Притча о мытаре и фарисее в живописи

Обновлено: 02.05.2024

21 Сентябрь 2021

27 Август 2021

C 19 сентября 2021 года возобновляется работа Воскресной школы нашего Прихода. В программе занятия для взрослой и детской групп. Уроки будут проводиться по воскресным дням: взрослые - после еженедельной беседы с настоятелем, дети - с 11.00. Прошения о принятии в Воскресную школу необходимо подавать на имя директора школы иерея Сергия Зверева (через церковную лавку). В программу взрослой группы вводится новый предмет: «Введение в Литургическое Богословие».

Сплошная седмица

В течение всей первой подготовительной недели отменяются любые виды поста, это значит, что нет и традиционного поста в среду и пятницу. Поэтому она называется Сплошной, т.е. непрерывной, седмицей.

Следующая подготовительная Неделя носит название «Неделя о блудном сыне» и в 2013 году выпадает на 3 марта.

Стихотворение Льва Анненского «В небе ли меркнет звезда»

«В небе ли меркнет звезда,
Пытка ль земная всё длится;
Я не молюсь никогда,
Я не умею молиться.

Время погасит звезду,
Пытку ж и так одолеем.
Если я в церковь иду,
Там становлюсь с фарисеем.

С ним упадаю я нем,
С ним и воспряну, ликуя.
Только во мне-то зачем
Мытарь мятется, тоскуя. ».

Стихотворение Льва Анненского «В небе ли меркнет звезда»

Стихотворение Евгения Миллера «Фарисей и мытарь»

«Мытарь стоял главой поникнув

И в грудь с тоскою ударял:

Так он смиренно повторял.

И был он Господом оправдан

И за смиренье вознесен…

Господь смиренных возвышает,

А гордых всех смиряет Он…».

Отрывок из стихотворения Евгения Миллера «Фарисей и мытарь»

Гравюра Гюстава Доре

На гравюре французского художника Иисус и апостолы, проходящие мимо храма, стали случайными свидетелями сцены мольбы фарисея и мытаря.


Поль Гюстав Доре, иллюстрация к Библии (1865) Источник: Public Domain /

Похожая притча


Сначала разъясним кажущееся противоречие: между 24 февраля и 18 марта (первым днем поста) - всего три календарные недели в обычном понимании. При этом подготовительный период включает четыре Недели: Неделю о мытаре и фарисее, Неделю о блудном сыне, Неделю о Страшном суде и Неделю Сыропустную. Как это объяснить? Дело в том, что на языке Церкви слово «Неделя» означает на самом деле только один день, а именно - «воскресенье». Считается, что изначально «неделя» происходит от словосочетания «не делати» – не работать, отдыхать, т. е. посвящать этот день Богу. Так вот, весь подготовительный период начинается в воскресный день (Неделей о мытаре и фарисее), заканчивается также в воскресенье (Неделей Сыропустной или Прощеным воскресеньем), включает четыре воскресных дня, но в обычном, календарном смысле длится только 3, а не 4 недели.

Соответственно, Великий пост начинается не с праздничного Прощеного воскресенья, а уже с понедельника после него. В свою очередь первая Неделя в рамках Великого поста выпадает на седьмой день и называется «Торжество православия» (в 2013 году - 24 марта).

Похожая притча


Смысл притчи о мытаре и фарисее

Первая подготовительная неделя к Великому Посту в 2013 году начинается 24 февраля. Это воскресенье, как уже было сказано, носит название «Неделя о мытаре и фарисее». В этот день на Литургии в храмах читается отрывок из Евангелия «О мытаре и фарисее» (Лк 18:10-14).

Мытарь олицетворяет собою кающегося грешника, а фарисей – человека, только внешне сохраняющего благочестие, на самом же деле не видящего своих грехов. Церковь напоминает верующим о том, что смирение и слезная молитва – это и есть истинный путь к покаянию, а гордыня, напротив, – главный источник грехов.

Приведем отрывок полностью: «Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится».

Таким образом, притча призывает верующих подойти к посту с покаянием и без гордыни. С этого дня и до пятой недели Великого поста за Всенощным бдением, после чтения Евангелия, поется покаянная молитва: «Покаяния отверзи ми двери».

Похожая притча

вернуться к странице

9 февраля 2020 года неделей о мытаре и фарисее мы начинаем
ПУТЬ ВЕЛИКОГО ПОСТА - ЭТО ПУТЬ К УТЕРЯННОМУ РАЮ
ЧЕРЕЗ ДВЕРИ ПОКАЯНИЯ.
Творческое пособие для детей под распечатку.
Прожить сердцем, душой, Великий Пост, пройти все его "ступени" - это наша главная подготовка к Пасхе.
Объяснить детям в наглядной форме духовный смысл и структуру всех десяти недель (включая три подготовительные) лествицы поста.
Сделать ясными и применимыми к нашей жизни "здесь и сейчас" слова и молитвы Богослужений. Объяснить смысл и назначение поста.

Уже за три недели до начала Великого Поста поются торжественные стихиры "Покаяния двери отверзи ми, Жизнодавче", настраивая и приуготавливая нас к пониманию глубокого смысла поста - в обретении утерянного рая.
Именно поэтому в последний день сырной седмицы (масленицы) мы вспоминаем Адамово изгнание, и сама эта неделя, которая столь весело отмечается в народных гуляниях - это неделя о Страшном суде и уже звучит молитва Ефрема Сирина, уже творятся земные поклоны, в воспоминание одного из самых скорбных событий в истории человечества – истории изгнания людей из Рая за непослушание. И Адамов плач- это наш плач по Богооставленности.

Когда люди жили в Раю - они непосредственно общались с Богом и не было нужды в посте в таком виде как сейчас (не считая запретный плод).
И рисуя с детьми эту работу мы обозначаем визуально все эти события:
- вот изображены Адам и Ева в райском саду и сорвано яблоко с древа добра и зла..
- вот Херувим с огненным мечом стоит у закрытых дверей Рая…
- вот плач Адамов и вот засохший сад, как последствие непослушания = плоды греха, что и в наши дни актуально.

И вот поэтому мы идем по дороге поста – мы идем в гору, проходим этот путь, по примеру Самого Христа, Который указал нам его для того, чтобы вновь открылись для всех нас Райские врата.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ТВОРЧЕСТВУ С ДЕТЬМИ при изучении этой «карты» : стоит обратить внимание детей на символичность:

И открытые двери алтарных врат всю светлую седмицу - как раз символизируют для нас открытие Райских врат.
Внизу гора еще замерзшая, и холодная, (стоит выделить это цветом) но ближе к Празднику - становится светлее и ярче, и на деревьях распускаются листья, расцветают цветы, как символ духовной весны в наших душах.

И именно из символично изображенного Воскресения Христова проистекает родник той воды, о которой сказал Господь, что жаждущему Он дает "даром от источника воды живой" (Откр.21:6). Что и изображено на рисунке.
-------------------------------------------------—
Еще визуальные моменты, на которые стоит акцентировать внимание детей:
1. Путь поста открывают нам те самые "двери покаяния", настраивая нас на нужный лад. Изображены в виде деревьев как память о Райском древе и о том, что вся природа – это живой храм Бога.
2. Память о мытаре и фарисее указует нам путь – смирение, настраивает на молитву.
3. Притча о блудном сыне дает нам утешение, что Отец небесный ждет нас. И направление пути.
4. Масленичная неделя одновременно символизирует и воспоминание о райском блаженстве - и скорбь о потере его, поэтому и памятуем о Страшном Суде и вспоминаем плач Адамов.

А в языческих весенних традициях - мы видим "заклички весны" и "зазывание солнца"; но не в духовном, а в самом земном натуральном смысле. Но схожесть «ожиданий» - даже здесь, как одно из подтверждений того, что наша душа по природе христианка и тянется к Свету.
—-----------------------------------------------------—
1-ая седмица – неделя Торжества Православия - символично изображаем родник «живой воды», бьющий от того места, где стоит икона.

Картина Джеймса Тиссо «Мытарь и фарисей»

Француз изобразил стоящего перед алтарем фарисея, а позади него — скромного мытаря, который боится поднять глаза.


Читайте также: