Притча о лопате и воспитании детей

Обновлено: 14.11.2024

Однажды к Мастеру Вану пришли трое его детей, и каждый желал странного
— Отец, — жеманясь и краснея, сказал старший сын. — Мне кажется, я люблю мужчин больше, чем женщин. А среди мужчин я больше всех люблю Сунь Ахуя из соседней деревни. Я понимаю, ты хотел видеть во мне опору в будущем, продолжателя рода и наследника своего мастерства, но… извини, я хочу иначе.

Ничего, если я приведу в дом Сунь Ахуя, и мы будем спать в одной кровати и сидеть у огня, держась за руки?
— Папа, — потупясь, сказал средний сын. — Мне кажется, я пацифист и не могу даже смотреть на оружие, мясную пищу и чужие страдания. Я понимаю, ты хотел бы видеть во мне сильного воина, победителя и защитника, который прославится на всю Поднебесную, но… извини, я хочу иначе. Ничего, если ты отмажешь меня от армии, и мы возьмем в дом нашего поросенка, которого мы откармливаем на Праздник Фонарей? Я назову его Пикачу, буду купать в теплой воде, повяжу на шею синий бантик, и мыс Пикачу будем кушать только растительную пищу.

— Папа! — сказала любимая дочь Мастера Вана, Ма Сянь, водя изящной ножкой по глиняному полу. — Ты знаешь, я ведь молодая, красивая и умная девушка. Поэтому я хочу самореализоваться и пожить для себя. Я понимаю, ты хотел бы видеть во мне любящую жену своего мужа, умелую хозяйку и заботливую мать многочисленных внуков, но… извини, этого не будет. Ничего, если я уеду в город, стану там офисным работником, сделаю карьеру и стану чайлдфри? А по выходным я буду приезжать к тебе в дом престарелых на своем «Матисе» и куплю тебе замечательное кресло-качалку…

Мастер Ван уже открыл было рот, чтобы громко высказать детям все, что он о них думает, но таки не издал ни звука. «А нужно ли? — подумал он вдруг.

— Да какое же я имею право решать за своих детей, как им жить, с кем спать, что есть, во что верить? Они же самостоятельные личности! Ну и что, что старшему всего семнадцать? Подумаешь, мне не нравится! Ничего, потерплю, зато дети мои будут счастливы! В конце концов, чем цивилизованнее человек, тем он толерантнее, так неужели я буду вести себя как дикарь?!»

— Хорошо, — устало сказал он, — живите как хотите.

Прошло десять лет. Дети жили как хотели. Старший после долгих хворей и мучений умер от СПИДа. Средний все больше времени проводил в свинарнике, пристрастившись к паленому эрготоу и всех хряков научив выпивать вместе с ним; время от времени он просыпался, некоторое время философствовал с Пикачу о том, что наш мир — это не более, чем скопище зловонных нечистот, и снова засыпал. Дочь поначалу разбогатела в городе. Но в один прекрасный день она пресытилась партнерами по бизнесу, и все они показались ей чересчур стары и немощны для ее ложа. А молодой любовник, которого она за справедливую цену наняла для оказания сексуальных услуг, ловко подделал ее подпись, перевел на себя все ее активы и оставил без гроша; дочь вернулась к мастеру Вану, душой устремилась к самосовершенствованию и проводила дни под засыхающим утуном, неустанно читая мантру «Все сволочи… все подонки». Мастер Ван исправно выносил за нею горшок и с ужасом думал о том, кто же будет это делать, когда сам он вконец одряхлеет: ведь Небо не послало ему ни внука, ни даже внучки.

Как-то он пришел к соседу поделиться своим несчастьем и увидел, что Мастер Чжан сидит в беседке перед садом камней, пьет сливовое вино и курит свою любимую кривую трубочку.

— Как поживаешь, сосед? — спросил Мастер Ван. — Все ли в порядке? Что детишки?

Мастер Чжан неторопливо отпил из чашки и ответил:
— Старший сын увлекся расшифровкой эпитафий на древних надгробиях, познает величие прошлого и хорошо зарабатывает. Он женился на дочери уездного судьи, они живут душа в душу, у них в городе большой дом. Средний сын служит в императорской коннице на южной границе. Он начальник «длинной сотни» конников. Враги боятся его, как огня, друзья любят, подчиненные уважают, а начальники ценят. А дочь — что ж, вон моя красавица-дочь, ее любимый муж и пять моих внуков…

— Невероятно! — вскричал Мастер Ван. — Но разве десять лет назад твои дети, будучи молодыми, горячими и глупыми, не приходили к тебе, желая странного?! Мастер Чжан степенно кивнул.
— Как же тебе удалось воспитать таких славных детей?!
— Я просто сказал им, что если они не перестанут валять дурака, я прибью их лопатой.…
С тех пор учение Свободной Личности в Поднебесной пошло на убыль, а учение Просветляющей Лопаты расцвело.

О, страждущий Просветления! Стань на Путь Лопаты! И да будет тебе Нирвана.

Похожая притча


Китайская альпинистическая притча

Однажды к заслуженному Мастеру спорта Китая и инструктору 1 категории, обладателю жетона «Спасотряд» и организатору многих альпмероприятий Ван-Хунь-Луню пришли трое его детей, которые пошли по стопам отца в горы, и каждый захотел необычного.

— Папа, — сказал ему старший сын, инструктор 3 категории. — Я хочу организовать сборы новичков в январе месяце на Эверест. Пусть они сразу почувствуют, что такое альпинизм, насколько он суров, какие нужны терпение, воля и железные причандалы, сколько надо заготовить дров для костра и принести их в базовый лагерь, а кто окажется слабым, пусть сразу и навсегда оставят наши ряды. А когда мы вернемся, я обязательно напишу статью на сайт «Мужество».
— Отец, — обратился к Мастеру его средний сын. – Я на все лето уезжаю в Крым. Хочу пройти первопроход 15Е+++++, тредом онсайт и чутка редпойнт. Для этого мне нужна веревка и грамотный напарник, чтобы я с верхней страховкой все лето проходил сантиметр за сантиметром этот маршрут, срывался и опять проходил, рисковал, срывался и опять лез, пока не выучу все до последней трещинки, и 1-го сентября в день знаний пройду его тредоходом, и напишу статью на сайт «Смелость».
— Папочка! – сказала единственная дочь Мастера Вана. – Ты знаешь, этим летом я закрыла третий разряд за 10 дней с нуля. Я молода, смела, отважна и два раза в неделю хожу на скалодром, а по выходным обливаюсь холодной водой. Мои друзья, КМСы из Тибета, весной едут на Чо-Ойю, что бы пройти ее неприступную северо-западную восточную стену с юга. Я хочу поехать с ними обоими и идти в первой штурмовой тройке. Это будет экспедиция в стиле «фаст-энд-лайт»: мы берем целых шесть сникерсов, три сушеных банана, пачку чипсов, компас вместо GPS, и одну спарку. Этого не делала еще ни одна женщина в мире. Когда я вернусь, то напишу об этом на сайт «Ум и отвага»!

Мастер Ван уже был готов высказаться недоумения и обоснованные соображения своим детям, но внезапно в его голове пронеслось: «А стоит ли запрещать им что-нибудь, учить жить и решать за них? Пусть делают, как хотят, они же представляют нью-скул, это ихняя жизнь, и, главное – чтобы они были в ней счастливы. Я же не дикарь, а либерал, современный толерантный человек, представитель классической олд-скул».
— Ладно, дети мои, — устало произнес он, — живите, как хотите, езжайте, куда хотите, пишите, что можете…

Прошло время. Дети жили, как хотели.
Старший сын Вана после зимней экспедиции на Эверест отморозил себе причандалы и больше не мог иметь детей.
Средний неудачно сорвался практически с самого верха крымского маршрута, ударился головой о стену, и был надолго помещен в стационарную лечебницу «Золотой овощ».
О дочери после Чо-Ойю писали все альпинистские сайты – и «Мужество», и «Смелость», и «Ум и отвага». Хотя штурм оказался неудачным и из-за закончившихся продуктов был прекращен на третий день, а при возвращении в базовый лагерь альпинисты заблудились и только через неделю их нашли местные пастухи, дочку пригласили в Россию, в качестве номинантки приза «Стальной ангел». Но ее напарники по восхождению почему-то больше не хотели с ней ходить в горы. Да и с друг другом не хотели тоже. И вообще они ничего не хотели, кроме все время жрать и пить.
Дочь вернулась домой и под мантру «Все сволочи и подонки» взялась за книги Твайта и Абалакова по тренировкам альпинистов и ориентированию в горах.

Мистер Ван с ужасом думал: «Что я буду делать, когда стану совсем старым? У меня нет ни одного внука или внучки – альпиниста».

С такими мыслями он пришел к соседу Сунь Хрень Ли – КМСу, инструктору 3 категории и обладателю грамоты Горспорткомитета «За победу в лыжных гонках городского первенства 1963 года». Когда то они вместе начинали заниматься альпинизмом, и дети Ли тоже пошли в горы по стопам отца.
Тот сидел в беседке с чашкой ароматного чая, куда время от времени подливал ароматный коньяк.

— Как дела, сосед? – спросил Ван. – Все хорошо? Как дети?
— Садись, сосед, вот твой чай. Старший недавно завоевал «Золотой ледоруб Азии», ему сделали прекрасное спонсорское предложение и контракт на пять лет. Средний преподает в Школе гидов авторский курс «Как не отморозить причандалы в горах». Ну, а красавица-дочь родила мне уже внука от своего напарника по связке, когда закрывала второй разряд в альплагере «Би-Зин-Хи»…

— Поразительно! – с восторгом сказал Ван. – Но разве когда-то твои дети не желали необычных вещей? В молодости же все горячие и глупые, и вообще нью-скул…
Сосед Ли с согласием закивал: «Конечно, желали. Хотели ехать в горы 31 декабря, штурмовать эвересты после курса «Альпинист КНР» и ходить по компасу…»
— Как же тогда ты научил их жить? В чем твой секрет воспитания?
— Я просто сказал им, что если они не прекратят валять дурака, я прибью их лопатой. И не лавинной из титана, а садовой железной. И надеру задницу. Репшнуром или кордалетом - это уж как им угодно. Пусть и у них будет свобода выбора…».

Долго сидел и обдумывал Ван слова своего соседа.
И даже поделился этим со своими товарищами из Правления Федерации альпинизма Китая. И не одно заседание они горячо обсуждали учение Сунь Хрен Ли.
После этого учение о свободе личности в Поднебесной стало забываться – вместо него расцвело учение Просветляющей Лопаты. И да прибудет со всеми Нирвана!

Похожая притча

Однажды к мастеру Вану пришли трое его детей и каждый желал странного.

— Отец, — жеманясь и краснея, сказал старший сын. — Мне кажется, я люблю мужчин больше, чем женщин. А среди мужчин я больше всех люблю Сунь Ахуя из соседней деревни. Я понимаю, ты хотел видеть во мне опору в будущем, продолжателя рода и наследника своего мастерства, но… извини, я хочу иначе.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Похожая притча

Т рудно победить самого себя, — сказал Будда, — но знайте, что это будет самая большая в вашей жизни победа.

Расскажу вам историю об одном бедняке - огороднике, кормившемся тем, что выращивал на своих грядках. Едва - едва сводил он концы с концами, и всё имущество его — одна - единственная лопата.

Шли годы, тяжёлый труд был уже для огородника не по силам, и решил он стать отшельником. Сказано — сделано: зарыл он в землю свою лопату - кормилицу и отправился в горы, где решил выстроить хижину и жить в уединении.

Только отошёл он от места, где закопал лопату, захотелось ему вернуться и проверить, хорошо ли она спрятана, не найдёт ли её кто-нибудь. Вернулся. Проверил. Опять отправился в дорогу и снова вернулся: никак не мог оторваться он от своей любимой лопаты - кормилицы.

Так повторялось шесть раз.

Человек совершенно измучился и так подумал:

— Виданное ли дело, чтобы лопата помешала мне, человеку, её господину, принять подвиг отшельничества? Заброшу её так, чтобы глаза мои её больше не видели.

Пришёл он на берег реки, закрыл глаза, несколько раз покрутил лопатой над головой и выпустил. Она улетела на самую середину реки и там шлёпнулась в воду.

Огородник открыл глаза и от радости, что так ловко избавился от лопаты, победил в себе привязанность к ней, во всё горло закричал:

— Я победил! Победил!

А в это время берегом реки из дальних стран возвращался царь той страны. Услышал он крики огородника и подумал: — Интересно: я победил чужеземное войско и помалкиваю об этом, а этот человек вопит на весь мир, что победил, но кого?

Приказал он слугам привести огородника и спросил его об этом.

Огородник ответил ему:

— Великий царь, ты одержал тысячу побед, а я всего одну — над самим собой, но, поверь мне, это великая победа.

Читайте также: