Притча о потерянной овце смысл

Обновлено: 21.12.2024

Ярко и наглядно изображает долгожданный поворот к лучшему, к Спасению, когда Добрый Пастырь, Единородный Сын Божий, приходит в мир, чтобы найти и спасти Свою заблудившуюся овцу — погрязшего в грехах человека. Притча о заблудшей овце, как и следующие две притчи, рассказаны в ответ на ропот озлобленных иудейских книжников, порицавших Христа за Его сострадательное отношение к явным грешникам.

“Кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяносто девяти в пустыне и не пойдет за пропавшей, пока не найдет ее? А нашедши, возьмет ее на плечи свои с радостью и, пришедши домой, созовет друзей и соседей и скажет им: Порадуйтесь со мною, я нашел мою пропавшую овцу! Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяносто девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии” (Лк. 15:1-7).

Гордые и самодовольные иудейские книжники ожидали, что Мессия придет для основания могущественного и славного царства, в котором они займут руководящее положение. Они не понимали того, что Мессия есть, прежде всего, Небесный Пастырь, а не земной правитель. Он для того пришел в мир, чтобы спасти и вернуть в Царство Божье тех, которые сознавали себя безнадежно погибшими людьми. В этой притче сострадание пастыря к заблудшей овце проявилось особенно в том, что он не наказал ее, как провинившуюся, и не погнал назад, но взял ее на свои плечи и принес ее обратно. Это символизирует спасение грешного человечества, когда Христос на кресте взял на Себя наши грехи и очистил их. С тех пор искупительная сила крестных страданий Христа делает возможным нравственное возрождение человека, возвращает ему утраченную праведность и блаженное общение с Богом.

О Богатом и Лазаре.

Здесь богач промыслом Божиим был поставлен в благоприятные условия, когда он без особого труда и изобретательности мог помочь нищему, лежавшему у ворот его дома. Но богач оказался совершенно глухим к его страданиям. Он был увлечен лишь пирами и заботами о себе самом.

Некоторые спрашивают: не является ли несправедливостью и жестокостью обрекать на вечные мучения богача, поскольку его физические наслаждения были только временными? Надо понять, что будущее блаженство или страдание нельзя рассматривать только, как пребывание в раю или в аду. Рай и ад являются в первую очередь состояниями души! Ведь если Царство Божие, по слову Спасителя, “находится внутри нас, ” то и ад начинается в душе грешника. Когда в человеке почивает благодать Божия, тогда у него в душе рай. Когда же страсти и мучения совести обуревают его, тогда он страдает не меньше грешников, находящихся в аду. Вспомним мучения совести скупого рыцаря в известной поэме Пушкина “Скупой рыцарь: ” “Совесть, когтистый зверь, скребущий сердце; совесть, незваный гость, докучный собеседник, заимодавец грубый! ” Страдания грешников будут особенно невыносимыми в той жизни потому, что не будет возможности удовлетворять свои страсти или покаянием облегчить укоры совести. Поэтому мучения грешников будут вечными.

В притче о богатом и Лазаре приоткрывается завеса потустороннего мира и дается возможность понять земное бытие в перспективе вечности. В свете этой притчи мы видим, что земные блага, являются не столько счастьем, сколько испытанием нашей способности любить ближних и помогать им. “Если вы в неправедном богатстве не были верны, — говорит Господь в заключение предыдущей притчи, — кто поверит вам истинное? ”

Похожая притча

Доброго времени суток всем, эта статья будет посвящена теме духовного поиска. Внутри каждого человека есть тонкий голос, который может успокоить и вывести человека из любой ситуации. Порой в жизни через плохое мы приходим к хорошему, порой неправильный путь ведёт к правильному. Главное быть чутким к тому, что мы слышим внутри, не поддаваться искушениям которые порой не видны сразу. Хотя порой лишь совершив определенные ошибки можно их и увидеть, тем самым научиться и получить опыт.

"Потерянная овца" - выражение которое ассоциируется у нас с каким-то пропащим человеком, однако если внимательно разобрать притчу Иисуса, то мы увидим что это совсем не так.

Сборщики налогов и те, кого называли грешниками, постоянно теснились вокруг Иисуса, чтобы слушать Его. Но фарисеи и книжники возмущались и говорили: «Он принимает грешников и даже ест с ними!» Тогда Он рассказал им такую притчу: «Скажем, у кого-то из вас есть сто овец, и он потеряет одну из них, не оставит ли он девяносто девять на пастбище и не пойдет ли искать пропавшую, пока не найдет ее? И когда ему удается найти, он, радуясь, кладет ее себе на плечи; и, возвратившись в свой дом, созывает друзей и соседей и говорит им: Порадуйтесь со мной: я нашел мою потерянную овцу! Говорю вам, что так же и на небе будет больше радости об одном кающемся грешнике, чем о девяноста девяти праведниках, в покаянии не нуждающихся. Луки 15:1-7

Изображение из открытых источников. Изображение из открытых источников.

Скажем, что сто овец стада о котором говорил Иисус, это сто процентов нашего человечества. И тут находиться одна овца которая выбивается, надоело ей жить в загоне, не интересно, она пропадает, и как бы для всех остальных овец которые выбирают стабильность и покой, становится пропащей. Однако интересен тот факт, что в притче Иисуса, когда пастух находит потерянную овцу он радуясь, и неся её на себе, приносит её не обратно в загон, а к себе домой.

Пастух в этой притче играет образ Творца, а овцы это люди, которые имеют нужду в попечении высших сил. Когда человека перестает удовлетворять его материальная жизнь, то для других он становиться как бы пропащим. Пропащая овца - это любой человек который начинает выбиваться из этой системы, следуя своему внутреннему голосу. Пропащая овца, может натерпеться страха, переживаний, быть в опасности, однако все это стоит того, чтобы оказаться рядом со своим истоком, Создателем.

Конечно овца следуя зову сердца не знает куда идет, поэтому и теряется. Под этим словом "потеря" - стоят поиски, ошибки, ситуации, которые и приближают нас к нашему Создателю. Иисус говорит что Отцу Небесному приятнее человек, который отправляется в это опасное путешествие, который ошибается и падает, чем тот который считает себя во всем верным, хотя на самом деле он застрял на определенном этапе своего развития.

Изображение из открытых источников. Изображение из открытых источников.

В завершении хочу сказать о том что система (матрица) в которой мы все живем сворачивается, у нее нету не какого дальнейшего плана развития, только деградация. Единственное развитие и спасение заключается в перемене нашего сознания, отношения к жизни, и ближним, следованию своему сердцу, а не уму! И Творец ждёт от нас не внешнего побега, куда-нибудь в лес или горы, а внутреннего. Сбежав в лес человек не измениться, не спасётся, не выйдет из матрицы, не куда не убежит. Но обретая единство с Творцом, сохраняя мир и распространяя его на других, человек сможет спастись, обретя в себе Царство Небесное.

Притча о потерянной овце Лук.15:3-7

Лук.16:3 Но Он сказал им следующую притчу: 4 кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее? 5 А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью 6 и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу. 7 Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии.

Сначала определим адресата, то есть тех, к кому была обращена эта притча: это фарисеи и книжники

Лук.15:2 Фарисеи же и книжники роптали … 3 Но Он (Иисус) сказал им следующую притчу

Читаем вокруг и определяем контекст. Он понятен, если читать 15 главу с самого начала: духовные лидеры Израиля упрекнули Иисуса в том, что Он общается с презираемыми обществом мытарями и грешниками.

Лук.15:1 Приближались к Нему все мытари и грешники слушать Его. 2 Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними.

Фраза “ест и пьет” в то время говорила о тесном общении. Дело в том, что правоверные евреи не ходили в гости к грешникам, не пускали их в свой дом, и уж конечно не садились с ними кушать за один стол.

В ответ на данный укор, Иисус говорит серию притч: о потерянной овце, потом о драхме, и о блудном сыне, в которых делает сравнение отношения к оступившимся и грешным людям со стороны Господа и духовных лидеров Израиля. В этом сравнении, Иисус явно упрекает религиозных деятелей в отсутствии у них сострадания, милосердия, человеколюбия и прощения.

То есть, контекст притчи о потерянной овце, – это конфронтация Иисуса с фарисеями и книжниками на предмет ложной и истинной праведности, в рамках которой он говорит серию притч.

Теперь давайте попытаемся определить Типологию притчи о потерянной овце: с истолкованием, иллюстрация или сравнение. (О типах притч читайте во Вступлении)

Посмотрим, есть ли под притчей истолкование. Истолкования притчи Иисус Сам не дает. Посмотрим в этой притчи сравнение: его нет. Посмотрим выше заявленную тему. А вот тема выше заявлена. Как мы обсуждали, начиная с 15 главы Ев. от Луки, Иисус вступает в конфронтацию с фарисеями и книжниками, и в ответ на упрек ими Христа в общении с мытарями и грешниками, Он отвечает им серией притч.

То есть данная притча о потерянной овце – это ИЛЮСТРАЦИЯ.

Притча иллюстрирует отношение Бога к грешным людям.

Похожая притча

Наверное, каждый из нас не раз задавался вопросами по поводу правильности понимания притч Иисуса Христа. Действительно, некоторые притчи Христа нам кажутся сложными, и мы видим, как они по-разному толкуются богословами.

Получается, Христос зря говорил притчами?

Давайте посмотрим, что Сам Иисус говорит о притчах. Откроем Евангелие от Матфея 13 главу:

Матф.13:2 И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу. 3 И ПОУЧАЛ их много притчами…

После этого ученики спросили Иисуса.

Матф.13:10 И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? 11 Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, 13 потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; 15 ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их. 16 Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат…

Может Иисус был так возмущен низким духовным состоянием народа, что говоря им притчами, как бы этим наказывал простой люд?

Может Христос говорил притчами, чтобы унизить простых людей, и в их глазах возвысить Своих учеников?

Может Иисус, говоря притчами, хотел скрыть правду от простых людей, а открыть истину только Своим последователям?

Разве, Иисус не хотел, чтоб простые люди поняли значение Его притч?! То есть Христос не желал, чтобы простые люди поняли Его учение?!

На эти же слова Христа из Матф. 13:10-16 можно посмотреть под другим углом… Прочтите эти тексты не с точки зрения критики, а как сожаление, огорчение Иисуса о несчастных заблудших простых людях…

И Вы увидите, что Иисус не уничижает, а наоборот жалеет простых людей и желает их исцелить! Он констатирует, что Его ученики уже познают тайны Царствия Божьего, а окружающие люди далеки от этого. К сожалению Господа, сердца большинства людей огрубели, поэтому они слыша не слышат… И поэтому Христос пытается им донести истину с помощью притч: «Потому говорю им притчами»! Чтобы слушающие лучше поняли глубинный смысл Им сказанного. Поэтому в этой же главе далее сказано:

Матф.13:35 да сбудется реченное через пророка, который говорит: отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира.

Что такое «сокровенное»? Это тайное! То есть в притчах не скрываются, а ОТКРЫВАЮТСЯ тайны Божии!

Все дело в том, что притча в Израиле – это не развлекательный жанр, и даже не поучительный рассказ о морали и нравственности, направленный на неограниченный круг лиц. Причти в Израиле – это практические упражнение для учеников раввинистических школ, для усвоения ими важных знаний при изучении Торы (Тора в переводе «закон». Торой евреи называют первые 5 книг Библии: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие). То есть это инструмент процесса обучения.

Давайте вспомним, что Иисус был не простым странствующим мудрецом, а был больше похож на Раввина. Поэтому Иисуса не раз называют Равви, то есть Учитель (Матф.26:25; Мар.9:5; Иоан.1:38; Иоан.3:2). У Раввинов того времени были у каждого свои ученики, которые долгое время, годами перенимали все знания от своего Равви. То есть, говоря притчами всем людям, Иисус как бы показывает, что ВСЕ слушатели являются Его потенциальными учениками.

Вспомним, что мы прочли выше.

Матф.13:3 И ПОУЧАЛ их много притчами…

«Поучал» – это учил. То есть Иисус УЧИЛ притчами «множество народа» (Мф.13:2).

Христос не прятал правду, не распространял тайное учение в притчах, открывая их суть лишь приближенным и избранным. Его спасительная весть была для всех:

Иоан.18:20 Я говорил явно миру… тайно не говорил ничего.

Кроме простого народа и Своих учеников, Иисус с притчами обращался и к фарисеям, и к книжникам, и к первосвященникам:

Лук.15:2 Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними. 3 Но Он сказал им следующую притчу (см. также Матф.21:45, Лук.20:19, Лук.16:14).

Иисус приглашал всех слушателей обучаться с помощью притч заповедям Торы и Царствию Небесному. Христос хотел, чтобы все люди думали над Его словами, размышляли о Его учении. А все, кто не понял смысл притч, и хотел разобраться в их смысле, тот мог последовать за Иисусом и спросить пояснения у Него, став Его учеником. То есть Иисус желает каждого человека видеть среди Своих последователей – сделать Своим учеником!

Итак, повторим, притча в Израиле – это инструмент практических занятий в процессе изучения Торы. При этом притчи в Израиле в то время (как и сейчас) существенно отличались от басен Эзопа.

Что представляют из себя басни древнегреческого поэта Эзопа? И что представляют из себя басни Ивана Андреевича Крылова? Басни Крылова имеют тот же жанр, что и басни Эзопа. Крылов сюжеты своих басен зачастую подчерпывал именно из басен Эзопа.

К сожалению, грекомыслящие христиане, как ранее так и сегодня, пытаются притчи Иисуса воспринимать именно как басни Эзопа и Крылова. И они ищут прототипы У ВСЕХ героев и образов притч Христа.

Но притчи Иисуса – это не Эзоповы басни. Это разные литературные жанры. В притчах Иисуса НЕ нужно у каждого героя и образа искать прототип, раздумывать на кого или на что он указывает. Некоторые герои и образы в притчах Христа используются лишь для полноты картины, не имея прообразов.

Притчи Иисуса по жанру похожи на раввинестические притчи, они имеют соответствующую литературную форму. В традиции иудаизма выделяют несколько видов притч. Можно назвать три наиболее распространенных типа притч, которые использует Иисус: с истолкованием, иллюстрация и сравнения.

Но не только типология важна для правильного понимания притч.

Чтобы правильно понять притчу нужно:

  1. Посмотреть, кому она адресована – узнать адресата;
  2. Исследовать контекст, т.е. понять, о чем в целом повествуется вокруг притчи;
  3. И лишь затем определить тип притчи.

Итак, давайте разберем три типа притч Христа:

Сейчас мы разберем притчу Иисуса, определим её адресата, контекст и тип, и увидим, поможет ли нам это лучше понять данную притчу.

Похожая притча

Наверное, каждый из нас не раз задавался вопросами по поводу правильности понимания притч Иисуса Христа. Действительно, некоторые притчи Христа нам кажутся сложными, и мы видим, как они по-разному толкуются богословами.

Получается, Христос зря говорил притчами?

Давайте посмотрим, что Сам Иисус говорит о притчах. Откроем Евангелие от Матфея 13 главу:

Матф.13:2 И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу. 3 И ПОУЧАЛ их много притчами…

После этого ученики спросили Иисуса.

Матф.13:10 И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? 11 Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, 13 потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; 15 ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их. 16 Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат…

Может Иисус был так возмущен низким духовным состоянием народа, что говоря им притчами, как бы этим наказывал простой люд?

Может Христос говорил притчами, чтобы унизить простых людей, и в их глазах возвысить Своих учеников?

Может Иисус, говоря притчами, хотел скрыть правду от простых людей, а открыть истину только Своим последователям?

Разве, Иисус не хотел, чтоб простые люди поняли значение Его притч?! То есть Христос не желал, чтобы простые люди поняли Его учение?!

На эти же слова Христа из Матф. 13:10-16 можно посмотреть под другим углом… Прочтите эти тексты не с точки зрения критики, а как сожаление, огорчение Иисуса о несчастных заблудших простых людях…

И Вы увидите, что Иисус не уничижает, а наоборот жалеет простых людей и желает их исцелить! Он констатирует, что Его ученики уже познают тайны Царствия Божьего, а окружающие люди далеки от этого. К сожалению Господа, сердца большинства людей огрубели, поэтому они слыша не слышат… И поэтому Христос пытается им донести истину с помощью притч: «Потому говорю им притчами»! Чтобы слушающие лучше поняли глубинный смысл Им сказанного. Поэтому в этой же главе далее сказано:

Матф.13:35 да сбудется реченное через пророка, который говорит: отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира.

Что такое «сокровенное»? Это тайное! То есть в притчах не скрываются, а ОТКРЫВАЮТСЯ тайны Божии!

Все дело в том, что притча в Израиле – это не развлекательный жанр, и даже не поучительный рассказ о морали и нравственности, направленный на неограниченный круг лиц. Причти в Израиле – это практические упражнение для учеников раввинистических школ, для усвоения ими важных знаний при изучении Торы (Тора в переводе «закон». Торой евреи называют первые 5 книг Библии: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие). То есть это инструмент процесса обучения.

Давайте вспомним, что Иисус был не простым странствующим мудрецом, а был больше похож на Раввина. Поэтому Иисуса не раз называют Равви, то есть Учитель (Матф.26:25; Мар.9:5; Иоан.1:38; Иоан.3:2). У Раввинов того времени были у каждого свои ученики, которые долгое время, годами перенимали все знания от своего Равви. То есть, говоря притчами всем людям, Иисус как бы показывает, что ВСЕ слушатели являются Его потенциальными учениками.

Вспомним, что мы прочли выше.

Матф.13:3 И ПОУЧАЛ их много притчами…

«Поучал» – это учил. То есть Иисус УЧИЛ притчами «множество народа» (Мф.13:2).

Христос не прятал правду, не распространял тайное учение в притчах, открывая их суть лишь приближенным и избранным. Его спасительная весть была для всех:

Иоан.18:20 Я говорил явно миру… тайно не говорил ничего.

Кроме простого народа и Своих учеников, Иисус с притчами обращался и к фарисеям, и к книжникам, и к первосвященникам:

Лук.15:2 Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними. 3 Но Он сказал им следующую притчу (см. также Матф.21:45, Лук.20:19, Лук.16:14).

Иисус приглашал всех слушателей обучаться с помощью притч заповедям Торы и Царствию Небесному. Христос хотел, чтобы все люди думали над Его словами, размышляли о Его учении. А все, кто не понял смысл притч, и хотел разобраться в их смысле, тот мог последовать за Иисусом и спросить пояснения у Него, став Его учеником. То есть Иисус желает каждого человека видеть среди Своих последователей – сделать Своим учеником!

Итак, повторим, притча в Израиле – это инструмент практических занятий в процессе изучения Торы. При этом притчи в Израиле в то время (как и сейчас) существенно отличались от басен Эзопа.

Что представляют из себя басни древнегреческого поэта Эзопа? И что представляют из себя басни Ивана Андреевича Крылова? Басни Крылова имеют тот же жанр, что и басни Эзопа. Крылов сюжеты своих басен зачастую подчерпывал именно из басен Эзопа.

К сожалению, грекомыслящие христиане, как ранее так и сегодня, пытаются притчи Иисуса воспринимать именно как басни Эзопа и Крылова. И они ищут прототипы У ВСЕХ героев и образов притч Христа.

Но притчи Иисуса – это не Эзоповы басни. Это разные литературные жанры. В притчах Иисуса НЕ нужно у каждого героя и образа искать прототип, раздумывать на кого или на что он указывает. Некоторые герои и образы в притчах Христа используются лишь для полноты картины, не имея прообразов.

Притчи Иисуса по жанру похожи на раввинестические притчи, они имеют соответствующую литературную форму. В традиции иудаизма выделяют несколько видов притч. Можно назвать три наиболее распространенных типа притч, которые использует Иисус: с истолкованием, иллюстрация и сравнения.

Но не только типология важна для правильного понимания притч.

Чтобы правильно понять притчу нужно:

  1. Посмотреть, кому она адресована – узнать адресата;
  2. Исследовать контекст, т.е. понять, о чем в целом повествуется вокруг притчи;
  3. И лишь затем определить тип притчи.

Итак, давайте разберем три типа притч Христа:

Сейчас мы разберем притчу Иисуса, определим её адресата, контекст и тип, и увидим, поможет ли нам это лучше понять данную притчу.

Лук.16:3 Но Он сказал им следующую притчу: 8 Или какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжет свечи и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдет, 9 а найдя, созовет подруг и соседок и скажет: порадуйтесь со мною: я нашла потерянную драхму. 10 Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся.

Сначала определим адресата притчи, то есть тех, к кому она была обращена: это фарисеи и книжники

Лук.15:2 Фарисеи же и книжники роптали … 3 Но Он (Христос) сказал им следующую притчу

Читаем вокруг и определяем контекст повествования. Он понятен, если читать 15 главу Евангелия от Луки с самого начала: духовная знать Израиля упрекнула Иисуса в том, что Он общается с призираемыми обществом грешниками и мытарями.

Лук.15:1 Приближались к Нему все мытари и грешники слушать Его. 2 Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними.

Фраза “ест и пьет” понималась ранее не так как сегодня. Когда мы слышим слово “пьет”, у нас сразу встает ассоциация с пьяным застольем. Но в то время данная фраза лишь говорила о близком общении, включающем в себя совместное принятие пищи – еды и питья. Дело в том, что правоверные евреи сторонились грешников, боялись оскверниться от них, поэтому не ходили к ним в гости и не пускали их в свой дом, и уж тем более не садились с ними есть за один стол. Под грешниками понимали тех, кто, по мнению религиозных вождей, нарушал заповеди Божьи и традиции иудаизма. А мытарями в то время называли евреев-сборщиков налогов, взымавших со своего народа пошлины в пользу Римской империи, которая поработила Израиль. Мытарей считали тоже грешниками и также сторонились их. Но Иисус неоднократно разрушал этот стереотип, тесно общаясь и кушая вместе с грешниками и мытарями. Он говорил:

Лук.5:31 не здоровые имеют нужду во враче, но больные

После того, как религиозные лидеры обвинили Иисуса в общении с мытарями и грешниками, в ответ на этот упрёк, Иисус говорит им серию притч: о потерянной овце, о потерянной драхме и о блудном сыне, в которых демонстрирует заботливое отношение к оступившимся грешным людям со стороны Бога. Иисус явно упрекает религиозных лидеров Израиля в отсутствии у них Божьего сострадания, человеколюбия, прощения и милосердия.

То есть, контекст притчи о потерянной драхме, – это конфронтация Христа с фарисеями и книжниками на предмет истинной и ложной праведности, где Иисус противопоставляет любовь к грешникам со стороны Господа, пренебрежению к грешным людям со стороны религиозных деятелей Израиля.

Теперь давайте попытаемся определить Типологию притчи о потерянной драхме: с истолкованием, иллюстрация или сравнение. (О типах притч читайте во Вступлении)

Взглянем, есть ли под притчей истолкование. Истолкования этой притчи Христос Сам не дает. Посмотрим в данной притче сравнение: его нет. Поищем выше заявленную тему. А вот тема над притчей заявлена. Как мы уже разобрали, начиная с 15 главы Евангелия от Луки, Христос вступает в конфронтацию с фарисеями и книжниками, и отвечает на их упрек в Его адрес об общении с грешниками и мытарями, серией притч о потерянной овце, драхме и блудном сыне.

То есть данная притча о потерянной драхме – это ИЛЮСТРАЦИЯ.

Эта притча иллюстрирует отношение Господа к грешным людям.

Иисус акцентирует внимание, что рачительная хозяйка бросается на поиск потерянной драхмы. Причем, женщина ищет долго и тщательно, пока наконец не находит пропажу. Чтобы представить эту картину, желательно понимать, как выглядел дом обычных людей того времени. Тогда не было досчатого пола, и тем более, покрытого линолеумом или плиткой. Пола, как такового, в простых домах тёплых стран, тогда вообще не было. Люди ходили непосредственно по земле. Соответственно, монету было не просто найти в земляной пыли. Но женщина не останавливает поиски, покуда не находит потерянную монету. Христос делает упор на том, что так поступает большинство хозяек, – делают со своей стороны всё возможное, чтобы найти пропавшие деньги. А когда находят, они радуются и даже делятся радостью со своими близкими.

Объясняется радость тем, что после потери монеты, были шансы, что она уже не найдется. Поэтому находка драхмы, так обрадовала женщину. Сначала у неё была драхма, она считала её своей. Потом эта драхма пропала, хозяйка её искала, но в душе она уже осознала, что возможно потеряла монету навсегда. И вот она находит монету и смотрит на неё с одной стороны, как на возвращение своей собственности, а с другой стороны, как на абсолютно новый свой доход, ведь она могла и не отыскать потерянные деньги.

Иисус акцентирует внимание на искренней радости женщины, уточняя, что она созвала подруг и соседок. Когда мы искренно радостны, то не можем держать в себе это чувство и хотим им поделиться. Так сделала и героиня притчи о потерянной драхме. Она зовёт гостей. Причем приглашение гостей скорее всего было сопряжено с их угощением, то есть затратами на продукты. И не исключено, что на праздничный стол она могла потратить ту же самую драхму. Но женщина уже не высчитывает прямой доход, ведь этой драхмы у неё могло и не быть совсем, если бы она её не нашла. Когда человек счастлив, он уже не так рационален, но больше руководим чувствами.

Далее, Иисус прямо указывает, кого и что эта притча иллюстрирует.

Лук.15:10 Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся.

Грешник иллюстрируется потерянной драхмой. Кающийся грешник – это нашедшаяся драхма. Хозяйка указывает на Господа. Бог со своими Ангелами искренно радуется всякий раз, когда кается грешник.

Иисус, этой серией притч, упрекает фарисеев и книжников, которые считали себя служителями Божьими, в том, что они поступают диаметрально противоположно Божьему характеру. Религиозные вожди Израиля, будучи уверенными, что являются представителями Бога на земле, на самом деле поступают далеко не так, как истинные служители Господа. Ангелы Божьи искренно радуются кающимся грешникам, а фарисеи и книжники презирают их, чураются их, сами с ними не общаются и другим не дают.

Покаяние является первым и главным шагом в сторону Бога. Поэтому, Иоанн Креститель, Иисус и Его апостолы призывали людей покаяться:

Матф.3:2 и говорит (Иоанн Креститель): покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.

Матф.4:17 С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.

Деян.3: 12 Петр сказал народу: … 19 Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши.

Вывод: причта о потерянной драхме иллюстрирует радость Бога, когда к Нему возвращается тот, кто был “потерян”, то есть когда кается грешник. Причем, Бог Сам активно его ищет, прикладывает к этому все возможные усилия. Под “потерянным” подразумевается оступившийся человек, который впал в грех и отступил от Бога. Но Господь искренно желает его покаяния и возвращения. Это доказывает вывод, который делает Иисус из притчи о потерянной драхме.

Лук.16:7 10 Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся.

Христос Сам поясняет, что найденная драхма иллюстрирует раскаявшегося грешника. О каждом покаявшемся грешнике искренно радуются на Небесах! Стоит отметить, что Иисус не случайно говорит серию притч о Божьей любви – сначала о потерянной овце, следом о потерянной драхме, а затем о блудном сыне. Каждая из данных притч описывает конкретную ситуацию. В притче о потерянной овце, она потерялась по своей невнимательности, глупости, неопытности. При этом овечка осознавала, что она потерялась и хотела вернуться. Овца иллюстрирует человека, который одно время знал Бога, но потом отошел от Него, увлеченный соблазнами мира, и потерялся. В притче о драхме, монета даже не поняла, что она потерялась. Монета символизирует людей, которые, впав в грехи, отходят от Бога, порой даже не замечая этого. И только каясь, они осознают, что в период потворства греху, они потеряли общение с любящим Творцом, который всё это время постоянно пытался их вернуть. А блудный сын символизирует человека, который обдуманно и намеренно отходит от Бога, бунтует против Господа и решает жить без Него, но к счастью Небесного Отца, во время осознает зависимость от Него, возвращается и кается.

Итак, приcтупим к непосредственному толкованию притчи о потерянной овце Лук.15:3-7

Но Иисус акцентирует внимание, что рачительный хозяин-пастух знает всех своих овец. Не случайно служителей Бога называют пастырями. Настоящий добрый пастух знает всех овец из своей отары, он охраняет их и заботиться о каждой. В то время отара шла за пастухом, зная его голос. Не нужно путать с современными многочисленными отарами, которых пастухи гонят палками и травят собаками.

Вспомните о Псалме 22, где Давид Пастырем называет Самого Господа по отношению к нам людям – его пастве. Он ведет Своих овец к злачным (богатым) пажитям, ищет водопой со спокойной водой (не бурные реки), выбирает хорошую дорогу и охраняет. Образ доброго пастыря остался и в Новозаветное время. Первые христиане часто рисовали Иисуса в виде молодого доброго пастуха.

Итак, одна овца потерялась. Пастух оставляет 99 овец в пустыне и идет искать одну потерявшуюся. Тут речь не идет о том, что остальные 99 оказались брошенными. Нет, пастырь их тоже любит. И если бы потерялся кто-то из них, то он также отправился бы спасать ту, которая попала в беду. Суть в том, что для пастыря дорога каждая овца. И он старается спасти абсолютно каждую.

Мы не знаем, долго ли пастух искал пропажу. Но назад он принес её на плечах. Это указывает на два момента: 1) овца могла истощиться и устать от долгих блужданий, 2) пастух искренно любит пропавшую овечку и заботится о ней с самопожертвованием, ведь овца может весить более 50 кг, то есть её очень тяжело нести.

Далее в притче о потерянной овце Иисус рассказывает, что пастырь приходит домой и созывает друзей и соседей. Слово “созывает” указывает на пир, который устроил хозяин овцы в честь её возвращения. Хозяин мог бы просто пройтись по соседям, рассказать им о находке, не созывая их. Но пастух созывает “друзей и соседей”, устраивает им званный обед, чтобы они порадовались вместе с ним. То есть, для хозяина возвращение овцы это настоящий праздник. Это событие так волнительно для него, что он не может не поделиться этой радостью с близкими ему людьми. Причем, пастырь явно тратит деньги на застолье, и не исключено, что эти затраты выше, чем рыночная стоимость самой найденной овцы. Но это не беспокоит хозяина, ведь для него потерянная овца – это личность, он искренно любит её, и очень радуется тому, что она вернулась к нему.

Вывод: эта причта иллюстрирует возвращение к Богу “потерянного” человека. Причем, Бог Сам активно его ищет, прикладывает к этому массу усилий. Под “потерянным” подразумевается грешный, оступившийся человек, который по глупости или неопытности потерялся, упустив Бога из виду. Это доказывает вывод, который делает Иисус из притчи о потерянной овце.

Лук.16:7 Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии.

Христос Сам поясняет, что возвращенная потерянная овца иллюстрирует раскаявшегося грешника. О каждом раскаявшемся грешнике искренно радуются на Небесах! И эта радость больше, чем о праведнике, не имеющем нужды в покаянии. Под “праведниками” можно понимать “добропорядочных” верующих, за которых Бог и так спокоен. Обратите внимание, здесь употреблена та же цифра 99, как и те овцы, которые не потерялись. В этом случае этих 99 праведников, можно уподобить старшему брату из притчи о блудном сыне, который всегда находился при отце, и котрому Бог (отец) сказал: «Ты всегда со мною, и все мое твое». 99 овец рядом с пастухом и им хорошо вместе. Но когда одна потерялась, то на неё всё внимание пастуха!

Стоит отметить, что Иисус не случайно говорит серию притч о Божьей любви – о потерянной овце, о потерянной драхме и о блудном сыне. Каждая из этих притч описывает конкретную ситуацию. В притче о потерянной овце – овца сама потерялась по своей самонадеянности, неопытности, глупости. При этом овца осознавала, что она потерялась и явно хотела вернуться. Овечка иллюстрирует человека, который знал Бога, но отошел от Него, увлеченный соблазнами мира, и потерялся. В притче о драхме, монета даже не понимала, что она потерялась. Но, тем не менее, хозяйка радовалась её находке. Монета символизирует людей, которые знают Бога, но не осознают, что потеряли связь с Творцом. А блудный сын символизирует человека, который намеренно отходит от Бога, бунтует, пробует жить без Него, но к счастью Господа, кается и возвращается.

Читайте также: