужден был рвать стручки с так называемого «хлебного дерева Иоанна Крестителя». Стручки эти имели форму рожков, почему и названы здесь «рожками» ( τῶν κερατίων ). Их ели и свиньи.

«Но никто не давал ему» , т.е. никто не обращал внимания на его голод и настоящей пищи ему не давали.

Лк.15:17 . Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода;

Лк.15:18 . встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою

Лк.15:19 . и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.

«Придя же в себя» . Нужда заставила блудного сына одуматься и прежде всего вспомнить об отцовском доме, о котором он совсем забыл и который теперь представился ему во всем своем контрасте с его настоящим положением. Там даже наемники имеют много хлеба, а он, сын хозяина этого дома, здесь умирает с голоду! Поэтому он решается пойти к своему отцу и покаяться перед ним в том, что оставил его.

«Против неба» . Небо представляется здесь как местопребывание Божества и чистых духов – оно, можно сказать, олицетворяется. Высший небесный мир представляется оскорбленным грехами блудного сына.

«И пред тобою» . Так как грешим мы в собственном смысле только против Бога ( Пс. 50:6 ), то если сын здесь называет себя согрешившим пред лицом отца ( ἐνώπιόν σου ), то понимает в этом случае отца как представителя Бога. Или же это выражение можно расширить так: «и вот я как грешник стою пред тобою».

Лк.15:20 . Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.

Лк.15:21 . Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим.

Лк.15:22 . А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги;

Лк.15:23 . и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться!

Лк.15:24 . ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.

Блудный сын тотчас же исполнил свое намерение и пошел к отцу. Тот издали еще увидал его и бросился к нему навстречу, обнял его и целовал его. При виде такой любви сын не мог произнести просьбу о том, чтобы отец принял его в наемники. Он только выразил раскаяние перед своим отцом. На это раскаяние отец ответил приказанием слугам, чтобы те принесли «лучшую» , т.е. самую дорогую, какая была в доме, одежду ( στολή – длинная и широкая одежда знатных людей; Мк.12:38, 16:5 ; Откр. 6:11 ).

«Перстень» и «обувь» – знаки свободного человека (рабы ходили босыми). Это означало, что вернувшийся сын становится снова членом отцовского дома.

«Был мертв и ожил» . Смерть – это пребывание в грехе, оживление – раскаяние (Евфимий Зигавин).

Лк.15:25 . Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование;

Лк.15:26 . и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое?

Лк.15:27 . Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым.

Лк.15:28 . Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его.

Старший сын обиделся на отца за такое принятие недостойного, по его мнению, брата. Это не фарисеи и не законники, которые всю сущность добродетели полагали в исполнении буквы закона: разве можно к ним отнести слова отца в 31-м стихе? Это – просто хороший сын, благонравный, но не без некоторой гордости своею добродетелью (стих 29) и не без чувства зависти к предпочтению, оказанному отцом его брату.

«Пение и ликование» ( συμφωνίας καὶ χορῶν ) – пение и пляска, что производилось обыкновенно наемными певцами и танцорами (ср. комментарии к Мф. 14:6 ) при пиршествах.

«Принял его здоровым» , т.е. на радости, что тот вернулся в полном здравии.

Лк.15:29 . Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими;

Лк.15:30 . а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка.

«Не дал мне и козленка» – правильнее перевести: «а мне – такому хорошему и послушному – ты не дал козленка», который, конечно, гораздо дешевле, чем откормленный теленок. Здесь выражается болезненное чувство самолюбия.

«А когда этот сын твой» – правильнее: «а когда сын твой (он не хочет сказать: брат мой), вот этот» ( οὗτος ) – выражение презрения.

Лк.15:31 . Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое,

Лк.15:32 . а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.

Отец смягчает или хочет смягчить оскорбившегося сына.

«Сын мой» – правильнее: «чадо» ( τέκνον ) – выражение ласки и нежной любви.

«Ты всегда со мною. » . Т.е. что тебе сердиться, когда ты всегда находился вместе со мной, тогда как брат твой скитался где-то вдали, не пользуясь отцовской лаской, и когда все в доме, собственно, уже твое: ты один получишь все после моей смерти.

Тренч видит в притче «некоторую недосказанность», потому что Господь не объявляет, до конца ли старший сын упорствовал и не хотел войти в дом (с. 354). Точно так же И. Вейсу представляется нужным, чтобы в притче была указана дальнейшая судьба раскаявшегося сына. Но, собственно говоря, этого досказывать не представляло нужды. Ведь главная мысль притчи состоит в том, что Бог любит грешников и с радостью принимает их к Себе, а эта мысль вполне закончена приведением слов отца к старшему сыну. Все прочее – и дальнейшее поведение старшего брата, и судьба младшего – для существа дела не имеет никакого значения.

И. Вейс старается найти в притче о блудном сыне мысль, что для спасения человека достаточно одной любви Божией. В притче, говорит он, нет ни малейшего намека на крест Христов и на необходимость искупления. Пусть грешник раскается – и Бог сейчас же простит, без всякой искупительной жертвы. Эта мысль усматриваема была в притче еще унитариями (социнианами), так думали и германские рационалисты XIX века. Но Тренч справедливо говорит, что нельзя требовать от притчи, чтобы она содержала в себе целое христианское учение о спасении (с. 339). А то, что Христос не мог иметь подобной мысли о ненужности искупления через Его собственную смерть, ясно видно из Его слов, сказанных незадолго пред произнесением этой притчи: «крещением должен Я креститься» ( Лк. 12:50 ).

4 г серебра. – Прим. ред.

Похожая притча

Доброго времени суток всем, эта статья будет посвящена теме духовного поиска. Внутри каждого человека есть тонкий голос, который может успокоить и вывести человека из любой ситуации. Порой в жизни через плохое мы приходим к хорошему, порой неправильный путь ведёт к правильному. Главное быть чутким к тому, что мы слышим внутри, не поддаваться искушениям которые порой не видны сразу. Хотя порой лишь совершив определенные ошибки можно их и увидеть, тем самым научиться и получить опыт.

"Потерянная овца" - выражение которое ассоциируется у нас с каким-то пропащим человеком, однако если внимательно разобрать притчу Иисуса, то мы увидим что это совсем не так.

Сборщики налогов и те, кого называли грешниками, постоянно теснились вокруг Иисуса, чтобы слушать Его. Но фарисеи и книжники возмущались и говорили: «Он принимает грешников и даже ест с ними!» Тогда Он рассказал им такую притчу: «Скажем, у кого-то из вас есть сто овец, и он потеряет одну из них, не оставит ли он девяносто девять на пастбище и не пойдет ли искать пропавшую, пока не найдет ее? И когда ему удается найти, он, радуясь, кладет ее себе на плечи; и, возвратившись в свой дом, созывает друзей и соседей и говорит им: Порадуйтесь со мной: я нашел мою потерянную овцу! Говорю вам, что так же и на небе будет больше радости об одном кающемся грешнике, чем о девяноста девяти праведниках, в покаянии не нуждающихся. Луки 15:1-7

Изображение из открытых источников. Изображение из открытых источников.

Скажем, что сто овец стада о котором говорил Иисус, это сто процентов нашего человечества. И тут находиться одна овца которая выбивается, надоело ей жить в загоне, не интересно, она пропадает, и как бы для всех остальных овец которые выбирают стабильность и покой, становится пропащей. Однако интересен тот факт, что в притче Иисуса, когда пастух находит потерянную овцу он радуясь, и неся её на себе, приносит её не обратно в загон, а к себе домой.

Пастух в этой притче играет образ Творца, а овцы это люди, которые имеют нужду в попечении высших сил. Когда человека перестает удовлетворять его материальная жизнь, то для других он становиться как бы пропащим. Пропащая овца - это любой человек который начинает выбиваться из этой системы, следуя своему внутреннему голосу. Пропащая овца, может натерпеться страха, переживаний, быть в опасности, однако все это стоит того, чтобы оказаться рядом со своим истоком, Создателем.

Конечно овца следуя зову сердца не знает куда идет, поэтому и теряется. Под этим словом "потеря" - стоят поиски, ошибки, ситуации, которые и приближают нас к нашему Создателю. Иисус говорит что Отцу Небесному приятнее человек, который отправляется в это опасное путешествие, который ошибается и падает, чем тот который считает себя во всем верным, хотя на самом деле он застрял на определенном этапе своего развития.

Изображение из открытых источников. Изображение из открытых источников.

В завершении хочу сказать о том что система (матрица) в которой мы все живем сворачивается, у нее нету не какого дальнейшего плана развития, только деградация. Единственное развитие и спасение заключается в перемене нашего сознания, отношения к жизни, и ближним, следованию своему сердцу, а не уму! И Творец ждёт от нас не внешнего побега, куда-нибудь в лес или горы, а внутреннего. Сбежав в лес человек не измениться, не спасётся, не выйдет из матрицы, не куда не убежит. Но обретая единство с Творцом, сохраняя мир и распространяя его на других, человек сможет спастись, обретя в себе Царство Небесное.

Читайте также: