Притча о леонардо да винчи христе и иуде

Обновлено: 14.11.2024

Вы слышали о нём? - Несомненно. Также бесспорно, что большинство услышанного вами - выдумки или красивые легенды.

Интернет благоволит заголовкам наподобие "Десять загадочных фактов о Леонардо, которые вы не знали". И истины в них не больше, чем лжи.
Например, пишут о том, что Леонардо был вегетарианцем. Или о монофазном сне гения. Но сегодня я сама хочу рассказать вам легенду - которая, даже если и не является истиной, заслуживает нашего безусловного внимания.

У тех, кто её уже слышал, я прошу прощения за авторские художественные домыслы, продиктованные отчаянной осенью, ковидной температурой и безумными снами о гении, почтившем своим присутствием Италию пятнадцатого века.

Лодовик Сфорца, оплакивающий свою благочестивую почившую супругу Беатриче, заказывает Леонардо фреску, изображающую последнюю трапезу Христа со своими учениками. Мастер, который столь редко доводил до конца свои творения, что нам осталось в память о нём всего лишь пятнадцать божественных творений (некоторые из которых были закончены не им, в том числе и знаменитая Мона Лиза), переполненный идеями, принимается за дело. Он хочет, чтобы в новом шедевре было необычно всё - от состава им самим придуманных красок, впоследствии сыгравших с ним злую шутку, до замысла и исполнения.

Три эскиза делает Леонардо, меняя местами апостолов, не просто перетасовывая сидящих, а отправляя послание будущим поколениям. Наконец, он располагает их группами по три человека, отдавая дань Святой Троице. Но сакральное число должно быть упомянуто трижды. Второй отсылкой будут три окна позади Иисуса. А третьей - треугольники, которыми очерчены фигуры (Христа и Иоанна - конечно же, это не Мария Магдалина). Но и этого мало - группы апостолов разделены по стихиям, и более детально по знакам зодиака.

Он убирает канонические нимбы, которые были обязательны для изображений того времени. Наполняет стол обычной монастырской посудой, словно приближая божественное к мирскому. Перед Иудой - рассыпанная соль, вестник несчастья. Постепенно замысел картины всё ярче предстаёт перед гением, на фреске возникают и другие символы, до конца не раскрытые и поныне.

Но главное не это. Для каждого из апостолов нужны натурщики. А самые важные - для Христа и Иуды.

Леонардо, истинный художник и творец, как никто другой ценящий красоту, окружал себя исключительно красивейшими учениками, служащими ему и натурщиками. Но никто из них не подходит. Мастер бродит по Милану, пристально вглядываясь в лица прохожих. Лик Иисуса требовал особого вдохновения, художник словно наяву видит печать мудрости, любви, духовности и печали, но даже близко не находит их в горожанах. Уже отчаявшись, он замечает в Соборе певчего, прекрасного и юного, так отдавшегося всей душой церковным песнопениям, что казалось, будто его душа вознеслась к небесам, а бренное тело застыло ангельским изваянием. Едва дождавшись окончания службы, Леонардо предлагает юноше стать моделью за щедрое вознаграждение. Певчий с радостью соглашается.

Работа над фреской растягивается на три года. Хитрая смесь, которую Леонардо использует вместо краски, не желает сохнуть, изображение растекается. Мастер приходит в отчаянье, наполняет пространство жаровнями, но и эти меры помогают плохо. Художник то и дело прерывает работы, и Сфорца проявляет нетерпение, опасаясь, что ветреный гений не закончит своё произведение, как многие другие начатые и брошенные им работы. Леонардо заверяет - "Тайная вечеря" будет дописана, но герцог не перестаёт нервничать. Он подгоняет мастера.

И вот фреска почти закончена. Не дописан лишь образ Иуды. Все три года Леонардо искал подходящего натурщика, но тщетно. Художник испытывает уже не то нетерпеливое отчаянье, которое было при поиске моделей вначале создания шедевра. Теперь всё серьёзнее - времени не остаётся, Иуду написать без натурщика невозможно. Леонардо кажется, что он вгляделся уже не раз в лицо каждого жителя Милана, но никто не подошёл.

Мрачные размышления гения прерывает голос из канавы. Опустившийся пьяница заплетающимся языком просит подаяние, воспрянувший духом Леонардо предлагает послужить ему моделью. В ответ на кивок нищего ученики художника вытаскивают его из канавы и практически относят почти бесчувственное тело в монастырь. Мастер рисует его, пребывающего в беспамятстве, сам ни мало не помышляя о сне, прерываясь только на лёгкие приёмы пищи.

Шедевр закончен. Леонардо придирчиво осматривает своё творение. Неожиданно его заставляет вздрогнуть голос натурщика, про которого он, признаться, совсем позабыл. "Я уже видел эту картину", - восклицает нищий. Мастер внимательно вглядывается в лицо пьяницы.

Одухотворённого певчего, послужившего моделью Иисуса, не узнать. Три года пьянства бесповоротно изменили его, превратив в совершенно другого человека.

Иисус и Иуда были написаны с одного и того же человека.

Не правда ли, символично?

А это сериал, который Ваша покорная слуга посмотрела на вынужденном карантине, и вдохновилась заново погрузиться в творчество флорентийского гения. От души рекомендую.

Похожая притча

  • Главная страница
  • О конкурсе
  • Оргкомитет
  • Как принять участие?
  • Медаль
  • Выбор читателей

"Иисус и Иуда". Сочинение по исторической притче

Куда приводит гордыня?

История о написании Леонардо да Винчи фрески "Тайная вечеря", известная как притча "Иисус и Иуда", серьезного исторического основания под собой не имеет. Однако она поучительна, и думается, именно потому она популярна в народе уже очень много лет. И потому для своего сочинения, которое нам задали написать о гордыне, я выбрал ее сюжет.

Иуда был найден случайно. В нищем пьянчуге, бранящемся на прохожих из лужи, куда несчастный упал, сильно перепив, Леонардо увидел неожиданную спесь, гордыню и злобу. Столь сильное сочетание качеств столь порочных привело да Винчи к решению писать Иуду с этого пьяницы. Нищего принесли в монастырь помощники Леонардо, и да Винчи довольно быстро написал с него апостола-предателя. При этом сам нищий был мертвецки пьян и не понимал, что с ним делают.


Прививаемая молодым людям гордость становится фундаментом для их здоровой самооценки. Детям нужно услышать, что они что-то сделали хорошо. Похвала усиливает положительные качества и нивелирует разочарование от неудач, поскольку формирует именно гордость. Дети должны гордиться тем, ради чего они работали. К примеру, не так важно победить в соревновании, как проявить себя как можно лучше. Когда кто-то делает все возможное, он достоин уважения за свой труд вне зависимости от занятого им места. Он достоин того, чтобы им гордились и он был горд собой. Это побуждает ребенка продолжить труд с максимальной отдачей, развивать свои таланты. Похвала за достижения воспитывает гордость. Похвала может исходить от родителей, друга, учителя или даже от самого себя.

И совсем другое дело, когда человек получает похвалу за то, к чему он не приложил никакого труда. Похвала без оснований развращает. Воспитывает в человеке гордыню. То самое чувство, что ему все должны уже только потому, что это он. Да Винчи из притчи "Иисус и Иуда" не виновен в случившемся. Он не хвалил певчего ни за что, но сам выбор юноши в качестве образа Христа для фрески, мне кажется, был воспринят последним как та самая похвала "исключительности". И это событие стало роковым для юноши. Он, подобно Иуде, предал своего Христа: позволил гордыне властвовать над душой. И как Иуда, согласно преданию, был низвергнут в ад, так и певчий был сброшен в миланскую сточную канаву, откуда его вынули лишь затем, чтобы запечатлеть это падение, и вернули назад.

Похожая притча

При создании фрески «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи столкнулся с огромной трудностью: он должен был изобразить Добро, воплощённое в образе Иисуса, и Зло — в образе Иуды, решившего предать его на этой трапезе. Леонардо на середине прервал работу и возобновил её лишь после того, как нашел идеальные модели.
Однажды, когда художник присутствовал на выступлении хора, он увидел в одном из юных певчих совершенный образ Христа. Этим певчим был Пьетро Бандинели. Пригласив его в свою мастерскую, художник сделал с него несколько набросков и этюдов.
Спустя сорок лет, в поисках модели для Иуды, художник столкнулся с одним бродягой, только что выпущенным из тюрьмы, и на этом бродяге Леонардо остановил, наконец, свой выбор. Лицо бродяги носило все следы греха, животных инстинктов, совершенных беззаконий.
Когда Леонардо окончил свою работу, нищий, который к этому времени уже немного протрезвел, открыл глаза, увидел перед собой полотно и вскричал в испуге и тоске:
— Я уже видел эту картину раньше!
— Когда? — недоуменно спросил Леонардо.
— Три года назад, еще до того, как я всё потерял. В ту пору, когда я пел в хоре, и жизнь моя была полна мечтаний, какой-то художник написал с меня Христа.
Справка: Роспись была начата в 1495 году и завершена в 1498 году; работа шла с перерывами. Леонардо писал «Тайную вечерю» на сухой стене, а не на влажной штукатурке, поэтому роспись не является фреской в истинном значении слова. Фреску нельзя изменять во время работы, и Леонардо решил покрыть каменную стену слоем смолы, гипса и мастики, а затем писать по этому слою темперой. Из-за избранного метода роспись начала разрушаться уже через несколько лет после окончания работы.
Уже в 1517 году краска росписи начала отслаиваться. В 1556 году биограф Леонардо Вазари описал роспись как сильно разрушенную и настолько испортившуюся, что фигуры почти невозможно было узнать. В 1652 году через роспись был проделан дверной проем, позднее заложенный кирпичом; его видно до сих пор в середине основания росписи. Ранние копии дают основания считать, что ступни Иисуса были в положении, символизировавшем предстоящее распятие. В 1768 году над росписью с целью защиты повесили занавесь; вместо этого она перекрывала испарение влаги с поверхности, и, когда занавесь откидывали, она царапала отшелушивающуюся краску.
Первая реставрация была предпринята в 1726 году Микеланджело Белотти, который заполнил недостающие места масляной краской, а затем покрыл фреску лаком. Надолго этой реставрации не хватило, и другая была предпринята в 1770 году Джузеппе Мацца. Мацца счистил работу Белотти, а затем основательно переписал роспись: он переписал все лица, кроме трех, а затем вынужден был остановить работу из-за возмущения общественности. В 1796 году французские войска использовали трапезную как оружейный склад; они бросали камни в роспись и забирались на лестницы, чтобы выцарапать апостолам глаза. Затем трапезная использовалась как тюрьма. В 1821 Стефано Барецци, известный своим умением чрезвычайно аккуратно удалять фрески со стен, был приглашен для того, чтобы перенести роспись в более безопасное место; он серьезно повредил центральную секцию, прежде чем осознал, что работа Леонардо не является фреской. Барецци предпринял попытку клеем прикрепить обратно поврежденные участки. С 1901 до 1908 Луиджи Кавенаги было впервые проведено тщательное исследование структуры росписи, а затем Кавенаги приступил к ее расчистке. В 1924 году Оресте Сильвестри осуществил дальнейшую расчистку и стабилизировал некоторые части штукатуркой.
Во время Второй мировой войны, 15 августа 1943 года, трапезная подверглась бомбежке. Мешки с песком предотвратили попадание осколков бомбы в роспись, но вредное воздействие могла оказать вибрация.
В 1951—1954 годах Мауро Пелличоли выполнил еще одну реставрацию с расчисткой и стабилизацией.
В 1970-е фреска выглядела сильно разрушенной. С 1978 по 1999 годы под руководством Пинин Брамбилла Барсилон осуществлялся масштабный проект реставрации, целью которого была постоянная стабилизация росписи и избавление от вреда, причиненного грязью, загрязнением и неправильными реставрациями XVIII и XIX веков. Поскольку перемещение росписи в более спокойную среду представлялось непрактичным, в такую среду, запечатанную, с контролируемым климатическим режимом, была превращена сама трапезная, для чего пришлось замуровать окна. Затем для определения первоначальной формы росписи было выполнено подробное исследование с использованием инфракрасной рефлектоскопии и исследований образцов керна, а также первоначальных картонов из Королевской библиотеки Виндзорского замка. Некоторые области посчитали не подлежащими восстановлению. Их написали заново акварелью приглушенных цветов, чтобы показать, не отвлекая внимание зрителя, что они не являются оригинальной работой.
Реставрация заняла 21 год. 28 мая 1999 года роспись была открыта для просмотра. Посетители должны заказывать билеты заранее и могут провести там только 15 минут. Когда фреска была торжественно открыта, поднялись жаркие споры по поводу сильного изменения цветов, тонов и даже овалов лиц у нескольких фигур.

Читайте также: