Притча о наглости и привыкании к халяве

Обновлено: 14.11.2024

Знойный палестинский день. В траве стрекочут цикады, на камне греется ящерка. Куда может достать глаз – уходящие вдаль виноградные лозы. На них согретые солнцем полные фиолетовые ягоды. В такое время хочется растянуться где-нибудь в тени и дремать, слушая ленивое жужжание мух. Но под навесом, где обычно отдыхают работники, сегодня неспокойно. Голоса их злобны, лица перекошены. Они замышляют убийство…

Иисус рассказывает новую притчу. Это очень прозрачная, очевидная по своему смыслу притча. Но при внимательном чтении – сколько нового и интересного она таит…

И начал говорить им притчами: некоторый человек насадил виноградник и обнес оградою, и выкопал точило, и построил башню, и, отдав его виноградарям, отлучился.
И послал в свое время к виноградарям слугу – принять от виноградарей плодов из виноградника.
Они же, схватив его, били, и отослали ни с чем.
Опять послал к ним другого слугу; и тому камнями разбили голову и отпустили его с бесчестьем.
И опять иного послал: и того убили; и многих других то били, то убивали.
Имея же еще одного сына, любезного ему, напоследок послал и его к ним, говоря: постыдятся сына моего.
Но виноградари сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство будет наше.
И, схватив его, убили и выбросили вон из виноградника.
Что же сделает хозяин виноградника? – Придет и предаст смерти виноградарей, и отдаст виноградник другим.
Неужели вы не читали сего в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла; это от Господа, и есть дивно в очах наших.
И старались схватить Его, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал притчу; и, оставив Его, отошли. (Евангелие от Марка. 12, 1-12)

Смысл, который лежит на поверхности, – собственно, настоящий смысл притчи:
А) Бог создал Свой народ – иудейский. В притче это виноградник, устроенный заботливым хозяином;
Б) Господь поручил духовным вождям (знатокам Писания и священству) за народом Божиим ухаживать, сделать его готовым ко встрече Мессии – Спасителя;
В) Посланцы хозяина, приходившие к работникам, чтобы напомнить о том, что пора дать отчет об урожае, были побиты, а то и убиты. Здесь Христос имеет в виду пророков.
Г) Наконец, хозяин посылает своего сына (Иисус имеет в виду Самого Себя), а наглые и жестокие работники убивают сына.
Д) Что в результате всего этого будет? Разгневанный хозяин виноградника предаст смерти работников и отдаст виноградник другим. Смысл этих слов в том, что Господь отвергнет «услуги» иудейских духовных вождей, запятнавших свои руки убийством Его Сына, и отдаст заботу о народе и все привилегии избранного народа другим.
Е) Услышав эту притчу, иудейские вожди прекрасно поняли, о чем речь. Они пришли в ярость «и старались схватить» Иисуса.

Для тех, кому такой смысл не очевиден, прошу перечитать притчу.
А после того, как мы с вами уясним этот самый очевидный уровень смысла, давайте посмотрим, не откроет ли притча какие-то и другие интересные грани?

Виноградник – огромен.
Во всяком случае, на эту указывают слова построил башню[1]. Не во всех виноградниках были башни, но только в больших, и служили они для наблюдения (от воров) и для защиты самих виноградарей от холода и дождя.
То, что сказано о большом винограднике, намекает на то, что Иисус действительно под ним имеет в виду весь Израиль.

Чрезвычайная наглость арендаторов.
Это не просто злые и жестокие люди, а люди чрезвычайной наглости. Они не похоронили убитого сына, а «выбросили вон из виноградника». Оставить без погребения тело значит подвергнуть его бесчестию, отказать в последнем, самом законном праве человека.

Под сыном Иисус имеет в виду прежде всего Себя Самого.
В притче сказано, что хозяин послал «сына, любезного ему». На самом деле, Синодальный перевод дает не совсем верную форму. В оригинале, в отношении сына, употреблено слово «возлюбленного».
Этими словами назван Исаак (Быт. 22, 2) в рассказе о том, как Бог повелел ему принести в жертву единственного Сына. История о жертвоприношении Авраамом любимого сына безусловно перекликается с историей Самого Христа. Вспомним, что именно так к Сыну обращается Отец Небесный во время Преображения: « И был из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте » (Лк. 9, 35).
Так что здесь, в притче, несомненно, под сыном Христос имеет в виду Себя.

…Комментаторов, да и всех внимательных читателей всегда удивляла наивность хозяина виноградника. Разве ему не понятно, что если злые арендаторы не пощадили его слуг, то убьют и сына? И разве Бог (а ведь хозяин виноградника в притче символизирует Бога) такой наивный?
В начале 1980-х годов вышло интересное исследование Клайна Снодграсса, в котором тот рассмотрел исторический фон, описанный в притче. На основании исследований дошедших до нас документов (разных документов о землевладении, о имущественных спорах и т.д.) становится очевидной вот какая картина: между арендаторами и хозяевами нередко вспыхивали конфликты, так как в древнем мире правами на землю фактически обладали те, кто ею пользовался. Легко представить себе ситуацию, в которой арендаторы нагло договорились присвоить себе землю и убивать всех, кто на нее посягает. В таком случае, узнав, что к ним едет сын настоящего хозяина, они могли вообразить, что прежний хозяин умер и его сын едет вступать в наследство. Как этого не допустить? Убить сына, помешать ему овладеть землей. Если их замысел удастся, они останутся полноправными ее хозяевами…

Учитывая это, а ученые соглашаются с выводами Снодграсса, в притче этой мы читаем, по сути, не о наивности хозяина, а о наглости арендаторов. Эти арендаторы просчитались. Иисус имеет в виду, что иудейские вожди, фактически устранившие Бога из жизни, заменившие Его Откровение своими заповедями и предписаниями, думают, что их план почти удался. Но их злые замыслы будут развенчаны, и они будут посрамлены самым жестоким образом.

Вот о чем говорит притча в самом непосредственном своем значении, рассказанная той публике, что окружала Иисуса.

Но естественно, что эту притчу мы можем применить не только к событиям древней истории, но и ко временам сегодняшним. И сегодня есть люди, фактически считающие себя хозяевами мира. Это сильные мира сего, политики, деятели культуры, искусства, истеблишмент общества. И эти люди навязывают свои представления обществу, скажем так, являются законодателями социокультурных тенденций и мнений. Уже сегодня во многих странах Запада высказаться об аборте как об убийстве, а о гомосексуализме как о извращении значит сразу навлечь на себя не только общественное порицание, но и поражение в правах. Постоянно читаешь в новостях, как то в одной, то в другой стране за «нетолерантные» высказывания был приговорен к штрафу или суду тот или иной пастор или член христианской общины.

Христианам как-то постепенно и методично отказывают в праве говорить о своих ценностях и мировоззренческих установках. Осуждаешь песни и пляски на амвоне храма, говоришь о безнравственном посыле в каких-то произведениях литературы, осуждаешь порнографию на телеэкране, и прочее, и прочее – мракобес и душитель культуры, ретроград и обскурант…

«В прошлом столетии начала активно продвигаться и продвигается сегодня идея верховенства автономного разума, максимальной свободы и раскрепощенности, постоянно расширяющихся пределов светскости, обособления личности от Бога и традиций. Религии при этом отводилось в лучшем случае место на полях культурного или этнографического кластера. Для всего этого использовались и используются новейшие достижения политических, информационных технологий. Происходило превращение человеческих «масс» не только в субъект, но и в объект рынка товаров и идей. Миллионы наших современников, в основном молодые люди, стали участниками глобального эксперимента по навязыванию потребительской, утилитарной системы ценностей.
Некоторые хорошо организованные меньшинства с успехом навязывают свою волю большинству под предлогом соблюдения прав человека. Но на этом фоне в мире не сокращаются попрание прав верующих, в том числе христиан, торговля людьми, нищета, голод, сексуальная эксплуатация женщин и детей. Это лишь некоторые, наиболее вопиющие нарушения прав человека»[2]. Эти слова Святейшего Патриарха Кирилла, прозвучавшие всего несколько дней назад, очень точно показывают вектор, в котором движется современное общество.

Но если такая динамика сохранится, то как же относиться к грозному предупреждению притчи, где сказано: Что же сделает хозяин виноградника? – Придет и предаст смерти виноградарей, и отдаст виноградник другим.
Совершится ли это в рамках нашей истории, где злые вожди, узурпировавшие власть над душами людей, будут посрамлены и восторжествуют иные вожди, слушающиеся Бога? А, может быть, можно понимать это в эсхатологическом смысле? Как то, что злые вожди будут уничтожены и в Царствии Божием начнется новая история? Такая, где не будет лжи, греха, манипулирования чужим сознанием.

И еще одно, очень важное, на что нужно обратить внимание. Увлекшись притчей, мы часто упускаем из виду последние слова Иисуса, которыми он завершает этот рассказ: Неужели вы не читали сего в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла; это от Господа, и есть дивно в очах наших.
Это слова из 117-го псалма. Парадоксально, но всего за несколько дней перед тем иудеи встречали Христа словами из этого псалма: Осанна. Благословен грядущий во имя Господне. А теперь Иисус использует другие слова из этого псалма, чтобы показать, что на самом деле Его Пришествия не ждут и Его воли не ищут… Христос сравнивает Себя с краеугольным камнем. Этот камень, чрезвычайно прочный, клали в основание угла или в центр арки и, по сути, им держалась вся стена или весь купол. Древним строителям нужно было быть очень внимательными, чтобы из множества отобрать такой камень, на котором будет держаться строение. В случае их ошибки (если камень был с внутренней трещиной, или из непрочного материала, или иным образом непригодный), то все строение могло рухнуть.
Ужас в том, как об этом говорит Христос, что иудеи строят без Него, что в их жизни нет для Него места. Одно дело – кричать и приветствовать, а другое дело – слушать и следовать за Ним. К Своим пришел, и Свои не приняли Его…
Как мы сказали, притча эта говорит не только о трагедии иудеев, не принявших Христа, но и вообще о трагедии людей, пытающихся строить мир без Бога. Однако и к ним относится это предупреждение: если вы строите без Бога, без Христа – ваше строение рухнет. Человеческая история (хотя бы недавнее советское прошлое) раз за разом доказывает библейскую аксиому: нельзя строить без Бога, иначе итог будет печальным…
Несмотря на это строят и строят эти инженеры человеческих душ и современной цивилизации мир без Бога. И, надо сказать, все у них вроде строится. Но не тот камень выбран, не тот, друзья, принят за краеугольный. Пусть пока еще стена стоит, но уже побежали во все стороны микротрещины, и в свое время все это рухнет и погребет под развалинами и их самих…


Виноградари, нанятые на работу в виноградник.
(Будем надеяться, что это добрые работники в винограднике)

Рисунок из книги: Мириам Вамош. Жизнь и быт во времена Иисуса Христа. Израиль. 2010

[1] Хотя надо сказать, что эта притча имеет прообразом Ис. 5, 1-2. В таком случае возможно, что Христос просто использовал образ виноградника из книги Исаии, а, значит, деталям в описании виноградника (точило, башня, ограда и проч.) не надо усваивать какого-то особого смысла.

Похожая притча

Все проекты

Для бизнеса

Проекты

Русский EnglishБеларускаяქართულიУкраїнськаТатар телеҚазақ тіліՀայերենO'zbek tiliRomână (MD)Azərbaycan diliRomână (RO)Türkçe

добавлена сегодня в 14:01

В небольшом американском городке один бизнесмен решил открыть кабак. И по стечению обстоятельств, он находился на одной улице с церковью. Церковное руководство это не устраивало, и на каждой проповеди оно призывало горожан молиться, чтобы Бог покарал не богобоязненного бизнесмена. За день до открытия кабака случилась гроза, и молния, ударившая в его крышу, сожгла его дотла. Священники возрадовались, а бизнесмен подал на них в суд с требованием компенсации ущерба. Те всё отрицали. Выслушав обе

Сгоревший кабак - Христианская притча. Притчи.ру. В небольшом американском городке один бизнесмен решил открыть кабак. И по стечению обстоятельств, он находился на одной улице с церковью. Церковное руководство это н.

Притчи.ру

Класс 0

добавлена 1 октября в 14:04

В одной суфийской песне говорится о том, что парень стучит в дверь своей возлюбленной. Он слышит вопрос из-за двери: — Кто там? — и отвечает: — Я твой возлюбленный. За дверью тишина. Парень снова стучит и просит: — Ответь мне, пожалуйста. После долгой паузы он слышит ответ: — Возвращайся. В этом доме нет места для двоих. Парень возвращается. Проходят годы. Сменяют друг друга лето и зима. Восходит и заходит луна. Парень снова идёт к дому возлюбленной и стучит в дверь её дома. Снова слышитс

Я и ты - Притча в изложении Ошо. Притчи.ру. В одной суфийской песне говорится о том, что парень стучит в дверь своей возлюбленной. Он слышит вопрос из-за двери: — Кто там? — и отвечает: — Я твой возлюбленный. За дверью ти.

Притчи.ру

Класс 0

добавлена 30 сентября в 14:31

Класс 0

добавлена 29 сентября в 14:03

Однажды Молла Насреддин сидел с пахарем на краю села и беседовал. Проезжавший мимо хан слегка кивнул головой Молле, а на пахаря даже не взглянул. Заметив это, Молла спросил, подойдя к хану: — Слава хану, разреши спросить тебя? — Спрашивай, Молла, — ответил хан. — Почему ты не поздоровался с пахарем? — А зачем я должен здороваться с ним? Пусть он здоровается со мной. — Нет, хан, — ответил Молла, — поздороваться должен был ты. — Почему же это? — Потому что он пахарь. — Ну так что ж? Он пах

Кто выше - Притча про Насреддина. Притчи.ру. Однажды Молла Насреддин сидел с пахарем на краю села и беседовал. Проезжавший мимо хан слегка кивнул головой Молле, а на пахаря даже не взглянул. Заметив это, Молла спросил, п.

Притчи.ру

Класс 3

добавлена 28 сентября в 14:31

Класс 2

добавлена 27 сентября в 14:03

У Такуана было много последователей от Иэмицу, третьего сёгуна сёгуната Токугава, до простых крестьян. Среди них был старик, имени которого никто не помнил. Он был немного чудаковат. Однажды этот старик послал к Такуану своего слугу, чтобы после окончания церемонии пригласить мастера на трапезу. — Как бы скромна ни была моя пища, я хочу, чтобы Осё в моём доме отведал варёный рис с ячменём, — сказал старик слуге. Осё, любивший это блюдо, с готовностью принял приглашение и отправился в гости к с

Ожидание благодарности - Дзэнская притча. Притчи.ру. У Такуана было много последователей от Иэмицу, третьего сёгуна сёгуната Токугава, до простых крестьян. Среди них был старик, имени которого никто не помнил. Он.

Притчи.ру

Класс 12

добавлена 24 сентября в 14:00

Однажды человек, который арендовал и обрабатывал земельный участок, решил пахать глубже и случайно нашёл клад. Были там золотые монеты и другие ценности. В спешке он закопал всё назад и сразу же обратился к владельцу с просьбой продать ему участок. Владелец, заметив его лихорадочную озабоченность, согласился, но потребовал очень высокой платы. Чтобы собрать необходимые деньги, крестьянин нашёл другую работу, потом ещё одну. Начал зарабатывать и инвестировать заработанные деньги, организовал рыно

Ненужный клад - Притча от Бруно Ферреро. Притчи.ру. Однажды человек, который арендовал и обрабатывал земельный участок, решил пахать глубже и случайно нашёл клад. Были там золотые монеты и другие ценности. В спешк.

Притчи.ру

Класс 2

добавлена 23 сентября в 14:31

Класс 6

добавлена 22 сентября в 14:02

Человек, отличавшийся скупостью, променял всё своё имущество на большой слиток золота. Он зарыл его под деревом в своём саду, но каждый день выкапывал, чтобы полюбоваться сокровищем, а затем закапывал снова. Его слуга подглядел хозяина за этим занятием, и только тот отлучился, стащил клад и был таков. На следующий день, когда пропажа обнаружилась, бедняга стал громко причитать и рвать на себе волосы. Прибежал сосед и, узнав причину отчаянья, сказал: — Полно вам горевать! Возьмите-ка булыжник,

Богатство должно приносить пользу - Басня Эзопа. Притчи.ру. Человек, отличавшийся скупостью, променял всё своё имущество на большой слиток золота. Он зарыл его под деревом в своём саду, но каждый день выка.

Притчи.ру

Класс 3

добавлена 20 сентября в 15:43

Собрались как-то в кишечнике одного человека глисты на политический симпозиум. Сперва выступила аскарида. Она поведала высокому собранию, что прогресс не повернуть вспять, а потому прошли те тёмные времена, когда с глистами жестоко и бесчеловечно боролись. И нужно де решительно и окончательно покончить с дискриминацией глистов в организме. Ибо глобализационные процессы требуют развития толерантности. Описторхи восторженно аплодировали и скандировали равенство в правах с клетками печени. Затем

Толерантность - Притча от Олега Новосёлова. Притчи.ру. Собрались как-то в кишечнике одного человека глисты на политический симпозиум. Сперва выступила аскарида. Она поведала высокому собранию, что прогресс не п.

Притчи.ру

Класс 4

загрузка

Всё 2 537

Обсуждаемые

Вы отметили максимальное количество друзей (64) на этой фотографии.

В данный момент вы не можете отметить человека на фотографии. Пожалуйста, попробуйте позже.

Фотография недоступна этому человеку

Чтобы отметить человека, наведите на него курсор и нажмите левую кнопку мыши. Чтобы отметиться на фото, наведите на себя курсор и нажмите левую кнопку мыши.

Похожая притча

Жили два друга - стыдливый и бесстыжий, не будет греха, если назовём его и наглым. Свёл их так случай, что они познакомились по той же самой причине - стыдливости и бесстыдства.

Так вот, жил каждый из них сам по себе, как тот кот, который живёт сам по себе. Одиноко и тяжело было одному, но жили. Особенно, тяжело было стыдливому. Он же везде и всего стеснялся - брать стеснялся, может и отдавать стеснялся, есть стеснялся, говорить стеснялся, может и дышать стеснялся, но в общем, жить стеснялся. Сейчас, это назвали бы комплексом неполноценности. Надоел он всем и родным, и близким. И работа у него не ладилась на этой почве - стеснялся. По этой причине никто его и в гости не приглашал. Все едят, пьют, веселятся и разговаривают, а его на всё надо упрашивать. Сидит он, молчит, тихо стесняется, а другим гостям и хозяину некомфортно, не уютно с ним.

Но вот однажды, попал он в историю. Пригласили его в гости знатные люди - по этикету положено было, так он и сам не был простолюдином. Он был стыдливым, но тихим и хорошим человеком, никому не мешал. Принял он приглашение, ему тоже хотелось пообщаться, давно не был на таких мероприятиях. Случилось то, что или повар оказался не совсем поваром, или продукты не подошли его организму. Подвёл желудок его, а спросить о подобающем для этого помещении постеснялся, да уже и поздно было…

Фото автора Frans Van Heerden: Pexels Фото автора Frans Van Heerden: Pexels

Шёл он по улице домой в ненадлежащем виде, нарушая этим общественный порядок. Остановили его блюстители порядка, и отправили куда следует, чтобы следующий раз был внимательнее к своему органу, несущим ответственность перед людьми за порчу экологии выхлопными газами и извержением переработанного материала в неположенном для этого месте.

Там он и встретился со своим будущим другом - наглецом. Разговорились они и вышло так, что оба они были в одном и том же мероприятии. Наглец в меру своей наглости и бесстыдства пришёл на это мероприятие без приглашения, хотел завести знакомство со знатными людьми и яствами особыми полакомиться, но и конечно, по привычке своей вёл себя неподобающе - много говорил, много ел и много пил, в общем, переусердствовал во всём. Случилось так, что в силу своего бесстыдства, нужду свою отправил в саду, там, где люди отдыхали и этим вызвал всеобщее негодование. Надоел он всем, и решило общество избавиться от него, хотя бы на время, с надеждой, что проснётся у него чувство стыда, хоть самую малость.

Фото автора Tim Samuel: Pexels Фото автора Tim Samuel: Pexels

В местах перевоспитания и осознания осмотрели их самые, самые, светло - светлые умы медицины и дали им диагноз. Стыдливому - комплекс полной неполноценности, а бесстыжему - комплекс хронической наглости. Вышло так, что диагнозы разные, а патология схожая - отсутствие чувства достоинства.

И подумали вновь испечённые друзья, что со стыдом, что без стыда одинаково тяжело и одинаково вонюче. И стыд зло, и бесстыдство тоже. Никто им не рад.

Мораль: всегда ищите золотую середину - и штаны чистые, и желудок полный.

Похожая притча

Давно это было. Да и было ли вообще. Этого мы уже не узнаем. Только ходит по свету притча о труде и ценности заработанного. А дело, судя по рассказам, было так. Был у состоятельного родителя сын. Балбес-не балбес, а лентяй отменный. Шибко любил отец сына.

из открытого доступа Яндекс картинки из открытого доступа Яндекс картинки из открытого доступа Яндекс картинки из открытого доступа Яндекс картинки

Ну а наш лентяй жил припеваючи, как и прежде. Прошел срок положенный. Вернулся сынок в отчий дом. Спрашивает его отец - Ну как работал? Тот - Хорошо, вот денюшку заработал. И протянул отцу червонец, данный, выданный, приятелем сыну за якобы работу. Покрутил отец червонец, да и швырнул его в грязь. Ни один мускул у сына не дрогнул, безразличие на лице было. Понял отец, что приятель не отягощал его сынка трудом.

Делать нечего. Договорился отец со своим другим приятелем, с дела вел совместно, из дальнего города. Мол сына отправляю на работу тебе, да спрашивай с него строго, невзирая на «личности». Но и тут осечка вышла. Приятель не бедствовал, работой не отягощался и сыну приятеля работы не давал, а все больше с ним разный образ вели. Прошел положенный скор, отправил приятель сынка домой и четвертак выдал, мол за работу. Прибыл сын, лицом цветущий. Спросил отец его за работу. Молча протянул сын четвертак отцу. Покрутил он его, да и бросил в камин, огонь. Посмотрели они как денежка горит и на этом всё закончилось. Понял отец, и тут сына пожалели.

из открытого доступа Яндекс картинки из открытого доступа Яндекс картинки

Подумал отец и рассудил: - Раз уж приятели мои, из уважения ко мне же, жалеют сынка моего, то отдам я сына в работники помощнику, младшего сантехника, в холерные бараки. Ну не совсем конечно так печально и дословно. А отправил сына на свой захудалый заводик и определил там его разнорабочим. Долго ли, коротко ли, вышел срок (скажем так - прошло 11 месяцев и парень заслужил отпуск) и получил отпуск сын - пару недель. Приехал к отцу поклонился. После радостной встречи, спорил отец про работу и зарплату. Гордо вытащил сын рубль и протянул отцу. Взял батька рубль, покрутил, да и сделал рукой замах, кинуть хотел. Не дал сын отцу рубль кинуть, схватил за руку и говорит « - Я его заработал!» Прослезился отец. Научился сын ценить труд.

из открытого доступа Яндекс картинки из открытого доступа Яндекс картинки

Мораль проста и понятна.

Ребенка надо учить пока он поперек лавки ложиться.

Только двойные стандарты приемника СССР не позволяют заниматься воспитанием детей. Да и детей рожать в целом. Во всех СМИ призывают поднимать, увеличивать, демографию с одной стороны, и забывают о матерях, медицине, детсадах, условиях жизни и прочем внимании для новеньких детей.

Если Вам понравилась статья, жмите лайк и подпишитесь на мой канал.

Отдельно благодарен, если станете подписчиком или оставите свой комментарий!

Читайте также: