Притча о луковке достоевский

Обновлено: 28.04.2024

" Легенда о Великом Инквизиторе " - это притча , вставленная в сюжет романа " Братья Карамазовы " . Притча сочинена Иваном Карамазовым , он рассказывает ее своему брату Алексею в трактире . По сути это мистико-философский трактат , изложенный Достоевским в форме беседы Ивана с целью проверки силы веры в Бога брата Алексея. История случилась в Севилье , в 16 веке , в самое страшное время инквизиции .

Именно в это время и место случилось второе пришествие Христа . Иисус сотворил чудо , оживил мертвую девочку и люди поверили в него . Но Великий Инквизитор приказал арестовать его , Иисуса обвинили в еретичестве и приговорили к смертной казни . Настолько велик был страх людей перед инквизицией , что они не защитили Христа .

Ночью Инквизитор пришел разговаривать с Иисусом .

левая часть триптиха Ильи Глазунова " Великий Инквизитор " левая часть триптиха Ильи Глазунова " Великий Инквизитор "

Выступая от имени Великого Духа, в котором явно угадывался неназываемый прямо Дьявол, великий инквизитор обвинил Христа по трём пунктам . Первым «преступлением» Христа было дарование людям свободы . Ибо, по утверждению инквизитора, ничего и никогда не было для человека и для человеческого общества «невыносимее свободы». Второй ошибкой Христа было названо его нежелание поработить человека чудом . Настаивая на искренней, идущей из души веры в Бога и Сына его, Христос, якобы, слишком усложнил задачу простых смертных, которым достаточно было веры в экстрасенсов в чудеса. Третьим мучением людей, в которое их, якобы, вверг Христос, отказавшись от жезла кесаря стала потребность общего единения . Заронив в душах людей эту страсть, Иисус, по обвинению инквизитора, утвердил лишь братство избранных, а остальных людей сделал несчастными.

Инквизитор признался , что они давно уступили искушению и служат Дьяволу . Выступая от лица Власти , он сказал , что люди преклонятся им и отдадут с удовольствием свою совесть и свободу .

Закончив разъяснение обвинительного приговора, старец-инквизитор замолчал, давая возможность Иисусу сказать последнее слово – слово оправдания, негодования или встречного обвинения. Однако молчавший всё это время Христос, не говоря ни слова, подошёл к старцу и поцеловал его в омертвелые уста. Старик дрогнул и, отворив дверь, сказал Ему: «Ступай и не приходи более… не приходи вовсе… никогда, никогда!». Это кстати Иван скорее всего придумал во время разговора , специально для своего брата гуманиста Алексея .

«Мы убедим их, — с нескрываемым цинизмом вещал инквизитор, — что они тогда только и станут свободными, когда откажутся от свободы и нам покорятся». И далее: «Мы заставим их работать, но в свободные от труда часы мы устроим им телевизор , Интернет и акции в " Пятерочке " жизнь как детскую игру». «Мы разрешим им и грех». «Мы всё разрешим». «И все будут счастливы»

"Никакая наука не даст им хлеба, пока они будут оставаться свободными, но кончится тем, что они принесут свою свободу к ногам нашим и скажут нам: Лучше поработите нас, но накормите нас! Поймут наконец сами, что свобода и хлеб земной вдоволь для всякого вместе немыслимы, ибо никогда, никогда не сумеют они разделиться между собою! Убедятся тоже, что не могут быть никогда и свободными, потому что малосильны, порочны, ничтожны и бунтовщики.»

Христос считает всех людей свободными богами, а Великий инквизитор слабым, вечно порочным и вечно неблагодарным людским племенем.

Так что же получается? Порядок и всеобщее «благоденствие» может осуществить на всей Земле только ЕДИНАЯ ЖЕСТКАЯ власть?

А если прав Христос, то, значит, действительно, он принес «не мир, но меч»?

Властвовать может только тот, кто умеет подчиняться. То есть желание власти есть оборотная сторона внутреннего рабства. Так кто же мы: свободные боги, или цепные рабы, в которых живет неистребимое желание самим стать рабовладельцами?

Похожая притча

Фёдор Михайлович Достоевский по праву считается самым глубоким экзистенциальным писателем. Его произведения обличают пороки, превозносят добродетель, учат мудрости и милосердию. Мотив спасения Души красной нитью проходит практически через все работы Достоевского.

Разберём философскую притчу о луковке из «Братьев Карамазовых»:

Жила-была одна баба злющая-презлющая и померла. И не осталось после нее ни одной добродетели. Схватили ее черти и кинули в огненное озеро.
А ангел-хранитель ее стоит да и думает: какую бы мне такую добродетель ее припомнить, чтобы Богу сказать. Вспомнил и говорит Богу: она, говорит, в огороде луковку выдернула и нищенке подала.
И отвечает ему Бог: возьми ж ты, говорит, эту самую луковку, протяни ей в озеро, пусть ухватится и тянется, и коли вытянешь ее вон из озера, то пусть в рай идет, а оборвется луковка, то там и оставаться бабе, где теперь.
Побежал ангел к бабе, протянул ей луковку: на, говорит, баба, схватись и тянись. И стал он ее осторожно тянуть и уж всю было вытянул, да грешники прочие в озере, как увидали, что ее тянут вон, и стали все за нее хвататься, чтоб и их вместе с нею вытянули.
А баба-то была злющая-презлющая, и почала она их ногами брыкать: „Меня тянут, а не вас, моя луковка, а не ваша“.
Только что она это выговорила, луковка-то и порвалась. И упала баба в озеро и горит по сей день. А ангел заплакал и отошел.
(с) «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевский
Автор иллюстрации - французский художник Cyril Rolando Автор иллюстрации - французский художник Cyril Rolando

Какие выводы можно сделать?

В конечном итоге важны лишь добрые дела. Остальные поступки рассыпаются прахом и не имеют никакого веса, когда наступает Судный день.

Шанс на спасение есть даже у самой заблудшей Души. Приложив самую малую толику сил, на шаг отойдя от собственной тьмы, можно получить помощь от Высших сил.

Только вот протянутой руки Ангела мало, чтобы выбраться из горящего озера. Следующий шаг сложнее, ведь эту помощь ещё нужно суметь принять! Душа должна очиститься, "облегчиться" от своих грехов и простить другим.

Как только Душа будет способна спасаться не в одиночку, а разделить свой шанс с другими, только тогда путь в Рай открыт.

«Спасая других, сам спасаешься»

В результате в Ад попадают Души, не способные к трансформации, обновлению и воссоединению с Богом и мирозданием. Им просто нужно больше времени, больше уроков, больше страданий, чтобы обрести мир и добродетель. Тогда сила одной луковки сможет вытянуть Душу из геенны огненной.

Похожая притча

При́тча — короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (премудрость).
Каждый участник Сообщества может добавлять найденные им интересные Притчи.


Притча о злом человеке и луковице, которая могла его спасти
Жил-был один человек злой-презлой, и помер. И не осталось после него ни одной добродетели. Схватили его черти и кинули в огненное озеро. А Ангел-Хранитель его стоит да и думает: «Какую бы мне такую добродетель его припомнить, чтобы Богу сказать». Вспомнил и говорит Богу: «Этот человек в огороде луковку выдернул и нищенке подал». И отвечает ему Бог: «Возьми ж ты, говорит, эту самую луковку, протяни ему в озеро, пусть ухватится и тянется, и коли вытянешь его вон из озера, то пусть в рай идет, а оборвется луковка, то там и оставаться ему, где теперь». Побежал Ангел к человеку, протянул ему луковку: «Вот, говорит, схватись и тянись». И стал он ее осторожно тянуть, и уж всего было вытянул, да грешники прочие в озере, как увидали, что того человека тянут вон, и стали все за него хвататься, чтоб и их вместе с ним вытянули. А человек был злой-презлой, и начал он их ногами брыкать: «Меня тянут, а не вас, моя луковка, а не ваша». Только он это выговорил, луковка-то и порвалась. И упал этот человек в озеро и горит по сей день. А Ангел заплакал и отошел.


Автор 13 февраля 2017 в 19:01

Эту притчу рассказал Федор Михайлович Достоевский в романе "Братья Карамазовы", вложив ее в уста Грушеньки, чтобы показать, что нам для нашего спасения нужно быть одним желанием со Спасителем нашим, Который хочет, чтобы все спаслись.


13 февраля 2017 в 20:09

Оригинал: «Жила-была одна баба злющая-презлющая, и померла. И не осталось после неё ни одной добродетели. Схватили её черти и кинули в огненное озеро. А ангел-хранитель её стоит да и думает: какую бы мне такую добродетель её припомнить, чтобы богу сказать. Вспомнил и говорит Богу: она, говорит, в.

Оригинал: «Жила-была одна баба злющая-презлющая, и померла. И не осталось после неё ни одной добродетели. Схватили её черти и кинули в огненное озеро. А ангел-хранитель её стоит да и думает: какую бы мне такую добродетель её припомнить, чтобы богу сказать. Вспомнил и говорит Богу: она, говорит, в огороде луковку выдернула и нищенке подала. И отвечает ему Бог: возьми ж ты, говорит, эту самую луковку, протяни ей в озеро, пусть ухватится и тянется, и коли вытянешь её вон из озера, то пусть в рай идет, а оборвётся луковка, то там и оставаться бабе, где теперь. Побежал ангел к бабе, протянул ей луковку: на, говорит, баба, схватись и тянись. И стал он её осторожно тянуть, и уж всю было вытянул, да грешники прочие в озере, как увидали, что её тянут вон, и стали все за неё хвататься, чтоб и их вместе с нею вытянули. А баба-то была злющая-презлющая, и начала она их ногами брыкать: "Меня тянут, а не вас, моя луковка, а не ваша". Только что она это выговорила, луковка-то и порвалась. И упала баба в озеро и горит по сей день. А ангел заплакал и отошёл.» Думаю, надо бы перечитать.

Похожая притча

АПС | Академия Порядочных Семинаристов

АПС | Академия Порядочных Семинаристов

вернуться к странице

АПС | Академия Порядочных Семинаристов

АПС | Академия Порядочных Семинаристов запись закреплена

Притча "Луковка" из "Братьев Карамазовых" Ф.М. Достоевского.

Жила-была одна баба злющая-презлющая, и померла. И не осталось после неё ни одной добродетели. Схватили её черти и кинули в огненное озеро. А ангел-хранитель её стоит да и думает: какую бы мне такую добродетель её припомнить, чтобы Богу сказать. Вспомнил и говорит Богу: она, говорит, в огороде луковку выдернула и нищенке подала. И отвечает ему Бог: возьми ж ты, говорит, эту самую луковку, протяни ей в озеро, пусть ухватится и тянется, и коли вытянешь её вон из озера, то пусть в рай идет, а оборвётся луковка, то там и оставаться бабе, где теперь. Побежал ангел к бабе, протянул ей луковку: на, говорит, баба, схватись и тянись. И стал он её осторожно тянуть, и уж всю было вытянул, да грешники прочие в озере, как увидали, что её тянут вон, и стали все за неё хвататься, чтоб и их вместе с нею вытянули. А баба-то была злющая-презлющая, и начала она их ногами брыкать: «Меня тянут, а не вас, моя луковка, а не ваша». Только что она это выговорила, луковка-то и порвалась. И упала баба в озеро и горит по сей день. А ангел заплакал и отошёл.

Читайте также: