Притча о лазаре смысл

Обновлено: 21.11.2024

Иисус Христос часто говорил притчами. Притча - это удивительная форма изложения мысли. В сжатую и, я бы даже сказал, упрощенную форму закладывается глубокий смысл.

«Открою уста мои в притче» (Пс. 77:2). Евангелист Матфей пишет, что слова эти исполнились на Иисусе Христе

Все сие Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им,
да сбудется реченное через пророка, который говорит: отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира. (Мф 13:34,35)

Давайте разберем одну из притч Иисуса Христа – притчу о богатом и Лазаре.

Притча говорит о некоем богатом горожанине и нищем по имени Лазарь. Один жил в роскоши, а другой питался крошками со стола богача. Оба умерли. И богатый попал в место мучений, а бедный – в рай, названный «лоном Аврамовым». И между ними происходит диалог посредством Авраама. Богатый из огня обращается к Аврааму с просьбой послать к нему Лазаря смочить губы хотя бы каплей воды с перста нищего. Но Авраам говорит, что Лазарь получает воздаяние, а богатый получил свое при жизни. Кроме того, между двумя областями существует непроходимая пропасть, которую невозможно преодолеть. Тогда богач просит о своих братьях: «пошли Лазаря в дом к братьям», чтобы они изменили свою жизнь и не попали сюда же. На что ему был ответ: «если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мёртвых воскрес, не поверят». (Лк. 16:19-31)

Здесь можно увидеть несколько смысловых уровней

Очевидный смысл притчи : это указание на необходимость любить ближних. Если ты богат и имеешь возможность помогать другим, нужно это делать, чтобы потом не оказаться в худшем состоянии, чем тот, кого ты сейчас презираешь.

Об этом говорит Христос в другом месте, описывая суд и воздаяние. Разделение происходит на основании следующих факторов: кормил ли ты голодных, одевал ли нищих, посещал ли больных, и находящихся в темнице. (Мф 25:31:46)

По сути то же самое. Богач игнорировал нищего, не кормил, не одевал его и наследовал мучение.

Другой смысл, который как оказалось видят не все, это указание на посмертное состояние души. Душа умершего нищего вознесена ангелами в рай, а богатый душой попал в ад. Хотя их тела покоятся в земле. Правда, сказано лишь о похоронах богача (Лк 16:22). Но вряд ли Лазарь взят с телом на небеса, как Илия или Енох. По всей вероятности, его тело тоже где-то покоится, наверняка не в такой пышной гробнице как у богача. Но это и не важно. Важно, то, что души после смерти продолжают существовать. При этом у них сохраняется память (богач думает о братьях), чувства (богач страдает, а Лазарь наслаждается), они могут общаться. Детали притчи, понятно, не передают реального положения вещей, но в целом притча говорит ясно о том, что после смерти жизнь продолжается. До всеобщего воскресения душа "не выключена", не спит, она живет, чувствует, мыслит.

Следующий смысловой уровень – это указание на реального Лазаря, воскрешенного Христом. Иисус воскрешал умерших и до этого, но воскрешение Лазаря выбивается из этого ряда как нечто особенное. Оно произошло на четвертый день, когда, в организме начались необратимые процессы. Бог повернул их вспять, и вывел из гроба реального Лазаря (Ин 11: 1-53). В чем сходство этих двух случаев? Это имя – Лазарь, и воскрешение, возвращение из мира мертвых в мир живых. В притче воскрешение лишь обсуждается: «что если воскреснет, не поверят». В реальности так и произошло: Лазарь воскрес, но враги Христа не покаялись, не изменили своей жизни, не признали в Иисусе ожидаемого Мессию. Но вместо этого решают убить Иисуса (Ин 11:53)

Мне кажется, что Христос говорил притчами для того, чтобы защитить Свою мысль от искажения. Тексты много раз переводились на разные языки, и при переводе часто происходит замена слов, и даже понятий (какие-то устаревают, и выходят из речевого оборота), но смысл притчи сохранится при переводе на любой язык, даже если некоторые слова изменятся.

Читая притчу о богаче и Лазаре, мы и сегодня понимаем, что нужно помогать малоимущими, что души после смерти продолжают жить, и что место посмертного существования души зависит от дел, поступков и мыслей, которые совершает человек при жизни.

Друзья, пишите, какую притчу или сложное место Писания следует рассмотреть на канале Мефодий+

Смысл притчи

Господь свел этих двоих человек, чтобы они стали зеркалом друг друга у ворот Вечности. Изъязвленное, гниющее тело Лазаря было олицетворением души богача. Господу не требовалось перечислять все грехи, к которым ведет пресыщение и жестокосердие.

Одно лишь отношение к ближнему своему, полное отсутствие какого бы то ни было сострадания, говорит о духовной слепоте богача. В то же время внешний блеск и чистота тела богача олицетворяло чистую и неиспорченную душу Лазаря.

Внешние изъяны не имеют никакого значения, если человек прожил честную и благочестивую жизнь. Смерть в определенном смысле уравнивает всех. Вне зависимости от того, был ли человек сказочно богат или нещадно беден, земной путь его рано или поздно подойдет к концу.

Важно! Притча о богаче и Лазаре убеждает верующих в том, что любая земная несправедливость будет исправлена в будущем веке. Воздаяние от Бога будет соответствовать тем поступкам, которые совершали люди на земле.

Даже если фактически человек не совершал греховных поступков, равнодушие и жестокосердие также будут учтены. Господь праведен, и праведен Суд Его, поэтому задумываться о Вечности стоит уже сейчас.

Похожая притча

Воскрешение Лазаря. Монастырь Высокие Дечаны, Сербия

Когда путь Господа в Иерусалим уже завершался, случилось следующее. В Вифании, небольшом селении близ Иерусалима, жил человек по имени Лазарь со своими сестрами Марфой и Марией. Господь бывал у них в доме, беседовал с ними. Он любил Лазаря и сестер. И вот Лазарь смертельно заболел. В это время Господь со Своими учениками был на Заиорданской стороне. Сестры послали передать Ему о болезни Лазаря. Когда Иисус услышал об этом, Он сказал: «Эта болезнь не к смерти, она для славы Божией, чтобы Сын Божий был прославлен через нее». Однако Он остался за Иорданом еще на два дня, а после сказал Своим ученикам: «Пойдем в Иудею». Ученики стали отговаривать Господа, вспоминая попытки иудеев убить Господа, но Иисус Христос решительно ответил: «Наш друг Лазарь заснул, но Я иду разбудить его». Видя недоумение учеников, Господь пояснил: «Лазарь умер. И я радуюсь за вас, что Меня не было там, чтобы вы уверовали. Но пойдем к нему». Тогда апостол Фома сказал остальным ученикам: «Пойдем и мы и умрем с Ним!»

Когда Господь с учениками пришел в Вифанию, Ему сказали, что Лазаря похоронили четыре дня назад. Навстречу им вышла Марфа. «Господи, — сказала она, — если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, Бог даст Тебе». Господь сказал ей: «Верь, воскреснет брат твой». Марфа ответила: «Я знаю, что он воскреснет в день всеобщего воскресения». Но Иисус сказал ей: «Я — воскресение и жизнь. Тот, кто верит в Меня, если и умрет — оживет (выделено нами. — Авт.). Веришь ли ты этому?» Марфа сказала: «Да, Господи, я верю, что Ты Христос, Сын Божий, пришедший в мир». Сказав это, Марфа позвала свою сестру Марию, и та поспешила прийти. Увидев Господа, она упала к Его ногам, говоря: «Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой». Господь попросил привести Его к месту погребения Лазаря, и у гроба Своего друга Он заплакал. Иисус, печальный, пошел к могиле. «Отвалите камень», — велел Он. Когда камень убрали, Господь возвел очи к небу и сказал: «Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я знаю, что Ты всегда слышишь Меня, но Я сказал это ради тех, кто стоит здесь, чтобы они поверили, что Ты послал Меня». Сказав это, Господь громко позвал: «Лазарь, выходи!» И умерший вышел живым, весь обвязанный погребальными пеленами.

Содержание и анализ притчи

Притча начинается с описания богатого господина и нищего, живущего на улице у ворот его поместья. Богатый господин в этом повествовании — это некий собирательный образ зажиточного человека, шикарно одетого, проводящего жизнь в удовольствиях и развлечениях.

Лазарь — нищий, голодный и болезненный человек. Лазарь жил на улице вместе с бездомными животными и питался объедками со стола богача. Оставленный всеми нищий мог надеяться только на помощь Бога.

С другой — больной, покрытый струпьями нищий, товарищами которого были лишь бездомные псы. Человек, молчаливо сносящий тяготы и ожидающий смерти.

Но в бедном больном нищем господин упорно не желал видеть живого человека. Лазарь был для него пустым местом. Богач даже старался не смотреть на нищего, чтобы не замарать свой взгляд. Материальные радости настолько занимали все внимание богатого человека, что он не желал видеть то, что окружает его — чужие нужды, болезни и горести.

Оба человека умерли. Богач был похоронен с подобающими почестями, его погребальная церемония была пышной и торжественной. Бедняка поспешили убрать с глаз долой, похоронив кое-как. Загробная же участь этих людей была совсем иной.

После земной смерти Лазарь был отнесен Ангелами Божьими в Царствие всех Святых, в то время как богач был отправлен демонами в преисподнюю. Не зря говорят, что богатые люди умирают, сожалея об этом свете, а бедняки вздыхают и надеются на счастье в будущей жизни.

Оставив Землю, богач оставил за спиной богатую и сытную жизнь. Лазарь же навсегда оставил в прошлом болезни, голод и мучения, попав в место блаженства, ожидающее всех праведников.

Похожая притча

Сочетание мудрости, глубины и краткости повествования лишний раз говорит о божественном происхождении Евангелия. Все слова Иисуса, которые дошли до нас благодаря стараниям евангелистов, кратки и несут в себе особую Божественную мудрость.

Многие мудрецы прошлой эпохи и нынешних дней оставили после себя сотни трудов, но Сыну Божьему достаточно было нескольких слов, чтобы передать в них самое важное — подсказать людям, как они могут спастись и войти в Вечность.

Библия полна метафорами и иносказаниями, что делает ее не только источником Божьей мудрости, но и высокохудожественным произведением. Яркий пример такой необычной метафоричности — притча о богаче и Лазаре.

Похожая притча

Привязанность к богатству и мысли о земном убивают в человеке сочувствие и сострадание. Когда некоторые богатые фарисеи смеялись над Господом, Он рассказал следующую притчу: «Жил один богатый человек. Он одевался в великолепные одежды и каждый день устраивал роскошные пиры. A у его ворот лежал нищий по имени Лазарь. Он был весь покрыт язвами и обрадовался бы даже объедкам, падающим со стола богача. Но вот нищий умер, и Ангелы отнесли его к праотцу Аврааму, в место упокоения праведников. Умер и богач, и его похоронили. В аду, где богач терпел мучения, он как-то поднял глаза и увидел вдали Авраама и Лазаря. Он позвал: “Отец мой Авраам, сжалься надо мной и пошли Лазаря, чтобы тот обмакнул в воду кончик пальца и охладил мой язык, потому что я мучаюсь в этом огне”. Но Авраам ответил: “Дитя, вспомни, что ты получил уже доброе в жизни твоей, а Лазарь получал только злое. Сейчас же он здесь получает утешение, а ты страдаешь. И кроме того, между нами и вами — огромная пропасть, так что даже если бы кто и захотел отсюда пойти к вам, он не смог бы, и никто оттуда не может перейти к нам”. Богач сказал: “Тогда прошу тебя, отец, пошли Лазаря в дом моего отца. У меня пятеро братьев, пусть он предупредит их, чтобы и они не попали в это место мучений”. Авраам ответил: “У них есть закон Моисеев и пророки, пусть слушают их”. “Нет, отец Авраам, — сказал богач, — но если кто-то из мертвых придет к ним, покаются”. На это Авраам ему ответил: “Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят”».

В этой притче богач только тогда замечает Лазаря, когда надеется получить от него помощь. Когда же Лазарь умирал у его ворот, богач, увлеченный пирами и весельем, не обращал на него внимания. Авраам сказал богачу, что если люди не слушают закон и пророков, то даже если бы кто и из мертвых воскрес, они не поверят. Если человек не хочет слушать и исполнять слово Божие, то даже встреча с чудом не способна изменить его жизнь.

Похожая притча

Притчи Христа бывают назидательными, бывают утешительными, бывают богословскими, а бывают, как притча о Богаче и Лазаре, философскими. Эта притча философская потому, что представляет обобщенное видение мира и выявляет отношение человека к миру.

Притча эта была произнесла Христом сразу после обеда у фарисеев. Очевидно, что поводом стала ветхозаветная уверенность в том, что праведник должен быть если не богат, то уж точно обеспечен и иметь не только хлеб, но и масло.

Обед у фарисеев окончился скандалом. Христос дал понять хозяевам, что их уверенность в том, что по их праведности они стяжали богатство небесное и земное, ложно. Как иллюстрацию правильного отношения к богатству Иисус приводит притчу о богаче и Лазаре. Богатство рассматривается в картине вечности.

Христос немногими словами срывает покров тайны над миром, и слушателю открывается грандиозная картина истинного положения вещей. Как в театре. Собрались зрители и видят занавес с картиной. Вдруг занавес отъезжает и становится видима глубина сцены. Так и здесь.

На переднем плане сцены вы видим дом богача в иудейском захолустье. Перед домом лежит убогий Лазарь, и раны его лижут псы. В доме пирует богач. Пирует ежедневно и блистательно.

Домик богача стоит посреди миров Вселенной, разделенной огненной рекой. Но люди, по странному стечению обстоятельств, не видят ни звезд, ни ангелов, ни огненной реки и продолжают заниматься своими делами.

Зрителям, наоборот, все видно. Между тем, декорация распространяется и на весь зрительный зал, и получается, что зрители в чем-то тоже участники пьесы, от которых ожидаются некие действия.

Если судить примитивно, то притча эта кажется простой. Вот есть некий кредит счастья, который Бог отвесил каждому человеку. Один человек решил потратить богатство здесь. И потратил его на роскошь, еду и вино. Кредит Лазаря Бог удержал и вручил ему после смерти.

Вывод напрашивается такой: богатый был не расчетлив и прогадал. А лучше быть нищим. А еще лучше быть убогим, бедным и больным, потому что потом Бог заплатит за невольные страдания сторицей.

Пировать каждый день вредно. Лежать убогим — хорошо. Пусть никого не пугает отсутствие крошки на столе и то, что раны будут лизать псы. Когда-нибудь потом будет лучше.

Ясно, что смысл притчи не прямолинеен, и в ней есть некий ключ, который дает ее понимание и ощущение логичности.

Ошибка прямолинейной логики в том, что эта притча оценивается нами через призму земных даров: богатства и здоровья. А Христос задает иную систему координат в которой иное богатство и иное здоровье.

Притча эта совсем не о богатстве, совсем не о том, что лучше пировать на ложах сельских богачей или на лежать в страшных больницах.

Притча о том, что пока мы что-то тут себе думаем, стараемся и вьем гнезда, над нами отверсто небо. Ангелы сходят с него и восходят. И огненная пропасть так же пролегает через наш мир, как и через мир мертвых. Но глаза наши пока удержаны.

Господу через притчу было угодно дать нам понять свое место в мире, и Он представил сцену величиной с мир для развертывания притчи.

В ролях: Богач, Лазарь, Авраам. Предмет — богатство и нищета земные и богатство и нищета небесные.

Сразу обращает на себя внимание то, что он не назван по имени. Он со своим богатством в глазах Бога есть никто, и зовут его никак.

Вначале дается картина исходного состояния богача, живущего в роскоши пусто и глупо. Пусто потому, что смыслом жизни человека от Адама до нас есть труд, не пирование. Глупо потому, что ежедневные блистательные пиры — это путь к самоубийству, к смерти от ожирения, инсульта, подагры. Тем более глупо, что кроме тела разрушается и душа.

Ежедневная выпивка, как все хорошо знают, непременно ведет и к нравственной деградации. О чем мы можем судить по тому, что богач, имея изобильные остатки пиров, не уделял Лазарю ни крохи.

И вот, этот сгнивший гриб умирает. Продолжая отслеживать судьбу богача, Христос обнаруживает, что пороки богача перекочевали с ним в мир мертвых, и показывает нам главный порок, выросший из богатства, обращенного во грех: гордая надменность — полная противоположность милосердию.

Богатству в притче противолежит нищета. Но есть ли в самой нищете праведность? Является ли она добродетелью?

Большинство бедных людей ничем душой не отличаются от богатых: они также страдают от власти денег, они так же горды, они также завистливы, и они также слепы в мире духовном.

Природа нищеты разная: и пороки, и лень, и несчастный случай, и стечения обстоятельств. Жертва не по Богу не есть жертва Богу. И праведность без Бога — порок. И нищета не в Боге так же губительна, как и богатство без Бога.

Из святоотеческой истории известен один случай, в котором раскрывается смысл праведности в Боге и без Бога. Некая монашка решила, что она более свята, чем Богородица и так Ей говорила:

Но девство не о Господе, вынужденное девство, никакой ценности перед Богом не имеет. Перед Богом важна не физиология, а нравственная чистота — девственность души, не принявшей в себя мирского осквернения.

Это наглядный пример того, как человек может ошибочно располагать свое богатство не в том мире, и как можно подвиг девства или нищеты обернуть себе во грех.

Об убогом Лазаре сказано вскользь. Зато Господь зовет его по имени. Иметь имя в устах Бога — это очень важно. Но речь идет не о Лазаре, а о его положении.

Во всех тех случаях, когда убожество является для человека вещью случайной, незаслуженной или вынужденной, Бог восполняет горечь нищеты дарами Духа. Это дар настоящего богатства. Смирному человеку в болезни и горе Бог непременно посылает Духа-Утешителя. Умный и чистый человек не откажется его принять.

Праведники знают об этом и часто сами стремятся к добровольной нищете. В ней они становятся по-настоящему свободными от мира, очищают сердце от мирского мусора и представляют Богу свое чистое сердце, подготовленное для принятия даров Святого Духа. Они богатеют в Духе и в Нем полагают настоящее богатство. И таких духовно богатых Христос отправляет в селения праведников.

У богача были блистательные пиры на земных ложах. У Лазаря теперь блистательные пиры на ложах небесных.

Что вынесли из этой притчи мы — зрители?

Мы гости в этом мире. Наше земное богатство есть тлен. Настоящее богатство — это богатство в Духе. Минимальное требованием Господа к богатым — быть милосердным и щедрым к нищим. Минимальное требование к убогим — постараться стяжать мирный дух. И всем им вместе необходимо сверять свою жизнь с жизнью неба и иметь в виду огненную пропасть и печаль жизни в аду и блаженство в Раю.

Все понятно, все хорошо, но отчего же эта горечь послевкусия? Потому что слово, посеянное в нас Богом, грозится быть унесено сатаной:

Ко всякому слушающему Слово о Царстве и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его.

Горечь происходит от соблазна и привязанности к миру. Нам тяжело принять испытания, болезнь и убожество единственным путем в Рай. Нам очень тяжело подумать о том, что комфорт может быть препятствием на пути к Богу. Но мы плохо слушаем Христа и слишком внимательны к себе.

Повесть радует всех праведников, а не только убогих и больных, верным обетованием того, что Бог все видит и никогда не оставляет без внимания и помощи в этом веке и в веки вечные.

Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.

Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово.

И мы верим слову Божию и гоним прочь сомнения, внушаемые безбожниками: «Вот, вы, церковники, обманываете верующих, заставляете их страдать и быть довольными в горе, в болезни и в нищете, обещая им блаженства после смерти. Но ведь оттуда никто не приходил. И может статься так, что по вашей вине убогий человек не вкусит радости жизни ни при этой жизни, ни тем более, в гробу».

Эта несказанная теплота на сердце так сильна и так убедительна, что никто из тех, кто вкусил ее, уже ни на что не променяет, если станет вопрос о выборе между богатством, здоровьем, успехом и блаженством.

Но как все это расскажешь безбожнику? Как писал апостол Павел: духовный может судить обо всем, а о нем никто судить не может.

Но ведь все эти блистательные пиры как раз и доказывают пустоту богатства. Пустота в душе рождает тоску, а тоску пытаются заесть, запить, загулять, затанцевать и завалить деньгами. Но не от хорошей жизни блистательно пируют, а от тоски. И в этой повести теплится заря надежды и для богатых и грешных

Писано: «Поднял богач глаза к небу». Прекрасно. Подними глаза к небу. И небо не осталось безмолвным. На беседу с одним богачом пришел другой богач — Авраам. Как раз тот богач, который был милосердным.

Каков был Авраам? Почему его Бог противопоставляет нашему богачу?

Праотец праведности выкупил из рабства чужестранца Елиезера и сделал членом семьи. Он с радостью встретил трех неизвестных путников и устроил им пир (опять тема пира). Он мирно делил пастбища с племянниками: «Если твои стада налево, то мои пойдут направо. А если ты хочешь послать своих людей направо, то я пойду налево». Он не взял себе добычу после успешного военного похода, потому что имущество побежденных было чужим, а с чужого грех богатеть.

Милосердный богач Авраам, угодный Богу на земле, остался милосердным и на том свете. Он пришел выслушать человека, горящего в аду. А для грешника и это уже немало — быть выслушанным. Даже в аду грешники имеют надежду быть услышанными.

Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, бо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения.

Небольшой шаг сострадательности к близким позволил ему продолжить беседу с праведником. И Авраам и тут явил ему милость, не захотел губить веру его братьев и устраивать им искушений сверх меры.

Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их.

Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются.

Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.

И кто знает, не будь просьба богача так безрассудна, быть может Авраам мог бы в чем-то и умолить Бога о частичном помиловании? Ведь не просто так он пришел. Ведь слушал не просто ради того, чтобы послушать и сыграть нам, зрителям, роль. Пришел ведь по делу.

И мы не хотим идти в ад. Сами в Рай мы не дойдем. Нам нужна помощь Бога. В чем нам нужно помочь? Прислать нам Лазаря с мокрым пальцем? Подать милости нашей родне? Дать денег? Дать здоровья?

Как деньги и здоровье — вещи земные, могут родить вещь небесную — дух? Никак. Наверное, лучше попросить даров Духа Святого. С Духом ты будешь богат небесным богатством. С Духом ты будешь здоров в Царстве небесном. И нет ничего такого, чтобы могло быть препятствием для обогащения Духом: ни болезнь, ни даже деньги.

Читайте также: