Притча о поиске сокровища
Обновлено: 14.11.2024
Один священник, который устал от разговоров своих прихожан, какие, де, плохие монахи, однажды сказал на проповеди: «Вот вы осуждаете монахов. А знаете, чем любой монах лучше любого из вас?» Прихожане притихли.
«Тем, что монах всем в своей жизни рискнул ради Господа и Его Царства, от всего отказался. Он может потом быть не очень хорошим монахом, может падать, но он нашел в себе силы принять это решение».
…Слушателями Христа преимущественно были обычные люди: рыбаки, крестьяне, домохозяйки. Люди, которые умели выживать в тогдашнем сложном мире, люди, которым палец в рот не клади, люди смекалистые и плутоватые.
Поэтому учение Свое Спаситель облекал в слова и примеры, понятные и близкие Своим слушателям. Читая многие Его притчи, понимаешь: это их примеры, их ситуации, они словно выхвачены из их жизни.
Вот и эта, самая короткая, притча – такого же рода.
«Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то» (Мф. 13, 44).
Представьте себе человека, который не от хорошей жизни нанялся вскопать поле. Под палящим палестинским солнцем он копает сухую, каменистую землю… Это тяжелый труд. Но вот его мотыга обо что-то звякнула. Батрак опустился на колени, разгреб руками землю – и остолбенел. Кувшин с золотыми монетами! В Палестине вообще было принято прятать деньги в земле. Это безопасней в отношении воров, кроме того, нередки были войны и захват территорий иноземцами. Убегающие от неприятеля люди предпочитали схоронить золото в земле: пусть полежит до их возвращения. Но многие так и не возвращались за кладом. Золото могло лежать многие столетия, а могло быть отрыто спустя десятилетия новым хозяином поля.
И вот тут как раз такая история. Найден клад. По закону он принадлежит тому, на чьей земле был найден. Значит, работнику, нанятому вспахивать поле, не светит ничего получить.
Но можно поступить иначе. Можно… выкупить это поле, пусть втридорога, если хозяин заартачится и не захочет продавать. Клад – сокровище, неизмеримо более ценное, чем те деньги, которые крестьянин заплатит за поле.
Договорившись с хозяином, крестьянин продает все, что имеет. Свой дом, свое имущество. Оправдан его риск? А вдруг клад нашли другие? Но слишком велика ставка в случае успеха.
И вот ему удается купить это поле, и бедный работник становится богатым по-настоящему.
Вот какая притча, которая говорит о том, что то, к чему зовет Иисус, что Он обещает, – неизмеримо предпочтительней того, что мы имеем. Не думай, всем жертвуй, все отдавай, чтобы приобрести многоценное сокровище Царства Небесного!
Притча не ставит этических вопросов: хорошо ли обманывать хозяина поля, которому принадлежал клад? Это было жестокое время, и можно с большой долей вероятности предполагать, что, если бы нанятый работник рассказал о кладе, хозяин выгреб из земли бы все до последней монеты, а нашедшему ничего не дал.
Притча о другом: А) о том, что есть ценности, ради которых можно всем рискнуть, от всего отказаться и Б) о смекалке обычного человека.
Несколько слов об А и Б.
Б. И еще одна тема – то, что Христос как-то точно выразил словами: «сыны века сего догадливее сынов света в своем роде» (Лк. 16, 8).
Этот работник, чтобы обогатиться, проявил недюжинную смекалку. Почему же мирские люди так сообразительны в том, что касается временной жизни, а мы, называющие себя «духовными», христианами, так нерадивы в отношении вечного?
Похожая притча
Это могло произойти либо из-за того, что с Вашего адреса идут некорректные обращения к сайту, либо по ошибке. Чтобы восстановить доступ к сайту, свяжитесь пожалуйста с нами через эту форму и укажите там свой ip-адрес: 178.186.77.42
Похожая притча
Это могло произойти либо из-за того, что с Вашего адреса идут некорректные обращения к сайту, либо по ошибке. Чтобы восстановить доступ к сайту, свяжитесь пожалуйста с нами через эту форму и укажите там свой ip-адрес: 178.186.77.42
Похожая притча
Если притча о закваске говорила о сокровенном, преображающем действии евангельской проповеди и благодати Божией на отдельные личности, следующая за ней притча о сокровище, скрытом в поле рассказывает о воодушевлении и радости, которые непременно испытывает человек, когда его сердца касается Божественная благодать. Эту притчу нам сохранил один только Матфей:
«Царство Небесное подобно сокровищу, скрытому на поле, которое, нашедши, человек утаил, и от радости о нём идёт и продаёт всё, что имеет, и покупает поле то» ( Мф.13: 44 ).
Притча о сокровище, скрытом в поле показывает величайшую, ни с чем не сравнимую ценность благодати Царствия Божия, ради которой следует пожертвовать всеми земными благами, чтобы приобрести это сокровище.
В древности был обычай прятать свои сокровища во время войны или в период народных бедствий в тайном месте, чтобы потом можно было их найти. Нередко бывало, что кто-нибудь другой находил это место и пользовался кладом, как собственным. О таком обретении клада и говорит Христос в Своей притче.
В притче о сокровище мы читаем о том, что человек, обрабатывавший, пахавший поле, находит скрытое в нем сокровище. Он радуется находке, но хранит ее в тайне, и, надеясь воспользоваться ею, тщательно опять скрывает ее на поле, чтобы кто-нибудь другой не нашёл клад, и идет продаёт всё, что имеет, и покупает поле. Теперь он хозяин поля и имеет право на сокровище.
Под «сокровищем» Христос имеет в виду Евангелие и нравственную жизнь, которую оно проповедует и которая поддерживается благодатью Божией, пребывающей в Церкви. Евангелие есть подлинное сокровище, в сравнении с которым все земные блага ничтожны. Евангелие лучше золота и серебра, дороже всего мира. Человек может приобрести весь мир, но без нравственной жизни по Евангелию он ничто. И наоборот, богат тот, кто следует Евангелию, хотя во всём остальном он беден.
Притча о сокровище, скрытом в поле, говорит об одном из видов духовного опыта или путей в Царство Божие – о неожиданном откровении Божией благодати, ведущем к Богу. Примером внезапно находящих сокровище, которое было сокрыто от них, могут служить язычники, впервые услышавшие проповедь апостолов об Иисусе Христе и через эту проповедь познавшие, что исполнение воли Божией есть единственное средство для вступления в Царство Небесное. Озаренные проповедью апостолов, многие язычники бросали всё, что раньше привязывало их к земной жизни, и этой ценой приобретали себе величайшее сокровище во Христе.
Другой пример неожиданного нахождения сокровища мы видим в книге Деяния Святых Апостолов. Так, в день Пятидесятницы, сразу после сошествия Св. Духа на апостолов Петр выступил с пламенной проповедью, обращенной к многочисленным паломникам, собравшимся на праздник в Иерусалиме. «Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия? Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа.(…) Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч. И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» ( Деян. 2: 37–38, 41–42 ).
Для слушателей слов Апостолов в тот судьбоносный день Пятидесятницы пробудилась совесть, смягчилось сердце, они осознали свою греховность и бессилие и увидели в учении Христа свет, жизнь и спасение. Евангелие стало для них сокровищем. Но оно сокрыто и неизвестно тому, кто только ушами слушает евангельское благовестие, до сердца которого оно не доходит. Человек, о котором говорит притча о сокровище, быть может, сотни раз проходил по тому месту, где долгие годы лежало сокровище, не подозревая, что оно было так близко, пока не открыл его. Точно также многие слушают Евангелие годами и не видят в нем сокровища, пока не проникнет оно в их сердце, благодаря слову пастыря или духовного друга.
Когда Евангелие коснется сердца, только тогда возможна нравственная перестройка человека. При этом, всё другое, кроме души, теряет свою важность, ибо Благая Весть о спасении через Иисуса Христа считается важнее всего. Человек, о котором говорит притча, продал всё, что имел, и купил поле, где лежало сокровище. Св. Григорий Двоеслов пишет о том, какой ценой приобретается Небесное Сокровище: «Для него не существует цены определенной. Всякий человек должен отдать за него всё, что имеет. Апостол Пётр отдал сети и получил Царствие Небесное. Вдовица отдала две лепты. У кого миллионы, пусть отдаст миллионы, а у кого ничего нет, пусть отдаст произволение».
В сокровище Евангелия сокрыта блаженная вечная жизнь. Надо только найти сокровище, чтобы воспользоваться им. Но где же его искать, на каком поле? Вот как на это отвечает с присущим ему красноречием митрополит московский Филарет (Дроздов): «Мало ли где! Например, на поле уединения и благоговейного безмолвия, на поле целомудрия и воздержания: только ничего не жалей, чтобы возобладать таким полем и найдёшь сокровище. Но особенно близкое и для всех доступное поле, – продолжает он, – в котором сокровенно положено сокровище благодати, есть Церковь. Какое сокровище сокрыто в ее священных собраниях! В них сокрыто присутствие Самого Христа Господа, а в Нем сокрыты все сокровища всех прочих даров ведения ( Кол. 2: 3 ) равно и сокровища всех прочих даров духовных и Божественных. Какое сокровище в молитвах, славословиях Церкви! В них дышит благодать Пророков, Апостолов, святых; в них наипаче Сам Дух Святой ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными ( Рим. 8:26 ). Какое сокровище в чтениях Евангельских! Та же сила, которая, исходя в слове Христовом, прогоняла бесов, исцеляла недуги, воскрешала мёртвых, просвещала светом Божественным, пребывает и ныне в Его слове, в Его Евангелии. Какое сокровище в таинствах, и особенно в таинстве Тела и Крови Господней! В нём сокрыта вечная жизнь с ее неисповедимыми благами, по реченному от Господа: «Ядущий Мою Плоть и пьющий Мою Кровь, имеет жизнь вечную» ( Ин. 6: 54 ). Надо только уметь воспользоваться такими сокровищами, а для этого надобно продать, то есть, пренебречь, отвергнуть всё, что имеешь, именно – твоё самоугодие, твои страсти, твои порочные навыки, твои плотские желания, твою леность, твою невнимательность, твою рассеянность. Ещё более близкое поле сокровища – это наш внутренний человек. Глубина, в которой сокрыто сокровище, означает сердце человека. Сюда в таинстве Крещения Дух Божий дохнул невидимо и внёс в Своём дыхании новую жизнь от Бога. Итак, сокровище положено на поле нашем, но каждый ли из нас обрёл его? Если это сокрытое сокровище мы глубже и глубже зарываем уметами и дрязгом помыслов и дел суетных, нечистых, беззаконных, то сокровище наше лежит без пользы, духовная жизнь наша в зародыше или обмороке. »
В притче говорится, что человек, который нашёл сокровище на поле, утаил его, дабы его не потерять. Для духовной жизни это означает следующее: кто гордится дарами благодати, тот за свою гордость лишится обретенного им сокровища. Подобным образом и члену Церкви, получившему благодать Божию, следует в смирении беречь ее в душе. Всё же смиренный человек, радуясь о Господе, не станет хвалиться перед всеми, а пойдёт к близкому по духу человеку, чтобы поделиться своей радостью, своим богатством. Вот как об этой радости, о своем обращении ко Христу пишет блаженный Августин: «Как мне вдруг сделалось приятно обходиться без ничтожных забав, и я с радостью оставил то, чего прежде боялся лишиться! Ибо Ты удалил их от меня, Ты, истинная и высшая радость, Сам поселился во мне, Сладчайший всех радостей!»
Читайте также: