Притча о купце читать
Обновлено: 14.11.2024
Когда-то жил один купец,
Богатый, не скупой.
Он Храм построил как дворец,
В сто футов высотой.
Но сам по храмам не ходил,
Грехи не признавал.
Вокруг всем "занят" говорил,
"В делах сплошной завал".
Он прожил долго жизнь свою,
Но вот черед настал.
Душе, как в море кораблю,
Покинуть свой причал.
Спустился ангел за душой,
Озвучить оной весть.
Что в рай душе нельзя - такой
Её грехи не счесть.
Купец взмолился, как же так?
Ведь я построил храм.
Вложил в постройку капитал,
Что заработал сам.
Тот капитал, что ты вложил.
Знать Бог того велел!
Чтоб ты, грехи простить молил
И отмолить сумел.
Но ты решил, что так сойдет.
Ну что же, не молчи.
Решил, что Храм тебя спасет,
Получишь в Рай ключи?
Но ты купец не угадал,
Итог неоспорим.
А деньги, что на храм отдал,
Так вот они - бери.
Похожая притча
В трудные минуты нашего бытия мы начинаем понимать, что в этом
мире мы не одни, что, Тот, Кого мы называем Бог - наша опора, наша
защита, наша надежда и пристанище; что есть мир, который более нес-
казанно чист, чем этот, погрязший в бесконечных войнах, разврате,
слезах, что есть мир, куда нас с начала века зовет непрестанно совесть.
Дерзающим и идущим
посвящается…
Когда-то в зрелости беспечной
Блуждая в сфере бытия,
О жизни нашей скоротечной
Услышал притчу я, друзья;
Там человек, в грехах купаясь,
В поту, бредя и спотыкаясь,
Проблем огромный воз тащил,
Теряя всё, что накопил.
Тогда, мне стало так тревожно,
Питаясь соком сладких грёз,
Тащил я также дряхлый воз,
Который, бросить всё ж возможно,
А чтобы вам суть дел понять,
Хочу ту притчу рассказать.
В стране прекрасной и счастливой
Жил-был предобрейший купец,
Жене своей чадолюбивой
Был славным мужем, как отец
Детьми, в любви, он упивался,
Хотя народ его боялся,
Ведь к ним он был довольно строг:
Он знал, что есть и храм, и Бог,
Но Богу муж не поклонялся
И не спешил тот час к Нему,
По разуменью своему
Он был купцом и им являлся,.
Когда достаток свой копил.
Так в той стране тот муж и жил.
III
Недолог век. Когда к порогу
Подкралась алая заря,
На кораблях своих в дорогу
Купец отправился в моря.
«Прощайте, дети, мной любимы,
Пути мои необозримы,
Когда вернусь я к вам, друзья?
К тебе, жена – любовь моя?!
Все в этом мире статься может,
Коль я кому чем досадил,
Простите – всех я вас любил,
Сомненье пусть не жжёт, не гложет,
Пусть зло не будет мне виной…
Прощайте, все любимы мной.
Как море пеною играло.
Как мчались лихо корабли
В тисках взволнованного вала,
Покинув стойбище земли.
Моря проплыли, океаны,
Порты, невиданные страны,
На островах скопленья гор,
Чужая речь – гуляй, помор.
Добра сколь нынче прикупили,
Сколь продано, уж не учесть:
Ковры, фарфор, парчи не счесть,
Все трюмы винами забили.
И снова мчат те корабли
К брегам своей родной земли.
Но чаще волны набегали,
И видимей темнел простор,
Сильнее тучи небо рвали
Скрывая лунный коридор,
Все ближе грозный повелитель,
Ночных разбойников хранитель –
Обезумевший царь морей,
В толпе безумных дикарей
Терзает море и тревожит.
Весь горизонт горит в огне;
Волна, взбираясь по волне,
Крыло на парус рваный ложит,
На мачты, фалы, на корму;
Корма горит, борта в дыму.
Увы, здесь драма неизбежна,
Не остановишь дикий бег
Где жизнь в гордыне безмятежна,
Где долгожданный отчий брег? -
Разврат и грохот слуг гремучих
Средь волн шипящих и могучих…
Кто мерзость и разбой творит?
Корабль на дне, другой разбит.
Пера достойная картина:
Ещё корабль пучину чтит, -
Купец в воде, купец кричит:
«Неужто здесь моя кончина,
Я не хочу, ведь нет причин
Так умирать, мой Господин!
К кому взывать средь волн мне ныне?
Да! Только ты мой Судия,
Моим делам, моей гордыне.
О, жизнь беспечная моя!
Раздумье – ты здесь одиноко,
Коль Ты, Господь сидишь высоко,
Прошение скорей прими,
И это зло, мой Бог, уйми;
Дай силы вновь для исправленья
Пустых, убогих правдой дел,
Коими все ж мой ум посмел
Без Твоего благословенья
Дух врачевать больных людей.
Сжалься над участью моей».
О первозданная природа!
Её величие, покой –
Порою слёзы небосвода,
Порою гул коры земной.
Кто остановит дерзость вала? –
И ночь прошла, волна ниспала,
Встречая пеною рассвет;
Луны застывшей силуэт,
В безмолвье тихо исчезая,
Ронял на воды дымки тень, -
Мгновенье, миг… и новый день,
Морскою влагой оживая,
Ночной ломая беспредел,
Стремился быстро в свой удел.
Кошмарной ночью, опоённый,
В морской воде купец один.
В молитвах долгих, непреклонный:
«Владыко Неба, Господин», -
Он повторял ежеминутно
Взирая вдаль, гребя попутно
Уставшей дряблою рукой:
«Как быть, как быть, как быть, Бог мой!
Плыть мочи нет, нет и терпенья –
Кругом одна вода, вода;
От кораблей нет и следа,
Одни лишь вздохи сожаленья.
Ты зришь с Небес мою беду,
Дай руку помощи, я жду»!
Кто скажет «время старомодно», -
А солнце тоже! Вдалеке,
Как призрак, лодка. Благородно
Матросы весла рвут в рывке.
Мираж, удача иль виденье
Как гром небесный – вот везенье –
К себе три дюжих молодца
Зовут уставшего купца.
«Тебя, купец, давно мы знаем,
Садись к нам, добрый человек,
Господь продлил твой скорбный век,
И ныне мы к тебе взываем -
Дай руку нам. Скорей. Мы ждем.
Нам лучше будет вчетвером».
«О Божий день, судьбой влачимый! -
Им тихо отвечал купец. -
«Поверьте мне, волной гонимый,
Я не один здесь, Бог Отец,
Мой Господин со мной, я знаю.
К Нему я ныне вопрошаю,
Он мне поможет, и я жду.
Спасибо вам, я подожду
Хоть плыть, поверьте, нету мочи…
Я все сказал». – Купец застыл,
И воздух свежий что есть сил
Глотая быстро, сплющил очи,
Молитву в небо вознося
И помощи себе прося.
И вновь волною обрамленный
Купец один в плену морском.
Уставший дико, полусонный
Он видит плот. На плоте том
Мужчина с женщиной. О радость!
О, незатейливая сладость
Для брошенных в воде судьбой…
Они купца зовут с собой:
«Дела твои, мы зрим, плохие,
Садись к нам, добрый человек.
Плот хоть и мал – о скорбный век!
Но утонуть в морской стихии
Всевышний Бог не даст ему
По всепрощенью Своему».
«О, люди добрые, спасибо! -
Им тихо отвечал купец. -
Коль плохо сделал я где-либо –
На то судья мне Бог Отец;
Он здесь со мной, я точно знаю,
Его я только ожидаю,
Его я помощи здесь жду…
Спасибо вам, я подожду.
Хотя, поверьте, плыть нет мочи…
Я все сказал», - купец застыл,
И воздух свежий, что есть сил
Глотая быстро, сплющил очи,
Молитву в небо вознося
И помощи себе прося.
Купец, купец, твоя гордыня –
Куда она тебя влечет –
Твоя мегера и богиня,
Твое падение и взлет.
Что зришь по прихоти желаний,
По прихоти морских скитаний –
Как тяжек телу этот плен!
Что ждешь молитвам ты взамен?
Не помощи ль здесь ожидая?
Но рядом лишь одно бревно:
Пловец – разорвано сукно,
И тот пловец, бревно хватая,
Изнеможенный и худой,
Купцу трясет сухой рукой.
«Одни мы в море сем глубоком,
Хватай бревно, держись скорей.
В раздумье ныне одиноком
Вдвоём, брат, будет веселей.
Что ждет нас дальше – Божья воля,
И какова здесь наша доля –
Воистину Бог наш Судья,
Держи бревно, в нем жизнь твоя.
А слава, почесть, восхваленье
Нужны ли в жизни этой нам,
Здесь воле Божьей и волнам
Отдаться надобно с терпеньем,
А не умом в воде страдать.
Сколь жить осталось - нам не знать».
«Спасибо, добрый человече, -
Вторит опять ему купец. -
Я среди этих волн не вечен,
Но даже коль я не мудрец,
Я знаю, Господь мне поможет,
Плыви один, - и вскрикнув: «Боже!»,
Купец тот час пошёл ко дну.
Исчезла радуга. Ко сну
Светило, тихо затухая,
Уходит прочь. Уж зрит луна;
Туманной дымкой пелена,
На море быстро ниспадая,
Льнёт серебром к волне седой,
Храня морской ночной покой.
Как любо, чисто приснопенье –
Блаженный чудотворный хор:
Любовь, величие, смиренье,
Слов целомудренный узор.
Здесь мир нетленный обитает,
Здесь Бог на троне восседает
Средь Ангелов и Божьих чад.
Вошедший в этот райский сад
Находит мир для утешенья.
И здесь, ночной пройдя недуг,
Один в кругу Небесных слуг
Пред Богом в трепете волненья,
Молясь с поникшей головой,
Стоит утопленник морской.
«Прости меня. Речам нескромным, -
Купец дрожит, - Господь внемли.
Когда один по водам тёмным
Я плыл далече от земли,
Тебя в тисках уединенья
Я ждал; без всякого сомненья
Надеждой воспалив свой пыл…
Но Ты меня, прости, забыл.
Молился я, воды лавина
Меня трепала там, мой Бог,
Но все же Ты мне не помог,
Ну почему, в чём здесь причина?!
Дай мне ответ, хочу понять,
С тайны скорей сними печать».
«Когда ты мысль питал спасеньем, -
Царь говорит тот час купцу. -
Когда ты плакал, с сожаленьем
Молясь к Спасителю, Творцу –
Глаза твои ко мне взывали,
Я видел их, они в печали
Просили помощи, любя.
Разве не звал ли кто тебя,
На Бога тихо уповая?!
Три раза Ангелы Небес
Срывали с глаз твоих завес,
Но ты, в гордыне прозябая,
К погибели средь волн все плыл –
Меня чем, сын мой, огорчил».
«Прошу, помилуй, Господь Боже,
За этот бред. Ох, стыд и срам!
Я думал, в жизни нет дороже
Любви к семье и видя храм,
Шел мимо я другой дорогой,
Не вознося молитвы строгой, -
Вот результаты дел моих…
Хотя посланников Твоих
Я видел, да, но плыл в гордыне,
А здесь печальных дней итог.
Хоть раз войти б в Твой храм, мой Бог,
И не стоял бы здесь я ныне.
Что ждёт меня, каков Твой суд
За мой земной прискорбный труд?»
В народе эта притча ходит,
Я думаю, не просто так.
От веры кто же нас уводит?
Во грех ввести кто нас мастак?
Кто под личиной словоблуда:
Доброжелатель иль иуда,
Или эпохи антипод
Нам говорит: «И так сойдёт».
Что нам дадут чужие страны?
Что там нам надобно искать?
Всё дома есть – и нам познать
Вселенской Славы океаны,
Где Бог, где жизнь, где Свет Любви.
На том Господь благослови!
Похожая притча
Жила Душенька чистая, светлая,
свято веря в любовь беззаветную.
От тоски одиночества да'вящей,
Захотелось найти Ей пристанище.
Пошла по' свету в поисках счастья и
вдруг Купец по пути повстречался Ей.
Посчитала Купца своей пристанью,
в то, что честен - поверила искренне.
Он же пообещал любовь вечную
и была убедительна речь его.
Она, дурочка, уши развесила,
да окончилась притча невесело:
Любил выпить мужик и в мгновение
Душа стала - монета разменная:
за стакан вина предана, продана,
да на откуп, за грех его отдана.
Была Душенька - капля хрустальная,
Да теперь - вещь экспериментальная:
Для начала согрели, пригладили,
а затем очернив, всю изгадили.
Долго сопротивлялась и плакала,
умоляла не истязать так Её.
Заглушили ответным молчанием,
не найдя слов в своё оправдание.
Трепыхалась Душа, только всё зазря,
поняла, что не справится - усмирят.
И ушла Она, в доску измотана,
с глаз долой, словно хлам отработанный!
А мужик тот, с тех пор обездушенный,
(и мораль и уставы порушены)
понял, что потерял, выкупить решил,
только не на что - нищ он стал без Души.
Свидетельство о публикации №117030800970 Рецензии
В России многие живут:
За водку душу продадут!
С праздником Вас! Вот если бы наши мужики такие притчи читали, наверное Россия другой была.
Благодарю Вас, Михаил, за понимание темы, солидарность и за поздравления! Мне очень приятно, спасибо.
С теплом и глубоким уважением, Ольга.
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+
Похожая притча
Притча о жемчужине, которую мы встречаем в 13-ой главе Евангелия от Матфея, по глубинному смыслу очень похожа на предыдущую притчу о сокровище, скрытом в поле.
«Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, нашедши одну драгоценную жемчужину, пошёл и продал всё, что имел, и купил её» ( Мф. 13: 45–46 ).
В древности жемчужины очень ценились, пожалуй, даже больше, чем в наше время. Современники Христа были готовы многое отдать за хорошую жемчужину и потому прекрасно понимали слова Иисуса о том, что для того чтобы приобрести Царство Небесное, нужно отказаться от всего ради приобретения того, что предлагал им Христос.
В притче жемчужина – символ евангельской проповеди. Купцы – это люди, которые ищут знания. В мире много жемчужин, т.е. много видов знания, но только одно знание подлинно драгоценно – вера в Иисуса Христа. Уместно сравнить людей, тщательно приобретающих знание Христово и постепенно постигающих истины евангельской жизни, которая ведёт к блаженству Царства Небесного, с купцом, который ищет жумчужин и, продав многие мелкие, покупает на вырученные от них деньги одну единственную и драгоценную. «Как обладающий жемчугом, сам знает, что он богат , – говорит Иоанн Златоуст, – но для других часто бывает неизвестно, что у него в руках жемчуг, потому что жемчуг не велик: так можно сказать и об истине. Обладающие ею, знают, что они богаты, но неверующие, не понимая цены этого сокровища, не знают о нашем богатстве».
Если в притче о сокровище, скрытом в поле речь шла о внезапном нахождении истины Божией, то притча о жемчужине повествует об обретении этой истины после долгого искания. Таков был путь князья Владимира, просветителя русского народа, который в церковном тропаре прямо именуется «купцом, ищущем доброго бисера» (жемчуга). Он искал истинную веру и нашёл ее. Став христианином, князь Владимир сумел оценить Евангелие как самое драгоценное, что может быть у человека, и Христа как единственного, Кому можно подчиниться до конца и служить.
Примером искавших истины и нашедших ее только в учении Христа может послужить еще и св. Иустин-философ. В сочинении «Разговор с Трифоном-иудеем» он пишет, что будучи еще язычником, он изучал все философские системы того времени (2-ой век) и особенно увлекался учением Платона. Но все его знания не давали ему ответа на интересовавшие его вопросы о Боге, о душе, ее бессмертии и прочем, пока один старец (по преданию, св. Поликарп) не рассказал ему об Иисусе Христе и пророках, предсказавших Его пришествие. Изучив пророчества и само Евангелие, св. Иустин только в них нашёл единую истинную и полезную философию – жемчужину.
В жизни святых угодников можно найти немало примеров тому, как глаголы Священного Писания, запавшие в душу неверующих, но ищущих жемчужину людей, приводили их на след этого сокровища, к вере во Христа и жизни в Нём.
Так и каждый из нас пусть ищет эту единственную и самую драгоценную жемчужину – евангельскую веру. «Исследуйте Писания … , – говорит Господь, – . они говорят о Мне» ( Ин 5: 39 ). Драгоценную жемчужину Христову мы найдем при внимательном и молитвенном изучении Слова Божия, ибо оно приведёт нас к узкому пути нахождения того, о чём говорил Господь Марфе, сестре четверодневного Лазаря – «единое на потребу».
В книге Тита Коллиандера «Узкий путь» мы встречаем главу под названием «О бесценной жемчужине». Автор пишет о признаках нахождения драгоценной жемчужины: «. Чем глубже ты проник в своё собственное сердце, тем выше ты поднялся над самим собой. Твоя внешняя жизнь та же: ты моешь посуду, ухаживаешь за детьми, ходишь на службу, получаешь жалование и платишь налоги. Ты выполняешь всё, что делают и окружающие тебя люди. Но ты отказался от самого себя. Ты отдал одно, чтобы приобрести другое».
«Имея Тебя, чего могу я еще желать? Ничего иного, как только непрестанно в молитве безмолвно прилепляться к Тебе, – отвечает преп. Иоанн Лествичник. – Некоторых пленяет богатство, других почести, еще других приобретение собственности; моё единственное желание – быть с Господом.
Молитва, объемлющая самоотречение, сделалась твоей настоящей жизнью, которую ты поддерживаешь лишь как будто ради молитвы. Ходить перед Богом ( Быт. 6: 9 ) – это есть теперь единственное ценное для тебя, и это заключает и охватывает всё небесное и земное. Для того, кто носит Христа в своем сердце, нет ни смерти, ни болезни, ни земной суеты; он уже вступил в вечную жизнь, которая всё объемлет. И «ночью и днём» Царство Небесное «восходит» в твоем сердце «и растет», и ты не знаешь как. Ибо «земля» сердца твоего «сама собою» производит сперва зелень, потом колос, потом и полное зерно в колосе ( Мк. 4: 27–28 )».
Святые говорят о невечернем свете. Этот свет видим не человеческим глазом, но сердцем, и он никогда не перестаёт расти в чистоте и ясности. Этот свет беспрестанно продолжает уходить от тьмы, всё умножаясь; его отличительное свойство – постоянное очищение. Это свет бесконечной вечности, проникающий оболочку времени и материи. Святые никогда не говорят, что этот свет дан всем, но лишь тем, кто очистил свое сердце любовью ко Господу, добровольно идя узким путём.
Стоит отказаться от всего ради приобретения того, что предлагает нам Христос – жемчужину Его учения и благодатной жизни в Нём.
Читайте также: